реферат, рефераты скачать
 

Ответы на вопросы к экзамену по мировой экономике


ФРГ, Великобритания, Канада). Эти страны поставляют

высокотехнологичное оборудование, бытовую технику, химические

товары

- Страны, дающие добывающую промышленность: обладают значительным

запасом минеральных ресурсов – страны БВ, ЛА, Австралия, Канада,

Норвегия, Китай.

- Страны, специализирующиеся на производстве продукции с/х. Бразилия

– поставщик кофе, Аргентина – мяса, Куба – сахара.

- Страны с добывающей, обрабатывающей и с/х продукцией: США, Канада,

некоторые страны ЗЕ.

К числу основных видов международной специализации производства относятся:

1) предметная (производство продуктов);

2) подетальная (производство частей компонентов продуктов);

3) технологическая или стадийная специализация (т. е. осуществление

отдельных технологических процессов, например, сборка, окраска, сварка,

производство отливок, заготовок и и т.п.).

Международная специализация производства - динамическая форма

международного разделения труда.

22. Международные торговые организации: ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД и др.

В настоящее время в мире около 300 МТО.

ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) – преемник ВТО. Это

многостороннее соглашение, которое содержит принципы, правовые нормы,

правила, которыми руководствуются во взаимной торговле страны-участники.

ГАТТ вступило в силу 1 января 1948г. Входят 23 страны. В течение 27 лет это

соглашение выполняло роль м/н организации и являлось центральным м/н

учреждением, в рамках которого страны-члены осуществляли контроль за

выполнением этого соглашения.

Деятельность ГАТТ осуществлялась по основным направлениям:

1. М/н многосторонние торговые переговоры - до 1994г. было проведено 8

раундов 1986 – 1993гг. Уругвайский раунд – самый важный (111 государств).

Главные направления Уругвайского раунда:

- Снижение таможенных тарифов

- Соглашение создания ВТО

- Генеральное соглашение по услугам

- Разработка торговых аспектов прав интеллектуальной собственности.

2. Урегулирование торговых споров

3. Наблюдение за национальной торговой политикой

4. Работа с развивающимися странами.

ВТО (Всемирная Торговая Организация) - начала действовать с 1 января

1995г. 146 государств, развивающихся – 100, наименее развитых – 30, более

25 стран имеют статус наблюдателя (не имеют право голоса). Не имеет Устава:

правовой основой является пакет соглашений:

1. многосторонне торговое соглашение по торговле товарами:

a) соглашение по с/х товарам

b) соглашение по текстильным товарам

c) соглашение по инвестиционным мерам

d) соглашение по защитным мерам

e) генеральное соглашение по тарифам и торговле

2. генеральное соглашение по торговле услугами ГАТС

3. соглашение по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность

4. Процедуры разрешения споров

5. Механизм обзора торговой политики.

Главная цель ВТО – либерализация торговли товарами и услугами, сокращение

регулирования МТ тарифными методами при ликвидации нетарифных ограничений.

В ВТО большое внимание уделяется разрешению торговых споров. Основные

принципы ВТО:

- Принцип наибольшего благоприятствования

- Принцип национального режима

- Принцип защиты национальной промышленности

- Создание устойчивой основы торговли

- Содействие справедливой конкуренции (споры по антидемпингу, по

субсидированию)

- Общее запрещение в количественных ограничениях импорта

- Специальные условия для развивающихся стран.

Организационная структура:

. Высший орган ВТО – конференция министров (1 раз в 2 года). С 1 сентября

2002г. до 2005г. Супачай Паничпакди (таиландец, 56 лет) – генеральный

директор ВТО, штаб-квартира – в Женеве.

. Генеральный совет – следит за текущей работой ВТО.

. Совет по торговле товарами

. Совет по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность

. Совет по торговле услугами.

ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) – постоянный специальный

орган ООН. 186 государств. Цели:

1. Содействие в развитии м/н торговли в целях ускорения экономического

роста в развивающихся странах

2. Содействие организации деятельности других учреждений в рамках ООН в

области м/н торговли

3. Согласование политики правительств и региональных экономических

группировок в области торговли

4. Установление принципов и политики, касающиеся м/н торговли.

Организационная структура:

1. Высший орган – Конференция, которая собирается на сессии – 1 раз в 4

года. Сессии представляют собой многосторонние экономические форумы.

Решение ЮНКТАД по существу рассматриваемых вопросов не имеют обязательной

силы и носят рекомендательный характер.

2. Исполнительный орган – Совет по торговле и развитию. Этот Совет проводит

регулярные сессии – 1 раз в год. Осуществляет контроль за всей

деятельностью ЮНКТАД, наблюдает за реализацией различных программ,

направленных на ускорение экономического развития развивающихся стран

3. Рабочий орган Совета – Комиссия, которая осуществляет контроль за

закрепленными за ней областями – инвестиции, торговля товарами и

услугами.

