реферат, рефераты скачать
 

Интеграция России в систему ГАТТ/ВТО


Что касается сельского хозяйства, то российские природные преимущества

смогли бы вновь сделать эту отрасль ведущей силой в экспортной торговле

России, как только этот сектор сможет осознать свой потенциал. Эти

преимущества станут еще более ценными, как только реализация реформ,

начатых в результате “уругвайского” раунда, снизит негативные эффекты от

субсидирования.

Сектор сферы обслуживания в настоящее время является одной из крупнейших

областей роста российской экономики, чей потенциал по части экономического

подъема и создания рабочих мест только начинает проявляться. Как и в случае

с сельским хозяйством, более стабильная международная среда может лишь

ускорить развитие внутри страны.

Когда же Россия станет полноправным членом ВТО, эти сектора, как и

другие, получат дополнительные возможности расширенного доступа к рынку и

юридической защищенности. Став членом ВТО Россия сможет воспользоваться

всеми предоставляемыми членам ВТО торговыми преимуществами, одобренными

участниками “уругвайского” раунда. (Однако, в равной степени России

придется принять на себя все обязательства, согласованные в рамках

многосторонних переговоров.) Она получит право экспорта своей продукции и

услуг на рынки стран ВТО при размере пошлин и уровне обязательств,

согласованных на “уругвайском” и предыдущих раундах ГАТТ. Это включает в

себя тарифные ограничения, которые будут распространяться почти на 100%

российского экспорта промышленных товаров в развитые страны, причем почти

половина этих товаров должна подлежать беспошлинному ввозу.[24] Россия

получит доступ к единственному многостороннему форуму по торговле, а также

получит право пользоваться возможностями ВТО для разрешения торговых споров

в случае, если ее права будут нарушены другими странами-членами ВТО.

Дополнительная юридическая безопасность, получаемая российским экспортом

при условии членства России в ВТО, вероятно, будет способствовать

укреплению делового доверия к экспортному сектору, а также увеличит

перспективу на увеличение иностранного инвестирования.

Другие преимущества, может быть, менее заметны, но также важны. Для

России, как и для других стран переходной экономики, укрепленный,

основанный на согласованных принципах порядок торговли не только

предоставляет больше возможностей для торговли и больше предсказуемости, но

и дает своего рода “путеводную звезду”[25] экономическим реформам,

направленным на свободный рынок. Продвижение в сторону полного участия в

международной системе торговли делает торговый режим страны и внутреннюю

экономическую политику более сопоставимыми с другими странами мира и

помогает убедиться в том, что реформы продвигаются в нужном направлении.

Кроме того, надежная юридическая система ВТО жизненно важна для стран

переходного периода, которые принимают участие или хотят принимать участие

в процессах региональной интеграции, так как членство в многосторонней

торговой системе укрепляет их позиции на переговорах с региональными

группами и четко закрепляет их в рамках правил, принятых обеими сторонами.

Наконец, ВТО также предоставляет возможность укрепления глобального

взаимодействия при разработке экономической политики. ВТО обладает особым

мандатом на развитие сотрудничества с МВФ и Всемирным Банком для достижения

этой цели. В свете сотрудничества России с этими международными финансовыми

структурами она только выиграет от укрепления взаимодополняемости между их

работой и деятельностью многосторонней системы торговли.

3.2. Процесс вступления России в ГАТТ/ВТО.

В основополагающих документах Генерального соглашения по тарифам и

торговле не содержится отказа во вступлении в эту организацию любой стране

мирового сообщества. Статья XXXIII Соглашения гласит: “Правительство, не

участвующее в этом Соглашении, или правительство действующее от имени

отдельной таможенной территории, обладающей полной автономией в ведении

своих внешних коммерческих связей или других дел, предусмотренных этим

соглашением, может вступить в это соглашение от своего имени или от имени

той территории на условиях, которые будут согласованы между таким

правительством и Договаривающимися Сторонами”.[26] Причем решение о

вступлении может быть принято большинством в две трети стран-участниц

Соглашения.

