реферат, рефераты скачать
 

Информационное обеспечение принятия управленческих решений


конструирования". Критерии для конструирования альтернатив создают стимулы

и задают направления для творческого выдвижения идей.

На втором шаге берется по очереди каждый критерий и конструируются

"идеальные" решения по достижению конечного желаемого результата.

В этот момент не оценивается никакая альтернатива. В данный момент

руководствуются следующим суждением: "Как может выглядеть альтернатива,

которая идеально отвечает данному критерию?" Такой процесс повторяется для

каждого критерия до тех пор, пока не будут определены оптимальные критерии

(идеи).

Именно на этой стадии выработки решений на основе критериев и требуются

новаторские идеи. Лучше всего это достигается "мозговой атакой" или другой

формой группового творчества. Здесь особенно важно следовать изложенным

выше основным принципам организации инновационной деятельности. Свобода

выработки идей повышает вероятность выдвижения компонентов, которые войдут

в окончательное инновационное решение. После того, как составлен список

оптимальных идей по каждому из критериев в отдельности, важно оценить их и

попытаться сконструировать на их основе комбинированную, комплексную

альтернативу. Приступая к комбинированию оптимальных идей по отдельным

критериям в окончательную альтернативу, необходимо в первую очередь

проверить их на взаимную совместимость. На этой стадии ключевую роль играет

компетентное суждение руководителя. Ибо если идеи по двум критериям

противоречат друг другу, то необходимо определить, какую из них включить в

комбинированный вариант.

Следующий шаг – это сравнение каждой из оптимальных идей на предмет их

взаимной поддержки. Они могут оказаться естественными комбинациями, которые

взаимно усиливают, дополняют друг друга. Такие комбинации-элементы должны

немедленно связываться и использоваться в качестве основы для будущей

окончательной альтернативы. Конечным результатом всей этой работы должна

стать такая комбинация идей, которая превратилась бы в эффективную

новаторскую "синергическую альтернативу". Синергической альтернативой

называется такая комбинация идей, совокупный эффект которой превышает

простую сумму эффектов этих идей, взятых в отдельности.

Если метод оптимизации критериев позволил получить несколько

альтернатив, то принимающий решения может обратиться к стандартной

процедуре принятия решений и сравнить эти альтернативы. Когда же

применяемый метод оптимизации критериев даст только одну альтернативу, то

исходные критерии для конструирования превращаются в инструмент ее

оценки.

Важным предметом внимания менеджеров в условиях формирующегося рынка в

России является коммерческий риск и проблема управления им. Здесь

заслуживает внимание в первую очередь несколько моментов. Во-первых, риск в

условиях рынка всегда персонифицирован. Во-вторых, наличие фактора риска

является своеобразным стимулом для предпринимателей экономить средства и

ресурсы, вынуждая фирмы сверхтщательно анализировать вложения капитала,

закупать ресурсы, нанимать высококвалифицированную рабочую силу. В-третьих,

риск как неотъемлемая черта предпринимательства должен принимать лишь после

тщательных расчетов и анализа.

Бинарное решение всегда необходимо оценивать с учетом его природы. А

именно, оно есть результат неквалифицированного руководства и высокой

степени неопределенности или же оно есть результат тщательной аналитической

выработки управленческого решения, в процессе чего устраняется

неопределенность.

Метод оптимизации критериев помогает менеджерам успешно конструировать

альтернативы для принятия решения и последующей его реализации в практике

предпринимательства.

Переход общества в постиндустриальной эпохе и наукоемких технологиям

вводит в активный оборот информационные ресурсы и еще более повышает

требования к квалификации труда специалистов. Но именно информация дает

возможность рационально распоряжаться всеми иными видами ресурсов.

Интенсивное использование информации позволяет значительно снизить

материалоемкость и энергоемкость продукции. Главная проблема любой

экономики – преодолеть ограниченность ресурсов. Но имеющиеся ресурсы можно

использовать различными способами. Ключевым моментом здесь является решение

о том, где и как сосредоточить экономические ресурсы. Концентрация ресурсов

в нужное время, в нужном месте, для решения главного, приоритетного

направления – вот в чем помогает информация при принятии экономического

решения.

Информация – основа маневра предпринимателя с веществом и энергией. Она

позволяет получить решение, как эффективнее и экономически выгоднее

организовать производство товаров или услуг. Знания и информация становятся

стратегическими ресурсами, поскольку наряду с эмпирическим знанием и

повседневным опытом в экономическую деятельность непосредственно

вовлекается систематизированное теоретическое знание. Оно становится

непосредственной производительной силой, такой же, как, например, знание,

заложенное в управляющие программы роботов и гибких производственных

систем.

