реферат, рефераты скачать
 

Статья: Авторское музыкальное самодеятельное творчество: история и современность


АТО, Комитет по молодежной политике г. Тюмени, Тюменский государственный

университет, Тюменский государственный нефтегазовый университет, Тюменская

региональная общественная организация «Клуб Самодеятельной Песни», «Радио-7»

(г. Тюмень). При поддержке: Комитета по делам молодежи и туризма АТО

Тюменской областной думы, администрации г. Тюмени, совета ректоров вузов

Тюменской Области.

ДОЦ «Юный Геолог» стал фестивальной базой, где конкурсанты и члены жюри жили,

общались и работали. Более 70 человек из высших и средних учебных заведений

области и из города Горно-Алтайска приехали, чтобы побороться за звание

лауреатов.

В конкурсной программе участвовали студенты дневных, заочных и вечерних

отделений, преподаватели и выпускники (1998-2001 гг.) высших и

среднеспециальных учебных заведений в соответствии с конкурсными номинациями.

Конкурс во всех трех номинациях (авторы, исполнители, дуэты и ансамбли)

проводился в двух группах: «Поющий студент» и «Поющий преподаватель».

В номинации «Автор» участники на предварительное прослушивание предоставляли

3 песни, написанные на собственные стихи или на стихи других авторов. В

номинации «Исполнитель» тоже по 3 песни, но лишь 2 по своему усмотрению, а 3-

я - «Альма-Матер» (муз. В. Берковского, стихи Д. Сухарева). В номинации

«Дуэты и ансамбли» она из 3-х песен должна была быть из проекта «Песни нашего

века», 2 другие – по своему усмотрению. Каждый участник имел право

участвовать лишь в одной номинации.

Конкурс проводился в 2 тура: 1-й - отборочный (предварительное

прослушивание). Прошедшие его посещали мастер-класс одного из членов

профессионального жюри. 2-й - конкурсный концерт, во время которого работало

три жюри: большое профессиональное, зрительское и прессы. Конкурсанты, не

прошедшие отборочный тур у одного из членов профессионального жюри, имели

право прослушаться у другого или принять участие в концерте «Альтернатива», и

после дискуссии автора-исполнителя и зрителей (под руководством члена

профессионального жюри) и при получении поддержки большинства зрителей, он

проходил во второй тур.

Гран-при: диплом, путевка на Грушинский фестиваль, ценный подарок. Лауреаты в

номинациях: диплом, путевка на Грушинский фестиваль, ценный подарок.

Дипломанты 1,2,3 степени - диплом, ценный подарок. Были вручены еще и

специальные призы жюри, приз зрительских симпатий и специальный приз

программы «Пикник на обочине» («Радио-7»). Песни всех лауреатов и дипломантов

фестиваля вошли в магнитоальбом «Альма-Матер».

Члены профессионального жюри:

Леонид Сергеев (Москва, председатель жюри фестиваля им. В. Грушина) –

председатель;

Любовь Захарченко (Москва, обладатель гран-при 1-го Всесоюзного фестиваля

авторской песни);

Анатолий Киреев (Курган, лауреат фестиваля им. В. Грушина);

Леонид Мараков (г. Краснотурьинск, лауреат фестиваля им. В. Грушина, член

оргкомитета фестиваля «Петербургский аккорд»);

Сергей Матвеенко (Москва, зав. Музыкальной частью Содружества режиссеров

России);

Вадим Мищук (Москва, лауреат фестиваля им. В. Грушина);

Валерий Мищук (Москва, лауреат фестиваля им. В. Грушина);

Раиса Нурмухаметова (Москва, лауреат фестиваля им. В. Грушина);

Николай Старченков (Тюмень, лауреат фестиваля им. В. Грушина).

Благополучно добрались до фестивального «штаба» гости: Анатолий Кииреев

(Курган), Сергей Матвеенко, Раиса Нурмухаметова, Любовь Захарченко (Москва).

Приехали и наш знаменитый земляк Николай Старченков - председатель жюри, и

Константин Просеков - председатель Союза КСП Урала. Но попали в столичную

дорожную «пробку» и опоздали на самолёт (а следовательно - на свой концерт в

Тюмени) Вадим и Валерий Мищуки.

