реферат, рефераты скачать
 

Международные вооруженные конфликты на современном этапе


ими проблема конфликтной форме и в ходе своего развития может порождать

международные кризисы и вооруженную борьбу государств.

Часто международный конфликт отождествляют с международным кризисом.

Однако соотношение международного конфликта и кризиса - это соотношение

целого и части. Международный кризис лишь одна из возможных фаз конфликта.

Он может возникнуть как закономерное следствие развития конфликта, как его

фаза, означающая, что конфликт дошел в своем развитии до той грани, которая

отделяет его от вооруженного столкновения, от войны. Кризис придает всему

развитию международного конфликта весьма серьезный и трудноуправляемый

характер, формируя кризисную логику развития, убыстряя эскалацию всего

конфликта. На этапе кризиса неимоверно возрастает роль субъективного

фактора, поскольку, как правило, весьма ответственные политические решения

принимаются узкой группой лиц в условиях острого дефицита времени.

Однако международный кризис - это совсем не обязательная и неизбежная

фаза конфликта. Его течение достаточно длительное время может оставаться

латентным, не порождая непосредственно кризисных ситуаций. Вместе с тем

кризис - далеко не всегда завершающая фаза конфликта даже при отсутствии

прямых перспектив перерастания его в вооруженную борьбу. Тот или иной

кризис усилиями политиков может быть преодолен, а международный конфликт в

целом способен при этом сохраняться и возвращаться к скрытому состоянию. Но

при определенных обстоятельствах этот конфликт может вновь достигать фазы

кризиса, при этом кризисы могут следовать с определенной цикличностью.

Наибольшей остроты и крайне опасной формы международный конфликт

достигает в фазе вооруженной борьбы. Но вооруженный конфликт - это также не

единственная и не неизбежная фаза международного конфликта. Он представляет

собой высшую фазу конфликта, следствие непримиримых противоречий в

интересах субъектов системы международных отношений.

§ 2 Фазы международного конфликта

Необходимо отметить, что международный конфликт как система никогда не

выступает в "законченной" форме. В любом случае он представляет собой

процесс или совокупность процессов развития, предстающих как определенная

целостность. При этом в процессе развития может происходить изменение

субъектов конфликта, а следовательно, и характера противоречий, лежащих в

основе международного конфликта. Изучение конфликта в его последовательно

сменяющихся фазах позволяет рассматривать его как единый процесс,

обладающий различными, но взаимосвязанными сторонами: исторической

(генетической), причинно-следственной и структурно-функциональной.

Фазы развития конфликта - это не абстрактные схемы, а реальные,

детерминированные в историческом и социальном планах конкретные состояния

международного конфликта как системы. В зависимости от сущности, содержания

и формы того или иного конфликта, конкретных интересов и целей его

участников, применяемых средств и возможностей введения новых, вовлечения

других или выхода имеющихся участников, индивидуального хода и общих

международных условий его развития международный конфликт может проходить

через самые различные, в том числе и нестандартные фазы.

Первая фаза международного конфликта - это сформировавшееся на основе

определенных объективных и субъективных противоречий принципиальное

политическое отношение и соответствующие ему экономические, идеологические,

международно-правовые, военно-стратегические, дипломатические отношения по

поводу данных противоречий, выраженные в более или менее острой конфликтной

форме.

Вторая фаза международного конфликта - это субъективное определение

непосредственными сторонами конфликт своих интересов, целей, стратегии и

форм борьбы для разрешения объективных или субъективных противоречий с

учетом своего потенциала и возможностей применения мирных и военных

средств, использования международных союзов и обязательств, оценки общей

внутренней и международной ситуации. На этой фазе сторонами определяется

или частично реализуется система взаимных практических действий, носящих

характер борьбы сотрудничества, с целью разрешить противоречие в интересах

той или иной стороны или на основе компромисса между ними.

Третья фаза международного конфликта заключается в использовании

сторонами достаточно широкого диапазона экономических, политических,

идеологических, психологических, моральных, международно-правовых,

дипломатических и даже военных средств (не применяя их, однако, в форме

прямого вооруженного насилия), вовлечения в той или иной форме в борьбу

непосредственно конфликтующими сторонами других государств (индивидуально,

через военно-политические союзы, договоры, через ООН) с последующим

усложнением системы политических отношений и действий всех прямых и

косвенных сторон в данном конфликте.

