реферат, рефераты скачать
 

Исследование систем управления


Исследование систем управления

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение. Система управления как объект исследования 2

2. Эволюция критериального обеспечения анализа систем управления 4

3. Анализ технологических подходов (методов) анализа систем управления

10

3.1. Средства и методы анализа систем управления в подходах к

изменениям 10

3.2. Средства и методы анализа систем управления в технологиях

управленческого консультирования 18

4. Заключение 20

Библиографический список…………………………………………………………………..22

Введение. Система управления как объект исследования

Характерной особенностью современного состояния рынка является общий рост

конкуренции на многих его сегментах. Это приводит к тому, что ранее

проводимые мероприятия по повышению конкурентоспособности организации на

рынке не приводят к желаемым результатам. Самое время предпринимать

кардинальные действия по общему повышению эффективности функционирования

предприятия. Поскольку успешность функционирования фирмы в конечном счете

целиком зависит от правильности принятия решений высшим управленцем, то

возрастает степень его ответственности за каждое принимаемое решение,

направленное на поиск эффективных путей адаптации системы управления к

условиям обостряющейся конкурентной борьбы. В связи с этим требуется

большая глубина проработанности в управленческой аналитике, которая

невозможна без применения современных методов анализа управленческой

деятельности.

Почти вековая история развития менеджмента как науки, имеет богатый

материал по концептуально-теоретическим разработкам природы управленческой

деятельности, методам оценки эффективности профессионального управления, а

также по описаниям образцов практической деятельности менеджеров.

Современные теории и подходы к управлению используют и развивают на новом

уровне сложности многие принципы управления, сформулированные классиками

различных школ и течений, используя в управлении достижения различных наук,

таких как философия, методология, социология, психология, антропология,

кибернетика и ряда других. Поэтому для раскрытия методов и приемов анализа

систем управления следует уделить особое внимание реконструкции содержания

управленческой деятельности, а также критериев ее эффективности и подходов

к анализу на основе историко-критического обзора научных взглядов на

управление и эффективность систем управления.

Несмотря на то, что теоретические основы управления исследовались многими

учеными, до сих пор нет общепринятого определения понятия "управление".

Объясняется это тем, что управленческая деятельность как объект

исследования, представляет собой сложное, многоплановое явление, и каждый

автор выделяет те аспекты, которые более соответствуют его конкретным

задачам и избранным методам исследования. По многим из таких аспектов, как

свидетельствует история науки управления, развиваются научные направления и

школы, но все они в конечном итоге могут быть оценены как односторонние. В

исследовании систем управления используются законы, закономерности,

категории, являющиеся предметами изучения различных наук, таких как

экономика, психология, социология, кибернетика, философия и ряда других.

Каждая их этих наук имеет свои базовые концептуальные положения, понятийный

аппарат, язык. В итоге в управлении используются самые разнообразные

концептуальные модели и требования, которые на практике бывает очень сложно

совместить. Таким образом, актуализируется необходимость междисциплинарных

исследований в области управления. Правда пока "преобладает ярко выраженный

многодисциплинарный, а не междисциплинарный подход к совершенствованию

систем управления" /[i]/.

Рассмотрение управления как системы является одним из достижений

современной науки. Это обуславливается прежде всего как необходимое

требование учета многофакторных проявлений управления как деятельности,

находящейся в сложной структуре отношений, сформированных как внутри самой

системы управления, так и в отношениях с внешним миром, с внешними

системами и надсистемами.

Система управления по своим характеристикам может быть отнесена к

различным классам систем: социальным, сложным, открытым,

самоорганизующимся, саморазвивающимся, адаптирующимся, многоуровневым,

иерархическим, стохастически-детерминированным, активным, полиструктурным,

многоцелевым, динамическим. Следует особо выделить такие свойства систем

управления как уникальность, слабопредсказуемость, целенаправленность,

способность к самообучению и адаптации. Среди системных элементов выделяют

границы и внешние связи, цели и задачи, процессы управления,

организационную структуру управления, кадры, системообразующий механизм

/[ii], [iii]/. В таких системах протекают реальные процессы, а значит,

существуют и материальные и информационные потоки, вход и выход. В рамках

системного подхода к управлению, получившему широкое распространение с 50-х

годов двадцатого столетия, предметом исследования и моделирования выступают

реальные системы и их концептуальные модели.

