реферат, рефераты скачать
 

Контрольная


только для сегмента, непосредственно затрагиваемого тем или иным решением.

Если производственная фирма решает приобрести новое и более

производительное оборудование для завода, она должна также найти способ

увеличения сбыта продукции. Таким образом, закупка нового оборудования

должна отразиться не только на производственном отделе, но также решающим

образом – на отделах сбыта и маркетинга.

Способность видеть, как встраиваются и взаимодействуют решения в

системе управления, становится все более важной по мере продвижения на

верхние этажи власти. Менеджеры, находящиеся на нижних уровнях иерархии, но

проявляющие способность разглядеть взаимозависимость решений, т.е. видеть

"всю картину", зачастую и становятся кандидатами на повышение.

5. Методы принятия решений

Методы - это конкретные способы, с помощью которых может быть

решена проблема.

1. Декомпозиция - Представление сложной проблемы, как совокупности

простых вопросов;

2. Диагностика - Поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые решаются

в первую очередь. Используется при ограниченных ресурсах;

3. Экспертные оценки - Формируются какие-либо идеи, рассматриваются,

оцениваются, сравниваются;

4. Метод Делфи - Экспертам, которые не знают друг друга даются вопросы,

связанные с решением проблемы, мнение меньшинства экспертов доводится до

мнения большниства. Большинство должно либо согласиться с этим решением,

либо его опровергнуть. Если большинство несогласно, то их аргументы

передаются меньшинству и там анализируются. Этот процесс повторяется до

тех пор, пока все эксперты не придут к одному мнению, либо перейдут к

тому, что выделятся группы, которые не меняют своего решения. Этот

метод используется для достижения эффективности;

5. Метод неспециалиста - Вопрос решается лицами, которые никогда не

занимались данной проблемой, но являются специалистами в смежных

областях;

6. Линейное программирование;

7. Имитационное моделирование;

8. Метод теории вероятности;

9. Метод теории игр - Задачи решаются в условиях полной неопределенности;

10. Метод аналогий - Поиск возможных решений проблем на основе

заимствования из других объектов управления.

6. Роль поведенческих факторов в принятии решения

Личностные оценки руководителем важности данной проблемы часто содержат

субъективные суждения. Каждый человек обладает своей системой оценки,

которая определяет его действия, и влияет на принимаемое решение. Подход к

принятию управленческих решений чаще всего основано на определенной

системе ценностей. В связи с этим, руководитель, который во главу своей

деятельности ставит максимизацию производительности труда любыми

средствами, часто забывает о проблемах организации оптимального,

эффективного процесса работы сотрудников. Это может выражаться в

отсутствии должных условий труда, возможностей для отдыха, хорошего дизайна

рабочих помещений.

На принятие решений влияют поведенческие ограничения, то есть

факторы,затрудняющие межличностные и внутриорганизационные коммуникации.

Например, часто руководители по-разному воспринимают существование и

серьезность проблемы. Они могут по-разному воспринимать ограничения и

альтернативы. Нередко это ведет к возникновению различных конфликтов между

ними в процессе принятия и реализации решений.

В организации все решения, как правило, взаимосвязаны. Часто важное

решение базируется на предшествующих нескольких решениях, и в свою

очередь, создает альтернативы для принятия последующих решений. Эта

способность видеть взаимосвязь решений является одним из главных критериев

выбора и назначения руководителей высшего звена. Менеджеры, обладающие

такой способностью, часто являются кандидатами на повышение по службе.

7. Выводы

Решение - это выбор альтернативы. Необходимость принятия решений

объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой

деятельности, возникает на всех этапах процесса управления и составляет

часть любой функции менеджмента.

Принятие решений (управленческих) в организациях имеет ряд отличий от

выбора отдельного человека, так как является не индивидуальным, а групповым

процессом.

На характер принимаемых решений огромное влияние оказывает степень

полноты и достоверной информации, которой располагает менеджер. В

зависимости от этого решения могут приниматься в условиях определенности

(детерминированные решения) и риска или неопределенности (вероятностные

решения).

Комплексный характер проблем современного менеджмента требует

комплексного, всестороннего их анализа, т.е. участия группы менеджеров и

специалистов, что приводит к расширению коллегиальных форм принятия

решений.

Принятие решения – не одномоментный акт, а результат процесса, имеющего

определенную продолжительность и структуру. Процесс принятия решений –

циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных

на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации,

генерации альтернатив, выборе из них наилучшей и ее реализации.

Принятие решений является самым важным делом в работе менеджера.

