реферат, рефераты скачать
 

Борьба с международным терроризмом в Республике Казахстан


любое из следующих действий, совершаемый с намерением уничтожить полностью

или частично какое либо национальную, этическую, расовую или религиозную

группу, как таковую, включая: а) убийство членов такой группы; б)

причинение серьезных телесных повреждении или умственного расстройства

членами такой группы; в) предумышленное создание для какой либо группы

таких жизненных условий которые рассчитаны на полное или частичное

уничтожение(.

После принятия в 1991 году проекта кодекса преступлений против мира и

безопасности человечества основные положения, которые были изложены выше в

1995 году Комиссия международного права вновь занялась разработкой проекта

кодекса. Учитывая итоги обсуждения проекта кодекса в шестом комитете

Генеральной Ассамблеи ООН и замечания правительств Комиссия сократила

перечень преступлений ограничившись теми, квалификация которых как

преступления против мира и безопасности человечества являются бесспорными.

В результате, из проекта выпали такие преступления как, угроза агрессии,

вмешательство колониализм, и другие формы иностранного господства,

апартеид, вербовка, использование, финансирование и обучение наемников,

преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде. Таким образом, из

рассмотренных 12 преступлений в проекте кодекса остались только шесть:

агрессия, геноцид, систематические и массовые нарушения прав человека и

исключительно серьезные военные преступления и международный терроризм,

незаконный оборот наркотических средств.

В ходе дальнейшего обсуждения проекта остро обсуждался вопрос в каком

документе должен быть воплощен кодекс. Предполагалось, что принятие

кодекса в форме декларации Генеральной Ассамблеи ООН даст возможность

немедленного его принятия и постепенного превращения его положения в

обычные нормы международного права, тогда как форма конвенции создаст

более прочную юридическую основу. Возможно, лучше было бы сочетать обе

названные формы, т.е. первоначально принять декларацию и на ее основе

принять конвенцию. Ведь аналогичным образом были приняты в 1948 году и в

1966 году Пакты о правах человека. Проект кодекса является оптимальным

вариантом в наше время и заслуживает поддержки. Он может послужить надежной

правовой основой для деятельности международного уголовного суда и борьбы

с преступлениями против мира и безопасности человечества в целом(.

Глава II Правовое регулирование борьбы с международным терроризмом в

Республике Казахстан

2.1. Законодательство Республики Казахстан по борьбе с терроризмом.

Республика Казахстан, будучи глубоко озабочена тем, что во многих

регионах мира все чаще совершаются акты терроризма, в основе которых лежит

нетерпимость или экстремизм, будучи глубоко обеспокоено продолжающимися во

всем мире актами международного терроризма во всех формах и проявлениях,

включая те, которые угрожают жизни ни в чем не повинных людей или приводят

к их гибели, имеются пагубные последствия для международных отношений и

могут поставить под угрозу безопасность государств. Наша республика

озабочена по поводу возрастающих и опасных связей между террористическими

группами и торговцами наркотиками и полувоенными бандами, которые прибегают

к любым видам насилия, тем самым создавая угрозу конституционному строю

государств и нарушая основные права человека. Республика Казахстан

приветствует заключение региональных соглашений и принятию

взаимосогласованных декларации, а также регулирует вопросы борьбы с

терроризмом и его ликвидации во всех формах его проявления в своем

законодательстве.

30 июня 1999 года в Республике Казахстан издается закон «О борьбе с

терроризмом». Закон определяет правовые и организационные основы борьбы с

терроризмом в Республике Казахстан. Терроризм – противное уголовно-

наказуемое деяние, совершенное для подрыва безопасности государства,

оказания содействия на принятие государственными органами решений и

достижения иных террористических целей путем: уничтожения (повреждения)

или угрозы уничтожения (повреждения) стратегических и жизненно важных

объектов и коммуникации государства, системы жизнеобеспечения населения,

имущество и других материальных объектов; посягательства на жизнь

государственного или общественного деятеля совершенного для прекращения его

государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую

деятельность; нападения на представителя иностранного государства или

сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой,

а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц,

пользующихся международной защитой; насилия или угрозы применения насилия

в отношении физических лиц; захвата или удержания лица в качестве

заложника; иных деяний подпадающих по понятие «террористических» в

соответствии с Уголовным кодексом РК, а также общепризнанными

международными правовыми актами, направленными на борьбу с терроризмом;

Правовое регулирование борьбы с терроризмом в Республике Казахстан

основывается на Конституции РК, Закона «О борьбе с терроризмом», уголовного

кодекса РК, и иных нормативно-правовых актов, а также международных

договоров, ратифицированных Республикой Казахстан. Если международными

договорами ратифицированными РК, устанавливаются иные правила, чем те,

которые предусмотрены Законом «О борьбе с терроризмом», то применяется

правила международных договоров(.

