реферат, рефераты скачать
 

Cубъекты международного частного права


представительства и филиалы, посредством которых соответствующее

иностранное юридическое лицо может осуществлять хозяйственную деятельность.

В большинстве случаев так и происходит: иностранные юридические лица

занимаются предпринимательством в России через свои представительства и

филиалы.

Представительства иностранных юридических лиц обрываются на территории

России в соответствии с Положением о порядке открытия и деятельности в СССР

представительств иностранных фирм, банков и организации, утвержденным

Постановлением Совета Министров СССР от 30.11.89г. Положение закрепляет

порядок открытия представительств, который обусловлен характером

деятельности иностранного юридического лица. Предусмотрен срок, на который

может открываться представительство: этот срок не превышает трёх лет.

В 1997 году Центральным Банком России было утверждено Положение о

порядке открытия и деятельности в Российской Федерации представительств

иностранных кредитных учреждений. Разрешение на открытие представительств

иностранных кредитных организаций выдается Центральным Банком России сроком

на три года.

3. Государство как субъект международного частного права.

В отличие от физических и юридических лиц («полноправных» субъектов

МЧП), государство, как уже было отмечено, будет субъектом МЧП только при

участии с другой стороны в сделке физического или юридического лица. Это не

значит, что государство с государством не может заключить договор купли-

продажи или любые другие договоры. Важно понимать, что межгосударственное

общение определяется нормами международного публичного права. В случае

возникновения спора, он будет решаться, например, в соответствии со ст. 33

Устава ООН в Международном Суде ООН, который рассматривает

межгосударственные споры. Применимым будет международное публичное право,

при этом сам вопрос о выборе «компетентной» национальной правовой системы

не возникнет.

Участие государства в отношениях, регулируемых МЧП, имеет свою

специфику. Это связано с особой природой и сущностью государства —

обладанием государственным суверенитетом как признаком, характеризующим

государство. Государственный суверенитет означает верховенство государства

в решении всех внутренних и внешних вопросов в пределах своей территории и

компетенции, независимость одного государства от другого в решениях,

действиях, ответственности, правовом регулировании. Независимость лежит в

основе принципа суверенного равенства государств, который закреплен в

Уставе ООН и ряде других международных соглашений как один из основных

общепризнанных принципов международного права.

В силу суверенного равенства каждое государство пользуется

международным иммунитетом — изъятием из-под действия национальной правовой

системы. Различают несколько видов иммунитета государств[9]:

судебный иммунитет (неподсудность одного государства судам другого

государства);

иммунитет от предварительного обеспечения иска (невозможность наложения

ареста на государственную собственность или запрещения совершать

определенные действия государственным органам иностранного государства в

порядке обеспечения исковых требований);

иммунитет от исполнения судебных решений (невозможность принудительного

исполнения решения, вынесенного в отношении иностранного государства или

государственных органов);

иммунитет государственной собственности (означает неприкосновенность

государственного имущества: в отношении государственного имущества в мирное

время не могут быть применены какие-либо меры по изъятию, национализации со

стороны другого государства).

Вышеперечисленные виды иммунитетов обладают общей чертой:

необходимостью получить согласие государства для осуществления определенных

действий со стороны другого государства. Без согласия государства весьма

затруднительно привлечь его в качестве ответчика к участию в судебном

разбирательстве, или наложить арест на имущество, или принудительно

исполнить решение.

До настоящего времени нормы, регулирующие вопросы иммунитета

государств, ещё не нашли своего закрепления в международной конвенции, хотя

проект статей о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности

уже был подготовлен и принят Комиссией международного права ООН в 1991

году. Иммунитеты государств применяются пока на основе международных

обычаев.

Для преодоления иммунитетного «барьера» физические и юридические лица,

вступающие в отношения с государством, должны предусматривать в

соответствующих международных контрактах, заключаемых с иностранными

государствами, специальные положения, в которых государство - участник

сделки принимает на себя обязательство отказа от судебного иммунитета (или

иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска, или иммунитета от

судебного исполнения решения).