Систему управления и ее структуру можно рассматривать в различных

аспектах, каждый из которых имеет свою специфику исследования. В

исследованиях систем управления широко используются подходы выделения

структуры управления по функциям, по этапам принятия решения, по контурам

управления, по подсистемам, элементам, и т.д. Например, разные авторы

выделяют такие виды подсистем, как: целевые, функциональные и

обеспечивающие; или: механизм управления, процесс управления, механизм

развития; или: информационная система, техническая база, комплекс средств

обработки информации, коллективы людей; или: персонал, функции, методы,

техника управления, технология управления, и т.д. /[iv], [v], [vi], [vii],

[viii], [ix]/. Объект и субъект управления, управляемая и управляющая

системы организации находятся в взаимодействии. Причем, определяющую роль

имеет управляемая система, как генетически исходный, системообразующий

элемент. Ее структура, взаимодействие со средой, качественные и

количественные параметры, а также другие характерные особенности

предопределяют не только управляющие воздействия, но и принципы построения

самой управляющей системы. В теории активных систем подчеркивается, что

эффективность любой системы управления зависит прежде всего от степени

адекватности отражения в ней объекта управления. Каждый шаг, расширяющий и

уточняющий знания об объекте, повышающий его адекватность модели, неизбежно

приводит к росту эффективности управления.

Следовательно, определение путей дальнейшего развития и совершенствования

действующих систем управления будет связано с совершенствованием процесса

построения знания об объектах управления, развитии мыслительных технологий

критического анализа управленческих воздействий, более сущностном понимании

управленческой деятельности и критериев ее эффективности. В более широком

смысле эта закономерность доказана в кибернетике У.Р.Эшби /vi/ как закон

соответствия управляющей среды (регулятора по Эшби) разнообразию

управляемого объекта. Этот закон устанавливает, что разнообразие

(неопределенность) в поведении управляемого объекта уменьшается за счет

увеличения разнообразия в центре управления.

Исходя из вышеприведенных материалов, в общем виде описывающих

современные взгляды на системы управления, как на объект исследования.

Данная работа, для достижения цели которой по описанию методов и приемов

анализа систем управления, предполагает решение следующих задач:

1. Историко-критический анализ научных подходов и школ, разрабатывающих

свои варианты критериев анализа управления;

2. Анализ технологических подходов (методов) анализа систем управления;

3. Заключительный анализ практической применимости различных подходов к

анализу систем управления.

Эволюция критериального обеспечения анализа систем управления

Следует отметить, что многие признанные теоретики менеджмента в своих

работах не стремились закрепить на понятийном уровне содержание критериев

эффективной управленческой деятельности. Большинство классических

исследований управления сводилось к разработке более прогрессивных

вариантов реагирования на изменение внешних СТЭП-факторов (социальных,

технологических, экономических, политических). Учеными предлагались

принципы управления, т.е. правила построения управленческих действий,

которые позволяли бы сделать работу организаций более устойчивой в аспектах

прибыльности, конкурентоспособности, социальной уравновешенности.

Достаточно широко распространено мнение, что управление это искусство, а не

профессия. Указанное обстоятельство обязывает ввести соответствующую

технологическую корректировку в логику анализа первоисточников,

используемых в обзоре литературы. В этом случае, помимо традиционной

технологии историко-критического анализа, необходимо производить

реконструктивный анализ изучаемых теорий и подходов к критериям анализа

систем управления. Такой подход позволит привести к одному основанию

содержательные акцентировки различных авторов на эффективность и

результативность систем управления, проследить процесс формирования

современных теорий, проанализировать вклад классиков.

В развитии научных подходов в менеджменте можно выделить ряд основных

направлений управленческой мысли, каждое из которых стало существенным

этапом в ее эволюции. Это научный менеджмент, классическая административная

школа, школа человеческих отношений, поведенческие науки, количественный

подход, системный подход, ситуационный подход. Хронологическая

последовательность развития теории и практики менеджмента в ХХ в.

представлена на рисунке (см. Рис. 1.)

Эволюция управленческой мысли ХХ в.

[pic]

Рис. 1.

