реферат, рефераты скачать
 

Международные валютно-финансовые отношения


отклонений. Банк сильной валюты покупает слабую валюту, и наооборот, банк

слабой валюты продает сильную. Однако покупка сильной валюты означает для

страны со слабой валютой затрату валютных резервов, и это ограничивает

масштабы ее интервенционных операций, вынуждая прибегать к другим

методам регулирования: ужесточению денежно-кредитной политики, повышению

учетных ставок и т. д. Предполагается, что страна с сильной валютой примет

меры к расширению спроса, либерализует денежно-кредитную политику и снизит

учетные ставки.

Однако заставить ее принять эти меры невозможно - не испытывая

трудностей в проведении валютных интервенций (т.е. продажи своей валюты

на рынке), она может ими и ограничиться. В результате использование сетки

паритетов теоретически обязывает страны со слабой валютой постоянно

проводить жесткую внутреннюю экономическую политику в интересах поддержания

валютной стабильности. Эта система дает односторонние преимущества

странам с сильной валютой, поэтому по вопросу о системе взаимосвязи

валютных курсов вспыхнули острые разногласия между странами, ранее

участвовавшими в "европейской валютной змее", и государствами, в ней не

участвовавшими, но вошедшими в ЕВС.

Великобритания, Франция и Италия настаивали на том, чтобы контроль

за валютными курсами осуществлялся только путем их привязки к ЭКЮ, так

как в этом случае меры по изменению экономической политики обязана

принимать та страна, изменение валютного курса которой идет вразрез с

курсами большинства участников. Вследствие высокого общего удельного

веса слабых валют в корзине ЭКЮ это могло бы привести к тому, что страны с

сильной валютой оказались бы вынуждены принимать меры к ослаблению своей

денежной единицы по отношению к остальным валютам ЕВС. Не случайно ФРГ

наотрез отвергла эти предложения, заявив, что новая система должна быть не

менее "строгой" чем "змея", и содействовать снижению темпов инфляции, а

не их выравниванию на более высоком уровне. В результате предложенного

Бельгией компромисса основным механизмом поддержания валютных курсов

стала сетка паритетов, а привязка к ЭКЮ - дополнительным, так как принятие

мер при нарушении "порога" является желательным, но не обязательным.

Введение механизма поддержания валютных курсов и система валютных

интервенций повлекло за собой создание системы кратко- и

среднесрочного кредитования, в которую входят следующие элементы:

1) система кредитов типа "своп", существовавшая в рамках

двусторонних отношений между центральными банками. Операции "своп"

осуществляются банками тех стран, курсы валют которых достигли допустимых

пределов взаимных отклонений, причем размер этих операций не лимитируется.

Кредит должен быть погашен в течение 45 дней после окончания месяца, в

котором он был предоставлен. В случае происшедшего за этот период

изменения паритетов потери должна возместить сторона со слабой валютой;

2) фонд краткосрочного кредитования в размере 14 млрд. ЭКЮ. Для

каждой страны определены величина взноса в этот фонд и объем допустимого

кредита. Кредиты предоставляются на срок от 3 до 6 месяцев с правом

продления до 9 месяцев;

3) фонд предоставления среднесрочных кредитов (от 2 до 5 лет) в

размере 11 млрд. ЭКЮ.

Краткосрочное кредитование проводится центральными банками без

каких-либо условий, а среднесрочные кредиты предоставляются при условии

проведения экономической политики, одобренной Советом министров ЕЭС на

уровне министров финансов.

Фонды кратко- и среднесрочного кредитования к 1981 году должны

были быть преобразованы в Европейский валютный фонд. Предполагалось, что

он заменит Европейский фонд валютного сотрудничества, созданный в апреле

1973 года в период первой попытки Сообщества достичь экономического и

валютного союза. С созданием ЕВС капитал ЕФВС был увеличен с 10,4 млрд.

до 25 млрд. ЭКЮ (около 33 млрд. долларов) путем взноса центральными

банками стран-членов 20% их золото-долларовых резервов. Этот взнос в ЕФВС

осуществили все страны ЕВС, а также Великобритания. Взамен на их счета в

ЕФВС были зачислены эквивалентные суммы в ЭКЮ.

В целом механизм ЕВС значительно отличается от механизма

"европейской валютной змеи". Для ЕВС характерны более широкий круг

участников (и возможность участия в ней на правах ассоциированных членов

стран, не входящих в ЕВС); более жесткие обязательства стран-членов в

области проведения внутренней экономической политики; иной принцип

оценки отклонений валютных курсов и использование корзины ЭКЮ в качестве

индикатора для выявления этих отклонений; тесная координация

действий стран-членов в рамках системы, при этом регулирование валютных

курсов не должно быть связано с американским долларом.

