реферат, рефераты скачать
 

Алгоритм компактного хранения и решения СЛАУ высокого порядка


составляет [pic] байт, что приблизительно равно 2,7 Мбайт оперативной

памяти. Размер упакованного представления составил около 315 Кбайт.

Данная задача решалась на ЭВМ с процессором Pentium 166 и 32 МБ ОЗУ

двумя способами – методом Гаусса и методом Ланцоша. Сопоставление

результатов решения приведено в Таблице 1.

Таблица 1.

| |Время |[pic] |[pic] |[pic] |[pic] |[pic] |[pic] |

| |решения | | | | | | |

| |(сек) | | | | | | |

|Метод |280 |2.2101 |-2.460|1.3756 |-5.2501|1.7406 |-2.3489|

|Гаусса | | |8 | | | | |

|Метод |150 |2.2137 |-2.466|1.3904 |-5.2572|1.7433 |-2.3883|

|Ланцоша | | |9 | | | | |

Из Таблицы 1 легко видеть, что результаты решения СЛАУ методом Гаусса и

методом Ланцоша хорошо согласуются между собой, при этом время решения

вторым способом почти в два раза меньше, чем в случае использования метода

Гаусса.

ВЫВОДЫ.

В данной работе были рассмотрены способы компактного хранения матрицы

коэффициентов системы линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) и методы ее

решения. Разработан алгоритм компактного хранения матрицы жесткости,

позволяющий в несколько раз (иногда более чем в десятки раз) сократить

объем требуемой памяти для хранения такой матрицы жесткости.

Классические методы хранения, учитывающие симметричную и ленточную

структуру матриц жесткости, возникающих при применении метода конечных

элементов (МКЭ), как правило, не применимы при решении контактных задач,

так как при их решении матрицы жесткости нескольких тел объединяются в одну

общую матрицу, ширина ленты которой может стремиться к порядку системы.

Предложенная в работе методика компактного хранения матриц

коэффициентов СЛАУ и использования метода Ланцоша позволили на примере

решения контактных задач добиться существенной экономии процессорного

времени и затрат оперативной памяти.

СПИСОК ССЫЛОК.

1. Зенкевич О., Морган К. Конечные методы и аппроксимация // М.: Мир,

1980

2. Зенкевич О., Метод конечных элементов // М.: Мир., 1975

3. Стрэнг Г., Фикс Дж. Теория метода конечных элементов // М.: Мир,

1977

4. Бахвалов Н.С.,Жидков Н.П., Кобельков Г.М. Численные методы // М.:

наука, 1987

5. Воеводин В.В., Кузнецов Ю.А. Матрицы и вычисления // М.:Наука, 1984

6. Бахвалов Н.С. Численные методы // М.: Наука, 1975

7. Годунов С.К. Решение систем линейных уравнений // Новосибирск:

Наука, 1980

8. Гоменюк С.И., Толок В.А. Инструментальная система анализа задач

механики деформируемого твердого тела // Приднiпровський науковий

вiсник – 1997. – №4.

9. F.G. Gustavson, “Some basic techniques for solving sparse matrix

algorithms”, // editer by D.J. Rose and R.A.Willoughby, Plenum

Press, New York, 1972

10. А.Джордж, Дж. Лиу, Численное решение больших разреженных систем

уравнений // Москва, Мир, 1984

11. D.J. Rose, “A graph theoretic study of the numerical solution of

sparse positive definite system of linear equations” // New York,

Academic Press, 1972

12. Мосаковский В.И., Гудрамович В.С., Макеев Е.М., Контактные задачи

теории оболочек и стержней // М.:”Машиностроение”, 1978

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Исходный текст программы, реализующий анализ структуры КЭ-разбиения

объекта.

#include

#include

#include

#include

#include

#include "matrix.h"

#define BASE3D_4 4

#define BASE3D_8 8

#define BASE3D_10 10

const double Eps = 1.0E-10;

DWORD CurrentType = BASE3D_10;

void PrintHeader(void)

{

printf("Command format: AConvert -

[/Options]\n");

printf("Switch: -t10 - Tetraedr(10)\n");

printf(" -c8 - Cube(8)\n");

printf(" -s4 - Shell(4)\n");

printf(" -s8 - Shell(8)\n\n");

printf("Optins: /8 - convert Tetraedr(10)->8*Tetraedr(4)\n");

printf(" /6 - convert Cube(8)->6*Tetraedr(4)\n");

}

bool Output(char* fname,Vector& x,Vector&

y,Vector& z, Matrix& tr, DWORD n,

DWORD NumNewPoints,DWORD ntr,Matrix& Bounds,DWORD

CountBn)

