реферат, рефераты скачать
 

Основные принципы международного публичного права


принадлежащие им территории, являются объектом принципа территориальной

целостности государств. Применительно к данной проблеме в качестве

территории государства рассматриваются военные базы, по до говору

расположенные на территории иностранного государства, территории

дипломатических и консульских представительств. Спорным является вопрос об

отнесении к государственной, или, точнее, квази- государственной,

территории сухопутных, морских и воздушных сил или морских и воздушных

флотов государства, однако применительно к данному принципу и с учетом

применяемых мер защиты их можно считать одним из видов условной территории.

Круг субъектов принципа определяется, как во всех таких случаях,

общими закономерностями действия принципов, представляя собой круг

субъектов международного права в целом.

Обязанности государств, политических универсальных и региональных

организаций, других субъектов заключаются в следующем: они не должны

посягать прямо или косвенно, при помощи силы или угрозы силой на

государственную территорию, ее части или естественные ресурсы. Они должны

воздерживать от любых действий, могущих прямо или косвенно нанести

существенный ущерб территории государства или ее составным частям или

ресурсам.

Государства имеют право на целостность своей территории и ее частей; в

случае нарушения своих прав они могут применить принуди тельные меры,

допускаемые международным правом, могут обратиться в Совет Безопасности и

Генеральную Ассамблею ООН, региональные организации, созданные в

соответствии со ст. 52-54 Устава ООН.

Понятие территориальной целостности не противоречит правомерным

территориальным изменениям, предпринимаемым государствами по договоренности

и с согласия населяющего их народа, выраженного посредством плебисцита.

Международному праву известны случаи нарушения территориальной

целостности государства в качестве санкции за совершение международного

преступления; так, в результате второй мировой войны был установлен особый

режим управления Западным Берлином, территория Гер мании была разделена на

зоны, управляемые от имени четырех держав -участниц антигитлеровской

коалиции. Принцип нерушимости государственных границ определяет

сотрудничество государств по установлению границ, их охране, решению

спорных вопросов в связи с границами. Значение отношений, связанных с

границами, определяется тем, что они есть границы распространения

государственного суверенитета, границы действия государственного

правопорядка. Вопросы о границах занимают достаточно большое место в

важнейших договорах современности, но им не уступают и те, что давно уже

стали только вехами истории. С давних времен считалось, что на рушение

границы является - поводом к законной войне. Воздушные, морские,

сухопутные границы охраняются всей мощью государства, его дипломатическим

аппаратом, а также его политическими союзническими договорами.

Учитывая всеобщность, единообразие, длительность практики государств

по охране государственных границ, следует констатировать наличие в

международном праве принципа нерушимости государственных границ.

В писаной форме он, как указано, отражен в двусторонних и много

сторонних союзнических договорах, уставах универсальных и региональных

политических организаций.

Его понимание государствами отражено в таких морально-политических

нормах, как нормы Декларации принципов Заключительного акта Совещания по

безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.), декларациях и резолюциях

Генеральной Ассамблеи ООН, в частности, в Декларации принципов, касающихся

дружественных отношений государств (1970 г.).

Объектом защиты принципа нерушимости государственных границ являются

все виды сотрудничества государств по обеспечению их безопасности и защите

- заключение договоров по их делимитации и демаркации, коллективная

самооборона, разрешение пограничных споров и создание соответствующих

механизмов реализации этого принципа.

Субъектами принципа являются все субъекты международного права, что

характерно для всей группы принципов.

Права государства, определяемые императивами принципа, заключаются в

требовании абсолютной неприкосновенности установленных границ, незаконности

их изменения без согласования и под каким-либо давлением, с применением

силы или угрозы силой. Этим же определяются и обязанности государств -

неукоснительное соблюдение установленных в соответствии с международным

правом границ, разделительных или демаркационных линий, включая линии

перемирия, на период перемирия, до заключения постоянно действующего

договора, в связи с чем такие линии могут рассматриваться как временные

границы, разрешение споров о границах только мирными средствами, неоказание

содействия государствам, нарушающим установления принципа об обеспечении

безопасности границ.

