реферат, рефераты скачать
 

Международное космическое право


стороны принимают все меры для урегулирования спора другими мирными

средствами по своему выбору в соответствии с обстоятельствами и характером

спора. Если возникают трудности в связи с началом консультаций или если

консультации не позволяют прийти к взаимоприемлемому урегулированию, любое

государство-участник в целях урегулирования спора может обратиться за

содействием к Генеральному секретарю, не заручаясь согласием другой стороны

в споре. Государство-участник, которое не поддерживает дипломатических

отношений с другим заинтересованным государством-участником, принимает

участие в таких консультациях по своему усмотрению либо непосредственно,

либо через другое государство-участника или Генерального секретаря,

выступающих в качестве посредника[40].

По мнению большинства государств, ссылки в Уставе на справедливость

лишь подчёркивают, что мирные средства обязательны для разрешения любых

международных споров.

Устав ООН предоставляет сторонам, участвующим в споре, свободу выбора

таких мирных средств, которые они считают наиболее подходящими для

разрешения данного спора. Практика обсуждения этого вопроса на

международных конференциях показывает, что многие государства в системе

мирных средств отдают предпочтение дипломатическим переговорам, с помощью

которых разрешается большинство споров.

Непосредственные переговоры наилучшим образом отвечают задаче быстрого

разрешения международного спора, гарантируют равенство сторон, могут быть

использованы для разрешения как политических, так и юридических споров,

наилучшим образом способствуют достижению компромисса, дают возможность

приступить к улаживанию конфликта сразу же по его возникновении, позволяют

не допускать разрастания спора до таких масштабов, когда он может угрожать

международному миру и безопасности.

Анализ принципа мирного разрешения международных споров,

зафиксированного в Декларации о принципах международного права, 1970 года и

Заключительном акте СБСЕ, 1975 года, показывает, что, несмотря на

сопротивление, удалось отстоять ряд важных положений, которые, несомненно,

являются дальнейшим развитием соответствующих положений Устава ООН.

В их числе - обязанность государств "прилагать усилия к тому, чтобы в

короткий срок прийти к справедливому решению, основанному на международном

праве", обязанность "продолжать искать взаимно согласованные пути мирного

урегулирования спора" в тех случаях, когда спор не удаётся разрешить,

"воздерживаться от любых действий, которые могут ухудшить положение в такой

степени, что будет поставлено под угрозу поддержание международного мира и

безопасности, и тем самым сделать мирное урегулирование спора более

трудным"[41]. Все они должны действовать в соответствии с целями и

принципами Устава ООН. Факты свидетельствуют о довольно интенсивном

развитии содержания принципа мирного разрешения споров[42].

В Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный

космическими объектами 1972 года, предусматривается процедура

урегулирования споров по вопросу о компенсации ущерба: если переговоры

сторон в споре не приводят к разрешению спора в течении одного года, по

просьбе любой из сторон спор передается в Комиссию по рассмотрению

претензий с чертами согласительного, следственного и арбитражного органа.

Комиссия по рассмотрению претензий состоит их трех членов: члена

Комиссии, назначаемого государством-истцом, члена Комиссии, назначаемого

запускающим государством, и председателя, выбираемого совместно двумя

сторонами. Каждая сторона производит соответствующее назначение в

двухмесячный срок с даты предъявления требования о создании Комиссии по

рассмотрению претензий. Если в течение четырех месяцев с даты предъявления

требования о создании Комиссии не достигнуто согласие относительно выбора

председателя, любая из сторон может обратиться к Генеральному секретарю

Организации Объединенных Наций с просьбой назначить председателя в течение

последующего двухмесячного периода[43].

Принцип сотрудничества.

Идея всестороннего международного сотрудничества государств независимо

от различий в их политическом, экономическом и социальном споре в различных

сферах поддержания мира и безопасности является основным положением в

системе норм, содержащихся в Уставе ООН. Как принцип она сформулирована в

Декларации о принципах международного права 1970 года.

