реферат, рефераты скачать
 

Проблемы развития общих рынков в международной экономической интеграции


послевоенной европейской организации в 1948 году. Госсекретарь США Джордж

Маршалл призвал страны Европы объединить свои усилия для экономической

реконструкции и обещал помощь со стороны Америки (что вошло в историю как

план Маршалла). Заданием Европы было создать Организацию Европейского

экономического сотрудничества (ОЭСР). Позже, в 1960, когда США и Канада

вступили в нее, согласовав с ее членами расширение деятельности, включающее

помощь странам третьего мира, организация была переименована в Организацию

экономического сотрудничества и развития. За основанием ОЭСР последовало

основание в 1949 году НАТО, военного пакта между США, Канадой и

большинством свободных государств Европы. Следующей организацией стал ЗЕС в

1954 году, который был призван укрепить сотрудничество в области

безопасности между странами Европы. Это расширило существующее Брюссельское

Соглашение между Великобританией, Францией, Бельгией, Люксембургом и

Нидерландами. В него также вошли ФРГ и Италия, а впоследствии и Португалия,

Испания и Греция. ЗЕС предлагает своим участникам основу для тесного

сотрудничества в области защиты и безопасности, помогая им объединить

усилия Европы в этом направлении, а также придать больший вес голосу Европы

в Атлантическом Альянсе.

Характерной чертой второй группы организаций является то, что они

созданы с целью привлечения в свои члены как можно большего количества

стран. Это означает возможность лимитирования их деятельности, которая не

выходит за рамки обычного международного сотрудничества. Одной из таких

организаций является Совет Европы, основанный 5 мая 1949 года чтобы

осуществлять политическое сотрудничество. В его уставе не ставится целью ни

создание федерации или союза, ни изменения или какие-либо попытки покушения

на национальный суверенитет. Принятие решений полностью возложено на

Кабинет Министров, и для любого решения требуется единогласие, а это

означает, что любая страна может наложить вето на решение, как и в Совете

Безопасности в Европе. Ко всему прочему, в организации существует

Парламентская Ассамблея, но ее роль чисто консультативная и у нее нет

законодательных полномочий. Все, что она может — это давать рекомендации

Кабинету Министров. Поэтому любая рекомендация может быть отклонена одним

голосом, так как Кабинет не отвечает перед Ассамблеей. И даже в случае,

если предложение будет принято Кабинетом Министров, оно должно еще быть

ратифицировано национальными парламентами, прежде чем оно будет иметь силу

закона. Из этого можно сделать вывод, что Совет Европы в принципе служит

инструментом межпарламентского сотрудничества. В спектре своих целей по

налаживанию тесных контактов между странами Европы и продвижению их

экономических и социальных достижений, Совет Европы действует очень

успешно. Количество его членов возросло от начальных 10 до 25

(Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Италия,

Ирландия, Дания, Норвегия и Швеция, Греция, Турция, ФРГ, Австрия, Кипр,

Швейцария, Мальта, Исландия, Португалия, Испания, Лихтенштейн, Финляндия,

Сан-Марино, Венгрия и Польша). Под его покровительством заключается

широкий спектр экономических, культурных, социальных и юридических

конвенций, наиболее важным и известным из которых является Европейская

Конвенция Защиты прав человека и фундаментальных свобод, принятая 4 ноября

1950 года.

Третья группа организаций включает в себя Европейское объединение по

углю и стали, Европейскую Комиссию по атомной энергии и Европейское

(экономическое) Сообщество. Формально эти три сообщества продолжают

существовать параллельно. С точки зрения политической реальности они могут

рассматриваться как единая система. Создание этих организаций может быть

отмечено как зарождение “Европейского Сообщества”. Главной отличительной

чертой Европейского Сообщества в сравнении с другими международными

образованиями является то, что его члены для создания связующего,

прочного организационного и политического соединения пожертвовали какой-то

частью своего национального суверенитета.

Первый кирпичик в строительство Европейского Сообщества был заложен 9

мая 1950 года, когда Робер Шуман, Министр иностранных дел Франции,

предложил план, разработанный им и Жаном Моне для Франции и Германии,

который предполагал совместную координацию всей выработки угля и стали в

рамках организации, в которую могла бы войти любая из стран Европы. Это

предложение вызвало двоякую реакцию: с одной стороны, бессмысленно налагать

односторонние ограничения на Германию, но в то же время, полностью

независимая Германия все еще воспринималась как потенциальная угроза миру.