4. Секретариат – часть Секретариата ООН и возглавляется генеральным

секретарем.

ЮНКТАД функционирует по 4 группам стран:

I. Афро-азиатские страны

II. Промышленно-развитые страны

III. Латиноамериканские страны

IV. Бывшие социалистические страны

23. Международная кооперация производства. Сущность. Основные методы

налаживания кооперированных связей.

В современном мировом хозяйстве обычная торговля все быстрее уступает место

более сложным отношениям между продавцами и покупателями. Значительная

часть сбыта промышленной продукции связана с различными формами

промышленного сотрудничества. Речь идет о международной кооперации

производства (МКП).

Международная кооперация производства – это скоординированная или

совместная, обычно долговременная производственно-экономическая, и, как

правило, научно-техническая деятельность партнеров из разных стран,

основанная на разделении производственно-сбытовых программ, равноправном и

взаимовыгодном сотрудничестве. В современном мире МКП занимает ведущее

место среди остальных форм внешнеэкономических связей, в силу присущих ей

объективных преимуществ. Суть МКП состоит в:

- объединении иностранных партнеров на основе общности экономических,

технологических, научно-технических и иных интересов;

- организации производства промежуточной продукции (применительно к

машиностроению – комплектующих деталей) на предприятиях – участниках МКП с

последующей сборкой из нее готовых изделий;

- увязке технических параметров готовых изделий и их частей, обеспечивающей

взаимозаменяемость и унификацию кооперированных изделий с учетом стандартов

международных организаций и стран-кооперантов.

Международное кооперирование производства в его развитых формах охватывает

различные сферы сотрудничества:

1. Производственно-технологическое сотрудничество, включающее:

а) вопросы передачи лицензий и использование прав собственности;

б) разработку и согласование проектно-конструкторской документации,

технологических процессов, технического уровня и качества продукции,

строительных и монтажных работ, модернизацию кооперирующихся предприятий;

в) совершенствование управления производством, стандартизацию, унификацию,

сертификацию, распределение производственных программ.

2. Торгово-экономические процессы, связанные с реализацией кооперированной

продукции, а именно: взаимосвязанную продукцию между кооперантами и

некоторым третьим лицом в странах-партнёрах.

3. Послепродажное обслуживание техники.

Выделяют три основных метода, которые используются при налаживании

кооперационных связей:

1) осуществление совместных программ;

2) специализация в договорном порядке;

3) создание совместных предприятий.

Осуществление совместных программ в свою очередь реализуется в д в у х

основных формах: подрядном производственном кооперировании и совместном

производстве.

Подрядное производственное кооперирование предполагает выполнение

определенной работы исполнителем по поручению заказчика. Подрядное

соглашение между двумя сторонами обусловливается сроками, объемами,

качеством исполнения и др.

Договорная специализация предполагает разграничение производственных

программ между участниками производственного кооперирования.

Договаривающиеся стороны стремятся устранить или уменьшить дублирование

производства и прямую конкуренцию между собой на рынке.

Совместные предприятия - это так называемая интегрированная кооперация,

получившая широкое распространение во всем мире. При такой организационной

форме объединяется капитал нескольких участников для реализации отдельных,

взаимно согласованных целей.

24. Сущность и форма международного движения капитала.

Международное движение капитала, его активная миграция между странами

является важнейшей составной частью и формой современных международных

экономических отношений.

Движение капитала существенно отличается от движения товаров. Внешняя

торговля, как правило, сводится к обмену товарами как потребительными

стоимостями. Вывоз капитала (зарубежное инвестирование) представляет собой

процесс изъятия части капитала из национального оборота в данной стране и

перемещение его в товарной или денежной форме в производственный процесс и

обращение другой страны. Основной причиной и предпосылкой вывоза капитала

является относительный избыток капитала в данной стране, его

перенакопление. В целях получения предпринимательской прибыли или процента

он переводится за границу.

Международная миграция капитала - это встречное движение капиталов между

странами, приносящая их собственникам соответствующий доход. Многие страны

одновременно являются импортером и экспортером капитала: происходят так

называемые перекрестные инвестиции.

Важнейшими причинами вывоза капитала ради большей прибыли являются:

1. Несовпадение спроса на капитал и его предложение в различных звеньях

мирового хозяйства.

2. Появление возможности освоения местных товарных рынков. При этом капитал

экспортируется для того, чтобы проложить дорогу экспорту товаров,

стимулировать спрос на собственную продукцию. В этих целях не только

осваиваются имеющиеся рынки, но и создаются новые.

