реферат, рефераты скачать
 

Консульские привилегии и иммунитеты


консульских архивов и документов в любое время и независимо от их

местонахождения, что определяет необходимость обеспечения эффективного

осуществления консульских функций и распространенную практику.

Помимо этих проблем конвенции регулируют вопросы приобретения жилых

помещений для консульских должностных лиц. По данному поводу в них

говорится, что представляемое государство имеет право от своего имени или

через любое уполномоченное им физическое или юридическое лицо в

соответствии с законами и правилами государства пребывания и с согласия

этого государства приобретать в собственность, получать в пользование,

арендовать или вступать во владение в любой другой форме:

а) резиденцией главы консульского учреждения, а также жилыми

помещениями для любого консульского должностного лица, которое не является

гражданином государства пребывания или не имеет постоянного местожительства

в этом государстве;

б) земельным участком, предназначенным для строительства жилых

помещений. Представляемое государство может также улучшать жилые помещения

или земельный участок.

Более того, в конвенциях сказано, что эти статьи и положения не следует

толковать как освобождающие аккредитующее государство от ответственности за

несоблюдение законов и правил страны пребывания.

Неоднозначно в конвенциях толкуется проблема привилегий, которыми

наделены жилые помещения. Так, согласно конвенциям России с Беларусью и

Литвой ото всех государственных, районных или муниципальных налогов, сборов

и пошлин освобождается (помимо консульских помещений) лишь резиденция главы

консульства (ст. 15). Тогда как Конвенция России с Польшей говорит об

освобождении от всех видов налогов, сборов и пошлин жилых помещений всех

консульских должностных лиц (ст. 17). Это еще раз подтверждает имеющиеся

различия в иммунитетах и привилегиях, предоставляемых консульским

должностным лицам разных стран.

Консульские конвенции, говоря об иммунитете от юрисдикции страны

пребывания, допускают и целый ряд изъятий из иммунитетов. Иммунитеты не

распространяются на следующие гражданские иски:

1) вытекающие из заключенного работником консульского учреждения

договора, по которому он не выступал прямо или косвенно в качестве

представителя аккредитующего государства;

2) возбужденные в связи с ущербом, нанесенным каким-либо транспортным

средством в результате дорожно-транспортного происшествия по вине работника

консульского учреждения в государстве пребывания;

3) касающиеся наследств, в которых работник консульского учреждения

выступает в качестве наследника или отказополучателя, исполнителя

завещания, распорядителя или попечителя наследства, будучи частным лицом;

4) возбужденные самим консульским должностным лицом по делу, по которому

он пользовался бы иммунитетом от юрисдикции (в этом случае он лишается

права ссылаться на иммунитет в отношении любого встречного иска,

непосредственно связанного с основным иском);

5) консульское должностное лицо может быть подвергнуто аресту или

предварительному заключению, если:

. совершило тяжкое уголовное преступление;

. по этому случаю есть постановление компетентных судебных органов (ст. 41

Конвенции 1963 г.).

Как видим, имеется достаточно широкая возможность предъявления

гражданских и иных исков к консульским должностным лицам.

Консульское право устанавливает, что представляемое государство может

отказаться от привилегий и иммунитетов, но этот отказ должен быть

определенно выражен и о нем должно быть сообщено государству пребывания в

письменной форме. Причем отказ от иммунитета от юрисдикции в отношении

гражданского или административного дела не означает отказа от иммунитета от

исполнительных действий, являющихся результатом судебного решения. В

отношении таких действий необходим отдельный отказ (ст. 45 Конвенции 1963

г.).

Практически во всех договорах сказано, что государство пребывания

относится к консульским должностным лицам с уважением и принимает все

надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность,

свободу и достоинство. Эта защита и предоставляемые возможности в равной

мере относятся и к членам их семей (ст. 40 Конвенции 1963 г.).

Следует отметить, что в большинстве конвенций сразу же оговорено, что

это положение не относится к консульским должностным лицам, являющимся

гражданами страны пребывания или имеющим в этой стране статус иностранца,

которому на законном основании разрешено постоянное местожительство, а

также членам их семей. Но есть и конвенции, в которых подобная оговорка

отсутствует, например, в Конвенции с Польшей. Таким образом, принадлежность

к гражданству может влиять на иммунитеты и привилегии этой категории лиц.