Единственным выходом из создавшегося положения, по мнению Шумана, было

привязать Германию политически и экономически к крепкой группировке

Европейских государств. Этот план явился продолжением мысли, высказанной

Уинстоном Черчиллем в его известной речи в Цюрихе 19 сентября 1946 года,

когда он призвал к созданию Соединенных Штатов Европы, подчеркивая

принципиальную важность франко-германского сотрудничества. Кроме этого,

Черчилль предвидел, что Великобритания будет скорее играть роль промоутера,

чем активного участника. Несмотря на это, 18 апреля 1951 года Бельгия, ФРГ,

Франция, Италия, Люксембург и Нидерланды подписали Соглашение, учреждающее

Европейское объединение по углю и стали (ЕОУС) и 23 июля, когда оно

вступило в силу, план Шумана стал реальностью. “Отцы-основатели” нового

Объединения надеялись, что он станет тем зерном, из которого будет

развиваться Европейская политическая интеграция в дальнейшем. А результатом

этого должно было стать создание Европейской Конституции.

В октябре 1950 года, когда Соглашение по ЕОУС еще не было подписано,

Франция выступила с инициативой Европейского Сообщества по Безопасности,

которое более известно как план Плевена. Всплеск военных действий в Корее и

ухудшение отношений между Востоком и Западом привели к необходимости

усиления позиций безопасности Западной Европы, включая Западную Германию.

Но во Франции были еще свежи события Второй мировой войны, так что идея

Немецкой Национальной Армии была в особенности неприемлема. И опять

единственным выходом было привязать Германию к многонациональному

Сообществу — на этот раз военному — для усиления контроля за разоружением.

Тем не менее в августе 1954 года план не был принят в связи с тем, что

Французская Национальная Ассамблея отказалась ратифицировать Соглашение,

тем самым давая выход амбициям национального суверенитета.

Провал Европейского Сообщества по безопасности поставил под удар все

предпринятые усилия в отношении политической интеграции в Европе, что пока

не давало поводов для оптимизма. Но затем, в июне 1955 года министры

иностранных дел шести стран-основательниц ЕОУС выступили с инициативой

“создания объединенной Европы”.

На конференции в Мессине они решили вернуться к цели, которой было

большее Европейское единство, но на этот раз с подходом, предложенным ЕОУС

— то есть прежде всего экономической интеграции. Хотя план Плевена имел

более высокую идею, нынешнее предложение звучало скромнее, но более

реалистично. Был сформирован Комитет, во главе с Министром иностранных дел

Бельгии, Полем-Анри Спааком, на который была возложена ответственность

продумать шаги дальнейшей интеграции. В 1956 году Комитет окончил свою

работу, и его отчет лег в основу переговоров, результатом которых явились

Соглашения, учреждающие Европейское Сообщество по атомной энергии

(Евратом) и Европейское экономическое Сообщества (ЕЭС), подписанные

странами Шестерки в марте 1957 года и вступившие в силу 1 января 1958 года.

Несмотря на то, что первое из Европейских объединений — Европейское

объединение по углю и стали (1952 г.) — впервые объединило угольную и

стальную промышленности Франции и Германии, оно никогда не рассматривалось

как чисто Франко-германская схема, а исключительно как явление, доступное

любой европейской демократии. Бельгия, Италия, Люксембург и Нидерланды

воспользовались этим преимуществом, и пошли дальше, став инициаторами

создания ЕЭС и ЕВРАТОМ вместе с Францией и Германией в 1957 году.

Для Германии вовлечение в интеграционные процессы явилось как бы

пропуском в содружество наций. Являясь по существу экспортером, страна

зависела и все еще продолжает зависеть от Европейского рынка. Создав ЕЭС

удалось в какой-то степени обезопасить рынок, которому теперь не грозила

опасность зависимости от внешней торговли. Германия, впрочем как и другие

страны-участницы, оценили все экономические преимущества, которые давало

членство, что соответственно выразилось в цифрах: экспорт Германии в другие

страны Объединения возрос с 27% вначале до 48% на сегодня.

Для Франции экономический союз с Германией был как бы политическим

признанием готовности поддерживать мир в Европе. Более того, членство в

Объединении предлагало прекрасную возможность реализации политики взаимной

экспансии. Доступ к большой торговой зоне Европы также открыл новые

возможности для сельского хозяйства Франции.

Бельгия, также как и Германия, в большой степени зависела от внешней

торговли и состояния экспортных рынков, поэтому идея общего рыночного

пространства была очень привлекательной с экономической точки зрения. Ее

интерес к тесным экономическим узам с другими странами Европы был вызван

еще и тем, что в 1950-х годах экономика Бельгии почти целиком была

сконцентрирована на угле и стали. Единое рыночное пространство в Европе

потенциально имело большую важность, частью потому, что открывало большие

возможности для угольной и стальной промышленности, но в большей степени

потому, что открывало перспективы для создания и развития новых отраслей

промышленности.