Предпринимателю для достижения экономических целей нужна опора в виде

информации о профессиональном знании, особенностях избранной сферы бизнеса.

Требуемая информация рассеяна по множеству источников и мест хранения. Цель

прикладной информатики – собрать, тематически объединить и обработать

информацию так, чтобы ускорить доступ к информации и представить ее в виде,

удобном для интерпретации человеком – пользователем. Более того, сегодня в

информатике нет ограничений на вид собираемой информации и тип используемых

носителей информации. Средства информатики позволяют интегрировать

разнообразную информацию в «одном месте» и создавать всеобъемлющее поле

информационных ресурсов. А это, в свою очередь, снимает неопределенность и

повышает вероятность получения нужного знания. Предприятие (по крайней

мере, его головной офис) можно рассматривать как эффективный информационный

центр. В нем сходятся такие потоки информации.

Внешняя деловая среда (или макросфера) – совокупность экономических и

политических субъектов, действующих за пределами предприятия, и отношения,

складывающиеся между ними и предприятием, его реальными и потенциальными

клиентами, а также конкурентами. Согласно оценкам экспертов наибольшие

возможности предприятию обеспечивают квалификация персонала и

технологическая база, а наибольшая опасность заключается в неожиданных

действиях со стороны конкурентов зарубежных фирм.

Внутренняя деловая среда – это отношения в коллективе, определяющие

насыщенность информационных потоков и интенсивность коммуникационных

потоков, а также знания, закладываемые и порождаемые в производстве

Предприниматель согласно современным оценкам в своей деятельности играет

три информационные роли:

. приемника информации;

. распространителя информации;

. профессионального представителя во внешнем мире.

От того, как предприниматель сыграет свои информационные роли,

организовав профессиональные информационные потоки, в существенной степени

зависит производительность работы предприятия. Но производительность

предприятия определяется не только количеством информации, но и качеством,

которое должен правильно понимать и оценивать предприниматель.

Информация является одним из основных ресурсов роста производительности

предприятия, поскольку именно она позволяет:

. устанавливать стратегические цели и задачи предприятия и использовать

открывающиеся возможности;

. принимать обоснованные и своевременные управляющие решения;

. координировать действия разрозненных подразделений, направляя их усилия

на достижение общих поставленных целей.

Поэтому на любом предприятии организуется и систематически ведется

работа в следующих основных направлениях:

. выявление проблем и определение информационных потребностей;

. отбор источников информации;

. сбор информации;

. обработка информации и оценка ее полноты и значимости;

. анализ информации и выявление тенденций в избранных сферах;

. разработка прогнозов и альтернатив поведения предприятия;

. оценка альтернатив различных действий, выбор стратегии и принятие

управляющих решений для реализации стратегических планов.

Информационное обогащение современного бизнеса – его наиболее

характерная черта. Выигрывает тот, кто эффективнее собирает, обрабатывает и

использует информацию об открывающихся возможностях.[5]

3. Информационные средства обеспечения принятия управленческих решений

3.1. Виды информационных ресурсов

В экономике возникают, распространяются и развиваются три основных

информационных потока:

. информация, которая существует в виде овеществленных знаний в наукоемкой

продукции;

. информация, отражающая человеческие профессиональные знания, частично

фиксируемые в виде изобретений, патентов, лицензий, но главным образом в

виде производственных навыков и приемов;

. информация по искусству, методам и технологии практического решения задач

управления современным производством, по вопросам завоевания рынков сбыта

при производстве даже высококачественной продукции.

Все эти потоки информации содержатся в результате интеллектуальной

составляющей труда наиболее квалифицированной и творческой части

работающих. Особенностью и важнейшей чертой современности является то, что

свой вклад в информационную составляющую вносят все профессиональные группы

работающих – от рабочих до управляющих высших рангов. Разрыв любого звена

в цепи производственных отношений производителей приводит к потере

информации и, как следствие, к ухудшению качества продукции.

Философы определяют знание как проверенный практикой опыт познания

окружающего мира, отражение действительности в мышлении человека. Знание –

то, что принадлежит человеку.

«Информация, по определению Н. Винера, - это обозначение содержания,

полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и

приспособления к нему наших чувств. Процесс получения и использования

информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней

среды и нашей жизнедеятельности в этой среде».

