реферат, рефераты скачать
 

Принципы Международного Права


отдельные нормы такого рода. Потребность в повышении эффективности межд

права побуждала гос-ва уделять больше внимания процессу его

функционирования. Первостепенное значение для формирования процессуального

права имело принятие в 1969 г. Венской конвенции о праве межд договоров,

значительная часть постановлений которой носит процессуальный характер.

Другие виды норм. По способу регулирования различают запрещающие,

обязывающие и управомочивающие нормы. Существуют нормы отсылочные,

обязывающие руководствоваться правилами, содержащимися в других нормах,

актах. Выделяют организационные нормы, кот имеют несколько разновидностей.

Их задача состоит в регулировании деятельности межд органов и организаций.

НТР обусловила бурное развитие технических связей. Потребность в их

регулировании вызвала распространение технических норм. К ним относятся

нормы межд права, придающие юр силу требованиям, вытекающим из законов

природы, науки и техники.

Программные и рекомендательные нормы. По поводу существования

программных норм идет оживленная дискуссия. Но, следует заметить, что

большинство норм содержит программный элемент. Они не только закрепляют то,

что есть, но и определяют, что должно быть, во многих случаях посвящены

именно будущему поведению. Большая часть договоров программирует развитие

сотрудничества.

Многие положения программ носят характер рекомендаций. Исключительно

важной формой рекомендательных норм являются резолюции международных

органов и организаций.

Цели.

Межд-прав цель - это модель желаемого состояния в будущем, которую

субъекты согласились реализовать совместными усилиями и придали ей юр силу.

Устав ООН определил основные цели межд права:

- поддерживать мир и безопасность;

- развивать дружественные отношения;

- осуществлять сотрудничество в разрешении межд проблем

экономического, социального, культурного и гуманитарного характера

и в поощрении и развитии уважения к правам и свободам человека;

- создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и

уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других

источников межд права.

Цели договора служат критерием законности мер по его реализации.

Принципы.

Характерной особенностью межд права явл наличие в нем комплекса

основных принципов, под которыми понимаются обобщенные нормы, отражающие

характерные черты, а также главное содержание межд права и обладающие

высшей юр силой. В дипломатической практике их обычно именуют принципами

межд отношений. В рамках межд права существуют различные виды принципов.

Среди них важное место занимают принципы-идеи. К ним относятся идеи мира и

сотрудничества, гуманизма, демократии и др.

Декларация о принципах межд права, касающихся дружественных отношений и

сотрудничества между государствами называет следующие принципы:

n неприменение силы или угрозы силой;

n мирное разрешение споров;

n невмешательство;

n сотрудничество;

n равноправие и самоопределение народов;

n суверенное равенство государств;

n добросовестное выполнение обязательств по межд праву.

Заключительный акт СБСЕ 1975 г. дополнил приведенный перечень тремя

принципами: нерушимость границ, территориальная целостность, уважение прав

человека.

Договорные нормы.

Договорная или конвенционная норма представляет собой правило, кот

содержится в межд-прав договоре, придающем ей юр силу.

В соотв с общим межд правом договорная форма презюмирует, что все ее

содержание обладает юр силой, если иное не будет доказано. Основная

особенность договорных норм заключается в их форме. Они обладают

преимуществами писанного права и уже в силу этого представляют собой

незаменимый инструмент межд-прав регулирования. Важным качеством договорных

норм явл стабильность их содержания. Поэтому они обеспечивают достаточно

высокий уровень предсказуемости поведения участников.

Международное право в межд нормативной системе.

Международная нормативная система. Международная нормативная система

представляет собой главный инструмент в регулировании и упорядочении межд

отношений. Характерная черта современности - наличие глобальной нормативной

системы, сложившейся на базе целей и принципов Устава ООН. В нее в качестве

подсистем входят политические, правовые, моральные и др. межд нормы.

Наличие такого рода нормативной системы - признак весьма высокого уровня

развития межд сообщества.

Политические нормы и межд право. По своей природе полит нормы

представляют согласованную волю гос-в и в этом смысле имеют ту же природу,

что и нормы межд права. От последних они отличаются тем, что, согласовав

содержание правила, гос-ва придали ему не юр, а полит обязательную силу.

Полит нормы существуют в ясно выраженной форме, например в декларациях,

совместных заявлениях, коммюнике, а также в форме неписаных норм,

политических обыкновений и так называемых “правил игры”.