Определены основные направления сотрудничества:

поддержание мира и безопасности;

осуществление международных отношений в различных областях в соответствии с

принципами суверенного равенства;

сотрудничество с ООН и принятия мер, предусмотренных её Уставом и так

далее.

Из этого видно, что принцип немногое добавляет к содержанию других

принципов. Эта связь понятна, так как реализация всех принципов возможна

только путём сотрудничества. Очевидно в этом и заключена суть принципа

сотрудничества. Например, в советско-индийско Делийской декларации 1986

года говорилось: "Мирное сосуществование должно стать универсальной нормой

международных отношений: в ядерный век необходимо перестроить международные

отношения таким образом, чтобы на смену конфронтации пришло

сотрудничество."

Сегодня Генеральная Ассамблея ООН подчёркивает, что "упрочение мира и

предотвращение войны является одной из главных целей Организации

Объединённых Наций"[44]. В Комиссии международного права подчёркивалось,

что основной предпосылкой, на которой основано международное сообщество,

является сосуществование государств, то есть их сотрудничество[45].

После принятия Устава ООН принцип сотрудничества был зафиксирован в

уставах многих международных организаций, в международных договорах,

многочисленных резолюциях и декларациях.

Представители некоторых школ международного права утверждают, что

обязанность государств сотрудничать носит не правовой, а декларативный

характер. Подобные утверждения уже не соответствуют реальной

действительности. Разумеется, было время, когда сотрудничество представляло

собой добровольный акт государственной власти, однако впоследствии

требования развивающихся международных отношений привели к превращению

добровольного акта в правовую обязанность.

С принятием Устава принцип сотрудничества занял своё место в ряду

других принципов, обязательных для соблюдения согласно современному праву.

Так, в соответствии с Уставом государства обязаны "осуществлять

международное сотрудничество в разрешении международных проблем

экономического, социального, культурного и гуманитарного характера", а

также обязаны "поддерживать мир и безопасность и с этой целью принимать

эффективные коллективные меры". Разумеется, конкретные формы сотрудничества

и его объёмы зависят от самих государств, их потребностей и материальных

ресурсов, внутреннего законодательства и принятых на себя международных

обязательств.

Обязанность всех государств сотрудничать друг с другом, естественно,

предполагает добросовестное соблюдение государствами норм международного

права и Устава ООН. Если же какое-либо государство игнорирует свои

обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного

права, то тем самым это государство подрывает основу сотрудничества.

Общий принцип сотрудничества, установленный международным правом,

полностью применим к межгосударственным отношениям, связанным с

исследованием и использованием космического пространства. О стремлении

максимально содействовать всестороннему развитию международного

сотрудничества в космосе государства заявили в преамбуле Договора по

космосу 1967 года, а также во многих статьях этого договора, и это дает

основание отнести сотрудничество государств в исследовании и использовании

космического пространства к числу основных принципов международного

космического права.

Таким образом, Договор по космосу 1967 года закрепил принцип

сотрудничества государств как один из общих принципов, основных начал

международного космического права. Целый ряд положений Договора по космосу

1967 года вытекает из принципа сотрудничества и детализирует его. К

примеру, обязанность учитывать соответствующие интересы всех других

государств при осуществлении деятельности в космосе, не создавать

потенциально вредных помех деятельности других государств, оказывать

возможную помощь космонавтам других государств, информировать все страны о

характере, ходе, месте и результатах своей деятельности в космическом

пространстве и т.д.

Основным содержанием принципа сотрудничества международного

космического права является обязанность государств сотрудничать друг с

другом при освоении космического пространства и обязанность максимально

благоприятствовать и содействовать развитию широких контактов и проведению

совместных работ по изучению и использованию космоса в рамках ООН.

Ведущая роль в развитии сотрудничества государств в исследовании и

использовании космического пространства принадлежит Генеральной Ассамблее

ООН. Она достигла наиболее значительных успехов именно в области правового

регламентирования космической деятельности, и её по праву считают центром

международного сотрудничества в области разработки норм международного

космического права.

