реферат, рефераты скачать
 

Изменение организационной структуры предприятия


Изменение организационной структуры предприятия

Министерство образования Российской Федерации

Тверской Государственный Технический Университет

Реферат

На тему: «Изменение организационной структуры предприятия»

Выполнил: Ермолаева И.А,

Группа: АУП - 36

Проверил:

Тверь 2003г

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

3

2. Типы организационных структур 4

3. Понятие и принципы построения

организационных структур 8

4. Направления реструктуризации

предприятий в условиях рыночных отношений 12

5. Особенности управления предприятием

в условиях рыночных отношений 18

6. Заключение 23

Список использованной литературы 24

1. Введение

Основными экономическими целями предприятия в рыночных условиях являются

повышение эффективности производства, максимизация прибыли, завоевание

новых рынков и удовлетворение потребностей коллектива. Вместе с тем

возрастает влияние фактора хозяйственного риска, появляются преимущества

свободного ценообразования, возможности самостоятельного выбора поставщиков

и потребителей. Одновременно с этим государства снимается всякая

ответственность за обеспечение предприятия сырьем и материалами, за сбыт

его продукции, за уровень его заработной платы.

Проводимая в стране экономическая реформа предполагает коренное изменение

сложившихся методов стратегического развития самих предприятий и

государственного регулирования экономики. Цель экономической реформы

заключается в создании новых отношений между предприятиями, а также внутри

отдельных предприятий. Сферой государственного регулирования все больше

становятся макроэкономические преобразования, а общей тенденцией является

децентрализация управления и смещение основных рычагов регулирования на

микроуровень с переходом к все большей экономической самостоятельности

предприятий, прежде всего на базе развития на них отношений собственности.

Каждое предприятие вынуждено в основном самостоятельно выбирать путь выхода

из кризиса и вхождения в рынок. Условием стабильного эффективного

функционирования становится такая форма поведения предприятия, при которой,

по нашему мнению “максимально проявляется частная инициатива и забота

каждого о самом себе”.

2. ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР

Оценку сложившейся на сегодняшний день организационной структуры

предприятия лучше всего проводить в рамках комплексной диагностики

состояния предприятия, включающей, кроме того, оценку

финансово–экономического состояния, проблемы и направления развития

управленческой команды, маркетинговую ориентацию предприятия и прочее.

Сложившуюся систему управления необходимо менять, когда организационная

структура и функции, выполняемые подразделениями, перестали соответствовать

решаемым организацией задачам и недостаточны для решения перспективных

задач. Как правило, на большинстве российских предприятий сложилась именно

такая ситуация – структура управления стала постепенно отставать от

требований времени (неадекватна текущей ситуации и происходящим

изменениям). Имеют место следующие типовые недостатки существующих

организационных структур:

чрезмерная замкнутость структурных подразделений на первых руководителей

(как минимум – генеральный директор) и, как следствие, их перегрузка

(невозможность выполнять свои функциональные обязанности);

наличие множества заместителей генерального директора и директоров с

размытыми и пересекающимися диапазонами ответственности;

отсутствует информационная поддержка деятельности предприятия (отдел

автоматизации системы управления работает не на нужды конкретного

пользователя; максимум, что обслуживается - бухгалтерия), в частности

коммерческой и финансовой деятельности;

разные аспекты единой службы работы с персоналом либо отсутствуют вообще,

либо разнесены по функциональным подразделениям с различными уровнями

подчиненности (отдел кадров, отдел работы с персоналом и отдел организации

труда и заработной платы);

отсутствуют или присутствуют формально жизненно необходимые

финансово–экономические подразделения и реальный человек, несущий полную

ответственность за результаты финансовой деятельности предприятия

(финансовый директор);

отсутствует служба управления изменениями, которая определяет в

конкретный момент времени ориентацию организации на требования внешней

среды.

Приватизация государственных предприятий дала необходимый толчок к

изменению структуры российского производства. Сменилась не только форма

собственности, но и ассортимент выпускаемой продукции, приоритеты в

вопросах организации производства и сбыта; наконец, на предприятиях стали

появляться действительно грамотные специалисты в областях менеджмента,

маркетинга, управления персоналом и других сфер. Однако, зачастую, эти

изменения носят лишь количественный характер, и вот почему:

организационная структура государственных предприятий, как правило

строилась на функциональной основе. Решения принимались централизованно и

планирование велось из центра. Такая система была предназначена для работы

в условиях стабильной экономики.

Подобная структура в определенных условиях обладает рядом преимуществ.