Санкции при нарушении полит норм заключаются в отрицательной реакции

гос-в и межд организаций на нарушение этих норм. Государство-нарушитель

может быть лишено возможности пользоваться благами, вытекающими из данной

полит системы.

Связь полит и прав норм двусторонняя. Полит нормы создаются и осущ, не

вступая в противоречие с межд правом. С другой стороны, прав нормы

создаются и осущ с учетом существующих полит норм.

Организационные нормы. Появление многочисленных межд органов и

организаций вызвало к жизни большое кол-во норм, содержащихся в их решениях

и призванных регулировать их деятельность. Такого рода нормы можно назвать

организационными или административными. Их следует отличать от норм,

содержащихся в резолюциях и призванных регулировать отношения с участием

гос-в. Последние носят рекомендательный характер. Организационные нормы -

это нормы внутреннего права межд организаций.

Обыкновение и традиции. Обыкновение - не обладающая юр силой межд

норма, складывающаяся непосредственно в отношениях гос-в в результате

подтверждения практикой. Когда определенному правилу следуют длительное

время, то оно превращается в обыкновение или традицию и тогда считается

правильным его придерживаться и неправильным - отклоняться от него. Древняя

максима - не следует отступать от того, что всеми соблюдается (non

recedendum a communi odservanti). Обыкновение, за которым признана юр сила

становится обычной нормой межд права.

Международная вежливость. Это - не обладающие юр силой правила

доброжелательности, корректности, сдержанности, внимания, взаимного

уважения участников межд общения. Несоблюдение норм вежливости может

вызвать ответную реакцию, обычно в форме протеста, но применяются и иные

ответные меры. Известно, что реторсия как раз и представляет собой ответные

меры на недружелюбные, хотя и не выходящие за рамки права, действия.

Международно-правовое регулирование.

Понятие межд-прав регулирования. Межд-прав регулирование - это властное

воздействие гос-в на свои взаимоотношения при помощи межд права. Это

регулирование представляет собой разновидность социального управления.

Система межд-прав регулирования состоит из двух подсистем: регулируемой

и регулирующей. Первой явл система межгос отношений, представляющая объект

регулирования. Регулирующей явл система средств межд-прав воздействия.

Механизм межд-прав регулирования. Под этим механизмом понимается совок

межд-прав средств и методов воздействия на межгос отношения. Первым

элементом механизма явл межд-прав норма. Регулирование осуществляется путем

определения стандартов, моделей обязательного, возможного и недопустимого

поведения, а также побуждения субъектов следовать этим стандартам.

Достигается цель специфическим юр методом, путем установления

взаимосвязанных прав и обяз, образующих правоотношение.

Межд-прав отношение явл второй главной частью механизма межд-прав

регулирования. Во взаимосвязи субъективные права и обязанности образуют юр

содержание правоотношения. Материальным содержанием правоотношения

наполняются в процессе функционирования.

На всех этапах функц межд права важная роль принадлежит межд-прав

сознанию. Под его влиянием создаются и проводятся в жизнь правовые нормы.

Важным его элементом явл общее межд-прав сознание, под которым понимается

совок разделяемых гос-ми взглядов, представлений, идей относительно

необходимого межд правопорядка.

Метод функционирования межд права. Под этим методом понимается

совокупность принципов, способов, средств, характерных для реализации межд-

прав норм. Общий метод функц охватывает пять особых методов:

n политико-правовой метод - нормы межд права осущ субъектами при помощи

полит средств;

n морально-правовой метод - использование механизма действия морали для

реализации норм межд права;

n идейно-правовой метод - воздействие на межд отношения через

идеологию, упрочение позиций межд-прав сознания, разъяснение целей,

принципов и норм, создание убежденности в необходимости их

осуществления;

n организационно-правовой метод - принятие организационных мер по

реализации норм межд права как внутри гос-ва, так и в межд

отношениях;

n специально-правовой метод - применение специфически правовых средств

воздействия на межд отношения. Этот метод и явл сутью межд-прав

регулирования.

Международный правопорядок. Существуют два понимания правоотношений. В

одном случае это особый вид идеологических отношений, представляющих

взаимосвязь субъективных прав и обязанностей; в другом - это общественные

отношения, урегулированные правом. Соответственно должны существовать и два

понятия правопорядка. В первом случае это только юр явление - система чисто

правовых отношений, во втором - это реальное состояние отношений,

закрепленное межд правом. В результате мы имеем юр и фактический

правопорядок, у которых немало различий. В одном случае - правовая модель,

в другом - результаты ее претворения в жизнь.