Четвертая фаза международного конфликта связана с увеличением борьбы до

наиболее острого политического уровня - международного политического

кризиса, который может охватить отношения непосредственных участников,

государств данного региона, ряда регионов, крупнейших мировых держав,

вовлечь ООН, а в ряде случаев - стать мировым кризисом, что придает

конфликту невиданную ранее остроту и содержит прямую угрозу того, что одной

или несколькими сторонами будет использована военная сила.

Пятая фаза - это международный вооруженный конфликт, начинающийся с

ограниченного конфликта (ограничения охватывают цели, территории, масштаб и

уровень ведения боевых действий, применяемые военные средства, количество

союзников и их мировой статус), способного при определенных обстоятельствах

развиваться до более высокого уровня вооруженной борьбы с применением

современного оружия и возможным вовлечением союзников одной или обеими

сторонами. Если рассматривать эту фазу международного конфликта в динамике,

то в ней можно выделить целый ряд полуфаз, означающих эскалацию военных

действий.

Шестая фаза международного конфликта - это фаза урегулирования,

предполагающая постепенную деэскалацию, снижение уровня интенсивности,

более активное вовлечение дипломатических средств, поиск взаимных

компромиссов, переоценку и корректировку национально-государственных

интересов. При этом урегулирование конфликта может стать следствием усилий

одной или всех сторон конфликта либо начаться вследствие давления со

стороны "третьей" стороны, в роли которой может оказаться крупная держава,

международная организация либо мировое сообщество в лице ООН.

Таким образом, рассмотренные выше признаки могут быть использованы для

первичной идентификации конфликта. Но при этом всегда необходимо учитывать

высокую подвижность грани между такими явлениями, как собственно военный

конфликт и война. Сущность этих явлений одна и та же, но она имеет

различную степень концентрации в каждом из них. Отсюда и известная

трудность в различении войны и военного конфликта.

ГЛАВА 3 ВИДЫ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ.

§ 1 Международные вооруженные конфликты.

Современное международное право запрещает захватнические, агрессивные

войны (п.4 ст.2 Устава ООН). Вместе с тем это не означает, что войны уже

исключены из жизни человеческого общества, что исчезли причины и источники,

порождающие вооруженные конфликты. Хотя, помимо незаконных войн, в

современных условиях могут иметь место и справедливые войны, не запрещенные

международным правом в рамках международных вооруженных конфликтов, а также

законное применение вооруженной силы. К ним относятся:

. оборонительные войны в порядке осуществления государством или группой

государств права на индивидуальную или коллективную самооборону от

агрессии в соответствии со ст. 51 Устава ООН;

. национально-освободительные войны колониальных или зависимых народов,

поднявшихся с оружием в руках на борьбу за свое национальное освобождение

и образование собственного независимого государства (например,

Организация Освобождения Палестины);

. операции войск ООН, созданных по решению Совета Безопасности ООН в

соответствии со ст. 42 Устава ООН;

. применение вооруженной силы при выполнении договорных обязательств

(например, использование индийских войск против группировки “Тигры

освобождения “Тамил илама” в соответствии с договором между Индией и Шри-

Ланкой об урегулировании этнического конфликта в Шри-Ланке 1987 г.).

Наличие источников, порождающих войны, обуславливает необходимость

существования в международном праве специфических правовых норм, призванных

регулировать отношения между государствами в случае вооруженных конфликтов

и содействовать гуманизации ведения вооруженной борьбы. Их значение состоит

в том, что они:

. ограничивают воюющих в выборе средств и методов ведения военных действий;

. запрещают или ограничивают применение наиболее варварских средств ведения

войны;

. регламентируют положение нейтральных, а также не участвующих в

вооруженном конфликте государств;

. служат интересам миролюбивых сил, способствуют разоблачению агрессивных,

реакционных сил;

. защищают гражданское население оказавшееся на территории в зоне

вооруженного конфликта.1

Международное право в период вооруженных конфликтов регулирует

поведение воюющих сторон, как в процессе международных вооруженных

конфликтов, так и вооруженных конфликтов немеждународного характера.

Согласно положениям Женевских конвенций 1949 года международными

вооруженными конфликтами признаются такие конфликты, когда один субъект

международного права применяет вооруженную силу против другого субъекта.