Сама процедура вступления в ГАТТ состоит из нескольких общих моментов:

1. После получения заявления на имя Генерального директора ГАТТ Совет

представителей образует рабочую группу для изучения заявления на базе

основных документов, представленных правительством страны-заявительницы,

включая, в частности, описание режима внешней торговли, доказательства

соответствия внешнеторговой политики и законодательства страны принципам

и нормам Генерального соглашения: “Меморандум о внешнеторговом режиме”.

2. Правительство страны, желающей стать участницей ГАТТ, отвечает на

полученные от государств-членов вопросы, касающиеся не только

внешнеторгового режима, но и большинства аспектов экономической жизни -

макроэкономической политики, финансовой и кредитной систем, механизма

налогообложения.

3. Рабочая группа, изучив все вопросы, представляет в Совет доклад с

рекомендациями и, возможно, проект протокола о присоединении страны-

заявительницы.

4. Страны-члены ГАТТ обсуждают доклад или проект протокола, на основании

которого на своей очередной сессии выносят решение. В правовом плане

протокол о присоединении может рассматриваться как своеобразное

соглашение между вступающей страной и государствами-участниками

Соглашения.

По подобной схеме развивались взаимоотношения России с ГАТТ. СССР в 1986

году заявил о своем намерении присоединиться к ГАТТ. В 1990 году СССР

получает в ГАТТ статус наблюдателя.[27] Практика установила, что страны

наблюдатели могут присутствовать на сессиях ГАТТ, а при определенных

условиях - на заседаниях органов ГАТТ. Они могут делать заявления и

участвовать в дискуссии. Правительства стран-наблюдателей на регулярной

основе получают основные документы и материалы ГАТТ. Положения Генерального

соглашения, однако, не распространяются на страны-наблюдатели, и они не

несут каких-либо обязательств перед договаривающимися сторонами.

Советскому Союзу получил статус наблюдателя для участия на регулярной

основе в ежегодных сессиях договаривающихся сторон ГАТТ, в сессиях Совета

ГАТТ и в сессиях других открытых органов ГАТТ. Россия, как правопреемница

СССР, наряду с 16 государствами нечленами ГАТТ и 28 международными

организациями обладает этим статусом. Статус наблюдателя при Совете ГАТТ

дает право участвовать в работе всех прочих незакрытых органов ГАТТ,

исключая Комитеты по бюджету, финансовым и административным вопросам, а

также комитеты и советы, созданные в итоге “токийского” раунда

многосторонних торговых переговоров.

В середине июня 1993г. Совет Генерального соглашения по тарифам и

торговле (ГАТТ) рассмотрел заявление со стороны России о присоединении к

этому соглашению. При полном согласии всех стран-членов Совета было решено

принять заявление России и учредить рабочую группу Совета для разработки

условий присоединения России к ГАТТ/ВТО. Меморандум о внешнеторговом режиме

Российской Федерации, переданный в марте 1994 года, затрагивает

традиционную проблематику ГАТТ по торговле промышленными товарами, а также

вопросы повестки дня “уругвайского” раунда многосторонних торговых

переговоров. Следовательно, России необходимо дополнить меморандум и

предоставить членам ВТО отсутствующую в нем информацию в отношении торговых

аспектов использования прав интеллектуальной собственности, связанных с

Генеральным соглашением вопросов, касающихся торговли услугами и других

“новых сфер”.

В соответствии с установившейся практикой в ответ на этот меморандум

члены ВТО передали вопросы правительству Российской Федерации. Всего их

насчитывается около четырехсот.[28] Ожидается, что в ближайшее время Россия

полностью ответит на все вопросы и переговоры по присоединению к ВТО смогут

подвигаться дальше.

Вопросы касаются каждого элемента режима внешней торговли, включая

вопрос эксклюзивной или общей юрисдикции центральных или местных органов

власти в вопросах торговли, а также роли различных министерств и других

государственных ведомств в вопросах торговли.

