| |||||
МЕНЮ
| Свободные экономические зоны и проблемы их становления в МолдовеКонфиденциальность также связана с наличием банковских счетов и оффшорной компании, информацию о которых банк может выдать только в случае судебного разбирательства (например, при уголовных делах по торговле наркотиками и т.п.). (№2, стр.340). 3.4.2. Налоговая гавань и центр «офф – шор» Все страны мира можно разделить на три большие группы, различающиеся по уровню налогообложения и государственного контроля за коммерческой деятельностью, по размеру затрат на создание дочерних фирм. В первой группе, в которую входят крупнейшие промышленно развитые страны (США, Германия, Япония, Великобритания, Франция, Италия), налог на прибыль может составлять 40-50% чистой прибыли. Деятельность хозяйственных субъектов строго регламентирована, действуют специальные правовые нормы, ограничивающие внутрифирменные операции и использование зарубежных фирм с целью уклонения от налогов. Законы этих стран обычно устанавливают большой минимальный уставной капитал акционерных обществ: в Германии – 100 тыс. марок, во Франции – 500 тыс. франков. Для обществ с ограниченной ответственностью этот капитал значительно меньше. (№4, стр.30). Страны, входящие во вторую и третью группу, рассматриваются как зоны налоговых льгот. Ко второй группе относятся юрисдикции, где при достаточно высоком уровне подоходного налога применяется система специальных налоговых льгот, касающихся: a) Деятельности компаний определенных типов, в том числе холдинговых, финансовых и торговых; b) Механизма перевода доходов и репатриирования прибылей. Налоги, взимаемые в этих странах при вывозе и репатриировании дивидендов, банковского процента, платежей роялти и некоторых других видов дохода, обычно снижены. Страны этой группы отличаются либеральными валютными и таможенными режимами. Дочерние фирмы стран второй группы обычно осуществляют «транзит» капиталов и дохода от них. В число стран с умеренной налоговой системой входят Нидерланды, Швейцария (некоторые кантоны), Ирландия, Люксембург, Австрия, Лихтенштейн и некоторые другие. К третьей группе относятся государственные образования и административные территории, в которых предельно упрощен порядок регистрации юридических лиц и значительно снижены (или отсутствуют) налоги на прибыль, - «налоговые гавани».(№4, стр.32). «Налоговая гавань» (налоговое убежище, фискальный оазис) представляет собой небольшое государство или территорию, проводящую политику привлечения иностранных кредитных капиталов путем предоставления налоговых и других льгот. «Налоговая гавань» предоставляет льготы иностранным и местным предпринимателям (фирмам, компаниям). Иногда льготное налогообложение распространяется только на отдельные виды получаемого дохода, например, в Люксембурге – это льготный налоговый режим для банков; в Швейцарии и Лихтенштейне – для холдинговых посреднических и торговых компаний; на Багамских островах – полное освобождение от подоходного налога. Законодательства государств, имеющих «налоговые гавани», предусматривают для коммерческих структур полное освобождение их от налога (Ирландия, Либерия) или обложение их небольшим паушальным[6] налогом (Лихтенштейн, Антильские острова, Панама и др.). В Швейцарии установлен более низкий размер налога, который при определенных условиях может и не взиматься. (№2, стр.341) К важнейшим преимуществам размещения фирм в «налоговых гаванях», делающих их привлекательными для иностранных инвесторов, относятся следующие: 1. Налог на прибыль в «налоговых гаванях» отсутствует, или не превышает 1 – 2%, или заменен ежегодным сбором, который в разных странах находится в пределах 150 – 1000 долларов в год и не зависит от размеров дохода. Налоги на вывоз доходов – дивиденды, банковский процент, платежи роялти – отсутствуют. 2. В «налоговых гаванях» максимально упрощена процедура регистрации: минимальный размер уставного капитала обычно не устанавливается; личности владельцев фирм не подлежат разглашению. 3. В «налоговых гаванях» отсутствуют ограничения на вывоз валюты. Фирмы могут свободно открывать депозиты в любой валюте в любых зарубежных банках, осуществлять и получать платежи в любой валюте без каких- либо ограничений. 4. Процедура управления фирмой также предельно упрощена. Иногда она условна – управление в этом случае осуществляется секретарской фирмой по доверенности владельца. В некоторых «налоговых гаванях» анонимность владельца обеспечивается также возможностью выпуска акций на предъявителя. 