Государства обязаны не нарушать установленные внутренними и

международными нормами правила о режиме границ. Так, режим охраны границы

Российской Федерации, установленный Законом "О государственной границе

Российской Федерации" 1993 г., предусматривает строго визовый въезд на

территорию России, Шенгенское соглашение 1990 г., заключенное 9

государствами Европы, напротив, установило принцип безвизового пересечения

границы гражданами государств - участников Соглашения. Правом государства

является установление или снятие таможенных и иных ограничений, связанных с

прохождением границы физическими лицами, транспортными средствами,

товарами.

В отношении границ также действует институт мер доверия, выражающийся

в запрете передвижения войск или проведения учений вблизи границ, создания

зон безопасности и др., в установлении транспарентности (прозрачности)

границ для отдельных видов товаров, услуг. Такой режим установлен между

некоторыми странами СНГ.

Нарушение границ считается международным преступлением, в связи с чем

возможно применение самых жестких ответных мер, предусмотренных, в

частности, в ст. 39-47 Устава ООН: применение вооруженных сил, других

санкций чрезвычайного характера, вплоть до ограничения суверенитета

виновного государства.

Принцип всеобщего и полного разоружения под эффективным международным

контролем начал свое становление с морально-этической идеи, проводником

которой был канцлер России князь М. Горчаков, позже - приват-доцент Санкт-

Петербургского университета Ф. Мартене, Николай II, российский император,

считавший, что созываемые по его инициативе I и II мирные конференции 1899-

1907 гг. послужат прежде всего делу разоружения. Далее в доктрине и на

уровне морально-политических норм работала Лига Наций, продолжает свою

деятельность в этом направлении и ООН, добившаяся блестящих результатов в

использовании правовых средств достижения всеобщего, т.е. для всех

субъектов, и полного, т.е. в отношении возможно большего числа объектов,

видов вооружений, разоружения.

Формирование принципа всеобщего и полного разоружения как правовой

нормы началось с принятия конкретных договоров по разоружению, например,

Протокола о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других

подобных газов и бактериологических средств 1925 г., а также с включения в

Устав ООН статей о праве Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН

обращаться к государствам-членам с рекомендациями по поводу разоружения и

регулирования вооружений. Полная же формулировка принципа в том виде, в

каком он существует в настоящее время, сложилась из содержания преамбул

практически всех договоров, конвенций, соглашений о конкретном разоружении.

Особое значение среди них имеют универсальные - открытые для всех

государств - договоры. Первым среди них является Московский договор о

запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве

и под водой 1963 г., подтвердивший, что "главной целью является скорейшее

достижение соглашения о всеобщем и пол ном разоружении под строгим

международным контролем в соответствии с целями ООН".

Последующие источники принципа - договоры 1968, 1971, 1972, 1977,

1980, 1993 гг. о нераспространении ядерного оружия, о неразмещении ядерного

оружия на дне морей и океанов за пределами 12-миль ной зоны прибрежных

государств, об уничтожении и запрещении применения бактериологического

оружия, о запрещении обычного оружия неизбирательного действия, о

запрещении химического оружия, "погодного" оружия и другие договоры,

связанные с демилитаризацией или нейтрализацией отдельных видов территории

планеты Земля (Вашингтонский договор об Антарктике 1959 г., Договор о

космосе 1967 г., до говоры Тлателолко 1968 г. и Раротонга 1985 г. об

установлении безъядерных зон в Латинской Америке и Южной части Тихого

океана, договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии

1995 г.), подкрепляют главное требование принципа о достижении все общности

круга субъектов принципа, наиболее полного охвата объектов конкретного

разоружения, а также о непрекращающемся процессе достижения договоренностей

о разоружении, вплоть до достижения конечной цели, поставленной принципом.

Объектом защиты принципа разоружения являются общественные отношения,

связанные с обеспечением безопасности государств, всей планеты,

человечества, т.е. безопасности в самом широком смысле слова. Гонка

вооружений, ее пагубные последствия связаны практически со всеми

глобальными кризисными точками нынешнего этапа цивилизации - экологией,

экономикой, правами человека, особенно правами четвертого поколения,

такими, как право на жизнь в безъядерном мире, право на жизнь в

экологически чистом мире.