Вечером в ДК «Нефтяник» М. Солотова объяснила залу, что заявленные в афишах

концерты придётся поменять местами ввиду «недолёта» выступающих. Зрители

вынуждены были довольствоваться старой, уже слышанной не раз програмой Сергея

Матвеенко, Раисы Нурмухаметовой и Анатолия Киреева. «Концерт явно не удался,

большинство зрителей было разочарованно», - сказала очевидец концерта

аспирантка ТГУ Елена Валерьевна Плахина, поэтесса.

После концерта в «Юном Геологе» состоялась игровая развлекательная программа,

в которой приняли участие и конкурсанты, и мэтры.

Ночью прилетели братья Мищуки, и с утра началось конкурсное прослушивание в

номинациях «Дуэты и ансамбли», «Авторы» и «Исполнители». Члены жюри явно были

заинтересованы молодыми сибирскими дарованиями, подробно обговаривали удачи и

ошибки, давали советы, иногда сами брали гитару и показывали правильные

аккорды. После обеда прослушивание стихийно переросло в мастер-классы.

Вечером участники выехали в город. Впервые с 1992 года в Тюмени выступил

дуэт - Вадим и Валерий Мищуки. Во время исполнения песни «Подайте, граждане,

поэту» Старченков и Просеков гуляли по залу с шапками, куда щедрые зрители

бросали монеты, конфеты, сигареты в помощь голодающим московским бардам. А

известную песню «Уплывает пароход» Мищуки исполнили в нескольких вариантах,

подражая национальной манере пения разных стран.

Вернувшись в «Юный Геолог», конкурсанты приняли участие в вечере памяти

ушедших из жизни бардов. Звучали песни Визбора, Окуджавы, Высоцкого,

Клячкина. Мэтры вспоминали о тех пионерах жанра, с которыми им повезло

встретиться.

Утром члены жюри продолжили работу с участниками, а после обеда выехали в

город на концерты в ТГУ и ТГНГУ - вузы, оказавшие многостороннюю поддержку

фестивалю. Вечером в «Юном Геологе» проходило главное событие дня -

конкурсный концерт (лучшие авторы, исполнители, ансамбли выступали перед

всеми мэтрами, другими участниками и специальным жюри прессы).

В это же время прошел и традиционный концерт – «Чайхана» (юмористические,

шутливые песени, где мог выступить любой желающий). На следующий

день в Тюмени, в ДК «Нефтяник» состоялся гала-концерт студенческого

фестиваля авторской песни «Альма-Матер – 2001». Присваивались звания

лауреатов, дипломантов, вручались ценные призы и подарки. Лауреатами стали

Марина Дмитриева (Нижневартовск), Елена Мороз, Александр Соловьёв, ансамбль

«Много-много кошек» (Тюмень), Светлана Шмидт и Александра Быкова (Горно-

Алтайск). Летом все они поедут в составе тюменской делегации на Грушинский

фестиваль авторской песни.

Затем прошел банкет, поздравительные речи официальных и неофициальных лиц,

утром провожали участников и мэтров. Фестиваль состоялся, став уже доброй

традицией, ещё одной творческой школой для наших виртуозов гитары и мастеров

поэтического слова.

Взнос за участие в фестивале в сумме 150 рублей включал в себя оплату

атрибутики фестиваля, предоставляемой каждому участнику, и частичную оплату

орграсходов. Командировочные расходы (питание и проживание - 200 р. в сутки),

плюс проезд до Тюмени и обратно - за счет командирующей организации.

Финансирование фестиваля осуществляли организаторы согласно смете расходов,

организацию осуществлял оргкомитет.

Недавно, 2-3 марта 2002 г., а рамках общероссийской программы поддержки

молодых дарований «Возвращение к истокам» (1996-2004 гг.) проводился 3-й

городской детско-юношеский фестиваль авторской песни - «В кругу друзей».

