реферат, рефераты скачать
 

Доклад: Градский


Доклад: Градский

ПЛАН

1. Жизнь и творчество.

2. Заключение.

Жизнь и творчество

Александр Градский родился 3 ноября 1949 года в городе Копейске Челябинской

области. Отец - инженер-механик, мать - драматическая актриса. В 1957 году

семья переезжает в Москву и несколько лет вплоть до ранней смерти матери

(1963г.) живет в 8-метровом подвале на углу Фрунзенской набережной, в

"компании" еще 9 семей. С 1958г. по 1965г. А.Г., по настоянию родителей,

учится в музыкальной школе по классу скрипки (педагог - ученик Е.Ф.Гнесиной

В.В.Соколов). Рано (по тем временам) знакомится с западной музыкой (Э.Пресли,

Б.Хейли, Э.Фитцджеральд, Л.Армстронг, Ф.Синатра), в советской эстраде отдает

предпочтение песням в исполнении М.Бернеса, К.Шульженко, Л.Руслановой,

увлекается классическим пением (Карузо, Шаляпин, Джильи, Каллас).

Все это впоследствии отразилось в сочинительстве и манере пения. Уже во время

учебы в школе А.Г. пробует свои силы в школьных вечерах, поет, аккомпанируя

себе на гитаре и фортепиано, играет в театральном кружке, даже делает первые

записи на студии "звукового письма", до сих пор сохранившиеся.

В конце 1963 года Градский появляется в интерклубе МГУ и поет вместе с

группой польских студентов "ТАРАКАНЫ" на нескольких концертах (в репертуаре "

два блюза и один рок-н-ролл Э.Пресли). 1964 г. - время переезда в более-менее

приличную квартиру и... THE BEATLES ! В это время было принято решение стать

музыкантом, певцом, гитаристом, композитором, поэтом, короче - Александром

Градским.

Александр ГрадскийВ

1965 г. А.Градский организовывает группу под названием СЛАВЯНЕ, куда также

вошли Михаил Турков (гитара), Виктор Дегтярев (бас-гитара), Вячеслав Донцов

(ударные) и Вадим Маслов (электроорган). СЛАВЯНЕ - третья по времени создания

советская рок-группа (после БРАТЬЕВ и СОКОЛОВ), ставшая известной и популярной.

В своем первоначальном составе СЛАВЯНЕ просуществовали не более года: Александр

Градский решает, что только русский язык должен быть основой будущей его музыки

и песен - отсюда возникает идея создания группы СКОМОРОХИ. Однако, после ухода

А.Г. из СЛАВЯН его отношения с Донцовым и Дегтяревым не прекратились: сначала

они успешно продолжают совместную работу в группе СКИФЫ, а чуть позже

организовывают группу под названием ЛОС ПАНЧОС и, вплоть до 1968 года, играют

западные хиты на танцах в клубах и школах.

Группа СКОМОРОХИ появилась в 1966 году и ориентировалась исключительно на

песни и композиции собственного сочинения и только на русском языке. В первый

состав СКОМОРОХОВ кроме Александра Градского входили Владимир Полонский

(ударные), который впоследствии долгое время играл в ВИА ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА, и

Александр Буйнов (фортепьяно), он также попал в ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА, после чего

сделал сольную карьеру. Уникальность этой группы состояла прежде всего в том,

что они "ходили по путям, никому до них неведомым". Градский определял

"чистоту" идеи, но в остальном все были равны. Исполнялись и песни А.Буйнова

("Аленушка" и "Трава-мурава"), и хиты бас-гитариста Юрия Шахназарова

("Мемуары" и "Бобер"), чуть позднее вошедшего в состав. Сразу после этого

А.Буйнов был призван в армию и так и не вернулся в группу.

Вечная нехватка денег для приобретения аппаратуры толкает музыкантов группы

на работу в филармониях. Градский принимает предложение тогда начинающего

композитора и пианиста Давида Тухманова и выезжает на кратковременные

гастроли по стране, играя на гитаре и старательно не показывая вокала, чтобы

не "засветиться". Иногда к нему присоединяются Буйнов и Полонский, иногда они

работают в поездке, в то время как А.Г. "покоряет" Москву с ЛОС ПАНЧОС; в

1968 году Градский даже попадает на временную работу в знаменитый ВИА

ЭЛЕКТРОН, где заменяет Валерия Приказчикова на соло-гитаре и опять же не

поет.... За эти два-три года он объехал почти пол-Союза с самым разным

репертуаром и с самыми разными музыкантами и солистами и практически никогда

и нигде не пел. Лишь однажды, под рев обалдевшего зала, он спел сольный

концерт вместо заболевшего филармонического солиста, назвавшись чужим

именем... Вот такая была идея заработать в поездках деньги на аппаратуру,

затем приехать в Москву, подготовить репертуар и "выдать"русский рок-н-ролл.