{

char* Label = "NTRout";

int type = CurrentType,

type1 = (type==BASE3D_4 || type==BASE3D_10) ? 3 : 4;

DWORD NewSize,

i,

j;

ofstream Out;

if (type==BASE3D_4) type1 = 3;

else if (type==BASE3D_8) type1 = 4;

else if (type==BASE3D_10) type1 = 6;

Out.open(fname,ios::out | ios:: binary);

if (Out.bad()) return true;

Out.write((const char*)Label,6 * sizeof(char));

if (Out.fail()) return true;

Out.write((const char*)&type,sizeof(int));

if (Out.fail()) return true;

Out.write((const char*)&CountBn,sizeof(DWORD));

if (Out.fail())

{

Out.close();

return true;

}

Out.write((const char*)&(NewSize = n + NumNewPoints),sizeof(DWORD));

if (Out.fail()) return true;

Out.write((const char*)&(NumNewPoints),sizeof(DWORD));

if (Out.fail())

{

Out.close();

return true;

}

for (DWORD i = 0; i < n; i++)

{

Out.write((const char*)&x[i],sizeof(double));

Out.write((const char*)&y[i],sizeof(double));

Out.write((const char*)&z[i],sizeof(double));

if (Out.fail())

{

Out.close();

return true;

}

}

for (i = 0; i < NumNewPoints; i++)

{

Out.write((const char*)&x[n + i],sizeof(double));

Out.write((const char*)&y[n + i],sizeof(double));

if (Out.fail())

{

Out.close();

return true;

}

}

Out.write((const char*)&(ntr),sizeof(DWORD));

if (Out.fail())

{

Out.close();

return true;

}

for (i = 0; i < ntr; i++)

for (j = 0; j < (DWORD)type; j++)

{

DWORD out = tr[i][j];

Out.write((const char*)&out,sizeof(DWORD));

if (Out.fail())

{

Out.close();

return true;

}

}

for (i = 0; i < CountBn; i++)

for (j = 0; j < (DWORD)type1; j++)

{

DWORD out = Bounds[i][j];

Out.write((const char*)&out,sizeof(DWORD));

if (Out.fail())

{

Out.close();

return true;

}

}

{

//*********************

// Create Links

printf("Create links...\r");

Vector Link(n),

Size(n);

Matrix Links(n,n);

DWORD Count;

int type = CurrentType;

for (DWORD i = 0; i < n; i++)

{

for (DWORD j = 0; j < ntr; j++)

for (DWORD k = 0; k < (DWORD)type; k++)

if (tr[j][k] == i)

for (DWORD m = 0; m < (DWORD)type; m++) Link[tr[j][m]] = 1;

Count = 0;

for (DWORD m = 0; m < n; m++)

if (Link[m]) Count++;

Size[i] = Count;

Count = 0;

for (DWORD m = 0; m < n; m++)

if (Link[m])

Links[i][Count++] = m;

//Set zero

Link.ReSize(n);

}

// Output

//*********************

for (DWORD i = 0; i < n; i++)

{

DWORD Sz = Size[i];

Out.write((const char*)&Sz,sizeof(DWORD));

for (DWORD j = 0; j < Sz; j++)

Out.write((const char*)&(Links[i][j]),sizeof(DWORD));

}

//*********************

}

printf(" \r");

printf("Points: %ld\n",n);

printf("FE: %ld\n",ntr);

Out.close();

return false;

}

bool Test(DWORD* a,DWORD* b)

{

bool result;

int NumPoints = 3;

if (CurrentType == BASE3D_8) NumPoints = 4;

else if (CurrentType == BASE3D_10) NumPoints = 6;

for (int i = 0; i < NumPoints; i++)

{

result = false;

for (int j = 0; j < NumPoints; j++)

if (b[j] == a[i])

{

result = true;

break;

}

if (result == false) return false;

}

return true;

}

void Convert(Vector& X,Vector& Y,Vector& Z,

Matrix& FE,DWORD NumTr,Matrix& Bounds,DWORD& BnCount)

{

int cData8[6][5] = {{0,4,5,1,7},

{6,2,3,7,0},

{4,6,7,5,0},

{2,0,1,3,5},

{1,5,7,3,4},

{6,4,0,2,1}},

cData4[4][4] = {{0,1,2,3},

{1,3,2,0},

{3,0,2,1},

{0,3,1,2}},

cData10[4][7] = {{0,1,2,4,5,6,3},

{0,1,3,4,8,7,2},

{1,3,2,8,9,5,0},

{0,2,3,6,9,7,1}},

cData[6][7],

Data[6],

l,

Num1,

Num2,

m;

