реферат, рефераты скачать
 

Экологические аспекты в МЭО


около 250 млрд долл. В общем, хотя эти расходы и растут,но они несоизмеримы

ни с грядущим экологическим кризисом, реально угрожающим человечеству, ни с

совокупным оборонным бюджетом мирового сообщества, годовой обьем которого

прямо и непосредственно действует против сохранения жизни на Земле. Эти

соотношения между оборонными и экологическим бюджетами необходимо уже в

самом ближайшим будущем поменять местами.

Неконтролируемый характер развития экологического кризиса прямо

обусловлен тем обстоятельством, что на природоохранные цели индустриальные

страны расходуют 1-2% своего ВНР, не оказывают должной поддержки

развивающимся странам, в то время как только расчетная стоимость ущерба,

ежегодно причиняемого окружающей среде,составляет в среднем 4-6% стоимости

их ВНР.

В нашей стране, согласно недавно принятой программе «Экологическая

безопасность России» утверждается, что «примерно 10 млрд рублей необходимо

ежегодно вкладывать в восстановление экологических нарушений и

предотвращение тотальной деградации природной седы». Но даже эта мизерная

сумма, составляющая менее 1.3% от федерального бюджета, признается

практически нереальной.

Поэтому конференция ООН в Рио-де-Жанейро в документе «Повестка дня на

XXI век» в IV разделе, определяющем финансовые ресурсы и механизмы,

необходимые для осуществления экологической программы записала, что «все

страны должны определить, как претворить Повестку дня на XXI век в

национальную политику и программы». По оценкам Секретариата Конференции,

среднегодовые расходы только на осуществлени в развивающихся странах

мероприятий, содержащихся в Повестке дня на XXI век по решению

экологических проблем, должны составить свыше 600 млрд долларов США.

Программы обеспечения экологической безопасности. Главное направление

борьбы против стремительного ухудшения качества окружающей среды-это

разработка критериев экологической безопасности и массовое внедрение

экологически безопасных технологий. Конечно,такая переориетация с позиций

современного мышления вызывает неприятие из-за своей первоначальной

дороговизны. Однако надо осознать,что иного решения этой самой опасной для

человества проблемы нет. И здесь как нигде необходимо самое тесное

международное сотрудничество. Специфика этого сотрудничества состоит в том,

что оно предполагает использование практически всех существующих форм

международных экономических отношений: промышленно- производственного и

научно-технического сотрудничества, сотрудничества в области добычи,

распределения и использования сырья, топливных и энергетических ресурсов,

валютно-финансового сотрудничества и т.д.

Экологическое сотрудничество обьективно должно базироваться на

универсальной основе, отражать реальность самой проблемы. Возьмем проблему

Мирового океана-здесь нет политических границ, океан не подчиняется

мировоззренческим посылкам. Ветры, реки, грунтовые воды- все это части

единой природы,действующей по своим законам. Ясно, что человечество должно

обьединить свои усилия для того, чтобы, во-первых, ослабить разрушение этой

природы, во-вторых,в целях восстановления того,что еще можно восстановить

для нормальной жизни человека на Земле. Поэтому необходимо смещение зоны

интересов всех стран, национальных и международных организаций,

занимающихся Мировым океаном, с военно-стратегических и политических

позиций в сторону глобальных экологических задач цивилизации.

Значительную роль в международном экологическом сотрудничестве на

Европейском континенте может запланированное Итоговым документов Венского

Конгресса совещание по защите окружающей среды. В разделе «Окружающая

среда» Итогового документа,в частности, записано:

«Признавая необходимость предупредительных действий, государства-

участники будут укреплять сотрудничество и активизировать усилия,

направленные на защиту и улучшение окружающей среды, имея в виду

необходимость поддержания и восстановления экологического равновесия в

атмосфере, водах и почве. Они будут делать это,в частности, совершенствуя

свое внутреннее законодательство, свои международные обязательства и

применяя наилучшие доступные средства с учетом уровней развития, а также

сдерживающих факторов экономического и технического характера. Они

подчеркивают важность Региональной стратегии охраны окружающей среды и

рационального использования природных ресурсов в странах- членах ЕСК на

период до 2000г. и далее.

Государства-участники убеждены в необходимости своевременного и

эффективного сокращения выбросов серы или их трансграничных потоков. Они

призывают Договаривающиеся Стороны и страны, подписавшие Конвенцию,

присоединиться к Протоколу о сокращении выбросов серы или их трансграничных

потоков по меньшей мере на 30% . Они рекомендуют тем государствам, которые

еще не стали участниками Протокола, предпринять дальнейшие шаги по

сокращению выбросов серы в соответствии с целями Протокола.

