реферат, рефераты скачать
 

Методика разработки бизнес-плана предприятия


бизнес-план был с начала и до конца составлен консультантом со стороны, а

руководителем лишь подписан. Это объясняется тем, что инвестор отчетливо

понимает, что если руководитель фирмы и ее специалисты не могут сами

сделать бизнес-план, то уж дело они тем более не смогут поставить. При этом

включаясь в работу лично, руководитель как бы моделирует свою будущую

деятельность, проверяя на крепость и сам замысел, и себя – хватит ли у него

сил довести дело до успеха и двигаться дальше. Конечно же, это не

означает, что надо отказываться от услуг консультантов, наоборот,

привлечение экспертов весьма приветствуется инвесторами.

В настоящее время появились специальные компьютерные программы для

разработки бизнес-плана. Среди них можно выделить несколько наиболее

удачных: Success, разработанная компанией Pynamic Pathways, Project

Expert, Альт-инвест.

Success – это пакет интерактивного программного обеспечения, которое

позволяет путем диалога типа «вопрос – ответ» составить привлекательный и

продуманный бизнес-план.

Серия программ Project Expert for Windows (в настоящее время

разработана 7 версия этой программы.). Данный пакет разрабатывается с 1992

г., что отрадно, российской компанией PRO-INVEST-CONSULTING. При этом

данная программа наиболее подходит для российских условий (позволяет

учитывать инфляцию, изменение ставок налогооблажения и введение новых

налогов). В последних модификациях (6 и 7 версии) дополнительно учтена

возможность моделирования бизнес-процессов с учетом случайных колебаний

различных параметров: цены и объема сбыта, стоимости комплектующих, сырья и

некоторых других.

«Альт-инвест» – разработка санкт-петербургской консалтинговой

компании «Альт». – добротная программа, разработан на основе электронных

таблиц Exel, позволяет готовить красочные диаграммы, графики, таблицы. К

достоинству этого продукта можно отнести возможность задания собственных

формул изменения параметров расчёта.

Представленная схема подачи материала и подготовки бизнес-плана не

является универсальной и общепринятой. Практически каждый инвестиционный

институт разрабатывает собственные требования к бизнес-плану и его

структуре. В приложении 1 к настоящему курсовому представлены требования

и рекомендации Федерального фонда поддержки малого предпринимательства,

г. Москва (далее ФФПМП) по составлению бизнес-плана. Ниже в разделе 2

представлен пример бизнес-плана развития парикмахерской, подготовленный с

учетом требований ФФПМП.

Литература.

1. Бизнес-план: Методические материалы/ Под ред. Проф. Маниловского

Р.Г.- М.: Финансы и статистика, 1995.- 80 с.

2. Буров В.П., Мирошкин О.К., Новиков О.К. Бизнес-план. Методика

составления. Реальный пример.- м.: Изд-во ЦИПКК АП – Отраслевая библиотека

«Технический прогресс и повышение квалификации кадров в авиационной

промышленности», 1995.- 88 с.

3. Васильева Н.Э., Козлова Л.И. Формирование цены в рыночных

условиях.- М.: АО «Бизнес- Школа «Интел – Синтез», 1995.- 64 с.

4. Дейян А., Анни и Лоик Троадек. Стимулирование сбыта и реклама на

месте продажи. Пер. с франц. Общ. Ред. Загашвили В.С.- М.: А/О Издательская

группа «Прогресс», «Универс», 1994.- 190 с.

5. Дейян А. Реклама. Пер. с франц. / Общ. Ред. Загашвили В.С. – М.:

А/О Издательская группа «Прогресс», 1993.- 176 с.

6. Котлер Ф. Основа маркетинга: Пер. с англ./ Общ. Ред. И вступ. Ст.

Пеньковой Е.М.- М.: Прогресс, 1990.- 736 с.

7. Липсиц И.В. Бизнес-план – основа успеха. Изд. 2-е, перераб. И

дополненное.- М.: «Дело ЛТД», 1995.- 112 с.

8. Липсиц И.В. Бизнес-план – основа успеха.- М.: Машиностроение,

1993.- 80 с.

9. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: Сокр. Пер. с англ./

Науч. ред.: Борисович В.Т., Полтерович В.М., Данилов В.И. и др.- М.:

«Экономика», «Дело», 1992.- 510 с.

10. Ценообразование и рынок. Под. Ред. Пунина Е.И., Рычкова С.Б.-

М.: Прогресс, 1992.- 80 с.

11. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. Со 2-

го изд.- М.: «Дело ЛТД», 1993.- 864 с.

12. Шапиро В.Д. и др. Управление проектами .- СПб.; «Два ТрИ", 1996.-

610 с.

