реферат, рефераты скачать
 

Отрасли, субъекты и принципы международного права


организациями. Поэтому основное бремя регулирования ложится на

общепризнанные принципы международного права. Содержание каждого из

принципов базируется на положениях устава ООН и Декларации о принципах

международного права.

1. Суверенное равенство государств. Принцип суверенного равенства

государств сложился как синтез традиционных правовых постулатов –

уважения государственного суверенитета и равноправия государств.

Соответственно его характеризуют как комплексный, двуединый принцип.

Само соединение двух указанных элементов порождает новый международно-

правовой феномен – суверенное равенство государств. В таком качестве он

был закреплен в Уставе ООН. Этот принцип распространяется на всю сферу

реализации международно-правовых норм – на действие механизма

международно-правового регулирования, на методы мирного урегулирования

межгосударственных споров и на проявление ответственности государств за

международные правонарушения.

2. Невмешательство во внутренние дела. Современное понимание этого

принципа зафиксировано в Уставе ООН и конкретизировано в Декларации

ООН 1965 г. о недопустимости вмешательства во внутренние дела

государств, об ограждении их независимости и суверенитета.

Вмешательством считаются любые меры государств или международных

организаций, с помощью которых последние попытаются препятствовать

субъекту международного права решать дела, входящие в его компетенцию.

Не считаются внутренними делами такие действия, которые по своей

целенаправленности представляют угрозу миру и безопасности и попирают

общепризнанные международные нормы. В современном международном праве

критерием концепции невмешательства являются международные

обязательства государств, в том числе их обязательства по Уставу ООН.

3. Равноправие и самоопределение народов. Этот принцип в практике ООН

утвердился в качестве правовой базы процесса ликвидации колониальных

режимов и создания независимых государств. Особую актуальность в

современных условиях приобретает и другая сторона принципа,

обеспечивающая ограждение суверенных государств от сепаратистских

движений, ориентированных на раскол суверенного государства.

4. Неприменение силы или угрозы силой. Устав ООН и Декларация возложили на

каждое государство обязанность воздержаться от угрозы силой или ее

применения с целью нарушения существующих международных границ или в

качестве средства разрешения международных споров. Развитием этого

положения стало формулирование в Заключительном акте СБСЕ 1975 г.

принципа нерушимости границ.

5. Уважение прав человека и основных свобод. В Заключительном акте СБСЕ

уважение прав и свобод характеризуется как существенный фактор мира в

межгосударственных дружественных отношениях. Права и свободы человека

регламентируются с учетом права народов на самоопределение. При этом

выделяется положение об уважении прав и защите законных интересов лиц,

принадлежащих к национальным меньшинствам.

Глава 4. Право международных договоров.

Международные договоры в виде письменного закрепления соглашений государств

появились в конце 4 – начале 3 тысячелетия до н.э. Древнейшие договоры

рабовладельческих государств посвящались в основном вопросам мира и

перемирия, союзов, военной помощи. В основном это были двусторонние

договоры. Постепенно международный договор становится основным источником

международного права, а международная договорная практика – основой

формирования обычных норм, регламентирующих порядок заключения, реализации

и прекращения действия международных договоров.

Право международных договоров является базовой отраслью международного

права, так как посредством заключения международных договоров

регламентируются отношения государств в различных сферах сотрудничества.

Без договоров невозможно дальнейшее развитие международного права.

Основными источниками права международных договоров являются: Венская

конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г., Венская

конвенция о праве договоров между государствами и международными

организациями от 21 марта 1986 г. Сторонами в договоре являются субъекты

международного права, обладающие договорной правоспособностью. Примером

международного договора, в котором в качестве участников предусмотрены

государства, нации и международные организации, может служить Конвенция об

оперативном оповещении о ядерной аварии от 26 сентября 1986 г. Она была

открыта для подписания всеми государствами, Намибией, международными

организациями, включая региональные (на специальной сессии Генеральной

конференции МАГАТЭ, на которой принята Конвенция, Намибия была представлена

Советом ООН по Намибии. Независимость Намибии была провозглашена 31 марта

1990 г.).