5. Большинство стран «налоговой гавани» не считает нарушение налогового кодекса и таможенного законодательства уголовным преступлением. Предоставление фирмами отчета по ведению учета или налоговых деклараций здесь не требуется. Единственная форма отчетности – ежегодный финансовый отчет. (№4, стр.35). Разновидностью налоговой гавани является центр «офф – шор». Центры «офф – шор» - это небольшие государства и территории, расположенные в основном на морских побережьях и в местах развитого международного туризма и проводящие политику привлечения иностранных кредитных (старое название – ссудных) капиталов, и в отличие от налоговых гаваней, предоставляющие налоговые и другие льготы только для финансово – кредитных операций с иностранными резидентами в иностранной валюте. К наиболее известным центрам «офф – шор» относятся Белиз, Панама, Либерия, Кипр, Мальта, Сингапур, Гибралтар, Штат Делавэр в США и др. Вести коммерческую деятельность на территории страны регистрации оффшорной компании, как правило, запрещено. Центы «офф – шор» принципиально отличаются от зон свободной торговли. Зоны свободной торговли предоставляют налоговые и прочие льготы всем предприятиям, действующим внутри зоны, а центры «офф – шор» - только предприятиям (оффшорным компаниям), ведущим деятельность вне их территории. Центры «офф – шор» имеют определенную специализацию, в основу которой положены различные типы юрисдикции. Юрисдикции бывают банковские, трастовые (доверительные), страховые. Среди страховых юрисдикций имеются также и такие, которые больше подходят для внутрифирменного страхования, и такие, которые больше подходят для перестрахования. На рынке одного профиля может конкурировать между собой несколько центров «офф – шор». Например, регистрация оффшорных судовладельческих компаний осуществляется в Либерии, Панаме, на островах Кипр, Мэн и других местах. В центрах «офф – шор» требования к обязательным резервам коммерческих банков смягчены по сравнению с другими странами, а в ряде центров создание резервов банками вообще не требуется. Также отсутствует прямая зависимость стоимости кредитных ресурсов с учетными ставками центральных банков стран. В центрах «офф – шор» финансово – кредитные учреждения (национальные и иностранные) осуществляют операции с нерезидентами и в иностранной для данной страны валюте. Внутренний рынок кредитных (ссудных) капиталов изолируется от международного (внешнего) путем отделения счетов резидентов от счетов нерезидентов, предоставляя последним налоговые льготы, освобождая их от валютного контроля и т.п. Указанные финансовые центры привлекательны для валютных операций тем, что здесь не ущемляются интересы посредников в операциях с иностранной валютой. Центры «офф – шор» иногда называют оффшорными зонами. Страны, создавшие такие зоны, приобретают целый ряд социально-экономических выгод. А именно: они привлекают иностранный капитал, получают дополнительный источник налоговых платежей, сборов и других взносов, увеличивают занятость местного населения и, прежде всего адвокатов, бухгалтеров, секретарей, сотрудников банков, средств связи, страховых компаний и др. Отрицательной стороной создания центров «офф – шор» является то, что эти центры могут служить местом отмывания “грязных денег” и проведения разного рода финансовых афер. (№2, стр.343). 3.4.3. Оффшорная компания Коммерческие предприятия, созданные в центрах «офф – шор», получили название «Оффшорные компании». Термин «оффшорная компания» не является юридическим термином. Понятие оффшорной компании и ее статус определяется специальным законом или другими аналогичными нормативными актами. Оффшорная компания - это компания, являющаяся по отношению к стране регистрации не резидентской и полностью освобожденной от налогов. Однако такая компания обязана ежегодно платить фиксированную пошлину за это освобождение. В оффшорных компаниях ведение бухгалтерского учета и отчетности сведено к минимуму (Ирландия, Швейцария). В некоторых центрах требования вести бухгалтерский учет вообще отсутствует (Антильские и Нормандские острова, Либерия, Лихтенштейн, Панама). Оффшорным компаниям предоставлена полная свобода в распоряжении своими средствами, как в интересах их участников, так и в собственных интересах компании. Они могут осуществлять любые финансовые и торговые операции по всему миру. Большим преимуществом деятельности оффшорных компаний являются: . возможность заключения торговых сделок на льготных условиях; . осуществление в кратчайшие сроки международных финансовых операций в соответствии с валютой покупателя и продавца; . списание на месте всех затрат, связанных с заключением сделок; . анонимность владельцев, что по разным причинам может иметь большое значение в выдаче лицензий и предоставлении эксклюзивных прав определенной фирме, не исключая при этом возможности сбыта товаров в другие страны или под другой маркой в той же стране. Оффшорная компания создается с четко определенными целями. Такими целями могут быть: - сведение уплаты налогов до минимума; - осуществление специальных бизнес – функций профессиональной ориентации; - организация холдинговых компаний; - создание имиджа (национального или международного); - приобретение и содержание недвижимости от имени оффшорной компании; - обеспечение конфиденциальности создания оффшорной компании, т.