Основополагающими принципами в области борьбы с терроризмом в РК

являются:

1.Приоритет защиты жизни и здоровья, прав лиц, подвергающихся опасности в

результате террористической акции;

2.Соблюдение законности;

3.Приоритет предупреждения терроризма;

4.Неотвратимости наказания за осуществление террористической деятельности;

5.Комплексном использовании, профилактических, правовых, политических

социально-экономических, пропагандистских мер;

6.Единоначалии в оперативном руководстве привлекаемыми силами и средствами

при проведении антитеррористической операции.

Целью правового регулирования борьбы с терроризмом в РК является: 1.

Предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности и

ликвидация ее последствий; 2. Защиты личности, общества и государства от

терроризма; 3. Выявления и устранения причин и условий, способствующих

осуществлению террористической деятельности(.

Субъектами обеспечения от посягательств террористов является

Государство, осуществляющая свои функции в этой области через органы

законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

Президент Республики Казахстан определяет уполномоченный

государственный орган по координации борьбы с терроризмом. Государственными

органами осуществляющими непосредственную борьбу с терроризмом являются:

1. Комитет Национальной Безопасности РК;

2. Министерство Внутренних Дел РК;

3. Служба охраны Президента РК;

4. Министерство Обороны РК;

В деятельности по предупреждению, выявлению и пресечению

террористических проявлений в приделах своей компетенции участвуют и

другие государственные органы.

Государственные органы РК, осуществляющие непосредственную борьбу с

терроризмом в приделах своей компетенции взаимодействуют между собой,

используя возможности государственных органов и организации, а также

содействия граждан. Помимо этого информируют о фактах и признаках

подготовки деяний, подпадающих под определение террористической

деятельности и относящихся к компетенции этих государственных органов, и

оказывают взаимную необходимую помощь. Под террористической деятельностью в

соответствии законом понимается деятельность направленная на совершение

преступлений террористического характера и включающая в себя любое деяние:

1. Распространение идеологии терроризма, организацию, планирования

подготовку и совершения террористических акции;

2. Подстрекательство к проведению террористических акции, призывы к

насилию в террористических целях;

3.Организацию незаконных военизированных формирований или преступных

организации с целью совершения террористических акции, а равно участие в

них;

4.Вербовку, вооружение или использование террористов в террористических

акциях, а также обучение их террористическим навыкам;

5.Финансирование террористической организации или террористов;

6.Пособничество в подготовке и совершении террористической акции;

Государственные органы Республики Казахстан, осуществляющие

непосредственную борьбу с терроризмом, сотрудничают в области борьбы с

терроризмом с органами иностранных государств, международными

правоохранительными организациями в соответствии с национальным

законодательством и международными договорами, проводят оперативно

розыскные мероприятия на территории РК или иностранных государств в

соответствии международными договорами ратифицированными РК.

Закон «О борьбе с терроризмом» гласит, что РК преследуют на своей

территории по просьбе компетентных органов других государств лиц,

причастных к террористической деятельности, независимо от места совершения

ими террористической акции.

Комитет Национальной Безопасности РК выявляет, предупреждает и

пресекает террористическую деятельность, направленную на насильственное

изменение конституционного строя, нарушение целостности и подрыв

национальной безопасности РК в соответствии с уголовно-процессуальным

законодательством, проводит расследование по уголовным делам, связанными с

террористической деятельностью, обеспечивает безопасность государственных

органов, граждан и организации РК, находящихся за пределами территории

республики.

Министерство Внутренних Дел РК предупреждает и пресекает преступления

террористического характера, преследующие социальные, в том числе

уголовные цели, участвует в их выявлении и раскрытии.

