реферат, рефераты скачать
 

Межнациональные противоречия в современной России


Межнациональные противоречия в современной России

Министерство науки , высшей школы и технической политики

Российской Федерации

Реферат по курсу “Социология”

на тему

“Межнациональные противоречия

в современной России”

Выполнил студент II курса Проверил преп.

гр.8356 Тертыченко В.А. Орлов С.В.

Санкт-Петербург

ГААП

1996 г.

Содержание

Введение

1. Исторические предпосылки национальных конфликтов на территории бывшего

СССР

2.Подход к проблеме

3.Межнациональная напряженность

в региональном аспекте

Заключение

Введение

За многие десятилетия межнационального сожительства народы России в

значительной мере перемешались, рассеялись, расселились по разным ее

регионам. Наряду с компактно проживающими в том или ином регионе

национальным большинством появились и национальные меньшинства. Их

социальное положение, их права, доступ к материальным и культурным благам

существенно отличались от положения национального большинства.

По существу после установления советской власти Россия перестала быть

колониальной империей в классическом смысле этого понятия. Центр по

отношению к окраинам проводил политику, которую нельзя определить

однозначно: оказание им посильной помощи, в первую очередь экономической и

культурной, с одной стороны, и унификация общественной жизни, игнорирование

этнической и культурной специфики, с другой. Нельзя обойти молчанием и

факты этнического геноцида и массовых репрессий по отношению к целым

народам.

В Советском Союзе не было господствующей нации, ибо им правила

номенклатура, воплощавшая в своей деятельности тоталитарную систему, как

таковую. Путем насаждения “механического интернационализма” последняя

глушила национальную жизнь. Национальный вопрос был объявлен решенным, что

означало на практике сворачивание национальной культуры, для которой

осталась только форма при идентичности для всех “национального содержания”.

В условиях отсутствия альтернатив люди во многом смирились с этой

ситуацией и редко протестовали против нее. В новых же условиях, рожденных

перестройкой, появились возможности для открытой и нелицеприятной реакции

на сложившуюся ситуацию, и она оказалась неожиданно бурной и негативной.

Некогда образованные волюнтаристским способом республики и автономии решили

стать действительно суверенными, приобрести реальный статус самостоятельных

государственных образований, защитить свой язык и культуру, обеспечить их

нормальное развитие. В этих демократических по сути стремлениях, к

сожалению были и есть перекосы. В частности, это проявилось в стремлении в

ряде республик обеспечить приоритетные права коренной нации за счет других

национальностей. И это вызвало отрицательную реакцию. Возникла

напряженность в том числе и в отношениях, например, между русскими и

представителями коренных наций. Русские вдруг почувствовали себя

национальным меньшинством, по отношению к которому проявлена дискриминация.

За годы советской власти у русских сформировалось ощущение, что их родина -

это вся страна, все социалистическое отечество - СССР. И именно это

ощущение, подкрепленное сознанием своего истинного превосходства и роли

“старшего брата” в семье советских народов, пришло сегодня в противоречие с

реальным статусом русских в ряде республик, где они ощутили себя не только

меньшинством, но и меньшинством дискриминируемым. “Мигранты”, “оккупанты” и

другие не менее крепкие ярлыки не могли не задеть национального

самосознания русских, не вызвать протеста с их стороны.

Сейчас мы начали новый виток своей истории и, чтобы мы могли сделать

качественно новый шаг в своем развитии, нужно очень внимательно и

заинтересованно посмотреть на свое прошлое и найти в нем источники силы и

развития, способные обеспечить прогресс России.

1.Исторические предпосылки национальных конфликтов на территории

бывшего СССР

До 1986 г. о межнациональных конфликтах в СССР публично ничего не

говорилось. Считалось, что в нем национальный вопрос был окончательно

решен. И надо признать, что крупных открытых межнациональных конфликтов не

было. На бытовом уровне существовали многие межнациональные антипатии и

трения, а также наблюдалось совершение преступлений на этой почве.

Последние никогда отдельно не учитывались и не отслеживались.

Вместе с тем шел интенсивный процесс русификации нерусских народов.

Нежелание изучать русский язык не влекло каких-либо санкций, как это

пытаются сделать в Эстонии или Молдове, но само его изучение было

поставлено в ранг естественно необходимого. В то же время знание русского

языка, как федерального, открывало перед нерусскими народами большие

возможности для обучения, профессионализации и самореализации. Русский язык

позволял приобщиться к культуре всех народов СССР, а также к мировой

культуре. Он выполнял и выполняет ту же функцию, которая выпала на долю

английского языка в международном общении. Было бы кощунством забывать

также и то, что окраины Союза, будучи более отсталыми, развивались за счет

ущемления интересов народов Центральной России.

