реферат, рефераты скачать
 

Режим наибольшего благоприятствования в рамках Всемирной Торговой Организации (ВТО)


Для приведения в действие безусловной оговорки необходимо наличие двух

элементов: оговорки, ее держащейся в действующем договоре и предоставления

льгот третьему государству. В случае обусловленной клаузулы необходим

третий элемент - выполнение государством-бенефициарием условия, указанного

в клаузуле.

На основе этого положения была сформулирована ст.20 Проекта под

названием "Возникновение прав в силу клаузулы о наиболее благоприятствуемой

нации", п.1 которой гласит: "Право государства-бенефициария ... на режим

наиболее благоприятствуемой нации в силу клаузулы о наиболее

благоприятствуемой нации, не содержащей условия о возмездности, возникает в

момент, когда бенефициирующее государство распространяет соответствующий

режим на третье государство".

Эта формулировка вызывает некоторые замечания. На момент вступления в

силу договора, содержащего оговорку о наибольшем благоприятствовании, такой

режим бывает практически уже предоставлен какому-либо третьему государству.

Варианты, предложенные в статье 20 и комментарии не даст определенного

ответа на вопрос: какое предоставление имеется в виду - фактическое или

юридическое. Представляется, что основанием пользоваться правами,

вытекающими из оговорки о наибольшем благоприятствовании для государства-

бенефициария является юридическое предоставление бенефициирующим

государством соответствующего режима третьему государству.

В случае, если юридическое предоставление не дополняется фактическим,

бенефициирующее государство нарушает свое обязательство в отношении

третьего государства. Факт такого нарушения не должен влиять на пользование

правами, вытекающими из оговорки государством-бенефициарием. По-видимому, о

предоставлении режима наибольшего благоприятствования де-юре идет речь и в

п.1 "в" статьи 2 ("Употребление терминов"), где используется выражение

"согласилось предоставить".

Прекращению и приостановлению прав в соответствии с клаузулой о

наибольшем благоприятствовании посвящена статья 21 Проекта: "Право

государства-бенефициария ... на режим наибольшего благоприятствования ...

прекращается или приостанавливается в момент, когда бенефициирующее

государство прекращает. или приостанавливает распространение

соответствующего режима на третье государство". Здесь отражено широко

признанное положение об изменяющемся характере режима наибольшего

благоприятствования. Предоставление каких-либо льгот третьему государству

не означает, что государство-бенефициарий всегда будет пользоваться теми же

льготами. Если прекращается предоставление определенных преимуществ,

обещанных третьему государству, то соответственно изменяется и содержание

режима наибольшего благоприятствования в отношении государства-

бенефициария.

Но в данной статье не учтено то обстоятельство, что договор, содержащий

оговорку о наибольшем благоприятствовании, может прекратить действие

раньше, чем бенефициирующее государство прекращает предоставление

соответствующего режима третьему государству.

Нельзя также оставить без внимания и то, каким образом бенефициирующее

государство прекращает или приостанавливает предоставление соответствующего

режима третьему государству. Такое прекращение или приостановление может

быть двояким: правомерным (включая осуществление международно-правовых

санкций в ответ на противоправное деяние третьего государства) и

противоправным (нарушающим международные обязательства в отношении третьего

государства).

В соответствии с юридической логикой в первом случае права государства-

бенефициария должны прекращаться или приостанавливаться, а во втором - нет.

Следовательно, в ст.21 целесообразно использовать следующее выражение:

"...в момент, когда бенефициирующее государство правомерно прекращает или

приостанавливает предоставление соответствующего режима третьему

государству". [ 5, c. 179]

2.5 Изъятия из принципа наибольшего благоприятствования

Со времени применения принципа наибольшего благоприятствования в

регулировании международной торговли исключения из него претерпели большие

изменения. При этом, особенно после II Мировой войны, их объем постоянно

расширялся. В современных условиях режим наибольшего благоприятствования

практически не применяется без исключений.

Это объясняется историческими особенностями формирования

внешнеэкономических связей; усилением тенденций интернационализации

хозяйственной жизни, выражающихся в образовании интеграционных объединений;

различиями в экономическом и географическом положении государств;

интересами безопасности, охраны общественного здоровья и другими причинами,

определяющими стремление государств сохранить возможность определения

исключений из действия оговорки о наибольшем благоприятствовании.

Такие исключения в каждом случае специально оговариваются в

соответствующей клаузуле, поскольку в современном международном праве

отсутствуют подразумеваемые изъятия из режима наибольшего

благоприятствования.