Межд правопорядок - это система межд-прав отношений, призванная придать

сообществу гос-в структурную устойчивость на основе целей и принципов межд

права.

Международная законность. Это - режим функционирования системы межд

отношений, основанного на принципе добросовестного выполнения обязательств

по межд праву и обеспечивающего реализацию этого принципа. В основе зак-сти

находится механизм, суть кот состоит в том, что обладающий правом субъект

заинтересован в выполнении обязательства другой стороной, в ее правомерном

поведении и прилагает имеющиеся в его распоряжении средства для достижения

цели. Вместе с тем он осознает, что выполнение обязательств другой стороной

возможно в том случае, если сам субъект будет верен своим обязательствам.

Отстаивая свои права, гос-во утверждает режим межд зак-сти.

Контроль. Под контролем понимается процесс обработки информации,

призванный определить соответствие поведения субъектов нормам межд права.

Первая функция контроля заключается в констатации факта правонарушения;

вторая - в воздействии на правонарушителя, призванном побудить его к

выполнению предписаний межд права. Есть у контроля и третья функция -

толкование норм. Констатация правонарушения выражает понимание того, какие

действия не соответствуют норме.

Существуют два вида контроля - национальный и международный.

Международно-правовая ответственность. Ответственность порождается межд-

противоправным деянием, элементами кот явл: субъективный элемент - наличие

вины данного субъекта как такового (не тех или иных лиц, а именно гос-ва в

целом); объективный элемент - нарушение субъектом своих межд-прав

обязательств.

Цели ответственности состоят в следующем: сдерживать потенциального

правонарушителя; побудить правонарушителя выполнить надлежащим образом свои

обязанности; предоставить потерпевшему компенсацию за причиненный ему

материальный и моральный ущерб; повлиять на будущее поведение сторон в

интересах добросовестного выполнения ими своих обязательств.

В литературе и практике утверждается деление межд правонарушений на

межд преступления и деликты. К числу первых относятся нарушения

обязательств, столь существенных для защиты коренных интересов межд

сообщества, что последние квалифицируют их как особо опасные и тяжкие.

Ответственность, порождаемая деликтом, носит характер двустороннего

правоотношения, в силу которого нарушитель ответственен только перед

потерпевшим.

Вопреки весьма распространенному мнению, ответственность не включает

меры принуждения. Правонарушение порождает лишь первичную ответственность,

состоящую в обязанности восстановить нарушенное. И лишь в случае нежелания,

отказа выполнить эту обязанность наступает вторичная ответственность.

Санкции и контрмеры. Санкции и контрмеры представляют собой виды

принуждения в отношении правонарушителя. Принуждение как элемент метода

функц межд права представляет собой не насилие, а одно из средств

реализации права. Его необходимый признак - правомерность. Правомерность

определяется прежде всего по соответствию основным целям и принципам межд

права. В доктрине существует тенденция понимать под санкциями

принудительные меры, осуществляемые только межд организациями. Что же

касается государств, то принимаемые ими меры следует именовать контрмерами.

Контрмеры гос-в издавна было принято делить на реторсии и репрессалии.

Реторсия - это меры воздействия одного гос-ва на другое, преследующие цель

побудить последнее прекратить недружелюбные, несправедливые,

дискриминационные, но, тем не менее правомерные действия. Чаще всего

реторсии применяются государством в случае дискриминации его граждан на

территории другого гос-ва, в случае недружественных ограничений

экономических и культурных связей и т д.

Репрессалии - односторонние меры принуждения, допускаемые межд правом

как контрмеры в случае правонарушения. Они осуществляются в соответствии с

межд правом, но поскольку явл контрмерами в отношении правонарушителя,

постольку могут выходить за рамки межд права в тех пределах, кот

определяются характером правонарушения. Из этого видно, что репрессалии

должны быть пропорциональными: интенсивность контрмер не может быть выше

той, что необходима для достижения непосредственной цели.

Применение и толкование норм межд права.

Понятие применения норм межд права. Понятие “применение права”

используется в общем и специальном смысле. В первом случае оно охватывает

все юр способы осущ права, во втором - властное осущ права в случае

правонарушения или спора о праве.