Процесс заключения международного договора представляет собой ряд

последовательных действий (стадий) – от проявления инициативы заключения

договора до вступления его в силу. Инициатива заключения договора может

исходить от одного или нескольких государств, а также от международных

организаций. В Федеральном законе “ О международных договорах Российской

Федерации” 1995 г. предусматривается, что без специальных полномочий ведут

переговоры и подписывают международные договоры Российской Федерации:

Президент РФ, председатель Правительства, министр иностранных дел,

федеральный министр. Глава дипломатического представительства РФ в

иностранном государстве вправе вести переговоры в целях принятия текста

договора - соответственно с государством пребывания.

Предварительное принятие текста договора осуществляется посредством

голосования, парафирования, подписания. Путем голосования, как правило,

принимается текст договора, подготовленный на международной конференции или

в международной организации. В последние годы голосование нередко не

проводится; для решения применяется метод консенсуса – общего согласия.

Парафирование – это скрепление инициалами уполномоченных лиц каждой

страницы договора в знак согласия с текстом. Такая форма предварительного

принятия текста договора применяется в отношении двусторонних договоров или

договоров с небольшим числом участников. Форма окончательного принятия

текста договора – подписание. При этом подписание является одновременно и

формой принятия текста договора и формой выражения согласия на его

обязательность. Двусторонние договоры составляются на языках государств-

участников, многосторонние – на языках по выбору участников.

Договор утверждается одним из высших органов государства - ратифицируется.

Международные договоры РФ ратифицируются Федеральным Собранием.

Государственная Дума Федерального Собрания рассматривает внесенный

Президентом или Правительством на ратификацию международный договор. После

обсуждения в комитетах и комиссиях принимается решение о ратификации в

форме федерального закона. Такой закон подлежит обязательному рассмотрению

в Совете Федерации. Принятый им федеральный закон о ратификации

направляется Президенту для подписания и опубликования. Одновременно с

принятием решения о ратификации международного договора составляется

ратификационная грамота. При заключении двустороннего договора государства

его участники обмениваются ратификационными грамотами. Если договор

заключается на территории одного государства, то обмен грамотами происходит

на территории другого. При заключении многостороннего договора

ратификационные грамоты сдаются на хранение депозитарию. Депозитарий

определяется государствами-участниками в самом договоре. Им может быть одно

государство, несколько государств, международная организация или ее главное

должностное лицо. Получили распространение договоры, депозитарием которых

является Генеральный секретарь ООН. Если государство по каким-либо причинам

не участвовало в договоре, оно может к нему присоединиться. Порядок и

условия присоединения оговариваются в договоре. Вопрос о времени, условиях

и порядке прекращения договора решается самими договаривающимися сторонами

и фиксируется в договоре.

Прекращение договора возможно посредством денонсации и аннулирования.

Денонсация – это отказ государства от договора с предварительным

предупреждением других участников, когда такой отказ, его порядок и условия

прямо предусмотрены договором. Аннулирование – это отказ государства от

договора, когда есть к тому достаточные, строго определенные нормами

международного права основания. Процедура прекращения договора в связи с

существенным его нарушением предусмотрена в Венской конвенции о праве

международных договоров. Федеральный закон "О международных договорах РФ”

предусматривает как прекращение, так и приостановление действия договора.

Действие договора может быть приостановлено Президентом РФ в случаях,

требующих безотлагательных мер, с обязательным информированием Федерального

Собрания и внесением проекта соответствующего закона.

Глава 5. Отрасли международного права.

§1. Международное гуманитарное право.

В международном праве неуклонно возрастает удельный вес норм,

ориентированных на человека. Основу составляет принцип уважения прав

человека и основных свобод, предполагающий их всеобщее значение. Для

обозначения рассматриваемой отрасли предложен термин “международное

гуманитарное право”. Использование слова “гуманитарное” согласуется с

терминологией Устава ООН. Он провозглашает цель осуществления

международного сотрудничества в разрешении международных проблем

гуманитарного характера. Данная отрасль права включает нормы трех видов:

1) нормы, действующие в нормальных ситуациях мирного времени; 2) нормы,

предназначенные для условий вооруженных конфликтов с целью их максимально

возможной гуманизации; 3) нормы, применение которых обязательно в любых

ситуациях (например, право на свободу мысли, религии, запрещение пыток).