Международное право не допускает противоречащих принципу равноправия

изъятий из принципа наибольшего благоприятствования по кругу субъектов

кроме отдельных, общепризнанных, исторически сложившихся и устанавливаемых

по особому, каждый раз взаимному согласию договаривающихся сторон

исключений.

Изъятия по кругу субъектов в принципе противоречат идее наибольшего

благоприятствования, в отличие от изъятий, сужающих его объем, т. е.

исключающих из-под его действия те или иные отношения (что соответствует

природе данного режима, имеющего договорной характер). Поэтому субъектные

изъятия допускаются лишь в исключительных случаях, обусловленных некоторыми

общими явлениями мировой экономической конъюнктуры, и "образуют своего рода

корректировочный механизм, позволяющий обеспечивать гибкое применение

принципа наибольшего благоприятствования о учетом исторически сложившихся

особенностей осуществления внешнеэкономических связей, различий в

экономическом потенциале и географическом положении стран".[ 4, c. 259]

Одним из традиционных является исключение из принципа наибольшего

благоприятствования в пользу соседних государств, которое означает, что

особые льготы, действующие между двумя соседними государствами, не

распространяются на третье государство, если одно из двух соседних

государств заключило с этим третьим государством договор, включающий

клаузулу о наибольшем благоприятствовании, в которой содержится "соседская

оговорка". Например, в статье 5 торгового соглашения СССР о Австралийским

Союзом содержится следующее положение; "Постановление о наибольшем

благоприятствовании не распространяется: а) на привилегии и льготы,

предоставляемые Советским Союзом соседним с ним странам".

Такое изъятие обычно применяется в торговых договорах с целью

обеспечения приграничной торговли.

В дополнение к допускаемым ранее международным правом в конвенционном

порядке традиционным изъятиям из принципа наибольшего благоприятствования

по кругу субъектов международного права Женевская Конференция 1964 года

установила ряд новых рекомендательных норм, касающихся дополнительных

исключений. Изъятия эти были сделаны в интересах развивающихся стран, и

были мотивированы Секретариатом ЮНКТАД следующим образом:

"Традиционно принцип наиболее благоприятствуемой нации предназначается

для установления равенства режимов на территории одного государства для

всех других стран, но он не принимает во внимание тот факт, что в мире

существует неравенство экономических структур и уровней развития;

предоставлять равный режим странам, которые экономически не равны, означает

равенство режима только с формальной точки зрения, но, в действительности,

равносильно практическому неравенству".

В силу принятия Женевской Конференцией рекомендательных исключений

допускаются видимые отступления от формального равенства государств, причем

в пользу развивающихся стран.

Вместе с тем, следует подчеркнуть, что принцип равноправия строго

выдерживается также и в формальном смысле для взаимоотношений между самими

развивающимися странами на основе принятых рекомендательных норм. В

содержащихся в них формулировках говорится об уступках всем развивающимся

странам и о предоставлении им уступок в целом, т. е. не делая между ними

дискриминационных различий. Изъятие из принципа наибольшего

благоприятствования для развивающихся стран стало общепризнанным.

Третьим новым дополнением к изъятиям из принципа наибольшего

благоприятствования является следующая норма, содержащаяся в том же Общем

принципе восьмом: "Развивающиеся страны не должны распространять на

развитые страны преференциальный режим, применяемый в отношениях между

ними".

Все эти три нормы представляют собой по существу рекомендуемое

отступление от принципа формальной взаимности в отношении действия режима

наибольшего благоприятствования между, с одной стороны, развивающимися и, с

другой стороны, развитыми государствами.

Применение принципа наибольшего благоприятствования ко всем странам

безотносительно к уровню их развития было бы лишь формальным равенством, но

по существу являлось бы косвенной дискриминацией по отношении к менее

развитым странам.

Именно поэтому во взаимоотношениях между развивающимися и развитыми

странами принцип наибольшего благоприятствования подвергнут ограничениям,

что выразилось в создании общей системы преференций, правовая основа

которой заложена в Принципах международных торговых отношений и торговой

политики, способствующих развитию. Декларации об установлении нового

международного экономического порядка. Хартии экономических прав и

обязанностей государств, а также в специальных положениях об оказании

помощи развивающимся странам в различных областях экономики, науки и

техники.