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств возник в

форме международно-правового обычая pacta sunt servanda на ранних стадиях

развития государственности, а в настоящее время находит отражение в

многочисленных двухсторонних и многосторонних международных соглашениях.

Содержание принципа развивалось с ростом потребности в эффективном

международном праве. Упрочивалась и социально-политическая база принципа по

мере того, как международное право становилось все более необходимым для

обеспечения интересов государств, а ныне и для выживания человечества.[46]

В качестве общепризнанной нормы поведения субъектов указанный принцип

закреплён в Уставе ООН, преамбула которого подчёркивает решимость членов

ООН "создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и

уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников

международного права". Согласно п.2 ст. 2 Устава, "все Члены Организации

Объединённых Наций добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему

Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и

преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации".

После обязательств по Уставу стоят обязательства, вытекающие из

общепризнанных принципов и норм международного права. Затем идут

обязательства по договорам, действительным согласно этим принципам и

нормам. Выдвигая на первый план обязательства по Уставу и общепризнанным

нормам, Декларация 1970 года о принципах тем самым подтверждает

универсальный характер, всеобщность международного права, а также

центральное положение общего международного права, состоящего из

общепризнанных принципов и норм.

Развитие международного права со всей очевидностью подтверждает

универсальный характер рассматриваемого принципа. Согласно Венской

конвенции о праве международных договоров 1986 года, "каждый действующий

договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно

выполняться". Более того, "участник не может ссылаться на положение своего

внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора".

Сфера действия рассматриваемого принципа заметно расширилась в

последние годы, что получило отражение в формулировках соответствующих

международно-правовых документов. Так, согласно Декларации о принципах

международного права 1970 года, каждое государство обязано добросовестно

выполнять обязательства, принятые им в соответствии с Уставом ООН,

обязательства, вытекающие из общепризнанных норм и принципов международного

права, а также обязательства, вытекающие из международных договоров,

действительных согласно общепризнанным принципам и норма международного

права.

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств

распространяется только на действительные соглашения. Это значит, что

рассматриваемый принцип применяется только к международным договорам,

заключённым добровольно и на основе равноправия.

Любой неравноправный международный договор прежде всего нарушает

суверенитет государства и как таковой нарушает Устав ООН, поскольку

Организация Объединённых Наций "основана на принципе суверенного равенства

всех её Членов", которые, в свою очередь, приняли обязательство "развивать

дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа

равноправия ".

Следует считать общепризнанным, что любой договор, противоречащий

Уставу ООН, является недействительным и ни одно государство не может

ссылаться на такой договор или пользоваться его преимуществами. Такое

положение соответствует ст. 103 Устава ООН. Кроме того, любой договор не

может противоречить императивной норме международного права, как оно

определяется в ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров.

Отмечу, что рассматриваемый принцип закреплен законодательством РФ. В

Законе РФ «О международных договорах РФ» от 16 июня 1995 года сказано:

"Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и

обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу

международного права - принципу добросовестного выполнения обязательств по

международному праву."[47]

Как элемент рассматриваемого принципа принцип добросовестности

обязывает добросовестно выяснять фактические обстоятельства, интересы

государств и международного сообщества, входящие в сферу применения нормы;

добросовестно выбирать нормы, подлежащие применению; обеспечить реальное

соответствие реализации норм их букве и духу, международному праву и

морали, а также иным обязательствам субъектов; не допускать злоупотребления

правами[48]. Добросовестное выполнение означает также недопустимость

содействия нарушению норм другими государствами[49].

Добросовестное выполнение обязательств основано на взаимности.

Нарушающий норму не должен претендовать и на пользование вытекающими из неё

правами. Вспомним, что лишение возможности пользоваться правами,

вытекающими из нормы, является основным видом репрессалий.

Содержание рассматриваемого принципа в значительной мере определяется

его взаимосвязью с другими основными принципами. Последние определяют

характерные черты процесса выполнения обязательств. Он должен протекать без

угрозы силой или её применения, когда это несовместимо с Уставом ООН. Споры

решаются мирными средствами. Осуществление норм происходит путем

сотрудничества на основе суверенного равенства. В соответствии с принципом

ответственности невыполнение обязательств влечет ответственность.