Служба охраны Президента РК обеспечивает безопасность Президента РК,

экс-президента РК и иных лиц по перечню, утвержденному Президентом РК, а

также глав государств, правительств и руководителей международных

организации на период их пребывания на территории Казахстана.

Министерство Обороны РК участвует в обеспечении безопасности

воздушного, водного и наземного пространства, проведении

антитеррористических операций, а также выявление предупреждений и

присичений попыток пересечения террористами государственной границы РК,

незаконного перемещения через государственную границу оружия взрывчатых,

отравляющих, психотропных веществ, радиоактивных материалов и иных

предметов которые могут быть использованы для совершения террористических

акции(.

Государственные органы участвуют в борьбе с терроризмом в пределах

своей компетенции по средством разработки и реализации профилактических,

режимных, организационных, воспитательных и иных мер предупреждения и

пресечения террористических акции, создания и поддержания в необходимой

готовности ведомственных систем превентивных мер противодействия совершению

преступлений террористического характера, предоставления финансовых средств

информации, средств транспорта и связи, медицинского оборудования,

медикаментов, материально-технического обеспечения.

Должностные лица государственных органов и организации РК независимо

от форм собственности обязаны оказывать содействие и необходимую помощь

государственным органам, осуществляющим непосредственную борьбу с

терроризмом. Закон предусматривает, что граждане РК обязаны

незамедлительно сообщать государственным органам, непосредственно

осуществляющим борьбу с терроризмом, ставшие им известными сведения о

готовящейся или совершаемой террористической акции.

Предоставление государственным органам информации о готовящихся или

совершенных террористических акциях оценивается по данному закону как

исполнение гражданского долга.

За информацию, которая помогла предотвратить или пресечь

террористическую акцию выплачивается вознаграждение, размер которого

устанавливается уполномоченным государственным органом по координации

борьбы с терроризмом. Согласно ст. 10 закона на территории РК запрещается:

пропаганда терроризма, создание, регистрация и функционирование

террористических организации, а также незаконных военизированных

формирований. Органы национальной безопасности РК имеют право запрещать

въезд в РК иностранцам и лицам без гражданства, которые принимали

участие в террористической деятельности.

В законе используется такое понятие как антитеррористическая операция

которая представляет собой комплекс специальных мероприятий проводимых

государственными органами для обеспечения безопасности граждан и

должностных лиц, пресечения террористической акции, обезвреживание

террористов, а также минимизации последствий террористической акции.

Руководитель оперативного штаба сначала проведения антитеррористической

операции становится ее руководителем и одновременно начальником для всех

военнослужащих, сотрудников и специалистов привлекаемых к ее проведению.

Руководитель оперативного штаба осуществляющий антитеррористическую

операцию определяет границы зоны проведения, время начало и завершения

операции, принимает решение о направлениях и пределах использования

приданных сил и средств. Неправомерное вмешательство другого должностного

лица независимо от занимаемой должности, в оперативное руководство операции

не допускается(. В целях сохранения жизни и здоровья людей материальных

ценностей а также изучения возможностей пресечения террористической акции

допускается ведение переговоров с террористами. К ведению переговоров

допускаются только лица специально уполномоченные на то руководителем

оперативного штаба.

В случае, если в ходе переговоров с террористом (и) цель переговоров

не может быть достигнута по причине его (их) несогласия прекратить

террористическую акцию и сохраняется реальная угроза жизни и здоровью

людей, руководитель аниттеррористической операции вправе принять решение о

ликвидации террориста (ов).

При обнаружении явной угрозы охраняемому лицу или объекту и

невозможности ее устранения иными законными средствами террорист (ы)

может(могут) быть по распоряжению руководителя операции ликвидирован (ы)

без переговоров и предупреждений.

Закон также предусматривает защиту лиц участвующих в борьбе с

терроризмом. Сотрудникам государственных органов РК осуществляющими

непосредственную борьбу с терроризмом а также лицам оказывающим содействие

в борьбе с терроризмом, и членам их семей в случае угрозы жизни и здоровью

может осуществляться по их просьбе изменение облика, фамилий, имени,

отчества, а также место работы, места жительства за счет средств,

выделяемых на содержание этих органов. Значительное место в законе

отведено правовому режиму в зоне проведения антитеррористической операции.