Таким образом, сторонами в вооруженном конфликте могут являться

государства, нации и народности, борющиеся за свою независимость,

международные организации, осуществляющие коллективные вооруженные меры по

поддержанию мира и международного правопорядка.

Согласно ст. 1 Дополнительного протокола I Женевских конвенций,

касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов,

международными являются также вооруженные конфликты, в которых народы ведут

борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против

расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение.

Вооруженный конфликт между повстанцами и центральным правительством

является, как правило, внутренним конфликтом. Однако повстанцы могут быть

признаны “воюющей стороной”, когда они:

. Имеют свою организацию;

. Имеют во главе ответственные за их поведение органы;

. Установили свою власть на части территории;

. Соблюдают в своих действиях “законы и обычаи войны”.

Признание повстанцев “воюющей стороной” исключает применение к ним

национального уголовного законодательства об ответственности за массовые

беспорядки и т.д. На захваченных в плен распространяется статус

военнопленных. Повстанцы могут вступать в правоотношения с третьими

государствами и международными организациями, получать от них допускаемую

международным правом помощь. Таким образом, признание повстанцев “воюющей

стороной”, как правило, свидетельствует о приобретении конфликтом статуса

международного и является первым шагом к признанию нового государства.

§ 2 Вооруженные конфликты немеждународного характера.

Вооруженные конфликты немеждународного характера – это все непопадающие

под действие ст. 1 Дополнительного протокола I вооруженные конфликты,

происходящие на территории какого-либо государства “между его вооруженными

силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь

под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его

территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные

военные действия и применять положения Протокола II, касающегося защиты

жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.

Вооруженные конфликты немеждународного характера обладают следующими

признаками1:

. применение оружия и участие в конфликте вооруженных сил, включая

полицейские подразделения;

. коллективный характер выступлений. Действия влекущие обстановку

внутренней напряженности, внутренние беспорядки не могут считаться

рассматриваемыми конфликтами;

. определенная степень организованности повстанцев и наличие органов,

ответственных за их действия;

. продолжительность и непрерывность конфликта. Отдельные спорадические

выступления слабоорганизованных групп не могут рассматриваться как

вооруженные конфликты немеждународного характера;

. осуществление повстанцами контроля над частью территории государства.

К вооруженным конфликтам немеждународного характера следует относить

все гражданские войны и внутренние конфликты, возникающие из попыток

государственных переворотов и т.д. Эти конфликты отличаются от

международных вооруженных конфликтов, прежде всего тем, что в последних обе

воюющие стороны являются субъектами международного права, в то время как в

гражданской войне воюющей стороной признается лишь центральное

правительство.

Государства не должны вмешиваться во внутренние конфликты на территории

другого государства. Однако, на практике осуществляются определенные

вооруженные мероприятия, получившие название “гуманитарной интервенции”.

Именно так, например, были охарактеризованы вооруженные акции в Сомали и

Руанде, предпринятые с целью приостановления происходивших там внутренних

конфликтов, сопровождавшихся массовыми человеческими жертвами.

Такая проблема как внутренние вооруженные конфликты, причины их

возникновения и влияние их на военно-политическую обстановку в отдельных

странах, регионах и мире, судя по многим признакам, еще не нашли своего

места в теории и потребуют для своего изучения и осмысления как с научной,

так и с практической стороны еще многих усилий и внимания. Это тем более

важно, что в современных условиях именно внутренние вооруженные конфликты

все чаще становятся детонаторами серьезных и опасных геополитических

взрывов. Существенно и то, что внутренние вооруженные конфликты очень часто

соприкасаются, а то и сливаются с таким явлением как терроризм,

представляющим на данном этапе определенную угрозу международному миру и

безопасности.

Для большей четкости и сокращения времени на изложение этого вопроса

целесообразно данную проблему рассмотреть и проанализировать в ряде

тезисов, представленных ниже.