Однако между "европейской валютной змеей" и ЕВС имеются и сходные

черты. Легко проследить преемственность основных элементов этих двух

систем: на смену "змее" - "суперзмея", ЕФВС должен быть преобразован в

ЕВФ. При образовании ЕВС предполагалось, что это будет не просто переход от

одних элементов к другим, а качественный скачок к более высокому уровню

интеграции, для которой характерны усиление наднационального характера

регулирования и ярко выраженный политический аспект. По замыслам ее

инициаторов, главной отличительной чертой ЕВС должен был стать упор на

координацию внутренней экономической и финансовой политики. Хотя полностью

реализовать поставленную задачу странам-участницам не удалось,

определенные шаги в намечанном направлении были сделаны.

ЕВС коренным отличается не только от своей предшественницы -

"европейской валютной змеи", но и от ныне действующей ямайской валютной

системы. Хотя ямайские соглашения предусматривают возможность создания

валютных группировок, ориентирующихся на какую-либо валютную корзину,

отличную от СДР, а также возможность установления режима "стабильных, но

регулируемых паритетов", создание группировки, основные элементы которой

противостоят принципам ямайской валютной системы, представлялось

маловероятным.

Действительно, в рамках ЕВС предусмотрены введение стандарта ЭКЮ

вместо стандарта СДР, использование "демонетизированного" золота в

качестве важного резервного актива, поддержание относительно стабильных

валютных курсов, создание ЕВФ, что может подорвать позиции МВФ. Но если

принципы ямайской валютной системы в значительной степени так и остались

пока на бумаге (речь прежде всего идет о том, что СДР не стали основой

нового валютного механизма), то такая же ситуация характерна и для ЕВС. На

деле основой ямайской валютной системы стал американский доллар, который и

в рамках ЕВС играет до сих пор непропорционально большую роль.Впрочем в

связи с намечающимся переходом на ЕВРО позиции доллара в Европе уже не

кажутся такими безоблачными.

Глава 5( МЕЖДУНАРОДНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН

5(1 Особенности международного кредитования развивающихся стран.

Во-первых. значительную часть иностранных ресурсов эти страны

получают в форме льготных кредитов и безвозвратных субсидий. Отбор стран,

которые могут претендовать на льготные кредиты и субсидии, осуществляется

преимущественно в зависимости от уровня экономического развития. Наиболь

шими льготами пользуется категория наименее развитых стран, и, наоборот,

кредитование динамично развивающихся новых индустриальных стран по

своим условиям в гораздо меньшей степени отличается от кредитования

западных заемщиков. Однако льготные кредиты им также предоставляются

исходя из политических и военно-стратегических мотивов.

Во-вторых, нет универсальной системы международного кредитования

разнородных развивающихся государств. Для каждой страны формируется

механизм международного кредитования в зависимости от уровня ее развития.

экономической конъюнктуры (особенно платежеспособности). отношений с

ведущими странами-донорами и международными валютно-кредитными и

финансовыми институтами. репутации на мировом рынке ссудных капиталов и

т.п.

В-третьих, современная мировая кредитная система адаптирована к

специфическим условиям развивающихся стран. интегрированных в мировое

хозяйство. Это относится не только к официальному (двухстороннему и

многостороннему) кредитованию и субсидированию, но и кредитам частных

банков.

В-четвертых, основную массу кредитов и субсидий развивающиеся страны

получают непосредственно от промышленно развитых стран. Международных

валютно-кредитных и финансовых институтов. где главными донорами являются

развитые государства. а также на мировом рынке ссудных капиталов. По

этому международное кредитование развивающихся стран сводится

преимущественно к отношениям между центром и периферией мирового

хозяйства.

Лишь небольшая часть международных кредитов и субсидий предоставляется

в рамках взаимного сотрудничества развивающихся стран. Некоторое развитие

получили также кредитные отношения развивающихся стран с государствами.

входившими ранее в СЭВ (Совет Экономической Взаимопомощи.)

5(2 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КРЕДИТОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН .

Формы кредитования развивающихся стран в основном определяются схемой.

принятой Комитетом содействия развитию стран. входящих в ОЭСР. КСР

координирует кредитную политику ведущих стран-доноров и кредиторов в

отношении развивающихся стран. Это организация осуществляет сбор и

публикацию статистических данных по международному кредитованию

развивающихся стран.

Классификация кредитов и субсидий развивающимся странам.

I. Официальное финансирование развития (ОФР).

1.Официальная помощь развитию (ОПР). в том числе двухсторонняя и

многосторонняя.

2.Прочее ОФР. в том числе двухстороннее и многостороннее.

