| |||||
МЕНЮ
| Конспект лекций по предмету: международные экономические отношенияКонспект лекций по предмету: международные экономические отношенияСодержание лекций: Методы международной торговли. 1 Товарные биржи 2 Международные торги 3 Формы международной торговли 4 Внешнеторговая политика 7 Формирование интернациональной стоимости 8 Международный технологический обмен 10 Торговля результатами интеллектуальной деятельности 11 Международная лицензионная торговля 14 Международная миграция капитала 15 Международный кредит 16 Еврорынок 17 Валюта: сущность и классификация 18 Международная ликвидность 20 Валютный курс 20 Валютный рынок 22 Методы международной торговли. Метод – это способ осуществления внешнеторгового обмена. Выделяют следующие методы: 1. Прямой – совершение операции непосредственно между производителем и потребителем. Преимущества: . Сокращает издержки производства . Снижает риск и зависимость результатов деятельности от возможной недобросовестности и некомпетентности посредников . Позволяет компании-производителю постоянно находится на зарубежном рынке, учитывать его изменения и своевременно реагировать 2. Косвенный – совершение операции через посредника Преимущества: . Посредник обладает более высокой коммерческой квалификацией . Нет необходимости концентрации финансовых и интеллектуальных ресурсов на первом этапе выхода на зарубежный рынок Доля посредников в международной торговле значительно выше, чем в внутренней. Функции посредников: 1. объединение товаров различных производителей в один набор, соответствующий спросу локального местного рынка 2. разукрупнение партий товара в интересах местной розничной торговли 3. приспособление товара к условиям местного локального рынка 4. физическое перемещение товара, включая транспортировку и складирование 5. установление цены в результате постоянного контакта с местным рынком и различными производителями 6. продвижение товара и его реклама 7. поиск покупателя и продажа товара 8. предоставление кредита покупателю Виды торгово-посреднических фирм: 1. по характеру совершаемых операций: a. торговые – осуществляют операции от своего имени и за свой счет, работают с постоянными клиентами виды торговых фирм: . торговые дома . экспортные . импортные . оптовые . розничные . дистрибьюторы . дилеры . стокисты b. комиссионные – выполняют разовые поручения комитентов и действуют от своего имени, но за счет комитентов. виды комиссионных фирм: . экспортные . импортные . представители покупателя (продавца) . консигнаторы – посредник, имеющий склад. Работает с экспортером – консигнатором. Отношения между ними регулируются договором комиссии. При консигнации экспортер кредитует посредника на средний срок реализации товара. c. Агентские – выступают от имени и за счет принципала. Фирма сама заключает сделки или только посредничает. Характерно заключение договора на длительный срок. Юридически независимы. Виды агентских фирм: . Экспортные . Резиденты . Заграничные сбытовые (закупочные) . Импортные . Представители фирмы d. Брокерские – особый вид, в обязанности которых входит функция свести контрагентов. По законодательству многих стран брокеры не могут сами покупать или продавать. e. Фэкторы – торговые посредники, выполняющие широкий круг обязанностей от имени экспортера, причем фэкторы не только выполняют экспорт продукции принципала, но и финансируют экспортные сделки (оплата аванса производителю, выдача кредита покупателю). Товарные биржи Товарная биржа – это постоянно действующий оптовый рынок однородных заменимых товаров. В настоящее время на товарных биржах совершается около 20% операций. Также, товарная биржа является информационным центром. Виды товарных бирж: 1. по собственности: . публичные (владелец - государство) . частные (владелец - АО) 2. по масштабам деятельности: . международные . региональные 3. по степени специализации: . универсальные . специализированные Американская классификация участников товарной биржи: 1. полные члены – физические лица, получающие доступ в биржевое кольцо, во все торговые секции биржи. Число определяется количеством постоянных брокерских мест. 2. неполные члены – брокеры и дилеры, имеющие право торговать в одной секции. 3. специальные члены – юридические лица, участвующие в торгах через доверенных рокеров и дилеров. 4. не члены биржи – все оперирующие владельцы брокерских мест. Платят аренду. В России – приглашенные. Виды товаров: 1. растительного происхождения 2. животного происхождения 3. энергетические и смазочные, химикаты 4. металлы, изделия и полуфабрикаты из них Характерные черты биржевых товаров: 1. должен быть однородным (заменимым) 2. должен быть пригоден для стандартизации 3. не должен быть скоропортящиеся 4. спрос и предложение должны носить массовый характер 5. предложение должно превышать спрос в течение продолжительного периода времени 6. спрос и предложение должны легко прогнозироваться Биржевая котировка – это установление цены на товар. Виды котировок: 1. цена продавца 2. цена покупателя 3. цена сделки Виды биржевых операций: 1. по результату осуществления сделки: . действительные . спекулятивные 2. по сроку реализации (основная цель товарной биржи – возможность спекуляции на разнице в цене) 3. по длительности: . кассовые . срочные Контанго – это разница в цене товара, если цена товара по срочным сделкам выше, чем по кассовым. Бэквордейшн – это разница в цене товара, если цена товара по кассовым сделкам выше, чем по срочным. Международные торги Международные торги – это метод заключения договоров купли-продажи, при которм покупатель объявляет конкурс для продавцов с заранее определенными технико-экономических характеристик и после сравнения полученных результатов заключает договор на более выгодных условиях. Для организации торгов создается тендерный комитет. В него входят представители заказчиков, а также специалисты в данной области. Возглавляет комитет руководитель компании-заказчика. Перед комитетом ставятся следующие задачи: 1. Организация торгов: . Публикация объявлений о торгах . Определение вида и условий торгов 2. Анализ предложений участников торгов 3. Окончательное решение о передаче заказов В настоящее время в международной торговле выделяют следующие виды торгов: 1. открытые торги Торги, участие в которых могут принять все желающие фирмы, причем все фирмы обязаны выкупить у тендерных комитетов условия торгов. Объявления об организации публикуются в СМИ. Такие торги проводятся на сравнительно несложное оборудование и услуги. Победителем может стать маломощная, неопытная фирма, снижающая цены. 2. открытые торги с предварительной квалификацией Данный тип торгов проводится в два тура: 1. в первом туре принимают участие все желающие фирмы. Эти фирмы присылают в тендерный комитет на технико-экономические предложения, а квалификационный документ, в котором указывается уровень компании, опыт. 2. На основе этих документов проводятся закрытые торги среди отобранных фирм (обычно около 8 фирм). 3. закрытые торги К участию в торгах приглашается ограниченное число фирм и консорциумов, имеющих достаточно высокий авторитет. Организаторы уверены в возможностях поставщиков, поэтому участниками являются крупные фирмы. Тендерный комитет не производит публичного вскрытия предложений референтов и не объявляет ни состава участников, ни предложенных ими условий. 4. гласные торги Торги, при которых тендерные комитеты организуют публичное вскрытие предложений и оглашают условия в присутствии фирм, участвующих в торгах, причем итоги торгов с указанием победителя и суммы контракта публикуются в СМИ. 5. негласные торги Торги, при поведении которых тендерные комитеты не вскрывают предложения в присутствии оферентов и не публикуют сведения о победителе в СМИ. Такие торги размещают заказчики, покупающие повторно оборудование. 6. единичные торги Это организация торгов при участии одного оферента, как правило, обладателя патента, или в случаях затруднения заключения обычного внешнеторгового контракта купли-продажи. Аукционы Аукционы – это торги, специализирующиеся на сбыт реальных товаров со строго индивидуальными свойствами. Торги проводятся либо с повышением цены (гласным или немым способом), либо с понижением цены. Покупатели могут повышать цены до какого-то минимального уровня (от 0,01% до 0,025%). В роли организаторов могут выступать как компании, которым это выгодно и они таким способом монополизировали рынок. В основном это имеет место в антиквариате. Также в роли организатора могут выступать компании-производители элитного товара. Объектами аукциона являются: пушнина, чай, шерсть, пряности, табак, живой скот, щетина и т.д. В азиатских странах торговля чаем контролируется государством. Товары на аукционах сортируются по одинаковому количеству в партии – лоты. Лоты формируются в более крупные партии – стренги. За месяц до аукциона публикуется каталог с товарами. Формы международной торговли 1. экспорт – вывоз товара за рубеж, на условиях FOB, цена в долларах США. 2. импорт – ввоз товара из-за рубежа, на условиях CIF, цена в долларах США 3. реэкспорт – вывоз за рубеж ранее ввезенной продукции, не подвергшейся в реэкспортирующей стране существенной переработке. Существенная переработка: 1. изменение наименования 2. добавленная стоимость составляет более 50% от первоначальной. Причины реэкспорта: 1. использование традиционных мест в международной торговле 2. вынужденный реэкспорт 3. реэкспорт с целью получения прибыли на разнице в ценах 4. реэкспорт как составная часть более сложной внешнеэкономической операции 5. реэкспорт как инструмент обхода сложных торгово-политических барьеров 4. реимпорт – ввоз ранее вывезенной продукции, не подвергшейся в стране - реимпортере существенной переработке. 5. встречная торговля – все виды товарообменных сделок объединяются в это понятие. Эксперты ООН делят на: . бартерные . торгово-компенсационные . промышленно-компенсационные Эксперты ОЭСиР делят на: . торговая компенсация – однократная операция на небольшую сумму, включающую обмен крайне разнородными товарами, которые органически не связаны между собой. . промышленная _______________________________________ - сделки на более крупную сделку, обычно соответствующую продаже оборудования или готовых предприятий, при этом существует связь между продаваемыми товарами. Виды сделок во встречной торговле в России: . товарообменные и компенсационные сделки на безвалютной основе (на основе натурального обмена) предполагают оплату поставок в товарной форме, когда продажа одного товара связывается с покупкой другого товара, а денежные выплаты не учитывают. Делятся на: 1. сделки с единовременной поставкой делятся на: 1. бартерные сделки При оценке стоимости взаимопоставляемых товаров берутся цены на мировом рынке, а также с учетом расходов на товародвижение. При этом указываются пункты назначения и разрыв между поставками не более года. 2. прямая компенсация Согласование цены на товары. Фигурирует несколько товаров с каждой стороны. Предусматривается неконвертируемое денежное сальдо, которое должно быть израсходовано в стране кредитора. Заключается между универсальными торговыми фирмами. 