реферат, рефераты скачать
 

Американская и Японская школы менеджмента


Американская и Японская школы менеджмента

| |

| |

|Университет Российской Академии Образования |

| |

| |

| |

|Факультет: Экономика и бизнес |

| |

|Дисциплина: Менеджмент |

| |

|Тема контрольной работы: Американская и японская школы |

|менеджмента. |

| |

| |

|Ф.И.О. ст-та (ки): |

| |

|Курс: III Семестр: V |

| |

|Полный домашний адрес: г. Тольятти |

| |

| |

| |

|Дата сдачи: _________________________________________ |

| |

|Ученая степень преподавателя: ________________________ |

| |

|Ф.И.О. _____________________________________________ |

| |

|Оценка ___________________ Подпись _________________ |

| |

|Дата проверки ______________________________________ |

| |

| |

|г. Тольятти 2002 |

Американская и Японская школы менеджмента

Содержание

Введение....................................................................

.............................................3

Американский стиль

управления...............................................................4

1. Американская деловитость и умение организовывать..............4

2. Обеспечение компетентности персонала и развитость индустрии

совершенствования менеджмента.................................8

3. Стратегия и управление производством в американских

фирмах......................................................................

.........................10

II. Японский стиль

управления..................................................................

.....14

1. Направленное изменение стратегии управления.......................17

II. 2. Особенности принципов стратегии

производства....................18

III. Сравнительный анализ американкой и японской стратегии

управления..................................................................

...........................................27

Заключение..................................................................

..........................................31

Список использованной литературы

.................................................................33

1. Введение.

В культуре развитых капиталистических стран понятие менеджмент очень

часто соседствует с понятием бизнес. Бизнес – это деятельность,

направленная на получение прибыли путем создания и раелизации определенной

продукции или услуг. «Управление бизнесом» - это управление коммерческими,

хозяйственными организациями. Наряду с этим практически как синоним

применяется термин «деловое администрирование». Термин «менеджмент»

применим к любым типам организаций, но, если речь идет о государственных

органах любого уровня, правильнее использовать термин «государственное

управление».

На сегодня в мире действуют три основные модели построения системы

бизнес-образования.

Первая, традиционная, которую можно назвать германской, основана на

идее подготовке квалифицированного руководителя. В рамках этой модели

выделяется, во-первых, высшее профессиональное образование, дающее базовые

знания и специальность (инженерную, экономическую, юридическую или

инженерно-экономическую), которая имеет прямое отношение к технической,

экономической или управленческой деятельности предприятий; во-вторых,

повышение квалификации руководителей, которое осуществляется уже в процессе

практической работы, как правило, на краткосрочной основе. Последнее ставит

своей целью приобретение слушателями специальных знаний и умений, которые

необходимы для конкретной работы в области управления и хозяйственной

деятельности. Сюда же примыкает и профессиональная переподготовка как более

основательная форма развития знаний и умений вплоть до получения новой

специальности в области бизнеса, менеджмента или предпринимательства.

Вторая модель, американская, основана на формировании так называемого

профессионального менеджера. Она предполагает получение высшего

профессионального образования в области менеджмента на базе уже имеющегося

диплома об общем высшем образовании в объеме бакалавриата по любой

специальности. Однако, как правило, в рамках американской модели, прежде

чем получить высшее профессиональное образование в области менеджмента,

человек должен накопить некоторый практический опыт работы, дабы изнутри

понять, что такое бизнес и менеджмент в реальной жизни. Лишь после этого он

выбирает «карьерный путь» менеджера и снова возвращается в систему высшего

профессионального образования для приобретения серьезных знаний именно в

области бизнеса и менеджмента, которые становятся для него главной

профессией.

В Европе наиболее близко к американской модели в настоящее время стоит

британская система бизнес-образования, хотя в ней удельный вес составляют

программы обучения без отрыва от производства, а германская модель до

недавнего времени доминировала в Австрии, Швейцарии и др. странах Европы.

Большинство западно-европейских стран, среди которых лидируют Италия,

Франция, Испания и Нидерланды, придерживаются смешанной модели, в которой

сочетается традиционная европейская система вузовской подготовки

германского типа с американской. Школ, перешедших к такой модели, в Европе

уже несколько сот.