Италия к тому времени начала активно развивать свою промышленность, и

Европейский внутренний рынок воспринимался ею как уникальная возможность

роста. Она также рассчитывала на определенную финансовую помощь от

организаций Объединения для того, чтобы развивать большее количество

направлений и снизить высокий уровень безработицы в этих сферах.

Нидерланды вошли в Объединение по подобным причинам. Вовлечение в

процесс интеграции должно было дать толчок к развитию промышленности и — в

качестве крупнейшего в Европе перевозчика грузов морем с разветвленной

портовой структурой — открыть для себя новые перспективы. И, наконец,

голландцы столкнулись с проблемой защиты и расширения их

сельскохозяйственных рынков.

На протяжении всей истории Люксембург, по причине его географического

положения, всегда оказывался в очаге конфликтов между большими соседними

странами. Европейская интеграция позволила защитить как политические, так

и экономические и социальные интересы страны.

Еще перед тем, как Соглашения вступили в силу, Правительство

Великобритании спровоцировало ожесточенные споры внутри европейских стран

по поводу лучшего подхода к Европейской экономической интеграции.

Предложение Великобритании заключалось в создании Европейской свободной

торговой зоны, которая бы не требовала никаких уступок со стороны

национального суверенитета. Тарифы между странами-участницами будут

упразднены, но предоставлена свобода действий в этом по отношению к другим

странам. Но эта инициатива не была принята остальными шестью странами-

участницами ЕОУС, которые настаивали на своем мнении о том, как развивать

схему ЕЭС. Дальнейшие усилия Великобритании по создании свободной торговой

зоне в Европе, которая бы включала в себя страны-участницы Соглашения,

окончательно потерпели неудачу в 1958 году. Поэтому в августе 1961 года

Великобритания официально заявила о своем желании вступить в Сообщество.

Дания, Норвегия и Ирландия — последовали ее примеру.

Одним из сильнейших факторов, который повлиял на вступление Дании в

Сообщество, была перспектива свободного доступа на единый рынок. Пищевая

промышленность Дании была в состоянии накормить 15 миллионов людей — в три

раза больше, чем население страны. Поэтому нет ничего удивительного, что

возникла заинтересованность в свободном экспорте своей продукции по

гарантированным ценам.

У Ирландии традиционно сложились тесные культурные, религиозные и

военные взаимосвязи с континентом, и, может быть, поэтому отношение страны

к процессам интеграции в Европе оказалось довольно открытым. Ирландцы также

увидели в этом возможности для экспорта своей сельскохозяйственной

продукции, так как со времени обретения независимости в 1922 году, торговля

сельскохозяйственной продукцией Ирландии в большой степени зависела от

рынка Великобритании. Но сам этот рынок не был достаточно большим для

раскрытия всех возможностей сельского хозяйства Ирландии. О том, какое

значение для Ирландии имеет фермерство, говорит тот факт, что в нем занят

каждый пятый рабочий и на него приходится одна треть всего экспорта страны,

а также то, что на пищевую промышленность приходится четверть всех

промышленных работ. Процесс индустриализации, начатый в середине 1930-х

гг., повлек за собой сильный рост промышленности, но также потребовал

освоения новых рынков. Полученная таким образом конкурентоспособность

позволила надеяться на увеличения уровня благосостояния и улучшение условий

торговли путем вступления в единое рыночное пространство. Другим важным

фактором, оказавшим влияние на желание Ирландии вступить в Сообщество стало

создание Социального и Регионального фондов, которые могли предложить

вполне конкретные экономические выгоды.

Несмотря на твердое стремление к объединению, лишь 1 января 1973 года,

после успешного проведения референдумов в Ирландии и Дании и ратификации

соглашений национальными парламентами, Великобритания, Дания и Ирландия

вошли в Сообщества. Норвегия осталась вне Сообществ после того, как на

национальном референдуме “против” вхождения в Сообщества проголосовало

53,49 %.

Греция после возвращения демократического правительства, заявила о

своем желании войти в Сообщество в 1975 году, за ней последовали в 1977

году Португалия и Испания.

Греция видела в этом для себя путь стабилизации вновь установившейся

демократии, а также увеличения своего влияния на международной арене. С

экономической точки зрения членство в Сообществе могло помочь

модернизировать сельское хозяйство и промышленность, следовательно,

поставить национальную экономику на ноги. Широко распространенные

возражения о том, что это может затронуть национальный суверенитет и

вызвать иностранную интервенцию отступили перед интересами экономики и 1

января 1981 года Греция стала 10-м членом Сообщества.

Присоединение Испании и Португалии также вызвало много сложностей, но

все они были разрешены на переговорах, и после подписания в июне 1985 года

соответствующих Соглашений и ратификации их всеми 12-ю национальными

парламентами, Испания и Португалия стали 11-м и 12-м членами Сообщества.