DWORD i,

j,

p[6],

pp[6],

Index;

Matrix BoundList(4 * NumTr,6);

double cx,

cy,

cz,

x1,

y1,

z1,

x2,

y2,

z2,

x3,

y3,

z3;

Bounds.ReSize(4 * NumTr,6);

switch (CurrentType)

{

case BASE3D_4:

Num1 = 4;

Num2 = 3;

for (l = 0; l < Num1; l++)

for (m = 0; m < Num2+1; m++)

cData[l][m] = cData4[l][m];

break;

case BASE3D_8:

Num1 = 6;

Num2 = 4;

for (l = 0; l < Num1; l++)

for (m = 0; m < Num2 + 1; m++)

cData[l][m] = cData8[l][m];

break;

case BASE3D_10:

Num1 = 4;

Num2 = 6;

for (l = 0; l < Num1; l++)

for (m = 0; m < Num2+1; m++)

cData[l][m] = cData10[l][m];

}

printf("Create bounds...\r");

for (i = 0; i < NumTr - 1; i++)

for (int j = 0; j < Num1; j++)

if (!BoundList[i][j])

{

for (l = 0; l < Num2; l++)

p[l] = FE[i][cData[j][l]];

for (DWORD k = i + 1; k < NumTr; k++)

for (int m = 0; m < Num1; m++)

if (!BoundList[k][m])

{

for (int l = 0; l < Num2; l++)

pp[l] = FE[k][cData[m][l]];

if (Test(p,pp))

BoundList[i][j] = BoundList[k][m] = 1;

}

}

for (i = 0; i < NumTr; i++)

for (j = 0; j < (DWORD)Num1; j++)

if (BoundList[i][j] == 0)

{

if (CurrentType == BASE3D_4)

{

cx = X[FE[i][cData[j][3]]];

cy = Y[FE[i][cData[j][3]]];

cz = Z[FE[i][cData[j][3]]];

}

else

if (CurrentType == BASE3D_10)

{

cx = X[FE[i][cData[j][6]]];

cy = Y[FE[i][cData[j][6]]];

cz = Z[FE[i][cData[j][6]]];

}

else

{

cx = X[FE[i][cData[j][4]]];

cy = Y[FE[i][cData[j][4]]];

cz = Z[FE[i][cData[j][4]]];

}

x1 = X[FE[i][cData[j][0]]];

y1 = Y[FE[i][cData[j][0]]];

z1 = Z[FE[i][cData[j][0]]];

x2 = X[FE[i][cData[j][1]]];

y2 = Y[FE[i][cData[j][1]]];

z2 = Z[FE[i][cData[j][1]]];

x3 = X[FE[i][cData[j][2]]];

y3 = Y[FE[i][cData[j][2]]];

z3 = Z[FE[i][cData[j][2]]];

for (l = 0; l < Num2; l++)

Data[l] = cData[j][l];

if ( ((cx-x1)*(y2-y1)*(z3-z1) + (cy-y1)*(z2-z1)*(x3-x1) + (y3-

y1)*(cz-z1)*(x2-x1) -

(x3-x1)*(y2-y1)*(cz-z1) - (y3-y1)*(z2-z1)*(cx-x1) - (cy-

y1)*(z3-z1)*(x2-x1)) > 0)

{

if (CurrentType == BASE3D_4)

{

Data[0] = cData[j][0];

Data[1] = cData[j][2];

Data[2] = cData[j][1];

}

else

if (CurrentType == BASE3D_10)

{

Data[0] = cData[j][0];

Data[1] = cData[j][2];

Data[2] = cData[j][1];

Data[3] = cData[j][5];

Data[5] = cData[j][3];

}

else

{

Data[0] = cData[j][0];

Data[1] = cData[j][3];

Data[2] = cData[j][2];

Data[3] = cData[j][1];

}

}

for (l = 0; l < Num2; l++)

Bounds[BnCount][l] = FE[i][Data[l]];

BnCount++;

}

}

void main(int argc,char** argv)

{

char *input1,

*input2,

*input3,

*op = "",

*sw;

bool CreateFile(char*,char*,char*,char*);

printf("ANSYS->FORL file convertor. ZSU(c) 1998.\n\n");

if (argc < 5 || argc > 6)

{

PrintHeader();

return;

}

sw = argv[1];

input1 = argv[2];

input2 = argv[3];

input3 = argv[4];

if (!strcmp(sw,"-t10"))

CurrentType = BASE3D_10;

else

if (!strcmp(sw,"-c8"))

CurrentType = BASE3D_8;

else

{

printf("Unknown switch %s\n\n",sw);

