реферат, рефераты скачать
 

Реферат: Балет С.С.Прокофьева Ромео и Джульетта


Реферат: Балет С.С.Прокофьева Ромео и Джульетта

“Может ли художник стоять в стороне от жизни?.. Я придерживаюсь того

убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец призван служить

человеку и народу. Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своём

искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому

будущему.”

В этих словах гениального композитора Сергея Сергеевича Прокофьева

раскрывается смысл и значение его творчества, всей его жизни, подчинённой

непрерывному дерзанию поискам, завоеванию всё новых высот на пути создания

музыки выражающей помыслы народа.

Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в селе Сонцовка на

Украине. Его отец служил управляющим в имении. С самых ранних лет Серёжа

полюбил серьёзную музыку благодаря своей матери, которая хорошо играла на

рояле. В детстве талантливый ребёнок уже сочинял музыку. Прокофьев получил

хорошее образование и знал три иностранных языка. Очень рано у него появились

независимость суждений о музыке и строгое отношение к своему труду. В 1904

году 13 летний Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию. Он провёл в

её стенах десять лет. Репутация Петербургской консерватории в годы обучения в

ней Прокофьева была очень высокой. В числе её профессоров находились

первоклассные музыканты такие как: Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Глазунов, А.К.

Лядов, а в исполнительских классах - А.Н. Есипова и Л.С.Ауэр. К 1908 году

относится первое публичное выступление Прокофьева, исполнившее свои

произведения на вечере современной музыки. Исполнение Первого концерта для

фортепиано с оркестром (1912 год) в Москве принесло Сергею Прокофьеву

громадную славу. Музыка поразила своей необычайной энергией, смелостью.

Настоящий смелый и жизнерадостный голос слышится в бунтующих дерзостях

молодого Прокофьева. Асафьев писал: “Вот – дивное дарование! Огненное,

живительное, брызжущее силой, бодростью, мужественной волей и увлекающей

непосредственностью творчества. Прокофьев иногда жесток, порой неуравновешен,

но всегда интересен и убедителен”.

Новые образы динамичной, ослепительно светлой, музыки Прокофьева рождены

новым мироощущением, эпохой современности , ХХ веком. После окончания

консерватории молодой композитор ездил за границу – в Лондон, где проходили в

то время гастроли русской балетной труппы организованной С.Дягилевым.

Появление балета “Ромео и Джульетта” составляет важную переломную веху в

творчестве Сергея Прокофьева. Он был написан в 1935-1936 годах. Либретто

разработано композитором совместно с режиссёром С. Радловым и балетмейстером

Л. Лавровским (Л. Лавровский и осуществил первую постановку балета в 1940

году в Ленинградском театре оперы и балета имени С. М. Кирова). Убедившись в

бесперспективности формального экспериментаторства, Прокофьев стремится к

воплощению живых человеческих эмоций, утверждению реализма. Музыка Прокофьева

ярко раскрывает основной конфликт шекспировской трагедии – столкновение

светлой любви с родовой враждой старшего поколения, характеризующий дикость

средневекового уклада жизни. Музыка воспроизводит живые образы шекспировских

героев, их страсти, порывы, их драматические столкновения. Форма их свежа и

самозабытна, драматургические и музыкально-стилистические образы подчинены

содержанию.

К сюжету “Ромео и Джульетта” обращались часто: “Ромео и Джульетта” –

увертюра-фантазия Чайковского, драматическая симфония с хором Берлиоза, а

также - 14 опер.

“Ромео и Джульетта” Прокофьева – это богато развитая хореографическая драма

со сложной мотивировкой психологических состояний, обилием чётких музыкальных

портретов-характеристик. Либретто сжато и убедительно показывает основу

шекспировской трагедии. В нём сохранена основная последовательность сцен

(сокращены лишь немногие сцены – 5 актов трагедии сгруппированы в 3 больших

акта).

В музыке Прокофьев стремится дать современные представления о старине (эпоха

описываемых событий – XV век). Менуэт и гавот характеризуют некоторую

чопорность и условную грацию (“церемонность” эпохи) в сцене бала у Капулетти.

