реферат, рефераты скачать
 

Лекции по международному частному праву


b. Если изменение гражданско-правового статуса ( например, брак,

развод, усыновление) связано с утратой гражданства, то такая

утрата становится в зависимость от приобретения другого

гражданства. Без приобретения другого гражданства утрата не

производится;

c. Государство не лишает лицо гражданства, если в результате

лишения оно становится апатридом;

d. Ребенок, родившийся на воздушном судне или на корабле, считается

родившимся на территории того государства, в котором

зарегистрировано судно.

ТЕМА:

Международно – правовое регулирование внешнеэкономических отношений

Система правового регулирования

Основу системы правового регулирования составляют принципы,

которые подразделяются на две группы:

1. Общие;

2. Специальные

Общие принципы зафиксированы в уставе ООН; Декларации о

принципах международного права, касающиеся дружественных отношений и

сотрудничества между государствами 1970 г. В заключительном акте

совещания СБСЕ 1975 г. существует 10 принципов, включая принцип

неприменения силы, мирного разрешения споров, невмешательства во

внутренние дела государства и др. принципы. Специальные принципы

зафиксированы в Хартии экономических прав и обязанностей государств

1974г. и Декларацией о новом международном экономическом порядке 1974

г. Оба документа приняты Генеральной Ассамблеей ООН. Как резолюция

Генеральной Ассамблеи они имеют рекомендательный характер. Однако

положения документов являются обязательными в качестве принципов.

Специальные принципы

1. Взаимной и справедливой выгоды. Должен соблюдаться при

заключении внешнеэкономических сделок. Ни одна из сторон не

вправе получать чрезмерную выгоду или несправедливое

преимущество. Но сфера действия принципа гораздо шире. От

использования в международной торговле, в частности с

развивающимися государствами. Государства должны

содействовать друг другу в достижении справедливого

баланса. Внешнеторговая цена на сырье на должна отличаться

от цен на готовую продукцию. Хартия обязывает все

государства участвовать в корректировке цен на

экспортируемые и импортируемые товары с тем, чтобы эти цены

были сбалансированными.

2. Принцип неотъемлемого суверенитета над своим богатством и

природными ресурсами. Каждое государство имеет суверенное

право распоряжаться своим экономическими богатствами и

природными ресурсами. Ни один народ не может быть лишен

средств к существованию. В рамках распоряжения богатствами

и ресурсами государства осуществляют следующие действия:

. Регулируют иностранные инвестиции в соответствии со

своим национальным законодательством. Ни одно

государство не может быть принуждено к предоставлению

льгот иностранным инвесторам.

. Государства вправе регулировать деятельность ТНК. ТНК

не должна вмешиваться во внутренние дела государств.

. Государство вправе осуществлять национализацию

частной собственности в соответствии со своими

внутренними правилами. При национализации должна

выплачиваться компенсация. Но выплата компенсаций не

может ставить государство в тяжелое материальное

положение. Все споры по национализации решаются во

внутренних судах государств, если только государство

не прибегает к международным средствам разрешения

споров

3. Преференциального режима. Этот принцип касается развития

государств. Развитие государства обязано предоставить им

не взаимный и не дискриминационный режим. Развивающийся

не обязаны предоставлять льготы в обмени на такой режим.

Преференциальный режим действует в основном в таможенной

сфере и в сфере внешней торговли. Он выражается в

льготных пошлинах и отмене экспортно-импортных

ограничений. Развивающиеся государства предоставляют

такой режим в отношениях друг с другом. И тогда третьи

государства не могут предоставлять такой же режим.

4. Принцип устранения несправедливостей, возникший

вследствие применения силы, которые лишают какой-то

народ средств к существованию. В хартии запрещены

неоколониализм, расовая дискриминация, апартеид,

агрессия и другие применения силы. Государство,

допустившее принуждение по отношению к стране, народу

или территории обязано компенсировать все последствия

такого принуждения. Все государства обязаны сотрудничать

с потерпевшим государством. Ни одно государство не может

поощрять инвестиции, направленные на принуждение или

поддержание режима принуждения.