II. Экспортные кредиты.

III. Частные кредиты и субсидии.

1.Международное банковское кредитование.

2.Эмиссия ценных бумаг.

3.Безвозмездные субсидии неправительственных организаций.

Итого приток ресурсов (I + II + II).

В начале 90-х годов 4/5 притока ресурсов приходились на официальное

кредитование и финансирование и лишь 1/5 на частные источники.

Официальное финансирование и кредитование примерно на 1/2 состояло из

кредитов и на 1/2 из субсидий. которые предоставляются преимущественно

по двухсторонним каналам. Официальные двухсторонние потоки превышали

многосторонние более чем вдвое.

5(3 ОФИЦИАЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ НА ДВУХСТОРОННЕЙ ОСНОВЕ.

В начале 90-х годов на ОФР на двухсторонней основе приходилось около

1/2 ссудного капитала и субсидий. поступивших в развивающиеся страны.

ОФР включает два вида кредитования и субсидирования: ОПР и прочее

ОФР.

Основное различие между ними заключается в условиях предоставления

ресурсов. Если условия кредита (срок. льготный период. уровень

процента) соответствуют установленным нормам льготного кредитования. то

он относится к ОПР. если нет. то к прочему ОФР. К ОПР причислены и все

безвозвратные субсидии. Усредненные условия кредитов в рамках ОПР таковы:

срок кредита 25 - 30 лет. льготный период - около 10 лет. стоимость

кредиты. относящиеся к прочему ОФР. жестче. но обычно более выгодны

чем кредиты. полученные развивающейся страной на мировом рынке ссудных

капиталов.

Обычно на ОПР приходится более 4/5 средств. выделяемых странами-

донорами по линии ОФР. Во всех странах - крупных кредиторах - функционируют

соответствующие институты. специализирующиеся на политике ОПР. Средства

на эти цели выделяются из бюджета и строго контролируются парламентами

стран-доноров. Кредиты. как правило имеют связанный характер. т.е.

привязаны к поставкам заранее определенных товаров. Это жестко

ограничивает рамки использования кредита. сужает маневренность страны-

получателя. Цены на товары. поставляемые в рамках ОПР. нередко

завышаются.

Большая часть ресурсов. выделенных в счет ОПР. привязана к

финансированию конкретных объектов. Это метод предполагает жесткий контроль

со стороны донора за использованием средств. что не устраивает

реципиентов.

Последние стремятся к увеличению программной помощи. которая дает

возможность более гибко применять ресурсы. Однако экономически это не

всегда оправдано. поскольку ослабление контроля со стороны доноров

нередко ведет к неэффективному использованию ресурсов развивающимися

странами. ОФР и тем более ОПР - особый кредитно-финансовый механизм.

применяемый в настоящее время только в отношении развивающихся стран.

Системы льготных кредитов и безвозвратных субсидий использовались также для

кредитования и финансирования восстановления послевоенной Европы. Но тогда

они имели ограниченные цели и сроки. В отношении развивающихся стран ОФР

призвано способствовать решению одной из глобальных проблем - ликвидации

отсталости. Впервые стратегические цели ОПР были провозглашены в 1949 г. в

речи тогдашнего президента США Г.Трумэна (четвертый пункт его

внешнеполитической программы). В то время США были единственной страной.

Которая могла возложить на себя обязанность предоставления льготных

кредитов и субсидий развивающимся странам. Первоначально при проведении

политики ОПР в расчет брались прежде всего политические и военно-

стратегические принципы. Однако постепенно стратегия ОПР смещалась в

сторону воздействия на глубинные процессы социально-экономического

развития стран - получателей помощи. Если первоначально предоставление

льготных кредитов и субсидий увязывалось преимущественно с целями повышения

нормы накопления и ускорения экономического роста, а социальные аспекты при

этом игнорировались, то с середины 70-х годов стратегия резко меняется. При

выделении льготных кредитов и субсидий в расчет принимается возможность

удовлетворения так называемых основных нужд, т.е. потребность в пище.

воде. жилище. медицинском обслуживании. образовании.

Стратегическими целями определяется распределение ОПР по кредитованию

отраслей и видов деятельности. Традиционно значительная часть льготных

кредитов и субсидий направляется на кредитование строительства

инфраструктурных объектов (транспорт. связь. энергетика). Обусловлено

это тем. что развить эти низко рентабельные отрасли может только

государство.

Кроме того. при повышении цен на нефть многие развивающиеся страны

были вынуждены принять дорогостоящие программы развития энергетики. Хотя

инфраструктура остается основной сферой финансирования и кредитования в

рамках ОПР. все же акцент смещается в сторону решения социальных проблем.

К середине 80-х годов ассигнования на образование. здравоохранение.