Прокофьев ярко воплощает в музыке шекспировские контрасты трагичного и

комического, возвышенного и шутовского. Рядом с драматическими сценами –

весёлые чудачества Меркуцио. Грубоватые шутки кормилицы. Ярко звучит линия

скерцозности в картинах ??????????? веронской улицы, в скоморошьем “Танце

масок”, в шалостях Джульетты, в смешной старушечьей теме Кормилицы. Типичное

олицетворение юмора – весельчак Меркуцио.

Одним из важнейших драматических средств в балете “Ромео и Джульетта” является

лейтмотив – это не краткие мотивы, а развёрнутые эпизоды (например тема

смерти, тема обреченности). Обычно музыкальные портреты героев у Прокофьева

сплетаются из нескольких тем, характеризующих разные стороны образа – появление

новых качеств образа вызывает и появление новой темы. Ярчайший пример 3 темы

любви, как 3 ступени развития чувства:

1 тема – его зарождение;

2 тема – расцвет;

3 тема – его трагический накал.

Центральное место занимает в музыке лирическая струя – тема любви,

побеждающая смерть.

С необычайной щедростью обрисовал композитор мир душевных состояний Ромео и

Джульетты (более 10 тем) особенно многогранно охарактеризована Джульетта,

превращающаяся из беззаботной девочки в сильную любящую женщину. В

соответствии с замыслом Шекспира дан образ Ромео: вначале он охватывает

романтические томления, затем проявляет пламенную пылкость влюблённого и

отвагу бойца.

Музыкальные темы, намечающие зарождение чувства любви, прозрачны, нежны;

характеризующие зрелое чувство влюбленных наполнены сочными, гармоничными

красками, остро хроматированы. Резкий контраст к миру любви и юношеских

шалостей представляет вторая линия – “линия вражды” – стихия слепой ненависти

и средневековой ???????? – причина гибели Ромео и Джульетты. Тема распрей в

резком лейтмотиве вражды – грозный унисон басов в “Танце рыцарей” и в

сценическом портрете Тибальда – олицетворение злобы, надменности и сословной

спеси, в эпизодах боевых схваток в грозном звучании темы герцога. Тонко

раскрыт образ Патера Лоренцо – ученого-гуманиста, покровителя влюблённых,

надеющегося, что их любовь и брачный союз примирит враждующие семьи. В его

музыке нет церковной святости, отрешённости. Она подчёркивает мудрость,

величие духа, доброту, любовь к людям.

Разбор балета

В балете три акта (четвёртый акт – эпилог), два номера и девять картин

I действие – экспозиция образов, знакомство Ромео и Джульетты на балу.

II действие. 4 картина – светлый мир любви, венчание. 5 картина – ужасная

сцена вражды и смерти.

III действие. 6 картина – прощание. 7, 8 картины – решение Джульетты

принять снотворное зелье.

Эпилог. 9 картина – смерть Ромео и Джульетты.

I акт

№1 Вступление начинается с 3 темы любви – светлой и скорбной; знакомство с

основными образами:

2 тема – с образом целомудренной Джульетты-девочки – грациозной и лукавой;

3 тема – с образом пылкого Ромео (сопровождение показывает пружинистую

походку юноши).

1 картина

№2 “Ромео” (Ромео бродит по предрассветному городу) – начинается с показа

лёгкой походки юноши – задумчивая тема характеризует его романтический облик.

№3“Улица просыпается” – скерцо – на мелодии танцевального склада, секундные

синкопы, различные тональные сопоставления придают остроту, озорство, как

символ здоровья, оптимизма – тема звучит в разных тональностях.

№4 “Утренний танец” – характеризует пробуждающуюся улицу, утреннюю сутолоку,

остроту шуток, бойких словесных поединков – музыка скерцозна, шутлива,

мелодия упругая по ритму, приплясывающая и мчащаяся – характеризует тип

движения.