5. Недопущение стремления к гегемонии и разделу сфер

влияния. Принцип направлен на защиту государств,

являющиеся бывшими колониями. Их метрополии стремятся

сохранить влияние в этих государствах даже после

освобождения от колониальной зависимости. Принцип не

допускает какого-либо экономического давления с целью

сохранить экономическую зависимость государств.

6. Принцип международной социальной справедливости. Хартия

устанавливает равные условия доступа к благам

цивилизации для всех государств. Экономическое развитие

влечет изменения в социальной сфере. Устранение

экономического неравенства государств связано с

повышением уровня их развития. Соответственно при

распределении экономических благ на началах равенства

повышается уровень социальной справедливости.

7. Принцип сотрудничества в целях развития. Оно

(сотрудничество) является общим долгом всех государств.

Государства применяют различные формы сотрудничества:

сотрудничество в рамках международных организаций,

сотрудничество на региональном и субрегиональном уровне.

Все группировки государств должны соблюдать положения

Хартии. Сотрудничество путем заключения двухсторонних и

многосторонних договоров. Для осуществления

сотрудничества развитые государства передают

развивающимся государствам технологии, достижения науки

и техники на льготных условиях.

8. Принцип свободного доступа к морю для государств, не

имеющих выхода к морю. Все государства, имеющие выход к

морю, предоставляют свои порты судам тех государств,

которые выхода к морю не имеют. Кроме того, для выхода к

морю предоставляются внутренние водные пути.

В системе международного регулирования международных отношений выделяют 4

уровня:

1) Универсальный;

2) Региональный;

3) Двусторонний;

4) Национальный.

На универсальном уровне действует целый ряд универсальных договоров.

Например, Венская конвенция 1980 г., Женевская вексельная конвенция 1930

г., Женевская чековая конвенция 1931 г., конвенция УНИДРУА о международном

факторинге 1988 г., конвенция УНИДРУА о лизинге 1988 г., Нью-йоркская

конвенция о признании и приведение в исполнение иностранных арбитражных

решений 1952 г..

На региональном уровне действует соглашение, в котором могут

участвовать только государства определенного региона. Например, Римская

конвенция о праве, применимом к контрактным обязательствам 1980 г.

действует в рамках ЕЭС. В рамках СНГ действуют следующие договора:

Соглашение об общих условиях поставок международным организациям

государствам-участникам СНГ 1992 г., Соглашение об общих условиях

производственной кооперации 1993 г.

На двустороннем уровне заключаются договора о торгово-экономическом

сотрудничестве. Эти договора могут именоваться по-разному: «О торговле и

мореплавании», «О торговле и экономическом сотрудничестве», «О торговом

сотрудничестве». Общим для этих договоров является то, что в основном

тексте договора содержатся общие обязательства сторон по осуществлению

сотрудничества. Обычно к таким договорам заключается протоколы, которые

содержат конкретные экономические программы, например, условие встречных

поставок. В качестве протоколов заключаются внешнеэкономические контракты

по межгосударственным поставкам.

28.02.02 www.miripravo.ru

Вторичная квалификация заключается в уяснении содержания норм

иностранного права, их толковании и применении. В части 3-й ГК указано,

что суд устанавливает содержание иностранного права в соответствии с

официальным толкованием, практикой применения и доктриной существующей в

соответствующем государстве. Для уточнения норм иностранного права суд

может обращаться в МЮ, другие органы в РФ и за рубежом. Стороны могут

предоставить иностранные нормативно-правовые акты в подтверждение своих

требований и возражений и иным образом содействовать суду в установлении

норм иностранного права. По спорам, возникающим из предпринимательских

отношений, суд может возложить обязанность по доказыванию норм иностранного

права на стороны. (Т.е. если обращаются в арбитраж, суд может обязать

искать нормы иностранного права и обосновывать их. Искать нужно в

специальных правовых изданиях иностранных государств). В случае, если

содержание иностранного права установить невозможно, применяется российское

право. В других государствах существует различная практика доказывания

содержания норм иностранного права.