Объектом сотрудничества государств по реализации принципа разоружения,

т.е. объектом в узком смысле слова (предметом), являются конкретные виды

вооружений, действия государств или требование воз держания от каких-либо

действий, связанных с разоружением. В самом обобщенном виде можно назвать

следующие: ликвидация обычных вооружений, ликвидация средств доставки

вооружений (стратегического оружия), ликвидация военных баз на чужих

территориях, нейтрализация, демилитаризация, немилитаризация территорий,

включая территории, являющиеся общечеловеческим достоянием, создание

действенных мер эффективного контроля за соблюдением достигнутых

договоренностей.3—3263

Права государств состоят в участии в договорном процессе, участии в

договорах по разоружению, использовании механизмов защиты, устанавливаемой

этими договорами, в праве на обращение к международным процедурам в случае

нарушения принципа со стороны других участников, в участии в инспекциях и

праве требовать проведения таких инспекций в отношении предполагаемых

нарушителей и применения международных санкций к нарушителям принципа и их

пособникам.

Обязанности государств, как следует из формулировки принципа, состоят

в неуклонении от участия в процессе достижения договоренностей о всеобщем и

полном разоружении, в соблюдении достигнутых договоренностей, подчинении

требованиям о проведении инспекций, как это обусловлено, например,

Договором о нераспространении ядерного оружия 1968 г., или Вашингтонским

договором об Антарктике 1959 г., или Договором о космосе 1967 г.

Существенной обязанностью является неувеличение военных бюджетов и

обеспечение их транспарентности.

Механизм соблюдения договоров по разоружению складывается из трех

основных элементов: 1) национальных средств и методов разоружения и

контроля за разоружением со стороны других участников, 2) средств и

методов, предусмотренных самим договором для данного вида вооружений, 3)

универсальных институтов, например, Совета Безопасности ООН, к которому

апеллирует большинство договоров, конвенций по разоружению.

Принцип разоружения как новейший принцип является одним из самых

динамичных в системе принципов. Задача государств, их обязанность перед

человечеством состоит в заключении договоров о запрещении еще существующих

вооружений, из которых складывается то, что называется "военная сила", а

также в запрещении вооружений, которые могут быть изобретены в будущем.

Принцип мирного разрешения международных споров является

функциональным принципом международного права. Он представляет собой

совершенный метод, систему способов и механизмов, обеспечивающих мирное

сотрудничество субъектов системы во всех областях. В качестве универсальной

нормы принцип существует с 1945 г., будучи включенным в Устав ООН, хотя как

многосторонняя норма он применялся уже после Гаагских конференций 1899-1907

гг., был подтвержден в качестве таковой Пактом Бриана - Келлога 1928 г.,

обсуждался и рекомендовался Лигой Наций.

Источником принципа являются Устав ООН (п. 3 ст. 2, ст. 33-37), Статут

Международного суда ООН, уставы региональных политических организаций,

положения огромного числа международных договоров, регулирующих различные

отношения государств.

Конкретизация принципа, согласованное понимание и толкование его

положений, а также соображения по поводу его развития предпринимаются через

систему актов Генеральной Ассамблеи ООН, ее деклараций и резолюций, таких,

как Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных

отношений государств (1970 г.), Манильская декларация о мирном разрешении

международных споров 1982 г., и региональных актов, например, Итоговый

документ Совещания в Валлетте "Принципы урегулирования споров и положения

процедуры СБСЕ по мирному урегулированию споров" 1991 г.

Права государств, других субъектов системы международного права,

устанавливаемые принципом, состоят в том, что они имеют право: выбирать

средства и способы разрешения конфликта; требовать, чтобы стороны,

участвующие в конфликте, не уклонялись от поисков способов мирного

разрешения противоречий; требовать выполнения принятых решений; прибегать к

помощи международных организаций, в частности, ООН, ОАЕ, ОАГ, ОБСЕ.

Обязанности государств, обусловленные задачами принципа, состоят

прежде всего в том, чтобы государства - участники спора: не прекращали

процесс мирного урегулирования и поисков взаимоприемлемых способов; при

разрешении спора исходили из учета интересов или баланса интересов спорящих

сторон; в процессе мирного урегулирования воздерживались от любых действий,

могущих нанести ущерб поискам путей мирного разрешения спора; выполняли

принятое в согласованном порядке решение.

В случае, если спор имеет серьезный характер и если его продолжение

может угрожать интересам безопасности сторон и всеобщему миру, Совет

Безопасности ООН может рекомендовать сторонам принять конкретную процедуру

урегулирования, а в случае отказа обратиться с призывом к сообществу

государств применить уставные санкции против нарушителей по ст. 40-41

Устава ООН.