Государства-участники полагают,что ограничение и сокращение выбросов

окислов азота или их трансграничных потоков заслуживают того,чтобы им было

уделено первоочередное внимание в их программах по уменьшению загрязнения.

Они приветствуют разработку и принятие Протокола об ограничении выбросов

окислов азота.

Государства-участники будут укреплять международное сотрудничество по

природным ресурсам, флоре и фауне. Они будут поощрять скорейшее

присоединение к соответствующим соглашениям и эффективное их выполнение.

Они также разработают дальнейшие эффективные меры по борьбе с деградацией

почв,по защите флоры, фауны и среды их обитания на основе Декларации по

этому вопросу, принятой Европейской экономической комиссией. Они будут

активизировать обмен мнениями и опытом относительно путей и средств

достижения более рационального использования природных ресурсов.

Они признают необходимость разработки в рамках Конвенции положений о

снижении выбросов других соответствующих загрязнителей воздуха, таких, как

углеводороды, и тех, которые приводят к образованию фотохимических

окислителей. Они будут соответствующим образом укреплять сотрудничество,в

том числе путем сбора и обработки необходимой информации.

Государства-участники предпримут все усилия,с тем чтобы как можно

скорее стать сторонам и Венской конвенции о защите озонного слоя.

Государства-участники соглашаются, что следует предпринять дальнейшие

шаги на национальном и международном уровнях по исследованию явления

глобального потепления климата и роли, которую играют в нем выбросы

токсичных, устойчивых и потенциально опасных вещств. Кроме того, они будут

уделять особое внимание разработке соответствующих методов, алтерьнативных

захоронению в море,с тем чтобы постепенно и существенным образом сокращать

дампинг опасных отходов и сжигание ядовитых жидких отходов в море с целью

скорейшего прекращения использования таких методов.

Надо иметь в виду,что Европа-наиболее кризисный в экологическом

отношении континент, вносящий наибольший «вклад» в мировое загрязнение

окружающей среды.И в то же время успешное международное сотрудничество на

этом континенте могло бы стать важным прорывом мирового сообщества к

решению этой глобальной проблемы.

Ясно,однако, и то обстоятельство,что международные усилия принесут

желаемый эффект лишь в том случае, если они будут базироваться на усилиях

каждой страны. Каждое новое техническое изобретение, новые технологии,

изделия, деятельность на земле, связанная с водными бассейнами, реками и

т.д. и т.п.-все это должно быть увязано в системе требований, среди которых

экологическую безопасность надо ставить на первое место. При таком подходе

международное сотрудничество по экологии будет эффективным, опираться на

необходимую финансовую базу и прежде всего исходить из вполне осознанного

экологического мышления как составной части нового международного

экономического мышления.

§3.3. Глобальное экономическое сотрудничество

и ООН и их программы.

а) Особенности и характер экономической

деятельности ООН и структура ее организаций.

Цели экономической деятельности ООН и ее специфика. Организация

Обьединенных Наций- эта самая крупная, универсальная и наиболее

авторитетная международная организация современности, призванная заниматься

главными политическими проблемами, волнующими человечество. Политическая

деятельность ООН находится в неразрывной связи с экономическими и

социальными задачами, непосредственно связанными с мировой политикой.

Преамбула Устава ООН гласит, что его цель- содействовать

экономическому и социальному прогрессу всех народов. В ней поставлены

конкретные задачи в области исследования и разработки рекомендаций,

создания специализированных учреждений, которые должны действовать в тесной

связи с ООН. В деятельности этой организации экономическая и социальная

сферы стали приоритетными. По некоторым данным,ими занимаются до 85% всего

персонала Секретариата ООН. Остановимся на работе основных организаций ООН,

непосредственно связанных с экономической деятельностью.

Значительное место в системе международных организаций ООН занимают

специальные программы. Это прежде всего: Программа развития ООН (ПРООН),

Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП),

Университет ООН и Институт ООН.

б) Подсистема ООН-ЮНЕП.