Что более важно, вопросы касаются намерений правительства Российской

Федерации в области экономической реформы, включая ситуацию с балансом

платежей и структуру внешнего долга. Отдельные вопросы относятся к

демонополизации экономики, ограничениям на внешнеторговые операции,

приватизации государственных предприятий и многому другому.

Вопросы о системе валютно-финансовых отношений, мерах по достижению

конвертируемости рубля и о бюджетных выкладках дают четкий сигнал о том,

что члены ВТО хотели бы, чтобы процессы экономической трансформации и

реформы были доведены до конца.

Конечно же, множество вопросов посвящено тарифам, таможенному режиму и

намерениям правительства твердо следовать процессам либерализации торговли,

включая ликвидацию нетарифных мер применительно как к импорту, так и

экспорту товаров.

Другие вопросы касаются отношений Российской Федерации с другими

странами СНГ, выполнения Россией положений Соглашения по интеллектуальной

собственности, равно как и политики в области сферы обслуживания.

На первый взгляд этот список может испугать, но лучше подойти к его

рассмотрению с ясным пониманием того, что требуется для ответов на эти

вопросы. Кроме того, важно подчеркнуть, что “ВТО и ее члены готовы помочь

странам, подающим заявки, соответствовать необходимым требованиям. В рамках

возможностей ВТО техническое содействие странам, подавшим заявки, имеет

приоритетное значение.”[29] Это могут быть курсы обучения или семинары в

данном государстве или предоставление экспертной помощи в области

проведения торговой политики, соответствующей принципам ВТО. Программа

подготовки дает возможность государственным служащим проходить в ВТО курс

интенсивного обучения. Российские государственные служащие уже принимали

участие в подобных курсах, последние из которых оплачивались Соединенными

Штатами.

Таким образом, путь России в ГАТТ/ВТО связан с длительным и нелегким

процессом разработки условий участия России в мировой торговле. Прежде

всего, следует отметить, что система ГАТТ/ВТО создавалась десятилетиями.

Сейчас это огромная, разветвленная структура, к которой отдельные страны

приспосабливались последовательно и постепенно. Перед Россией же стоит

задача внедрения всей совокупности системы ГАТТ/ВТО в течение короткого

промежутка в несколько лет.

3.3. Проблемы вступления России в ГАТТ/ВТО.

Как уже отмечалось, при вступлении в систему ГАТТ/ВТО Россия получит не

только права, защищающие ее экспорт, но и возьмет на себя соответствующие

обязательства в области импортной политики.

Эти обязательства, несомненно, повлекут за собой необходимость изменения

существующей торговой политики, а следовательно, увеличат необходимость

продолжения перестройки российской экономики. России придется пересмотреть

таможенные тарифы с тем, чтобы приблизить их к уровню, который сложился в

ГАТТ в итоге восьми раундов переговоров об их снижении, привести в

соответствие с мировыми нормами торговое законодательство. Кроме того,

партнеры по переговорам будут добиваться от России максимума уступок.

Предстоит жесткий торг на техническом уровне экспертов, которые на

переговорах будут представлять важнейшие экономические интересы своих

стран.

В действительности необходимые корректировки импортной политики могут

также оказаться полезными. Зачастую бывает трудно с политической точки

зрения проводить линию, которая заставляла бы предприятия сталкиваться с

иностранной конкуренцией, модернизировать и перестраивать производство в

направлениях, где они имеют всемирное конкурентное преимущество. Это

относится ко всем странам, независимо от экономической системы и процедуры

принятия решений. “При разработке торговой политики голоса, выступающие

против изменений, чаще звучат громче, нежели голоса поддерживающие

изменения, необходимые для развития экономики.”[30] Ведение национальной

торговой политики в рамках принципов ВТО помогает правительствам поправлять

этот дисбаланс давления с разных сторон, отражающийся на разработке

торговой политики, а также вести торговую политику, служащую долгосрочным

интересам социального и экономического развития, а не краткосрочным

секторальным интересам.