Участие Российской Федерации в гражданско-правовых отношениях

закреплено и главе 5 ГК РФ. Учитывая, что в ч.4 п.1 ст.2 ГК РФ содержится

общая норма, распространившая гражданское законодательство РФ на отношения

с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных

юридических лиц, правила, закрепленные в главе пятой, следует

распространять и на участие РФ в гражданско-правовых отношениях

международного характера.

От имени Российской Федерации в гражданских правоотношениях могут

выступать органы государственной власти в соответствии с компетенцией,

определенной соответствующими нормативными актами. Согласно Конституции РФ,

органами государственной власти являются Президент РФ, Федеральное

Собрание, Правительство Российской Федерации, а также федеральные органы

исполнительной власти (федеральные министерства, государственные комитеты,

федеральные службы, департаменты и другие органы). Таким образом, если

Министерство внешнеэкономических связей Российской Федерации заключает

договор международной купли-продажи с австрийской фирмой; то участником

договора является государство — Российская Федерация со всеми вытекающими

юридическими последствиями.

Помимо Российской Федерации, в гражданских правоотношениях,

осложненных иностранным элементом, могут участвовать: 1) субъекты РФ, к

которым относятся республики, входящие в состав РФ, края, области, Москва и

Санкт-Петербург как города федерального значения, автономные области и

автономные округа; 2) городские, сельские поселения и другие муниципальные

образования.

При этом законодательство РФ содержит генеральную норму об отказе, как

самого государства — Российской Федерации, так и субъектов РФ и

муниципальных образований, обладающих публичной властью, от иммунитета в

сфере гражданских правоотношений. Эта норма содержится в п.1 ст. 124 ГК РФ,

включающем положение о том, что указанные субъекты выступают в отношениях,

регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными

участниками гражданами и юридическими лицами.

К таким специфическим субъектам гражданского права, как Российская

Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования, для которых занятие

предпринимательской (или хозяйственной без извлечения прибыли)

деятельностью является скорее исключением, чем осуществлением их

функционального назначения, в гражданском законодательстве (прежде всего в

ГК) установлены специальные нормы, посвященные регулированию отношений с их

участием. Это нормы о праве государственной и муниципальной собственности,

о приватизации государственного и муниципального имущества и другие.

Содержащиеся в них правила регулируют все гражданские правоотношения, в том

числе и составляющие предмет МЧП.

Нормой, специально посвященной регулированию гражданских отношений с

участием иностранных юридических лиц, граждан и государств, является ст.

127 ГК РФ. Содержащееся в ней положение является отсылочным и содержит

правило о том, что особенности ответственности Российской Федерации и

субъектов РФ в международных гражданско-правовых отношениях определяются

законом об иммунитете государства и его собственности.

К сожалению, пока в России такой закон ещё не принят. Однако в уже

принятые в последние годы российские законы включены специальные нормы об

иммунитете государства. Так, например, в Федеральном Законе «О соглашениях

о разделе продукции» 1995г. в ст.23 содержится положение о том, что в

соглашениях, заключаемых с иностранными гражданами и иностранными

юридическими лицами, может быть предусмотрен отказ Российской Федерации от

судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения

иска и исполнения судебного решения.

Аналогичная норма закреплена в п.30 Соглашения между Российской

Федерацией и «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд» «О разработке

Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях

раздела продукции» от 22 июня 1994г. Интересен тот факт, что это Соглашение

было заключено на полтора года раньше, чем был принят сам Закон «О

соглашениях о разделе продукции» 1995г.[10]

В заключение исследования вопроса об участии государства в гражданских

правоотношениях международного характера следует сказать, несколько слов о

деятельности торговых представительств, которые до недавнего времени в

полном объеме, а с 1996 года значительно сократившись в количестве,

представляют за рубежом интересы российского государства в области

внешнеэкономической деятельности. Торговое представительство имеет статус

государственного органа, следовательно, обладает международным иммунитетом

со всеми особенностями, присущими государству. Постановлением Правительства

РФ от 26 августа 1996г. с целью «оптимизации системы управления

внешнеэкономическими связями Российской Федерации» было принято решение о

ликвидации торговых представительств. Их насчитывалось около 130, а после

указанного акта осталось 47. Впоследствии планируется оставить не более 20

торговых представительств. Не вдаваясь подробно в политическую и

экономическую оценку указанного реформирования (которое, к сожалению,

порождает структурный кризис, не изменяя модели внешнеэкономических связей

России), следует лишь, обратить внимание на действие Положения о торговых

представительствах СССР за границей 1989г., которое до настоящего времени

сохраняет силу и регулирует деятельность оставшихся торговых

представительств.