№5 и 6 “Ссора слуг Монтекки и Капулетти”, “Бой” – нет ещё яростной злобы,

темы звучат задиристо, но задорно, продолжают настроение “Утреннего танца”.

“Бой” – как “этюд” – моторное движение, бряцание оружия, стук мячей. Здесь

впервые появляется тема вражды, проходит полифонически.

№7 “Приказ Герцога” – яркие изобразительные средства (театральные эффекты) –

угрожающе медленная “поступь”, острый диссонант звучания (ff) и наоборот

разряжён, пустые тонические трезвучия (pp) – резкие динамические контрасты.

№8 Интерлюдия – разрядка напряженной атмосферы ссоры.

2 картина

В центре 2 картины “портрет” Джульетты-девочки, резвой, шаловливой.

№9 “Приготовления к балу” (Джульетта и Кормилица) звучат тема улицы и тема

Кормилицы, отражающая её шаркающую походку.

№10 “Джульетта-девочка”. Разные стороны образа проявляются резко и

неожиданно. Музыка написана в форме Rondo:

1 тема – Лёгкость и живость темы выражена в простой гаммаобразной “бегущей”

мелодии, и, что подчёркивает её ритм, остроту и подвижность, завершается

сверкающим кадансом T-S-D-T, выраженными родственными тоническими трезвучиями

– As, E, C движущимися вниз по терциям;

2 тема – Изящество 2 темы передано в ритме гавота ( нежный образ Джульетты-

девушки) – кларнет звучит игриво и насмешливо;

3 тема – отражает тонкий, чистый лиризм – как самую значительную “грань” её

образа (изменение темпа, фактуры, тембра – флейты, виолончели) – звучит очень

прозрачно;

4 тема (coda) – в самом конце (звучит в №50 – Джульетта выпивает напиток)

предвещает трагическую судьбу девушки. Драматическое действие разворачивается

на праздничном фоне бала в доме Капулетти – каждый танец несёт драматическую

функцию.

№11 Под звуки “Менуэта” официально и торжественно собираются гости. В средней

части, мелодичной и грациозной, появляются юные подруги Джульетты.

№12 “Маски” – Ромео, Меркуцио, Бенволио в масках – веселятся на балу –

мелодия близкая характеру Меркуцио-весельчака: причудливый марш сменяется

насмешливой, шуточной серенадой.

№13 “Танец рыцарей” – развёрнутая сцена, написанная в форме Rondo, групповой

портрет – обобщающая характеристика феодалов (как характеристика семейства

Капулетти и Тибальда).

Refren – скачущий пунктирный ритм в арпеджио, в сочетании с мерной

тяжёлой поступью баса создаёт образ мстительности, тупости, заносчивости –

образ жестокий и неумолимый;

1 эпизод – тема вражды;

2 эпизод – танец подруг Джульетты;

3 эпизод – Джульетта танцует с Парисом – хрупкая, утончённая мелодия, но

застывшая, характеризующая смущение и трепет Джульетты. В середине звучит 2

тема Джульетты-девушки.

№14 “Вариация Джульетты”. 1 тема – звучат отголоски танца с женихом –

смущение, скованность. 2 тема – тема Джульетты-девочки – звучит грациозно,

поэтично. Во 2 половине звучит тема Ромео, который впервые видит Джульетту

(из вступления) – в ритме Менуэта (видит её танцуя), а второй раз с

характерным для Ромео сопровождением (пружинистая походка).

№15 “Меркуцио” – портрет весельчака острослова – скерцозное движение полное

фактуры, гармонии и ритмических неожиданностей, воплощающих блеск, остроумие,

иронию Меркуцио (как бы вприпрыжку).

№16 “Мадригал”. Ромео обращается к Джульетте – звучит 1 тема “Мадригала”,

отражающая традиционные церемонные движения танца и взаимное ожидание.

Прорывается 2 тема – шаловливая тема Джульетты-девушки (звучит живо, весело),

впервые появляется 1 тема любви – зарождение.

