реферат, рефераты скачать
 

ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ


задачи, узкие места в его работе, т.е. первый руководитель.

Чаще всего этот принцип применяется при разработке АСУ предприятия, а

это всегда сопряжено с решением вопросов правого и организационного

характера: изменением структуры управления, введением новых функциональных

обязанностей работников аппарата управления и производственного персонала и

т.п. Решение всех вопросов - прерогатива только первого руководителя

предприятия. Разработка и внедрение АСУ, как правило, выполняются не по

инициативе директора предприятия, а на основании решения вышестоящих

организаций. И сегодня, после перехода предприятий и фирм на работу в

условиях рыночных отношений, не приходится обольщаться, что руководитель

филиала фирмы будет инициатором внедрения средств и методов компьютерной

обработки информации. В этом случае эффективность автоматизации снижается,

поскольку специалисты в области АСУ не имеют достаточных прав, чтобы

обязать службы предприятия перейти на новую технологию управления, а

разработка проекта АСУ без участия руководителя предприятия обречена на

существенные пробелы и недоработки.

Создание новых управленческих технологий требует проведения комплекса

подготовительных работ, участие первого руководителя, в которых необходимо:

решить вопросы финансирования, перераспределения прав и обязанностей

исполнителей, привлечения к работам специалистов других смежных организаций

должен именно он. Среди подготовительных мероприятий следует особо

отметить:

- проведение обучения и повышение квалификации сотрудников

предприятия;

- организацию обмена опытом и командировок специалистов на те

родственные предприятия, где работы по автоматизации развиваются

наиболее успешно;

- проведение бесед и семинарских занятий разработчиков новой системы

с ведущими специалистами предприятия.

Анализ срыва выполнения многих важных программ, серьезных заданий

показывает, что одной из причин таких срывов является несоблюдение этого

принципа управления.

8. ПРИНЦИП ОДНОРАЗОВОГО ВВОДА ИНФОРМАЦИИ

В деятельности руководителя информация, ее оперативность и

достоверность, играет решающую роль, т.к. она является предметом, средством

и продуктом управленческого труда. Один раз введенная в память компьютера

информация может неоднократно использоваться для решения целого комплекса

информационно связанных задач - вот суть этого важного принципа

управления. Накопление производственной, экономической, кадровой и

нормативно-справочной информации является основой для создания баз и банков

данных, незаменимым инструментом для получения руководителем и всеми

структурными подразделениями предприятия объективных и достоверных данных о

ходе технологического процесса. Базой данных является совокупность

сведений, хранящихся в запоминающих устройствах компьютера, а банке данных

- более мощная система хранения информации - функционально организованное

информационное обеспечение коллектива пользователей или совокупности

решаемых в системе задач. Создание автономного банка данных дает

возможность отделить информацию от прикладных программ, облегчить доступ к

ней различным категориям пользователей и более надежно хранить информацию.

В промышленно развитых странах уже в 80-х годах создавались

общедоступные банки данных, что стало возможным благодаря развитию

интегральных систем связи и массовому внедрению компьютерной техники.

Любая, сколь угодно отдаленная информация стала доступной для рядового

пользователя, и вход в общедоступный банк данных может быть осуществлен и с

домашнего компьютера. Все это способствовало развитию малого бизнеса,

научного и культурно обслуживания. Одновременно с этим интенсивно

развивалось экономическое пространство для высокодоходных инвестиций в эту

область.

Отставание России от передовых стран в информационном обеспечении

продолжает стремительно нарастать и угрожать стать необратимым. В этом

случае Росси может превратиться в информационную колонию и никогда не

сможет обеспечить своему населению современный уровень жизни, культуры,

образования и благосостояния даже при помощи и содействии высокоразвитых

стран.

Реальное применение принципа одноразового ввода информации дает

возможность управляющим всех уровней использовать в своей работе большие

объемы достоверной и оперативной информации. Например, управляющий фирмой

или супермаркетом может легко получать ежедневную, еженедельную,

ежемесячную и годовую информацию с нарастающим итогом о цене каждого из

большой номенклатуры товаров, о количестве проданного товара и о складских

остатках его, о текущих расходах и прибыли и т.д. Часть этой информации

вводится в базу данных автоматически, с помощью складских или цеховых

регистраторов производства, а в магазинах - с помощью устройства,

считывающего записанную на упаковке информацию о товаре. "Отдельные

управляющие могут теперь принимать решения, основываясь на информации,

подготавливаемой внутри их компаний, без выхода на сторонние базы данных.

