| |||||
МЕНЮ
| Экологические аспекты в МЭОоколо 250 млрд долл. В общем, хотя эти расходы и растут,но они несоизмеримы ни с грядущим экологическим кризисом, реально угрожающим человечеству, ни с совокупным оборонным бюджетом мирового сообщества, годовой обьем которого прямо и непосредственно действует против сохранения жизни на Земле. Эти соотношения между оборонными и экологическим бюджетами необходимо уже в самом ближайшим будущем поменять местами. Неконтролируемый характер развития экологического кризиса прямо обусловлен тем обстоятельством, что на природоохранные цели индустриальные страны расходуют 1-2% своего ВНР, не оказывают должной поддержки развивающимся странам, в то время как только расчетная стоимость ущерба, ежегодно причиняемого окружающей среде,составляет в среднем 4-6% стоимости их ВНР. В нашей стране, согласно недавно принятой программе «Экологическая безопасность России» утверждается, что «примерно 10 млрд рублей необходимо ежегодно вкладывать в восстановление экологических нарушений и предотвращение тотальной деградации природной седы». Но даже эта мизерная сумма, составляющая менее 1.3% от федерального бюджета, признается практически нереальной. Поэтому конференция ООН в Рио-де-Жанейро в документе «Повестка дня на XXI век» в IV разделе, определяющем финансовые ресурсы и механизмы, необходимые для осуществления экологической программы записала, что «все страны должны определить, как претворить Повестку дня на XXI век в национальную политику и программы». По оценкам Секретариата Конференции, среднегодовые расходы только на осуществлени в развивающихся странах мероприятий, содержащихся в Повестке дня на XXI век по решению экологических проблем, должны составить свыше 600 млрд долларов США. Программы обеспечения экологической безопасности. Главное направление борьбы против стремительного ухудшения качества окружающей среды-это разработка критериев экологической безопасности и массовое внедрение экологически безопасных технологий. Конечно,такая переориетация с позиций современного мышления вызывает неприятие из-за своей первоначальной дороговизны. Однако надо осознать,что иного решения этой самой опасной для человества проблемы нет. И здесь как нигде необходимо самое тесное международное сотрудничество. Специфика этого сотрудничества состоит в том, что оно предполагает использование практически всех существующих форм международных экономических отношений: промышленно- производственного и научно-технического сотрудничества, сотрудничества в области добычи, распределения и использования сырья, топливных и энергетических ресурсов, валютно-финансового сотрудничества и т.д. Экологическое сотрудничество обьективно должно базироваться на универсальной основе, отражать реальность самой проблемы. Возьмем проблему Мирового океана-здесь нет политических границ, океан не подчиняется мировоззренческим посылкам. Ветры, реки, грунтовые воды- все это части единой природы,действующей по своим законам. Ясно, что человечество должно обьединить свои усилия для того, чтобы, во-первых, ослабить разрушение этой природы, во-вторых,в целях восстановления того,что еще можно восстановить для нормальной жизни человека на Земле. Поэтому необходимо смещение зоны интересов всех стран, национальных и международных организаций, занимающихся Мировым океаном, с военно-стратегических и политических позиций в сторону глобальных экологических задач цивилизации. Значительную роль в международном экологическом сотрудничестве на Европейском континенте может запланированное Итоговым документов Венского Конгресса совещание по защите окружающей среды. В разделе «Окружающая среда» Итогового документа,в частности, записано: «Признавая необходимость предупредительных действий, государства- участники будут укреплять сотрудничество и активизировать усилия, направленные на защиту и улучшение окружающей среды, имея в виду необходимость поддержания и восстановления экологического равновесия в атмосфере, водах и почве. Они будут делать это,в частности, совершенствуя свое внутреннее законодательство, свои международные обязательства и применяя наилучшие доступные средства с учетом уровней развития, а также сдерживающих факторов экономического и технического характера. Они подчеркивают важность Региональной стратегии охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в странах- членах ЕСК на период до 2000г. и далее. Государства-участники убеждены в необходимости своевременного и эффективного сокращения выбросов серы или их трансграничных потоков. Они призывают Договаривающиеся Стороны и страны, подписавшие Конвенцию, присоединиться к Протоколу о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков по меньшей мере на 