Консульские конвенции регулируют свободу передвижения консульских

должностных лиц и, надо отметить, не всегда однозначно. Ряд договоров

разрешает свободу передвижений и поездок по всей территории страны

пребывания, за исключением зон, въезд в которые запрещается или

регулируется по соображениям государственной безопасности. Некоторые

соглашения разрешают консульским должностным лицам свободу передвижения и

поездок только по территории консульского округа, за исключением зон, въезд

в которые запрещается или регулируется по соображениям государственной

безопасности. И есть договоры, в которых не отражена проблема свободы

передвижений консульских должностных лиц. В этом случае следует

ориентироваться на Венскую конвенцию 1963 г. (ст. 34), в которой сказано:

"Поскольку это не противоречит законам и правилам о зонах, въезд в которые

запрещается или регулируется по соображениям государственной безопасности,

государство пребывания должно обеспечить всем работникам консульского

учреждения свободу передвижений и путешествий по его территории".

Ст. 35 Венской Конвенции о консульских сношениях говорит о свободе

сношений, она устанавливает, что при сношении с правительством,

дипломатическими и другими консульскими учреждениями представляемого

государства, где бы они ни находились, консульские учреждения могут

пользоваться всеми подходящими средствами, включая дипломатических и

консульских курьеров, дипломатическую и консульскую вализы и закодированные

или зашифрованные депеши. Эта статья разрешает в этих целях устанавливать и

пользоваться радиопередатчиками, но только с согласия государства

пребывания.

П. 2 ст. 35 конвенции закрепляет, что официальная корреспонденция

консульского учреждения неприкосновенна. Под официальной корреспонденцией

понимается вся корреспонденция, относящаяся к консульскому учреждению и его

функциям.

П. 3 ст. 35 по существу противоречит пунктам 1 и 2.

Он отрицает признанный в практике большинства государств принцип полной

неприкосновенности консульской вализы.1 Консульская вализа, согласно этому

пункту, не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Но в тех случаях, когда

компетентные власти государства пребывания имеют серьезные основания

полагать, что в вализе содержится что-то другое, кроме корреспонденции,

документов или предметов, предназначенных исключительно для официального

использования, они могут потребовать, чтобы вализа была вскрыта в их

присутствии уполномоченным представителем представляемого государства. Если

власти представляемого государства откажутся выполнить требование, вализа

возвращается в место отправления.

Это положение дает возможность государству пребывания в любое время

прервать свободные сношения консульского учреждения со своим правительством

или дипломатическим представительством и подвергает угрозе

беспрепятственное осуществление консульским учреждением его функций, а

также создает значительные трудности для работы консульского учреждения.

На практике представители властей страны пребывания могут столкнуться и

с таким вопросом: может ли консульское должностное лицо выступать в

качестве свидетеля? Да. Это регулируется ст. 44 Венской конвенции 1963 г.

Консульские должностные лица могут вызываться в качестве свидетелей при

производстве судебных или административных дел.

Вместе с тем, если консульское должностное лицо все же отказывается от

дачи свидетельских показаний, к нему не могут применяться никакие меры

принуждения или наказания (п. 1 ст. 44). Орган, которому требуется

показание консульского должностного лица, должен избегать причинения помех

выполнению этим лицом своих функций.

Эта статья предоставляет право консулу, в случае согласия, давать

свидетельские показания в любом месте и в любой форме: в органах внутренних

дел, дома, в консульском учреждении, письменно или устно.

При этом консульские должностные лица не обязаны давать показания по

вопросам, связанным с выполнением ими своих функций, или представлять

относящуюся к их функциям официальную корреспонденцию и документы. Они

также не обязаны давать показания, разъясняющие законодательство

представляемого государства (п. 3 ст. 44).

Другими словами, эта статья, с одной стороны, как бы обязывает консула

давать свидетельские показания, за исключением определенных случаев, а с

другой — дает ему возможность отказаться от дачи свидетельских показаний,

вроде бы создавая противоречие. Но нам представляется, что это

"противоречие" выражает уважение суверенитета аккредитующего государства и

страны пребывания и не может отрицательно сказаться на консульских

отношениях.

В целях облегчения выполнения консульских функций консульские

должностные лица могут свободно общаться с гражданами представляемого

государства и иметь доступ к ним, и наоборот.

В том случае, если в пределах определенного консульского округа какой-

либо гражданин представляемого государства окажется арестованным,

заключенным в тюрьму или взятым под стражу в ожидании судебного

разбирательства, задержанным в каком-либо другом порядке, компетентные

органы страны пребывания должны безотлагательно уведомить об этом главу

консульского учреждения (п. 15 ст. 36).