Внутрифирменные базы данных позволяют менеджеру получать сведения о его

бизнесе, о рынках, конкуренции, ценах и прогнозах за несколько часов, а

когда-то на это ему требовались месяцы работы. Благодаря этой новой

автоматизации процедура принятия решений, которая раньше была прерогативой

высшего руководства, теперь передается находящимся на производстве

управляющим, которые теперь лучше информированы" - вот мнение опытного

менеджера об изменениях, которые внесли в практику управления базы данных и

реализация принципа одноразового ввода информации. Важно только сохранять

точную адресность выдаваемой информации, т.е. оградить пользователя от

избыточной информации и при изменении структуры предприятия передавать

сведения нуждающемуся в них абоненту.

9. ПРИНЦИП НОВЫХ ЗАДАЧ

Применение современных систем математического программирования и

технических средств обработки информации позволяет решать и накапливать

принципиально новые производственные и научные задачи. Неразумно создавать

автоматизированные системы только в расчете на традиционные методы

управления производством и действующие технологии. Применение современной

компьютерной техники и мощного комплекса программных средств позволяет

создавать новые методики планирования и управления, новые информационные

технологии, которые в традиционных системах нельзя было применить из-за

невозможности обработки большого объема информации в жесткие сроки.

В отраслевых и государственных фондах алгоритмов и программ собран

практически весь комплекс задач по технической подготовке производства,

технико-экономическому планированию, оперативному управлению,

бухгалтерскому учету, управлению финансами, сбыту и реализации продукции,

контролю ее качества, по учету кадров, контролю исполнения и т.д. Опытный

руководитель всячески содействует внедрению в производственную практику

этого большого комплекса отлаженных и прошедших проверку на реальных

массивах информации задач, что позволяет быстро обрабатывать и получить

любую объективную, достоверную информацию и освободить исполнителей от

рутинного, унизительного ручного труда. Примером реализации этого принципа

управления в производстве, строительстве и в аппарате различных

государственных служб могут служить принципиально новые комплексы задач,

внедрение которых стало возможным лишь при использовании быстродействующих

вычислительных машин с большим объемом оперативной памяти:

автоматизированная информационная система о ходе строительства важнейших

объектов (АИС), система управления перевозками бетона и раствора (СУПЕР),

оперативная система учета ежедневного выполнения производственного плана,

автоматизированная система контроля исполнения важнейших документов (АСКИД,

оргонайзер) и ряд других высокоэффективных систем справляются с задачами,

которые было совершенно невозможно решить при традиционных методах

обработки информации.

Большинство принципиально новых задач имеют сложную организационно-

технологическую модель и с трудом поддаются формализации. Имеющиеся в

распоряжении теории алгоритмов и программ методы не всегда могут описать

многовариантные ситуации, возникающие в процессе управления. В настоящее

время ведутся поиски в области создания таких моделей, которые возможно

более полно описывали бы анализируемую ситуацию и отражали бы опыт одного

или нескольких высококвалифицированных специалистов по решению возникшей

задачи. Системы, действующие на основании таких моделей, поучили название

экспертных и находят все большее применение при решении новых задач в

различных областях науки и техники, и в то числе в менеджменте. Высокий

интерес к экспертным системам объясняется тем, что для решения сложных

новых ситуационных задач необязательно привлекать крупных специалистов, эти

задачи могут быть решены рядовыми сотрудниками, владеющими компьютерной

техникой.

Однако внедрение принципа новых задач постоянно встречает при

реализации заметное сопротивление. Руководитель должен быть готов к этой

негативной реакции на нововведения и понимать ее причины: боязнь сокращения

рабочего дня, а, следовательно, и заработка, и даже потери рабочего места;

опасность снижения социального статуса и того, что возникнут новые нормы и

требования к интенсификации труда. Наиболее обоснованной причиной

сопротивления любым новациям является боязнь безработицы, которая стала за

последние годы реальной составляющей нашей повседневности. Есть и другие,

более личностного характера причины: критика и отказ от традиционных

методов работы могут восприниматься как личная обида, опасения узкой

специализации и монотонности новых условий труда, непонимание сути и

последствий нововведений и, наконец, главное - боязнь обесценивания,

девальвации своей личности, ее социального значения. Вновь уместно

напомнить, что управление является не только наукой, но и великим

искусством. Когда управление предприятием осуществляется только на основе

рациональных, научно-обоснованных, но традиционных методов, в этом таится

угроза развитию и появляется вероятность по6тир самых талантливых,

неординарно мыслящих специалистов, способных выдвигать и решать

принципиально новые задачи.

