| |||||
МЕНЮ
| Ответы на вопросы к экзамену по мировой экономикеФРГ, Великобритания, Канада). Эти страны поставляют высокотехнологичное оборудование, бытовую технику, химические товары - Страны, дающие добывающую промышленность: обладают значительным запасом минеральных ресурсов – страны БВ, ЛА, Австралия, Канада, Норвегия, Китай. - Страны, специализирующиеся на производстве продукции с/х. Бразилия – поставщик кофе, Аргентина – мяса, Куба – сахара. - Страны с добывающей, обрабатывающей и с/х продукцией: США, Канада, некоторые страны ЗЕ. К числу основных видов международной специализации производства относятся: 1) предметная (производство продуктов); 2) подетальная (производство частей компонентов продуктов); 3) технологическая или стадийная специализация (т. е. осуществление отдельных технологических процессов, например, сборка, окраска, сварка, производство отливок, заготовок и и т.п.). Международная специализация производства - динамическая форма международного разделения труда. 22. Международные торговые организации: ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД и др. В настоящее время в мире около 300 МТО. ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) – преемник ВТО. Это многостороннее соглашение, которое содержит принципы, правовые нормы, правила, которыми руководствуются во взаимной торговле страны-участники. ГАТТ вступило в силу 1 января 1948г. Входят 23 страны. В течение 27 лет это соглашение выполняло роль м/н организации и являлось центральным м/н учреждением, в рамках которого страны-члены осуществляли контроль за выполнением этого соглашения. Деятельность ГАТТ осуществлялась по основным направлениям: 1. М/н многосторонние торговые переговоры - до 1994г. было проведено 8 раундов 1986 – 1993гг. Уругвайский раунд – самый важный (111 государств). Главные направления Уругвайского раунда: - Снижение таможенных тарифов - Соглашение создания ВТО - Генеральное соглашение по услугам - Разработка торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. 2. Урегулирование торговых споров 3. Наблюдение за национальной торговой политикой 4. Работа с развивающимися странами. ВТО (Всемирная Торговая Организация) - начала действовать с 1 января 1995г. 146 государств, развивающихся – 100, наименее развитых – 30, более 25 стран имеют статус наблюдателя (не имеют право голоса). Не имеет Устава: правовой основой является пакет соглашений: 1. многосторонне торговое соглашение по торговле товарами: a) соглашение по с/х товарам b) соглашение по текстильным товарам c) соглашение по инвестиционным мерам d) соглашение по защитным мерам e) генеральное соглашение по тарифам и торговле 2. генеральное соглашение по торговле услугами ГАТС 3. соглашение по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность 4. Процедуры разрешения споров 5. Механизм обзора торговой политики. Главная цель ВТО – либерализация торговли товарами и услугами, сокращение регулирования МТ тарифными методами при ликвидации нетарифных ограничений. В ВТО большое внимание уделяется разрешению торговых споров. Основные принципы ВТО: - Принцип наибольшего благоприятствования - Принцип национального режима - Принцип защиты национальной промышленности - Создание устойчивой основы торговли - Содействие справедливой конкуренции (споры по антидемпингу, по субсидированию) - Общее запрещение в количественных ограничениях импорта - Специальные условия для развивающихся стран. Организационная структура: . Высший орган ВТО – конференция министров (1 раз в 2 года). С 1 сентября 2002г. до 2005г. Супачай Паничпакди (таиландец, 56 лет) – генеральный директор ВТО, штаб-квартира – в Женеве. . Генеральный совет – следит за текущей работой ВТО. . Совет по торговле товарами . Совет по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность . Совет по торговле услугами. ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) – постоянный специальный орган ООН. 186 государств. Цели: 1. Содействие в развитии м/н торговли в целях ускорения экономического роста в развивающихся странах 2. Содействие организации деятельности других учреждений в рамках ООН в области м/н торговли 3. Согласование политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли 4. Установление принципов и политики, касающиеся м/н торговли. Организационная структура: 1. Высший орган – Конференция, которая собирается на сессии – 1 раз в 4 года. Сессии представляют собой многосторонние экономические форумы. Решение ЮНКТАД по существу рассматриваемых вопросов не имеют обязательной силы и носят рекомендательный характер. 2. Исполнительный орган – Совет по торговле и развитию. Этот Совет проводит регулярные сессии – 1 раз в год. Осуществляет контроль за всей деятельностью ЮНКТАД, наблюдает за реализацией различных программ, направленных на ускорение экономического развития развивающихся стран 3. Рабочий орган Совета – Комиссия, которая осуществляет контроль за закрепленными за ней областями – инвестиции, торговля товарами и услугами. 