Консульские должностные лица имеют право посещать гражданина

представляемого государства, который находится в тюрьме, под стражей или

задержан, для беседы с ним, имеют право переписки с ним и могут принимать

меры к обеспечению ему юридического представительства (п. 1с ст. 36).

Если гражданин представляемого государства, находящийся в тюрьме, под

стражей или задержанный, возражает против того, чтобы консул выступал от

его имени, то консульское должностное лицо должно от этого воздержаться.

Такое положение является естественной нормой отношений консула и местных

властей в любой стране.

Эти права консульские должностные лица могут осуществлять только точно в

соответствии с законами и правилами, принятыми в государстве пребывания (п.

2 ст. 36).

Статья 38 Конвенции 1963 г. говорит о праве главы консульского

учреждения обращаться в компетентные местные органы его консульского округа

при выполнении своих функций.

Эта же статья говорит, что в компетентные центральные органы страны

пребывания глава консульского учреждения может обращаться только в той

степени, в которой это допускается законами, правилами и обычаями

государства пребывания или соответствующими международными договорами. В

том случае, если представления консула не будут удовлетворены, он имеет

право обратиться к правительству страны пребывания, но только через

дипломатическое представительство своего государства. Непосредственные

отношения с правительством могут иметь место только в том случае, если в

данной стране нет посольства страны, представляемой консулом. Данное

положение было закреплено еще в ст.11 Гаванской конвенции о консульских

чиновниках 1928 г.

Что касается налоговых и таможенных привилегий консульских должностных

лиц, то их регламентируют ст. 49—59 Венской конвенции 1963 года.

В ст. 49 сказано, что консульские должностные лица, а также члены их

семей, проживающие вместе с ними, освобождаются от налогов, сборов пошлин

личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных, за

исключением:

1) косвенных налогов, которые обычно включаются в стоимость товаров или

обслуживания;

2) сборов и налогов на частное недвижимое имущество, находящееся на

территории страны пребывания;

3) налогов на наследственное имущество или пошлин на наследование, или

налогов на переход имущества, взимаемых государством пребывания, с

определенными изъятиями, связанными с переходом имущества в связи со

смертью работников консульства и членов их семей;

4) налогов и сборов на частный доход, включая доходы с капитала,

источники которого находятся в стране пребывания, налогов на

капиталовложения в коммерческие или финансовые предприятия государства

пребывания;

5) сборов, взимаемых за конкретный вид обслуживания;

6) регистрационных, судебных, реестровых пошлин, ипотечных сборов,

гербовых сборов с изъятиями, относящимися к консульским помещениям.

Зарплата консульских должностных лиц в стране пребывания освобождается

от налогов и сборов. Вместе с тем работники консульских учреждений, нанимая

лиц, зарплата которых не освобождается от подоходных налогов страны

пребывания, должны выполнять обязательства, налагаемые законами и правилами

этой страны на нанимателей.

Другими словами, создается режим, в соответствии с которым, по существу,

консульские должностные лица не освобождаются от налогов в отношении

деятельности, выходящей за пределы их служебных функций.

Что касается освобождения от таможенных пошлин и досмотра на таможне, то

эти моменты регламентируются в п. 1—3 ст. 50. В ней говорится, что

таможенные пошлины не взимаются с предметов для личного пользования

консульского должностного лица, включая предметы, предназначенные для его

обустройства и для его официального пользования. От уплаты таможенных

пошлин освобождаются также члены семей консульских должностных лиц,

проживающие вместе с ними. Следует отметить, что если в отношении

таможенных пошлин более или менее определен круг предметов, в отношении

которых таможенные пошлины не взимаются, то в отношении досмотра личного

багажа на таможне существуют разные подходы. Конвенция 1963 г. (п. 3 ст.

50) освобождает от досмотра личный багаж консульских должностных лиц и

членов их семей, проживающих вместе с ними. Речь идет о багаже, который

следует вместе с ними. Багаж может быть досмотрен лишь в том случае, если у

страны пребывания есть серьезные основания предполагать, что в нем

содержатся предметы, не являющиеся их личными предметами или предметами для

официального пользования консула. Досмотр возможен и в том случае, когда

есть основания предполагать, что в багаже находятся предметы, ввоз и вывоз

которых запрещены законами и правилами страны пребывания или которые

подпадают под его карантинные законы и правила. Такой досмотр, однако,

должен производиться в присутствии соответствующего консульского

должностного лица или члена его семьи.

