реферат, рефераты скачать
 

Международно-правовые вопросы гражданства


по вопросам гражданства с Монголией 1937 года. Это соглашение устраняло

возможность возникновения двойного гражданства в результате натурализации.

Основная масса договоров о двойном гражданстве с участием СССР была

заключена в 1956-1958 годах. Первую конвенцию о двойном гражданстве

Советский Союз заключил с Югославией в 1956 году, затем были заключены

конвенции с рядом других государств. В основу этих конвенций было положено

правило, согласно которому лицо с двойным гражданством могло выбрать в

течение определенного срока одно из своих гражданств. Если в течение

определенного срока выбор не был сделан, такое лицо сохраняло гражданство

государства, на территории которого постоянно проживало. По пути заключения

подобных двусторонних конвенций пошли и некоторые восточноевропейские

государства: Болгария, Румыния, Польша, Чехословакия, Венгрия. В конвенциях

с участием СССР имелась одна особенность - они действовали в течение одного

года. Правда, в некоторых случаях отдельные конвенции продлевались, но это

не решало проблему в целом. По истечении срока действия конвенции

продолжали заключаться смешанные браки, от которых рождались дети с двойным

гражданством.

В связи с этим возникла необходимость в заключении новых конвенций о

двойном гражданстве. На протяжении 60-х и 70-х годов СССР заключил с

большинством восточноевропейских государств, в том числе с ГДР, а также

Монголией, соответствующие конвенции или договоры, которые сохраняют свою

силу для России, кроме договора с ГДР (договор с Чехословакией действует в

настоящее время между Россией и Чехией и Словакией).

Они практически однотипны и, так же как и предыдущие конвенции,

устанавливают право оптации гражданства для лиц с двойным гражданством. В

отношении несовершеннолетних выбор гражданства осуществляется их

родителями. Предусматривается также возможность выбора родителями

гражданства детей, родившихся от смешанных браков уже после вступления в

силу соответствующего договора.

С целью предотвращения возникновения двойного гражданства при

натурализации в конвенциях закрепляется правило, согласно которому каждая

сторона обязуется не принимать в свое гражданство гражданина другой страны,

пока он не представит разрешения на это властей своего государства.

Безгражданство

Безгражданство - это правовое состояние, которое характеризуется

отсутствием у лица гражданства какого-либо государства. Безгражданство

может быть абсолютным и относительным.

Абсолютное безгражданство - безгражданство с момента рождения.

Относительное безгражданство - безгражданство, наступившее в результате

утраты гражданства. Безгражданство представляет собой правовую аномалию.

Государство борются с ним, стремясь его ограничить

Лица без гражданства (апатриды) не должны быть бесправными. В принципе

их правовое положение определяется внутренним законодательством

государства, на территории которого они проживают. Все государства обязаны

уважать основные права человека и в соответствии с этим обеспечить для лиц

без гражданства соответствующий режим. В каждом государстве он, однако,

имеет свои особенности. В России статус лиц без гражданства по существу

приравнивается к статусу иностранцев, за исключением одного момента:

иностранное дипломатическое представительство не вправе оказывать им

защиту. Как и иностранцы, они не несут воинской обязанности и не обладают

избирательным правами, на них распространяются те же профессиональные

ограничения, что и на иностранцев.

Нив одном международном договоре, касающемся лиц без гражданства Россия

не принимает участия, ограничиваясь внутренними мерами. Так, в законе о

гражданстве России устанавливается, что ребенок лиц без гражданства,

родившийся на территории России, является гражданином России.

Имеются две многосторонние конвенции, посвященные лицам без

гражданства: Конвенция о статусе апатридов 1954 года и Конвенция о

сокращении безгражданства 1961 года. Целью Конвенции 1954 года является не

ликвидация самого безгражданства, а установление на территории стран-

участников определенного режима для лиц без гражданства. Она защищает их

личный статус, имущественные права, предусматривает свободу

предпринимательства для лиц без гражданства, некоторые льготы в области

получения образования, трудоустройства и т. д.

При разработке Конвенции о сокращении безгражданства 1961 года

разногласия между заинтересованными государствами были довольно велики,

поэтому сфера ее применения оказалась сравнительно узкой. Особенностью

конвенции является то, что она содержит положения, предусматривающие

создание международного органа, в который могут обращаться непосредственно

лица без гражданства с жалобами на невыполнение участниками Конвенции ее

постановлений. По решению Генеральной Ассамблеи ООН функции упомянутого

органа возложены на Верховного комиссара ООН по делам беженцев.