Американский путь формирования профессиональных менеджеров имеет ярко

выраженных оппонентов. Так, в Японии, например, существует лишь три школы

бизнеса, главным образом для подготовки тех, кто намеревается работать за

границей. Руководителей готовят сами фирмы на основе концепции «обучение

посредством опыта», планомерно перемещая их по разным должностям. Это

позволяет познать специфику различных аспектов бизнеса и досконально

изучить свою фирму. Лишь в возрасте около 35 лет сотрудники имеют шанс

получить первую руководящую должность. На японских фирмах учатся все – от

рабочих до президента, и главная ответственность за это возлагается на

руководителей каждого из подразделений, старшие учат младших. Направление

практиков на обучение в сторонние учебные центры – дело не частое, хотя,

например, на фирме «Мацусита Дэнки» существует Академия Мацуситы, где

способных молодых людей с высшим образованием обучают еще целых пять лет.

Но это скорее исключение из правил.

Далее мы подробно рассмотрим более подробно на американской и японской

школах менеджмента и проведем их сравнительный анализ.

Американский стиль управления.

В процессе образования и развития Соединенных Штатов Америки формировался

американский стиль управления. Особенности этого стиля обусловлены такими

факторами создания американского общества, как отсутствие пережитков

феодализма, а также освоение территории и богатств страны энергичными,

честолюбивыми и изобретательными иммигрантами.

Проведенный анализ множества источников показал, что наиболее характерными

чертами американского стиля управления являются деловитость,

организаторские способности, обеспечение компетентности персонала и

развитость «индустрии совершенствования» менеджмента.

1. Американская деловитость и умение организовывать.

Большинство специалистов в области менеджмента, государственных и

политических деятелей ставили и ставят эту черту на первое место.

Для бывшего СССР характерной была идеологическая практика «оценки стиля

сверху», которая как бы устанавливала и разрешала последующее пользование

«оценочными установками». В связи с этим симптоматична характеристика,

данная И.В. Сталиным: «Американская деловитость является ...противоядием

против «революционной» маниловщины и фантастического сочинительства.

Американская деловитость – это та неукротимая сила, которая не знает

преград, которая размывает своей деловитой настойчивостью все и всякие

препятствия, которая не может не довести до конца раз начатое дело, если

даже это небольшое дело, и без которой не мыслима серьезная строительная

работа».[1]

Каковы же конкретные признаки американской деловитости?

Прежде всего она проявляется в таких качествах персонала, как

целеустремленность, настойчивость и умение доводить до конца начатое дело.

Не случайно, что именно в американском менеджменте была разработана и

реализована в самых различных проявлениях на разных уровнях концепция

управления по целям (МВО).

Характерным проявлением американской деловитости специалисты также считают

стремление к выгоде, доходу. В самом деле, зачем стремиться к цели, если

она не сулит заработка? «Тот, кто не дышит воздухом прибыли, тот задохнется

в деловом мире. Деловые американцы считают, что всякое дело должно быть

выгодным, то есть дать выигрыш в деньгах, во времени и попутно в

...удовольствии».[2] Этим объясняется стремление американцев вникать в

детали дела, подхода, метода, средства, системы, интересоваться новинками,

изучать опыт других стран.

Американские управляющие считаются мастерами выжимать максимум выгоды из

созданного дела, сложившейся ситуации. То, что не сулит выигрыша или

сыграло свою роль, как правило, забрасывается или «забывается». В период

благоприятной конъюнктуры дело ведется инициативно и энергично, выжимается

максимум из людей, оборудования, времени. Данная сторона американской

деловитости породила три «деловых правила»:

Делай то, что окупается, приносит доход.

Выбирай эффективные средства достижения целей.

Умей находить и использовать необходимые ресурсы.

Американская деловитость проявляется также в умении оценивать, считать. При

создании, ведении или улучшении дела американцы умеют оценивать плюсы и

минусы, подсчитать возможные затраты и выгоды.

В сфере управления в США, пожалуй, нет того, что не получало бы денежной и

временной оценки. Время – это деньги, а деньги, в свою очередь, - это

время. Это, во-первых, обусловливает организацию работы таким образом, что

напрасно не тратятся время, деньги, силы и материалы. Во-вторых,

применительно к американскому менеджменту можно найти много так называемых

усредненных цифр и данных, которые используются для характеристики той или

иной проблемы. И, наконец, много издается литературы, методико-

практического характера по вопросам сокращения административно-

управленческих расходов, по экономии времени. Кто не умеет оценивать и

считать, тот (при прочих равных условиях) не может эффективно управлять.