Специфика международного гуманитарного права заключается в том, что

участниками регулируемых его нормами отношений являются наряду с

государствами и индивиды (физические лица).

Источниками международного гуманитарного права являются: Конвенция о

политических правах женщин 1952 г., конвенция о ликвидации всех форм

дискриминации в отношении женщин 1979 г., Конвенция о правах ребенка 1989

г., Конвенция о статусе беженцев 1951 г., Международная конвенция о защите

прав трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. Самостоятельную группу

составляют акты, ориентированные на предотвращение действий, которые

посягают на права больших человеческих коллективов или отдельных людей.

Имеются в виду Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой

дискриминации 1965 г., Конвенция о пресечении преступления апартеида и

наказании за него 1973 г., Конвенция против пыток 1984 г. Далее назовем

региональные акты, регламентирующие весь комплекс основных прав и свобод

применительно к определенной группе государств и их гражданам. Это

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.,

Европейская социальная хартия 1961 г. 26 мая 1995 г. подписана Конвенция

СНГ о правах и основных свободах человека, неотъемлемой частью которой

считается Положение о Комиссии по правам человека СНГ.

Следует подчеркнуть, что в международном гуманитарном праве отвергается

деление прав и свобод по степени их значимости для человека. Целостный

взгляд на проблему четко выражен в тексте Итогового документа Венской

встречи СБСЕ 1989 г., где сказано, что все права и свободы являются

существенными для свободного и полного развития личности. Эта же мысль

выражена в Венской декларации Всемирной конференции по правам человека

1993 г.

В соответствии с положениями международных договоров сложилась

определенная система межгосударственных органов, наделенных функциями

международного контроля за деятельностью государств в сфере обеспечения

прав человека. Соответствующие полномочия от имени ООН осуществляет

Экономический и Социальный Совет. Под его руководством действует Комиссия

по правам человека, в которой представлены 43 государства. Ее

вспомогательным органом является Подкомиссия по предупреждению

дискриминации и защите меньшинств. В составе Секретариата ООН имеется

Центр по правам человека и утверждена должность Верховного комиссара ООН

по правам человека. На региональном уровне также существуют подобные

структурные формирования. В их числе Европейская Комиссия по правам

человека и Европейский Суд, в которых представлено каждое государство –

член Совета Европы. Устав СНГ предусмотрел создание Комиссии по правам

человека из представителей государств – членов Содружества.

Гуманитарное право, действующее в условиях вооруженных конфликтов,

включает международно-правовые нормы, охватывающие все вопросы защиты

жертв войны, как это определено в Женевских конвенциях 1949 г.

§2. Международное уголовное право.

Международное уголовное право складывалось и развивалось в условиях

активизации международной преступности и совершенствования сотрудничества

государств в предотвращении и пресечении этой деятельности. Сотрудничество

осуществляется посредством использования двух взаимосвязанных механизмов,

один из которых – договорной (конвенционный), то есть он воплощается в

заключаемых государствами договорах, а другой имеет организационно-

правовой характер и проявляется в деятельности общих и специализированных

организаций.

К настоящему времени сложился комплекс многосторонних международных

конвенций, каждая из которых посвящена определенному преступлению:

Международная конвенция о борьбе с захватом заложников, Конвенция о

предотвращении преступлений против лиц, пользующихся международной

защитой, Европейская конвенция о подавлении терроризма. Ряд конвенций о

преступлениях международного характера подготовлен в рамках ООН (Конвенция

ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и

психотропных веществ). Характерная черта конвенций – это фиксация права

всех без исключения государств быть их участниками. Особую группу

источников международного уголовного права составляют акты,

регламентирующие сотрудничество в борьбе против мира и безопасности

человечества, с военными преступлениями. Выделим акты, характеризующие

правовой статус некоторых международных органов, координирующих

деятельность государств в борьбе с преступностью: Устав Международной

организации уголовной полиции (Интерпола), Положение о Бюро по координации

борьбы с организованной преступностью на территории СНГ.