№17 “Тибальд узнаёт Ромео” – зловеще звучат темы вражды и тема рыцарей.

№18 “Гавот” – разъезд гостей – традиционный танец.

Широко развиваются темы любви в большом дуэте героев, “Сцене у балкона”, №19-

21, завершающей I акт.

№19. начинается с темы Ромео, далее тема Мадригала, 2 тема Джульетты. 1

тема любви (из Мадригала) – звучит эмоционально-возбуждённо (у

виолончели и английского рожка). Вся эта большая сцена(№19 “Сцена у балкона”,

№29 “Вариация Ромео”, №21 “Любовный танец”) подчинена единому музыкальному

развитию – сплетаются несколько лейттем, которые постепенно приобретают всё

большую напряжённость – в №21, “Любовном танце”, звучит восторженная,

экстатичная и торжественная 2 тема любви (безграничный диапазон)

– певучая и плавная. В Code №21 – тема “Ромео впервые видит Джульетту”.

II акт

3 картина

II акт изобилует контрастами – народные пляски обрамляют сцену венчания, во 2

половине(5 картина) атмосфера празднества сменяется трагической картиной

поединка Меркуцио и Тибальда, и смертью Меркуцио. Траурное шествие с телом

Тибальда – кульминация II акта.

4 картина

№28 “Ромео у патера Лоренцо “ – сцена венчания – портрет патера Лоренцо

– человека мудрого, благородного, охарактеризованного хорального склада темой,

отличающейся мягкостью и теплотой интонаций.

№29 “Джульетта у патера Лоренцо” – появление новой темы у флейты(лейт-тембр

Джульетты) – дуэт виолончели и скрипки – страстная мелодия, полная говорящих

интонаций – близка человеческому голосу, как бы воспроизводит диалог Ромео и

Джульетты. Хоральная музыка, сопровождающая обряд венчания, завершает сцену.

5 картина

В 5 картине трагический поворот сюжета. Прокофьев мастерски перевоплощает

самую весёлую тему – “Улица просыпается”, которая в 5 картине звучит мрачно,

зловеще.

№32 “Встреча Тибальда и Меркуцио” – тема улицы искажена, её цельность

разрушена – минор, острые хроматические подголоски, “завывающий” тембр

саксофона.

№33 “Тибальд бьётся с Меркуцио” темы характеризуют Меркуцио, который бьётся

лихо, весело, задиристо, но без злобы.

№34 “Меркуцио умирает” – сцена, написанная Прокофьевым с огромной

психологической глубиной, основана на постоянно возвышающейся теме страдания

(проявившейся в минорном варианте темы улицы) – вместе с выражением боли

показан рисунок движений слабеющего человека – усилием воли Меркуцио

заставляет себя улыбаться (в оркестре обрывки прежних тем, но в далёком

верхнем регистре у деревянных – гобоя и флейты – возвращения тем прерывают

паузы, необычность подчёркивают чужие заключительные аккорды: после d moll –

h и es moll).

№35 “Ромео решает мстить за смерть Меркуцио” – тема боя из 1 картины – Ромео

убивает Тибальда.

№36 “Финал” – грандиозное ревущая медь, плотность фактуры, однообразный ритм

– приближающие к теме вражды.

III акт

III акт основан на развитии образов Ромео и Джульетты, героически

отстаивающих свою любовь – особое внимание образу Джульетты(глубокая

характеристика Ромео дана в сцене “В Мантуе”, куда сослан Ромео – эта сцена

введена при постановке балета, в ней звучат темы любовных сцен). На

протяжении III акта развиваются темы портрета Джульетты, темы любви,

приобретающие драматический и скорбный облик и новые трагически звучащие

мелодии. III акт отличается от предыдущих большей непрерывностью сквозного

действия.

6 картина

№37 “Вступление“ воспроизводит музыку грозного “приказа Герцога”.

№38 Комната Джульетты – тончайшими приёмами воссоздаётся атмосфера тишины,

ночи – прощание Ромео и Джульетты(у флейты и челесты проходит тема из сцены

венчания)

№39 “Прощание” – небольшой дуэт полон сдержанного трагизма – новая мелодия.