При централизованном планировании выпуска продукции и слабой диверсификации

производства ее вертикальная организация позволяет оперативно доводить

решения центра до производящих подразделений, помогает директору быть в

курсе всего происходящего во всех структурных звеньях предприятия. Однако

для рыночной среды характерна высокая степень диверсификации производства и

большая самостоятельность отдельных подразделений предприятия. В таких

условиях система функциональной организации обеспечивает слабую степень

взаимодействия подразделений. Это приводит к чрезмерной перегрузке высшего

руководства, вынужденного играть роль связующего звена между ними,

принятием повседневных производственных решений и улаживанием конфликтов.

Кроме того, функциональная организация не позволяет точно оценивать

эффективность различных производств в рамках одного предприятия, что

зачастую бывает критически важно для выживания фирмы.

Структура, лишенная подобных недостатков - это организация на основе

бизнес-единиц.

Каждая бизнес-единица, являясь самостоятельным производственно-

коммерческим подразделением, объединяет все функции и виды деятельности,

необходимые для разработки, производства и реализации какого-либо

конкретного вида продукции или группы видов продукции и позволяет

руководителям развивать навыки и опыт для быстрого реагирования на

изменение потребностей покупателей и ситуации на рынке. Любое из этих

подразделений - как бы компания внутри компании, руководство которой

отвечает за результаты ее деятельности. Отчеты каждой бизнес-единицы

доступны и понятны как акционерам, так и высшему руководству компании.

Деятельность каждой бизнес-единицы и достигнутые результаты четко

отражаются в ее финансовой отчетности.

Недостатком такой системы организации является неизбежно возникающее

дублирование функций одноименных отделов в рамках различных бизнес-единиц.

На высоко интегрированных производствах зачастую является невозможным

распределение всех ресурсов предприятия по бизнес-единицам, так как это

ведет к повышению себестоимости продукции.

Кроме организационной структуры, построенной по функциональному признаку,

и структуры на основе бизнес-единиц существует так называемая матричная

организационная структура, сочетающая черты и той и другой.

Цель создания матричной организации - совместить преимущества обеих

описанных выше структур. Функциональная часть матричной организационной

структуры обеспечивает совместное использование знаний и навыков компании и

реализацию эффекта масштаба. В то же время наличие руководителей проектов

или руководителей по видам продукции гарантирует, что конкретные лица

непосредственно отвечают за эффективность видов продукции и за координацию

того, как различные функциональные области способствуют обеспечению этой

эффективности.

Поскольку к каждому руководителю применяются свои критерии оценки

эффективности его работы, разногласия в отношении выбора оптимального

решения в той или иной ситуации неизбежны. Так как матричная организация не

обеспечивает последовательного подчинения руководителей разных уровней и

категорий, нередко оказывается неясным, кто должен принимать окончательное

решение - руководители функциональных подразделений или руководители по

видам продукции. В связи с этим директора многих компаний считают, что

управлять матричной организацией слишком сложно.

Матричная организация может эффективно функционировать при правильной ее

разработке и применении. Такая организационная структура особенно часто

встречается в крупных компаниях, которые производят широкий ассортимент

потребительских товаров. Как правило, для этих видов продукции используются

общие каналы дистрибуции и, возможно, эти виды продукции могут

производиться на одних и тех же производственных мощностях, но в то же

время должна быть обеспечена быстрая реакция на изменение вкусов

потребителей - гибкое изменение каждого из этих видов продукции.

Существует набор типовых рекомендаций, которые предлагаются при

реорганизации существующей структуры управления почти любого современного

промышленного предприятия в России:

вывод предприятия из зоны ближнего банкротства требует активного участия

в управлении генерального директора, что возможно только в случае снижения

числа замкнутых на него связей;

для управления оперативной деятельностью, обеспечения производства и

реализации задач технического развития фирмы необходимо более четкое

разделение функций директора по производству и главного инженера;

характер деятельности фирмы, необходимость решения большого комплекса

задач в области продаж требует создания гибкой, имеющей определенную

степень самостоятельности коммерческой службы. Это достигается за счет

организации службы по региональному и продуктовому принципу, передачи

руководителям службы и продуктовых групп определенных полномочий и

ответственности за принятые решения в области продаж и покупок;

слабая ориентация на конечного потребителя продукции диктует

необходимость создания отдела маркетинга на предприятии и передачи ему

функций совершенствования ассортимента;

для обеспечения эффективного функционирования фирмы необходимо четкое

разделение функций финансовой службы и бухгалтерии;

обеспечение разработки новых направлений деятельности предприятия требует

создания службы управления изменениями (основная задача которой –

организационное обеспечение адаптации производства и технологического

процесса к меняющимся условиям рынка);

для занятия перспективных рыночных ниш необходимо переориентировать

службу управления качеством на конечного потребителя;

избыток персонала и в то же время недостаток квалифицированных кадров

диктуют необходимость создания полноценной службы работы с персоналом под

началом директора по персоналу, особенно в части мотивации и аттестации

персонала, а также поиска и подготовки высококвалифицированных кадров;

передать транспортный отдел в ведение коммерческого директора, так как он

обеспечивает, в основном, деятельность отделов снабжения и сбыта;

ввести должность директора–администратора с передачей ему всех

вспомогательных и обслуживающих подразделений (в том числе непромышленной

сферы);

в связи с ужесточением конкуренции необходим рациональный подход к

анализу деятельности предприятия и планированию собственной деятельности на

перспективу, что можно организационно обеспечить введением трех отделов

(финансового планирования, акционирования и денежного обращения,

экономического) с подчинением их финансовому директору.

