реферат, рефераты скачать
 

Реферат: Людвиг Ван Бетховен


Реферат: Людвиг Ван Бетховен

Реферат.

Людвиг ван Бетховен.

Семья. Детские и юношеские годы.

Людвиг ван Бетховен родился в декабре 1770 года в Германии, в городе Бонне. Этот

не большой городок был резиденцией кельнского курфюрста

[1]. Не последнее место отводилось здесь музыке. В музыкальной капелле на

службу у курфюрста находились дед и отец Людвига. Дед композитора – фламандец

[2] по происхождению ещё юношей поселился в Бонне. От деда унаследовал

Бетховен многие черты характера: настойчивость и неистовую работоспособность,

гордость и независимость нрава.

Иоганн ван Бетховен – отец Людвига – также служил в капелле. Певец, скрипач и

клавесинист, он был способным музыкантом, но гибельная страсть к алкоголю

сделалась причиной многих страданий семьи и особенно Людвига. К

обнаружившемуся с раннего детства дарованию Бетховена он отнёсся как к новому

источнику доходов. Принуждениями, побоями он заставлял 4-летнего

ребёнка часами просиживать за фортепиано, бесконечно твердя бессмысленные

упражнения на скрипке. Обучение у Бетховена было без всякой системы: один

учитель сменял другого, и хотя среди них встречались и знающие музыканты,

никто из них не оставил заметного следа в музыкальном воспитании будущего

композитора.

Новый учитель Людвига, Нефе, прибыл в Бонн в 1779 году и занял должность

музыкального руководителя боннского “национального театра”. С 1782 года юный

Бетховен систематически посещал театр и даже работал в нём. Этим он был

обязан своему новому учителю.

В 1782 году Бетховен уже написал три сонаты для клавесина; тогда ему шёл

тринадцатый год. Но никаких перемен в материальном положении Бетховена не

последовало. Когда Людвигу исполнилось14 лет, его отец окончательно потерял

голос и пил запоем. Заработка не хватало.

В шестнадцатилетнем возрасте Людвиг уже пользовался широкой известностью в

Бонне. Он преподавал и выступал аристократических домах и при дворе. Его

импровизации за клавесином, полные огня и воображения уже тогда поражали

слушателей. Первые произведения Людвига – вариации, сонаты, фортепианные

квартеты, песни – могли выдержать сравнение с сочинениями признанных

немецких композиторов.

По мере знакомства Людвига с сочинениями Моцарта растёт его преклонение

перед гением этого музыканта. Сыграть ему свои сочинения, услышать его советы

становится непреодолимым желанием Бетховена. И весной 1787 года юноша

направляется к Моцарту в Вену. Моцарт, всецело занятый сочинением “Дон

Жуана”, всё же нашёл время послушать игру Бетховена. Юный композитор

блестяще импровизировал на заданную Моцартом тему, поразив всех, кто там

присутствовал. Моцарт сказал, прослушав игру Бетховена: “Обратите внимание на

него. Он всех заставит о себе говорить”.

Внезапно получив известие о тяжёлой болезни матери, Людвиг спешно уехал

из Вены домой. Её хрупкий организм не выдержал тяжелой длительной болезни,

бесконечных семейных невзгод, непрестанной нужды.

После смерти жены отец совсем опустился, а вскоре и вовсе умер. Людвиг

становится главой семьи. Помимо работы в капелле, он вечерами играет на альте

в оркестре оперного театра, даёт уроки музыки. Непосильная нагрузка заметно

подорвало здоровье Бетховена. К тому же он перенёс тиф и оспу, оставившую

заметные следы на лице.

Но жестокие удары судьбы не сломили сильного духом юношу. Он продолжает

самообразование. Во время французской революции Бетховен поступил в Боннский

университет на факультет философии. Но он проучился там всего один год.

Почему он прекратил занятия – неизвестно.

Бетховену не удалось получить систематического образования. С 11-ти лет

будущий композитор уже перестал посещать общеобразовательную школу. Однако

он начал заниматься самообразованием: изучил французский и

итальянский языки, знал латынь и всю жизнь питал глубочайшее уважение к

классической литературе.

Как ни печально было детство Бетховена, он навеки сохранил о нём и о его

родных местах, где оно протекало, нежное и грустное воспоминание. Сердце его

навеки осталось верным этому краю.

В течение 4-ёх лет – с 1788 года до отъезда из Бонна в 1792 году – Бетховен

прошёл превосходную практическую школу оркестровой игры и изучил все

популярные оперы того времени.

Первый венский период.

В начале ноября 1792 года Бетховен выехал в Вену. Годы 1792 – 1802 составляют

так называемый венский период в творчестве Людвига ван Бетховена. Со своим

музыкальным прошлым молодой композитор решительно порывает. Новым композициям

он даёт номера, начиная с первого “опуса”.

В эти годы Бетховен сочиняет главным образом пьесы для фортепиано. Одна за

другой создаются первые 15 фортепианных сонат, два превосходных концерта

для фортепиано с оркестром, 6 струнных квартетов, Серенада для флейты,

скрипки и альта. Среди этих произведений есть и такие, как “ Патетическая

соната”, “Соната в роде фантазии”, получившая название “Лунной”.