13. Методические рекомендации по разработке предпроектной и

проектной документации по созданию новых рабочих мест в рамках программ

местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов

(поселков)./ Под общей редакцией к.э.н. А.А. Рожкова.- М., 2001 г. –108 с.

Приложение 1.

Пример бизнес-плана ООО «Шарм»

«Создание и развитие парикмахерской «Шарм»

Общие замечания

Примером проведения всего комплекса работ по разработке модели

развития предприятия может служит представленный ниже бизнес-план развития

небольшой реально несуществующей парикмахерской. Это некая модель

призванная иллюстрировать каким образом заемщик грамотно на современном

языке может изложить свои требования потенциальному инвестору по

привлечению финансовых ресурсов последнего в свой бизнес. Далее представлен

бизнес-план парикмахерской «Шарм». Последовательность его изложения

проводиться в соответствии с требованиями Федерального фонда поддержки

малого предпринимательства.

Существует различные учреждения в таком объеме осуществляющие

кредитование малого бизнеса: банки, инвестиционные фонды, международные

кредитные линии поддержки малого предпринимательства: линия Европейского

банка реконструкции и развития (в Челябинске по этой линии ранее работал

«Инкомбанк», в настоящее время выдачу кредитов осуществляют Калининский и

Курчатовский филиалы Челябинского Сбербанка России) и линия американского

правительства, реализуемая через программы USAID поддержки рыночного

развития в России. В Уральском регионе проводником этих средств является

«Уралвнешторгбанк», а на территории города Челябинска кредитования малого

бизнеса осуществляет его Челябинский филиал, расположенный на Комсомольском

проспекте.

Однако обычная практика многих малых предприятий, каким является наша

модельная парикмахерская, такова, что получить финансовые ресурсы от

указанных кредитных учреждений практически невозможно. Банки в любой стране

неохотно выдают денежные средства малым предприятиям: сложности оформления,

проведения проверки кредитоспособности такие же практически как и при

работе со средними и крупными предприятиями, риски чаще выше, а абсолютное

значение маржи много меньше. В развитых государствах существуют различные

финансовые посредники: фонды, кредитные кооперативы и союзы, различные

агентства – играющие роль посредников между банками и малыми предприятиями.

Эти финансовые посредники или напрямую проводят кредитование субъектов

малого предпринимательства или различными способами способствуют получению

предприятием кредита в банке. Для этого отработаны различные схемы

предоставления залога, погашения банку части процентной ставки за счет

средств финансового посредника, предоставления гарантий, выдачи кредита в

складчину и т.д.

Однако российская действительность процесса кредитования малых

предприятий довольно далека от сложившейся системы финансовой поддержки

малого предпринимательства. Банки требуют залог зачастую в 1,5…2 раза

превышающий объем запрашиваемых финансовых средств, что невозможно сделать

практически для всех предпринимателей начинающих свой бизнес. Заём по линии

EBRD получают финансово устойчивые предприятия, имеющие в течение заемного

срока прибыль (без привлечения этого займа), которой достаточно для

погашения задолженности тела кредита и процентов по нему. Такие

предприятия, как правил существуют не один год, их в городе Челябинске

небольшой процент от общего количества субъектов малого бизнеса.

Парикмахерская «Шарм» не может претендовать на получение денежных средств

по линиям EBRD и USAID финансирования малого бизнеса. Также невозможно

получить кредит из-за отсутствия залога в любом из банков города

Челябинска.

Поэтому с учетом вышесказанного вероятным инвестором парикмахерской

«Шанс» может быть Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства

(ФФПМП), созданный в 1995 году по распоряжению Правительства Российской

Федерации. Ниже представленный бизнес план подготовлен в соответствии с

требованиями ФФПМП.

ООО «Шарм»

Бизнес-план

«Создание и развитие

парикмахерской «Шарм»

Руководитель проекта: Иванова И.Л.

Разработчик проекта: Иванова И.Л.

г. Челябинск

2002 год

Содержание

|Обзорный раздел (резюме) |33 |

| Описание предприятия |34 |

|Описание продукции |35 |

|Анализ рынка |37 |

|Производственный план |42 |

|План сбыта |44 |

|Финансовый план |46 |

|Анализ чувствительности проекта |47 |

|Приложения |49 |

1 Обзорный раздел (резюме)

Вниманию инвестора предлагается проект развития парикмахерской

«Шарм». Проект предполагает привлечение кредитных ресурсов под 15 процентов

годовых сроком на один год. К настоящему моменту времени фирмой ООО «Шарм»

проведена следующая работа:

- приобретены две квартиры, двух и трехкомнатные;

- квартиры переведены из жилого в нежилое;

- в них проведена перепланировка, сделан ремонт;

- в части комнат установлена мебель и оборудование для работы

парикмахерской.