3. Понятие и принципы построения организационных структур.

Под организационной структурой управления понимается упорядоченная

совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих

функционирование и развитие организации как единого целого. Организационной

структурой управления определяется также как форма разделения и кооперации

управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс

управления по соответствующим функциям, направленным на решение

поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура

управления представляется в виде системы оптимального распределения

функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм

взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и

работающими в них людьми.

Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи

(отношения), уровни и полномочия. Элементами организационной структурой

управления могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты,

служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято

то или иное количество специалистов, выполняющих определенные

функциональные обязанности. Есть два направления специализации элементов

организационной структурой управления:

а) в зависимости от состава структурных подразделений организации

вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг,

менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.;

б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления,

формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство,

труд и управление, контролирующие все процессы в организации.

Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря

связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные.

Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это

отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности

построения системы управления, то есть при наличии различных уровней

управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

При двухуровневой структуре создаются верхние звенья управления

(руководство организацией в целом) и низовые звенья (менеджеры,

непосредственно руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях

в организационной структуре управления формируется так называемый средний

слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней.

В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные

связи. Первые - суть отношения по поводу принятия и реализации

управленческих решений и движения информации между так называемыми

линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за

деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные

связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно

используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного

персонала и функциональные. Полномочия линейных руководителей дают право

решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а

также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами

организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются

правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не

приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения. Если тому

или иному работнику управленческого аппарата предоставляется право

принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными

менеджерами, он получает так называемые функциональные полномочия.

Между всеми названными выше составляющими организационной структуры

управления существуют сложные отношения взаимозависимости: изменения в

каждой из них (скажем, числа элементов и уровней, количества и характера

связей и полномочий работников) вызывают необходимость пересмотра всех

остальных. Так, если руководством организации принято решение о введении в

организационную структуру управления нового органа, например, отдела

маркетинга (функции которого ранее никто не выполнял), нужно одновременно

дать ответ на следующие вопросы: какие задачи будет решать новый отдел?

кому он будет непосредственно подчинен? какие органы и подразделения

организации будут доводить до него необходимую информацию? на каких

иерархических уровнях будет представлена новая служба? какими полномочиями

наделяются работники нового отдела? какие формы связей должны быть

установлены между новым отделом и другими отделами?

Увеличение количества элементов и уровней в организационной структуре

управления неизбежно приводит к многократному росту числа и сложности

связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений; следствием

этого нередко является замедление процесса управления, что в современных

условиях тождественно ухудшению качества функционирования менеджмента

организации.

К структуре управления предъявляется множество требований, отражающих ее

ключевое для менеджмента значение. Они учитываются в принципах формирования

организационной структуры управления, разработке которых было посвящено

немало работ отечественных авторов в дореформенный период. Главные из этих

принципов могут быть сформулированы следующим образом.

1. Организационная структура управления должна прежде всего отражать цели

и задачи организации, а следовательно, быть подчиненной производству и его

потребностям.

2. Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами

управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер

работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.

3. Формирование структуры управления надлежит связывать с определением

полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с

установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.

4. Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и

ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение

которого приводит к дисфункции системы управления в целом.

5. Организационная структура управления призвана быть адекватной

социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на

решения относительно уровня централизации и детализации, распределения

полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов

контроля руководителей и менеджеров. Практически это означает, что попытки

слепо копировать структуры управления, успешно функционирующие в других

социально-культурных условиях, не гарантируют желаемого результата.

Реализация этих принципов означает необходимость учета при формировании

(или перестройке) структуры управления множества различных факторов

воздействия на организационную структуру управления.

Главный фактор, "задающий" возможные контуры параметры структуры

управления, - сама организация. Известно, что организации различаются по

многим критериям. Большое разнообразие организаций в Российской Федерации

предопределяет множественность подходов к построению управленческих

структур. Подходы эти различны в организациях коммерческих и

некоммерческих, крупных, средних и малых, находящихся на разных стадиях

жизненного цикла, имеющих разный уровень разделения и специализации труда,

его кооперирования и автоматизации, иерархических и "плоских", и так далее.

Очевидно, что структура управления крупными предприятиями более сложна по

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.