реферат, рефераты скачать
 

Конспект по Менеджменту


Конспект по Менеджменту

Менеджмент.

Менеджмент (в переводе с латинского) – управлять.

Менеджмент – это эффективное управление хозяйством (включая межличностные

отношения, управление производством, предприятием) с целью получения

прибыли, путём рационального использования ресурсов.

Смысловое содержание Менеджмента:

1. Менеджмент, как наука и практика управления (представляет собой

теоретическую базу практики управления, т.е. обеспечивает наилучшими

рекомендациями).

1. Теория научного управления (заключается в признании менеджмента

как науку, т.е. как самостоятельную область научных исследований

в формировании методов для достижения целей организаций).

2. Теория административного управления (несёт в себе понятие

организации структуры, тесно взаимосвязанной с управлением

работниками), т.е. рассмотрение управления, как универсального

процесса, состоящего из нескольких взаимосвязанных функций.

“Управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться,

контролировать”.

3. Теория управления с позиции психологии и человеческих отношений

(т.е. это результаты исследования поведения человека в процессе

работы (отсюда берёт начало теория Маслоу “О потребностях

человека”)).

4. Теория управления с позиции поводов (т.е. с позиции науки о

поведении человека):

- подход к управлению, как к процессу;

- системный подход;

- ситуационный подход;

2. Менеджмент, как организация управления фирмой (это технология (или

набор взаимосвязанных функций) для достижения цели (получения

прибыли)).

- установление целей;

- преобразование ресурсов через функции;

- оценка результатов;

3. Менеджмент, как организация управления структурой.

4. Менеджмент, как процесс принятия управленческих решений (т.е. анализ

ситуаций рынка и других элементов внешней и внутренней среды, и

принятие решений о том, “что делать” и “как”).

Виды менеджмента:

1. Производственный менеджмент.

2. Кадровый менеджмент.

3. Инновационный менеджмент о преобразовании.

4. Информационный менеджмент.

5. Финансовый менеджмент.

6. Торговый менеджмент.

7. Менеджмент маркетинга.

8. Международный менеджмент.

Задачи менеджмента:

1. Определение целей деятельности организации.

2. Достижение целей организации.

3. Увеличение доходов организации.

4. Предопределение рынка.

Организация производства товара и услуг.

Характерные черты менеджмента:

1. Экономический аспект (заключается в том, что управление осуществляется

через координацию материальных и трудовых ресурсов для достижения цели

– прибыли).

2. Социально-психологический аспект (заключается в том, что деятельность

осуществляется группой лиц по руководству усилиями всего персонала

фирмы для достижения поставленных целей – система власти, культура,

ценности, обычаи).

3. Правовой аспект (заключается в том, что деятельность опирается на

государственную политику и определяется законодателем).

4. Организационно-технический аспект (заключается в необходимости

определить рациональную последовательность исполнения целей заданных

стратегий).

Стадии менеджмента:

1. Стратегическое управление.

1. Анализ среды организации (сюда входит макроокружение,

непосредственная среда, внутреннее окружение).

2. Определение миссии организации.

3. Определение целей.

4. Прогнозирование.

5. Разработка стратегии, стратегическое планирование.

6. Контроль.

2. Оперативное управление.

1. Создание структуры.

2. Приобретение ресурсов.

3. Планирование.

4. Располительство и мотивации.

5. Контроль.

3. Контроль.

Зарубежные модели менеджмента:

|Японская модель |Американская модель |

|1. Ставка на технологические нововведения.|1. Заимствование нововведений. |

|2. Основана на учёте социальных, |2. Ориентируется только на технический |

|культурных, исторических и национальных |результат (практика управления). |

|особенностях (теория управления). | |

|3. Японский руководитель принимает решение| Американский руководитель решения |

|коллективно. |принимает единолично. |

|4. У менеджера ценится опыт. |4. У менеджера ценится результат. |

|5. Пожизненный найм руководителей. |5. Кратковременный найм руководителей (по |

| |результатам). |

Российский менеджмент базируется на современном международном опыте и

национальных особенностях (духовность, склонность к ценностям,

экстровертность (открытость), склонность впитывать или отвергать инородные

образования, сохранять при этом свою самобытность).

Принципы и законы менеджмента.

Законы:

1. Закон специализации управления – означает, что данный вид деятельности

может осуществляться специально подготовленными людьми.

2. Закон интеграции управления – т.е. объединение всех структур, процессов,

отделов и всех уровней управления (или объединение всех факторов

деятельности предприятия: целей, требований рынка, задач, структур и

т.п.).

3. Закон экономии времени – сводится к любой экономии, а отсюда следует

повышение эффективности управления, достижения поставленной цели

(например “скорость и реакция менеджера на изменение потребностей

рынка”).

Принципы (Анри Файеля):

1. Разделение труда (поочерёдное разделение процесса результативнее).

2. Полномочия и ответственность (там, где выдаются права – возникает

ответственность).

3. Дисциплина (подчинение и уважение взаимных правил).

4. Вознаграждение.

5. Централизация (т.е. процесс централизованного управления). Проблема

пропорции.

6. Иерархия управления.

