| |||||
МЕНЮ
| Инновационный менеджментИнновационный менеджментПодавление творческой активности, инициативы, быстрая реакция на нетрадиционные идеи. 5. Дивизионная 1. Программно-целевые (централизованные) – хар-ся полным подчинением всех участников проекта единому органу линейного руководства (при реализации отдельных крупных проектов). Полностью все фазы процесса инновации проходит только в случае крупных количественных ин изменений. 1. Возникновение и развитие понятия Инн-ия. В н 20-в понятие Инн-ия стало обоз-я для тех-их нововведений. Понятие ввел Шумпетер в работе «Теория эко-го развития»(1911). Тогда еще не говорилось об иннов-ях, а речь шла о новых комбинациях изменений в развитии. Шумпетер выделил 5изменений: 1исп-ие новой техники, новых технол-их процессов и нового рыночного обеспеч-я произ-ва, т.е купля-продажа. 2.внедрение продукции с новыми св-ми. 3.использование нового сырья. 4.изменения в организ-и произ-ва и его материально-технического обеспеч-ия. 5.появление новых рынков сбыта. В 30-е г. Ш. уже исп-л понятие Инн-ии- это изм-ие с целью внедрения и использ-ия новых видов потреб-их товаров, новых произ-ых и транспорт-х средств, рынков и форм организации в промышленности. Первое специфич-е инновац-е наблюд-е были сделано советским эконом-ом Кондратьевым в 20-е г 20 в. Он сделал анализ, избранных эк-их показ-й в рамках 50-60 летнего периода налич-е повторяющихся циклов развития или длинных волн. Эти циклы образуются от базового нововведения и представляют собой множество вторичных соверш-й. В более позд-х раб-х Ш. выводил теорию длинных волн именно из тех-х изменений, придавая им главную роль. В период с 30-60 гг 20в. проблем-ка инн-й оставалась в стороне основ-го потока эконом теории и ее прим-я в прак-тике. В 60-х г. Ситуация измен-сь благодаря ученому Брайту, который обратил внимание на труды Ш, Самуэльсона, происх-т рост в этой области. В нашей стране об Иннов-и как инструменте и методе соц-эконом развития впервые заговорили в к.70-н. 80 гг. Первые работы носилы соц-й характер.10 лет проблемы инн-й рассматривались в контексте НТП. В кон.80-90 гг исслед-я в области инн-й активизировались. Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной эк-ке Р как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновац-ая деят-ть", "инновац-ый процесс", "инновац-ое решение" и т. п. 2. Взгляды различных авторов на определение понятия инновации. В науч литературе насчит-ся более сотни опр-ий понятия инновац-и. Разл-ные авторы, в основном заруб-ные (Н. Мончев, И.Перлаки, Хартман В. Д., Мэнсфилд Э., Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс Э. и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования. Например, Б. Твист опр-ет Инн-ию как процесс, в кот-ом изобретение или идея приобр-ют эконом-кое содержание. Ф. Никсон считает, что Инн-ия – это совок-ть тех-их, произ-ых и коммерч-их мероп-ий, привод-их к появлению на рынке новых и улуч-ных промыш-ых процессов и оборудования. Австр-ий ученый Шумпетер в 30-е г ввел понятие Инн-ии и трактовал его как измен-ие с целью внедрения и использ-ия новых видов потреб-их товаров, новых производ-ых и транспорт-х средств, рынков и форм организации в промыш- ти. Соколов, Титов, Шабанрова под инн-ей понимают итоговый результат создания и освоения нового или модиф-ого новшества, удовлетворяющего конкретные потреб-ти. Морозов под инн-ей понимает прибыльное использование новаций в виде новых технологий, видов продукции, орга—тех-их и соц.-экон-их решений производ- го, финанс-го или иного характера. Хучек рассматривает инн-ию, как внедрение чего-либо нового (вещи, новинки, реформы). Завлин, Казанцев, Миндели считают, что инн-ия - использование в той или иной сфере общества результатов интилект-ой (научно-технической) деят-ти, направленных на совершенст-ие процесса деят-ти или его результатов. Фатхутдинов. Инно-ия - это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получение экономического, соц-го, научно- технич-го эффекта. 