Все это, однако, не исключало формирования латентных этноконфликтных

ситуаций, обусловленных ущербной национальной политикой Советской власти.

Провозглашение большевиками привлекательного, но лукавого для того времени

политического лозунга о праве наций на самоопределения повлекло за собой

лавинообразный процесс суверенизации территорий. Еще в период гражданской

войны было образовано 35 республик красных режимов и 37 - белых. Эта

тенденция усилилась после победы большевиков. Однако ее полная реализация

была невозможной. Да большевики и не собирались претворять ее в жизнь.

Исходя из принципа “разделяй и властвуй”, они дали формальную

самостоятельность в виде национального наименования территории лишь

“опорным” нациям. Поэтому из более чем 130 национальностей, населяющих

СССР, около 80 не получили никаких национальных образований. Причем

“выдача” государственности осуществлялась странным образом. Эстонцы,

например, общее число которых в целом по стране, согласно переписи

населения 1989 г., составляло 1027 тыс., имели союзную государственность;

татары, численность которых более чем в 6 раз превосходит число эстонцев

(6649 тыс.) - автономию, а поляки (1126 тыс.) или немцы (2 039 тыс.)

не имели никаких национальных образований.

Фиктивные федерализация и автономизация страны с четырьмя

неравноправными уровнями национально - государственных и национально -

административных образований (союзная республика, автономная республика,

национальная область, национальный округ) на волюнтаристски нарезанных

территориях, на которых исторически проживали и другие народы, заложили под

национальный вопрос в СССР мину замедленного действия. Последующие волевые

изменения границ национальных образований и передача огромных территорий

(например, Крыма) из одной республики в другую без учета исторических и

этнических особенностей, депортация целых народов с родных земель и

рассеяние их среди других национальностей, огромные миграционные потоки,

связанные с массовым выселением людей по политическим мотивам, с великими

стройками, освоением целины и другими процессами, окончательно перемешали

народы СССР.

По переписи 1989 г. одних только русских проживает за пределами России

25 млн. 290 тыс. человек. Кроме русских за пределами России оказалось 3

млн. русскоязычных представителей других народов. А сколько русских и

русскоязычных граждан, находясь внутри России, со своими исконными землями

были присоединены к территориям других национально - государственных

образований или прибыли туда по какому - либо “призыву”, в которых они

независимо от своей доли (в 9 республиках из 21 титульные народы не

составляют большинства населения, а еще в 8 республиках число русских,

украинцев и других нетитульных наций составляет от 30% и более) значатся в

числе национальных меньшинств со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Основная проблема состоит в том, что титульные нации при любой своей

численности претендуют на исключительный контроль государственных

институтов и собственности, нередко созданной руками “пришлых” народов и за

счет общесоюзного бюджета, как это было в Эстонии, Литве, Казахстане. В

ряде случаев русскоязычное население остается заложником националистических

преступных авантюр, как это произошло с 250-тысячным русскоязычным

населением в Чечне.

Таким образом, национальная политика, проводимая в многонациональном

СССР и продолжаемая ныне в России (путем создания неравноправных субъектов

федерации) и других странах постсоветского пространства, сформулированная

еще Лениным с помощью формального принципа “право наций на

самоопределение”, разрушила старороссийскую национально - территориальную

систему и поставила во главу угла не человека с его неотъемлемыми правами и

законными, в том числе национальными интересами, а отдельные нации с их

особыми правами и особыми национально - властно - территориальными

притязаниями, реализуемыми в ущерб другим народам, нередко веками

проживающим на той же территории, в ущерб общепризнанным правам человека.

Национально - культурная автономия, принятая во всем мире и позволяющая без

причинения ущерба другим народам удовлетворять свои национально -

культурные потребности в едином общеправовом пространстве, была отвергнута

большевиками, скорее всего, неслучайно, ибо при таком решении вопроса

труднее было управлять страной.

При целостности жестко централизованного и фактически унитарного

Советского государства межнациональные отношения не вызывали особой

тревоги. С одной стороны, человек любой национальности сознавал себя

гражданином всего федерального пространства, с другой - партийные и

государственные структуры твердо удерживали народы в рамках

интернационализма. Даже отдельные националистические высказывания некоторых

руководителей в союзных и автономных республиках беспощадно пресекались.

