реферат, рефераты скачать
 

Доклад: Шуберт


Доклад: Шуберт

Доклад: Шуберт ШУБЕРТ (Schubert) Франц

(1797-1828), австрийский композитор. Создатель романтических песни и баллады,

вокального цикла, фортепианной миниатюры, симфонии, инструментального ансамбля.

Песенность пронизывает сочинения всех жанров. Автор около 600 песен (на слова

Ф. Шиллера, И. В. Гете, Г. Гейне), в т. ч. из циклов «Прекрасная мельничиха»

(1823), «Зимний путь» (1827, оба на слова В. Мюллера); 9 симфоний (в т. ч.

«Неоконченная», 1822), квартеты, трио, фортепианный квинтет «Форель» (1819);

фортепианные сонаты (св. 20), экспромты, фантазии, вальсы, лендлеры.

* * *

ШУБЕРТ (Schubert) Франц (полное имя Франц Петер) (31 января 1797, Вена — 19

ноября 1828, там же), австрийский композитор, крупнейший представитель

раннего романтизма.

Детские годы. Ранние произведения

Доклад: Шуберт Родился в семье школьного

учителя. Исключительные музыкальные способности Шуберта проявились в раннем

детстве. С семилетнего возраста он обучался игре на нескольких инструментах,

пению, теоретическим дисциплинам. В 1808-12 пел в императорской Придворной

капелле под руководством выдающегося венского композитора и педагога А.

Сальери, который, обратив внимание на талант мальчика, начал обучать его

основам композиции. К семнадцати годам Шуберт уже был автором фортепианных

пьес, вокальных миниатюр, струнных квартетов, симфонии и оперы «Замок дьявола».

Работая помощником учителя в школе своего отца (1814-18), Шуберт продолжал

интенсивно сочинять. К 1814-15 относятся многочисленные песни (в том числе

такие шедевры, как «Маргарита за прялкой» и «Лесной царь» на слова И. В. Гете,

2-я и 3-я симфонии, три мессы и четыре зингшпиля.

Карьера музыканта

Тогда же друг Шуберта Й. фон Шпаун познакомил его с поэтом И. Майрхофером и

студентом-юристом Ф. фон Шобером. Эти и другие друзья Шуберта — образованные,

наделенные тонким музыкальным и поэтическим вкусом представители нового

венского среднего класса — регулярно собирались на домашних вечерах музыки

Шуберта, названных позднее «шубертиадами». Общение с этой дружелюбной и

восприимчивой аудиторией окончательно уверило молодого композитора в его

призвании, и в 1818 Шуберт оставил работу в школе. Тогда же молодой композитор

сблизился с известным венским певцом И. М. Фоглем (1768-1840), который стал

ревностным пропагандистом его вокального творчества. На протяжении второй

половины 1810-х гг. из-под пера Шуберта вышли многочисленные новые песни (в том

числе популярнейшие «Скиталец», «Ганимед», «Форель»), фортепианные сонаты, 4-я,

5-я и 6-я симфонии, изящные увертюры в стиле Дж. Россини ,

фортепианный квинтет «Форель», включающий вариации на одноименную песню. Его

зингшпиль «Братья-близнецы», написанный в 1820 для Фогля и поставленный в

венском Кернтнертор-театре, не имел особого успеха, однако принес Шуберту

известность. Более серьезным достижением явилась мелодрама «Волшебная арфа»,

поставленная несколько месяцев спустя в театре Ан-дер-Вин.

Переменчивость фортуны

Годы 1820-21 были для Шуберта успешными. Он пользовался покровительством

аристократических семей, завязал ряд знакомств среди влиятельных в Вене

людей. Друзья Шуберта опубликовали по частной подписке 20 его песен. Вскоре,

однако, в его жизни наступил менее благоприятный период. Опера «Альфонсо и

Эстрелла» на либретто Шобера была отклонена (сам Шуберт считал ее своей

большой удачей), материальные обстоятельства ухудшились. К тому же в конце

1822 Шуберт серьезно заболел (судя по всему, он заразился сифилисом). Тем не

менее этот сложный и тяжелый год был отмечен созданием выдающихся

произведений, в том числе песен, фортепианной фантазии «Скиталец» (это

практически единственный у Шуберта образец бравурно-виртуозного фортепианного

стиля) и полной романтического пафоса «Неоконченной симфонии» (сочинив две

части симфонии и набросав третью, композитор по неизвестной причине оставил

работу и больше к ней не возвращался).