3. Инновация и новшество: сходства и различия. Новшество – оформленный результат фундамент-х прикладных исслед-ий, разработок или эксперимент-ых работ в какой-либо сфере деят-ти по повыш-ю эффект-ти. Новшества могут оформ-ся в виде: открыт-й, изобр-й, патентов, ноу-хау, понятий и т.п. Для разраб-ки новшества необход-мо провести маркетинг исслед-я, НИОКР, орг-тех подготовку произ-ва, произ-во и оформ-ть рез-ты. Инновация – конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получение эконом-го и другого вида эффекта. Новшества могут быть покуп-ми или собст-й разраб-ки, предназ-ми для накопления, продажи или внедрения в выпуск-ю фирмой прод-ю, т.е. превращ-я в форму инновации. В соотв-и с м/унар-ми стандар-ми Инн-я – конечный рез-т новшества. С этой позиции любая Инн-я – это прежде всего измен-я, связ-е с введением новых элемен-ов, поэтому одним из главных истор-ки первых смыслообр-х критериев инновации яв-ся новизна. Критерии инновации: 1. Новизна. 2. Товарность. 3. Рыночная востребованность. 4. Эффект-ть 5. Наукоемкость. С пом. критериев м. объяснить феномен Инн-ии, обеспеч-й эконом рост, как конечный результат осущест-я инновац-го процесса, выраженный в новой товарной наукоемкой продукции, востребованной рынком, защищен как интеллектуальная собственность или ориент-ная на полож-ый эффект. 4. Инн-я как экономич-я категория, критерии Инн-и. Фокторы произ-ва и инновац-и, то, на что в большей степени ориентир-на наша эконом-ка, д.б. не целью фукц-я большенст-ва российских соц-эконом систем разных уров-й, а сред-м их роста коллич-ва и эффектив-ти. Коммерч-ий аспект опр-ет Инн-ию как эконом-ую необходимость, осознанную ч/з потреб-ти рынка. Следует обратить внимание на два момента: "материализацию" Инн-ии, изобретений и разработок в новые тех-ки совершенные виды промыш-ой прод-ии, средства и предметы труда, технологии и организ-ии произ-тва и "коммерциализацию", превращ-ую их в источник дохода. В соотв-и с м/унар-ми стандар-ми Инн-я – конечный рез-т новшества. С этой позиции любая Инн-я – это прежде всего измен-я, связ-е с введением новых элемен-ов, поэтому одним из главных истор-ки первых смыслообр-х критериев инновации яв-ся новизна. Критерии инновации: 1. Новизна. 2. Товарность. 3. Рыночная востребованность. 4. Эффект-ть 5. Наукоемкость. С пом. критериев м. объяснить феномен Инн-ии, обеспеч-й эконом рост, как конечный результат осущест-я инновац-го процесса, выраженный в новой товарной наукоемкой продукции, востребованной рынком, защищен как интеллектуальная собственность или ориент-ая на полож-ый эффект. 5. Инн-я, инновац-я деят-ь, инновац-ое предприним-во, Инн-ый климат. Инновация – конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получение эконом и другого вида эффекта. Новшество – оформленный результат фундамент-х прикладных исслед-ий, разработок или эксперимент-ых работ в какой-либо сфере деят-ти по повыш-ю эффект-ти. Новшества могут оформ-ся в виде: открыт-й, изобр-й, патентов, ноу-хау, понятий и т.п. Для разраб-ки новшества необход-мо провести маркетинг исслед-я, НИОКР, орг-тех подготовку произ-ва, произ-во и оформ-ть рез-ты. Инновация – конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получение эконом и другого вида эффекта. Инновация – это изменение, связанное с введением новых элементов, следовательно одним из главных критериев является новизна. Инновация обеспечивает эконом рост, как конечный результат осуще-ия Инн-го процесса, выраженный в новой товарной наукоемкой продукции, востребованной рынком, защищен как интеллектуальная собственность или ориентированная «+» эффект. Инновационная деятельность – это процесс, в рез-те которого новый наукоемкий продукт приобретает статус интеллектуальной собственности и товарности. Инновационное предпринимательство – д-сть, направленная на мониторинг потребителей рынка в инновац-х целях, на освоение и формирование рынка для результатов, полученных в результате Инн-й деят-ти. Инновационный климат – комплекс эконом-х, организ-ых, социальных, политических, исторических и культурных условий для осущ-ия инновац-ой деят- ти или инновац-го предприн-ва. 6. Классиф-ые подходы к групп-ки и организации Инн-й. 7. Классиф-ия Инн-ий по структурной характеристике инно-го изменения. 