Ослабление союзных “обручей “ в процессе начавшейся перестройки, гласности

и суверенизации национально - территориальных образований обнажили многие

пороки коммунистического режима, его национальной политики и

актуализировали дремлющие межнациональные трения. Националистически

настроенные и стремящиеся к власти и собственности группы во многих союзных

и автономных республиках, в одночасье ставшие национальными героями,

бросились объяснять все беды народные действиями союзных органов и

эксплуататорским интернационализмом. И в этом была доля правды. Однако, как

при любом массовом психозе, в межнациональных отношениях стали доминировать

крайности.

Силой удержать межнациональные конфликты было уже невозможно, а опыта

самостоятельных цивилизованных решений без участия сильного центра у

народов не было. Не без помощи националистических экстремистов многим из

них, мгновенно позабывшим реальную интернациональную помощь, стало

казаться, что их скудная жизнь обусловлена тем, что именно они в ущерб себе

“кормят” Центр и другие народы. Спустя некоторое время многие республики,

“наглотавшись суверенитетов” (по выражению Н. Назарбаева), станут

постепенно осознавать истинные причины своих бед, а в начале перестройки

националистическая эйфория была доминирующей. Постепенный распад СССР

спустил курок обвальным межнациональным конфликтам во многих союзных и

автономных республиках. После легального распада СССР его территория стала

зоной этнического бедствия.

2.Подход к проблеме

В последние годы в близэкваториальном пространстве различных частей

света полыхало пламя более 40 вооруженных конфликтов: в Югославии, Анголе,

Сомали, Грузии, Азербайджане, Армении, Афганистане, Таджикистане,

Узбекистане, Кыргызстане, Северо-Кавказском регионе России и других.

Абсолютное большинство конфликтов носит межнациональный, межплеменной

характер. Они развертывались на территории одной или нескольких стран,

переходя нередко полномасштабные современные войны. Многие из них

осложнялись религиозными и клановыми противоречиями. Некоторые тянутся

столетиями, как, например, ближневосточный конфликт между евреями и

арабами, закавказский конфликт между армянами и турками (азербайджанцами).

Первопричины длящихся конфликтов часто стираются временем, уходят в

подсознание и выражаясь в труднообъяснимой почти патологической

национальной нетерпимости. Непосредственными причинами (поводами)

периодически возобновляющихся столкновений обычно выступают ближайшие

“несправедливости”. Ставя в кавычки это слово, мы имеем в виду то, что в

большинстве межнациональных конфликтов справедливого решения для всех

враждующих сторон объективно не существует, ибо каждая руководствуется

своей правдой, своими историческими периодами, событиями, фактами.

Конфликтная ситуация в странах, образованных на территории бывшего

СССР, обусловлена многими причинами, давними и сегодняшними, политическими

(централизм и унитаризм власти, репрессирование и завоевание народов),

экономическими (экономический кризис, безработица, обнищание), социально-

психологическими (межнациональные барьеры общения, негативные формы

национального самоутверждения, открытый национализм, амбиции национальных

вождей), территориальными и другими. Конфликтная ситуация в большинстве

случаев складывается как результирующая составляющая комплекса причин и

условий. Конфликт возникает тогда, когда объективно, а не редко

субъективно, межнациональные сравнения, которые когда он оказывается

(реально или нет) в чем-то ущемленным, обиженным, обойденным, угнетенным;

когда в психологии народов; когда решение многих проблем видится лишь в

национальном самоутверждении.

Конфликтные люди (группы) в таких случаях всегда находятся.

Стремящиеся к власти и собственности национал политические силы ловко

используют стихийное недовольство. Подогревая его, они выставляют себя

защитниками нации. И хотя давно известно, что национализм и этнократизм

иррациональны, деструктивны, бесперспективны и разрушительны,

взбунтовавшемуся народу они, как правило, таковыми не кажутся. Наоборот,

именно этнократизм и национализм становятся самой понятной, самой близкой и

объединяющей идеологией. Единство языка, обычаев, традиций, веры сплачивает

людей с полуслова, с полудвижения. “Что может быть легче, чем иметь общий

объект отрицания и усвоить общую “идеологию кривды”, во имя которой следует

этот объект отвергнуть? Сказать, например, что во всех несчастьях мира - и

прежде всего каждой обиженной души - виноваты евреи, цыгане, немцы, арабы,

негры, вьетнамцы, венгры или чехи: Это так просто и понятно! И всегда

найдется достаточное число вьетнамцев, венгров, чехов, цыган, или евреев,

поступками которых можно проиллюстрировать мысль, что именно они во всем

виноваты”.