3. Наличие в странах, куда экспортируется капитал, более дешевого сырья и

рабочей силы. Так, к примеру, немецкий рабочий в обрабатывающей

промышленности "стоит" в 4 раза выше тайваньского, в 9 раз выше

бразильского или мексиканского и в 54 раза больше россиянина.

4. Стабильная политическая обстановка и в целом благоприятный

инвестиционный климат в принимающей стране, льготный инвестиционный режим в

специальных (свободных) экономических зонах.

5. Более низкие экологические стандарты в принимающей стране, нежели в

стране - доноре капитала.

6. Стремление окольным путем проникать на рынки третьих стран, установивших

высокие тарифные или нетарифные ограничения на продукцию той или иной

международной корпорации.

Субъектами движения капитала в мировом хозяйстве и источниками его

происхождения выступают частные коммерческие структуры, государственные,

международные экономические и финансовые организации.

Движение капитала, его использование осуществляется в форме:

- прямых инвестиций в промышленные, торговые и другие предприятия;

- портфельных инвестиций (в иностранные облигации, акции, ценные бумаги);

- среднесрочных и долгосрочных международных кредитов (или займов) ссудного

капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым

учреждениям;

- экономической помощи: бесплатно и в виде льготных кредитов

(беспроцентных, низкопроцентных).

С территориально-географической точки зрения преобладающие потоки вывоза

капитала осуществляются из промышленно развитых стран. Активная миграция

капитала происходит и между этими странами.

Миграцию капитала в рамках промышленно развитых стран следует рассматривать

на нескольких уровнях:

1. Между странами "триады": США - Западная Европа - Япония.

2. Между отдельными промышленно развитыми странами.

3. Между одними и теми же отраслями промышленно развитых стран.

В послевоенный период наиболее интенсивным регионом миграции капитала

становится Западная Европа. Лидирующие позиции в Европе занимают

Великобритания, Германия, Франция

К крупным экспортерам на Европейском контингенте относятся также Голландия,

Швеция и Швейцария. США являются основным объектом инвестиций из стран ЕС.

При этом половина инвестиций приходит из Великобритании. Затем по убывающей

следуют Франция и Германия. 2/3 инвестиций из США в Европу приходится на

Великобританию, далее идут Франция и Швеция. США лидируют среди других

промышленно развитых стран по объемам привлеченных инвестиций и вывезенного

капитала.

Среди современных тенденций вывоза капитала следует выделить растущее

значение экспорта производительного капитала. Произошел отход от участия в

предпринимательской деятельности через портфельные инвестиции к прямым

инвестициям. Начиная с 50-х годов, наблюдается последовательная

переориентация прямых заграничных инвестиций с добывающей на обрабатывающую

промышленность, а также в сферу услуг.

В последние два десятилетия отмечается опережающий рост инвестиций в сферу

услуг по сравнению с инвестициями не только в добывающую, но и в

обрабатывающую промышленность.

25. СНС. Важнейшие показатели СНС.

Для анализа экономических событий необходима СНС – макроэкономический

показатель. Это система взаимосвязанных показателей развития экономики на

макроуровне. СНС охватывает практически все технические операции,

происходящие в экономике. Согласно СНС валовой и национальный продукт,

национальный доход страны производятся не только в материальной сфере

производства. Но и в сфере услуг. Следовательно в сферу производства

включаются следующие деятельности:

. Компании и предприятия, производящие товары и услуги

. Частные некорпоративные предприятия

. Подсобные хозяйства

. Деятельность лиц свободных профессий

. Сфер управления

. Финансовых коммерческих организаций

. Некоммерческих организаций

. Армии

. Жилья, сдающегося в аренду

Не включаются ведение личных домашних хозяйств, любая нелегальная

деятельность.

Важнейшими показателями СНС являются: ВВП и ВНП.

ВВП – совокупная стоимость продукции сферы материального производства и

сферы услуг, независимо от национальной принадлежности предприятия,

расположенного на территории данной страны.

ВНП – совокупная стоимость всего объема продукции и услуг в национальной

экономике независимо от места нахождения национальных предприятий.

Добавленная стоимость – стоимость, созданная на данном предприятии и

охватывающая реальный вклад в создание стоимости конкретного продукта.

26. Евросоюз. История создания. Современное состояние.

Европейская интеграция обеспечила стабильность, мир и экономическое

процветание на протяжении последних пятидесяти лет. Она помогла поднять

уровень жизни, создать внутренний рынок, ввести евро и укрепить роль Союза

в мире.

Европейский Союз был создан после Второй Мировой Войны. Процесс европейской

интеграции начался 9 мая 1950 года, когда Франция официально предложила

заложить "первый конкретный фундамент европейской федерации". В самом

начале объединились шесть стран (Бельгия, Германия, Франция, Италия,

Люксембург и Нидерланды). Сегодня, после четырех присоединений (1973:

Дания, Ирландия и Великобритания; 1981: Греция; 1986: Испания и Португалия;

1995: Австрия, Финляндия и Швеция), в ЕС входят 15 стран-членов.