4. Секретариат – часть Секретариата ООН и возглавляется генеральным секретарем. ЮНКТАД функционирует по 4 группам стран: I. Афро-азиатские страны II. Промышленно-развитые страны III. Латиноамериканские страны IV. Бывшие социалистические страны 23. Международная кооперация производства. Сущность. Основные методы налаживания кооперированных связей. В современном мировом хозяйстве обычная торговля все быстрее уступает место более сложным отношениям между продавцами и покупателями. Значительная часть сбыта промышленной продукции связана с различными формами промышленного сотрудничества. Речь идет о международной кооперации производства (МКП). Международная кооперация производства – это скоординированная или совместная, обычно долговременная производственно-экономическая, и, как правило, научно-техническая деятельность партнеров из разных стран, основанная на разделении производственно-сбытовых программ, равноправном и взаимовыгодном сотрудничестве. В современном мире МКП занимает ведущее место среди остальных форм внешнеэкономических связей, в силу присущих ей объективных преимуществ. Суть МКП состоит в: - объединении иностранных партнеров на основе общности экономических, технологических, научно-технических и иных интересов; - организации производства промежуточной продукции (применительно к машиностроению – комплектующих деталей) на предприятиях – участниках МКП с последующей сборкой из нее готовых изделий; - увязке технических параметров готовых изделий и их частей, обеспечивающей взаимозаменяемость и унификацию кооперированных изделий с учетом стандартов международных организаций и стран-кооперантов. Международное кооперирование производства в его развитых формах охватывает различные сферы сотрудничества: 1. Производственно-технологическое сотрудничество, включающее: а) вопросы передачи лицензий и использование прав собственности; б) разработку и согласование проектно-конструкторской документации, технологических процессов, технического уровня и качества продукции, строительных и монтажных работ, модернизацию кооперирующихся предприятий; в) совершенствование управления производством, стандартизацию, унификацию, сертификацию, распределение производственных программ. 2. Торгово-экономические процессы, связанные с реализацией кооперированной продукции, а именно: взаимосвязанную продукцию между кооперантами и некоторым третьим лицом в странах-партнёрах. 3. Послепродажное обслуживание техники. Выделяют три основных метода, которые используются при налаживании кооперационных связей: 1) осуществление совместных программ; 2) специализация в договорном порядке; 3) создание совместных предприятий. Осуществление совместных программ в свою очередь реализуется в д в у х основных формах: подрядном производственном кооперировании и совместном производстве. Подрядное производственное кооперирование предполагает выполнение определенной работы исполнителем по поручению заказчика. Подрядное соглашение между двумя сторонами обусловливается сроками, объемами, качеством исполнения и др. Договорная специализация предполагает разграничение производственных программ между участниками производственного кооперирования. Договаривающиеся стороны стремятся устранить или уменьшить дублирование производства и прямую конкуренцию между собой на рынке. Совместные предприятия - это так называемая интегрированная кооперация, получившая широкое распространение во всем мире. При такой организационной форме объединяется капитал нескольких участников для реализации отдельных, взаимно согласованных целей. 24. Сущность и форма международного движения капитала. Международное движение капитала, его активная миграция между странами является важнейшей составной частью и формой современных международных экономических отношений. Движение капитала существенно отличается от движения товаров. Внешняя торговля, как правило, сводится к обмену товарами как потребительными стоимостями. Вывоз капитала (зарубежное инвестирование) представляет собой процесс изъятия части капитала из национального оборота в данной стране и перемещение его в товарной или денежной форме в производственный процесс и обращение другой страны. Основной причиной и предпосылкой вывоза капитала является относительный избыток капитала в данной стране, его перенакопление. В целях получения предпринимательской прибыли или процента он переводится за границу. Международная миграция капитала - это встречное движение капиталов между странами, приносящая их собственникам соответствующий доход. Многие страны одновременно являются импортером и экспортером капитала: происходят так называемые перекрестные инвестиции. Важнейшими причинами вывоза капитала ради большей прибыли являются: 1. Несовпадение спроса на капитал и его предложение в различных звеньях мирового хозяйства. 2. Появление возможности освоения местных товарных рынков. При этом капитал экспортируется для того, чтобы проложить дорогу экспорту товаров, стимулировать спрос на собственную продукцию. В этих целях не только осваиваются имеющиеся рынки, но и создаются новые. 