Жизнь оборвалась в самом расцвете

Доклад: Шуберт Вскоре появились вокальный

цикл «Прекрасная мельничиха» (20 песен на слова В. Мюллера), зингшпиль

«Заговорщицы» и опера «Фьерабрас». В 1824 были написаны струнные квартеты

A-moll и D-moll (его вторая часть — вариации на тему более ранней песни Шуберта

«Смерть и девушка») и шестичасный Октет для духовых и струнных, созданный по

образцу очень популярного в то время Септета соч. 20 Л. ван Бетховена, но

превосходящий его по масштабам и виртуозному блеску. По-видимому, летом 1825 в

Гмундене близ Вены Шуберт набросал или частично сочинил свою последнюю симфонию

(так называемую «Большую», C-dur). К этому времени Шуберт уже пользовался в

Вене весьма высокой репутацией. Его концерты с Фоглем собирали многочисленную

публику, а издатели охотно публиковали его новые песни, а также пьесы и сонаты

для фортепиано. Среди произведений Шуберта 1825-26 выделяются фортепианные

сонаты A-moll, D-dur, G-dur, последний струнный квартет G-dur и некоторые

песни, в том числе «Молодая монахиня» и Ave Maria. В 1827-28 творчество Шуберта

активно освещалось в печати, он был избран членом венского Общества друзей

музыки и 26 марта 1828 дал в зале Общества авторский концерт, который прошел с

большим успехом. К этому периоду относятся вокальный цикл «Зимний путь» (24

песни на слова Мюллера), две тетради экспромтов для фортепиано, два

фортепианных трио и шедевры последних месяцев жизни Шуберта — Месса Es-dur, три

последние фортепианные сонаты, Струнный квинтет и 14 песен, опубликованных

после смерти Шуберта в виде сборника под названием «Лебединая песнь» (наиболее

популярны «Серенада» на слова Л. Рельштаба и «Двойник» на слова Г. Гейне).

Шуберт умер от тифа в возрасте 31 года; современники восприняли его смерть как

потерю гения, который успел оправдать лишь небольшую часть возлагавшихся на

него надежд.

Песни Шуберта

Долгое время Шуберт был известен главным образом своими песнями для голоса с

фортепиано. По существу, с Шуберта началась новая эпоха в истории немецкой

вокальной миниатюры, подготовленная расцветом немецкой лирической поэзии

конца 18 — начала 19 вв. Шуберт писал музыку на стихи поэтов самого разного

уровня, от великих И. В. Гете (около 70 песен), Ф. Шиллера (свыше 40 песен) и

Г. Гейне (6 песен из «Лебединой песни») до сравнительно малоизвестных

литераторов и любителей (так, на стихи своего друга И. Майрхофера Шуберт

сочинил около 50 песен). Помимо огромного стихийного мелодического дара,

композитор обладал уникальной способностью передавать музыкой как общую

атмосферу стихотворения, так и его смысловые оттенки. Начиная с самых ранних

песен, он изобретательно использовал возможности фортепиано в

звукоизобразительных и экспрессивных целях; так, в «Маргарите за прялкой»

непрерывная фигурация шестнадцатыми олицетворяет вращение прялки и

одновременно чутко реагирует на все изменения эмоционального напряжения.

Песни Шуберта исключительно разнообразны по форме: от простых строфических

миниатюр до свободно построенных вокальных сцен, которые часто складываются

из контрастных разделов. Открыв для себя лирику Мюллера, повествующую о

странствиях, страданиях, надеждах и разочарованиях одинокой романтической

души, Шуберт создал вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» —

по существу, первые в истории большие серии песен-монологов, связанных единым

сюжетом.