1 По месту на п/п: а)Инн-ии на входе в п/п как в систему, речь идет о целевых качеств-х или количест-х изменениях в выборе и использовании ресурсов; б) Инн-ии на выходе из п/п в результате деят-ти; в)Инн-ии структуры п/п, как системы (ее отдел-х элем-ов и их взаимос-й) 2.По сфере деятельности: а)технологические; б)производ-ые; в)экон-ие; г)торговые; д)соц-е; е)в области управления. 3.От глубины вносимых изменений: а)радикальные (базовые); б)улучшающие; в)модификационные (частные). 4.По новизне: а)новые для отрасли в мире; б) новые для отрасли в стране; в)новые для п/п. 5.Взависимости от технологич-х параметров: а)продуктовые; б)процессные. Достаточно полную классификация инноваций предложил А. И. Пригожин: 1. По месту в производ-ом цикле: * сырьевые * обеспечивающие (связывающие) * продуктовые 2. По преемственности: * замещающие * отменяющие * возвратные * открывающие * ретровведения 3. По охвату: * локальные * системные * стратегические 4. По инновационному потенциалу и степени новизны: * радикальные * комбинаторные * совершенствующие 8. Классиф-ия Инн-ий по интенсивности инно-го изменения. Выделяют порядки инно-й от 0 до 7 предполаг-ие качест-е, количест-е целевые изменения. 0-регенирирование первонач-х свойств (восстановление). Целевое изменение сохраняющее и обновляющее ф-ии производ-ой системы или ее части. 1- изменение количества. 2-перегрупировка или организационное изменение. 3- адаптауионное изменение. 4-новый вариант (начало кач-х измен-й). 5-новое поколение (меняется большинство первоначальных свойств системы, но базовая структура сохраняется). 6-новый вид (качественное изменение функциональных св-в производ-й системы, меняется первоначальная концепция, но функциональный принцип сохраняется). 7-новый род (коренное изменение в функциональных св-в произ-ой системы которая меняет основной функциональный принцип). 9. Инно-й процесс. Инно-й процесс – это деятельность в результате которого новый продукт приобретет статус интеллектуальной собственности и товара. Различ-т три логических формы Инн-ого процесса: простой внутриорганизац-ый (натуральный), простой межорганизац-ый (товарный) и расширенный. Простой ИП предпол-ет создание и использование новшества внутри одной и той же организ- и, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном ИП новшество выступает как предмет купли- продажи. Такая форма ИП означает отделение функции создателя и производ-ля новшества от функции его потребителя. Наконец, расширенный ИП прояв-ся в создании все новых и новых производ-ей нововведения, нарушении монополии производ-ля-пионера, что способствует ч/з взаимную конкуренцию совершенст- ию потреб-их свойств выпускаемого товара. В условиях товарного ИП действует как минимум два хозяйственных субъекта: производ-ль (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технолог- им процессом, его производ-ль и потребитель могут совмещаться в одном хоз- ом субъекте. По мере превращ-ия ИП в товарный выдел-ся две его органические фазы: а) создание и распространение; б) диффузия нововведения. А), в основном, вкл-ет послед-ные этапы научных исследований, опытно- конструкторских работ, организацию опытного произ-ва и сбыта, организ-ию коммерческого произ-ва. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации. На второй фазе общественно-полезный эффект перераспр-ся м/у производ-ми нововведения (НВ), а также м/у производ-ми и потреб-ми. Субъекты ИП делятся на следующие группы: новаторы; ранние реципиенты; раннее большинство и отстающие. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам. Шумпетер считал ожидание сверхприбылей главной движущей силой принятия НВ. Однако на ранних стадиях диффузии НВ никто из хоз-их субъектов не имеет достаточной информации об относительных преимуществах конкурирующих НВ. Но хоз-ие субъекты вынуждены внедрять одну из альтернативных новых технологий под угрозой вытеснения с рынка. 10.Основные этапы ин. процесса и фазы жизненного цикла. ИП - процесс преобраз-ия научного знания в инновацию, состоящий из взаимосвяз-ых и взаимообусловленных элементов, образующих единое комплексное целое. Составные части ИП называют фазы ИП (стадии): 1.наука. 2.исследование. 3.разработока. 4.производство .5.потребление. На стадии фундаментальных поисковых исследований происходит зарождение технической идеи, концепции возможного использования новых научных результатов. Фундаментальные исследования-это базис всех ИП. Прообраз технич. и технологич. инновации форм-ся на поисковой стадии. Стадия прикладных исследований и разработок вкл-ет НИР и НИОКР. Рез-ми ин д/ти на предварит-ном этапе (до выхода на рынок) явл, как правило, новые научно-техн-е знания. По запад.терминологии их разделяют на: -базовые(фундаментальные знания) -технологии Технолог-и отн-ся к завершениюстадии ОКР. Принципиальным их отличием от научно-техн идеи и фунд-х знаний явл-ся их товарная природа, наличие потреб- ой стоимости, определяемой спросом; наличие конкурент-ти и признаков принадлежности собственнику. В зависимости от формы структуризации этого спец продукта рез-ты ин д/ти на этом этапе м.б. представлены в виде техн. документации или объектов пром собст-ти. Распред-е рез-тов ин д/ти, получ-х на предварит этапе происходит путем трансфера технологий, осущ-го в 2-х формах: 1.Диффузии знаний 2. Коммерциализация технологий Трансфер технологии-процесс передачи (продажи, обмена) структурированных, обладающих достаточной полнотой знаний, имеющих целью орг-цию произ-ва конкурент-ой продукции. Коммерциализация технологий - элемент трансфера при котором потребитель выплачивает вознаграждение владельцу (кот. м.б. разработчиком) технологии в той или иной форме и размерах опр-х договорными условиями. К коммерч. формам передачи технологий отн-ся лицензион. соглашение, контракты на проведение совместных НИОКР. Диффузия знаний - некоммерч. элемент трансфера научно-техн достижений. Этот процесс имеет двоякую природу: -элемент промышл. шпионажа -элемент м/унар-го научного обмена Практическая реализация ин д/ти осущ-ся на рын.этапе основным содержанием которого явл.организация массового производства и освоение рынка. Здесь инновация как товар проходит стадии жизненного цикла: -внедрение на рынок ; расширение; зрелость; спад Положительный выход от фунд-х исследований =5% 85-90 НИР дают рез-ты, приг-е для дальнейш-го практ-го исп-я ОКР 95-97 зак-ся полож-но Полностью все фазы процесса инновации проходит только в случае крупных качест-х ин изменений. При частичных а также комбинир-х изменениях ИП вкл-ет только те фазы, кот- е необходимы для обеспечения конкр-х инноваций. 11. Сущность и содержание инновационного менеджмента. ИМ – разновидность функц-го менеджмента, объектом которого являются инновации, ИП. ИМ имеет сложный, специфичный, масштабный объект управления, требующий использование специальных форм и методов управленч-го воздействия. Использ-ие научных методов ИМ является одним из главных факторов эконом-го развития страны, а для России – выживания. Инн-й М. рассматр-ся в 3 аспектах ( ). 1. Как наука и искусство управления инновациями. 2. Вид деят-ти и процесс принятия управ-их решений. 3. Аппарат управления иннов-ми. 1. – ИМ базируется на теорет положениях общего менеджмента. Теорет и практич опыт в области ИМ в отечест эконом-ой литературе и официальных документах отражен в работах посвященных проблемам управления НТП, развития науки и техники, управления НТИ и разраб-ми. 2. – ИМ – совокупность процедур, составляющих общую технолог-ую схему управления инновац-ми, состоящую из отдельных направлений управ-ой деятельности. Состав функций и конкретизирующих их задач зависит от уровня инновац-ой системы и условий ее функц-ия. 3. – Структурное оформление инновационной сферы (1.