3. Наличие в странах, куда экспортируется капитал, более дешевого сырья и рабочей силы. Так, к примеру, немецкий рабочий в обрабатывающей промышленности "стоит" в 4 раза выше тайваньского, в 9 раз выше бразильского или мексиканского и в 54 раза больше россиянина. 4. Стабильная политическая обстановка и в целом благоприятный инвестиционный климат в принимающей стране, льготный инвестиционный режим в специальных (свободных) экономических зонах. 5. Более низкие экологические стандарты в принимающей стране, нежели в стране - доноре капитала. 6. Стремление окольным путем проникать на рынки третьих стран, установивших высокие тарифные или нетарифные ограничения на продукцию той или иной международной корпорации. Субъектами движения капитала в мировом хозяйстве и источниками его происхождения выступают частные коммерческие структуры, государственные, международные экономические и финансовые организации. Движение капитала, его использование осуществляется в форме: - прямых инвестиций в промышленные, торговые и другие предприятия; - портфельных инвестиций (в иностранные облигации, акции, ценные бумаги); - среднесрочных и долгосрочных международных кредитов (или займов) ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям; - экономической помощи: бесплатно и в виде льготных кредитов (беспроцентных, низкопроцентных). С территориально-географической точки зрения преобладающие потоки вывоза капитала осуществляются из промышленно развитых стран. Активная миграция капитала происходит и между этими странами. Миграцию капитала в рамках промышленно развитых стран следует рассматривать на нескольких уровнях: 1. Между странами "триады": США - Западная Европа - Япония. 2. Между отдельными промышленно развитыми странами. 3. Между одними и теми же отраслями промышленно развитых стран. В послевоенный период наиболее интенсивным регионом миграции капитала становится Западная Европа. Лидирующие позиции в Европе занимают Великобритания, Германия, Франция К крупным экспортерам на Европейском контингенте относятся также Голландия, Швеция и Швейцария. США являются основным объектом инвестиций из стран ЕС. При этом половина инвестиций приходит из Великобритании. Затем по убывающей следуют Франция и Германия. 2/3 инвестиций из США в Европу приходится на Великобританию, далее идут Франция и Швеция. США лидируют среди других промышленно развитых стран по объемам привлеченных инвестиций и вывезенного капитала. Среди современных тенденций вывоза капитала следует выделить растущее значение экспорта производительного капитала. Произошел отход от участия в предпринимательской деятельности через портфельные инвестиции к прямым инвестициям. Начиная с 50-х годов, наблюдается последовательная переориентация прямых заграничных инвестиций с добывающей на обрабатывающую промышленность, а также в сферу услуг. В последние два десятилетия отмечается опережающий рост инвестиций в сферу услуг по сравнению с инвестициями не только в добывающую, но и в обрабатывающую промышленность. 25. СНС. Важнейшие показатели СНС. Для анализа экономических событий необходима СНС – макроэкономический показатель. Это система взаимосвязанных показателей развития экономики на макроуровне. СНС охватывает практически все технические операции, происходящие в экономике. Согласно СНС валовой и национальный продукт, национальный доход страны производятся не только в материальной сфере производства. Но и в сфере услуг. Следовательно в сферу производства включаются следующие деятельности: . Компании и предприятия, производящие товары и услуги . Частные некорпоративные предприятия . Подсобные хозяйства . Деятельность лиц свободных профессий . Сфер управления . Финансовых коммерческих организаций . Некоммерческих организаций . Армии . Жилья, сдающегося в аренду Не включаются ведение личных домашних хозяйств, любая нелегальная деятельность. Важнейшими показателями СНС являются: ВВП и ВНП. ВВП – совокупная стоимость продукции сферы материального производства и сферы услуг, независимо от национальной принадлежности предприятия, расположенного на территории данной страны. ВНП – совокупная стоимость всего объема продукции и услуг в национальной экономике независимо от места нахождения национальных предприятий. Добавленная стоимость – стоимость, созданная на данном предприятии и охватывающая реальный вклад в создание стоимости конкретного продукта. 