Таким образом, мы видим, что возможность досмотра личного багажа

консульских должностных лиц четко определена Конвенцией 1963 г. Подобные

положения отражены и во многих двусторонних соглашениях. Согласно другим

двусторонним конвенциям личный багаж консульских должностных лиц и членов

их семей подлежит досмотру на таможне. Таким образом, консульская практика

идет по двум путям:

. освобождает от досмотра личный багаж консульских должностных лиц, если

нет серьезных оснований досматривать ;

. не освобождает от досмотра ни при каких обстоятельствах.

Консульские должностные лица освобождены от всех трудовых и

государственных повинностей, независимо от их характера, а также от

воинских повинностей, таких как реквизиции, контрибуции и военные постои.

Это же относится и к членам семей консульских должностных лиц, проживающих

вместе с ними (ст. 52).

Статья 53 определяет начало и конец консульских иммунитетов и

привилегий. В ней сказано, что привилегии и иммунитеты, предусмотренные

Конвенцией, начинают действовать в отношении консульского должностного лица

с момента его вступления на территорию государства пребывания или, если оно

уже находится на этой территории, с момента, когда оно приступило к

выполнению своих обязанностей в консульском учреждении.

Привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц прекращаются с того

момента, когда они покидают территорию данного государства, или по

истечении разумного срока, который достаточен для того, чтобы покинуть

территорию данной страны.

В отношении членов семей привилегии и иммунитеты прекращаются в тот

момент, когда они покидают территорию страны пребывания, или с того

момента, когда они перестают быть членами семьи консульского должностного

лица.

Что касается выполнения функций, то практически следует считать

общепризнанным, что консул выполняет свои функции до момента оставления

своей должности в консульском учреждении. В случае смерти работника данного

учреждения члены его семьи, проживающие с ним, продолжают пользоваться

предоставленными им привилегиями и иммунитетами до момента оставления

страны пребывания или до истечения разумного срока, в течение которого они

должны были бы оставить территорию государства пребывания.

Важное значение имеет ст. 54. Она говорит об обязанностях третьего

государства в момент, когда консульские должностные лица проезжают через

него, следуя к месту своего назначения или возвращаясь в аккредитующее

государство. В этой статье сказано: государство предоставляет все

иммунитеты, предусмотренные другими статьями настоящей Конвенции, которые

могут потребоваться для обеспечения проезда или возвращения консульского

должностного лица. Это распространяется и на членов их семей.

Конвенция о консульских сношениях 1963 г. обязывает консульских

должностных лиц и всех лиц, пользующихся привилегиями и иммунитетами, без

ущерба для них уважать законы и правила страны пребывания (ст. 55).

Специально подчеркнута обязанность невмешательства во внутренние дела, а

консульские помещения, как уже говорилось выше, не должны использоваться в

целях, несовместимых с задачами выполнения консульских функций. Эта статья

отражает практику государств и способствует развитию дружественных

отношений между ними.

Консульские должностные лица обязаны соблюдать любые требования,

предусмотренные законами и правилами страны пребывания, в отношении

страхования от вреда, который может быть причинен третьим лицом в связи с

использованием любого дорожного транспортного средства, судна или самолета

(ст. 56).

Эта статья направлена также на обеспечение прав граждан в государствах

пребывания в случае совершения правонарушений в отношении их личности и

имущества консульским должностным лицом. Это лицо несет ответственность по

законам страны пребывания (ст. 56).

Штатным консульским должностным лицам запрещается заниматься в стране

пребывания какой-либо профессиональной или коммерческой деятельностью с

целью получения личных доходов. Это приводит к изъятию иммунитетов у

данного лица (ст. 57).

В результате рассмотрения вышеуказанных проблем приходим к следующим

выводам:

1. Личные иммунитеты и привилегии консульских должностных лиц невозможно

рассматривать лишь на основе Венской конвенции 1963 г., а следует учитывать

и двусторонние конвенции, которые отличаются широким разнообразием в

трактовке данного вопроса.

2. Консульские должностные лица, как правило, наделяются служебным

(функциональным) иммунитетом, а универсального подхода к этой проблеме

вообще не существует. Поэтому на практике решение указанных вопросов

нередко вызывает разногласия и конфликтные ситуации между направляющим

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.