реферат, рефераты скачать
 

Кредитование во внешнеторговой деятельности


Данный вид договоренности предоставляет его держателю больше свободы.

Опцион дает право (именно право, а не обязанность) купить или продать в

будущем определенное количество иностранной валюты по фиксированному курсу

обмена в момент истечения или до истечения периода действия данного

опциона.

Наконец, импортер может взять в банке кредит в иностранной валюте, в

которой он планирует рассчитываться за поставляемый товар. В этом случае

импортеру нет необходимости приобретать иностранную валюту за национальную,

а значит и отсутствует какая-либо чувствительность к валютному риску. Этот

способ страхования, пожалуй, наиболее реален на сегодня для российских

фирм. Кредит в иностранной валюте может быть удобен и экспортеру,

ожидающему поступления экспортной выручки. Получив иностранную валюту в

качестве кредита, экспортер может обменять ее на национальную валюту по

текущему обменному курсу и использовать ее как замену отвлеченных оборотных

средств. Погашение же кредита производится из будущих поступлений в той же

иностранной валюте. При этом следует помнить и то, что в настоящее время

для получения кредита в российском банке потребуется предоставление полного

товарного или другого обеспечения.

Важную роль в кредитовании внешней торговли играет государство. После

второй мировой войны в большинстве развитых капиталистических стран

сложилась система долгосрочного кредитования экспорта и страхования

экспортных кредитов. Государственные мероприятия в этой области

осуществляются по нескольким направлениям.

Во-первых, государство содействует коммерческому и банковскому

кредитованию национального экспорта путем переучета векселей экспортеров в

центральном банке, а также рефинансирования среднесрочных и долгосрочных

банковских кредитов государственными или полугосударственными учреждениями.

В ряде стран за счет госбюджета предоставляются льготные кредиты

экспортерам или субсидируются процентные ставки по экспортным кредитам

иностранным покупателям.

Во-вторых, государственные органы и кредитные учреждения непосредственно

выступают в качестве кредиторов иностранных правительств, банков и фирм.

Государственные экспортные кредиты и прочие ссуды на двусторонней основе

предоставляются преимущественно развивающимся странам в рамках официальной

помощи развитию. Условия таких кредитов (срок, процентные ставки и т. д.)

являются льготными по сравнению с рыночными. Большая часть официальной

помощи несет связанный характер:

она имеет товарную форму или используется для закупок товаров в стране-

доноре.

В-третьих, государство организует страхование фирменных и банковских

экспортных кредитов. Государственное страховое агентство берет на себя

обязательство покрыть в определенном размере убытки, которые могут

возникнуть по кредитным операциям. Страхованию подлежат как экономические,

так и политические риски. К экономическим рискам относятся: повышение

стоимости товара в период изготовления, неблагоприятные изменения валютных

курсов, отказ от платежа или принятия товара покупателем,

неплатежеспособность заемщика и др. Политические риски связаны с

невозможностью выполнения иностранным заемщиком своих обязательств в

результате войны, революции, национализации, конфискации, введения валютных

ограничений, моратория и т. д. При наступлении страхового случая кредитору

выплачивается возмещение. Необходимые для этого ресурсы формируются за счет

страховых премий, выплачиваемых страхователями (фирмами и банками). Если

этого источника недостаточно, образующиеся убытки страхового агентства

покрываются за счет государственного бюджета.

В промышленно развитых капиталистических странах применяются различные

системы государственного кредитования экспорта и страхования экспортных

кредитов. В США и Японии рефинансирование частных кредитов и

государственное кредитование внешней торговли осуществляются экспортно-

импортными банками, принадлежащими государству. В большинстве

западноевропейских стран для проведения таких операций созданы специальные

кредитные институты с участием государственного и частного капитала

(«Аусфуркредит» в ФРГ, «Эстер-рейхише контрольбанк» в Австрии и др.).

Во многих странах страхованием экспортных кредитов занимаются

государственные организации (Департамент гарантий экспортных кредитов —

ДГЭК — в Великобритании, аналогичные учреждения в Скандинавских странах,

САКЭ в Италии и т.д.). В некоторых странах гарантии по экспортным кредитам

выдают полугосударственные (например, КОФАСЕ во Франции) или частные

страховые компании (например, «Гермес» в ФРГ).

Обычно функции кредитования экспорта и страхования экспортных кредитов

закреплены за разными специальными институтами. Однако в отдельных странах

они объединяются в одном учреждении (Экспортно-импортный банк в США, ДГЭК в

Великобритании, «Контроль-банк» в Австрии).