26. Евросоюз. История создания. Современное состояние. Европейская интеграция обеспечила стабильность, мир и экономическое процветание на протяжении последних пятидесяти лет. Она помогла поднять уровень жизни, создать внутренний рынок, ввести евро и укрепить роль Союза в мире. Европейский Союз был создан после Второй Мировой Войны. Процесс европейской интеграции начался 9 мая 1950 года, когда Франция официально предложила заложить "первый конкретный фундамент европейской федерации". В самом начале объединились шесть стран (Бельгия, Германия, Франция, Италия, Люксембург и Нидерланды). Сегодня, после четырех присоединений (1973: Дания, Ирландия и Великобритания; 1981: Греция; 1986: Испания и Португалия; 1995: Австрия, Финляндия и Швеция), в ЕС входят 15 стран-членов. Европейский Союз основан на верховенстве закона и демократии. Союз не является новым государством взамен существующих, его нельзя сравнить и с другими международными организациями. Страны-члены ЕС делегируют суверенитет общим институтам, представляющим интересы Союза как единого целого в вопросах, представляющих общий интерес. Все решения и процедуры вытекают из основных договоров, ратифицированных странами-членами. Основными целями Союза являются: Создание европейского гражданства Обеспечение свободы, безопасности и законности Содействие экономическому и социальному прогрессу Утверждение роли Европы в мире Руководство ЕС осуществляют пять институтов, каждый из которых играет свою конкретную роль: Европейский парламент (избираемый народами стран-членов); Европейский Совет (состоящий из правительств стран-членов); Европейская Комиссия (движущая сила и исполнительный орган); Суд (соблюдение закона); Палата аудиторов (надлежащее и законное управление бюджетом ЕС). Еще пять органов составляют часть институциональной системы: Европейский Экономический и Социальный Комитет (выражает мнения организованного гражданского общества по экономическим и социальным вопросам); Комитет регионов (выражает мнения региональных и местных властей по региональной политике, окружающей среде и образованию); Европейский омбудсмен (занимается жалобами граждан относительно плохого управления какого-либо института или органа ЕС); Европейский инвестиционный банк (содействует целям ЕС путем финансирования государственных и частных долгосрочных инвестиций); Европейский центральный банк (отвечает за денежную политику и валютные операции). Ряд агентств и органов завершают систему. Изменения в систему институтов ЕС будут внесены с вступлением в силу Договора в Ницце и по результатам работы Европейской Конвенции. Ожидается, что 10 новых стран (Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Венгрия, а также Мальта и Кипр) станут членами ЕС 1 мая 2004 года после подписания Договоров о Присоединении. Три другие страны - Болгария, Румыния и Турция - также являются кандидатами на вступление в ЕС. После первых четырех успешных этапов расширения в 1973, 1981, 1986 и 1995 гг. число членов ЕС увеличилось с шести до пятнадцати. В настоящее время Европейский Союз завершает новый - самый крупный этап. Расширение ЕС является исторической задачей дальнейшей мирной интеграции континента путем распространения зоны стабильности и процветания на новых членов. Данный этап расширения уникален - подобного прецедента никогда не было с точки зрения масштаба и разнообразия. Это относится к числу вступающих стран, увеличению территории, увеличению населения, а также разнообразию исторического опыта и культур. Данный процесс был официально начат в марте 1998 года. На саммите в Копенгагене в декабре 2002 года ЕС принял решение о приеме десяти вышеназванных стран в ЕС в мае 2004 года. Болгария и Румыния смогут это сделать к 2007 году. Турция также является страной-кандидатом, однако ЕС еще не начал с этой страной переговоры о вступлении. После того, как 16 апреля 2003 года в Афинах десять стран подписали договоры о присоединении, последними требованиями, которые необходимо выполнить до их вступления 1 мая 2004 года, являются завершение процедур ратификации и проведение народных референдумов. В предстоящие годы другие страны, возможно, подадут заявления на членство в ЕС. Хорватия уже официально внесла свою кандидатуру. Так как текущий этап расширения еще не завершен, сейчас слишком рано говорить о том, когда могут начаться переговоры с другими странами. Однако основополагающим в любом расширении ЕС является то, что природа самого Союза остается неизменной, и повышение уровня жизни граждан остается незыблемым принципом. Поэтому настоящее расширение представляет собой баланс энтузиазма и практического расчета. В своем выступлении в Брюсселе в декабре 2002 года Председатель Европейской Комиссии Проди сказал: «Статья 49 Договора о Европейском Союзе предусматривает, что любое европейское государство, уважающее основополагающие принципы Союза, может обратиться с просьбой о приеме». Действительно, «ни одному европейскому государству, соответствующему Копенгагенским критериям, установленным в 1993 году, не может быть отказано в такой перспективе». В то же время, Председатель Проди признал, что ЕС «не может продолжать расширяться бесконечно» и что в настоящее время граждан существующих стран-членов нельзя убедить в необходимости дальнейшего расширения границ ЕС на восток. Безотносительно перспектив дальнейшего расширения, ЕС начал проводить новую политику в отношении ближайших соседей. Она нацелена на создание дружеского окружения на границах расширенного Союза путем укрепления связей со всеми соседями ЕС – и, прежде Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|