реферат, рефераты скачать
 

Балансы международных расчетов


Балансы международных расчетов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЛОМОНОВ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ:

«БАЛАНС МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТОВ»

Я намутил это из Диплома по такой самой теме путем жестокого обрезания всех

выступающих частей тела вируса… тьфу! Блин! Заучился один.. Удачи!

Не пишите мне сюда: corrupter@mail.ru

Amen.. God Damn! Q2 rulezz(z)!

Преподаватель:

Профессор Клочко В.П.

КИЕВ 2000

Содержание:

1. Сущность платежного баланса и основные принципы его составления – с. 5

2. Структура платежного баланса. – с. 13

3. Подходы к определению сальдо платежного баланса – с. 15

4. Идеи Дж.М.Кейнса и анализ платежного баланса – с. 21

5. Современные методы анализа платежного баланса: монетаристский подход –

с. 26

6. Список Литературы – с. 30

Введение:

Органы государственной власти, определяющие экономическую, финансовую

и денежно-кредитную испытывают постоянную необходимость в информации о

взаимоотношениях государства как субъекта международных экономических

отношений с экономическими агентами внешнего мира. Такого рода информация

также необходима самим экономическим агентам для принятия решений

относительно будущих действий на финансовых, валютных и денежных рынках, в

области инвестиционной и ценовой политики. Традиционно важное значение

имеет информация о состоянии внешнеэкономической деятельности страны и для

экономистов-исследователей, занимающихся анализом и прогнозом экономической

ситуации в стране, а также исследованием места страны в системе мировых

хозяйственных связей.

Основные потребности в подобной информации удовлетворяют балансы

международных расчетов, а чаще основная их часть — платежный баланс

государства, который отражает товарные и финансовые потоки между данной

страной и всем остальным миром. Подготовка многих политических и

экономических решений нуждается в такого рода данных. Можно отметить три

случая, когда информация, содержащаяся в платежном балансе, особенно

необходима;

1) С помощью анализа результатов обмена между странами легче судить о

стабильности системы плавающих валютных курсов: платежный баланс помогает

выявить масштабы аккумулирования иностранных валют у тех экономических

агентов, которые больше заинтересованы в их владении, и тех, кто более

склонен избавиться от этих валют.

2) В условиях фиксированных валютных курсов платежный баланс помогает

определить объем притока иностранной валюты в страну, степень давления на

курс национальной валюты, а также позволяет решить вопрос о

целесообразности поддержки фиксированного курса валюты, если ей угрожает

кризис.

3) Счета платежного баланса в части расчетного баланса предоставляют

информацию о накоплении внешней задолженности, выплате процентов и платежей

по основной сумме долга и возможностях страны аккумулировать валюту для

будущих платежей. Эта информация необходима для оценки того, насколько

стране-должнику стало обходиться дешевле или дороже погашать долги

иностранным кредиторам.

Вместе с тем, для того, чтобы на основе платежного баланса можно было

делать правильные выводы о состоянии внешнеэкономических связей

государства, необходим анализ механизмов влияния тех или иных экономических

явлений на счета баланса, так как сами по себе они не могут дать нам

позитивных или негативных оценок тех или иных явлений.

1. Сущность платежного баланса и основные принципы его составления

Платежный баланс страны представляет собой статистическую систему, в

которой отражаются все экономические операции между резидентами данной

страны и резидентами других стран (нерезидентами), которые имели место в

течение определенного периода времени. В настоящее время платежные балансы

в большинстве стран мира составляются в соответствии с рекомендациями,

разработанными специалистами Международного валютного фонда, которые

выпускаются в виде издания "Balance of Payments Manual" или "Рекомендации

по составлению платежного баланса". Всего за время существования МВФ было

выпущено пять редакций "Рекомендаций...", последняя из которых датирована

1993 годом.

Экономические операции, совершающиеся между резидентами и

нерезидентами, охватывают сделки, объектом которых являются товары, услуги

и доход, требования и обязательства по отношению к остальному миру, а также

трансферты (которые с учетной точки зрения можно классифицировать как

односторонние операции по счетам). Сама по себе экономическая сделка

определена МВФ как экономический поток, отражающий создание, трансформацию,

обмен, передачу некоторой стоимости и сопровождающий изменение

собственности на товары и/или финансовые активы, оказание услуг, а также

предоставление труда или капитала за плату.