Информация - это знания для других, отчужденные от их первоначального

живого носителя (генератора) и ставшие сообщениями (в той или иной степени

переработанными). К ним относятся знания, сконцентрированные в статьях,

книгах, патентных описаниях, устных сообщениях, в управленческих

документах, проектной документации, моделях, алгоритмах, программах и т.д.

Практически каждый предприниматель имеет свой стиль управления, поэтому

успешно функционирующее знание в одном месте может оказаться непригодным в

другом. Это же относится к феномену интернационализации знаний:

интернационально только общенаучное знание.

На основе синтеза многих подходов можно дать следующее определение

термина «информации», учитывающее, в том числе его современное правовое

звучание: информация – это отчужденное знание, записанное на определенном

языке в виде знаков на материальный носитель, доступное для воспроизведения

без участия автора и переданное в каналы общественной коммуникации.

Количество информации.

С обыденной точки зрения количество информации мало связано с

длительностью речи или объемом текста. Информационное сообщение принимается

и интерпретируется в зависимости от контекста. Однако число знаков алфавита

или число страниц текста принято как эталон количества информации, например

в полиграфии.

В технических информационных системах каждый новый сигнал требует

ресурсов для своего отображения. Поэтому длина сообщений есть мера

количества информации, чтобы измерить информационный сигнал, следует

выбрать этот эталон. Он обоснован стремлением свести весь алфавит

технического языка к двум знакам: точка, тире; закрыто, открыто; красный,

зеленый; да, нет; «1» и «0». Чтобы закодировать буквы, числа и иные

символы, нужны последовательности «1» и «0», называемые двоичными числами.

В виде эталона информации в технических системах используются

восьмиразрядные двоичные числа, называемые байтами. И вводится простое

правило измерения количества информации – количество байтов для

представления текста равно числу знаков естественного языка этого текста.

Одна единица информации – байт – состоит из восьми двоичных единиц,

иначе называемых битами. Поэтому практически в технических информационных

системах используются два равноправных эталона количества информации – бит

и байт.

Качество информации.

Этот показатель является важным, но неоднозначным. Одна и та же

информация имеет различные значения (ценность) для одного и того же

человека, но в разное время или для нескольких людей. Вообще информация со

временем не сохраняет, как правило, свою ценность, хотя есть знания как бы

постоянной значимости (например, фундаментальные законы природы, дни

рождения…).

Приняты три подхода (критерия) к оценке качества информации: по снижению

состояния неопределенности, по достижению цели и по приращению тезауруса.

Статистическая теория информация исходит из того, что информация

принимается как мера уменьшения неопределенности после получения сообщения.

Следовательно, получение сообщения эквивалентно получению дополнительного

знания, которое меняет ранее созданную картину. Очевидно, что чем менее

вероятна априорная информация о сути полученного сообщения, тем большие

изменения она вызовет. Здесь важно отметить, что передаваемая информация –

сообщение должна быть передана в коде, который понимается принимающей

стороной. Знание кода позволит правильно принять и интерпретировать

информацию даже при некотором искажении информации в канале связи.

Для систем с ясно выраженной целью ценность информации можно выразить

через приращение вероятности достижения цели. Прагматическая ценность

информации в экономических системах исключительно высока: для увеличения

производительности экономической системы в k раз необходимо расширить

пропускную способность каналов и объем создаваемых, передаваемых и

обрабатываемых сообщений приблизительно в k+k раз.

Сообщение является формой передачи знания – упорядоченного отражения

объектов и процессов в понятиях, суждениях и образах понятий. Чтобы

воспринять и усвоить сообщение, необходимо обладать определенным запасом

знаний, который с системе представляется в виде тезауруса –

систематизированного словаря понятий с указанием смысловых связей между

ними. Полученное сообщение сопоставляется с тезаурусным, после чего:

a) При полном несовпадении – не понимается;

b) При полном совпадении – ничего к нему не добавляется и не

рассматривается как информативное;

c) При частичном совпадении – обогащает тезаурус, добавляя новые понятия и

связи.

Следовательно, под ценностью информации понимается мера расширения,

развития тезауруса воспринимаемой стороной при приеме и интерпретации

сообщения.

Выделяя из общего потока актуально полезную информацию, способствующую

принятию решений и достижению поставленных целей, посредством когнитивного

(смыслового) фильтра специалиста, оценивающего информацию, предприниматель

устанавливает границы возможностей по реализации своей предпринимательской

идеи.