Александр Градский1969

год - поступление А.Градского в ГМПИ им. Гнесиных на факультет сольного пения к

педагогу Л.В.Котельниковой. Впоследствии он совершенствует свое мастерство в

классе Н.А. Вербовой. Педагог по камерному классу - Г.Б. Орентлихер; в оперном

классе с ним работают такие мастера, как С.С.Сахаров, Н.Д.Шпиллер и М.Л.

Мельтцер. Градский начинает параллельно сольную карьеру, выступая один, под

гитару. К этому времени относятся "Баллада о птицеферме" и маленькая рок-опера

"Муха-Цокотуха".

До 1970г. СКОМОРОХИ играют по-прежнему втроем (А.Г. плюс Полонский и

Шахназаров), потом к ним присоединяется Александр Лерман - интеллектуал,

лингвист и профессиональный музыкант, лидер группы ВЕТРЫ ПЕРЕМЕН, а вместо

В.Полонского, перешедшего в ВИА ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА, приходит умопомрачительный

барабанщик Юрий Фокин. Это - звездный групповой состав СКОМОРОХОВ. Они

свободно поют на три-четыре голоса песни собственного сочинения. Москва

покорена раз и навсегда, равных, как говорится, нет. К сожалению, почти

никаких записей того периода не сохранилось...

В конце 1971 года А.Лерман и Ю.Шахназаров за 10 дней до начала всесоюзного

фестиваля в г.Горьком покидают Градского и Фокина... Фокин приводит к

Градскому пианиста Игоря Саульского, сына известного композитора и джазмена,

и, в поезде Москва - Горький, Градский обучает Игоря игре на бас-гитаре,

после чего СКОМОРОХИ блестяще выигрывают фестиваль, отдав лишь два первых

приза из восьми присуждавшихся тогда самодеятельному АРИЭЛЮ. Все предыдущие

семь лет вместились в двадцать минут фантастического шоу на сцене

горьковского ДК. После фестиваля к группе время от времени начинают

присоединяться флейтист, пианист и вокалист Глеб Май и великолепный

барабанщик из Еревана Армен Чалдранян.

Александр Градский

Начинается период первых опытов звукозаписи. Один из членов жюри горьковского

конкурса музыковед Аркадий Петров, работающий в то время на радиостанции

"Юность", на свой страх и риск организовывает студийные записи Градского и

СКОМОРОХОВ на радио. Тут становится окончательно ясно: СКОМОРОХИ - это

Александр Градский. О нем и о группе говорят "Голос Америки" и Московское

радио, его первые песни звучат на весь Союз.

Начиная с 1972 г., группа становится индивидуальным (наряду с гитарой,

вокалом и т.д.) инструментом Градского для утверждения его музыкальных и

поэтических идей. Первые записи Градского в студии стали единственными и

первыми в своем роде рок-композициями в СССР, записанными студийным

многоканальным способом, в которых он выступил как мультиинструменталист,

автор всей музыки, некоторых стихов и супервокалист, осуществивший впервые в

СССР многократное наложение четырехголосия. Одна композиция ("Только ты верь

мне"), впервые за Полом Маккартни, была записана им целиком (партии всех

инструментов и голосов)... В том же 1972 г., по предложению Тухманова, он

записывает две его песни для LP "Как прекрасен мир " ("Джоконда" и "Жил был я

"), впервые в Союзе используется при этом 16-канальная аппаратура.

В том же году СКОМОРОХИ выезжают на гастроли в Куйбышев и Донецк. При этом в

их составе, специально для поездки, появляются А.Буйнов, Ю.Шахназаров, Г.Май,

барабанщик Борис Богрычев. В конце 1972 года рядом с Градским впервые на

сцене мы видим бас-гитариста Юрия Иванова, который, практически по сей день,

входит, по мере надобности, в состав СКОМОРОХОВ. В начале 1973 года Градский

и Ю.Иванов (И.Саульский и Ю.Фокин к тому времени занялись рядом других

проектов, играя попеременно с разными музыкантами и группами) выступают

постоянно вместе, меняя барабанщиков и приглашая на разные концерты то

Фокина, то Чалдраняна. Чехарда с составом (учитывая, что группа, по убеждению

А.Г., должна состоять не более чем из 4-х человек) приводит к поискам, а

потом и к приглашению в группу новых участников. Выдающийся барабанщик,

суперджазмен и стилист Владимир Васильков и один из самых сильных

саксофонистов и флейтистов Союза Сергей Зенько, как оказалось впоследствии,

навсегда стали постоянными друзьями Александра Градского, с которыми и были

им записаны все основные песни, композиции, музыка к кинофильмам, спектаклям,

вокальные сюиты и многое другое. Именно Васильков и Зенько вместе с Градским

и Ивановым и составили тех СКОМОРОХОВ, которых мы можем услышать в записи и

убедиться в мастерстве всей группы и каждого в отдельности.