4. Международная межправительственная организация как субъект

международного частного права

Международные межправительственные организации (ММО), относясь к

субъектам международного публичного права, большей частью вступают в

отношения не гражданско-правового характера. Их участие в сделках, так же,

как и участие государства в отношениях, регулируемых МЧП, возможно лишь при

условии участия со стороны «контрагента» физического или юридического лица.

В процессе своей деятельности ММО заключают различного рода договоры,

о посредующие их существование и исполнение уставных целей. Так, например,

они могут заключать договоры об аренде помещения, купли-продажи товаров и

оборудования, договоры подряда, маркетинга и другие.

Особенно показательно участие в гражданско-правовых отношениях

международных межправительственных организаций системы ООН. Секретариатом

ООН были разработаны специальные правила по заключению контрактов и

представлены типовые договоры, предусматривающие определенную процедуру

заключения контрактов.

Помимо участия в качестве субъекта МЧП, международные

межправительственные организации (специализированные учреждения) ООН

оказывают активное содействие в развитии МЧП. Так, в системе ООН

функционирует Комиссия по праву международной торговли (ЮНСИТ-РАЛ), в

рамках которой был разработан целый ряд проектов международных конвенций (в

том числе, о международных чеках, о международных простых и переводных

векселях).

Коллизионным вопросом, возникающим в связи с деятельностью ММО,

является выбор применимого права при регулировании гражданско-правовой

сделки. Этот выбор может касаться как формы сделки, так и установления ее

содержания. Как правило, эти вопросы решаются в договорах, заключаемых ММО

с юридическими и физическими лицами, участвующими в сделке.

Выбор правового регулирования имеет место и при взаимоотношениях ММО с

государствами, на территории которых находятся соответствующие штаб-

квартиры этих организаций. С одной стороны, налицо взаимодействие двух

субъектов международного публичного права, которое должно регулироваться

международным публичным правом — соответствующими международными

договорами.

С другой стороны, многие вопросы гражданско-правового характера не

регламентированы ни во внутренних нормах ММО, ни в международных договорах.

Это обстоятельство делает необходимым решать вопросы, являющиеся

специфическими и существующие в рамках МЧП: в частности, делать выбор

компетентного правопорядка.

В договорах, заключаемых ММО с государством, содержится отсылка к

применимому праву. Очень часто таким правом «объявляется» национальное

право государства места нахождения штаб-квартиры организации. Так,

например, Международной Организацией Труда, Всемирной Организацией

Здравоохранения в 1940-60-е годы были заключены договоры на аренду зданий в

Женеве. В договорах содержалась, норма, указывающая, что рассмотрение

споров будет осуществляться по швейцарскому праву. Аналогичные ссылки на

национальное право имеются в договорах МВФ и штата Нью-Йорк, ЮНЕСКО и

французского правительства.

Однако это правило действует не всегда, поскольку ММО, обладая

международным иммунитетом, часто не считают нужным «зависеть» от конкретной

правовой системы. При таком решении вопроса применимым будет «комплексное»

право: некоторые правоотношения будут регулироваться по-прежнему

национальным правом страны пребывания штаб-квартиры организации; другие -

внутренними правилами, выработанными самой организацией.

Заключение

Тему своей работы, я считаю актуальной, так как субъекты занимают

центральное положение не только в международном частном праве, но и в праве

вообще.

Международное частное право тесно связано с международным публичным

правом, поскольку отношения между субъектами внутреннего права существуют в

международной жизни.

Субъект в целом определяется как носитель прав и обязанностей,

возникших в соответствии с общими нормами МЧП, либо международно-правовыми

предписаниями.