другие социальные и управленческие нужды несколько превысили расходы.

связанные с льготным кредитованием инфраструктуры. Возросли также

кредиты и субсидии сельскому хозяйству. поскольку основные очаги

бедности сконцентрированы в сельской местности. Что касается

промышленности. то она всегда занимала скромное место в ОПР (около 5%

общей суммы). Это соответствует стратегической линии ОПР. заключающейся в

том. Что кредитование промышленности должно осуществляться за счет

средств. мобилизованных на мировом рынке капиталов. поскольку

использование льготных средств может отрицательно повлиять на эффективность

промышленного производства.

Важная роль принадлежит продовольственной помощи. которая обычно

направляется в наиболее нуждающиеся страны. где складывается

взрывоопасная социально-политическая обстановка. В 50 - 60-е годы

продовольственную помощь получали в основном страны Южной Азии. Однако в

настоящее время некоторые закупают продовольствие на обычных рыночных

условиях. Продовольственная помощь ныне оказывается преимущественно странам

Африки.

Впервые программа продовольственной помощи была провозглашена в

1954 г.. когда в США был принят закон о развитии торговли

сельскохозяйственными излишками и помощи. Принятие этого закона было

обусловлено не только продовольственными трудностями развивающихся стран.

но и громадными излишками зерна в США. Чтобы сократить эти запасы.

Американское правительство стало закупать товары за счет бюджета и сбывать

их в развивающихся странах в кредит с оплатой в местной валюте. Эти

средства переводились на эквивалентные счета. с которых выделялись

кредиты и субсидии в местной валюте. Долгое время США являлись по существу

единственным донором программ продовольственной помощи. Однако по мере

исчерпания сельскохозяйственных излишков и быстрого развития сельского

хозяйства других западных странах. число государств-доноров превысило

25. и доля США снизилась примерно до 1/3 в начале 90-х годов.

В первой половине 50-х годов практически вся помощь поступила из

трех государств - США. Франции. Англии. В настоящее время ее потоки

значительно дифференцированы по странам-донорам. В оказании помощи

развивающимся странам принимают участие все промышленно развитые страны.

США остаются ведущим донором. но их доля снизилась с 1/2 в 50-х годах до

менее 1/5 в начале 90-х годов. Франция сохраняет за собой роль одного из

основных доноров, но ее кредитно-финансовые отношения в этой сфере

концентрируются на группе африканских стран. входящих в зону франка.

Резко ослабли позиции Великобритании, поскольку она утратила былые тесные

связи со своими бывшими колониями, а стерлинговая зона распалась.

Одновременно на авансцену в качестве ведущих доноров выдвинулись Япония и

ФРГ.

Страны-доноры предоставляют льготные кредиты и субсидии за счет

бюджетных средств. Обычно на эти цели направляется от 1% до 3% бюджетных

расходов. Однако поскольку бюджетные системы стран-доноров значительно

различаются. то по этому показателю нельзя сравнить усилия отдельных

стран-доноров. направленные на оказание помощи. Для подобных

сопоставлений используется показатель ОПР/ВНП. В ряде международных

документов зафиксировано. что страны-доноры выделять на оказание

помощи средства в размере 0.7% ВНП. Однако у большинства ведущих доноров

(США. Японии. ФРГ. Великобритании) этот показатель колеблется в

среднем в пределах 3.5%. Только Франция, поддерживающая особые валютные и

кредитно-финансовые отношения в зоне франка, выделяет на оказание помощи

более 7% ВНП. Наибольшие усилия по оказанию помощи развивающимся странам

демонстрируют. Руководствуясь гуманными соображениями Швеция, Норвегия,

Дания. Они направляют на эти цели до 1% ВНП. В целом увеличение ресурсов.

выделяемых на ОПР. происходит примерно такими же темпами. как и

рост ВНП. Вследствие этого доля ОПР в ВНП стран ОЭСР находится на

устойчивом уровне составляя около 0.35%. Динамика этого показателя обычно

мало зависит от экономической конъюнктуры страны-донора. Более

существенное значение имеет внешняя, в том числе экономическая, кредитно-

финансовая политика в отношении “третьего мира” в целом и отдельных

стран.

Первоначально ОПР предоставлялась преимущественно странам Дальнего

Востока, Юго-Восточной и Южной Азии. В отношении одних стран экономический

эффект оказался невысоким. Но другие страны. включая Южную Корею и

Тайвань, опираясь на крупные льготные займы и субсидии, сумели добиться

социально-экономического прогресса. Достигнув определенного уровня

развития. страна. некогда получавшая крупные средства в рамках ОПР,

практически перестает пользоваться этим источником и переключается на

заимствование средств в международных валютно-кредитных и финансовых

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.