Доказательства наличия или отсутствия гражданства

Внутреннее законодательство определяет, какие документы и факты могут

служить доказательством наличия у лица гражданства того или иного

государства. Согласно закону о гражданстве России от 29 ноября 1991 года,

документом, подтверждающим гражданство, является прежде всего паспорт, а до

его получения - свидетельство о рождении. Доказательством может служить и

иной документ, содержащий указание на гражданство лица.

В случае отсутствия документов, подтверждающих гражданство, или

сомнений в правильности их выдачи в России установлена административная

процедура так называемого выяснения гражданства.

Беженцы и перемещенные лица

Беженцы - это лица, покинувшие страну, в которой они постоянно

проживали (чаще всего страну своего гражданства), в результате

преследований, военных действий или иных чрезвычайных обстоятельств. В

международное право понятие "беженцы" проникает после первой мировой войны.

Проблема беженцев нашла отражение в ряде международных договоров. В рамках

ООН для содействия ее решению создано Управление Верховного комиссара по

делам беженцев (УВКБ). Устав Управления принят резолюцией генеральной

ассамблеи ООН 428 (V) от 14 декабря 1950 года. А 28 июля 1951 года была

заключена многосторонняя Конвенция о статусе беженцев. 16 декабря 1966 года

Генеральная ассамблея приняла к сведению протокол, касающийся статусов

беженцев, который предусматривал некоторые изменения конвенции. Он вступил

в силу 4 ноября 1967 года.

Имеются также международные органы, занимающиеся проблемой беженцев на

региональном уровне. Они могут создаваться на постоянной и временной

основе.

Термин "беженцы" употребляется в договорах и резолюциях международных

организаций в различных значениях. Он может, например, не относиться к

лицам, покинувшим страну своего гражданства или обычного местожительства

вследствие стихийных бедствий. В Конвенции 1951 года предусмотрены

некоторые ограничения понятия "беженцы", связанные со временем наступления

событий, послуживших причиной того, что соответствующие лица покинули

страну своего гражданства или обычного местожительства (до 1-го января 1951

года).

Конвенция и Устав УВКБ включают в понятие "беженцы" лиц, которые в силу

вполне обоснованных опасений стать жертвами преследований по признаку расы,

вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной

группе или политических убеждений находятся вне страны своей гражданской

принадлежности и не могут пользоваться защитой правительства этой страны

или не желают пользоваться такой защитой либо вследствие таких опасений,

либо по причинам, не связанным с соображениями личного удобства; или, не

имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего

обычного местожительства, не могут или не желают вернуться вследствие таких

опасений либо по причинам, не связанным с соображениями личного удобства.

Их нередко называют лицами без гражданства de facto, поскольку практически

их статус ничем не отличается от статуса лиц без гражданства.

Принадлежность к категории политических беженцев может рассматриваться

как основание для того, чтобы претендовать на получение политического

убежища. Однако в конечном счете урегулирование этого вопроса зависит от

законодательства и политики государства, на территории которого находятся

беженцы.

Проблема беженцев не может решаться по единому образцу в силу влияния

различных факторов (социальный и национальный состав беженцев, причины,

побудившие их покинуть родину, и т. п. ). Западные делегации в ряде органов

ООН не раз поднимали вопрос о так называемом массовом уходе или исходе

населения (mass exodus), связывая его с нарушением прав человека, понятие

"массовый исход" объединяет в значительной степени и проблему беженцев, и

проблему экономической миграции населения.

Перемещенные лица - это лица, насильственно вывезенные в ходе второй

мировой войны гитлеровцами и их пособниками с оккупированных ими территорий

для использования на различного рода работах. После окончания войны

Советский Союз заключил с рядом государств соглашения о репатриации

перемещенных лиц из числа советских граждан. Для содействия решению

проблемы беженцев и возвращению их на родину в 1946 году была создана

Международная организация по делам беженцев (МОБ). Она была упразднена в

связи с созданием УВКБ.