Склонность к нетрадиционным методам, к поиску новых способов решения

задач и риску внедрения новейших технологий могут проявлять не только

отдельные яркие личности, но и целые предприятия во главе со смелыми

руководителями. Сегодня стратегию смелого вложения капитала в новейшие

высокие технологии и в поиск нетрадиционных решений новых задач называют

венчурной. Обычно венчурные предприятия создаются учеными, изобретателями,

создавшими новые идеи или оригинальные технологии ("ноу-хау"). Примеров

такого "грюндерства" в мировой практике много, достаточно вспомнить фирму

"Эппл", создавшую первые персональные компьютеры, конвейерную технологию

производства автомобилей Г.Форда, конструкторское бюро С.П. Королева,

создавшее первый в мире спутник и космический корабль. В конкурентной

борьбе, да и в любых жизненных ситуациях шансы на успех имеет тот, кто

способен принимать непредсказуемые, иногда внешне нелогичные решения по

возникающим проблемам. Не надо стремиться быть слишком рациональным!

10. ПРИНЦИП ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Характерной чертой любого общества, стремящегося к процветанию,

является повышенное внимание к системе образования. Успехи народного

образования СССР были тоже весьма значительны, хотя централизованное

распределение выпускников институтов, которым в приеме на работу нельзя

было отказать, создавало множество сложностей и конфликтов.

Реализация принципа обязательного повышения квалификации традиционно

встречала сопротивление на всех уровнях управления - работники низших

иерархических уровней отказываются от любых форм учебы и повышения

квалификации ("Зачем мне это надо. Я и так ничего не пойму"), а высшие

руководителя уже все давно "знают". Если до перестройки от руководителей

требования в обязательном порядке направлять сотрудника на учебу, то обычно

командировали самого слабого, ненужного предприятию сотрудника. Были даже

"штатные специалисты по повышению", проходившие курсы 7-10 раз, но так и

оставшихся рядовыми инженерами техотдела или службы комплектации…

Однако многочисленные исследования показывают, что после окончания

вуза ежегодно теряется в среднем около 20 % знаний, научно-технический

прогресс обрекает большинство специалистов на отставание по основным

направлениям своих профессиональных знаний. Рекомендуется повышать свои

знания специалистам в области машиностроения каждые 5,2 года, в химической

промышленности - каждые 4,8, в металлургии - каждые 3,9 лет, а в сфере

бизнеса - каждые 2 года. Институт экономики РАН считает необходимым срочно

обеспечить поддержку системы повышения квалификации специалистов за счет

бюджетных средств, а также путем привлечения внебюджетных финансовых

источников.

Принцип управления настоятельно требует обязательного повышения

квалификации всех сотрудников, занятых в производственном процессе,

независимо от занимаемой должности. Рыночная экономика современной России

предъявляет более серьезные требования к повышению квалификации

руководителей предприятий, чем при социалистическом плановом ведении

хозяйства. В первую очередь это относится к тем, кто принимает

стратегические управленческие решения, кто несет ответственность за

развитие предприятия, за постоянное обновление продукции и реализацию новых

технологических и организационных решений.

Опыт крупнейших фирм Европы, Америки, Японии показывает, сколь

настойчиво проводят они политику тотального повышения квалификации и

переподготовки кадров. Тысячи институтов, колледжей, постоянно действующих

семинаров и курсов проводит обучение персонала любого уровня, и предприятия

расходуют большие средства на эти мероприятия, поскольку видят в этом

гарантию развития своих производств. К примеру, в США подготовкой

профессиональных менеджеров занимаются около 1500 высших учебных заведений.

Японские фирмы тратят на обучение в расчете на одного занятого в 3-4 раза

больше, чем американские. В целом доля затрат на образование в процентах к

национальному доходу в России составляет примерно 2 %, в США - 12,2 %, в

ФРГ - 12,1 %.

Но существует и более жесткий взгляд на проблемы обучения персонала.

