реферат, рефераты скачать
 

Реферат: Шуман, Роберт Александр


Реферат: Шуман, Роберт Александр

Таллиннская Гимназия Юхкентали.

РЕФЕРАТ.

Реферат: Шуман, Роберт Александр

ШУМАН, РОБЕРТ АЛЕКСАНДР

(Schumann, Robert Alexander)

(1810–1856)

Таллинн,

2003 г.

Реферат: Шуман, Роберт Александр Реферат: Шуман, Роберт Александр

Роберт Шуман - немецкий композитор. Родился в Цвиккау (Саксония) 8 июня 1810.

Первые уроки музыки Шуман брал у местного органиста; в возрасте 10 лет начал

сочинять, в том числе хоровую и оркестровую музыку. Посещал гимназию в родном

городе, где познакомился с произведениями Байрона и Жан-Пауля (И.П.Рихтера),

став их страстным поклонником. Настроения и образы этой романтической

литературы впоследствии отразились в музыкальном творчестве Шумана.

В 1828 он поступил в Лейпцигский университет, а на следующий год перешел в

университет Гейдельберга. Он предполагал стать юристом, но музыка все более

привлекала юношу, и успехи в фортепианных занятиях внушили ему мысль о

карьере концертирующего пианиста. В 1830 он получил у матери разрешение

полностью посвятить себя музыке и вернулся в Лейпциг, где надеялся найти

подходящего наставника. Там он начал брать уроки фортепиано у Ф.Вика и

композиции – у Г.Дорна. Стремясь стать настоящим виртуозом, он занимался с

фанатическим упорством, но именно это и привело к беде: экспериментируя с

механическим устройством для укрепления мускулов руки, он повредил палец, и

мысль о профессиональной пианистической карьере пришлось оставить. Тогда

Шуман серьезно занялся композицией и одновременно музыкальной критикой. Найдя

поддержку и сотрудничество, Шуман смог в 1834 основать одно из самых

влиятельных музыкальных периодических изданий – «Новый музыкальный журнал»

(«Neue Zeitschrift fr Musik»), который в течение нескольких лет редактировал

и в котором регулярно публиковал свои статьи. Он зарекомендовал себя

приверженцем нового и борцом с отжившим в искусстве (по крайней мере, с тем

старым, которое являло собой оплот консерватизма и мещанства).

В это время Шуман влюбился в дочь своего учителя – Клару Вик, выдающуюся

пианистку. Молодые люди вступили в брак 12 сентября 1840. Несколько лет

совместной жизни Роберта и Клары протекли счастливо. У них родилось восемь

детей; Шуман сопровождал жену в концертных поездках, а Реферат: Шуман, Роберт Александр

она, в Реферат: Шуман, Роберт Александр свою очередь, часто Реферат: Шуман, Роберт Александр

исполняла музыку мужа.

С женитьбой, совпадает поворот его деятельности в сторону вокальной музыки.

В этот период Шуманом были написаны лучшие песни из когда-либо созданных

композиторами-романтиками (в год женитьбы было создано около 140 песен) из

которых очень многие составляют перлы творчества Шумана, были написаны в

течение одного года, в том числе знаменитый цикл песен “Dichterliebe”. В 1841

г. Шуман написал свою первую симфонию и начал вторую d-moll (впоследствии

вышедшую под названием четвертой). В том же году написаны им симфониетта

(увертюра, скерцо и финал) и фантазия для фортепиано с оркестром,

впоследствии составившая первую часть знаменитого фортепьянного концерта a-

moll. В 1842 г. Шуман обратился к камерной музыке: в один месяц он написал

три квартета, посвященные Мендельсону, затем квинтет для фортепиано и

струнных, посвященный Кларе, квартет для фортепиано и струнных и трио. В 1843

г. Шуман перешел к новому для него роду сочинения: он написал обширную

кантату “Рай и Пери”, на слова Томаса Мура., принятую как в Лейпциге, так и

Дрездене с энтузиазмом. В том же году Шуман начал сочинение музыки к “Фаусту”

Гете, но нервная болезнь от усидчивого труда помешала дальнейшей работе.

Путешествие в Россию, куда Шуман сопровождал свою жену, имело благодетельное

влияние на его здоровье. Хотя у Виельгорского была исполнена первая симфония

Шумана, особого значения, в смысле успеха композиций, его поездка по России

не имела.

Реферат: Шуман, Роберт Александр В 1845 г. Шуман принялся за

контрапунктические сочинения, написав шесть фуг ор. 60 на темы b, a, c, h,

четыре фуги ор. 72, каноны; затем он докончил фортепьянный концерт a-moll и

сочинил вторую симфонию c-dur. В 1847 — 48 г. он написал оперу “Геновефа”, в

1850 г. данную в первый раз в Лейпциге без выдающегося успеха, хотя знатоки,

как напр. Шпор, отнеслись к ней с большим уважением. Окончив оперу, Шуман с

увлечением принялся за сочинение музыки в “Манфреду” Байрона, окончил музыку к

“Фаусту” Гете, написал цикл “Bilder aus Osten” в четыре руки. Музыка к “Фаусту”

была исполнена одновременно в Лейпциге, Дрездене и Веймаре в 1849 г., в сотую

годовщину дня рождения Гете.