Используя различные механизмы кредитования экспорта и страхования

экспортных кредитов, государство оказывает финансовую поддержку

национальным фирмам и банкам, с тем чтобы предлагаемые ими условия

кредитования были не хуже, чем у конкурентов.

Глава III . Кредитование внешней торговли России в условиях

либерализации внешнеэкономической деятельности

3.1 Необходимость кредитования внешнеторговой деятельности.

Кредит играет важную роль в развитии международного товарооборота.

Создавая дополнительный спрос на рынке со стороны заемщиков, он

способствует увеличению объемов мировой торговли. Условия кредитования

экспорта являются важным фактором конкурентной борьбы отдельных фирм и

государств за рынки сбыта.

Особенно активно кредитование внешней торговли стало развиваться в

послевоенный период. С начала 60-х годов экспортный кредит стал нормой

международной торговли многими видами товаров, и в первую очередь машинами

и оборудованием. По некоторым оценкам, долгосрочный международный кредит в

той или иной форме обслуживает в настоящее время до 80 % экспорта машин и

оборудования.

В последние годы во внешней торговле России существенно

возросло значение кредита, т. е. Предоставление заемных средств в

денежной или товарной форме на условиях срочности, возвратности и

платности для осуществления внешнеторговых сделок или для содействия

экспорту и импорту товаров. Кредитование внешней торговли служит

средством повышения конкурентоспособности национальных компаний,

способствует укреплению позиций финансовых организаций стран,

стимулирует расширение внешней торговли, создавая дополнительный спрос

на рынке для поддержания конъюнктуры.

Под воздействием жесточайшей конкуренции фирмы вынуждены

ограничивать минимальными размерами основной капитал и максимально

ускорять оборачиваемость средств, мобилизуемых для осуществления их

деятельности. В целях повышения эффективности вложенного капитала

(получения максимального дохода на вложенный капитал) производственные и

внешнеторговые предприятия и организации широко используют возможности

кредитования своей деятельности. И это позволяет им формировать их

оборотный капитал за счет кредитов, получаемых под залог проданных

товаров на весь период их продвижения от продавца к покупателю и

до завершения расчетов между ними. Это, в свою очередь, дает

возможности получать соответствующую долю прибыли банкам, участвующим в

мобилизации временно свободного капитала на денежном рынке этих стран.

В качестве кредиторов внешнеторговой сделки могут выступать

экспортеры, импортеры, банки и другие кредитно - финансовые

организации, а также государство. На практике, однако, финансирование

внешнеторговых сделок прямо или косвенно осуществляется коммерческими

банками, а экспортер (или импортер) выступает в качестве

инициатора и ответственного лица за своевременное погашение кредита

и связанных с этим расходов. На международном рынке ссудных капиталов

выработаны практикой определенные обычаи в оформлении и порядке

исполнения кредитных операций. Любая выходящая на внешний рынок

организация должна использовать существующие организационные формы

кредитования экспорта (или импорта) при формировании условий

внешнеторговой сделки.

Так, в современных условиях фирменный кредит является преимущественной

формой кредитования внешнеторговой деятельности и в зарубежной

практике, и в России. Поскольку поиск источников финансирования

для российских предпринимателей является главной проблемой, то и процессы

кредитования представляют большой интерес в предпринимательской

практике.

В настоящее время кредит обслуживает большинство видов

внешнеэкономических связей - внешнюю торговлю, обмен услугами,

зарубежную инвестиционную деятельность, производственные и научно-

технические связи и т. д. В ходе внешнеэкономической деятельности

предприятия и организации, как правило, одновременно выступают и в

качестве должников, и в качестве кредиторов, привлекая и

предоставляя необходимые кредиты.

Знание процесса кредитования (виды кредита, этапы и условия его

предоставления) как для продавцов, так и для покупателей является

ключевым моментом для осуществления экспортно-импортных операций. Это

связано прежде всего с тем, что в настоящее время практически

ни одна внешнеторговая сделка не обходится без кредита в той или

иной форме.

Для экспортера коммерческая выгода кредитования поставок товара

определяется, во-первых, тем, насколько это способствует увеличению

сбыта его товаров, а во-вторых, стоимостью экспортных кредитов и

возможностью покрыть расходы по кредитованию из выручки за проданный

товар.

Именно по этой причине экспортеры, хотя они и вынуждены под давлением

конкуренции идти на определенные уступки покупателям в отношении

сроков и некоторых других условий предоставляемых ими кредитов, в

отношении стоимости данных кредитов занимают более жесткую позицию. Для

импортеров же довольно частый и приемлемый вариант внешнеторговой сделки

- сочетание покупки за наличные и в кредит.