Сегодня в дополнение к высокой производительности машин электронное

распространение знаний обеспечивает высочайшую гибкость, программную

перестраиваемость производства, возможность эффективного изготовления малых

серий и оперативного выполнения сложных индивидуальных заказов.

Базы данных.

На предприятиях в компьютерном виде накапливается и сохраняется

информация о проектах, выполняемых данным предприятием; о деталях, блоках,

узлах, компонентах, используемых в проектах; о поставщиках и складах, где

размещаются детали; о служащих и отделах, которые являются исполнителями

проектов. В таких базах данных могут быть записаны любые информационные

массивы, и по аналогии базы данных можно считать электронными библиотеками.

Такие электронные библиотеки обеспечивают совершенно новые информационные

возможности: возможности выбирать факты и фрагменты текста, а не книги

(журналы) целиком. В машине нет «полок», поэтому возможно прямо заглянуть

внутрь книги и вывести на экран дисплея (монитора) только ту часть книги,

которая интересна пользователю.

Экспертные системы

Важным шагом в развитии информационных систем является построение

экспертных систем. Экспертная система должна задавать вопросы пользователю,

производить оценку ситуации и получать решения, представляемое в каком-либо

виде пользователю. Кроме того, от экспертной системы могут потребоваться

демонстрация способа, которым получено решение, и его обоснование.

Экспертная система моделирует мыслительный процесс человека-эксперта,

который является специалистом по решению определенного типа проблем. С

помощью экспертных систем решаются задачи, относящиеся к классу

формализованных, слабоструктурированных задач. Алгоритмизированное решение

таких задач или не существует в силу неполноты, неопределенности,

неточности, расплывчатости рассматриваемых ситуаций и знаний о них, или же

такие решения неприемлемы на практике в силу сложности разрешающих

алгоритмов. Основная разница между информационно-поисковой и экспертной

системами заключена в том, что первая осуществляет поиск имеющейся в ней

информации по заданной теме, а вторая – логическую переработку информации с

целью получения новой информации, которая в явном виде в нее не вводилась.

При этом на основе базы знаний машины автоматически определяются не только

факты, как в базе данных, но генерируются новые знания путем логического

вывода. Экспертные системы способны в сложных ситуациях дать

квалифицированную консультацию (совет, подсказку, ориентацию). Помогающую

предпринимателю или специалисту принять обоснованное решение.

Экспертная система может создаваться для какого-либо конкретного

пользователя, и тогда при ее создании учитываются специфические требования

заказчика, его вкус и наклонности. К таким системам можно отнести различные

автоматизированные рабочие места.

Структурно-экспертные системы содержат подсистемы логического вывода,

базы знаний и интеллектуальных интерфейс – программы «общения» с машиной.

Базы знаний – это свод эмпирических правил истинности заключений

(высказываний) по данной теме (проблеме); базы эмпирических данных и

описания проблем, а также вариантов их решений.

3.2 Влияние информации на эффективность принятия управленческих решений.

Деятельность каждого предприятия имеет две стороны: внешнюю и

внутреннюю. Руководство предприятия принимает решения, которые касаются

обеих этих сторон.

Внешняя сторона - это взаимодействие с внешними для предприятия

факторами, воздействующими на деятельность предприятия. К ним относятся

такие, как действующее законодательство, специфические местные условия, и

самое главное - особенности покупательского поведения по отношению к

предлагаемому предприятием товару. Покупатели воспринимают и оценивают

именно внешнюю сторону деятельности предприятия, конечным результатом

которой является создание определенного имиджа как товара, так и самого

предприятия.

Внутренняя сторона - это то, что находится внутри предприятия и

определяет, насколько эффективно налажена работа на нем. В самом общем виде

к внутренним факторам можно отнести структуру предприятия, существующие

бизнес-процессы и бизнес-операции, используемые в процессе работы

предприятия ресурсы.

Внешняя и внутренняя стороны деятельности предприятия неразрывно связаны,

поскольку служат достижению одной и той же цели: повышению эффективности

работы предприятия, а именно росту объемов сбыта продукции и увеличению

прибыли, которую эта продукция приносит. Объем сбыта предлагаемого рынку

товара зависит от внешних факторов, которые предприятие зачастую не может

изменить. С прибыльностью продукции ситуация другая: получаемая

предприятием прибыль на единицу продукции не только может, но должна

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.