1. В США такие нормы рассматриваются как фактические обстоятельства и

доказываются сторонами наряду с другими фактами;

2. В Германии, Австрии и Венгрии содержание норм иностранного права

устанавливает суд;

3. В Швейцарии доказывание норм иностранного права возложено на суд. Но

по имущественным спорам суд может возложить бремя доказывания на

стороны;

4. Во Франции содержание иностранного права доказывают стороны, но суд

может сам применить иностранное право, если содержание норм ему

известно.

Наиболее сложным при вторичной квалификации является получение информации

об иностранном праве. С целью обмена правовой информацией заключается

договоры о правовой помощи и договоры об обмене правовой информацией.

Например, Конвенция о правовой помощи и правовым отношениям по

гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. предусматривает обмен

информацией между МЮ. Киевское соглашение 1992 г.( « О порядке разрешения

споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности»)

предусматривает обмен информацией между высшими судебными органами и МЮ.

Россия заключила ряд двусторонних соглашений об обмене правовой

информацией и государствами СНГ (Украиной, Белоруссией, Арменией,

Грузией, Казахстаном и Киргизией), т.о. при вторичной квалификации

основная проблема – где найти и как истолковать правовой акт.

(«Право Нидерландов»)

Взаимность – предоставление одним государством гражданам и юр. Лицам

другого государства тех же прав, которыми пользуются граждане первого

государства в другом государстве. Существует два вида взаимности:

1. Материальная, когда гражданам и юр. лицам предоставляются те же

права, которые они имеют у себя на родине. Она фактически не

распространена, т.к. суверенные государства избегают предоставления

тех же прав, которые предоставляет другое государство, и каждое

государство предоставляет индивидуальный комплекс прав.

2. Формальная взаимность, когда граждане и юр. лица другого

государства приравниваются по своему статусу к гражданам и юр.

лицам первого государства, т.е. на них распространяется такой же

правовой режим, как и на собственных граждан. В ч. 3-ей ГК

взаимность применяется в случае применения иностранного права.

Указано, что по общему правилу применение иностранного права носит

безусловный характер и не зависит от того, применяется ли в

иностранном государстве российское право. Однако федеральные законы

могут предусматривать применение иностранного права на началах

взаимности. В РФ взаимность предусмотрена отдельными федеральными

законами. Например:

. Патентный закон, который предоставляет права иностранным

физ./юр. лицам только на основании международного договора

или на началах взаимности;

. Закон о ТЗ, ЗО и НМПТ содержит аналогичное положение. При

этом зарегистрировать наименование мест происхождения товаров

иностранцы в РФ могут только в том случае, если

соответствующее государство предоставляет аналогичное право

российским юр. /физ. Лицам;

. Закон о правовой охране интегральных микросхем.

Взаимность существует не только в области патентного права, но и

переводе наследственных сумм за границу, взыскивании алиментов,

исполнении судебных поручений. Т.о. взаимность существует в отдельных

сферах и неверным является утверждение Богуславского и Извекова о

том, что взаимность (принцип) существует, а также наличие взаимности

на основе международных договоров. ( Если есть договор, то

действует принцип «pacta sum servanta» - договор (обязательство)

должен исполниться).

Реторсии – ограничения, установленные государством в отношении

иностранцев, если такие ограничения установлены этим государством в

отношении российских юр./физ. лиц. Правомерное с т.з. международного

права ответное действие государства в ответ на дискриминацию другим

государством юр./физ. лиц 1-го государства. Применение реторсий должно

быть соразмерным и адекватным. Реторсии не нарушают принцип неприменения

силы и угрозы ее применения. В ч. 3 ГК указано, что Правительство РФ

вправе вводить ответные ограничения имущественных и личных

неимущественных прав юр. лиц и граждан тех государств, которые ввели

специальные ограничения тех прав российских граждан и юр. лиц. О введении

реторсий говорится в следующих законах: «О правовом положении иностранных

граждан в СССР» 1981 г. (действует), АПК РФ, ГПК РФ, где указано, что в

ответ на нарушение процессуальных прав российских граждан и организаций

могут вводиться ответные ограничения. Кроме того, такие ограничения имеют

место, если российскому государству и его представителям не

обеспечивается должная процессуальная неприкосновенность.