PrintHeader();

return;

}

if (argc == 6)

{

op = argv[5];

if (strcmp(op,"/8") && strcmp(op,"/6"))

{

printf("Unknown options %s\n\n",op);

PrintHeader();

return;

}

}

if (CreateFile(input1,input2,input3,op))

printf("OK\n");

}

bool CreateFile(char* fn1,char* fn2,char* fn3,char* Op)

{

FILE *in1,

*in2,

*in3;

Vector X(1000),

Y(1000),

Z(1000);

DWORD NumPoints,

NumFE,

NumBounds = 0,

tmp;

Matrix FE(1000,10),

Bounds;

bool

ReadTetraedrData(char*,char*,FILE*,FILE*,Vector&,Vector&,Vec

tor&,

Matrix&,DWORD&,DWORD&),

ReadCubeData(char*,char*,FILE*,FILE*,Vector&,Vector&,Vector<

double>&,

Matrix&,DWORD&,DWORD&);

void Convert824(Matrix&,DWORD&),

Convert1024(Matrix&,DWORD&);

if ((in1 = fopen(fn1,"r")) == NULL)

{

printf("Unable open file %s",fn1);

return false;

}

if ((in2 = fopen(fn2,"r")) == NULL)

{

printf("Unable open file %s",fn2);

return false;

}

if (CurrentType == BASE3D_10)

{

if (!ReadTetraedrData(fn1,fn2,in1,in2,X,Y,Z,FE,NumPoints,NumFE))

return false;

if (!strcmp(Op,"/8"))

{

// Create 8*Tetraedr(4)

Convert1024(FE,NumFE);

}

Convert(X,Y,Z,FE,NumFE,Bounds,NumBounds);

return !Output(fn3,X,Y,Z,FE,NumPoints,0,NumFE,Bounds,NumBounds);

}

if (CurrentType == BASE3D_8)

{

if (!ReadCubeData(fn1,fn2,in1,in2,X,Y,Z,FE,NumPoints,NumFE))

return false;

if (!strcmp(Op,"/6"))

{

// Create 6*Tetraedr(4)

Convert824(FE,NumFE);

}

Convert(X,Y,Z,FE,NumFE,Bounds,NumBounds);

return !Output(fn3,X,Y,Z,FE,NumPoints,0,NumFE,Bounds,NumBounds);

}

return false;

}

void Convert824(Matrix& FE,DWORD& NumFE)

{

Matrix nFE(6 * NumFE,4);

DWORD data[][4] = {

{ 0,2,3,6 },

{ 4,5,1,7 },

{ 0,4,1,3 },

{ 6,7,3,4 },

{ 1,3,7,4 },

{ 0,4,6,3 }

},

Current = 0;

for (DWORD i = 0; i < NumFE; i++)

for (DWORD j = 0; j < 6; j++)

{

for (DWORD k = 0; k < 4; k++)

nFE[Current][k] = FE[i][data[j][k]];

Current++;

}

CurrentType = BASE3D_4;

NumFE = Current;

FE = nFE;

}

void Convert1024(Matrix& FE,DWORD& NumFE)

{

Matrix nFE(8 * NumFE,4);

DWORD data[][4] = {

{ 3,7,8,9 },

{ 0,4,7,6 },

{ 2,5,9,6 },

{ 7,9,8,6 },

{ 4,8,5,1 },

{ 4,5,8,6 },

{ 7,8,4,6 },

{ 8,9,5,6 }

},

Current = 0;

for (DWORD i = 0; i < NumFE; i++)

for (DWORD j = 0; j < 8; j++)

{

for (DWORD k = 0; k < 4; k++)

nFE[Current][k] = FE[i][data[j][k]];

Current++;

}

CurrentType = BASE3D_4;

NumFE = Current;

FE = nFE;

}

bool ReadTetraedrData(char* fn1,char* fn2,FILE* in1,FILE*

in2,Vector& X,Vector& Y,Vector& Z,

Matrix& FE,DWORD& NumPoints,DWORD& NumFE)

{

double tx,

ty,

tz;

char TextBuffer[1001];

DWORD Current = 0L,

tmp;

while (!feof(in1))

{

if (fgets(TextBuffer,1000,in1) == NULL)

{

if (feof(in1)) break;

printf("Unable read file %s",fn1);

fclose(in1);

fclose(in2);

return false;

}

if (sscanf(TextBuffer,"%ld %lf %lf %lf", &NumPoints,&tx,&ty,&tz)

!= 4) continue;

X[Current] = tx;

Y[Current] = ty;

Z[Current] = tz;

if (++Current == 999)

{

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.