Цели и задачи, которые преследовал конкурс: патриотическое воспитание

молодежи; привлечение детей и молодежи города к самодеятельному песенному

творчеству - авторской песне - в клубы КСП; пропаганда культурных российских

национальных традиций и выявление новых интересных направлений в авторской,

самодеятельной песне; поиск талантливых авторов и исполнителей бардовской

песни среди детей и юношества; расширение контактов между творчески

одаренными школьниками и студентами.

Организаторами конкурса выступили: комитет по делам молодежи и туризма АТО;

Управление по молодежной политике, физической культуре и спорту администрации

г. Тюмени; Управление по образованию администрации г. Тюмени; центр

творческого развития и гуманитарного образования «Хобби-Центр»; тюменское

региональное объединение общероссийской общественной организации «Детские и

молодежные социальные инициативы (ДИМСИ)»; тюменская региональная

общественная организация «Клуб самодеятельной песни»; тюменская городская

общественная организация Детское экспериментальное объединение «Непоседы»;

общественная студия авторской песни «Свежий ветер».

Условия участия в конкурсе были следующими. Исполнение песен под

сопровождение акустических инструментов (гитара) обеспечивалось самим

участником, электроинструменты исключались, что возможно обедняло программу;

каждый участник представлял на конкурс 2 песни. Конкурс проводился по 3-м

возрастным категориям (до 12-ти лет, включительно; 13-18 лет; 19-25) и 4-м

номинациям (авторы исполняемых произведений; исполнители-солисты; дуэты и

ансамбли; песня о Тюмени).

Участникам конкурса присваивались звания: лауреат конкурса, дипломант

конкурса и участник конкурса.

Заключение

Перед нами стояла цель проанализировать феномен АМСТ и определить время его

появления, этапы эволюции, современное состояние и в какой-то мере определить

дальнейшие тенденции развития движения в России, проанализировать

современные формы существования АМСТ (фестивали и конкурсы, КСП), выделить в

историческом контексте вехи отечественного АМСТ. Для достижения поставленной

цели мы решили ряд задач.

В соответствии с задачами исследования мы проследили исторический путь

развития АМСТ, выяснили, что оно зародилось много столетий назад и тесно

связано с историей развития современной цивилизации. Пришли к выводу, что

явление оказало на нее огромное воздействие. В результате эволюции АМСТ

приобрело современные формы, но, естественно, это не конечный результат, т.

к. АМСТ - это динамичный процесс.

АМСТ в России в период тоталитарного коммунистического режима явилось в 50-е

годы ХХ века новой вехой в развитии культуры отечества (т. н. «авторская

песня»), помогло сохранить поэтическую традицию русской поэзии «Золотого» и

«Серебряного» века, русскую культуру, позволило в конечном итоге

ликвидировать антинародный режим. Авторская песня сохраняет нравственные

идеалы и моральные ценности общества. Ее неоценимый вклад в развитие

отечественной культуры еще только предстоит определить. Но начало нами

положено.

В условиях современных реалий российского социума АМСТ способствует

дальнейшему развитию традиций отечественной поэзии и музыки. Изменившиеся

условия жизни способствовали и изменению авторской песни, как ее составляющей

части. Сближение ее с современной эстрадой привнесло в песню ряд как

положительных, так и отрицательных моментов, которые мы подробно затронули в

результате нашего исследования. Мы пришли к выводу, что специфика авторской

песни – не в исполнении произведений под гитару, не в ее любительском

характере, а в особой продуманности текстов и особой, отличной от других

видов, песне, в определенном способе подачи исполнителя.

С 90-х гг. в России, когда страна вышла из затяжного социально-политического

и экономического кризиса, появляется новая нормативно-правовая база,

регулирующая деятельность в области АМСТ. Наиболее прогрессивным явился закон

РФ «Об авторских и смежных правах». Во многом в связи с этим идет

формализация движения. Появляются новые КСП, проводится все больше фестивалей

и конкурсов авторской песни, как в России, так и за границей, движение

становится все более массовым. В месте с массовостью есть опасность

растворения его в шоубизнесе. Особенно это заметно начиная с конца 90-х

годов. Сегодня АМСТ в России достаточно активно развивается на местном и

региональном уровнях. Все больше прогрессивной молодежи, т. е. в основном

студентов вузов, поддерживают движение, определяя приоритеты его развития в

будущем. Развитие АМСТ невозможно без желания, активности и ответственности

самих граждан. Но очевидно также и то, что оно нуждается в поддержке

государства, муниципальных органов власти и бизнесменов.