30% . Они рекомендуют тем государствам, которые еще не стали участниками Протокола, предпринять дальнейшие шаги по сокращению выбросов серы в соответствии с целями Протокола. Государства-участники полагают,что ограничение и сокращение выбросов окислов азота или их трансграничных потоков заслуживают того,чтобы им было уделено первоочередное внимание в их программах по уменьшению загрязнения. Они приветствуют разработку и принятие Протокола об ограничении выбросов окислов азота. Государства-участники будут укреплять международное сотрудничество по природным ресурсам, флоре и фауне. Они будут поощрять скорейшее присоединение к соответствующим соглашениям и эффективное их выполнение. Они также разработают дальнейшие эффективные меры по борьбе с деградацией почв,по защите флоры, фауны и среды их обитания на основе Декларации по этому вопросу, принятой Европейской экономической комиссией. Они будут активизировать обмен мнениями и опытом относительно путей и средств достижения более рационального использования природных ресурсов. Они признают необходимость разработки в рамках Конвенции положений о снижении выбросов других соответствующих загрязнителей воздуха, таких, как углеводороды, и тех, которые приводят к образованию фотохимических окислителей. Они будут соответствующим образом укреплять сотрудничество,в том числе путем сбора и обработки необходимой информации. Государства-участники предпримут все усилия,с тем чтобы как можно скорее стать сторонам и Венской конвенции о защите озонного слоя. Государства-участники соглашаются, что следует предпринять дальнейшие шаги на национальном и международном уровнях по исследованию явления глобального потепления климата и роли, которую играют в нем выбросы токсичных, устойчивых и потенциально опасных вещств. Кроме того, они будут уделять особое внимание разработке соответствующих методов, алтерьнативных захоронению в море,с тем чтобы постепенно и существенным образом сокращать дампинг опасных отходов и сжигание ядовитых жидких отходов в море с целью скорейшего прекращения использования таких методов. Надо иметь в виду,что Европа-наиболее кризисный в экологическом отношении континент, вносящий наибольший «вклад» в мировое загрязнение окружающей среды.И в то же время успешное международное сотрудничество на этом континенте могло бы стать важным прорывом мирового сообщества к решению этой глобальной проблемы. Ясно,однако, и то обстоятельство,что международные усилия принесут желаемый эффект лишь в том случае, если они будут базироваться на усилиях каждой страны. Каждое новое техническое изобретение, новые технологии, изделия, деятельность на земле, связанная с водными бассейнами, реками и т.д. и т.п.-все это должно быть увязано в системе требований, среди которых экологическую безопасность надо ставить на первое место. При таком подходе международное сотрудничество по экологии будет эффективным, опираться на необходимую финансовую базу и прежде всего исходить из вполне осознанного экологического мышления как составной части нового международного экономического мышления. §3.3. Глобальное экономическое сотрудничество и ООН и их программы. а) Особенности и характер экономической деятельности ООН и структура ее организаций. Цели экономической деятельности ООН и ее специфика. Организация Обьединенных Наций- эта самая крупная, универсальная и наиболее авторитетная международная организация современности, призванная заниматься главными политическими проблемами, волнующими человечество. Политическая деятельность ООН находится в неразрывной связи с экономическими и социальными задачами, непосредственно связанными с мировой политикой. Преамбула Устава ООН гласит, что его цель- содействовать экономическому и социальному прогрессу всех народов. В ней поставлены конкретные задачи в области исследования и разработки рекомендаций, создания специализированных учреждений, которые должны действовать в тесной связи с ООН. В деятельности этой организации экономическая и социальная сферы стали приоритетными. По некоторым данным,ими занимаются до 85% всего персонала Секретариата ООН. Остановимся на работе основных организаций ООН, непосредственно связанных с экономической деятельностью. Значительное место в системе международных организаций ООН занимают специальные программы. Это прежде всего: Программа развития ООН (ПРООН), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Университет ООН и Институт ООН. б) Подсистема ООН-ЮНЕП. Программа по окружающей среде (ЮНЕП). Значение ЮНЕП быстро возрастает в системе организаций ООН. ЮНЕП действует как автономный орган ООН, координируемый ЭКОСОС. Он создан по рекомендации Стокгольмской международной конференции, созванной в 1972 году ООН в