Вначале Бетховену жилось в Вене трудно. Его первое жилище находилось в

полуподвале. Юноша страдал от сырости и холода. Появились непредвиденные

расходы. Людвиг начал учиться танцам, а затем и верховой езде. Однако танцы

давались Бетховену с трудом, и он никогда не научился хорошо танцевать.

Средства Бетховена складывались из подарков аристократов, в салонах которых

он выступал, а позже и из авторских доходов. Ему удалось начать печатать свои

произведения почти с первых шагов композиторской деятельности в Вене, что

было тогда делом не лёгким.

В первый период пребывания в Вене Бетховен продолжал писать в большом

количестве камерные ансамбли для различных инструментальных составов:

струнного трио, квинтетов, секстетов и т.д.

Прошло четыре года с тех пор, как Бетховен приехал в Вену. И вот старые

друзья, хорошо знавшие его в юности, стали замечать, как изменился его

характер. И прежде вспыльчивый и замкнутый, Бетховен становился всё более

раздражительным, подозрительным даже по отношению к тем, кого искренне любил.

Эту перемену его друзья объясняли тем, что Бетховену, с его гордостью и

независимым характером, особенно трудно переносить своё ложное положение

среди венской знати. Кроме того, им было известно, как плохо Бетховен

разбирается в людях и как тяжело переносит разочарование в них.

Все это верно. Но дело было не только в этом. В 1800, по другим сведениям в

1801 году у Бетховена начал ослабевать слух.

Крушение мечты о счастье, ужас, испытываемый от надвигающейся глухоты,

привели Бетховена к мыслям о самоубийстве. По совету врачей Бетховен уезжает

в Гейлигенштадт – уединённое место неподалёку от Вены. Курс лечения,

принятый Бетховеном, не оправдал надежд, и мысли о смерти не покидают его. В

октябре 1802 он пишет завещание братьям Карлу и Иоганну.

В потоке произведений, созданных в 1800 – 1803 годах, нашло отражение всё,

что переживал в ту пору Бетховен: мрачная подавленность и неистово пламенный

протест, порывы страсти и гордое смирение, поиски покоя, тишины и жажда

жизни, активной деятельности. Таковы третий фортепианный концерт c-moll,

соната as-dur, с похоронным маршем и “Лунная” соната, соната d-moll и ряд

других произведений.

Жизнь Бетховена в течение 1803–1805 годов не была особенно разнообразной.

Важным событием явилась новая “академия”. Исполнялись две первые симфонии,

Третий концерт для фортепиано и недавно законченная оратория.

В период 1805 – 1809 были созданы ещё три симфонии – Четвёртая, Пятая и

Шестая, три концерта – один скрипичный и два фортепианных (Четвёртый и

Пятый), хоровая фантазия и увертюра.

К этой эпохе, к годам любви и надежды относятся и Три струнных квартета,

образующих группу отчётливо связанных между собой произведений. В январе 1808

года, издав эти квартеты, он посвятил их графу Разумовскому.

Последний период жизни и творчества.

В период с 1813 по 1818 год Бетховен сочиняет сравнительно медленно и мало.

Первым в ряду произведений последнего творческого периода был цикл песен “К

далёкой возлюбленной”. Совершенно оригинальный по замыслу и музыкальной

композиции, он явился ранним предвестником романтических вокальных циклов

Шуберта, Шумана. Вслед за песнями на протяжении нескольких лет (1816 – 1822)

выходят пять последних фортепианных сонат.

В конце 1815 года умер брат Бетховена, Карл Каспар. Отношения между братьями

натянутые, но в последние годы болезни Карла композитор проявлял к

умирающему самое сердечное внимание и нередко помогал ему деньгами. Карл

Каспар завещал опеку над 9-летним сыном не жене, а своему великому брату.

Одинокий Бетховен, всегда страстно жаждавший семьи и обожавший своего

племянника Карла, с радостью согласился. Немало унижений и волнений

пришлось пережить Бетховену в связи с этой злосчастной опекой. Маленький Карл

не любил своего дядю, хотя умел ловко подлаживаться к нему. Двуличие и

лживость племянника доставляли бесконечно много огорчений Бетховену.

Постоянное беспокойство, полная глухота, болезнь глаз, желудка и печени – всё

это вместе взятое сделало Бетховена стариком уже в пятидесятилетнем возрасте.

.26 марта 1827 года Бетховен был ещё жив. День был мрачным. Тяжёлые глыбы

облаков скопились на небе. Между четырьмя пятью часами надвинулись такие

тучи, что в комнате стало совсем темно. Удар грома потряс комнату. Бетховен

открыл глаза, угрожающим жестом поднял к небу правую руку со сжатым кулаком.

Выражение его лица было страшно. Казалось, он сейчас крикнет: “Я вызываю вас

на бой, враждебные силы!..” Но рука упала. Глаза закрылись. Он пал в бою.

.Его похороны состоялись 29 марта.

Автор – Дмитрий Шкулис.

Средняя школа “Науямесчё”, г. Вильнюс

1998 г.

[1] Курфюрсты – князья (духовные и

светские), за которыми в 13 веке было закреплено право избирания императора.

[2] Фламандцы – народ на севере Бельгии.


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.