Кроме платежного баланса, основанного на отражении финансовых потоков

(flow-oriented), в системе балансов международных расчетов используется

расчетный баланс, или позиция страны по международным инвестициям,

составляемый по состоянию на определенную дату — как правило, конец года

(stock-oriented). Международная инвестиционная позиция показывает объем и

структуру иностранных активов резидентов, то есть требований резидентов к

нерезидентам, а также объем и структуру иностранных обязательств

резидентов. Иногда, путем сопоставления активов и обязательств, возможно

получить чистую международную инвестиционную позицию страны, которая

эквивалентна доле национального богатства, предоставленного или взятого

взаймы у внешнего мира (нерезидентов). Изменения в инвестиционной позиции

по сравнению с предыдущим периодом могут быть вызваны экономическими

операциями с активами и обязательствами, переоценкой активов и обязательств

в результате изменения обменных курсов, цен и т.д., а также в результате

иных действий (например, безвозмездных передач финансовых ресурсов). В

отличие от инвестиционной позиции, платежный баланс отражает изменения,

произошедшие только в результате экономических операций.

Основной принцип, лежащий в основе построения платежного баланса —

принцип двойной записи, т.е. любая экономическая сделка находит двойное

отражение в балансе путем записи по кредиту одной статьи и по дебету

другой. Это правило имеет очень простую экономическую интерпретацию:

большинство экономических операций заключается в обмене экономическими

ценностями. Из этого следует, что сумма всех кредитовых проводок должна

совпадать с суммой дебетовых, а общее сальдо — равняться нулю, однако на

практике баланс никогда не достигается. Это происходит потому, что данные,

характеризующие разные стороны одних и тех же операций, берутся из разных

источников. Например, данные об экспорте товаров содержатся в таможенной

статистике, в то время как данные о поступлениях иностранной валюты на

счета предприятий за поставки по экспорту обычно берутся из банковской

статистики. Расхождение между суммами кредитовых и дебетовых проводок

называется "чистыми ошибками и пропусками". При этом, даже если показатель

"чистых ошибок и пропусков" составляет относительно небольшую величину, это

не означает, что сумма абсолютных величин ошибок и пропусков мала, так как

противоположные по знаку ошибки и пропуски могут погашать друг друга. С

другой стороны, при наличии заметных устойчивых отрицательных или

положительных значений указанного показателя в течение достаточно долгого

периода времени, по величине статьи «чистые ошибки и пропуски» можно судить

о систематической недо- или переоценке того или иного показателя платежного

баланса.

В том случае, если происходит безвозмездное предоставление

экономических ценностей (товаров, услуг или финансовых активов), для того,

чтобы отразить эту операцию дважды, в системе платежного баланса вводится

особая статья, которая называется "трансферты".

Согласно принципам составления платежного баланса, записи по кредиту

производятся в случаях, касающиеся:

1) Движения реальных (товарных) потоков, сопровождающих экспорт.

2) Движения финансовых потоков, отражающее уменьшение зарубежных

активов страны либо увеличение зарубежных обязательств.

С другой стороны, запись, произведенная по дебету, отражает:

1) Движение реальных потоков, сопровождающих импорт.

2) Изменение финансовых потоков, отражающее увеличение активов и

уменьшение обязательств.

Другими словами, для активов (реальных либо финансовых) положительная

запись (кредит) означает отток стоимостей, за которым должен последовать

компенсирующий приток стоимостей (платежи) в данную страну, а

отрицательная запись (по дебету) — приток стоимостей, за который резиденты

должны платить. В систематизированном виде правила отражения операций в

платежном балансе по дебету и по кредиту приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Правила отражения операций в платежном балансе по дебету и по кредиту