Особенностью содержания принципа мирного разрешения международных

споров является входящий в его структуру достаточно обширный перечень

способов мирного разрешения межгосударственных противоречий. Один только

Устав ООН содержит их около десятка. Кроме упомянутых ранее, ст. 33

называет двусторонние переговоры, добрые услуги, посредничество, являющиеся

традиционными, и новые - обращение к региональным органам, обследование.

Все известные региональные организации имеют органы мирного раз

решения споров - комиссии, комитеты, суды. Так, ОАЕ (Организация

африканского единства) имеет комиссию по посредничеству, примирению и

арбитражу; Лига арабских государств - юридический комитет, кроме которого

споры может разрешать также Совет Лиги; Организация по безопасности и

сотрудничеству в Европе имеет Суд по примирению и арбитражу и Комиссию по

примирению.

Принцип суверенного равенства государств, или, как его иногда называют

в доктрине, принцип равноправия государств, отражает основную черту и

особенность международного права - наличие у его основных субъектов-

государств качества суверенитета и в силу этого - равенство самих

субъектов. Качество суверенитета, уникальное по своему характеру, является

основой для классификации субъектов международного права и определения

юридической природы и объема их правосубъектности; для установления только

согласительной процедуры международного нормотворчества; для отказа от

создания организаций, обладающих чертами наднациональности, и многого

другого, что позволяет говорить о международном праве как особой системе

права.

В силу этого качества государства - субъекты международного права

равны независимо от времени возникновения, величины территории, количества

населения, наконец, от чьего-то признания или непризнания.

Основным источником принципа равноправия является Устав ООН,

закрепивший его в писаной форме в п. 1 ст. 2. Практически все право мерные

международные договоры и обычаи реципируют положения принципа или

основываются на нем. Как и другие принципы, он конкретизируется также в

морально-политических и других видах социальных норм, регулирующих

отношения государств, - в Декларации о принципах, касающихся дружественных

отношений государств (1970 г.), Декларации принципов Заключительного акта

СБСЕ 1975 г., Итоговом документе Мадридской встречи СБСЕ 1983 г. и др.

Закрепляя формально-юридическое равенство участников правоотношений,

баланс их взаимных прав и обязанностей, принцип не препятствует достижению

фактического равенства, дающего преимущества слабейшему относительно

данного объекта договора субъекту. Международное право поощряет создание

режима преференций для слаборазвитых государств, оказание помощи жертвам

катастроф. Все эти отношения не противоречат установлениям принципа

равенства государств, дополняя его требованиями общеправового принципа

справедливости.

Права государства, обусловленные принципом равноправия (суверенного

равенства) - важнейшим функциональным принципом системы, заключаются в

равном допуске ко всем видам сотрудничества и на равных со всеми

основаниях, в равной защите через международно-правовые механизмы. Ярко

реализуются императивы принципа в связи с проблемой допуска к использованию

богатств, признаваемых общечеловеческим достоянием, - открытого моря,

Антарктики, космоса. Их ресурсы используются, как отмечается в договорах, в

интересах всего сообщества с учетом интересов и прав государств, пока не

имеющих достаточных технических возможностей.

Одна из сторон рассматриваемого принципа заключается в том, что

государства равноправны и независимы при осуществлении своей внешней

функции. Они свободно, по своему желанию, без давления извне вступают в

дипломатические или консульские отношения, обмениваются посольствами или

миссиями, поручают выполнение своих функций третьему государству; они сами

решают проблему признания новых государств и правительств, вступления в

международные организации и выхода из них. Кстати, именно наличие этого

важнейшего и подкрепляемого принципом права не дает оснований говорить о

наличии в международном сообществе наднациональных организаций, ибо

признаками таковых являются следующие: невозможность выхода по собственному

желанию, требование подчинения меньшинства большинству при принятии решений

такой организацией и наличие исключительной компетенции организации в

осуществляемом ею виде сотрудничества.

В этой связи возможна постановка вопроса о существовании в обычно-

правовой форме самостоятельного принципа, защищающего независимость

государства при осуществлении его внешней функции по аналогии с принципом

невмешательства во внутренние дела государств.

Особая группа прав, защищаемых принципом, связана с участием

государств в универсальных договорах, кодифицирующих нормы международного

права или регулирующих отношения, по использованию обще человеческого

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.