В рамках Экономического и Социального Совета ООН учрежден Комитет по

предупреждению и контролю над преступностью в составе представителей 27

государств. Одна из его функций – проведение раз в пять лет конгрессов ООН

по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. В

структуре МВД РФ имеется Национальное центральное бюро Интерпола как

органа взаимодействия органов внутренних дел РФ с аналогичными органами

других государств– членов Интерпола. В штаб-квартире Интерпола во Франции

работает группа штатных сотрудников, ведется картотека, включающая

фотографии и дактилокарты многих тысяч международных преступников и

описания наиболее опасных преступлений.

Специфика международного уголовного права обусловливает его ощутимое

взаимодействие с национальным уголовным правом. Важнейшие вопросы

предотвращения и пресечения международных преступлений разрешимы только в

результате совместного применения норм международного уголовного права и

норм национального уголовного права.

3. §3. Международное право в период вооруженных конфликтов.

Это самостоятельная отрасль международного права – совокупность

конвенционных и обычных норм, регулирующих отношения между участвующими в

вооруженном конфликте и затронутыми им субъектами международного права по

поводу применения средств и методов ведения вооруженной борьбы, защиты

раненых, больных, военнопленных и гражданского населения, устанавливающих

ответственность государств и отдельных лиц за нарушение этих норм.

Современное международное право запрещает захватнические, агрессивные

войны (Устав ООН). Вместе с тем это не означает, что войны уже исключены

из жизни общества, что исчезли причины и источники, порождающие

вооруженные конфликты. Наличие источников, порождающих войны

обусловливает необходимость существования в международном праве

специфических правовых норм, призванных регулировать отношения между

государствами в случае вооруженных конфликтов и содействовать гуманизации

ведения вооруженной борьбы.

Соответствующие международно-правовые акты разрабатывались на протяжении

последних ста с лишним лет, начиная с Петербургской Декларации 1868 г. об

отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль и комплекса Гаагских

конвенций 1899 и 1907 г.г. Самостоятельный комплекс образуют конвенции, во-

первых, запрещающие оружие массового уничтожения, - конвенция о запрещении

разработки производства и накопления запасов бактериологического

(биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении, Конвенция о

запрещении разработки, производства, накопления и применения химического

оружия и его уничтожении; во-вторых, либо запрещающие или ограничивающие

применение в военных действиях определенных видов обычного оружия, -

Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов

обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения

или имеющими неизбирательное действие (о запрещении или ограничении

применения мин, мин-ловушек, зажигательного оружия).

4.

§3. Международное морское право.

Международное морское право – это совокупность норм, определяющих

правовой статус морских пространств и регулирующих межгосударственные

отношения в связи с их исследованием и использованием. Большую роль в

становлении международного морского права сыграли Женевские конференции

ООН по морскому праву 1958 и 1980 г.г., осуществившие кодификацию его

норм. Следует отметить вклад в разработку ряда международных договоров

по морскому праву Международной морской организации (ИМО).

В Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. и Конвенции

ООН по морскому праву 1982 г. отражена специфика территориального моря.

Ширина территориального моря не должна превышать 12 морских миль (Россия,

Польша, Франция, Япония, Индия). В отдельных государствах принята меньшая

ширина – 6 (Греция), 4 (Норвегия) и даже 3 морских мили (США, Германия).

Территориальное море, его дно и недра, воздушное пространство над ним

являются составной частью территории прибрежного государства и находятся

под его суверенитетом. Оно имеет большое значение для международного

морского судоходства. Этим объясняется основная особенность его

внутреннего режима, которая заключается в праве мирного прохода. Суда

всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальное

море. Предварительного разрешения властей прибрежного государства на

такой проход не требуется. А промысловая деятельность иностранными судами

осуществляется только с разрешения властей прибрежного государства или на

основе специального соглашения с ним.

§4. Международное воздушное право.

Международное воздушное право представляет совокупность норм,

регулирующих отношения государств в сфере использования воздушного

пространства, организации воздушных сообщений, коммерческой деятельности

и обеспечения безопасности гражданской авиации. Оно охватывает два

аспекта: правовое регулирование международных полетов в воздушном

пространстве того или иного государства и правовое регулирование полетов

в международном воздушном пространстве. Каждое государство обладает

полным и исключительным суверенитетом над воздушным пространством,

находящимся в пределах его сухопутной и водной территории.