Поэтому учиться принимать решения нужно еще в процессе обучения, а не

тогда, когда от тебя уже зависит судьба предприятия. К тому сейчас можно

учиться не только на собственных ошибках, но и на опыте других людей и

организаций. Принимая решение, нужно осознавать, что ты распоряжаешься не

только своей судьбой, но и судьбами работающих у тебя людей.

8.Схема процессов принятия решения.

9. Практическая часть.

Рассмотрим процесс подготовки, принятия и реализации решения на

примере ОАО НТМК. Над крупным, градообразующим предприятием возникла

реальная угроза банкротства из-за того, что предприятием

"Тагилэнергоремонт" был подан иск в суд.

Советом директоров ОАО НТМК было организовано собрание аукционеров и

кредиторов комбината на котором и предполагалось принять решение по данному

вопросу.

250 человек из разных регионов России встретились 26 ноября 1999 года

на собрании кредиторов ОАО НТМК.

Я попытаюсь проанализировать то, как происходил процесс принятия

решения на данном собрании.

Этап 1. Выявление и анализ проблемной ситуации.

Проблемной ситуацией, которая привела к данному собранию является то,

что у НТМК имеется большая кредиторская задолженность, которая копилась

годами, и на 1 октября 1999 года составляет 9 миллиардов 708 миллионов

рублей.

При анализе данной ситуации, следует учесть, что все эти миллиарды -

это тяжелое наследство прошлых лет, когда комбинат работал с большими

убытками и прежнее руководство покрывало их за счет кредитов.[1] С приходом

на комбинат в качестве генерального директора Сергея Носова НТМК постепенно

перестал жить в долг, а последние месяцы начал работать с прибылью,

рентабельность поднялась до 15%. Комбинатом выполняются все текущие платежи

в бюджет, погашены долги по заработной плате, происходит постоянное

увеличение заработной платы, производятся текущие обязательства перед

"Свердловэнерго", "Газпромом", планируется выплатить диведенды владельцам

акций ОАО НТМК (надо сказать, что выплата не производилась 4года) - таким

образом это является всероссийским экономическим событием.[2] Все эти

положительные моменты связаны с увеличением темпов производства.

Комбинат поддерживает Тагилбанк, исправно выполняя свои обязательства,

а Тагилбанк является очень важным кредитным учреждением для трети жителей

города, которые держат там свои сбережения.

Сравнительный анализ процентов по вкладам.[3]

Тагилбанк

Сбербанк

|Вид вклада | Срок | Ставка |Вид вклада | Срок | |

| | | | | |Ставка|

|Универсальный |не< 15 дней|21% | | | |

|Срочный |35 дней |27% |Сберегательный|1 мес+1день|26% |

|Срочный |60 дней |31% |Сберегательный|2 мес+1день|27% |

|Срочный |120 дней |32% |Сберегательный|3 мес+1день|28% |

|Пенсионный |181 день |27.5% |Пенсионный |3 мес+1день|28% |

|Срочный |180 дней |35% |Юбилейный |3 мес+1день|30% |

|Срочный |365 дней |36% |Номерной |3 мес+1день|31% |

|Срочный |545 дней |38% | | | |

Наметились улучшения и в социально-культурной жизни металлургов.

Прежде всего не забыты ветераны труда НТМК, руководство с чутким

отношением подходит к нуждам ветеранов. Молодые люди с большим оптимизмом

смотрят в будущее, став свидетелем явного поворота "начальства" лицом к

проблемам физкультуры и спорта на НТМК, к жилищному строительству.

Перемены коснулись матерей, находящихся в отпуске по уходу за детьми до 3

лет, администрация комбината выплатила дотации из собственных доходов.На

сегодняшний день сумма выплат составила порядка трех миллионов рублей, а

всего задолженность составляет 4,5 миллиона.[4]

Таким образом, проанализировав ситуацию на комбинате сегодня есть

основание утверждать, что нынешнее руководство готово результативно

работать над существующей проблемой

Этап 2. Формирование целей.

Здесь нужно отметить то, что в решающемся вопросе участвуют две

стороны. Одна сторона это те, кто заинтересован в работающем комбинате.

Сюда входит прежде всего руководство комбината, крупные кредиторы, такие

как "Газпром" и РАО ЕЭС. Их целью является то, чтобы любым способом не

допустить остановки производства.

Вторая сторона, это те кто предлагает свертывание производства. Прежде

всего это предприятие "Тагилэнергоремонт", подавшее иск в суд и являющееся

мелким кредитором НТМК.

Этап 3-4. Выявление альтернатив и выбор допустимых альтернатив.