Для Испании это было заключительным аккордом далеко идущих амбиций,

несмотря на то, что изоляция от Европы окончилась со смертью Франко. В

экономическом аспекте Испания надеялась, что средства, которые можно было

получить от Сообщества после присоединения, смогут дать толчок для развития

уже конкурентоспособной сельскохозяйственной промышленности, а также

помогут развить неиспользуемые производственные мощности. Также Испания

надеялась, что результатом участия в региональных программах Сообщества

будет выравнивание уровня жизни во всех регионах. В промышленном секторе

предполагалось, что процесс структурной ломки, хотя и будет болезненным,

будет несомненно полезным, и при поддержке новых партнеров пройдет

значительно легче.

Для Португалии членство в Сообществе после потери всех колоний

означало возвращение на обычные для Европы пути. Сообщество предлагало с

одной стороны уход от изоляции в Европе, с другой стороны — наилучшую

возможность для поднятия экономики. Членство в Сообществе вызвало всплеск

инвестиционной активности у крупных компаний, которые в последнее время

затормозили инвестиции, особенно после революции, и этот фактор во многом

повлиял на развитие экономики. Португальцы рассчитывали на Сообщество как

в плане помощи и поддержки (в т.ч. финансовой) в реструктуризации

экономики, в частности в сельском хозяйстве.

Австрия, Финляндия, Швеция и Норвегия начали переговоры по

присоединению, которые успешно завершились в 1994 году. Летом и осенью того

же года в этих были проведены референдумы, которые в Австрии, Финляндии и

Швеции завершились в пользу присоединения, в то время как в Норвегии опять

проголосовали против членства, как и в 1972 году, большинством в 52,4 %.

Решение Австрии о членстве в Сообществе было сначала продиктовано

экономическими и торговыми интересами. Единое рыночное пространство и

перспективы политического союза были признаны новым витком развития страны

и поэтому к 1987 году отношение к Сообществу изменилось. Сначала это было

желание более тесной экономической интеграции, но не формального

объединения. Когда этот запрос был отклонен, Австрия формально заявила о

своем желании полного членства, при условии сохранение своего нейтралитета.

Отношения между Швецией и Европейским Сообществом всегда были сложными

по причине традиционного нейтралитета и многие годы любые предложения о

членстве Сообществе казались невозможными. Но обострение обстановки в

Восточной Европе в начале 1990-х привело Швецию к выводу, что будучи членом

Европейского Союза, легче сохранять свой нейтралитет. Люди начали понимать,

что уже довольно давно приняли большую часть правил Сообщества, и начали

прислушиваться к действиям Австрии по вступлению в Европейское Сообщество.

Решающим фактором для Швеции стало желание играть активную роль в

установлении новых порядков в Европе, а также иметь возможность как члену

Европейского Союза в будущем влиять на политическое, экономическое и

социальное сотрудничество.

Исходя из своего географического положения и исторического опыта,

Финляндия после Второй мировой войны очень осторожно реагировала на

западноевропейскую интеграцию, чтобы не быть втянутой в какой-либо конфликт

между сверхдержавами. И сбалансированные отношения с Западом и Востоком

давались ей очень тяжело. В частности, Финляндия пробовала установить

дружественные отношения с СССР, что выразилось в Соглашении от 1948 года,

которое действовало вплоть до 1992 года, когда устанавливались формальные

отношения между Финляндией и Россией. Как и в Швеции, изменение

географических границ Европы заставило финнов пересмотреть свои позиции, и

18 марта 1992 года Финляндия официально заявила о своем желании вступить в

Европейское Сообщество. В заявлении Парламента 27 февраля 1992 года очень

подробно были описаны причины, по которым страна желает вступить в

Европейское Сообщество, и эти причины не были чисто экономическими.

Правительство считало само собой разумеющимся дать доступ своему бизнесу

действовать на равных условиях со своими конкурентами в свободном рыночном

пространстве в Европе, а также дать своим гражданам возможность участвовать

в сотрудничестве — и в исследованиях, в образовании, искусстве и любой

другой сфере.

С присоединением Австрии, Финляндии и Швеции количество стран-участниц

достигло 15.

Заявления о членстве сделали также Турция (1987 г.), Кипр и Мальта

(1990 г.) и Швейцария (1992 г.). Более того, демократические и

разделительные процессы в Восточной Европе открыли новые перспективы для

сотрудничества и расширения. Польша, Словакия, Чехия, Венгрия, Болгария и

Румыния заявили о своем желании наладить более тесные связи и может быть,

получить членство. Но пройдет еще какое-то время, пока эти страны смогут

войти в Европейский Союз, так как их уровень экономического развития должен

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.