Смысл этой системы заключается в том, что развитые страны предоставляют

товарам из развивающихся стран преференциальный режим, с тем, чтобы они

смогли утвердиться на высококонкурентных рынках стран о развитой

экономикой, причем такие предпочтительные условия действуют лишь в течении

определенного периода, пока развивающиеся страны не будут признаны

конкурентоспособными на мировом рынке.

Помимо общих изъятий из принципа наибольшего благоприятствования

существуют специальные (относящиеся к определенной сфере регулируемых

договором отношений) изъятия.

В договорах, например, часто указывается, что в области мореплавания

режим наибольшего благоприятствования не распространяется на каботажное

судоходство, портовую и спасательную службы и некоторые другие вопросы.

Около семидесяти дет назад международная практика стала допускать в

отдельных случаях включение в торговые договоры, устанавливающие режим

наиболее благоприятствуемой нации, специального положения об изъятии из

действия этого режима льгот для стран, входящих в зоны преференциальных

таможенных тарифов. В качестве одного из первых примеров такого изъятия

приводятся имперские, или "оттавские" преференции 1932 года между странами

бывшей Британской империи. [ 3, c. 50]

В дальнейшем исключение в пользу таможенных союзов стало довольно часто

включаться в торговые договоры.

Государства, входящие в таможенный союз, образуют единую таможенную

территорию, устанавливают единый таможенный тариф и проводят единую

таможенную политику. То есть в области международных экономических

отношений таможенный союз выступает как единое целое, являясь субъектом

этих отношений. Те права, которые участники этого союза предоставляют друг

другу, не распространяются на третьи государства, с которыми государства-

участники таможенного союза заключили соглашение о режиме наибольшего

благоприятствования.

Вопрос об исключении в пользу таможенных союзов и других подобных

ассоциаций государств вызвал большое количество споров в ходе разработки

Проекта статей о клаузулах о наиболее благоприятствуемой нации в Комиссии

международного права ООН.

Во-первых, представляет затруднение четко выделить для каких именно

объединений государств применимо данное исключение. По определению КМП к

подобным таможенным союзам ассоциациям государств относятся:

1) зоны свободной торговли;

2) любой временный режим, ведущий к созданию таможенного союза или зоны

свободной торговли;

3) любая другая ассоциация или группа государств, основанная на

таможенном союзе, зоне свободной торговли или временном режиме, ведущем

или. имеющем своей целью привести к образованию таможенного союза или зоны

свободной торговли.

Именно такие объединения обычно перечисляются в соответствующих случаях

в договорах. Например, в статье 29 Договора о торговле, поселении и

мореплавании между Великобританией и Японией 1962 года говорится:

"Положения договора, касающиеся применения режима наибольшего

благоприятствования не обязывают государства в случае: а) образования

таможенного союза или зоны свободной торговли; ... в) принятия соглашения,

направленного на образование такого союза или такой зоны в течении

разумного периода времени".

Во-вторых, вызывает замечания тот факт, что в случае принятия данного

исключения государства, не входящие в таможенный союз оказываются в худшем

положении по сравнению с членами этого союза.

Таможенные объединения не должны вести к уклонению от других

обязательств и исключения в пользу таких объединений возможны только при

явно выраженном согласии государств с ограничением своих прав, вытекающих

из режима наибольшего благоприятствования.

В ходе обсуждения Проекта КМП была предложена статья 23 "Клаузула о

наиболее благоприятствуемой нации в ее взаимоотношениях с режимом,

предоставляемым одним членом таможенного союза другим членам": "Государство-

бенефициарий, не являющееся членом таможенного союза, не приобретает на

основании клаузулы права на режим, предоставляемый бенефициирующим

государством - членом таможенного союза третьему государству, которое также

является членом этого союза".

Оба специальных докладчика КМП высказались против кодификации этого

исключения. Представители ЕС напротив настаивали на внесение в Проект

соответствующего положения. Статья 234 Договора о создании ЕС, подписанного

в Риме 25 марта 1957 года подразумевает такое исключение, что находит

подтверждение и в договорной практике. Так, например. Торговое соглашение

между ЕС и КНР устанавливает, что режим наибольшего благоприятствования не

применяется, когда речь идет о: "выгодах, предоставляемых договаривающейся

стороной государству, которое является членом таможенного союза".

Комиссия решила не включать статью об исключениях, касающихся

таможенных союзов в Проект. При этом понималось, что отсутствие такого

положения не может быть истолковано как косвенное признание существования

или несуществования такого правила, однако практика настоящего времени

говорит о фактическом признании правомерности этого исключения. В ГАТТ

содержится ряд изъятий из режима наибольшего благоприятствования.