Проанализировав данный вопрос появляются две альтернативы:1) принятие

решения о банкротстве, 2) принятие мирового соглашения, которое

подразумевает постепенный возрат долгов НТМК кредиторам.

Этап 5. Предварительный выбор лучшей альтернативы.

Руководство тщательно рекомендовало кредиторам принять мировое

соглашение, отстаивая интересы не только собственников и аукционеров, но и

интересы НТМК и его трудового коллектива, города, Свердловской области, и в

целом, Российского государства[5].

Этап 6 -7. Оценка альтернатив.

Посмотрим к чему может привести принятие решения о

банкротстве:1)кредиторы смогут начать получать выплаты лишь через 10 лет,

так как банкрот получает право заморозить расчеты с кредиторами на это

период, 2)произойдет смена управляющей команды, что приведет к проблемам с

поставщиками сырья и энергоресурсов, 3) при введение внешнего управления,

произойдет полный распад предприятия, 4)затем произойдет распродажа

имущества, 5) в итоге за ворота предприятия будут выброшены тысячи

рабочих,что без сомнения приведет к вооруженным противостояниям.

Перспектива совсем не благоприятная.

Что же мы будем иметь при заключении мирового соглашения: 1)

крупнейший, работающий комбинат, который является источником

благосостояния, занятости, социально-культурного развития тагильчан. А еще

комбинат это источник света, тепла и газа в наших домах, 2) кредиторы будут

иметь гарантию стабильных взаиморасчетов, 3) у нас появиться шанс на право

строить стан "5000", а завод на котором будет размещен стан "5000" станет

заводом №1 в России 21 века, по словам известного промышленника Каха

Бендукидзе.[6]

Этап 8. Выбор единственного решения.

На данном собрание выбор решения производился с помощью голосования,

так как принималось коллективное решение. Две допустимых альтернативы были

вынесены на голосование, что привело к принятия второй альтернативы, т.е.

было принято мировое соглашение. За мировое соглашение проголосовали 85,26%

кредиторов, за банкоротство - 14,74%.

Такого результата, как потом признавались откровенно и руководители

комбината, и представители городских и губернских властей, никто из них

просто не ожидал. В победу они в душе, конечно же, верили, но более

скромную. Успех превзошел все ожидания, что в общем вполне закономерно,

поскольку подтвердило банальную истину: разумный хозяин не станет рубить

голову курочке, которая вот-вот снесет золотое яичко. Кредиторы НТМК

показали себя именно такими разумными хозяевами, сумевщими оценить

перспективы НТМК, динамику положительного развития производственной и

финансово- экономической ситуации на комбинате, которая явно

просматривается в нынешнем году, прежде всего по результатам работы

предприятия во втором и третьем кварталах.[7]

Этап 9. Определение этапов, сроков и исполнителей принятого решения.

Сроки погашения общей кредиторской задолженности, по расчетам

руководства комбината, должны занять не менее восьми лет.

Начало платежей намечено на 2001 год. Это требует мобилизации всех

имеющихся ресурсов, мощностей на предприятии, успешных действий со стороны

руководства НТМК. То, что им в последнее время делается, дает основание

полагать, что руководство справится с поставленными обязательствами.

Этап 10-11. Обеспечение работ по выполнению решения и выполнения

решения

Эти этапы, на данный момент еще нельзя проанализировать, так как

произошло только принятие решения. Это будет возможно сделать лишь по

истечению времени обозначенного в сроках исполнения данного решения.

В заключении практической части мне бы хотелось провести классификацию

принятого решения.

По содержанию- данное решение относится к экономическому так как касается

финансово-экономического состояния комбината; по виду лица принимающего

решение- коллективное, так как решение принималось на собрании кредиторов;

по степени уникальности - принятое решение является рутинным, так как

затрагиваетповседневную жизнь комбината; по степени определенности -решение

принято в условиях риска (вероятностной определенности); по уровню

управления -это реншение на уровне генерального директора и оно обращено на

внешние организации.