При изучении темы своей работы, я выяснила, что нормами МЧП

регулируются имущественные, личные неимущественные, семейные, трудовые и

процессуальные права субъектов. Имущественные и личные

неимущественные права иностранцы имеют наравне с российскими гражданами, а

российские наравне с иностранцами, если это не противоречит закону.

Для государства, как субъекта МЧП в пределах своей юрисдикции

устанавливаются собственные правила регулирования, т.е. регламентация

одинаковых отношений в какой бы то ни было области внутригосударственного

права имеет свое специфическое регулирование в законодательстве разных

государств.

В настоящее время развитие сотрудничества между субъектами МЧП, ведет

к необходимости усовершенствовать нормы МЧП, преодолению коллизий.

Список используемой литературы.

1. Конституция РФ.

2. Гражданский кодекс РФ ч.1.

3. Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4.07.91 (с

изменениями и дополнениями).

4. Ануфриева А., Скачков Н. Иностранные физические лица: правовое положение

в России.// Российская юстиция № 6,7, 1997

5. Ануфриева Л.П. Международное частное право Т.1. Общая часть. М., 2000

6. Бирюков П.Н. Вопросы международного частного права. Воронеж, 1996

7. Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник 2-е изд.,

перераб. и доп. М.: Международные отношения, 1994

8. Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник 3-е изд.,

перераб. и доп. М.: Юристъ, 1999

9. Бекяшев К.А. Международное публичное право. М.: Проспект, 1998.

10. Дмитриева Г.К. Международное частное право. М.: Юристъ, 1993.

11. Дмитриев Ю.А., Корсик К.А. Правовое положение иностранцев в РФ. М.:

Манускрипт, 1997.

12. Звеков В.П. Международное частное право М., 2000

13. Ушаков Н.А. Режим наибольшего благоприятствования в международных

отношениях. М., 1995.

14. Федосеева Г.Ю. Международное частное право: Учебник М.: «ОСТОЖЬЕ», 1999

-----------------------

[1] В научной и учебной литературе вместо понятия «субъекты» часто

используется термин «лица», употребление которого связано с историческими

традициями, заимствованными ещё из римского права

[2] Подробнее о международной правосубъективности наций и народов,

государственно-подобных образовании, межправительственных организаций см. в

учебнике «Международное публичное право» под ред. проф. К.А. Бекяшева в

гл.5 «Субъекты международного права». М.: Проспект, 1998.

[3] Положение государственно-подобных образований; наций и народов,

борющихся за свободу и независимость, в отношениях, регулируемых МЧП

аналогично положению межправительственных организаций.

[4] Из последних публикаций по вопросам правового положения иностранных

физических лиц в Российской Федерации см.: Ануфриева А., Скачков Н.

Иностранные физические лица: правовое положение в России. // Российская

юстиция № 6,7. 1997; Дмитриев Ю.А., Корсик К А. Правовое положение

иностранцев в Российской Федерации. М.: Манускрипт, 1997.

[5] Закон РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» 1999 г.

[6] См. Международное частное право. Учебное пособие под. Ред. Г.К.

Дмитриевой. М.: Юристь. 1993.

[7] См.: Белая книга российских спецслужб. Международная

неправительственная научно-исследовательская и образовательная организация

«РАУ-Корпорация». М.: Агентство «Обозреватель», 1996.

[8] См.: Ануфриева Л.П. Иностранные юридические лица: правовое положение в

России. // Российская юстиция, № 2, 1997, с.44

1 В юридической литературе освещается теория ограниченного иммунитета,

противопоставляемого абсолютному иммунитету, см.: Богуславский М.М.

Международное частное право. М.: Юристь, 1998.

2 Некоторые эксперты (проф. Г.М. Мел коп. МГЮА. Президент Института эколого

- правовых проблем В.Л. Мищенко, член Ученого Совета Института морской

геологии и геофизики ДВО РАИ А.А. Черный) считают, что Оглашение заключено

на кабальных для России условиях. См экспертную оценку Г.М. Мелкова

«Проекта Сахалин-П», «Соглашения между Российской Федерацией и «Сахалин

Энерджи Инвестмент Компани, Лтд» от 22 июня 1994г. М.: Государственная

Дума, 1998.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.