Родоначальник школы научного управления Ф.У.Тейлор, как определял

управление как философию, которая "сводится к единству четырех великих

основных принципов: выработка истинных научных основ производства, научный

подбор рабочих, их научное обучение и тренировка, тесное дружественное

сотрудничество между администрацией и рабочими" /[x]/. Школа положила

начало научному управлению, созданию систем контроля изучению трудовых

функций и операций, хронометражу. Наибольший вклад в развитие подходов

школы научного управления внесли Г.Гантт, Л.Гильберт, Ф.Гильберт и

Ф.У.Тейлор. Основными критериями эффективности системы управления в данном

подходе подразумевались необходимость внесения в управленческую

деятельность акцентов нормирования технологических операций, разработки

эффективных правил использования орудий труда, использования системы

конкретных заданий, связанных с уровнем получаемого вознаграждения,

необходимости обучения рабочих для более эффективной реализации норм

деятельности. В своих разработках представителями школы научного управления

были заложены также основы использования менеджерами мотивирующих факторов

труда, налаживания отношений сотрудничества между рабочими и управляющими.

Классическая или административная школа, представителями которой являются

М. Вебер, Э. Дюркгейм, Дж. Д. Муни, В. Парето, А. К. Рейли, А. П. Слоун,

Л. Уирвик, Г. Эмерсон, Г. Форд, А. Файоль и др., основной акцент своих

разработок сосредотачивала на разработку методов и форм совершенствования

системы управления организацией в целом. По определению А. Файоля

"управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться,

координировать и контролировать" /x/. В качестве критериев эффективного

управления А. Файоль подчеркивает преобладающую важность административной

установки в деятельности менеджеров по сравнению с другими типами установок

– технической, коммерческой, финансовой, страховой и учетной. "…первое

условие, которому должен удовлетворять глава крупного предприятия, - это

быть хорошим администратором. Но его административная установка не

освобождает его от обязанности принимать решения по важнейшим техническим,

коммерческим, финансовым и иным вопросам. …Второе условие, предъявляемое к

главе крупного предприятия, - это требование, чтобы он обладал достаточно

большой компетентностью в характерной для данного предприятия специальной

функции".

Кроме этого, соблюдение в управленческой деятельности общих принципов

менеджмента рассматривается в качестве важнейшего условия успешной системы

управления. Основными из них являются: разделение труда, власть и

ответственность, дисциплина, единоначалие, единство направления,

подчиненность индивидуальных интересов общим, вознаграждение персонала,

централизация, справедливость, стабильность кадров, инициатива,

корпоративный дух. Административная школа оказала большое влияние на

практику менеджмента, поскольку ее представители впервые широкомасштабную

попытку разработать и применить на практике принципы, пригодные на всех

уровнях управление предприятием.

Появление школы человеческих отношений во многом было обязано успехам

психологии и поведенческих наук. Как уже отмечалось, представители прежних

школ отнюдь не игнорировали человеческий фактор, но основное внимание

концентрировали на выявлении и установлении функциональных отношений между

работниками, справедливой оплате труда, экономическом стимулировании и т.д.

Для сторонников школы человеческих отношений, среди которых следует

отметить имена Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергера, С. Гарнера, У. Уорнера,

Т. Уайтхеда, В. Диксона, М. П. Фоллет, А. Маслоу, О. Шелдона, Ч. Бернарда и

Х. Мюнстерберга, человеческий фактор, рассматриваемый как основной элемент

эффективности любой организации, стал центральным объектом

исследовательских и теоретических разработок. М. П. Фоллет была первой, кто

определил менеджмент как "обеспечение выполнения работы с помощью других

лиц". Э. Мэйо повлиял на замену концепции "рациональный рабочий" концепцией

"социальный рабочий".

В соответствии с взглядами теоретиков школы человеческих отношений

эффективная система управления состоит в целенаправленных усилиях менеджера

по формированию сплоченного трудового коллектива, созданию в нем

благоприятного микроклимата, партнерских отношений менеджеров и рабочих,

заботе о подчиненных, в том числе и личного характера. По определению

Э. Мэйо "Управление достигает успеха или терпит неудачу в пропорции, в

какой оно без оговорок принимается группой как власть и руководитель"

/[xi]/. Важным достижением этой школы, в качестве разработки существенных

критериев эффективной системы управления, было возросшее понимание феномена

лидерства, межличностного общения, природы человеческих мотивов, поведения

рабочих в группах, личных отношений в работе, удовлетворения от выполненной

работы.