Программа по окружающей среде (ЮНЕП). Значение ЮНЕП быстро возрастает

в системе организаций ООН. ЮНЕП действует как автономный орган ООН,

координируемый ЭКОСОС. Он создан по рекомендации Стокгольмской

международной конференции, созванной в 1972 году ООН в целях установления

тесного международного сотрудничества по проблемам окружающей среды. Штаб-

квартира находится в Найроби , программой управляет Совет управляющих ЮНЕП

в составе около 60 человек, избираемых сроком на 3 года. Для финансирования

этой программы создан добровольный фонд ЮНЕП. В его функции входит

исследование широкого круга проблем, охрана почв и вод, растительного и

животного мира, социально-экономические аспекты энергетики,

градостроительные проблемы, сотрудничество в области образования и обмена

информацией по охране окружающей среды, организация международных

совещаний, симпозиумов и семинаров по рассматриваемой проблеме, разработка

и реализация проектов, обеспечивающих практическое претворение в жизнь

задач экологической безопасности. Одним из важных документов являющихся

основой деятельности ЮНЕП, явилась резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Об

исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для

нынешнего и будущего поколений».

В последующем резолюция 44/228 Генеральной Ассамблеи Организации

Обьединенных Наций педоставила мандат Конференции ООН по окружающей среде и

развитию на разработку стратегии и мер, направленных на прекращение и

обращение вспять процесса ухудшения состояния окружающей среды в контексте

более широких национальных и международных усилий по содействию устойчивому

и экологически безопасному развитию. Отныне межправительственные

мероприятия, связанные с конференционным процессом, будут осуществляться в

рамках системы ООН. При этом главными, определяющим политику в этой области

форумом станет Генеральная Ассамблея, которая будет обеспечивать общее

руководство деятельностью правительств, системы ООН и соответствующих

договорных органов.

Р е з ю м е .

Масштабы взаимодействия современного общества с природой оказались

настолько велики, что возникла реальная угроза нарушения сбалансированности

обмена между ними, введение образование серьезных изменений в этот обмен с

нежелательными последствиями для человека и мирового развития.

Всевозростающая интенсивность воздействия человека на окружающую среду

и на структуру жизне-обеспчение нашей планеты вызывает к жизни такой риск,

короый в конечном счете может быть даже опасным и трудным, чем ядерная

угроза. И разрешения этой проблемы основывается на сдерживании и принятий

конкретных мер раньше чем дел зайдет слишком далеко, опираясь на

всечеловеческую экономическую базу решений экологического кризиса.

Проблема экономической безопасности тесно связано с достижением

экономической безопасности, утверждением равноправных экономических

отношений, исключающих химическую эксплуатацию природных ресурсов, эспорт

загрязняющих производств и опасных отходов и выбросов эти приоритетные

направления рассматривались на конференции ООН по окружающей среде и

развитию в Рио-де-Жанейро.

Главное направление борьбы против стремительного ухудшения качества

окружающей среды:

- это разработка критериев экологической безопасности и массовое

внедрение экологических безопасных технологий , то есть разработка

международного рынка экоиндустрии.

Ясно, однако, и то обстоятельство, что международные усилия принесут

желаемый эффект лишь в том случае, если они будут базироваться на усилиях

каждой страны каждое новое техническое изобритение, новые технологии,

изделия, деятельность на земле, связанные с водными бассейнами, реками и

т.д.

- все это должно быть увязано в системе требовании, среди которых

экологическую безопасность надо ставить на первое место. При таком подходе

международное сотрудничество по экологии будет эффективным, опираться на

необходимую финансовую, законодательную и политическую базу и прежде всего

исходить из вполне осознанного экологического мышления как составной части

нового международного экономического мышления. Конечно такая переориентирия

с позиций современного мышления вызывает неприятие из-за своей сложности и

дороговизны. Однако, надо осознать,что иного решения этой самой опасной для

человечества проблемы нет.

З а к л ю ч е н и е .

При росте экономических процессов мирового производства образуется

высокий уровень урбанизации и загрязнения окружающей среды. В разных

странах поставили перед собой необходимость изменения некоторых применяемых

ранее методов обеспечения эколгических условий экономического развития.

Отсюда следует,что перспективные вложения в разработку комплекса

природоохранных программ предотвращающих процессы загрязнения, чтов

значительной форме является выгодное инвестирование, так как в будущем-это

значительно уменьшит расходы материальных и духовных ресурсов.

Как известно основным источником экологической опасности для

окружающей среды является электростанции всех типов, цеметное производство

и т.д. В связи с этим многие развитые страны уже начали перестройку от

ресурсоемкого, высоко отходного производства к форме развития при которой

не было бы противоречия экономическим ростом, природопользованием и

сохранения целостности экосистем, также твердое образование природно-

экологической базы будущего. Сокращение сталилитейного производства и

расширение вторичной переработки металлов. И основная база является

«Экоиндустрия» , что касается зарубежных рынков и экоиндустрия то они уже

сформировались и имеют тенденцию быстрого роста. А на счет нашего

государства РК , то был принят закон от 15 июля 1997г. «Об охране

окружающей среды» который дает к образованию построения нормативно-

экномической базы для дальнейшего развития экономической индустрии в РК.