7. Единоначалье.

8. Единство направления (единый план, единая цель и т.п.).

9. Коллегиальность.

Принципы (современного управления):

1. Структурно-функциональные принципы управления.

2. Принципы управления производством.

3. Принципы управления персоналом.

Ведущие принципы:

1. Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации.

2. Принцип единоначалья (т.е. у работника только один начальник).

3. Коллегиальность (т.е. все решения принимаются коллективом, но утверждает

начальник).

4. Демократизация (т.е. в процессе управления могут принимать участие все

уровни управления).

Деятельность менеджера.

Разделение труда менеджеров – это специализация управленческих работников

на выполнение определённых видов деятельности, разграничение полномочий,

прав и сфер ответственности, на основании которых решаются проблемы.

Разделение труда бывает:

1. Вертикальное разделение – это разделение по уровням управления.

В З - высшее звено;

Ср З - среднее звено;

Н З - низшее звено;

Низовой уровень – это менеджеры, имеющие в свом подчинении работников,

преимущественно исполнительского труда.

Средний уровень – это 50-60% всего управленческого персонала, т.е. это

менеджеры, ответственные за ход производственного процесса в

подразделениях.

Высший уровень – это всего на всего 3-7% от общего числа управляющего

персонала, т.е. администрация, осуществляющая общее стратегическое

руководство организацией и её функционально-производственными комплексами.

2. Горизонтальное разделение труда – оно предусматривает конкретный объём

работ по функциям управления (специализация).

3. Функциональное разделение труда – основывается на формировании группы

работников, выполняющих одинаковые функции менеджмента (планирование,

организация, мотивация, контроль).

4. Структурное разделение – вытекает из организационной структуры, сферы

деятельности, специфики организации.

5. Технологическая или профессионально-квалификационное – учитывает

сложность и виды выполняемых работ.

Роли, выполняемые менеджером:

|Название |Содержание (функции) |Примеры |

|Межличностные роли: |

|1. Главный руководитель. |Выполняет обычные |Церемонии, собрания и т.п. |

| |обязанности правового или | |

| |социального характера. | |

|2. Лидер. |Отвечает за мотивацию и |Все управленческие действия |

| |активацию подчинённых на |с участием подчинённых. |

| |достижение целей | |

| |организации, координирует их| |

| |усилия, отвечает за набор и | |

| |подготовку работников. | |

|3. Связующее звено. |Обеспечивает работу |Переписка, участие в |

| |саморазвивающейся сети |семинарах и собраниях, т.е. |

| |внешних контактов и |все элементы общения. |

| |источников информации. | |

|Информационные роли: |

|1. Получатель информации. |Собирает текущую информацию |Обработка почты, работа с |

| |специализированного |контрактами и т.п. |

| |характера о внешней и | |

| |внутренней среде | |

| |организации. | |

|2. Распространитель |Передаёт информацию |Обработка почты, беседы, |

|информации. |подчинённым фактически или |обзоры. |

| |интерпретирует (изменяет), | |

| |разъясняя политику и | |

| |основные цели организации. | |

|3. Источник информации. |Передаёт информацию для |Участие в заседаниях, |

| |внешних контактов с целью |выступлениях, общение через |

| |организации планов политики |почту. |

| |действий. | |

|Роли, связанные с принятием решений: |

|1. Предприниматель. |Определяет направление роста|Участие в заседаниях по |

| |организации (внутри и вне |разработке перспективных |

| |организации); разрабатывает |планов, стратегии. |

| |и запускает проекты по | |

| |совершенствованию | |

| |организации; контролирует | |

| |разработку проектов. | |

|2. Устраняющие нарушения. |Обеспечивают |Участие в совещаниях по |

| |корректировочные действия, |обсуждению стратегических |

| |когда организация |вопросов. |

| |оказывается перед | |

| |неожиданными нарушениями. | |

|3. Распределитель ресурсов. |Отвечает за распределение |Составление графиков, |

| |всевозможных ресурсов |запросов, программирование |

| |организации. |работы подчинённых. |

Требования к менеджеру:

Специфика профессионализма – это умственный труд аналитического характера,

это создание материальных благ через других работников.

Предмет труда – информация;

Средство труда – оргтехника и вычислительная техника;

Результат труда – управляемое решение.

1. Специальные знания и способности (умение обосновывать и принимать

решения в любых ситуациях, включая ситуации неопределённости и

критичности).

2. Информированность (по вопросам развития отросли, предприятия, техники,

технологии, конкуренции, спроса и т.п.).

3. Опыт работы (знакомство с опытом).

4. Способность управлять ресурсами, прогнозировать и планировать работу

предприятия; владение способами “эффективности”.

5. Умение использовать информацию в современных информационных

технологиях (знание ПК).

6. Способность работать с людьми и управлять ими и самим собой.

7. Чувство долга и преданность делу; честность и доверие к партнёрам.

8. Умение чётко выражать свои мысли и убеждать.

9. Уважительное отношение к людям вне зависимости от их полномочий.

10. Способность быстро восстанавливать физические и душевные силы и

критически оценивать свою деятельность.