В 1973 году выходит первый сингл Александра Градского с "радио" записями. В

том же году, на одной из студийных записей, опять-таки организованной

Аркадием Петровым, в аппаратной появляется приглашенный Петровым режиссер

будущей кинокартины "Романс о влюбленных" Андрон Михалков-Кончаловский. Он

незамедлительно делает Градскому предложение об участии его в фильме, сначала

в качестве певца, а затем и автора песен, части стихов и всей музыки.

Небывалый по тем временам случай: 23-летний композитор (не член Союза

композиторов!) получает заказ на музыку к 2-серийному музыкальному фильму

одного из самых известных и талантливых режиссеров страны! Картина вышла на

экраны Союза в 1974 году, в том же году первый LP А.Градского с музыкой из

"Романса", за который "Биллбоард" (международный музыкальный супержурнал)

присуждает Градскому титул "Звезда года" за 1974 г. за "выдающийся вклад в

мировую музыку" (цитата). В том же году Градский получает диплом об окончании

Института им. Гнесиных как "оперный и концертно-камерный певец" (цитата).

Карьера А.Г. разворачивается с головокружительной быстротой. Он получает

возможность гастролировать по стране, и концерты его проходят в переполненных

залах при огромном ажиотаже публики. В огромных дворцах спорта он работает по

три-четыре сольных двухчасовых концерта в день, потрясая аудиторию трех-

октавным диапазоном голоса, совершенно необычным для того времени

репертуаром, жестким, хард-роковым аккомпанементом (в тех случаях, когда с

ним группа СКОМОРОХИ), необычайной актерской манерой и т.д. Поскольку вся эта

работа организована через филармонии, благодаря творчеству Градского на рок-

музыке появляется "печать" официального искусства, т.е. она как бы становится

официально разрешена. Теперь уже мало кто помнит, что именно А.Г. "пробил"

эту непреодолимую стену первым, а за ним, в образовавшуюся "брешь", ринулись

все остальные рокеры...

В 1975 году по следам "Романса..." Градский работает над несколькими

фильмами, не забывая о записях и участвует даже в проектах других авторов

(Г.Гладкова, В.Терлецкого, Э.Колмановского, М.Фрадкина, М.Минкова и др.). В

это же время он поступает в Московскую консерваторию в класс композиции Т.Н.

Хренникова и... записывает "Как молоды мы были" А.Пахмутовой и Н.Добронравова

(результат вы знаете...). Кстати, эта песня в исполнении Градского -

единственная, которая была "раскручена" ТВ и Радио. Все остальные его работы

по сей день "зажимаются", несмотря ни на какие изменения в политике и

повседневной жизни...

Александр ГрадскийВ

1976 году Градский сочиняет и записывает первую часть сюиты "Русские песни", а

в 1978 г., по совету А.Петрова - вторую часть. "Русские песни", первая

рок-пластинка в СССР, вышла в свет в 1980 г. Начиная с этого времени, Градский

"выдает" одну студийную работу за другой: "Утопия АГ", "Сатиры ", "Сама жизнь",

"Звезда полей", "Ностальгия", "Флейта и Рояль" на стихи классиков,

"Концерт-сюита", "Размышления шута" (сборник записей 1971-74 годов, в котором

А.Г. доказывает возможность пения на русском языке в разных рок-стилях),

"Монте-Кристо", "Экспедиция" на свои стихи, опера "Стадион" (либретто А.Г. и

Маргариты Пушкиной), балет "Человек" (либретто А.Г.). Все эти работы

предназначаются для LP, однако выход их в свет постоянно затягивается по

"непонятным" соображениям... Рекорд здесь принадлежит сюите "Размышления шута";

несмотря на выход сингла в 1978 г., вся работа была полностью опубликована лишь

спустя 16(!) лет после записи.