Человечество сейчас переживает исторический переходный период, когда

буквально как взрыв наступило осознание, что образуется мощный конфликт

между человеческой деятельностью и непредсказуемый поведением окружающей

среды. Которая занимает одно из первых мест в глобализации проблемы ХХ-го

столетия нашей планеты.

Вся эта проблема очень сложна и требует своего комплексного ухудшения.

Ученые и политики в принципе сходятся в том,что современная цивилизация

способна решить глобальную проблему, хотя даже это требует огромных

ресурсов и время.

Масштабы взаимодействия современного общества с природой оказались

настолько велики, что возникла реальная угроза нарушения сбалансированности

обмена между ними, введение образование серьезных изменений в этот обмен с

нежелательными последствиями для человека и мирового развития.

Всевозростающая интенсивность воздействия человека на окружающую среду

и на структуру жизне-обеспчение нашей планеты вызывает к жизни такой риск,

короый в конечном счете может быть даже опасным и трудным, чем ядерная

угроза. И разрешения этой проблемы основывается на сдерживании и принятий

конкретных мер раньше чем дел зайдет слишком далеко, опираясь на

всечеловеческую экономическую базу решений экологического кризиса.

Проблема экономической безопасности тесно связано с достижением

экономической безопасности, утверждением равноправных экономических

отношений, исключающих химическую эксплуатацию природных ресурсов, эспорт

загрязняющих производств и опасных отходов и выбросов эти приоритетные

направления рассматривались на конференции ООН по окружающей среде и

развитию в Рио-де-Жанейро.

Главное направление борьбы против стремительного ухудшения качества

окружающей среды:

- это разработка критериев экологической безопасности и массовое

внедрение экологических безопасных технологий , то есть разработка

международного рынка экоиндустрии.

Ясно, однако, и то обстоятельство, что международные усилия принесут

желаемый эффект лишь в том случае, если они будут базироваться на усилиях

каждой страны каждое новое техническое изобритение, новые технологии,

изделия, деятельность на земле, связанные с водными бассейнами, реками и

т.д.

- все это должно быть увязано в системе требовании, среди которых

экологическую безопасность надо ставить на первое место. При таком подходе

международное сотрудничество по экологии будет эффективным, опираться на

необходимую финансовую, законодательную и политическую базу и прежде всего

исходить из вполне осознанного экологического мышления как составной части

нового международного экономического мышления. Конечно такая переориентирия

с позиций современного мышления вызывает неприятие из-за своей сложности и

дороговизны. Однако, надо осознать,что иного решения этой самой опасной для

человечества проблемы нет.

Список использованной литературы.

1. Авдокушин Е.В. и др. «Международные экономические отношения»:

Учебное пособие-М:. ИВЦ.Н-2.1996

2. Бронский В.Я., «Прикладная экология»-М:. 1996

3. Баладский В.А., «Природоохранная деятельность»-М:.1995

4. Выварить Р.М., «Экономика природопользования»: Учебное пособие для

вузов-М:.1993

5. Израиль Ю.А., «Экология и контроль состояния природной среды»-

М:.1984

6. Линдерт П.Х., «Экономика МХС»- М:. Прогресс, 1992г.

7. Лимишев М., «Экономика и экология: Роковой конфликт и пути

его разрешения»: Вопросы экономики-М:.1990 -N11 ст.68-73

8.Максимова Л.М.,Носкова И.Я., «Международные экономические

отношения»: Учебные пособие для вузов-М:. Банки и юиржи ЮНИТИ, 1995

9. Ниязбекова Р.К., «Экономика природопользования»-Ш-1995

10.Рыбалкин В.Е.,«МЭО»-М:. Бизнес школа,Интел-Синтез,1998

11.Суэтин А.А., «Долгосрочный прогноз экотехники», «Глобальная

экология и экономика»-М:.1991

12.Спиридонова И.А. «Мировая экономика»-М: Экономика, 1995

13. Щербанин Ю.А., Рожков К.Л., Рыбалкин В.Е., Фишер Г., «МЭО

интеграция»: Учебное пособие для вузов-М:. Банки и биржи ЮНИТИ,1997

14. Хасбулатов Р.И., «Мировая экономика»-М:.ИНСАН,1994

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.