Руководители консалтинговой компании "Дека" считают, что "качества, которые

нельзя выработать в своем персонале тренировкой, как правило, можно

приобрести, наняв новых работников, обладающих этими качествами". Сравнивая

программы повышения квалификации в различных зарубежных фирмах и

специальных институтах, можно видеть, что в обязательном порядке изучается

история предприятия, его принципы, стратегия и обязательно выделяется

значительное время на изучение теории и методов практического применения

искусства управления.

Другим методом управления обучения является ротация по службе, когда

специалистов различного профиля перемещают на срок от трех месяцев до года

из отдела в отдел. Ротация позволяет ознакомить сотрудников фирмы со

многими сторонами деятельности предприятия, уяснить необходимость

координации и взаимосвязи отделов. необходимость ротации и постоянного

повышения своего профессионального мастерства объясняется особенностями

человеческой психики. Поступая на работу, человек обычно полон честолюбивых

надежд, оптимизма, новая работа и новый коллектив стимулируют инициативу.

Не всегда эти надежды сбываются, и после период разочарования, фрустрации

работник осваивается на новом рабочем месте и начинает компетентно

разбираться в стоящих перед ним задачах. Следующие этапы - приобретение

прочных навыков, мастерства и - новая волна недовольства собой, своим

местом в коллективе, человек ощущает потребность в дальнейшем творческом

развитии и материальном стимулировании своего труда.

Количество выполняемой работы

Мастерство

Компетентность

Спад

Спад

Обучение

Поступление на новую работу

Время

Опытный руководитель, заинтересованный в профессиональном развитии

сотрудников, должен чутко уловить период спада деловой активности человека,

помочь ему преодолеть разочарование при несоответствии желаемого и

действительного, а также при потере профессиональной заинтересованности на

освоенном уже участке работ. Необходим перевод, ротация сотрудника на новый

участок работы или направление его а повышение квалификации. Повышать

уровень своих знаний не обязательно в академиях и специальных институтов.

Можно, и что значительно дешевле, делать это в стенах своего предприятия,

ведь и раньше у нас практиковались дни технической учебы.

Любопытная особенность отличает многих современных слушателей крупных

российских институтов повышения квалификации и т.д.: при несомненных

способностях, энергии, напористости многие слушатели не ориентируются в

самой технологии обучения, они не готовы работать и надеются получить

быстро и сразу готовые рецепты, которые сделают профессиональными в

управленческой деятельности. Своего рода сочетание амбициозности и

интеллектуальной инфантильности. Снобизм, что они уже начальники, при

отсутствии базовых навыков создают серьезные препятствия к обучению.

Последние достижения в информационной технологии открывают новые

возможности и при решении проблем повышения квалификации. Весьма интересные

перспективы открываются при использовании для системы индивидуального

образования идей телеверситета - с помощью телесетей промышленные фирмы и

отдельные слушатели имеют возможность получить доступ к мощным

образовательным центрам на любом расстоянии и в удобное для них время. Так,

например, создана в 1998 г. телеакадемия в структуре Академии народного

хозяйства при Правительстве РФ.

11. ПРИНЦИП "МОНТЕРА МЕЧНИКОВА"

Предприниматель России вышел в суровый мир международного бизнеса, и

на этой коварной "тропе войны" его подстерегают самые неожиданные

опасности. В первую очередь ему свойственно полное игнорирование законов и

правил рыночных отношений, дилетантская надежда на русский "авось". Далее

его подстерегают незнание иностранных языков, правовая безграмотность,

неумение вести деловые переговоры, оформлять договоры и контракты.

Вот какие характерные негативные моменты отмечены западными

бизнесменами при сотрудничестве с русскими: длительность ведения

переговоров; отсутствие необходимых полномочий у русских представителей,

особенно государственных учреждений; неспособность назвать реалистичные

цены (как следствие плохого знания конъюнктуры рынка); необязательность при

проведении переговоров (неявки на встречи, замедленная реакция на письма и

факсы); склонность к ведению излишне подробных протоколов с детализацией

каждого пункта (а ведь протокол - это еще не контракт); слабое знание

принципов маркетинга и законов рынка. И удивительная, милая доверчивость -

а как же, да мы с ним мартини пили, даже расцеловались на прощание! И как

следствие - ущерб до нескольких тысяч долларов.

Принцип "монтера Мечникова" гласит, что любое управленческое решение

должно быть обеспечено документально (включая при необходимости и

финансовые документы) или материально. Нельзя подписывать приказ о выплате

премии, если руководитель не убежден в наличии премиального фонда; нельзя

принимать на работу нового сотрудника, пока не будет создана вакансия;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.