В Конвенции о статусе беженцев 1951 года термин "перемещенные лица" не

встречается. В последние годы в практике УВКБ наблюдается тенденция

применять его к некоторым категориям "внутренних" беженцев, то есть лиц,

которые недобровольно покинули какую-либо часть своей страны и вынуждены

были поселиться в другой ее части. Иногда их именуют "вынужденными

переселенцами".

Гражданство в Российской Федерации

О гражданстве Российской Федерации

Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством,

выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и

ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных

прав и свобод человека.

Кто имеет право на гражданство Российской Федерации?

В Российской Федерации каждый человек имеет право на гражданство. В

Российской Федерации никто не может быть лишен своего гражданства или права

изменить свое гражданство. Гражданин Российской Федерации не может быть

выдан другому государству иначе как на основании закона или международного

договора Российской Федерации.

Гражданами Российской Федерации являются лица, приобретшие гражданство

РФ в соответствии с законом Российской Федерации .О гражданстве Российской

Федерации. от 28 ноября 1991 года с изменениями и дополнениями от 17 июня

1993 года. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от

оснований его приобретения. За лицом, состоящим в гражданстве Российской

Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства,

если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Гражданину Российской Федерации может быть разрешено по его ходатайству

иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется

соответствующий договор Российской Федерации. Граждане Российской

Федерации, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть

ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или

освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Российской

Федерации.

Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской

Федерации не прекращает его гражданства.

Как приобрести гражданство Российской Федерации?

Гражданство Российской Федерации приобретается: в результате его

признания, по рождению, в порядке его регистрации, в результате приема

гражданства, в результате восстановления в гражданстве Российской

Федерации.

Кто признан гражданином Российской Федерации?

Гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР,

постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления

в силу Закона РФ.О гражданстве Российской Федерации./06 февраля 1992 года/

если в течении одного года после этого дня они не заявили о своем нежелании

состоять в гражданстве Российской Федерации.

Военнослужащие Вооруженных Сил РФ признаны гражданами Российской Федерации,

если на 06 февраля 1992 года они проходили службу в воинских частях,

находящихся под юрисдикцией Российской Федерации на территории других

государств, в том числе в составе Объединенных Вооруженных Сил Содружества

независимых Государств, а также прибывших для прохождения службы на

территорию Российской Федерации после вступления закона в силу.

Гражданами РФ признаются также: граждане бывшего СССР, постоянно

проживавшие на территории России и выбывшие до 06 февраля 1992 года с места

постоянного проживания в другую местность России в связи с переездом,

учебой, трудовыми соглашениями, прохождением срочной военной службы;

граждане бывшего СССР, отбывшие наказание по приговорам судов как на

территории России, так и за ее пределами и возвратившиеся на жительство на

территорию России, если они постоянно проживали на территории России

непосредственно перед привлечением к уголовной ответственности; граждане

бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории России и выбывшие до 06

февраля 1992 года за пределы России в связи с учебой, прохождением

действительной срочной военной службы, лечением, а также в связи с

временным выездом за пределы бывшего СССР по частным делам, в командировку

и возвратившиеся на территорию России. Данная категория граждан обращается

непосредственно в паспортные столы отделений милиции по месту постоянного

жительства и документируются вкладышами, свидетельствующими о

принадлежности к гражданству Российской Федерации.

Как определяется гражданство детей?

Ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве

Российской Федерации, является гражданином РФ независимо от места рождения.

При различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения

ребенка состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой имеет иное

гражданство, вопрос о гражданстве ребенка независимо от места рождения

определяется письменным соглашением родителей. Гражданство детей в возрасте

до 14 лет следует гражданству родителей. Гражданство детей в возрасте от 14

до 18 лет изменяется при наличии их согласия. Гражданство детей не

изменяется при изменении гражданства родителей, лишенных родительских прав.

На изменение гражданства детей не требуется согласие родителей, лишенных

родительских прав. Если оба родителя или единственный родитель приобретают

гражданство Российской Федерации или у них прекращается гражданство

Российской Федерации, то соответственно изменяется гражданство детей. Если

один из родителей, не имеющих гражданство РФ, приобретает его, то ребенку

представляется гражданство Российской Федерации по ходатайству родителя,

приобретающего гражданство РФ, при наличии письменного согласия другого

родителя.

Кто имеет право приобрести гражданство РФ в порядке регистрации?

В порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретают:

лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии / отец,

мать, бабушка, дед/ является гражданином Российской Федерации; граждане

бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входивших в состав

бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской

Федерации после 6 февраля 1992 года; граждане бывшего СССР, имеющие статус

беженца, после определения места жительства на территории Российской

Федерации в установленном Законом порядке.

Как осуществляется прием в гражданство Российской Федерации?

Дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста и не состоящее в

гражданстве Российской Федерации, может ходатайствовать о приеме в

гражданство Российской Федерации независимо от происхождения, социального

положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка,

отношения к религии, политических и иных убеждений.

Обычным условием приема в гражданство Российской Федерации является

постоянное проживание на территории Российской Федерации: для иностранных

граждан и лиц без гражданства - всего 5 лет или 3 года непрерывно

непосредственно перед обращением с ходатайством; для беженцев, признаваемых

таковыми законом Российской Федерации, договором Российской Федерации,

указанные сроки сокращаются вдвое. Срок проживания на территории Российской

Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской

Федерации для учебы или лечения не более чем на три месяца.

Обстоятельствами, дающими право на сокращение сроков проживания являются:

состояние в гражданстве бывшего СССР в прошлом; усыновление ребенка,

являющегося гражданином РФ; получение убежища на территории Российской

Федерации; состояние в прошлом лица или хотя бы одного из его родственников

по прямой восходящей линии в российском гражданстве/подданстве/ по

рождению.

Как прекращается гражданство Российской Федерации?

Гражданство Российской Федерации прекращается вследствие выхода из

гражданства: - по ходатайству гражданина в порядке, установленном Законом;

- в порядке регистрации, если у лица, заявившего о намерении выйти из

гражданства Российской Федерации, хотя бы один из родителей, супруг или

ребенок имеет иное гражданство либо если лицо выехало на постоянное место

жительства в другое государство в установленном законом порядке.

Выход из гражданства Российской Федерации не допускается:

при наличии имущественных обязательств перед физическими или юридическими

лицами Российской Федерации, либо неисполненных обязанностей перед

государством;

после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную

службу и до ее окончания;

если гражданин, ходатайствующий о выходе из гражданства РФ, привлечен в

качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется

вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор

суда.

Слайды

Категории населения государства

. Граждане данного государства

. Иностранцы (без иммунитета и привилегий)

. Дипломатические представители других государств

. Лица без гражданства

Что такое гражданство?

Коллизии законов о гражданстве

Приобретение гражданства

|В общем порядке |В исключительном порядке |

|В результате рождения |Коллективная натурализация |

|Натурализация (прием) |1.1 Трансферт |

|Пожалование |Оптация (выбор гражданства) |

| |Реинтеграция (восстановление) |

1) В результате рождения

2) Натурализация (прием в гражданство)

Условия натурализации:

. срок проживания (5, 7, 10 лет)

. владение имуществом

. служба в вооруженных силах

Процедура натурализации (внутреннее законодательство):

. высшими органами государственной власти

. органами государственного управления

. местными органами гос. власти (редкость)

. судебная натурализация (редкость)

3) Пожалование гражданства

Инициатива – со стороны властей государства

1) Коллективная натурализация

2) Оптация (выбор гражданства)

3) Реинтеграция – восстановление в гражданстве

Утрата гражданства

1) Автоматическая утрата

2) Выход из гражданства

3) Лишение гражданства

Библиографический список

1). Учебник “Международное право”, Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов, М.:

Международные отношения, 1994

2). Закон о гражданстве Российской Федерации (в ред. Закона РФ от

17.06.93 №5206-1; Федерального закона от 06.02.95 №13-ФЗ)

-----------------------

Решения компетентных

органов по собственной инициативе

Решения компетентных

органов по просьбе лица

Доктрина свободы

экспатриации

Специальные законодательные акты

Смена гражданства

Выбор

одного

Двойное гражданство

Репатриация

населения территории

(трансферт)

переселенцев

Наделение гражданством

Несовершеннолетие

Брак

Усыновление

Семейная натурализация

Гражданство территории

Гражданство родителей

Право почвы

Право крови

Государство 3

Закон о

гражданстве

Международные

договоры

Закон о

гражданстве

Закон о

гражданстве

Государство 2

Государство 1

гражданство

подданство

Принадлежность

Государство

Физическое лицо

Взаимные права и обязанности

Правовая связь

Государство

Физическое лицо

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.