Рост популярности и влияния идей и принципов школы человеческих отношений

обусловил развитие в послевоенные годы бихевиористического или

поведенческого направления. Это направление связано с именами К. Арджириса,

Р. Лайкерта, Д. МакГрегора, Ф. Герцберга, Р. Блэйка, Д. Моутона, Э. Шейна и

др. Представители поведенческих наук основные усилия своих разработок

направили на изучение проблем социального взаимодействия и коммуникации,

власти и авторитета в организационной структуре, поведенческих стереотипов

и их мотивации, стилей управления и лидерства, изменения содержания работы

и качества труда. По словам Ф. Герцберга "Основной функцией любой

организации …должно быть воплощение потребности человека радоваться от

осмысленности своего существования" /xi/. Согласно этой теории высокий

уровень качества системы управления определяется умением менеджера

эффективно использовать приемы управления межличностными отношениями для

повышения степени удовлетворенности и производительности, более полного

использования потенциала работника.

Менеджмент с точки зрения количественных методов или наука управления,

как это сформулировано у К. У. Черчмена, Р. А. Акоффа и Е. Л. Арнофа,

Д. Марча, Г. Саймона, В. Врума, предполагает: применение научного подхода к

проблемам, возникающим при функционировании системы, и решение этих проблем

путем логических схем и математических уравнений, описывающих данную

систему. Сторонники указанного подхода ставили перед собой задачу изучать

операционные проблемы организации с помощью количественных и математических

методов, методов научного анализа. Важный акцент эффективности системы

управления базируется на использовании рациональных схем построения

организации. Процессов деятельности, принятия решений. Построение

эффективной системы управления с позиций этой теории определяется умениями

менеджера по разработке моделей деятельности организации, представляющей

реальное положение вещей в абстракции, структурированию сложных проблем,

сокращению числа составляющих, подлежащих рассмотрению.

Процессный подход рассматривает управление как процесс, потому что работа

по достижению целей – это не какое-то единовременное действие, а серия

непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само

по себе представляет процесс, являются управленческими функциями, а процесс

управления является общей суммой всех функций. Управление как универсальный

процесс, состоящий из нескольких функций, таких как планирование,

организация, распоряжение, координация и контроль, было рассмотрено еще

А. Файолем. До настоящего времени не составлено единого мнения о том, какие

функции следует к процессу управления, а какие являются сферой деятельности

других специалистов предприятия. Например, Деминг определяет управление как

цикл, состоящий из четырех этапов: планирование, реализация, проверка,

исправление. Обзор современной литературы позволяет собирательно

представить управление как процесс планирования, организации,

распорядительства, мотивации, руководства, координации, контроля,

коммуникации, исследования, разработки и внедрения инноваций, маркетинга,

оценки, принятия решений, подбора персонала, представительства, ведения

переговоров, заключения сделок и др. Критериями эффективности системы

управления, с позиций процессного подхода, выступают использование

менеджером определенной последовательности действий, которая устойчиво и

эффективно позволяет достигать цели управления.

Усиление взаимосвязанности и взаимовлияния разнородных сторон

деятельности организации, таких как производство, финансы, маркетинг,

управление персоналом и других, а также усложнение внутренних и внешних

связей организаций привело к формированию системного подхода к управлению.

В соответствии с ним элементы, составляющие содержание управленческой

деятельности не просто функционально вытекают друг из друга, а все без

исключения связаны друг с другом, оказывают воздействие друг на друга.

Развитие этого подхода связывается с именами Ч. Бернарда, П. Друкера,

Э. Атоса, Р. Паскаля, Т. Питерса, Р. Уотермена, К. Болдинга, Ф. Каста,

Д. Розенвцейга и др. В понимании Ч. Бернарда организация – это "система

сознательно скоординированных действий, в которой руководитель является

самым важным стратегическим фактором. …Руководитель может достигнуть

превосходных результатов в своей работе, только выполнив три условия:

обеспечив систему коммуникаций, предприняв усилия, необходимые для действия

системы, сформулировав и определив цели" /xi/. По определению К. Болдинга,

системный подход – это не есть набор каких-то руководств или принципов для

управляющих – это способ мышления по отношению к организации и управлению

/xi/. С позиций системного подхода критерием эффективной системы управления

является организация таких управленческих воздействий, максимально

учитывающих взаимосвязи систем, с минимальными затратами и отрицательными

последствиями позволяющие поддерживать гармоничное существование

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.