А.Г. продолжает гастрольную деятельность, в его репертуаре активно появляются

песни на его стихи, иногда сатирические, иногда просто опасные для

существующего режима. Он пишет ряд статей в защиту жанра рок-музыки, активно

полемизируя с ретроградами и... наживая себе кучу врагов. В это же время

Градский начинает преподавательскую деятельность, за несколько лет работы в

Училище Гнесиных он выпускает курс; следующие несколько лет, уже в Институте

Гнесиных, - и еще один курс выпущен. Завершился этот этап его работы двумя

годами заведывания кафедрой вокала в качестве профессора РАТИ (ГИТИС). По его

словам, дальнейшее преподавание возможно лишь при наличии исключительно

собственного класса, скорее всего, придется создавать что-то вроде учебного

заведения...

1980 год - год смерти Высоцкого становится переломным для А.Г. Он полностью

переходит в разряд "протестантов", замешивая на роковой музыкальной основе

трагическую сатиру и драматическую лирику ("Песня о друге", "Песня о

телевидении", "Монолог батона за 28 копеек из муки высшего сорта", "Рассказ

человека, который не смог поехать в отпуск на Канарские острова" и др.).

Поначалу его не трогают, затем, в 1983-84 г.г. кое-какие неприятности

случаются, но всегда голос и талант принимаются во внимание... Градского "со

скрипом" принимают в Союз композиторов лишь в 1987 году, а первая поездка за

границу (в США) состоялась только в 1988 г. на конференцию, вместе с группой

деятелей искусства, кино и политики. Он блестяще поет на закрытии конференции

американцы устраивают ему 15-минутную овацию...

Александр ГрадскийВ том

же 1988 году уже 25-минутную овацию он слышит в свой адрес и, естественно, в

адрес знаменитого дирижера Евг. Светланова и партнеров по сцене, участников

спектакля Большого театра "Золотой Петушок", одной из самых сложных для

исполнения опер Римского-Корсакова. Партию "Звездочета", труднейшую партию

мирового оперного репертуара, А.Г. "щелкает" как орешек...

К этому времени, благодаря поддержке Валерия Сухорадо, директора "Мелодии",

он выпускает в свет практически все свои работы в виде LP, пишет музыку к

фильмам "Узник замка Иф" и "Искусство жить в Одессе", доведя таким образом

количество кинокартин со своей музыкой и песнями до 38! Начиная с этого

времени, он постепенно сокращает гастрольную деятельность, полностью

переключившись на создание в Москве Театра современной музыки. При поддержке

Правительства Москвы он получает здание в центре города, начинает его

реконструкцию. Московское театрально-концертное музыкальное объединение

(МТКМО), под его руководством, осуществляет ряд сложнейших проектов, в том

числе: организация двух "безумных" сольных концертов в Москве (25 января 1990

г. и 17 марта 1995 г.) с участием симфонических оркестров и оркестров русских

народных инструментов, рок-групп и своих друзей по "цеху", выпуск в свет

"Коллекции АГ ", т.е. 13 компакт-дисков с полным собранием сочинений и

записей Александра Градского, создание двух музыкальных фильмов

"Антиперестроечный блюз" (1991г.) и "Живьем в России" (1996 г.).

Первые поездки за рубеж дают результаты. Градский работает в совместных

проектах и концертах с такими "китами" западной музыки, как Лайза Минелли,

Шарль Азнавур, Джон Денвер, Крис Кристоферссон, Дайяна Уорвик, Сэмми Дэвис,

Grateful Dead, Синди Петерсон в США, Германии, Испании, Греции, Швеции.

Наконец, в 1990 году, после одного из совместных с Джоном Денвером концертов

в Японии, Градский получает контракт с VMI (VICTOR), ведущей японской фирмой,

выпускает под ее маркой два компакт-диска и дает несколько концертов в Японии

с самым разнообразным репертуаром, начиная с собственных песен на русском

языке и кончая западными хитами и японскими классическими романсами. Три его

балета ("Человек","Распутин" и "Еврейская баллада") ставит Киевский театр

балета (балетмейстер Г.Ковтун), а два последних - Театр балета на льду

(худрук И.Бобрин). Все эти спектакли "возятся" по Европе и Америке с

громадным успехом.

Заключение

3 ноября 1999 г. в Государственном концертном зале "Россия" состоялся

юбилейный концерт Александра Градского, который был приурочен к 50-летию

певца, музыканта и композитора, а также к 35-летию его творческой

деятельности. В этом концерте приняло участие более 400 артистов. На

следующий день указом президента России Александру Градскому было присвоено

почетное звание "Народный артист Российской Федерации". Но несмотря на

возраст и всенародное призвание, Градский не останавливается на достигнутом и

с упорством продолжает работать. На повестке дня - строительство своего

музыкального театра. Он по-прежнему стремится к новых вершинам. Дай Бог ему

удачи!


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.