Поэтому система подготовки курсов повышения квалификации управляющих

включает много дисциплин, разделов и тем, которые направлены на

формирование и развитие этого важного и необходимого умения.

Сильным признаком американской деловитости является также единство слова и

дела.

Американский менеджер верен и предан взятым обязательствам, своему слову,

букве подписанного контракта. Выполнить устное или зафиксированное слово –

это своего рода «деловой азарт», в котором сконцентрированы честь, престиж,

совесть и профессионализм руководителя. Слово, которое дано, - это своего

рода начало и продолжение дела, а не слово о деле, которое не будет

сделано. По правилам этики бизнеса невыполненное обещание, нарушенное слово

влекут за собой худшее из наказаний – подрыв доверия к менеджеру, отнесение

к разряду «болтунов».

Слово по-американски – это не средство откладывания чего-либо «на потом»,

не сиюминутное средство успокоения или «управленческой терапии» (это

чрезвычайно распространено в современной России), а средство практического

решения или ускорения дела. Единство слова и дела исторически возвысили

американского руководителя и создали ему репутацию делового человека.

К проявлению американской деловитости следует отнести также краткость и

ясность слова.

В данной стороне деловитости реализуется правила экономии языковых средств.

Многословность – это один из врагов организации и управления. Есть,

конечно, руководители, которые много говорят и много делают, но для этого

нужны особые способности или талант «делоговорливости». Как правило,

деловитость не уживается с многословием.

В США имеются руководства, содержащие рекомендации по «правилам разговора»

- по телефону, с подчиненными (особо указывается, в каких случаях не нужно

экономить время, а поговорить и послушать), с аудиторией. В инструкциях,

буклетах, наставлениях, рекомендациях часто наряду и вместо слов

используются доходчивые, ясные и профессионально выполненные рисунки, схемы

и диаграммы. Графическое слово – это также сильный инструмент в пояснениях,

напутствиях, иллюстрациях и обучении.

Воспитание в духе краткости и ясности слова позволяет американцам создавать

меньшие по объему отчеты, которые легче воспринимаются и, самое главное,

прочитываются теми, кому они адресованы. Известно, что проблема «чтения

документа» – одна из самых больных в условиях большого количества и объема

документов.

Продолжительное время США оставались «Меккой организации», куда приезжали

специалисты и творческие бригады, чтобы не только воочию убедиться в данном

умении американских менеджеров, но и перенять их организационно-

управленческий опыт.

Имеются другие страны, менеджеры которых не лишены этого умения. В этой

связи возникает вопрос: «В чем же заключается специфика американского

умения организовывать?».

К организации любого дела американский менеджер подходит довольно

тщательно, учитывая по возможности все стороны, которые определяют успех

(или неуспех) дела. В организации нет мелочей! Поэтому американскому

менеджеру не свойственна работа «навалом, нахрапом, натиском».

Эффективность любой организационной системы или организации определяется в

первую очередь ее отработанностью с различных позиций – правовой, кадровой,

материальной, финансовой, временной, внешних условий и т.д.

Американский рабочий приучен работать в условиях высокого уровня

организации труда. Самое главное: он не ставится в условия «двойной

занятости», то есть работать за себя и недостатки в организации работы.

За счет высокого организационного уровня обеспечивается высокая

продуктивность работы, эффективное использование оборудования, времени,

сырья, материалов и, конечно, самого человека. Как показала практика,

использование любого организационного фактора, любой организационной

системы так или иначе связано с поддержанием и/или повышением

эффективности.

Американцы умеют найти, разработать и внедрить такую организационную

систему, которая ставит работника в определенные условия и «заставляет» его

делать то, что нужно, а не то, что хочет делать сам работник.

Среди признаков организованности следует выделить два:

1 – «Каждый несет свой чемодан», поскольку знает что, когда и как делать;

2 – «Не дуют ветры бестолковщины и неразберихи», поскольку укрощена стихия

неорганизованного поведения участников системы.

Весьма важный показатель американского умения организовывать – увязка

целей, задач с необходимыми видами и объемами ресурсов.