Правовой режим операции определяется следующим образом. В границах зоны

правоведения антитеррористической операции лица, участвующие в

антитеррористических операциях: 1. Временно ограничивать или запрещать

движение транспортных средств в том числе транспортных средств

дипломатических и консульских представительств, а также граждан на

участках местности и объектах или удалять с этих участков и объектов; 2.

производить проверку документов удостоверяющих личность, а в случае их

отсутствия задерживать граждан для установления личности в соответствии с

законодательством РК; 3. Задерживать и доставлять в органы внутренних дел

лиц, совершивших или совершающих правонарушение или иные действия,

направленные на воспрепятствование законным требования лиц, участвующих в

антитеррористической операции, а также за действия, связанные с не

санкционированным проникновением или попыткой проникновения в зону

проведения антитеррористической операции. 4. Беспрепятственно входить в

жилые и иные принадлежащие гражданам помещения и на земельные участки на

территории и в помещения организации независимо от форм собственности….

Согласно вышеизложенному действия лиц, участвующих в проведении

антитеррористической операции от ее начала и до момента завершения

считаются, действиями совершаемыми в состоянии необходимой обороны или

крайней необходимости. Ответственность общественных и международных

организации за террористическую деятельность отражена следующим образом.

Уполномоченным государственным органом по координации борьбы с терроризмом

по представлению Генерального прокурора РК на территории Казахстана

приостанавливается деятельность общественного объединения и международной

организации, осуществляющих террористическую деятельность. При ликвидации

общественного объединения же по решению суда признанного террористическим,

принадлежащее ему имущество конфискуется и обращается в доход государства.

В случае, признания международной организации террористической

запрещается деятельность данной организации на территории республики, а ее

отделения (филиалы) ликвидируются, принадлежащее им имущество и имущество

указанной международной организации конфискуются

обращаются в доход государства. Следуя вышеизложенному, организация

признается террористической, если хотя бы одно из структурных подразделений

осуществляет террористическую деятельность.

Контроль за деятельностью по борьбе с терроризмом РК осуществляет

уполномоченный государственный орган по координации борьбы с терроризмом,

определяемый Президентом РК.

Высший надзор за точным и единообразным применение законов при

осуществлении борьбы с терроризмом осуществляют Генеральный прокурор РК и

подчиненные ему прокуроры.

2.2. Международные соглашения и конвенции Казахстана по правовой

помощи.

Международное сотрудничество в борьбе с уголовной преступностью это

специфическая деятельность государств и других участников международного

сообщения в сфере предупреждения преступности, борьбы с ней и обращения с

правонарушителями. Объем и основные направления и формы этого

сотрудничества определяются содержанием и особенностями преступности как

явления конкретного общества, значительной степени - национальной политикой

государства в борьбе с преступностью(. Теория и практика борьбы государства

с преступностью оказывают известное влияние на его позицию в вопросах

международного сотрудничества по предупреждению преступности борьбы с ней

и обращения с правонарушителями(! Международное сотрудничество в борьбе с

преступностью это часть широкого международного сотрудничества.

ООН является инструментом подержания мира и безопасности и развития

широкого сотрудничества всех государств.

Основной задачей ООН, согласно ее уставу является обеспечение и

поддержание мира на Земле. Вместе с тем ООН содействуют сотрудничеству

государств и в иных направлениях. В преамбуле устава говориться, в

частности, что народы ООН полны решимости содействовать социальному

прогрессу и улучшению международного сотрудничества в разрешении проблем

экономического, социального, культурного, гуманитарного характера,

поощрения и развития уважения к правам человека и основным свободам для

всех без различия расы, языка и религии. Все члены ООН обязуются

предпринимать совместные самостоятельные действия(.

Одной из сфер такого сотрудничества является обмен опытом в области

предупреждения преступности, борьбы с ней и содействия гуманному обращению

с правонарушителями. Это сфера – сравнительно новое направление

деятельности органов ООН начало, которому в первой половине 20 века, когда

была упразднена Международная Уголовная и Пенитенциарная Комиссия – МУПК

(создана в 1872году), а ее функции приняла на себя ООН.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.