Часть помещений пустует, из-за отсутствия свободных денежных средств,

позволяющих в необходимом количестве установить в парикмахерской

оборудование и мебель. Тем нем менее, ООО «Шарм» не имеет бюджетной и

других задолженностей, своевременно расплачивается с персоналом.

Парикмахерская «Шарм» на хорошем счету у клиентов. Ситуация по спросу

благоприятная, в парикмахерской часто бывают очереди, многие клиенты уходят

не имея времени дождаться, когда их обслужат.

Для дальнейшего развития парикмахерской и удовлетворения избыточного

спроса предполагается закупить мебель, установить несколько единиц

оборудования, провести небольшой косметический ремонт и дизайн помещений.

На эти мероприятия требуется 120 тысяч рублей, сроком на один год, под

небольшие проценты (15-20% годовых). Объектом залога может быть помещение

парикмахерской. Рыночная стоимость этого помещения свыше 700-800 тысяч

рублей (помещение легко может быть реализовано фирмам, открывающим на

первых этажах магазины).

Основные интегральные показатели по оптимальному варианту реализации

проекта представлены в табл. 1.1

Таблица 1.1 Основные интегральные проекта

| Показатель |Ед. |Значение |

| |изм. |показателя |

|Ставка дисконтирования |% |0,0 |

|Период окупаемости |мес. |9 |

|Чистый приведенный доход |руб. |76 784 |

|Индекс прибыльности | |1,66 |

|Внутренняя норма рентабельности |% |170 |

Детально проведенное, представленное ниже обоснование привлечения

инвестиций позволяет с уверенностью говорит, что кредит и проценты по нему

будут возвращены кредитору своевременно и в полном объеме

2 Описание предприятия

Парикмахерская «Шарм», как юридическое лицо, было создана двумя

подругами Ивановой Ириной Леонидовной и Петровой Надеждой Сергеевной в

марте 2001 года. Надежда Сергеевна владеет трехкомнатной квартирой

расположенной по адресу ул. Университетская набережная 28- 117. Квартира

расположена на первом этаже в большом жилом массиве, так называемом

спальном районе города Челябинска. В этом жилом комплексе, состоящем в

основном из крупных домов высотной застройки, проживает около 28 тысяч

человек. Единственная парикмахерская расположена по адресу ул. Ворошилова,

96. Она по наблюдениям подруг явно не справлялась с обслуживаем клиентов.

Пользуясь часто её услугами подруги обратили внимание, что многие

посетителю при виде очереди из 4-5 и более человек уходят из парикмахерской

и не становятся её клиентами. Это навело их на мысль открыть свою

парикмахерскую. Тем более обстоятельства этому способствовали. Надежда

Сергеевна имела трехкомнатную квартиру на первом этаже в этом спальном

районе, состоятельные родители Ирины Леонидовны готовы были выделить

достаточную сумму для того, чтобы дочь могла попробовать себя в бизнесе.

Среди знакомых подруг имелись две женщины, ранее работавшие в

парикмахерских, но к тому времени оставшиеся без работы. Они выразили

готовность стать работниками новой «брадобрейной мастерской», как подруги

между собой называли свое детище. Предполагалось также принять

дополнительно к этим знакомым ещё несколько сотрудников. По расчёту

парикмахерская должна была работать с шестью рабочими местами без выходных

и перерыва по 12 часов в день.

На 400 тысяч рублей выделенных родителями Ивановой И.Л. (примерно в

такую сумму была оценена трехкомнатная квартира Петровой Н.С.) была

приобретена смежная двухкомнатная квартира.

Подруги организовали фирму: общество с ограниченной ответственностью

«Шарм» с уставным капиталом 800 тысяч рублей.

На согласование при переводе из жилого в нежилое помещение двух

смежных квартир, их перепланировку и ремонт ушло 8 месяцев. Все эти

мероприятия поглотили 340 тысяч рублей. На оставшиеся деньги удалось

приобрести немного мебели и два рабочих места для одного женского зала. Тем

не менее, в конце октября 2001 года парикмахерская после небольшой местной

рекламной компании была открыта и приступила к работе. Бизнес родителей

Ивановой к этому моменту времени стал испытывать трудности, от дальнейшего

финансирования начинания дочери они отказались. Парикмахерская с двумя

рабочими местами работала с полной загрузкой. Многие клиенты уходили, не

желая стоять в длинной очереди. Так фирма проработала до марта 2002 года.