Основным источником международного воздушного права являются

международные договоры. Первым многосторонним договором, установившим

основы данной отрасли международного права, стала Парижская конвенция

1919 г. Она признала полный исключительный суверенитет государства над

своим воздушным пространством. В 1929 г. в Варшаве был подписан другой

многосторонний договор – Конвенция для унификации некоторых правил,

касающихся международной воздушной перевозки. Важнейшим международным

актом стала подписанная в 1944 г. в Чикаго Конвенция о международной

гражданской авиации. Во второй части Конвенции содержатся положения об

учреждении Международной организации гражданской авиации (ИКАО), целями

которой являются разработка принципов и методов международных

аэронавигаций, содействие развитию международного воздушного транспорта,

поощрять развитие воздушных трасс, аэропортов, способствовать

безопасности полетов. Продолжает действовать важная для международного

регулирования Конвенция 1952 г. об ущербе, причиненном иностранными

воздушными судами третьим лицам. Страны СНГ подписали в 1992 г.

Соглашение об использовании воздушного пространства.

В рамках СБСЕ 24 марта 1992 г. подписан Договор по открытому небу,

устанавливающий “режим открытого неба”, то есть право государств-

участников на проведение наблюдательных полетов над территориями друг

друга. Режим открытого неба устанавливается для проведения наблюдательных

полетов над территорией государств-участников с использованием

невооруженных самолетов, зарегистрированных соответствующими органами

государства-участника и оборудованных предусмотренной аппаратурой

наблюдения. Полет осуществляется в соответствии с планом полета,

содержание которого указывается ИКАО и представляется органам управления

воздушным движением. Договором установлены квоты – количество

наблюдательных полетов, установленное для каждого участника соглашения.

Наблюдательные полеты имеют приоритет по отношению к любым регулярным

воздушным полетам. Данные, полученные аппаратурой наблюдения,

представляются всем участникам соглашения.

Международное воздушное пространство находится над открытым морем,

международными проливами, а также над Антарктикой. Все государства,

независимо от того, являются они прибрежными или нет, имеют право

свободно осуществлять воздушное судоходство над открытым морем и не

приобретают в отношении этого воздушного пространства суверенных прав.

Государство сохраняет свою юрисдикцию над зарегистрированным им воздушным

судном, осуществляющим полет в международном воздушном пространстве. В

связи с этим важное значение имеет соблюдение правила – каждое воздушное

судно имеет соответствующие национальные и регистрационные знаки.

Режим воздушного пространства над Антарктикой регулируется Договором об

Антарктике 1959 г. Все государства имеют право свободно осуществлять над

Антарктикой полеты гражданских воздушных судов, строго придерживаясь

стандартов ИКАО. Антарктика, включая воздушное пространство над нею,

используется только в мирных целях. В связи с этим запрещаются любые

мероприятия военного характера, испытания любых видов оружия, включая

ядерные взрывы.

§5. Международное космическое право.

Международное космическое право – одна из новых отраслей современного

международного права, сформировавшаяся в процессе освоения государствами

космического пространства и включающая нормы, которые регулируют

международные правоотношения применительно к статусу космического

пространства как особой внеземной среды и к деятельности государств по

исследованию и использованию этого пространства. Главным источником этой

отрасли является Договор о принципах деятельности государств по

исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и

другие небесные тела, от 27 января 1967 г.

Другими многосторонними договорами, закрепляющими основные положения

космического права, являются: Договор о запрещении испытаний ядерного

оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой; Соглашение о

спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов,

запущенных в космическое пространство; Конвенция о международной

ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами; Конвенция о

регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство; Соглашение

о деятельности государств на Луне и других небесных телах. Страны,

входящие в СНГ, заключили Соглашение о совместной деятельности по

исследованию и использованию космического пространства и создали

Межгосударственный совет по космосу.

Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, открыто

для исследования и использования всеми государствами на основе равенства,

при свободном доступе во все районы небесных тел. Важным элементом

космического права является принцип частичной демилитаризации

космического пространства и полной демилитаризации небесных тел. Это

означает, что государства – участники Договора обязуются не выводить на

орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими

видами оружия массового уничтожения. Исключительно в мирных целях

используются Луна и другие небесные тела, на них установлен режим полной

демилитаризации.

К принципам космического права относится и недопущение вредного

загрязнения космоса, а также неблагоприятных изменений земной среды.

Государства за свою деятельность в космическом пространстве несут

международную ответственность.

Государство, запустившее космический объект на орбиту вокруг Земли

регистрирует его путем записи в соответствующий регистр, который ведется

данным государством. Кроме того, государство информирует об учреждении

такого регистра Генерального секретаря ООН, который, в свою очередь,

ведет Реестр, в который заносится информация, представляемая государством

регистрации. Государство, в регистр которого занесен объект, сохраняет

юрисдикцию и контроль над ним во время его нахождения в космическом

пространстве.

Государства могут создавать на Луне обитаемые и необитаемые станции,

информируя Генерального секретаря ООН о ее месторасположении и целях

размещения. Для того, чтобы каждое государство-участник могло убедиться в

том, что другие государства действуют в соответствии с Соглашением о

Луне, все космические аппараты, станции и сооружения на Луне являются

открытыми для контроля.

Имеются также международные межправительственные организации, которые

созданы специально для сотрудничества по вопросам космоса. К ним

относятся Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ),

Международная организация космической связи “Интерспутник”, международная

организация связи через искусственные спутники Земли (ИНТЕЛСАТ).

5. §6. Международное право окружающей среды.

Международное право окружающей среды – это совокупность международно-

правовых принципов и норм, регулирующих отношения по поводу охраны

природной среды и ее рационального использования. К этой отрасли

применяется и иное наименование – международное экологическое право.

Государства должны рационально использовать природные ресурсы, учитывая

их потенциальные возможности и необходимость воспроизводства.

Применительно к международному праву окружающей среды этот принцип был

сформулирован в Стокгольмской декларации 1972 г. Он выражен также в

международных договорах, в частности в Конвенции о запрещении военного

или любого иного враждебного использования средств воздействия на

природную среду, в Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на

большие расстояния 1979 г. В 1985 г. был принят протокол к Конвенции о

сокращении выбросов серы, а в 1988 г. – об ограничении выбросов оксидов

азота. Государства несут международную ответственность за экологический

ущерб. Воплощением этого стали арбитражные и судебные решения по

межгосударственным спорам об ущербе в результате загрязнения.

Особую угрозу представляет загрязнение атмосферы радиоактивными выбросами

в результате аварий на АЭС. Она ощутимо дала о себе знать в чернобыльской

трагедии. В 1986 г. в Вене были заключены конвенции об оперативном

оповещении о ядерной аварии и о помощи в случае ядерной аварии.

Женевские конвенции и Конвенция ООН по морскому праву налагают на

государства обязанность охранять морскую среду обитания. Международная

конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью запрещает ее слив с

судов и танкеров, обязывает государства-члены оборудовать порты

установками по приему остатков нефти с судов. Вопросы возмещения ущерба

регулируются Конвенцией об ответственности за ущерб от загрязнения

нефтью.

Выделяется ряд конкретных направлений сотрудничества в сфере защиты

флоры и фауны, каждое из которых включает группу договоров: регулирование

рыболовства и промысла морских ресурсов; охрана растительного мира

(Международная конвенция об охране растений); защита конкретных видов

животных (Соглашение о сохранении белых медведей и др.); охрана мест

обитания ( двусторонние конвенции об охране перелетных птиц и среды их

обитания).

§7. Международное экономическое право.

Международное экономическое право характеризуется как совокупность

принципов и норм, регулирующих отношения между государствами в области

экономического сотрудничества. Важнейшим фактором, определяющим

содержание международного экономического права, являются интеграционные

процессы на двух уровнях – глобальном (всемирном) и региональном

(локальном). Существенную роль в интеграционном сотрудничестве играют

международные организации и органы: Организация Объединенных Наций по

промышленному развитию (ЮНИДО), Генеральное соглашение о тарифах и

торговле (ГАТТ), Международный банк реконструкции и развития,

Международный валютный фонд (МВФ), Организация стран – экспортеров нефти

(ОПЕК). На региональном и межрегиональном уровне следует отметить

Европейское экономическое сообщество (ныне Европейский Союз) и

Экономический союз в рамках СНГ, а также региональные экономические

комиссии ООН.