Итак, членство в ВТО - это не просто вступление в клуб избранных, а,

скорее, принятие обязательств, построенных на взаимной основе. Рассмотрим

основные проблемы внешнеторгового режима России в контексте требований,

предъявляемых к ней в связи с вступлением в ВТО.

3.3.1. Участие государства во внешнеторговой деятельности.

Основные институциональные изменения в этой сфере произошли в ноябре

1991 года, когда принятым законом была упразднена официальная

государственная монополия на внешнеторговую деятельность. Российские

экспортеры и импортеры получили возможность самим выбирать внешнеторговых

партнеров. Непосредственное участие государства во внешней торговле было

значительно сокращено: с упразднением государственных заказов обязательства

по межправительственным торговым соглашениям взяли на себя торговые агенты,

в частности “Русконтракт”.

Однако, вовлеченность государства во внешнеторговую деятельность в

разных формах остается на достаточно высоком уровне. Так, двусторонние

межправительственные соглашения, заключенные Россией со странами СНГ,

сохраняют признаки государственного контроля за внешней торговлей.

Большинство этих соглашений, имеющих сходную структуру, определяет объем

взаимных поставок и фиксирует их цену на уровне, часто оказывающимся ниже

уровня цен мирового рынка.

Наряду с двусторонними соглашениями со странами СНГ другие сектора

внешней торговли также были подвержены вмешательству государства. В 1992 и

1993 годах государство осуществило импортные закупки на сумму в 20 млрд. и

12 млрд. долларов соответственно.[31] Зачастую финансируемый за счет

внешних займов импорт состоял в основном из пшеницы и фармацевтических

товаров. В сфере экспорта торговля так называемыми “стратегически важными

товарами”, такими как сырая нефть, электроэнергия, удобрения, рыба, икра и

древесина - составляющими существенную долю российского экспорта - также

являлась предметом жесткого административного регулирования со стороны

государства. Так, фирмы, намеревающиеся экспортировать эти товары должны

пройти процедуру регистрации и получить в МВЭС соответствующую лицензию.

Поэтому, несмотря на то, что правительство настаивает на распределении

экспортных лицензий между несколькими конкурирующими фирмами, чтобы

избежать монополизации рынка, сама процедура лицензирования является по

сути одной из форм нетарифных ограничений, препятствующих выходу на рынок

новых экспортеров. Кроме того, введенный в начале 1994 года “паспорт

сделки”, дающий возможность банкам контролировать возврат инвалютных

доходов российских экспортеров, - еще один пример усиления контроля за

внешнеторговой деятельностью.

Продолжающийся процесс приватизации также окажет определенное влияние на

внешнеторговую деятельность, так как некоторые государственные

производители, являющиеся крупными внешнеторговыми агентами, вовлечены в

этот процесс. Например, Газпром, крупнейший в мире производитель газа, уже

предложил к продаже около 38% своих акций. Аналогичные изменения формы

собственности ожидают нефтяную компанию Лукойл.

Итак, несмотря на то, что существенный прогресс в решении проблемы

государственного вмешательства во внешнеторговую деятельность очевиден,

некоторые области все еще находятся под централизованным контролем. Прежде

всего речь идет о двусторонних торговых отношениях России со странами СНГ и

о экспорте стратегического сырья.

3.3.2. Регулирование импорта.

Российская Федерация достаточно успешно справляется с задачей

формирования всесторонней юридической и институциональной инфраструктуры в

сфере импорта. Прежде всего следует упомянуть введение нового Таможенного

Кодекса и принятие Гармонизированной Системы описания и кодирования

товаров. Многие положения новой нормативной базы, касающиеся, например,

таможенной очистки товаров и сопроводительной документации, вполне

соответствуют международным требованиям.