е. секретности имени владельца, банковских счетов и др.; - коммерческая необходимость, связанная с обходом различных организаций и эмбарго по отдельным видам деятельности и товаров; - увеличение эффективности финансовых и торговых операций. Формы регистрации оффшорных компаний (см. таблицу) определяются наличием в мире двух глобальных правовых систем (№2, стр.349): |Формы регистрации оффшорных компаний | |Континентальная |Островная | |Индивидуальное предприятие |--- | |Полное товарищество |Полное партнерство | |Коммандитное товарищество |Ограниченное партнерство | |Закрытое акционерное общество |Частная компания | |Открытое акционерное общество |Публичная компания | . островной, или англо – саксонской; . континентальной, или франко – германской Местные правовые нюансы зависят именно от принятой в данной юрисдикции системы. Основные принципы, положенные в основу классификации форм ведения бизнеса и определяющие деятельность оффшорной компании, в островной и континентальной юрисдикции во многом аналогичны. К ним относится: 1) Принцип юридического лица, который означает, что субъект правоотношений существует независимо от учредителей. Владелец оффшорной компании вступает в правоотношения не непосредственно, а через контролируемое им юридическое лицо, несущее ответственность только в пределах своих активов; 2) Принцип «ограниченной ответственности», который означает, что все организационно – правовые формы предпринимательства подразделяются на предприятия с полной ответственностью и на предприятия с ограниченной ответственностью владельцев. Могут существовать и комбинированные формы предпринимательства: товарищество на вере (коммандитное товарищество), общество с дополнительной ответственностью; 3) Принцип «открытости/закрытости», означающий, что «закрытая» компания является частной компанией, а «открытая» компания – это публичная компания с открытой продажей акций. Налоговый статус любой компании определяется критерием резидентности и критерием территориальности. Критерий резидентности предполагает, что компания является резидентом данной территории. Резидентские компании данной страны подлежат в ней налогообложению относительно всех своих доходов, извлекаемых как на территории этой страны, так и за ее пределами. Критерий территориальности предполагает, что налогообложению в данной стране подлежат доходы, извлекаемые только на ее территории. Большинство стран применяют различные сочетания этих двух критериев: за основу берется критерий резидентности, дополняемый системой обложения доходов «у источника». Иностранная компания, собирающаяся вести активную деятельность в стране, обязана зарегистрироваться в налоговых органах. Если в большинстве стран компания должна зарегистрироваться только имея на это желание, то в странах СНГ она не сможет даже открыть счет в банке, не встав на учет налоговой инспекции. Если иностранная компания не собирается вести активную деятельность в данной стране, но будет получать в ней какие-либо доходы, то она облагается налогом «у источника», который должен удерживаться при выплате ей этого дохода. Например, для получения льготного налогообложения на Кипре, в Лихтенштейне, Швейцарии необходимо отвечать следующим условиям нерезидентности по отношению к государству регистрации: - Постоянное место ведения бизнеса и управления компанией находится за пределами страны регистрации; - Источник происхождения доходов находится за пределами страны регистрации, т.е. на территории страны регистрации компания не ведет никакой коммерческой деятельности; Возможны три вида оффшорных компаний: . Нерезидентская (Non – Resident) . Компания, освобожденная от налогов (Exempt) . Компания международного бизнеса (International Business Company) Нерезидентская компания – это фирма, владельцем которой является нерезидент. Главный (головной, центральный) офис этой компании официально зарегистрирован в другой стране. Для такой компании вводятся налоговые льготы. Она обязана ежегодно проводить аудиторскую проверку, по результатам которой платятся налоги. Компания, освобожденная от налогов – это нерезидентская компания, для которой введено льготное налогообложение (или полностью освобождена от уплаты налогов, или платит небольшую процентную ставку налога на прибыль) и которая обязана ежегодно проводить аудиторскую проверку. Компания международного бизнеса – это, по существу, и есть оффшорная компания. Она также является нерезидентской, полностью освобождена от налогов, но обязана ежегодно выплачивать фиксированную пошлину. Крупные компании с международными активами организуют свою собственность путем создания оффшорного холдинга. Основной функцией оффшорного холдинга является ведение управления иностранными дочерними предприятиями в качестве промежуточного звена между ними и окончательным владельцем. Такой финансовый центр может минимизировать воздействия различных налоговых систем и политических рисков, накапливать прибыли дочерних предприятий; контролировать их состояние, реинвестировать накопленные средства. Такая форма холдинга является оптимальной для инвестирования за рубежом не напрямую, а через собственного посредника, в уставные капиталы компаний, в недвижимость и т.