Приложение А. Классификация управленческих решений

| | |По функциональному | |-плановые |

| | |содержанию | |-организационные |

| | | | |-контролирующие |

| | | | |-прогнозные |

| | | | |-регулирующие |

| | | | |-учетные |

| | | | |-аналитические |

| | | | | |

| | | | |-экономические |

| | | | |-организационные |

| | | | |-технологические |

| | | | |-технические |

| | | | |-экологические |

| | | | |-прочие |

| | | | | |

| | | | | |

| | | | |-на уровне БС |

| | | | |-на уровне подсистем |

| | | | |-на элементарном |

| | | | |уровне |

| | | | | |

| | | | | |

| | | | | |

| | | | |-единоличные |

| | | | |-коллегиальные |

| | | | |-коллективные |

| | | | | |

| | | | |-текущие |

| | | | |-тактические |

| | | | |-стратегические |

| | | | | |

| | | | |-ситуационные |

| | | | |-по предписанию |

| | | | |-программные |

| | | | |-инициативные |

| | | | |-эпизодические |

| | | | | |

| | | | |-графические |

| | | | |-математические |

| | | | |-эвристические |

| | | | | |

| | | | | |

| | | | | |

| | | | |-жесткие |

| | | | |-ориентирующие |

| | | | |-гибкие |

| | | | |-нормативные |

| | | | | |

| | | | | |

| | | | | |

|У | | | | |

|п | | | | |

|р | | | | |

|а | | | | |

|в | | | | |

|л | | | | |

|е | | | | |

|н | | | | |

|ч | | | | |

|е | | | | |

|с | | | | |

|к | | | | |

|и | | | | |

|е | | | | |

| | | | | |

|р | | | | |

|е | | | | |

|ш | | | | |

|е | | | | |

|н | | | | |

|и | | | | |

|я | | | | |

| | | | | |

| | | | | |

| | | | | |

| | | | | |

| | | | | |

| | |По характеру задач | | |

| | | | | |

| | | | | |

| | | | | |

| | |По уровням иерархии | | |

| | | | | |

| | | | | |

| | | | | |

| | |По характеру организации| | |

| | |разработки | | |

| | | | | |

| | | | | |

| | | | | |

| | |По характеру целей | | |

| | | | | |

| | | | | |

| | |По причинам | | |

| | |возникновения | | |

| | | | | |

| | | | | |

| | | | | |

| | |По исходным методам | | |

| | |разработки | | |

| | | | | |

| | |По организационному | | |

| | |оформлению | | |

| | | | | |

Список использованной

литературы:

1. Андрушкив Б.М.,Кузьмин О.Е. Основы менеджмента. Львов: «Світ»,1995.

2. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. – М.: Изд-во «Триада.Лтд»,1996.

3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация,

процесс: 2-е изд.: Учебник. – М.: Фирма «Гардарика»,1996.

4. Герчикова И.Н. Менеджмент. Москва, «Банки и баржи», издательское

объединение ЮНИТИ, 1995.

5. Голубков Е.П. Какое принять решение? Москва «Экономика», 1990.

6. Гроув С. Эндрю Высоко эффективный менеджмент. Москва, 1996.

7. Кохно П.А. и др. Менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1993.

8. Лебедев О.Т. Основы менеджмента. Санкт-Петербург Издательский дом «МиМ»,

1997.

9. Любимова Н.Г. Менеджмент – путь к успеху. Москва, 1992.

10. Макаров С.Ф. Менеджер за работой. Москва, 1989.

11. Менеджмент организации. / Под редакцией З.П. Румянцевой. Москва, 1996.

12. Рейльян Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. М.:

1991.

13. Ромащенко В.Н. Принятие решений: ситуации и советы. Киев: Политиздат

Украины, 1990.

14. Сацков Н.Я. Методы и приемы деятельности менеджеров и бизнесменов.

Санкт-Петербург, 1993.

15. Уткин Э.А. Управление фирмой. – М.:«Акалис», 1996.

16. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения . Москва:«Интел-

синтез»,1997.

17. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. –

М.:«Интел-Синтез», 1997.

18. Цыгичко В.Н. Руководителю – о принятии решений. М.: ИНФРА-М, 1996.

-----------------------

[1] "Тагильский рабочий" №232.

[2] "Тагильский рабочий" №206

[3] "Тагильский рабочий" №143

[4] "Тагильский рабочий" № 207

[5] "Тагильский рабочий" №232

[6] "Тагильский рабочий"№220

[7] "Тагильский рабочий"№232

-----------------------

Выявление и анализ проблемной ситуации

1

Формирование целей

2

Выявление полного перечня альтернатив

3

Выбор допустимых альтернатив

4

Предварительный выбор лучшей

альтернативы

5

Оценка альтернатив со стороны

руководителя

6

Экспериментальная проверка альтернатив

7

Выбор единственного решения

8

Определение этапов, сроков и исполнителей

принятого решения

9

Обеспечение работ по выполнению решения

10

Выполнение решения

11

ПОДГОТОВКА РЕШЕНИЯ

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕШЕНИЯ

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.