Одна из особенностей международного экономического права состоит в

активном участии в регулировании актов международных организаций и

конференций. В числе резолюций ООН – Хартия экономических прав и

обязанностей государств, Декларация о новом международном экономическом

порядке.

Торговые договоры как источники международного торгового права имеют особое

значение, поскольку устанавливают основы экономических взаимосвязей. В

соответствии с ними заключаются соглашения о товарообороте. Конвенция ООН о

договорах международной купли-продажи товаров регулирует заключение

договоров и обязательства продавца и покупателя, возникающие из договоров

купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых

находятся в разных государствах.

Заключение.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что международное право

сформировалось и функционирует как часть межгосударственной системы,

охватывающей разнородные компоненты взаимосвязей в рамках международного

сообщества. Такой подход предопределяет понимание международного права как

регулятора международных отношений, как правового комплекса, существующего

в межгосударственной системе.

С этим связано то, что международные договоры и другие международные

юридические акты ориентируются на взаимодействие с национальным

законодательством, сохраняя уважительное отношение к нему. Законы и

нормативные акты государств обогащаются нормами, обусловленными

международным правом, содержащими отсылки к международным договорам,

положения о совместном применении национальных и международных правил.

Сами наименования многих международных договоров свидетельствуют об их

комплексном (международно-внутригосударственном) предназначении. Многие

из международных договоров соотносятся по предмету регулирования с

положениями Конституции и законами РФ.

Итак, современное международное право характеризуется расширением сферы

его применения, а следовательно, и расширением нормативной основы,

поскольку новая сфера применения предполагает создание именно для нее

предназначенных и к ней приспособленных правовых норм. Имеется в виду

сфера внутригосударственных отношений. Определенные ее элементы по

согласованию между самими государствами рассматриваются как объекты

совместного регулирования - с участием как внутригосударственных, так и

международно-правовых норм. Отмеченные обстоятельства позволяют

охарактеризовать нормы международного права не только как правила

межгосударственных отношений, но и как принятые согласованно

государствами правила их взаимоприемлемых действий в пределах собственной

юрисдикции в соответствии с общими интересами государств.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Игнатенко Г.В. Международное право. М., 1995 г.

2. Лукашук И.И. Функционирование международного права. М., 1992 г.

3. Баскин Ю.Я. История международного права. М., 1990 г.

4. Буткевич В.Г. Соотношение внутригосударственного и международного

права.. Киев, 1994 г.

5. Мингазов Л.Х. эффективность норм международного права. Казань, 1990

г.

6. Раскалей С.Б. Объективная ответственность государств в международном

праве. Киев, 1995 г.

7. Шуршалов В.М. Право международных договоров. М., 1990 г.

8. Блищенко И.П. Дипломатическое право. М., 1990 г.

9. Григорьев А.Г. Международное право в период вооруженных конфликтов.

М., 1992 г.

10. Правоведение, учебное пособие (под редакцией Кравцова А.К.), изд.

СПб УЭиФ, 1996 г.

Содержание

Введение. 1

Глава 1. Возникновение и развитие международного права. 2

Глава 2. Субъекты международного права. 4

§1. Государства. 4

§2. Российская Федерация как субъект международного права. 5

§3. Статус субъектов федеративного государства. 6

§4. Правосубъектность международных организаций. 6

Глава 3. Основные принципы международного права. 7

Глава 4. Право международных договоров. 8

Глава 5. Отрасли международного права. 10

§1. Международное гуманитарное право. 10

§2. Международное уголовное право. 11

§3. Международное право в период вооруженных конфликтов. 12

§3. Международное морское право. 13

§4. Международное воздушное право. 13

§5. Международное космическое право. 15

§6. Международное право окружающей среды. 16

§7. Международное экономическое право. 17

Заключение. 17

ЛИТЕРАТУРА. 19

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.