Система управления инновациями, обладающая иерархической структурой и состоящая из спец-ых органов управления; 2.Институт менеджеров, выступающих субъектами управления). 12. Этапы развития инновационного менеджмента, его современное состояние. Выд-ют 4 относит-но сам-х этапа ИМ: 1. Факторный подход – рассмотрение науки и техники как важнейших факторов развития экономического потенциала страны. 2. Функциональная концепция – рассмотрение ИМ как совокупности управленческих функций и процессов принятия управленческих решений. После установ-я функций созд-ся несколько альтер-х объектов для вып-я этих функций и выбир-ся тот из них, который требует минимум сов-х затрат за жизненный цмкл объекта на ед-цу полез-го эффекта. Цепочкаразвития объ-та: потреб-ти – функц-и – показ-ли буд-го объекта – измен-е струк-ры системы. 3. Системный подход – рассмотрение инновац-го п/п как сложной организац-ой системы, состоящей из совокупности взаимообусловленных элементов, ориентированных на достижение определенных целей развития с учетом эндогенных (внутр) и экзогенных (внеш) факторов. 4. Ситуационный подход – синтез достижения предыдущих этапов для конкретных инновац-х ситуаций. Поскольку сущ-ет такое обилие факторов как в самой системе так и во внешн среде, не сущ-ет единого лучшего способа управ- ть объектом. Самым эффект методом в конкр ситуации яв-ся метод, который более всего соотв данной ситуации, макс адаптирован к ней. Примен-е ситуацион-го подхода основано на альтенат-ти достижения одной и тойже цели во время принятия или реализ-й управ-го решения, учете непред-х обст-в. 13. Цели, задачи, функции инновационного менеджмента. Конечная цель ИМ для п/п состоит в обеспечении его долговрем-го функционир- ия на основе эффективной организации инновац-х процессов и росте конкурентоспособ-и инновац-ой продукции. Критерии эффективности организации ИП являются эконом-ие параметры, соизмеряющие затраты на иннов-ю деят-ть и доходы от реал-и иннов-й прод-и. Основная целевая задача ИМ – гармонизация развития инновационного п/п, которая имеет эндо- и экзогенные аспекты. По содержанию и временным параметрам гармонизация имеет стратегическую и оперативную формы и пред-ет решение опр-х свойств-х каждой фирме конкр-х задач. Функции ИМ: 1. Основные (предметные) – наиболее общие для всех видов и любых условий осуществления инновации, отражают содержание основных стадий процесса управления инновац-ой деят-ью и выделяют предметные области на всех иерархических уровнях: а) формирование целей; б) планирование; в) организация; г) контроль. 2. Обеспечивающие – включают управленческие процессы и инструменты, способствующие эффективному осуществлению предметных функций: а) социально- психологические (делегирование, мотивация); б) технологические (решения, коммуникации). 14. Основные (предметные) функции инновационного менеджмента. Функции ИМ: 1. Основные (предметные) – наиболее общие для всех видов и любых условий осуществления инновации, отражают содержание основных стадий процесса управления инновационной деятельностью и выделяют предметные области на всех иерархических уровнях: а) формирование целей; б) планирование; в) организация; г) контроль. 2. Обеспечивающие – включают управленческие процессы и инструменты, способствующие эффективному осуществлению предметных функций: а) социально- психологические (делегирование, мотивация); б) технологические (решения, коммуникации). 15. Обеспечивающие функции инновационного менеджмента. 1. Основные (предметные) – наиболее общие для всех видов и любых условий осуществления инновации, отражают содержание основных стадий процесса управления инновационной деятельностью и выделяют предметные области на всех иерархических уровнях: а) формирование целей; б) планирование; в) организация; г) контроль. 2. Обеспечивающие – включают управленческие процессы и инструменты, |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|