С 1850 г. начинается капельмейстерская деятельность Шумана в Дюссельдорфе,

которая с каждым месяцем становилась тягостнее для Шумана, хотя Дюссельдорф и

представлял прекрасную арену для успешной пропаганды его сочинений. Ко

времени пребывания Шумана в этом городе относятся: третья симфония es-dur

(написанная в один месяц), увертюры “Мессинская невеста”, “Герман и Доротея”

и “Юлий Цезарь”, легенда “Странствование Розы” (1851), месса, реквием (1852),

концерт для виолончели с оркестром, Tpио g-moll для фортепиано, скрипки и

виолончели, две сонаты для фортепьяно и скрипки, торжественная увертюра к

“Фаусту”, фантазия для скрипки и оркестра и пр. (1853).

К 1852 г. имя Шумана настолько уже стало популярным, что в Лейпциге целая

неделя была посвящена исполнению его произведений, но эта “шумановская

неделя” имела лишь успех средний. Зато в следующем году успех концертов из

сочинений Шумана в Голландии превзошел все ожидания.

Иногда Шумана преследовали галлюцинации, во время которых ему как бы являлись

Шуберт и Мендельсон, диктовали ему тему. В 1852 г. появились первые признаки

его болезни, скоро достигшей полного развития. В 1854 после обострения

душевного заболевания Шуман совершил попытку самоубийства, и его пришлось

поместить в лечебницу в Энденихе близ Бонна, где он скончался 29 июля 1856.

Как композитор Шуман был всей душой предан романтизму. Литературные

впечатления юности и импульсивный темперамент сочетались с тяготением к

поиску новых выразительных средств. Шуман испробовал свои силы почти во всех

основных музыкальных формах, включая симфонию, оперу, ораторию, но главными

для него стали сферы чисто фортепианная и камерно-вокальная. Его концерт для

фортепиано с оркестром и фортепианный квинтет тоже представляют собой

настоящие шедевры, и им мало в чем уступает ряд других камерных композиций.

Фортепианное же наследие Шумана является беспрецедентным в мировой музыке:

можно выделить лирический цикл Бабочки (Papillons), фантастический Карнавал

(Carnaval), прекрасные и полные открытий Симфонические этюды (tudes

symphoniques), могучую, но исполненную лиризма Фантазию.

Реферат: Шуман, Роберт Александр Песни Шумана – лаконичные и

развернутые, отдельные и объединенные в циклы – открыли целый мир чувств,

выраженных с удивительными силой и искренностью. В области немецкой

художественной песни (Lied) Шумана справедливо считают наследником Шуберта.

Полному раскрытию композиторского прочтения поэтических строк служит

фортепианная партия песен, нередко содержащая чудесные находки. Шумановские

аккомпанементы предъявляют к исполнителю особые требования, а также требуют

особой дисциплины и от вокалиста. В самом конце песни, после завершения

вокальной линии, Шуман часто дает выразительную фортепианную

постлюдию-размышление, как бы вдохновенную импровизацию на тему, выраженную в

стихах (например, в песне Ты в первый раз наносишь мне удар из цикла Любовь и

жизнь женщины). Иногда фортепианная партия песни кончается на вопросительном

незавершенном кадансе (как в хорошо известной песне В прекрасном месяце мае из

цикла Любовь поэта) или содержит новый материал, развивающий мотивы вокальной

партии. Такие приемы характерны как для отдельных песен, так и для обоих

великолепных песенных циклов – Любовь и жизнь женщины (Frauen Liebe und Leben)

на стихи А. фон Шамиссо и Любовь поэта (Dichterliebe) на стихи горячо любимого

Шуманом Г.Гейне.

Острота его критического чутья, его блестящее и безошибочное понимание, что

хорошо и что плохо в искусстве, подтверждаются, например, его творческим

соревнованием с Паганини (в двух циклах фортепианных этюдов по скрипичным

каприсам Паганини) или его приношением Листу – посвящением ему Фантазии. Как

только Шопен и Брамс, еще начинающие музыканты, попали в поле зрения Шумана,

он оказал им самую горячую поддержку. Гениальность Шумана проявляется в

прямоте и простоте выражения. Эти качества ясно ощутимы в его лучших

сочинениях, но, вероятно, в наибольшей степени в пьесах для детей и в

сочинении, высоко ценимом самим автором, – в Детских сценах (Kinderszenen),

маленьких шедеврах, исполненных неподдельного обаяния.

Реферат: Шуман, Роберт Александр

Реферат: Шуман, Роберт Александр

Использованая литература:

Печатное издание:

Амброс А.В.- Р.Шуман. Жизнь и творчество. М., 1988

Иллюстрации:

Вэб-сайт:

www.xs4all.nl/~androom/dead/schumann.htm

www.klassiekemuziekgids.net/ componisten/schumann1.htm

www.classicalmidi.gothere.uk.com/ schuman.htm

www.robert-schumann-haus.de


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.