|Операция |Кредит, плюс (+) |Дебет, минус (-) |

|А. Товары и |Экспорт товаров и |Импорт товаров и |

|нефакторные услуги |экспорт услуг |импорт услуг (оказание|

| |(оказание услуг |услуг нерезидентами) |

| |нерезидентам) | |

|Б. Услуги труда и |оказанные нерезидентам|оказанные резидентам |

|капитала (оплата труда|резидентами |нерезидентами |

|и доходы от | | |

|инвестиций) | | |

|В. Трансферты (текущие|получение средств |передача средств |

|и капитальные) | | |

|Г. Операции с |увеличение |увеличение требований |

|финансовыми активами |обязательств по |к нерезидентам |

|или обязательствами |отношению к |(например, |

| |нерезидентам |предоставление |

| |(например, |кредитов нерезидентам)|

| |приобретение |или уменьшение |

| |нерезидентами наличной|обязательств по |

| |национальной валюты) |отношению к |

| |или уменьшение |нерезидентам |

| |требований к |(например, погашение |

| |нерезидентам |резидентами ценных |

| |(например, снижение |бумаг, приобретенных |

| |остатков по счетам |нерезидентами) |

| |резидентов в | |

| |банках-нерезидентах) | |

Основу концепции платежного баланса составляют также несколько

принципов, которые приводятся ниже в кратком изложении.

Концепции экономической территории, резидентности и центра

экономических интересов. Эти концепции используются как при построении

платежного баланса, так и в системе национальных счетов. Смысл их состоит в

том, чтобы определить, каких экономических субъектов относить к субъектам

внешнего мира, а каких — к внутренним, какие экономические операции и

потоки считать внешнеэкономическими.

Руководство по составлению платежного баланса МВФ в абзаце 21

определяет экономическую территорию страны как территорию, находящуюся под

юрисдикцией правительства страны, в пределах которой возможна свободное

перемещение людей, товаров и финансовых ресурсов. При этом можно отметить,

что эта территория не всегда совпадает с географической границей

государства, так как в пределы экономической территории включаются

территориальные анклавы вне основной государственной границы: посольства,

консульства, военные базы, научные станции, информационные, иммиграционные

или благотворительные агентства, расположенные на территории других

государств и находящиеся в распоряжении правительства страны, которое

владеет или арендует эти объекты.

Согласно пятому изданию "Руководства...", экономический субъект имеет

центр экономических интересов на территории данного государства, если в

каком-то месте, находящемся на экономической территории страны, существует

имущество, производственные помещения, иные строения, которые этот

экономический субъект использует и намеревается использовать в течение

определенного длительного периода времени прямым или косвенным образом для

осуществления экономических операций или сделок в достаточно большом

масштабе. Из приведенного определения центра экономических интересов видно,

что формулировки достаточно расплывчаты, чтобы применять их напрямую на

практике. Вследствие этого МВФ утверждает, что в большинстве случаев для

определения центра экономических интересов достаточно признака ведения

экономической деятельности и операций в течение годичного срока.

Оба предыдущих понятия — экономической территории и центра

экономических интересов субъекта — необходимы для определения ключевого

понятия в системе платежного баланса — резидентности, то есть установление

критериев, в соответствии с которыми того или иного экономического субъекта

было возможно отнести к категории резидента данной страны. В связи с этим

важно подчеркнуть, что концепция резидентности в системе платежного баланса

не основывается на критериях национальной принадлежности экономического

субъекта либо на юридических критериях определения резидентов того или

иного государства.

В соответствии с пятым изданием "Руководства..." экономический субъект

является резидентом данной страны, если он имеет центр экономических

интересов на экономической территории страны.

МВФ подразделяет всех экономических субъектов на две категории:

домашние хозяйства и физические лица, составляющие домашние хозяйства, а

также юридические лица и иные организационно-правовые формы ведения

коммерческой деятельности, некоммерческие организации и органы

государственной власти данной страны. Пятое издание "Руководства..."

подробно описывает наиболее общие случаи применения критериев резидентности

к обеим категориям (например, вопросы резидентства международных либо

межправительственных организаций и т.д.).

Принципы оценки экономической сделки и времени записи. Для целей

сравнительного анализа и агрегирования статистических данных при

составлении балансов международных расчетов требуется единая система оценки

сделок с реальными и финансовыми активами и пассивами, а также оценки

активов и обязательств на определенный момент времени. МВФ рекомендует

производить оценку всех сделок, а также активов и обязательств, по рыночным

ценам, согласованным участниками экономической операции. Обычно учет в

системе платежного баланса производится по фактическим ценам (причем, как

правило, экспорт учитывается в ценах CIF, а импорт — в ценах FOB).