Кредиты, применяемые во внешнеторговой практике, можно классифицировать

по нескольким главным признакам и видам, характеризующим отдельные

аспекты кредитных отношений сторон: объектам кредита (валютные и

товарные), кредиторам (фирменные, банковские, брокерские,

правительственные, предоставляемые международными валютно-

финансовыми организациями), срокам кредитования (долго-, средне- и

краткосрочные), целевому назначению (на завершение производства

экспортного товара, хранение, складирование и т.д.), условиям реализации

(наличные или акцептные), способу предоставления (выдача аванса,

отсрочка или рассрочка платежа), способу обеспечения (обеспеченные и

бланковые) и т.д.

3.2 Проблема развития кредитного рынка в Российской Федерации.

Кредитный рынок - это общее обозначение тех рынков, где существуют

предложение и спрос на различные платежные средства. Кредитные сделки

опосредуются, как правило, кредитными институтами (банками и др.), которые

берут взаймы и ссужают деньги, или движением различных долговых

обязательств, которые продаются и покупаются на рынке ценных бумаг.

Следовательно, кредитный рынок предоставляет средства для инвестиций в

распоряжение предприятий и именно на нем происходит перемещение денег из

тех секторов экономики, где имеется избыток, в те сектора, которые

испытывают в них недостаток. На кредитном рынке предприятия берут деньги в

долг для финансирования своих инвестиций; иногда предприятия дают деньги

взаймы, но, как правило, производственный сектор больше берет, чем дает.

Поэтому можно сказать, что одна из основных задач кредитного рынка -

направлять сбережения населения и свободные средства посредническим лицам

на инвестиции.

Анализ кредитного рынка России позволяет сделать вывод, что 2000 год был

самым противоречивым, в течение одного года изменялись ранее устоявшиеся

тенденции, намечались новые, которые не успев окрепнуть, снова изменялись.

Все же следует отметить, что некоторые тенденции в развитии кредитного

рынка, появившиеся в 1998-1999гг., нашли свое логическое завершение в 2000

году.

Это относится прежде всего к выравниванию процентных ставок отраслевых и

универсальных банков. Как видно из таблицы 1, в 1998 г. ставки

универсальных банков

Таблица 1 Отношение средних процентных ставок универсальных

и отраслевых коммерческих банков г. Москвы

|Год, |Депозиты |МБК |Кредиты |Кредиты |

|квартал | | |государственным |другим |

| | | |предприятиям |орга-низациям|

|1998 I |( |( |( |( |

|II |1,59 |1,47 |1,41 |1,31 |

|III |1,23 |1,29 |1,27 |1,07 |

|IV |1,25 |1,49 |1,10 |1,06 |

|1999 I |1,18 |1,67 |1,22 |1,05 |

|II |1,12 |1,39 |1,22 |1,11 |

|III |1,12 |1,36 |1,20 |1,04 |

|IV |1.09 |1,25 |1,17 |1,02 |

|2000 I |1,04 |1,22 |1,20 |1,00 |

|II |0,97 |1,10 |1,11 |1,00 |

|III |1,02 |1,09 |1,02 |1.04 |

|IV |0,99 |0,89 |0,98 |0,98 |

Источник: БИКИ. — 2000. — 23 декабря. - С. 8

почти в полтора раза превосходили аналогичные ставки отраслевых банков.

В течение 1999 года происходило их постепенное выравнивание и на конец 2000

года ставки практически сравнялись. Очевидно, в дальнейшем отпадет

необходимость при анализе кредитного рынка делить банки на две группы:

универсальные и отраслевые.

Другая тенденция, достаточно ясно обозначившаяся в середине 1999 года,

состоит в сближении ставок кредитования государственных и коммерческих

организаций. Приведенные в таблице 2 показатели отношения средних

процентных ставок кредитов коммерческим организациям к кредитам

государственным предприятиям явно стремятся к единице, но все же в 2000

году ставки не сравнялись. В связи с этим целесообразно сохранить градацию

по разделению ставок при кредитовании государственных и коммерческих

структур, тем более, что в настоящее время и, видимо, в ближайшем будущем

сохранится практика централизованного льготного финансирования

государственных предприятий.