Таможенный Тариф Российской Федерации, введенный в середине 1992 года,

содержи четыре колонки: I) наименее развитые страны (нулевая ставка); II)

развивающиеся страны-члены Общей Системы Преференций (1/2 базовой ставки по

режиму наибольшего благоприятствования (РНБ); III) страны, которым

предоставлен РНБ (так называемая базовая ставка); IV) страны, которым не

предоставлен РНБ (двойная базовая ставка). Пошлинами облагается около 70%

импорта России. На момент введения Тарифа базовая ставка РНБ составила в

среднем 5%.[32] Однако неоднократные пересмотры ставок Таможенного Тарифа в

период с 1993 по 1995 год привели к значительному увеличению средней ставки

и дифференциации тарифов, причем, если изменение ставок Тарифа в 1992 -

1993 годах объяснялось соображениями фискального характера, то изменения

1994 - 1995 годов, вероятно, явились ответом на давление со стороны

промышленных и сельскохозяйственных отраслей, почувствовавших растущую

иностранную конкуренцию.

В дополнение к таможенным пошлинам, импорт в Россию облагается

таможенным сбором составляющим 0.15% от стоимости товара.

Другая проблема связана с применением таможенных формальностей.

Пресловутая неразвитость таможенной службы создает существенные затруднения

при использовании глубоко дифференцированного таможенного тарифа.

В настоящее время различные товары ввозятся в Российскую федерацию

беспошлинно: мясо, рыба, молоко, пшеница, цинк, локомотивы, холодильники,

медицинский инструмент, сельскохозяйственная техника, пластмассы и т.д. С

февраля 1993 года большая часть импортных товаров, за исключением

продовольственных товаров, медикаментов и обуви, облагается 20% налогом на

добавленную стоимость. Целый ряд товаров (предметы роскоши, табачные

изделия и спиртные напитки) облагается акцизом, ставки которого могут

составлять от 10 до 250% от таможенной стоимости товара. Импортное

лицензирование распространяется на ограниченную долю импорта (3%).[33]

Доходы государственного бюджета от таможенных пошлин и сборов составили

в 1993 году 2 256 млрд. рублей (13.2% совокупных доходов бюджета).[34]

Однако из-за существующих бюджетных проблем и вероятного снижения доходов

от централизованного экспорта тарифная политика, очевидно, будет подвержена

дальнейшему фискальному давлению.

Как уже отмечалось, наиболее значительное достижение в области

либерализации импорта связано с упразднением системы централизованного

импорта в 1994 году. Однако недавнее увеличение ставок таможенного тарифа

свидетельствует о неустойчивости процесса либерализации импортной политики,

возникающей, вероятно, благодаря протекционистскому давлению со стороны

некоторых отраслей, традиционно имеющих в распоряжении мощные политические

рычаги - сельскохозяйственный сектор, автомобильная промышленность.

Являющиеся следствием подобного давления выборочные повышения ставок

таможенного тарифа создают риск углубления и без того существенных

отраслевых диспропорций. Наконец, слишком частые корректировки таможенных

пошлин и процедур делают импортное регулирование мало предсказуемым,

ухудшая тем самым общие условия внешнеторгового режима страны.

3.3.3. Регулирование экспорта.

Большая часть экспортных ограничений приходится на продукцию топливно-

энергетического комплекса и сырьевые товары. А поскольку эти товары

являются основным содержанием российского экспорта, экспортные барьеры

охватывают значительную его долю. Наиболее значимыми ограничениями являются

экспортные квоты, которые действуют как количественные ограничения и

предполагают жесткое государственное регулирование. Большая часть квот

распределена МВЭС среди государственных внешнеторговых компании, и лишь

незначительная их часть (около 5%) была предложена к продаже на аукционах.

Как положительную тенденцию в развитии экспортной политики следует отметить

сокращение с 17 товарных групп, подвергавшихся процедуре квотирования в

1992 году, до 12 в 1994 году.

Экспортные пошлины, введенные в январе 1992 года, распространяются

прежде всего на природные ресурсы и затрагивают около 75% российского

экспорта.[35] За год количество товарных групп, подлежащих обложению

экспортными пошлинами сократилось с 53 до 29. С февраля 1993 года

экспортные пошлины распространяются также на торговлю со странами СНГ,

исключая межправительственные поставки. Несмотря на частые корректировки

экспортных пошлин, общая тенденция к сокращению объема облагаемых пошлиной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.