целях установления тесного международного сотрудничества по проблемам окружающей среды. Штаб- квартира находится в Найроби , программой управляет Совет управляющих ЮНЕП в составе около 60 человек, избираемых сроком на 3 года. Для финансирования этой программы создан добровольный фонд ЮНЕП. В его функции входит исследование широкого круга проблем, охрана почв и вод, растительного и животного мира, социально-экономические аспекты энергетики, градостроительные проблемы, сотрудничество в области образования и обмена информацией по охране окружающей среды, организация международных совещаний, симпозиумов и семинаров по рассматриваемой проблеме, разработка и реализация проектов, обеспечивающих практическое претворение в жизнь задач экологической безопасности. Одним из важных документов являющихся основой деятельности ЮНЕП, явилась резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущего поколений». В последующем резолюция 44/228 Генеральной Ассамблеи Организации Обьединенных Наций педоставила мандат Конференции ООН по окружающей среде и развитию на разработку стратегии и мер, направленных на прекращение и обращение вспять процесса ухудшения состояния окружающей среды в контексте более широких национальных и международных усилий по содействию устойчивому и экологически безопасному развитию. Отныне межправительственные мероприятия, связанные с конференционным процессом, будут осуществляться в рамках системы ООН. При этом главными, определяющим политику в этой области форумом станет Генеральная Ассамблея, которая будет обеспечивать общее руководство деятельностью правительств, системы ООН и соответствующих договорных органов. Р е з ю м е . Масштабы взаимодействия современного общества с природой оказались настолько велики, что возникла реальная угроза нарушения сбалансированности обмена между ними, введение образование серьезных изменений в этот обмен с нежелательными последствиями для человека и мирового развития. Всевозростающая интенсивность воздействия человека на окружающую среду и на структуру жизне-обеспчение нашей планеты вызывает к жизни такой риск, короый в конечном счете может быть даже опасным и трудным, чем ядерная угроза. И разрешения этой проблемы основывается на сдерживании и принятий конкретных мер раньше чем дел зайдет слишком далеко, опираясь на всечеловеческую экономическую базу решений экологического кризиса. Проблема экономической безопасности тесно связано с достижением экономической безопасности, утверждением равноправных экономических отношений, исключающих химическую эксплуатацию природных ресурсов, эспорт загрязняющих производств и опасных отходов и выбросов эти приоритетные направления рассматривались на конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Главное направление борьбы против стремительного ухудшения качества окружающей среды: - это разработка критериев экологической безопасности и массовое внедрение экологических безопасных технологий , то есть разработка международного рынка экоиндустрии. Ясно, однако, и то обстоятельство, что международные усилия принесут желаемый эффект лишь в том случае, если они будут базироваться на усилиях каждой страны каждое новое техническое изобритение, новые технологии, изделия, деятельность на земле, связанные с водными бассейнами, реками и т.д. - все это должно быть увязано в системе требовании, среди которых экологическую безопасность надо ставить на первое место. При таком подходе международное сотрудничество по экологии будет эффективным, опираться на необходимую финансовую, законодательную и политическую базу и прежде всего исходить из вполне осознанного экологического мышления как составной части нового международного экономического мышления. Конечно такая переориентирия с позиций современного мышления вызывает неприятие из-за своей сложности и дороговизны. Однако, надо осознать,что иного решения этой самой опасной для человечества проблемы нет. З а к л ю ч е н и е . При росте экономических процессов мирового производства образуется высокий уровень урбанизации и загрязнения окружающей среды. В разных странах поставили перед собой необходимость изменения некоторых применяемых ранее методов обеспечения эколгических условий экономического развития. Отсюда следует,что перспективные вложения в разработку комплекса природоохранных программ предотвращающих процессы загрязнения, чтов значительной форме является выгодное инвестирование, так как в будущем-это значительно уменьшит расходы материальных и духовных ресурсов. Как известно основным источником экологической опасности для окружающей среды является электростанции всех типов, цеметное производство и т.