В законе «О государственном регулировании внешне торговой

деятельности» 1995 г., где говорится, что при нарушении прав РФ, ее

субъектов, муниципальных образований и российских лиц на

внешнеторговом рынке, Правительство вправе вводить ответные

ограничения. Правительство принимает федеральные программы

внешнеторговой деятельности, в которых отражаются дискриминационные

меры в отношении в отношении РФ и российских лиц и меры, которые

приняты и которые следует принять по фактам дискриминации.

Правительство может ввести количественное ограничение либо повысить

таможенные пошлины. ( В практике РФ нет реторсий, а их следовало бы

вводить, например в случае, когда в отношении российских граждан в

Прибалтике была дискриминация в языке).

Правовой режим – это совокупность прав и обязанностей, предоставленных

гражданам и юр. лицам на основании международного договора и

национального законодательства. Существует три вида правового режима

1. Наибольшего благоприятствования;

2. Национальный;

3. Специальный.

Режим наибольшего благоприятствования

Режим №1 предоставляется на основании договоров о торговле и

мореплавании, а также договоров о торгово-экономическом

сотрудничестве. Он представляет собой оговорку в договоре, которая

звучит следующим образом: «Государства предоставляют гражданам и юр.

лицам другого государства те же права, что и гражданам и юр. лицам

третьего государства, рассматриваемого как наиболее благоприятствуемая

нация». Юридическая фикция возникает, когда был принят первый договор

о торговле и мореплавании. Режим № 1 уравнивает в правилах всех

иностранцев, с государствами которых заключены договоры о торгово-

экономическом сотрудничестве. В заключительном акте СБСЕ 1975 г.

подчеркивалось огромное значение этой оговорки для установления

торгово-экономических связей.

Пример

Россия-США. США недавно отменила поправку Джексона – Венина ( ограничение

количества товаров на экспорт), в связи с запретом СССР на въезд евреев

1937-1951 г.г. – прекращает существующий режим наибольшего

благоприятствования, т.к. СССР – страна с переходной экономикой.

1972 г. – договор о торгово-экономическом сотрудничестве, не вступил в

силу (США не ратифицировали, т.к. в 1974 был принят торговый закон о

количественном ограничении.

1990 г. – поправка о режиме наибольшего благоприятствования, новый

торгово-экономический договор с США.

Примером оговорки о режиме № 1 может быть соглашение о партнерстве и

сотрудничестве между европейским сообществом и их государствами-

членами, с одной стороны, и РФ, с другой стороны, заключенный на о-ве

Конфу в 1994 г.. В этом соглашении режим наибольшего

благоприятствования предоставляется в отношении доступа товаров на

рынки , а также в таможенной сфере, сфере иностранных инвестиций,

режиме представительств, обществ на территории одного государства на

территории другого. Оговорка о режиме № 1 конкретна всегда. Она не

касается общего правового режима и охватывает отдельные сферы ее

действия. Например, соглашение о торговле и экономическом

сотрудничестве между РФ и Польшей 1993 г. указывает, что стороны

предоставляют друг другу режим № 1 в следующих сферах при торговле

товарами:

1. Таможенного регулирования, включая взимание таможенных пошлин,

таможенную очистку, транзит, перегрузку и хранение.

2. Налогов и сборов, взимаемых в отношении импортируемых товаров.

3. Методам платежей по внешнеэкономическим сделкам и переводов этих

платежей;

4. Продажи и закупки, а также транспортировки и хранения товаров на

внутреннем рынке.

Договоры всегда предусматривают изъятие из режима наибольшего

благоприятствования, что не является нарушением этого режима.

Изъятия из режима наибольшего благоприятствования:

1. Не распространяется на таможенные союзы и зоны свободной

торговли;

2. Не распространяется на приграничную торговлю;

3. Не касается отношений с развивающимися государствами.

Режим наибольшего благоприятствования отличается от режима

недискриминации:

1. Недискриминация существует без международного договора в силу

равенства государств.

2. Недискриминация уравнивает всех, а наибольшего

благоприятствования только иностранцев.

3. В договорах о торговле недискриминация касается только

ограничений и лицензий.