Мы проанализировали результаты последних фестивалей и конкурсов авторской

песни (в том числе и в г. Тюмени); ознакомившись с мнением специалистов,

выявили положительные и отрицательные тенденции развития АМСТ. Нами были

проведены беседы со многими тюменскими авторами-исполнителями и сотрудниками

администрации города (Н. Старченков, Л. Ткачук, О. Москвина, С.

Ломакин и др.) для выявления состояния и определения путей дальнейшего

развития АМСТ в Тюмени.

Библиографический список

1. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах»: Официальный текст,

действующая редакция. М.: Экзамен, 2001.

2. Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».

М.: Изд-во «Ось-89», 2000.

3. Авторская песня: Книга для ученика и учителя/ Сост. В. И. Новиков. М.:

Олимп, 1998.

4. Андреев Ю. А. Наша авторская. М.: «Молодая гвардия», 1991.

5. Анинский Л. // Городницкий А. М. Сочинения/ А. Костромин. М.: Локид,

2000 [Вступ. ст.].

6. Бардовская песня: Комментированный сборник песен современных авторов/

Автор-сост. Н. Е. Кутейникова. М.: Воениздат, 1993.

7. Берковский В. Песни. М.: «Сов. композитор», 1999.

8. Библиотечка аторской песни/ Сост. Р. Шипов. Вып. 1. М.: «Музыка», 1990.

9. Визбор Ю. Песни/ Сост. И предисл. С. Никитин. М.: «Сов. композитор»,

1989.

10. Возьмемся за руки, друзья: Рассказы об авторской песне/ Автор-сост. Л. П.

Беленький. М.: «Мол. гвардия», 1990.

11. Все о музыке: Популярная энциклопедия/ Автор-сост. Спенс Кейт/ Пер. с

англ. Минск: Белфакс, 1996.

12. Городницкий А. // Люди идут по свету. М.: Физкультура и спорт, 1989

[Вступ. ст.].

13. Городницкий А. Полночное солнце. М.: Сов. писатель, 1990.

14. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. М.: «Искусство», 1990.

15. Долина В. Бальзам. М.: Изд-во «Гудьял-Пресс», 2000.

16. Зверев А. М.//Галич А. Генеральная репетиция/ Сост.

А. Н. Шаталов. М.: Сов. писатель, 1991.

17. Иванов К. А. Трубадуры, труверы и миннезингеры. М.: Алетейа, 1997.

18. Ким Ю. Летучий ковер. М.: «Киноцентр», 1990.

19. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А. Н.

Николюкин. М.: НПК «Интелвак», 2001.

20. Ломакин С. «Если в городе существует авторская песня, значит его духовный

потенциал на хорошем уровне»// Университет и регион. 2002. № 3.

21. Лорес Ю. Авторская песня как театр одного актера. Б. П.

22. Люди идут по свету/ Сост. Л. Беленький. М.: Сов. композитор, 1989.

23. Матвеева Н. Н. Нерасторжимый круг. М.: Сов. Россия, 1991.

24. Матвеева Н. Н. Хвала работе. М.: «Мол. гвардия», 1987.

25. Мориц Ю. П. «На этом береге высоком». М.: Современник, 1987.

26. Музыкальный энциклопедический словарь/ Гл. ред. Г. В. Келдыш. М.: «Сов.

энциклопедия», 1991.

27. Наполним музыкой сердца: песни Юрия Визбора/ Сост. А. Н.

Степанов. Томск: Изд-во «Культ», 1999.

28. Нет хода нам назад: 33 московских барда: Сб. / Сост. Р. А. Шипов. М.:

«Прейскурант-издат», 1991.

29. Песни бардов/ Сост. В. Модель. Вып. 1. Л.: Сов. композитор, 1990.