Таблица 2 Отношение средних процентных ставок кредитов другим

организациям к кредитам государственным предприятиям

|Год |Iкв. |II кв. |III кв. |IV кв. |

|1998 |1,32 |1,44 |1,22 |1,23 |

|1999 |1,31 |1.27 |1,13 |1.09 |

|2000 |1,08 |1,11 |1,05 |1,06 |

Источник: БИКИ. — 2000. — 23 декабря. - С. 10

Как известно, одним из основных источников пополнения коммерческими

банками своего оборотного капитала являются депозиты и межбанковский

кредит. Банкам более удобно, в том числе и по чисто техническим причинам,

привлекать деньги, используя межбанковский кредит, поэтому в первые годы

становления коммерческих банков кредитные ставки по МБК почти в полтора

раза превышали ставки по привлечению депозитов. Однако рынок межбанковского

капитала ограничен и причем в значительной степени как раз объемом

привлеченных депозитов. Вследствие этого новые и уже функционирующие банки

все в большем объеме стремятся привлекать депозиты. По этой и ряду других

причин в течение 1999 -2000 гг. происходило сближение процентных ставок по

привлекаемым депозитам и межбанковскому кредиту (см. таблицу 3).

Маловероятно, что в ближайшее время эти ставки выравнятся, поскольку на них

значительно влияет не только потребность банков в пополнении своего

оборотного капитала, но и другие — в некоторых случаях разные для этих

ставок факторы, а н некоторых случаях одинаковые, по имеющие разную степень

влияния на эти ставки. Кроме того, при сравнении значений указанных ставок

нужно учитывать скорость их реагирования на изменяющуюся экономическую и

политическую ситуацию. В этом смысле наиболее динамичными являются ставки

МБК, в том числе и по той причине, что в их оперативном изменении всегда

заинтересована определённая часть коммерческих банков.

Таблица 3 Отношение средних процентных ставок МБК к средней ставке по

депозитам

|Год |I кв. |II кв. |III кв. |IV кв. |

|1998 |1,66 |1,39 |1,50 |1,44 |

|1999 |1,53 |1,33 |1,28 |1,21 |

|2000 |1,16 |0,99 |0,98 |1,28 |

Источник: БИКИ. — 2000. — 23 декабря. - С. 13

Переход от командно-административной экономики к рыночной обусловил

необходимость создания в Российской Федерации рынка ссудных капиталов для

обслуживания потребностей хозяйства. Однако подлинное развитие рынка

ссудных капиталов возможно лишь при наличии рынков: средств производства;

предметов потребления; рабочей силы; недвижимости; земли. Все эти рынки

нуждаются в денежных средствах, которые должен предоставить им рынок

ссудных капиталов. Это основной принцип формирования рынка ссудных

капиталов.

Как известно, в рамках командно-административной экономики действовал

независимый ссудный фонд, слагаемый из кредитных ресурсов трех банков,

доходов государственных страховых учреждений (Госстрах и Ингосстрах),

системы сберегательных касс, который по существу заменял рынок ссудных

капиталов. Переход к построению рыночной экономики в начале 90-х годов

вызвал необходимость формирования рынка ссудных капиталов в соответствии с

западной моделью, предусматривающей два основных яруса.

При переходе от ссудного фонда к формированию рынка ссудных капиталов

имелись отдельные элементы последнего: кредитная система (хотя в довольно

усеченном виде представленная банковской сферой), государственные страховые

учреждения, а также рынок ценных бумаг в виде ограниченного выпуска

выигрышных государственных займов.

Создание кооперативов, развитие индивидуальной трудовой деятельности,

придание экономической и финансовой самостоятельности предприятиям в конце

80-х годов реально поставили вопрос о переходе от ссудного фонда к рынку

ссудных капиталов. В дальнейшем условия для формирования рынка капиталов

стали более благоприятными: в 1988—1989 гг. начался активный процесс

создания коммерческих банков как центрального механизма банковской и

кредитной сфер, были организованы первые независимые страховые компании,

начался выпуск акций отдельных крупных предприятий (например, КамАЗ,

АвтоВАЗ), расширился выпуск государственных ценных бумаг за счет выпуска 5%-

ных облигаций. В дальнейшем выпуск ценных бумаг и появление новых кредитных

институтов, ведущих в основном торговлю деньгами, обусловили необходимость

создания фондовых отделов, торговых бирж и организации как юридических лиц

в 1991 г. ряда фондовых бирж в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде.

Однако о создании полнокровного рынка ссудных капиталов в Российской

Федерации говорить рано. Пока речь идет лишь о наличии и укреплении ряда

элементов этого рынка, к которым можно отнести формирование двухъярусной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.