Национальный режим

Национальный режим обычно не имеет договорной основы. Исключение

составляют договоры о правовой помощи, в которых национальный режим

закреплен в виде доступа в суды и другие гос. Органы. Кроме того,

договоры в области авторского и патентного права предоставляют нац.

Режим, как и собственным гражданам. В Конституции почти всех государств

закреплен национальный режим для иностранцев. В РФ ст. 62 Конституции РФ

предоставляет иностранцам правовой режим такой же, как и собственным

гражданам. Однако во всех государствах существуют изъятия из-под режима

№2. Например, не предоставляется избирательное право. Национальный режим

нельзя рассматривать как общий режим для иностранцев. Он существует

только в отдельных сферах. Например, в отношениях собственности, брачно-

семейных отношениях, наследственных отношениях, авторском и патентном

праве.

Специальный режим

Во всех государствах существует ограничение прав иностранцев.

Например, в РФ иностранные инвесторы ограниченно допускаются в банковскую

и страховую сферу. Они могут пользоваться недрами только на основании

концессионных соглашений. Специальный режим является общим режимом для

иностранных граждан и юридических лиц. В доктрине было высказано мнение.

Что существует только специальный режим, т.к. режим наибольшего

благоприятствования представляет собой оговорку в договоре, а

национальный режим распространяется только на отдельные сферы.

Унификация – представляет собой процесс создания единообразных норм и

рекомендаций, действующих на территории 2-х и более государств.

Унификация осуществляется на универсальном уровне, региональном и

национальном уровнях.

Унификация на универсальном уровне привела к созданию международных

договоров универсального характера. Примером служит Венская конвенция

1980 г., конвенция УНИДРУА о лизинге, о факторинге. На региональном

уровне заключаются договора, в которых участвует ограниченное количество

государств. Унификация осуществляется только ан их территориях. Например,

кодекс Бустаманте принять в качестве единообразного акта по МЧП в странах

Латинской Америки. На национальном уровне осуществляется инплементация

норм международного права национальные акты. Например, Женевская

конвенция о векселе 1930 г. включена в Положение ЦИК СНК «О переводном и

простом векселе» 1937 г.

По своему содержанию унификация бывает трех видов:

1. Унификация материально-правовых норм, когда унифицируются права и

обязанности субъектов. Например, Венская конвенция 1980 г. унифицировала

порядок заключения договора, права и обязанности, сторон, а также их

ответственность.

2. Унификация процессуальных норм – унифицирует процедурные правила.

Например, Киевское соглашение 1992 г. унифицировало правила о

подсудности, исполнении судебных поручений, вручении документов,

исполнении судебных решений.

3. Унификация коллизионных норм. В результате создаются единообразные

коллизионные нормы. Обычно достигается в договорах о правовой помощи.

Кроме того, примером является Женевская конвенция о разрешении некоторых

коллизий в отношении векселей 1930 г. и Женевская конвенция о разрешении

некоторых коллизий в отношении чеков 1931 г..

В результате унификации создаются не только правовые нормы, но и

рекомендательные акты, например,

1. Согласительный регламент ЮНСИТРАЛ может использоваться сторонами

внешнеэкономических контрактов для разрешения споров. В контракте должна

быть ссылка на регламент.

2. Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном коммерческом арбитраже может

служить основой для включения в национальное законодательство.

В РФ закон о международном коммерческом арбитраже 1993 года основан на

типовом законе.

Тема: Источники международного частного права

1. Международные

. Международный договор

. Международный обычай

2. Национальные

. Национальное законодательство

. Судебная практика

. Внутренние обычаи

1. Международные договоры – соглашения между государствами, а также между

государствами и международными организациями независимо от их

наименования (Конвенция, пакт и др.). К источникам МЧП относятся только

те договора, которые регулируют поведение юридических и физических лиц.

Договоры бывают:

. Универсальные – потенциально доступные для участия каждого государства.

Например, Бернская конвенция 1886 г., Всемирная конвенция об авторском

праве 1952 г., договор о патентной кооперации 1970 г., Парижская

конвенция об охране промышленной собственности 1883 г..