Договор налагает на государства ряд обязательств:

содействовать международному сотрудничеству в научных исследованиях

космоса;

осуществлять деятельность по исследованию и использованию космоса в

соответствии с международным правом, включая Устав ООН, в интересах

поддержания международного мира и безопасности и развития международного

сотрудничества и взаимопонимания;

оказывать космонавтам других государств помощь в случае бедствия и

вынужденной посадки (в любом месте за пределами запускающего государства) и

незамедлительно возвращать их запустившему государству;

незамедлительно информировать другие государства или Генерального секретаря

ООН об установленных космических явлениях, которые могли бы представлять

опасность для жизни или здоровья космонавтов;

нести международную ответственность за деятельность в космосе своих

правительственных органов и неправительственных юридических лиц;

нести международную ответственность за ущерб, причиненный космическими

объектами;

возвращать запустившему государству по его просьбе космические объекты,

обнаруженные где-либо за пределами запускающего государства;

учитывать соответствующие интересы других государств при исследовании

космоса;

принимать меры для избежания вредного загрязнения космоса и неблагоприятных

изменений земной среды;

проводить международные консультации перед проведением эксперимента,

чреватого вредными последствиями;

на равных основаниях рассматривать просьбы других государств о

предоставлении им возможности для наблюдения за полетом космических

объектов (т.е. о размещении станций наблюдения);

в максимально возможной и практически осуществимой степени информировать

Генерального секретаря ООН, общественность и международное научное

сообщество о характере, месте, ходе и результатах своей космической

деятельности;

открывать на основе взаимности для космонавтов других государств все

станции, установки и космические корабли на небесных телах.

Договор запрещает:

провозглашать суверенитет на космическое пространство и небесные тела и

осуществлять их национальное присвоение или оккупацию;

выводить на орбиту (размещать в космосе) и устанавливать на небесных телах

любые объекты с ядерным оружием или другими видами оружия массового

поражения;

использовать Луну и другие небесные тела в немирных целях;

присваивать космические объекты других государств вне зависимости от места

их обнаружения.

Как можно видеть, права и обязанности вытекают из Договора как для

государств, осуществляющих запуск космических объектов, так и для других

государств.

Принцип международно-правовой ответственности.

Ответственность международных организаций возникает из нарушения ими

международных обязательств, вытекающих из договоров и других источников

международного права. Вопрос об ответственности международных организаций

получил отражение в некоторых международных договорах. Так, в договорах об

исследовании и использовании космического пространства, устанавливается

ответственность международных организаций, осуществляющих космическую

деятельность, за ущерб, причиненный этой деятельностью (Договор о принципах

деятельности государств по исследованию и использованию космического

пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 года; Конвенция о

международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами,

1972 года).

Международно-правовая ответственность - сложное, многогранное

явление, что прежде всего это принцип международного права (хотя он и не

закреплён в Уставе ООН), в соответствии с которым всякое противоправное

деяние влечёт за собой ответственность виновного субъекта по международному

праву, и который обязан ликвидировать последствия вреда, причиненного

другому субъекту международного права. Комиссия международного права ООН

констатировала, что ответственность "является одним из принципов,

подтверждённых в наибольшем числе случаев практикой государств и судебной

практикой, наиболее утвердившимся в юридической литературе"[50].

Ответственность порождается международно-противоправным деянием,

элементами которого являются:

26. субъективный элемент - наличие вины данного субъекта как такового (не

тех или иных лиц, а именно государства в целом);

27. объективный элемент - нарушение субъектом своих международно-правовых

обязательств[51].

Цели принципа ответственности состоят в следующем:

сдерживать потенциального правонарушителя;

побудить правонарушителя выполнить надлежащим образом свои обязанности;

предоставить потерпевшему компенсацию за причинённый ему материальный или

моральный ущерб;

повлиять на будущее поведение сторон в интересах добросовестного выполнения

ими своих обязательств.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.