Доклад: Михаил Иванович Глинка
Доклад: Михаил Иванович Глинка
Музыка первой половины XIX века.


Михаил Иванович Глинка
доме грозной и капризной бабушки не было музыки. Из жарких, неумеренно
натопленных комнат, нельзя было выходить на улицу ни зимой, ни осенью, ни
весной. Дом был красив. И прекрасен был окружавший его парк, и луга, и поля,
и цветы, и все село Новоспасское. Все это принадлежало ему, любимцу бабушки.
Но зачем ему все это, если запрещено покидать комнаты, запрещено играть с
ребятами? Зачем бабушка любит его, если она кричит, осердясь, на повара, на
кучера или горничную? Зачем она не пускает его в комнаты родителей и
неприязненно морщится, когда матушка приходит к нему с его маленькой
сестренкой?..
Как чудесно звонят колокола в церкви, как грустно поют девушки за окном... Но
все это далеко, там, куда ходить не позволено. Единственной отрадой были
песни и сказки любимой молодой няни Авдотьи Ивановны. Мягкий, ласковый
мальчик рос болезненным, нервным. От священника, который ходил к бабушке,
мальчик сам научился читать.
Когда ему минуло десять лет и бабушки уже ее было, родители стали учить его
разным наукам, музыке языкам. Учителя и родные не могли надивиться успехам
Мишеля. В Новоспасскую усадьбу часто съезжались гости, и тогда родители
приглашали музыкантов из оркестра брата матери Глинки, который жил в соседнем
имении. Мишель часами не отходил от оркестра — забывал о гостях н в танцах.
Музыканты, кроме танцев, играли музыкальные пьесы и русские песни,
переложенные для оркестра.
Музыка и книги о путешествиях, о далеких странах больше всего увлекали юного
Глинку.
В 1817 году Мишеля отвезли в Петербург и определили в пансион при Главном
педагогическом институте. Учился он охотно и успешно. В первые годы
гувернером его выя друг поэта Пушкина декабрист Кюхельбекер, а младший брат
Пушкина Лев, учившийся с ним вместе, стал его товарищем.
Все больше и больше увлекаясь музыкой. Глинка начал брать уроки у известных
исполнителей.
Когда случалось ему играть на фортепьяно или петь в кругу друзей, он делал
это с таким чувством и так искусно, что у слушателей на глаза набегали слезы.
Слава первоклассного пианиста и чуткого певца сделала его желанным гостем
всюду, где любили и понимали музыку. Он познакомился с Жуковским, Пушкиным,
Крыловым, Гоголем, Грибоедовым. Он, как и все передовые люди того времени,
думал о судьбе родного искусства, родной литературы. Дума декабриста Рылеева
о подвиге русского крестьянина Ивана Сусанина привлекла Глинку своей
героической темой и картинами русской народной жизни. Глинка любил оркестр,
хорошо знал каждый инструмент и мечтал писать для -оркестра. Он умел петь и
работать с певцами — и мечтал писать для певцов не только романсы и песий.
Музыка жила в нем. «Музыка — душа моя», — сказал он как-то. Он не мог не
сочинять, но чувствовал, что недостаточно хорошо знаком с правилами
композиции, что мало знает сочинения известных европейских композиторов. В
Петербурге не было в то время консерватория, туда редко приезжали с
концертами известные музыканты, и ноты произведений знаменитых в Европе
композиторов попадали в Россию случайно.
В 1830 году Глинка отправился за границу. В Италии, встречаясь с известными
музыкантами и певцами, выступая в концертах и домах любителей музыки. Глинка
скоро прославился как пианист. Он слушал музыку в концертах, в опере и,
главное, на улицах итальянских городов, жадно ловил новые, свежие мелодии, в
которых не было там недостатка. Но чем больше он погружался в яркий,
волшебный мир солнечной Италии,, тем сильнее тянуло его на родину, тем ясней
вырисовывался его собственный путь в музыке. Там, в Италии, а потом в Вене и
в Берлине все стройней становились метавшиеся в голове мелодии и планы
русских симфоний, русских опер, русских романсов.
И вот пришел день, когда в Петербурге в придворной опере, привыкшей к
блестящим итальянским увертюрам и невероятным руладам приезжих знаменитостей,
певица в костюме крестьянской девушки запела вдруг по-русски грустную,
задушевную песню «Не о том скорблю, подруженьки...». На сцене были мужики в
лаптях. Их арии и хоры напоминали простые деревенские песни. В зале дамы в
пышных шелках и бриллиантах, офицеры в сверкающих мундирах, чиновники,
увешанные орденами, недоуменно переглядывались, брезгливо морщились. Но
никто не осмелился встать и уйти: сам государь император сидел в царской ложе
и был доволен. Это он разрешил поставить оперу и даже приказал дать ей
название «Жизнь за царя».