Должно быть понятно, что внутренние вооруженные конфликты по причинам

их возникновения, по своей сути и содержанию могут довольно существенно

отличаться друг от друга. Наверное, все они по-своему уникальны и поэтому

их осмысление и изучение каждый раз требует своего подхода, отдельного

конкретного рассмотрения. Очевидно, что один и тот же внутренний конфликт

может оцениваться по-разному, зачастую с полярных позиций: для одних это,

допустим, освободительная война или что-то похожее на нее, для других -

вооруженный мятеж и т.д. Поэтому подходить к разным внутренним конфликтам с

одинаковыми мерками нельзя.1

Какими бы многочисленными и непримиримыми ни были различные

экстремистские группировки и движения, сами по себе они сегодня не в

состоянии самостоятельно решить поставленные перед собой задачи. Для этого

они должны обладать мощной и гармонично развитой экономической и научно-

технической базой, производимыми в высокоразвитых государствах современными

средствами вооруженной борьбы, материально-технического обеспечения и

ведения пропагандистской работы, возможностями привлечения в свои ряды

наемников и военных специалистов, иметь координирующие органы и своих

сторонников в различных государствах и общественно-политических структурах

мирового сообщества и другие возможности. То есть, без определенной

поддержки своих действий на государственном и международном уровнях их

предприятие, как правило, обречено на неудачу.

Вывод из этого может быть только один и достаточно определенный: на

современном этапе экстремизм, в том числе исламский, может существовать и

выполнять свою "работу" относительно долго только в качестве

разрушительного оружия, контролируемого более организованными и

могущественными силами. Что это за силы, долго объяснять нет необходимости.

Для этого достаточно посмотреть, кто сегодня стоит за афганскими талибами,

а раньше поддерживал афганских моджахедов, кто оказывает финансовую и иную

поддержку антиправительственным исламским группировкам в странах

Центральной Азии, кто отдал югославское Косово в фактически безраздельное

владение мусульманам-албанцам, кто регулярно и настойчиво выдвигает

ультиматумы перед Россией, требуя от нее прекращения антитеррористической

операции против международных банд террористов в Чечне и т.д. То есть,

анализируя роль и место исламского экстремизма в формировании внутренних и

внешних угроз национальной безопасности и территориальной целостности

России, мы не должны ограничиваться рассмотрением только лишь его

религиозно-идеологической и эмоционально-разрушительной составляющих, но

смотреть гораздо шире и по существу, в саму жизнь и условия, в которых эта

жизнь имеет место быть. Только при таком подходе можно будет понять,

почему, скажем, английские лорды из Парламентской Ассамблеи Совета Европы

(ПАСЕ) так недовольны действиями России в отношении террористов на своей

территории, почему блок НАТО был так настойчив в реализации своего

косовского сценария и так далее.

Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из

опасных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-

политических и моральных проблем, с которыми человечество входит в XXI

столетие. Терроризм и экстремизм в любых их проявлениях все больше угрожают

безопасности многих стран и их граждан, влекут за собой огромные

политические, экономические и моральные потери, оказывают сильное

психологическое давление на большие массы людей, чем дальше, тем больше

уносят жизней ни в чем не повинных людей.1

Конфликтогенный потенциал терроризма особенно вырос с 60-х годов ХХ

века, когда целые регионы мира были покрыты зонами и очагами активности

различных по своей ориентации террористических организаций и групп. Сегодня

в мире насчитывается около 500 нелегальных террористических организаций. С

1968 по 1980 гг. ими было совершено около 6700 террористических актов, в

результате которых погибло 3668 и ранено 7474 человека. В современных

условиях наблюдается эскалация террористической деятельности экстремистски

настроенных лиц, групп и организаций, усложняется ее характер, возрастают

изощренность и античеловечность террористических актов. Согласно

исследованиям ряда российских ученых и данным зарубежных исследовательских

центров, совокупный бюджет в сфере террора составляет ежегодно от 5 до 20

млрд. долл.1

Терроризм уже приобрел международный, глобальный характер. Еще

сравнительно недавно о терроризме можно было говорить как о локальном

явлении. В 80-90 гг. ХХ столетия он уже стал универсальным феноменом.

Глобализация и все более широкая интернационализация терроризма - это

неоспоримый факт, перед которым сегодня оказалось человечество. Этот

феномен обусловлен расширением и глобализацией международных связей и

взаимодействия в различных областях. Особенно как бы беспроблемно эти

процессы происходят на поле маргинального экстремизма и терроризма как

крайней формы проявления первого.2

Наряду с большим числом террористических организаций и групп имеется не

меньшее число поддерживающих их различных структур, вплоть до целых

государств-спонсоров терроризма. Сам по себе интересен и знаменателен тот

факт, что сегодня основная материальная поддержка террористических

организаций поступает из арабских нефтедобывающих и развитых западных

государств. У первых, насколько можно понять, имеются лишние деньги,

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.