Признаками непрофессионализма менеджера считаются неумение определять

ресурсоемкость целей, задач (то есть когда выбирается такой объем целей,

который становится нереальным из-за отсутствия требуемых материальных,

финансовых, кадровых и временных ресурсов). Именно в данном отношении

имеется значительное различие между управлением «по-американски» и

управлением «по-русски».

В русском управлении доминирует идеология целей над ресурсами. Хочется за

короткий промежуток времени достигнуть многого, «догнать и перегнать»

конкурента. Но ресурсы – это своего рода ограничители или лимитаторы любой

цели и задачи. Чтобы выполнять реальные цели, нужно считаться с имеющимися

ресурсами. В свою очередь, чтобы ресурсов становилось больше, необходимо

обеспечивать достижение реальных целей. То есть это настолько

взаимосвязанный процесс, что процесс управления , по своей сути, происходит

относительно определения целей (что нужно достигнуть, выполнить) и увязки

их с ресурсами (что имеется, чем располагает система).

2. Обеспечение компетентности персонала, развитость индустрии

совершенствования менеджмента.

Данная черта американского стиля управления находит выражение в системе

подготовки и повышения квалификации персонала, развитии ее обучающих

технологий. В эту систему входят четыре вида организаций – школы управления

(школы бизнеса); факультеты и отделения в высших учебных заведениях;

профессиональные общества; консультативные фирмы.

Главная задача всех форм и видов подготовки и повышения квалификации – это,

говоря словами американского теоретика в области менеджмента Питера

Друкера, «сделать знания производительными».

Школы управления (школы бизнеса) занимаются вопросами подготовки и

повышения квалификации специалистов и менеджеров по различным направлениям.

В настоящее время насчитывается свыше 300 школ бизнеса, школ администрации

и экономики, школ промышленного управления, в которых используется двух- и

четырехгодичное обучение, имеются докторантура и краткосрочные курсы

совершенствования.

Старейшей школой управления в США является Школа Уортона при Пенсильванском

университете, основанная в 1881 году Джозефом Уортоном, финансистом и

промышленником из Филадельфии. Школа начала подготовку специалистов в

области финансов и коммерции. С 1921 года выпускникам этой школы

присваивается степень МВА (магистра делового администрирования). В

настоящее время на факультетах финансов, маркетинга, менеджмента,

бухгалтерского учета и отчетности, многонациональных корпораций, наук о

решениях и других обучается около 5 тысяч человек.

Факультеты и отделения в высших учебных заведениях. США были первой

страной, в которой началось обучение руководителей в системе высшего

образования. Первые факультеты по управлению при вузах появились здесь в

конце XIX века. В настоящее время имеется несколько сот факультетов и

отделений делового администрирования и коммерции, десятки отделений по

управлению предприятием при технических факультетах, которые выпускают

дипломированных специалистов по развитию производства и труда.

В начале 70-х годов ХХ века получили распространение курсы

совершенствования при школах управления и университетах. Наиболее

«ходовыми» считаются учебные программы, рассчитанные на 2, 4 и 6 недель

обучения с отрывом от производства. Курсы большей продолжительности имеются

при крупных университетах, располагающих высококвалифицированными

преподавателями и необходимой технической базой. К таким университетам

относятся Стенфордский, Гарвардский, Карнеги, Питсбургский и другие.

Главная цель этих курсов – знакомство слушателей с новейшими достижениями

теории и практики управления, а также создание условий для обсуждения

слушателями собственных проблем.

Профессиональные общества также занимаются вопросами повышения квалификации

персонала. К этим обществам относятся:

Американская ассоциация менеджмента (АМА) – одна из крупнейших организаций,

занимающихся популяризацией проблем организации и управления. АМА

организует многочисленные курсы, семинары и конференции, обеспечивает

информационное обслуживание и издает собственные журналы.

Ассоциация развития менеджмента (SAM) организует конференции, семинары,

дискуссии и курсы для персонала небольших предприятий. Она оказывает также

и консультативные услуги.

Национальный совет по вопросам НИР и использованию их результатов (NICB)

занимается вопросами НИР в институтах, являющихся членами этого общества, а

так же информирует своих членов – промышленные предприятия, вузы, торговые

фирмы, государственные органы и профсоюзы – о новейших достижениях и

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.