Получаемый доход едва покрывал расходы, не давал подругам удовлетворения и

возможности саморазвития предприятия. Перед подругами встал вопрос

привлечения дополнительных финансовых ресурсов для приобретения мебели и

рабочих мест для оборудования и вовлечения в оборот пустых комнат

парикмахерской.

Личные обстоятельства Петровой (она вышла замуж) привели к

необходимости переезда в Москву, где проживал её супруг. Подруги

договорились, что Надежда Сергеевна выйдет из бизнеса, не будет продавать

свою трехкомнатную квартиру, а сдаст её в аренду Ирине Леонидовне.

Согласилась также дать её в залог для получения кредита при условии

проведения грамотного обоснования возможности его возврата. Таким

обоснованием, они решили, будет бизнес-план. Для получения кредита Ирина

Леонидовна обращалась в различные кредитные организации. Было решено

остановиться на ФФПМП: кредитная ставка в пределах от 50% до 100% от ставки

рефинансирования, срок кредита до 2 лет, возможность Надежды Сергеевны

оказать содействие в Москве в получении кредита – вот аргументы, повлиявшие

в пользу этого решения. В соответствии с требованиями этого фонда и был

подготовлен настоящий бизнес-план.

В настоящее время фирма работает с 9 до 18 часов с двумя выходными

днями в неделю: в воскресенье и понедельник.

Баланс фирмы на 31 марта 2002 года представлен в табл. 2.1

Таблица 2.1 Стартовый баланс

|Строка |Сумма, руб. |

| Денежные средства |12 000 |

| Сырье, материалы и комплектующие |3 340 |

|Суммарные текущие активы |15 340 |

| Основные средства |790 000 |

|Остаточная стоимость основных средств: |790 000 |

| Здания и сооружения |700 000 |

| Оборудование |90 000 |

|СУММАРНЫЙ АКТИВ |805 340 |

|Уставной капитал |800 000 |

| Добавочный капитал |5 340 |

|Суммарный собственный капитал |805 340 |

|СУММАРНЫЙ ПАССИВ |805 340 |

3 Описание продукции (услуг)

В настоящее время парикмахерская «Шарм» представляет своим клиентам

одну услугу – стрижка женщин. Сотрудники предприятия (два мастера

достаточно высокой квалификации) осуществляют практически все виды женских

стрижек, которые заказывают выполнить клиентки. Список наиболее часто

заказываемых стрижек, их цена и основные и прямые расходы на их проведение

представлены в табл. 3.1.

Таблица 3.1

Стоимость услуги парикмахерской «Шарм»

|№ |Наименование стрижки |Цена по |Стоимость |Сдельная |

|п/п | |прейскуранту |расходных |заработная |

| | | |материалов |плата |

| |Сессо |120 |12 |44 |

| |Молодежная |90 |10 |40 |

| |Каре |150 |17 |50 |

| |Елена |180 |45 |60 |

| |Лиза |210 |54 |80 |

В табл. 3.1. не отражены расходы на электроэнергию. Это связано с

тем, что затраты электроэнергии на проведении стрижек достаточно

индивидуальны, зависят от типа и длинны волос, а также от настроения

клиентов и мастерства парикмахеров. Поэтому учет затрат на электроэнергии и

воду ведётся в целом на весь салон и «разбрасывается» по стрижкам

пропорционально объемам их реализации.

Так как услуги предоставляемые фирмой «Шанс» трудно отделить от

состояния помещения, отношения мастеров к клиентам, состояния сервиса в

целом, то для понимания собственного положения на рынке был проведен опрос

среди собственных клиентов, посещающих также и другие парикмахерские.

В общем виде сравнительная характеристика услуг и парикмахерских

представлена в табл. 3.3 (пункты 2,3,4,6,7,8,9 оцениваются по 10-бальной

шкале).

Таблица 3.3.

Оценка конкурентоспособности парикмахерской «Шарм»

|№ |Характеристика услуг |«Шарм» |«Натали»|«Глория» |

|п/п | | | | |

|1 |Уровень цен |Средний |Средний |Высокий |

|2 |Качество обслуживания |10 |9 |7 |

|3 |Разнообразие услуг |5 |8 |9 |

|4 |Качество услуг |10 |10 |9 |

|5 |Отделка помещения |8 |7 |10 |

|6 |Быстрота разрешения конфликтов |9 |10 |8 |

|7 |Быстрота обслуживания |10 |9 |8 |

Парикмахерская «Глория» располагается по проспекту Ленина в

центральной части города. Часть клиенток «Шарма» иногда посещает её по пути

с работы. Тем не менее, они чаще отдают предпочтение парикмахерской «Шарм»

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.