Коммунистическая идеология, опирающаяся на репрессии, удерживала

национальные конфликты на уровне единичных проявлений. Ветер свободы,

подувший в период перестройки, хотя и предполагал перемены к лучшему, но

одновременно явился значительным условием межнациональной нестабильности.

Поэтому первые проявления демократии, рыночной экономики и суверенизации

стали залогом формирования националистических, авантюристических,

экстремистских, криминальных и коррумпированных сил. По словам

американского политолога Д.Саймса, над которым не довлеют ни

коммунистические, ни имперские идеи, “...на смену “империи зла” , где

основной власти была сила и принуждение, пришли несколько зол: проявление

межнациональной ненависти, столкновение амбиций различных политических

элит. Миллионы людей внезапно лишились общности, ...столкнулись с

нетерпимостью и экстремизмом. Кровавые войны, сопровождающиеся тысячами

жертв, бушуют в различных частях Советского Союза”.

При углубленном изучении причин некоторых межнациональных конфликтов

на территории СССР можно и не найти серьезных национальных обстоятельств.

Последние могут лишь в национальный “цвет” политические, социальные,

экономические, территориальный, экологические и иные проблемы. Национализм

в этом случае является солидаризирующей составляющей, выполняющей функции

социального “клея”. Последний в сознании конфликтующих сторон может вполне

подменить суть проблемы. О ней в какой-то мере могут забыть, но помнить:

наши - чужие. В такой психологической атмосфере общепризнанные многовековые

законы человеческого общежития подменяются “национальной справедливостью”,

а кровавые расправы над чужими становятся священной местью, которая не

воспринимается преступной. Поведение одной стороны по закону зеркального

отражения мгновенно воспроизводится другой. Обе они неумолимо вступают в

жестокую схватку между собой, которая по принципу “воронки” втягивает в

себя все более и более широкие массы единокровников. В таком круговороте

пропадают правые и виновные, а остаются лишь бедствующие как с той, так и с

другой стороны.

Преступные разборки в стихийных межнациональных столкновениях могут

ограничиться массовыми беспорядками, совершением тяжких преступлений против

личности, собственности, общественного порядка, а в политически и

идеологически организованных - вылиться в полномасштабные вооруженные

сражения. В них преступления в отношении противоборствующей стороны

вершатся с утроенной энергией и с еще большим сознанием своей правоты.

Убийства мирных жителей, захват заложников, изнасилования, грабежи,

поджоги, разбои, разрушение селений, предприятий и учреждений становятся

ответными. Под видом священной мести делается все, что приносит вред другой

нации. Взаимоуничтожение продолжается до всеобщего умопомешательства. Новые

витки насилия становятся все более жестокими. Они стимулируются только что

понесенными жертвами, новыми обидами и целенаправленной пропагандой

заинтересованной в разжигании конфликта открытых и тайных сил, использующих

в личных преступных целях механизм нарастания нетерпимости, агрессивности и

ненависти.

При возникновении межнационального конфликта внутри одного

государства, судя по горькому опыту стран, образованных на территории

бывшего СССР, есть два варианта поведения официальных властей. Первый:

власти, сохраняя равновесие, остаются над конфликтом, пытаясь допустимыми

силами и средствами потушить возникший конфликт, как это, например,

делалось, хотя и не без ошибок, российскими властями в конфликте между

североосетинами и ингушами. Второй: власти сами втягиваются в конфликт,

выступая за сохранение территориальной целостности страны или на стороне

титульного народа, как это наблюдалось в Азербайджане в конфликте между

азербайджанцами и армянами, в Грузии - в конфликте между грузинами и

югоосетинами, между грузинами и абхазами, или в Молдове в конфликте

молдаван с русскоязычным населением (Молдовы с Приднестровьем). В

аналогичные ситуации в конечном счете втягивались и российские власти в

Чечне.

Серьезным барьером для удержания конфликта в латентной стадии является

отсутствие соответствующих групп, пытающихся решить межнациональные

противоречия насильственным путем. В таких случаях стороны воздерживаются

от эксцессов, могущих послужить серьезными поводами для насилия.

Аналогичные формы латентного межнационального конфликта пока наблюдаются в

Эстонии, Латвии и Казахстане между титульными нациями и русскоязычным

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.