. Региональные – объединяют в определенные … государств определенного

региона. Например, кодекс Бустаманте принят для государств Латинской

Америки. (Кубинский юрист Антонио Бустаманте). Римская консвенция о

праве, применимом к договорным обязательствам, действует для

государств–членов ЕЭС; в рамках СНГ принято соглашение об общих условиях

поставок между организациями государств-участников СНГ 1992 г.,

Соглашение об общих условиях производственной кооперации 1993 г.,

Евразийская патентная конвенция.

. Двусторонние договоры заключаются в отдельных сферах сотрудничества,

касающихся МЧП, а именно:

1) О торговле и экономическом сотрудничестве;

2) О правовой помощи;

3) «О взаимной защите капиталовложений»;

4) Об избежании двойного налогообложения;

5) О неторговых платежах;

6) О социальном обеспечении;

7) О защите авторских прав.

2. Международный обычай – исторически сложившиеся правила поведения,

применяемые государством в качестве правовой нормы. Источником МЧП

являются только те обычаи, которые регулируют поведение юридических и

физических лиц. Например, международная торговая палата обобщает обычаи в

сфере торговли в сборнике ИНКОТЕРМС. Первый сборник издан в 1936 г.,

последняя редакция ИНКОТЕРМС 1990-2000. МТП в ИНКОТЕРМСе не только

обобщают обычаи в чистом виде, но и добавляет собственные правила.

Международные обычаи включены в Унифицированные правила и обычаи для

документарных аккредитивов 1993 г., которые так же издает МТП.

3. Национальное законодательство к источникам МЧП относит отдельные законы

в следующих сферах:

. Законы об МЧП, которые приняты в Австрии, Польше, Швейцарии и др.

государствах;

. Коллизионные нормы в Гражданских кодексах, например, вводный закон к ГГУ;

. Таможенные кодексы;

. Законы о государственном регулировании внешней торговли;

. Законы об иностранных инвестициях;

. Правила валютного регулирования;

В РФ к источникам МЧП относятся следующие законодательный акты:

1. ч.3 ГК (Международное право);

2. Раздел 7 СК РФ (коллизионные нормы);

3. Закон о валютном регулировании и валютном контроле 1993 г.

4. Закон о международном коммерческом арбитраже 1993 г.;

5. Закон о государственном регулировании внешнеторговой деятельности 1995;

6. Закон об иностранных инвестициях 1999 г.;

7. Закон о координации международных и внешнеэкономических связей субъектов

Федерации 1999 г.

4. Судебная практика в государствах Романо-Германской правовой системы не

является источником права. Следовательно, практика гос. судов не будет

являться источником МЧП. Источником МЧП не является практика

международных коммерческих арбитражей. Только судебная практика англо-

американской правовой семьи является источником МЧП и только в части

разрешения споров и участием иностранных граждан.

5. Внутренние обычаи существуют и применяются в пределах одного

государства. В принципах УНИДРУА говорится, что стороны связаны любым

обычаем, который они установили в своих взаимоотношениях, а также обычаи

в определенной сфере коммерческой деятельности. Внутренние обычаи

применяются субсидиарно к национальному законодательству. Пример – обычаи

портов.

Договоры о правовой помощи

РФ имеет договоры о правовой помощи с Венгрией, Польшей, Болгарией,

Румынией, Албанией, Китаем, КНДР, Кубой, Тунисом, Алжиром, Ираком,

Ираном, Кипром, Испанией, Грецией и др. государствами.

Примером договора о правовой помощи является Минская конвенция 1993

г.. Конвенция содержит три блока вопросов:

1. О правовой защите;

2. О правовой помощи;

3. О правовых отношениях;

Для правовой защиты устанавливаются следующие правила:

1. Граждане договаривающихся государств и лица, проживающие на их

территории пользуются на территориях других договаривающихся государств,

такой же правовой защитой своих прав, что и собственные граждане;

2. Они могут свободно и беспрепятственно обращаться в суды и прокуратуру,

другие учреждения, выступать в них, подавать иски, заявлять ходатайства и

осуществлять иные процессуальные действия.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.