Характеристика организаций:

Организация – это группа лиц, имеющих единую цель и работающих по единому

плану.

Виды организаций:

1. Формальные организации – это группы, специально созданные по средством

организационного процесса.

2. Не формальные организации – это спонтанно созданная группа людей,

которые вступают во взаимодействие для достижения определённых целей.

3. Сложные организации – отличаются от двух предыдущих видов тем, что

имеют набор взаимосвязанных целей.

Общие черты (характеристики) организаций:

1. Ресурсы: трудовые, финансовые, информационные, технологические.

2. Зависимость от внешней среды: экономические условия, потребители,

конкуренты, правительственные акты.

3. Вертикально – горизонтальное разделение труда.

4. Необходимость управления.

Внутренняя среда организации – это набор оптимизационных факторов внутри

организации.

1. Цели.

2. Структура – это логические взаимоотношения функций управления и

функционирования областей, построенных в такой форме, которая

позволяет наиболее эффективно достигать поставленных целей

организации.

А). Линейная. Б). Функциональная.

П П П П П П П П П

В). Линейно – функциональная.

[pic]

П П П П П П

А). Недостатки:

- вероятность разрастания => затруднение передачи информации.

- перегрузка руководителя => низкие требования к руководству.

Достоинства – простота.

Б). Недостаток:

- нарушение единоначалья.

Достоинства - процесс управления разделён по функциям.

В). Матричная – внешне напоминает матрицу.

3. Задачи – предписанная работа, серия работ или часть работ, которые

должны быть выполнены в заранее оговорённые сроки.

В организации дел:

- работа с людьми;

- работа с предметами;

- работа с информацией;

4. Технологии – это средства преобразования сырья (люди, информация или

физические материалы) в исключительные продукты и услуги.

- единичное, мелкосерийное;

- массовое или крупносерийное;

- непрерывное производство;

5. Люди – этот фактор зависит от:

- поведения отдельных людей;

- поведения в группах;

- характера поведения руководителя;

Структура

Задачи Цели Технологии

Люди

Внешняя среда.

Среда классифицируется:

1. Среда прямого воздействия (непосредственное окружение).

2. Среда косвенного воздействия (макроокружение).

Потребитель Конкуренция

Организация

Законодательство Поставщики

Профсоюзы

“Прямое

воздействие”

Научно-технический Политические

прогресс факторы

Организация

Состояние экономики Международные

события

Социально-культурный

Фактор

“Косвенное воздействие”

Свойства внешней среды:

1. Неопределённость внешней среды (заключается в том, что для каждого

конкретного фактора степень достоверности информации различна).

2. Взаимосвязанность всех факторов (например, законодательство влияет на

поставщиков, т.е. заключается в том, что при изменении одного фактора

происходит изменение других, притом в разной степени).

3. Сложность внешней среды (заключается в том, что число и разнообразие

факторов значительным образом влияющих на организацию – велико).

Общая характеристика функций управления:

Менеджмент – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля,

необходимого для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

Планирование – предполагает решение о том, какими должны быть цели

организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих

целей.

Организовать – значит создать некую структуру.

Мотивация – это процесс стимулирования самого себя и других на

деятельность.

Контроль – сравнение достигнутого с запланированным.

1. Планирование и прогнозирование.

2. Организация.

3. Координация.

4. Регулирование.

5. Мотивация.

6. Контроль.

7. Учёт и анализ.

Особенность функций заключается в их взаимном проникновении.

Планирование и прогнозирование.

Планирование – это разработка мероприятий сроков их исполнения для

достижения целей.

Прогнозирование и планирование определяет перспективу развития и будущее

состояние системы.

Планирование и прогнозирование – это активный , постоянно управленческий

процесс:

1. Усиливает темпы развития производства.

2. Способствует восприятию положительных ресурсов, материальных источников.

3. Снижает риск принятия неправильных решений.

4. Создаёт единство целей внутри организации.

Планирование предусматривает:

1. Цели.

2. Задачи.

3. Пути и средства.

4. Ресурсы, необходимые для выполнения задачи.

Замечания:

1. Цели задачи должны увязаться с материальными, физическими и трудовыми

ресурсами.

2. Планирование устанавливает связь плановой работы с конечной целью

(контроль).

Способы планирования:

1. От достигнутого управления.

2. Оптимальное.

3. Адаптированное.

1. От достигнутого управления – самый простой способ, не требует усилий,

значений.

2. Оптимальное планирование – заключается в разработке максимально

высоких конечных результатов при минимальных затратах, связано с

качественным преобразованием во всей системе.

3. Адаптированное планирование – это план, который учитывает все условия

внешней и внутренней среды (приспосабливается).

Требования к планированию:

Должно быть комплексным – т.е. учитывает результаты анализа

хозяйственной деятельности, общественные потребности, трудов, материала,

финансовых ресурсов, нормативную базу и т.п.

Прогнозирование:

Прогнозирование – это предвидение хода развития на предстоящий период для

конкретной организации.

Виды прогнозирования:

1. Краткосрочное (от 3 месяцев до 1 года).

2. Среднесрочное (от 1 года до 3 лет) - используется для планирования

производства и т.п.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.