2. сделки с длительными сроками исполнения участвуют крупные компании с расширенной сетью контрагентов. Сделки проводятся на основе протокола, в котором списки взаимозаменяемых товаров. На базе этого протокола заключается серия контрактов. делятся на: 1. базовое соглашение участвуют крупные фирмы, имеющие на зарубежных рынках крупные поставки, причем эта фирма заключает базовое соглашение с какой-либо фирмой в стране-импортере. Это позволяет крупной фирме сформировать все покупки на длительный срок. Используются безвалютные расчеты по взаимным обязательствам. 2. соглашение о товарообмен на основе писем- обязательств реализация происходит на основе обмена списками товаров в которых заинтересованы партнеры. Подобные соглашения заключаются на срок от трех до пяти лет. Письма – обязательства не требуют безусловной увязки поставок одной страны с отдельными встречными закупками другой страны на протяжении срока соглашения. Цены и сроки поставок оговариваются ежеквартально или два раза в год. 3. протоколы о товарообмене Служат для подписавших их сторон основой для достижения сбалансированного уровня взаимного товарообмена в течение определенного уровня, при этом предусматривается последовательное расширение ассортимента товаров. 3. компенсационные сделки на коммерческой основе предполагаю поставку и встречную поставку товаров в течение установленного периода. осуществляются на основе: 1. внешнеторгового контракта – экспортный контракт с указаниями условий встречной закупки. 2. двух контрактов: 1. внешнеторговый контракт купли-продажи (контракт на первичный экспорт) 2. «о встречных (авансовых) закупках» (контракт на встречный экспорт) в этом случае в первом контракте содержится обязательство экспортера закупить у импортера товар на сумму, составляющую определенный процент от первоначальной сделки, как правило, не более 50%. Сделки имеют согласованный механизм финансовых расчетов при наличии товарных и финансовых потоков в каждом направлении. Финансовые расчеты осуществляются: 1. путем перевода иностранной валюты 2. путем урегулирования взаимных клиринговых претензий Сделки делятся на: 1. краткосрочные компенсационные соглашения 2. встречные закупки . параллельные сделки . соглашения с передачей финансовых обязательств . выкуп техники, бывшей в употреблении осуществляется против приобретения у продавца против более новых видов, причем стоимость выкупленной техники засчитывается в зачет за новую технику. Обычно происходит реновация (восстановление) и эта техника продается покупателям с более низкими требованиями. . авансовые закупки 4. компенсационные сделки на производственной основе сделки предполагают, что поставки оборудования будут оплачиваться встречными поставками товаров, производимых с помощью поставленного оборудования. 5. развитие импорта – развитие обрабатывающих отраслях, импорт замещение, экспортная ориентация 6. раздел продукции – расширение экспорта 7. толлинговые сделки давальческое сырье, переработка. Первоначально появились в черной и цветной металлургии. Толлинг – это соглашение, согласно которого владелец сырья на определенных условиях просит переработчика переработать сырье. Необходимо, кроме цены переработки, учитывать процент выхода продукции и качество. Обычно, транспортные услуги переработчик и берет около 15% от сделки. Внешнеторговая политика Внешнеторговая политика – это целенаправленное воздействие государства на внешнеторговые отношения с другими странами. Основные цели внешнеторговой политики: 1. изменение степени и способов включения данной страны в международное разделение труда 2. изменение объемов экспорта (импорта) 3. обеспечение страны необходимыми ресурсами 4. изменение соотношения экспорта (импорта) Группы инструментов регулирования внешнеторговой деятельности: . административные o запреты (ограничения) экспорта (импорта) o лицензирование и контингентирование (квоты) экспорта (импорта) o добровольное ограничение экспорта (импорта) . экономические o таможенные пошлины o сборы o акцизы o внутреннее налогообложение o уравнительное пограничное налогообложение . технические барьеры в торговле o стандарты и технические нормы o методы определения соответствия стандартам o нормы и правила безопасности o системы сертификации o санитарно-ветеринарные нормы o нормы здравоохранения . меры, содействующие национальным экспортерам и производителям товаров для экспорта o различные субсидии . валютно-финансовые инструменты o маневрирование учетной ставкой ЦБ o направленное воздействие на повышение (понижение) курса валюты |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|