п. Оффшорные компании часто занимаются торговым реинвойсингом. Реинвойсинг – процесс движения товаров от поставщика к покупателю, в котором оффшорная компания используется лишь для оформления контрактов и счетов. Головная (материнская) компания заключает с оффшорной компанией контракт на весь товар по единой цене, а оффшорная компания заключает контракт на партии этого товара с покупателями в различных странах. Головная компания получает фиксированную прибыль, а на счете оффшорной компании остается разница, получаемая от отдельных контрактов, которая полностью выводится из-под налогообложения. Оффшорные компании не только занимаются торговым реинвойсингом. Они владеют судовым флотом, создают свои страховые филиалы для страхования собственных рисков (если имеют возможность включить страховые премии в себестоимость продукции или ее перевозки), создают лизинговые оффшорные компании (если инвестированные ресурсы оффшорной компании используются на приобретение оборудования для головной компании). (№2, стр. 351). 3.5. Другие виды СЭЗ Наряду с СЭЗ, ориентированными на один вид деятельности, получили распространение свободные экономические зоны многоотраслевого назначения, или комплексные зоны. Практически они обладают характерными чертами всех других зон. В этом отношении представляет большой интерес свободная зона «Манаус» в Бразилии. В 1967 году в бразильской Амазонии на площади 3,6 млн. кв. км. был выделен «промышленный округ свободной зоны «Манаус». Здесь постепенно складывается уникальный хозяйственный комплекс, который является впечатляющим примером мощного экономического подъема территории практически с нулевого стартового уровня развития. Особенность свободной зоны «Манаус» состоит в том, что она направляет на экспорт только 3-5% производственной продукции, а остальная потребляется в самой Бразилии. В эту зону вложено более 13 млрд. долларов инвестиций. В 30 отраслях производства, развиваемых здесь, организовано 600 промышленных предприятий с общей численностью работающих около 80 тысяч человек. (№7, стр.191). В конце 70-80 гг. в Китае получили развитие специальные открытые районы. Еще в 1978 г. на высшем партийном уровне там было принято решение о создании СЭЗ в 14 прибрежных городах с общей численностью населения более 20 млн. человек. Фактически эти территории включают в себя весь приморский пояс страны и значительно распространяются вглубь страны. Они формируются путем льготного по сравнению с общим режима хозяйственной деятельности. В открытых районах размещаются экспортоориентированное производство, технопарки, торговые предприятия. По существу они являются разновидностью зон комплексного типа. Производство Китая затратило большие средства на обустройство этих районов. В общей сложности с учетом негосударственных средств в каждый гектар зоны вкладывалось 15-17 млн. долларов. По официальным данным, через экономически зоны Китая проходит 2/3 его внешнего оборота. (№7 стр.191). В 90-е годы активизируются процессы по формированию международных свободных экономических зон. Так, имеется проект создания специальной экономической зоны «Туманган» (Туманцзян). Эта свободная экономическая зона должна быть создана на стыке границ России, Китая и КНДР. Проект рассчитан на 20 лет, его стоимость на первом этапе оценивается в 90-110 млрд. долларов. СЭЗ «Туманган» предполагает участие Японии, Южной Кореи, Монголии, Китая, КНДР и России. В свободной экономической зоне будет построен крупный порт, многочисленные промышленные предприятия с использованием китайской и корейской рабочей силой. Россия должна будет поставлять на эти предприятия сырье для переработки. Предприниматели, организовавшие производство в свободной экономической зоне, будут пользоваться рядом льгот. Предусматривается, что зоны будут иметь гибкие границы, к участию в совместном освоении могут подключаться также и сопредельные районы. (№1, стр.91). Отработка деловых контактов не на межгосударственном, а на региональном уровне привела к появлению так называемых еврорегионов, как формы |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|