Европейский Союз основан на верховенстве закона и демократии. Союз не

является новым государством взамен существующих, его нельзя сравнить и с

другими международными организациями. Страны-члены ЕС делегируют

суверенитет общим институтам, представляющим интересы Союза как единого

целого в вопросах, представляющих общий интерес. Все решения и процедуры

вытекают из основных договоров, ратифицированных странами-членами.

Основными целями Союза являются:

Создание европейского гражданства

Обеспечение свободы, безопасности и законности

Содействие экономическому и социальному прогрессу

Утверждение роли Европы в мире

Руководство ЕС осуществляют пять институтов, каждый из которых играет свою

конкретную роль:

Европейский парламент (избираемый народами стран-членов);

Европейский Совет (состоящий из правительств стран-членов);

Европейская Комиссия (движущая сила и исполнительный орган);

Суд (соблюдение закона);

Палата аудиторов (надлежащее и законное управление бюджетом ЕС).

Еще пять органов составляют часть институциональной системы:

Европейский Экономический и Социальный Комитет (выражает мнения

организованного гражданского общества по экономическим и социальным

вопросам);

Комитет регионов (выражает мнения региональных и местных властей по

региональной политике, окружающей среде и образованию);

Европейский омбудсмен (занимается жалобами граждан относительно плохого

управления какого-либо института или органа ЕС);

Европейский инвестиционный банк (содействует целям ЕС путем финансирования

государственных и частных долгосрочных инвестиций);

Европейский центральный банк (отвечает за денежную политику и валютные

операции).

Ряд агентств и органов завершают систему.

Изменения в систему институтов ЕС будут внесены с вступлением в силу

Договора в Ницце и по результатам работы Европейской Конвенции.

Ожидается, что 10 новых стран (Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия,

Словакия, Словения, Венгрия, а также Мальта и Кипр) станут членами ЕС 1 мая

2004 года после подписания Договоров о Присоединении. Три другие страны -

Болгария, Румыния и Турция - также являются кандидатами на вступление в ЕС.

После первых четырех успешных этапов расширения в 1973, 1981, 1986 и 1995

гг. число членов ЕС увеличилось с шести до пятнадцати. В настоящее время

Европейский Союз завершает новый - самый крупный этап. Расширение ЕС

является исторической задачей дальнейшей мирной интеграции континента путем

распространения зоны стабильности и процветания на новых членов.

Данный этап расширения уникален - подобного прецедента никогда не было с

точки зрения масштаба и разнообразия. Это относится к числу вступающих

стран, увеличению территории, увеличению населения, а также разнообразию

исторического опыта и культур.

Данный процесс был официально начат в марте 1998 года. На саммите в

Копенгагене в декабре 2002 года ЕС принял решение о приеме десяти

вышеназванных стран в ЕС в мае 2004 года. Болгария и Румыния смогут это

сделать к 2007 году. Турция также является страной-кандидатом, однако ЕС

еще не начал с этой страной переговоры о вступлении.

После того, как 16 апреля 2003 года в Афинах десять стран подписали

договоры о присоединении, последними требованиями, которые необходимо

выполнить до их вступления 1 мая 2004 года, являются завершение процедур

ратификации и проведение народных референдумов.

В предстоящие годы другие страны, возможно, подадут заявления на членство в

ЕС. Хорватия уже официально внесла свою кандидатуру. Так как текущий этап

расширения еще не завершен, сейчас слишком рано говорить о том, когда могут

начаться переговоры с другими странами. Однако основополагающим в любом

расширении ЕС является то, что природа самого Союза остается неизменной, и

повышение уровня жизни граждан остается незыблемым принципом. Поэтому

настоящее расширение представляет собой баланс энтузиазма и практического

расчета.

В своем выступлении в Брюсселе в декабре 2002 года Председатель Европейской

Комиссии Проди сказал: «Статья 49 Договора о Европейском Союзе

предусматривает, что любое европейское государство, уважающее

основополагающие принципы Союза, может обратиться с просьбой о приеме».

Действительно, «ни одному европейскому государству, соответствующему

Копенгагенским критериям, установленным в 1993 году, не может быть отказано

в такой перспективе». В то же время, Председатель Проди признал, что ЕС «не

может продолжать расширяться бесконечно» и что в настоящее время граждан

существующих стран-членов нельзя убедить в необходимости дальнейшего

расширения границ ЕС на восток. Безотносительно перспектив дальнейшего

расширения, ЕС начал проводить новую политику в отношении ближайших

соседей. Она нацелена на создание дружеского окружения на границах

расширенного Союза путем укрепления связей со всеми соседями ЕС – и, прежде

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.