Крупнейшие из которых - это разрешения создавать зоны свободной торговли и

таможенные союзы, не распространяя льготы, предоставляемые в рамках этих

образований, на неучаствующие страны. Другое важное положение - это

разрешение развивающимся странам использовать на постоянной основе, в виде

исключения из принципа наибольшего благоприятствования, четыре категории

торговых льгот /тарифные преференции по общей системе преференций, тарифные

преференции, действующие в отношении между развивающимися странами, более

льготные дифференцированные условия, сформулированные в ряде соглашений

ВТО, специальный режим в отношении наименее развитых стран/. Исключения

существуют и по более широким и общим направлениям использования РНБ.

Первоначально они были сформулированы в статье XX ГАТТ /Общие исключения/ и

в статье XXI /Исключения по соображениям безопасности/.

Затем эти положения в различных формах и формулах нашли применение в

других соглашениях и правовых документах ВТО.

В частности, статья XX ГАТТ позволяет странам-членам ВТО отклоняться от

принципа недискриминации при принятии мер, цель которых - защита

отечественной морали, охрана жизни и здоровья людей, животных и растений,

охрана общественного порядка и выполнение законов, охрана национальных

сокровищ художественной, исторической или археологической ценностей.

Формулировки, содержащиеся в статье XX ГАТТ носят достаточно общий характер

и не всегда поддаются достаточно четкой кодификации. Тем не менее эта

группа вопросов:, общественный порядок, общественная мораль,

здравоохранение нашла достаточно широкое применение в практике стран-членов

ГАТТ, а теперь ВТО. В последнее десятилетие в эту группу исключений все

более настойчиво включается достаточно широкие по характеру действия

экологические соображения.

2.6 Соотношение принципа наибольшего благоприятствования с другими

принципами международного права

2.6.1 Связь принципа наибольшего благоприятствования с

принципом равноправия государств.

В процессе реализации принципа наибольшего благоприятствования часто

возникают проблемы, представляющие собой тесное переплетение теоретических

и практических вопросов. Решению этих вопросов во многом помогает выявление

соотношения между принципом наибольшего благоприятствования и некоторыми

другими принципами международного права; равноправия, невмешательства во

внутренние деда, экономической недискриминации, взаимности.

Для определения уровня фактической реализуемости того или иного

принципа недостаточно рассматривать отдельные нормы, а необходимо

исследовать их взаимосвязь. Только соблюдение всех принципов международного

права в их взаимодействии обеспечивает реальное применение каждого из них

(в том числе и принципа наибольшего благоприятствования) в отдельности.

Таким образом, принцип наибольшего благоприятствования "необходимо

рассматривать в двустороннем единстве: с одной стороны, фактическая

реализация этого принципа, практика его осуществления ставит задачу

выявления и решения проблем его функционирования в системе международно-

правового регулирования экономических отношений, где наибольшее

благоприятствование играет роль "механизма", призванного автоматически

обеспечивать в постоянно изменяющихся обстоятельствах равноправное

пользование государствами в согласованных вопросах соответствующим режимом;

с другой стороны, требуют внимания отдельные теоретические аспекты

наибольшего благоприятствования в системе принципов международного права".

[ 16, c. 42]

Хотя принцип наибольшего благоприятствования касается в основном

торгово-экономических отношений, он имеет в то же время важное политическое

значение, так как затрагивает одно из главных условий международных

отношений вообще - равноправие сторон. Наибольшее благоприятствование

представляет собой один иа особых случаев проявления принципа равноправия;

в юридическом аспекте право наиболее благоприятствуемой нации по своему

содержанию является специфическим и наиболее эффективным методом проведения

в жизнь принципа равноправия государств применительно к международным

торговым и иным экономическим отношениям.

Особый характер равноправия, вытекающий из этого принципа, заключается

в том, что он, "сравнивая в правах государства, пользующиеся режимом

наибольшего благоприятствования при постепенном расширении их круга

(благодаря заключению все новых . договоров) со временем превращает

льготный режим в общий, то есть режим для всех, а значит в

недискриминационный режим".[ 15, c. 230]

2.6.2 Принцип наибольшего благоприятствования и принцип недискриминации

Из принципа равноправия государств вытекает принцип недискриминации,

который не нуждается в каком-либо договорном признании и является

общепризнанной, обязательной нормой международного права, имеющей обычно-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.