Применение норм права к конкретным случаям закл в следующем:

n установление факт обстоятельств;

n правовая квалификация факт обстоятельств, т.е. установление того,

подпадают ли они под действие норм межд права, и если да, то каких

именно;

n определение юр характеристик относящихся к делу норм, сферы их

действия, особенно в отношении данных субъектов;

n уяснение содержания нормы, т.е. общее толкование;

n принятие решения о способе применения норм к данным факт

обстоятельствам;

n действия по обеспечению реализации принятого решения.

Организационные основы применения межд права. Существуют межд и

национальный методы применения норм межд права. Межд метод реализуется в

деят гос-в на мировой арене, а также в деят создаваемых ими межд органов и

организаций. Национальный метод находит выражение в необходимой для

реализации норм межд права внутригос деятельности, т.е. в имплементации

этих норм.

Толкование норм межд права. Понятие толкования. Толкование есть процесс

выяснения содержания нормы, целей применительно к данной ситуации, связей с

иными нормами межд права, юр характеристик.

Доктрине известны различные подходы к толкованию в зависимости от того,

что ставится во главу угла. Основных подхода три - объективистский,

субъективистский и функционалистский.

Объективисты, они же текстуалисты, видят главное в установлении

значения текста путем его анализа. Они не отрицают значения воли сторон, но

лишь той, что нашла закрепление в тексте.

Субъективисты видят главную задачу в выяснении намерений сторон, кот

далеко не всегда выражены в тексте полностью. Решающее значение придается

воле сторон в момент создания нормы.

Функционалисты, или телеологи, полагают, что норма отходит от

первоначальной воли сторон и продолжает самостоятельную жизнь. Главная

задача - установить цель нормы, независимо от того, воплощена она в тексте,

в подготовительных материалах или в последующей практике.

Стоящие перед толкованием задачи определяются объектом толкования, т.е.

межд-прав нормой. Если норма с большей или меньшей полнотой находит

выражение в тексте, то именно текст служит основным средством толкования.

Средства толкования определены Венской конвенцией о праве межд

договоров, кот поделила их на основные и дополнительные. К первым отнесен

контекст договора в широком понимании этого термина. К дополнительным

средствам толкования отнесены подготовительные материалы и обстоятельства

заключения договора. Использование дополнительных средств допускается лишь

в том случае, если применение основных средств оставляет значение нормы

неясным или приводит к явно абсурдным результатам.

Правила и способы толкования. На первое место Венская конвенция ставит

принцип добросовестности. Толкование должно быть добросовестным, т.е.

честным, учитывающим интересы всех заинтересованных сторон и направлены на

выявление реального содержания нормы.

Принцип единства толкования требует, чтобы норма понималась

единообразно во всех случаях, применительно ко всем субъектам.

Принцип эффективности требует, чтобы результаты толкования вели к

достижению целей нормы, делали ее действенной.

Правило специального закона требует, чтобы при толковании признавалось

преимущество специальных норм по отношению к общим, поскольку они

непосредственно относятся к данному случаю, конкретизируют общую норму, а

порой и делают из нее исключение.

Способы толкования:

n грамматическое - это уяснение смысла нормы путем анализа ее текста с

точки зрения этимологии, лексики, синтаксиса и даже стилистики

данного языка;

n логическое - анализ нормы путем использования законов и правил

логики;

n специально-юридическое представляет собой выяснение юр характеристик

межд-прав нормы. Речь идет о таких моментах, как: находится ли норма

в силе, каков круг ее субъектов, на которых распространяется ее

действие и т д.;

n систематическое - анализ нормы как элемента системы межд права в ее

взаимосвязи с целями и принципами, а также с иными нормами;

n телеологическое - определяет содержание нормы в соответствии со

стоящей перед ней целью;

n историческое - выяснение смысла нормы в свете исторических условий ее

принятия.

Сфера действия межд права.

Под сферой действия межд права понимается область применения межд-прав

средств воздействия на объект регулирования. Эта сфера имеет три основных

аспекта - субъектный, объектный и пространственный.

Субъектная и объектная сферы. Субъектная сфера определяется кругом

субъектов, на кот распространяется действие межд права. Важным изменением

субъектной сферы явилось включение в нее межгос организаций.

Объектная сфера - это круг регулируемых отношений, кот явл его

объектом. Объектная сфера связана с субъектной, поскольку в нее входят

только отношения между субъектами межд права.

Все эти аспекты сферы действия межд права практически важны. Для всех

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.