У Глинки опера называлась «Иван Сусанин», и писал он ее по думе декабриста
Рылеева, гордый подвигом народа и взволнованный судьбою костромского
крестьянина Ивана Сусанина. Но оперу негде было поставить, кроме как в
придворном театре, и пришлось идти на уступки, вкладывать в уста Сусанина и
крестьян слова восхваления царя и менять название оперы.
Музыка же говорила о другом. В музыке открывалось чуткое и щедрое сердце
простого крестьянина, его любовь к родине, храбрость и благородство. Все
симпатии композитора явно были на стороне народа.
Пушкин, Гоголь, Одоевский — передовые люди своего времени — с восторгом
приняли первую истинно национальную русскую оперу и защищали Глинку от злых
нападок врагов, тут же назвавших музыку Глинки «кучерской». «Это хорошо, —
заметил, узнав об этом Глинка, — и даже верно, ибо кучера, по-моему, дельнее
господ».
Пушкин, откликаясь на постановку «Ивана Сусанина», писал:
Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может в грязь.
Никакая травля не могла уже остановить Глинку. Он шел своим путем, он
пробивал новую дорогу русской музыке.
Вскоре после «Ивана Сусанина» появился «Вальс-фантазия» для симфонического
оркестра — произведение необычайно поэтическое и красочное. В это же время
Глинка написал музыку к драме Кукольника «Князь Холмский». Драма не
выдержала испытания временем, но музыка «Князя Холмского» хорошо известна
нам, как и все, что написал Глинка.
В эти годы появились его знаменитые романсы: «Сомнение», «Ночной зефир», «В
крови горит огонь желанья», «Я помню чудное мгновенье», «Жаворонок»,
«Попутная песня».
Сразу же после постановки «Сусанина» Глинка взялся за новую оперу — «Руслан и
Людмила». Пушкин, узнав о планах Глинки, был рад и собирался сам кое-что
переделать в юношеской поэме для оперы. Смерть поэта помешала им вместе
работать. Однако опера была написана. Любовь свою к Пушкину, веру в вечность
его прекрасной поэзии высказал Глинка в знаменитой песне Баяна. Музыка
«Руслана» богата мелодиями и яркими характеристиками героев— мудрый Баян,
нежная Людмила, пылкая Горислава, храбрый и благородный Руслан, горячий
Ратмир, смешной и хвастливый Фарлаф, мудрый старец Финн, злая Наина и
коварный Черномор.
И по сей день композиторы изучают оперное искусство по партитурам «Руслана и
Людмилы». Опера Глинки не сходит со сцены не только советских, но и
зарубежных 'оперных театров.
Но это теперь. И этого не видит и не знает Глинка. Премьера «Руслана и
Людмилы» в 1842 году встречена была влиятельной публикой равнодушно. И
несмотря на то, что истинные любители музыки приняли оперу восторженно (она
выдержала тридцать два представления за три месяца — для тех времен это был
редкий случай), в следующий сезон «Руслан» уже не шел. Партитуру с трудом
удалось опубликовать сестре композитора лишь после его смерти.
Глинка, отдавший много сил этой опере, тяжко переживал равнодушие к ней.
Постоянная травля, сопровождавшая композитора после постановки «Ивана
Сусанина», расстроила его здоровье. Он не мог оставаться в Петербурге, тем
более что и семейная жизнь его сложилась неудачно.
В июне 1844 года Глинка уехал за границу. Побыв год в Париже, он отправился в
Испанию. Путешествуя по городам Испании, Глинка был пленен необычной
прелестью природы, радовался общению с простыми людьми, восхищался их
песнями и танцами. Пел ли погонщик мулов, плясала ли крестьянская девушка,
Глинка, зачарованный, слушал, записывал мелодии, наслаждался ими. Потом эти
впечатления композитора сложились в прекрасные образы симфонических увертюр
«Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде».
В Россию Глинка вернулся летом 1847 года. Живя за границей, композитор
тосковал по родине. Возвратившись домой, он встретился с недоброжелательством
вельможной публики, снова терпел нападки врагов. Не находя себе места,
уезжал, снова возвращался, опять уезжал. Все это пагубно отражалось на его
здоровье, мешало осуществлять планы, а планов было много. Глинка мечтал о
новых симфониях, операх, кантатах, о новых камерных пьесах.
Его «Камаринская» — знаменитая фантазия на темы двух русских песен — первая
симфония, родившаяся в России. Недаром великий мастер симфонии П. И.
Чайковский сказал, что «в «Камаринской» Глинки, как дуб в желуде, заключена
вся русская симфоническая школа».
Глинке необходимы были поддержка, одобрение. К сожалению, людей,
действительно понимавших значительность его творений, было мало. «Ценители»,
жившие рядом с ним, не увидели в композиторе будущей славы России. Потомки
нашли в нем начало начал русской классической музыки, которая после Глинки
завоевала весь мир.