Тем не менее, МВФ определяет рыночную цену как денежную сумму, которую

покупатель, добровольно желающий купить товар, услугу и т.д., готов

уплатить продавцу, добровольно желающему продать товар, услугу и т.д., в

обмен на предмет сделки при условиях независимости сторон сделки друг от

друга и коммерческой обоснованности сделки. Вместе с тем, в пятом издании

"Руководства..." перечислены случаи, когда рыночную цену в соответствии с

приведенными критериями установить невозможно — бартерные операции,

налоговые платежи, сделки между дочерним и материнским предприятиями,

международный лизинг, гранты от государственных и некоммерческих

организаций. В таких случаях оценка сделок производится по ценам

аналогичных сделок или товаров, существовавших на рынке в период времени,

за который проводится оценка. Также МВФ дает рекомендации по поводу

выявления трансфертного ценообразования в сделках между аффилированными

предприятиями — резидентами разных стран.

Сами же операции находят свое отражение в балансе в момент создания,

трансформации, обмена, передачи или исчезновения экономической стоимости.

При этом считается, что требования и обязательства всегда возникают при

смене собственника за некоторыми исключениями, такими как передача

имущества в рамках договора лизинга, перемещение продукции из одной страны

в другую в пределах одной корпорации или сети аффилированных предприятий

или перемещение давальческого сырья в страну в целях переработки (толлинг).

Концепция и типы экономических операций. В широком смысле, смена

экономического состояния объекта операции, отражаемая в платежном балансе,

вытекает из сделки между резидентом и нерезидентом (по крайней мере, все

сделки между ними фиксирует платежный баланс). Основными типами действий

экономических субъектов, которые можно найти в балансе, являются не

платежи, несмотря на название баланса, а экономические операции или сделки,

которые могут вовсе не сопровождаться денежным платежом. Учет в системе

платежного баланса таких операций и составляет основное его отличие от

баланса международных платежей страны. МВФ выделяет следующие виды

экономических операций, которые отражаются в платежном балансе:

1) Обмен. Такого рода сделки обычно составляют большую часть операций,

фиксируемых в платежном балансе. Сделка обмена заключается в предоставлении

одним контрагентом другому экономической стоимости в обмен на эквивалентную

стоимость в другой форме. При этом экономическая стоимость определяется в

широком смысле как реальные ресурсы (товары, услуги, доход) либо

инструменты денежного, валютного и финансового рынков.

2) Трансферты. Отличаются от сделок обмена тем, что контрагент не

предоставляет взамен полученной стоимости ее эквивалента.

3) Миграция. В силу того, что экономическая система определена в

терминах экономических субъектов, ее производительность наверняка будет

подвержена изменению вместе с изменением количества субъектов, относящихся

к данной экономике. Миграция возникает, когда домашнее хозяйство

перемещается на продолжительное время в другую страну. Данное явление имеет

значение для платежного баланса в силу того, что вместе с домашним

хозяйством перемещаются также и некоторые виды активов, которые как бы

импортируются в ту страну, куда переезжает экономический субъект.

4) "Вмененные" операции. В некоторых случаях в платежном балансе могут

учитываться так называемые «вмененные» экономические операции, не

сопровождаемые движением стоимости от резидента к нерезиденту и наоборот.

Примером является реинвестирование полученной прибыли иностранным

акционером предприятия. Несмотря на то, что эта операция не сопровождается

международным движением стоимостей, реинвестированная прибыль в доле,

пропорциональной доле иностранного инвестора в акционерном капитале,

отражается в платежном балансе как доход от прямых инвестиций с

балансирующей проводкой "реинвестированная прибыль" по финансовому счету.

В заключение рассмотрения основных принципов составления платежного

баланса необходимо остановиться на том, в каких денежных единицах вести

учет. С точки зрения МВФ, стандартная единица учета должна быть достаточно

стабильной, чтобы изменения ее курса в течение учетного периода не

отражались на итоговых показателях, также единица учета должна быть

стабильной на протяжении как можно большего числа учетных периодов для

обеспечения сравнимости и анализа их динамики. Таким образом, не существует

идеальной единицы учета, а для представления отчета в МВФ от стран

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.