д. В связи с этим многие развитые страны уже начали перестройку от ресурсоемкого, высоко отходного производства к форме развития при которой не было бы противоречия экономическим ростом, природопользованием и сохранения целостности экосистем, также твердое образование природно- экологической базы будущего. Сокращение сталилитейного производства и расширение вторичной переработки металлов. И основная база является «Экоиндустрия» , что касается зарубежных рынков и экоиндустрия то они уже сформировались и имеют тенденцию быстрого роста. А на счет нашего государства РК , то был принят закон от 15 июля 1997г. «Об охране окружающей среды» который дает к образованию построения нормативно- экномической базы для дальнейшего развития экономической индустрии в РК. Человечество сейчас переживает исторический переходный период, когда буквально как взрыв наступило осознание, что образуется мощный конфликт между человеческой деятельностью и непредсказуемый поведением окружающей среды. Которая занимает одно из первых мест в глобализации проблемы ХХ-го столетия нашей планеты. Вся эта проблема очень сложна и требует своего комплексного ухудшения. Ученые и политики в принципе сходятся в том,что современная цивилизация способна решить глобальную проблему, хотя даже это требует огромных ресурсов и время. Масштабы взаимодействия современного общества с природой оказались настолько велики, что возникла реальная угроза нарушения сбалансированности обмена между ними, введение образование серьезных изменений в этот обмен с нежелательными последствиями для человека и мирового развития. Всевозростающая интенсивность воздействия человека на окружающую среду и на структуру жизне-обеспчение нашей планеты вызывает к жизни такой риск, короый в конечном счете может быть даже опасным и трудным, чем ядерная угроза. И разрешения этой проблемы основывается на сдерживании и принятий конкретных мер раньше чем дел зайдет слишком далеко, опираясь на всечеловеческую экономическую базу решений экологического кризиса. Проблема экономической безопасности тесно связано с достижением экономической безопасности, утверждением равноправных экономических отношений, исключающих химическую эксплуатацию природных ресурсов, эспорт загрязняющих производств и опасных отходов и выбросов эти приоритетные направления рассматривались на конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Главное направление борьбы против стремительного ухудшения качества окружающей среды: - это разработка критериев экологической безопасности и массовое внедрение экологических безопасных технологий , то есть разработка международного рынка экоиндустрии. Ясно, однако, и то обстоятельство, что международные усилия принесут желаемый эффект лишь в том случае, если они будут базироваться на усилиях каждой страны каждое новое техническое изобритение, новые технологии, изделия, деятельность на земле, связанные с водными бассейнами, реками и т.д. - все это должно быть увязано в системе требовании, среди которых экологическую безопасность надо ставить на первое место. При таком подходе международное сотрудничество по экологии будет эффективным, опираться на необходимую финансовую, законодательную и политическую базу и прежде всего исходить из вполне осознанного экологического мышления как составной части нового международного экономического мышления. Конечно такая переориентирия с позиций современного мышления вызывает неприятие из-за своей сложности и дороговизны. Однако, надо осознать,что иного решения этой самой опасной для человечества проблемы нет. Список использованной литературы. 1. Авдокушин Е.В. и др. «Международные экономические отношения»: Учебное пособие-М:. ИВЦ.Н-2.1996 2. Бронский В.Я., «Прикладная экология»-М:. 1996 3. Баладский В.А., «Природоохранная деятельность»-М:.1995 4. Выварить Р.М., «Экономика природопользования»: Учебное пособие для вузов-М:.1993 5. Израиль Ю.А., «Экология и контроль состояния природной среды»- М:.1984 6. Линдерт П.Х., «Экономика МХС»- М:. Прогресс, 1992г. 7. Лимишев М., «Экономика и экология: Роковой конфликт и пути его разрешения»: Вопросы экономики-М:.1990 -N11 ст.68-73 8.Максимова Л.М.,Носкова И.Я., «Международные экономические отношения»: Учебные пособие для вузов-М:. Банки и юиржи ЮНИТИ, 1995 9. Ниязбекова Р.К., «Экономика природопользования»-Ш-1995 10.Рыбалкин В.Е.,«МЭО»-М:. Бизнес школа,Интел-Синтез,1998 11.Суэтин А.А., «Долгосрочный прогноз экотехники», «Глобальная экология и экономика»-М:.1991 12.Спиридонова И.А. «Мировая экономика»-М: Экономика, 1995 13. Щербанин Ю.А., Рожков К.Л., Рыбалкин В.Е., Фишер Г., «МЭО интеграция»: Учебное пособие для вузов-М:. Банки и биржи ЮНИТИ,1997 14. Хасбулатов Р.И., «Мировая экономика»-М:.ИНСАН,1994 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|