30. Плахин Г. В. Организация фестивально-конкурсных форм самодеятельного

творчества // Культура и социум: Материалы Всерос. конф. «Культура.

Литература. Искусство. Регион (13 – 14 апр. 2000 года)». Тюмень: Изд-во ТГУ,

2000.

31. Поют барды / Сост. С. Ильин. Л.: Музыка, 1991.

32. Современный словарь-справочник по искусству/ Науч. Ред. и сост. А. А.

Мелик-Пашаев. М.:Олимп, 1999.

33. Среди нехоженых дорог – одна моя / Сост., автор комментариев, вступ. ст.

Л. П. Беленький. М.: Профиздат, 1989.

34. Сухарев Д. А. Юрий Визбор. М., 1987.

35. Шилов. Л. // Песни Булата Окуджавы. М.: Музыка, 1989 [Вступ. ст.].

36. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В. И.

Новиков, Е. А. Шкловский. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Педагогика-Пресс,

1998.

37. Энциклопедический словарь юного музыканта / Сост. В.

В. Медушевский, О. О. Очаковская. М.: Педагогика, 1985.

38. http://ksp.edison.ru/

39. http://bard-cafe.komkon.org/

40. http://www.inst.ru/

41. http://grushin.samara.ru/

42. http://www.bard.ru/

43. http://www.deol.ru/culture/pesnya

44. http://www.alkor.ru/~00034500

45. http://www.akkord.spb.ru/

46. http://ksp.omsk.net.ru/

47. http://pluto.xtech.ru/Russian/Songs

48. http://bardz.by.ru/

49. http://www.akkord.spb.ru/links.htm

50. http://www.psb.chel.su/~ilmen

51. http://www.ksp.spb.ru/

52. http://dolsky.at.ru/

53. http://mischuki.da.ru/

54. http://guitarpage.hypermart.net/

55. http://www.vseved.narod.ru/

Приложения

Приложение № 1

Выдержки из закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»

Статья 9. Возникновение авторского права. Презумпция авторства

1. Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в

силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права

не требуется регистрации произведения, иного специального оформления

произведения или соблюдения каких-либо формальностей.

Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе

использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом

экземпляре произведения и состоит из трех элементов: латинской буквы «С»

в окружности: ©;

имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;

года первого опубликования произведения.

2. При отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо,

указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения.

3. При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за

исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его

личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении,

при отсутствии доказательств иного считается представителем автора в

соотвегствии с настоящим Законом и в этом качестве имеет право защищать права

автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор,

пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем

авторстве.

Статья 10. Соавторство

1. Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом

двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо

от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из

частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Часть произведения признается имеющей самостоятельное значение, если она

может быть использована независимо от других частей этого произведения.

Каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения,

имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не

предусмотрено соглашением между ними.

2. Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам

совместно. Взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между

ними. Если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один

из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить

использование произведения.

Статья 11. Авторское право составителей сборников и других составных

произведений

1. Автору сборника и других составных произведений (составителю) принадлежит

авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов,

представляющие результат творческого труда (составительство).

Составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения им прав

авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение.

Авторы произведений, включенных в составное произведение, вправе использовать

свои произведения независимо от составного произведения, если иное не

предусмотрено авторским договором.

Авторское право составителя не препятствует другим лицам осуществлять

самостоятельный подбор или расположение тех же материалов для создания своих

составных произведений.

2. Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и

продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других

периодических изданий принадлежат исключительные права на использование таких

изданий. Издатель вправе при любом использовании таких изданий указывать свое

наименование либо требовать такого указания.

Авторы произведений, включенных в такие издания, сохраняют исключительные

права на использование своих произведений независимо от издания в целом.

Статья 13. Авторское право на аудиовизуальные произведения

1. Авторами аудиовизуального произведения являются: режиссер-постановщик;

автор сценария (сценарист);

автор музыкального произведения (с текстом или без текста), специально

созданного для этого аудиовизуального произведения (композитор).

2. Заключение договора на создание аудиовизуального произведения влечет за

собой передачу авторами этого произведения изготовителю аудиовизуального

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.