Звучит тема прощания, выражающая и роковую обречённость и живой порыв.

№40 “Кормилица” – тема Кормилицы, тема Менуэта, тема подруг Джульетты –

характеризуют дом Капулетти.

№41 “Джульетта отказывается выйти за Париса” – 1 тема Джульетты-девочки –

звучит драматично, испуганно. 3 тема Джульетты – звучит скорбно, застыло,

ответом ей служит речь Капулетти – тема рыцарей и тема вражды.

№42“Джульетта одна”– в нерешительности – звучат 3 и 2 тема любви.

№43 “Интерлюдия “ – тема прощания приобретает характер страстного призыва,

трагической решимости – Джульетта готова умереть во имя любви.

7 картина

№44 “У Лоренцо” – сопоставляются темы Лоренцо и Джульетты, а в момент, когда

монах даёт снотворное Джульетте, впервые звучит тема смерти – музыкальный

образ, точно соответствующий шекспировскому: “Холодный томный страх сверлит

мне вены. Он замораживает жизни жар”,-

автоматически пульсирующее движение ♪♪♪♪ передаёт

оцепенение, глухо вздымающиеся басы – растущий “томный страх”.

№45 “Интерлюдия” – рисует сложную внутреннюю борьбу Джульетты – звучит 3 тема

любви и в ответ ей тема рыцарей и тема вражды.

8 картина

№46 “Снова у Джульетты” - продолжение сцены – страх и смятение Джульетты

выражены в застылой теме Джульетты из вариаций и 3 тема Джульетты-девушки.

№47 “Джульетта одна (решается)” – чередуются тема напитка и 3 тема Джульетты,

её роковой судьбы.

№48 “Утренняя серенада”. В III акте жанровые элементы характеризуют

обстановку действия и использоются очень скудно. Две изящные миниатюры –

“Утренняя серенада” и “Танец девушек с лилиями” введены для создания

тончайшего драматического контраста.

№50 “У постели Джульетты” – начинается с 4 темы Джульетты (трагической). Мать

и Кормилица идут будить Джульетту, но она мертва – в самом высоком регистре

скрипок печально и невесомо проходит 3 тема Джульетты.

IV акт – Эпилог

9 картина

№51 “Похороны Джульетты” – этой сценой открывается Эпилог – замечательная

музыка траурного шествия. Тема смерти (у скрипок) приобретает скорбный

характер. Появление Ромео сопровождает 3 тема любви. Смерть Ромео.

№52 “Смерть Джульетты”. Пробуждение Джульетты, её гибель, примирение Монтекки

и Капулетти.

Финал балета – светлый гимн любви, основанный на постепенно

возрастающем, ослепительном звучании 3 темы Джульетты.

Произведение Прокофьева продолжило классические традиции русского балета. Это

выразилось в большой этической значимости избранной темы, в отражении

глубоких человеческих чувств в развитой симфонической драматургии балетного

спектакля. И вместе с тем балетная партитура “Ромео и Джульетты” была такой

необычной, что потребовалось время для “вживания” в неё. Возникла даже

ироническая поговорка: “Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева

в балете”. Лишь постепенно всё это сменилось восторженным отношением

артистов, а затем и публики к музыке. Необычным прежде всего явился сюжет.

Обращение к Шекспиру было смелым шагом советской хореографии, так как по

общему мнению считалось, что воплощение столь сложных философских и

драматических тем невозможно средствами балета. Прокофьевская музыка и

спектакль Лавровского проникнуты шекспировским духом.

Список литературы.

1) Советская музыкальная литература под редакцией М.С. Пекелиса;

2) И. Марьянов “Сергей Прокофьев жизнь и творчество”;

3) Л. Далько “Сергей Прокофьев популярная монография”;

4) Советская музыкальная энциклопедия под редакцией И.А.Прохоровой и Г.С.

Скудиной.


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.