В других жанрах

Шуберт всю жизнь стремился к успеху в театральных жанрах, однако его оперы

при всех своих музыкальных достоинствах недостаточно выигрышны в

драматургическом отношении. Из всей музыки Шуберта, непосредственно связанной

с театром, популярность приобрели лишь отдельные номера к пьесе В. фон Чези

«Розамунда» (1823).

Церковные композиции Шуберта, за исключением месс As-dur (1822) и Es-dur

(1828), малоизвестны. Между тем Шуберт писал для церкви всю жизнь; в его

духовной музыке вопреки давней традиции преобладает гомофонная фактура

(полифоническое письмо не принадлежало к сильным сторонам композиторской

техники Шуберта, и в 1828 он даже намеревался пройти курс контрапункта у

авторитетного венского педагога С. Зехтера). Единственная и к тому же

неоконченная оратория Шуберта «Лазарь» стилистически родственна его операм.

Среди светских хоровых и вокально-ансамблевых произведений Шуберта

преобладают пьесы для любительского исполнения. Серьезным, возвышенным

характером выделяется «Песнь духов над водами» для восьми мужских голосов и

низких струнных на слова Гете (1820).

Инструментальная музыка

Создавая музыку инструментальных жанров Шуберт, естественно, ориентировался

на венские классические образцы; даже самые оригинальные из его ранних

симфоний, 4-я (с авторским подзаголовком «Трагическая») и 5-я, все еще

отмечены влиянием Гайдна. Однако уже в квинтете «Форель» (1819) Шуберт

предстает абсолютно зрелым и самобытным мастером. В его крупных

инструментальных опусах большую роль играют лирические песенные темы (в том

числе заимствованные из собственных песен Шуберта — как в квинтете «Форель»,

квартете «Смерть и девушка», фантазии «Скиталец»), ритмы и интонации бытовой

музыки. Даже последняя симфония Шуберта, так называемая «Большая», основана

преимущественно на тематизме песенно-танцевального типа, который в ней

разработан с подлинно эпическим размахом. Стилистические черты, ведущие свое

происхождение из практики бытового музицирования, сочетаются у зрелого

Шуберта с отрешенной молитвенной созерцательностью и внезапным трагическим

пафосом. В инструментальных произведениях Шуберта преобладают спокойные

темпы; имея в виду его склонность к неторопливому изложению музыкальных

мыслей, Р. Шуман говорил о его «божественных длиннотах». Особенности

шубертовского инструментального письма наиболее впечатляюще воплотились в его

двух последних крупных произведениях — Струнном квинтете и Фортепианной

сонате B-dur. Важную сферу инструментального творчества Шуберта составляют

музыкальные моменты и экспромты для фортепиано; с этих пьес фактически

началась история романтической фортепианной миниатюры. Шуберт сочинил также

множество фортепианных и ансамблевых танцев, маршей, вариаций для домашнего

музицирования.

Наследие композитора

До конца19 в. значительная часть обширного наследия Шуберта оставалась

неопубликованной и даже неисполненной. Так, рукопись «Большой» симфонии была

обнаружена Шуманом только в 1839 (впервые эта симфония прозвучала в том же

году в Лейпциге под управлением Ф. Мендельсона). Первое исполнение Струнного

квинтета состоялось в 1850, а первое исполнение «Неоконченной симфонии» — в

1865. Каталог произведений Шуберта, составленный О. Э. Дойчем (1951),

включает около 1000 позиций, в том числе 6 месс, 8 симфоний, около 160

вокальных ансамблей, свыше 20 завершенных и незавершенных фортепианных сонат

и свыше 600 песен для голоса с фортепиано.

Список использованной литературы:

1) «Сто великих композиторов».

2) К. Кузнецов «Венок Шуберту».

3) Г. Гольдшмидт «Франц Шуберт».

4) В. Дамс «Шуберт».

5) Ю. Хохлов «Воспоминания о Шуберте».

6) В. Д. Конен «История зарубежной музыки».

7) И. Прохорова «Музыкальная литература зарубежных стран».


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.