реферат, рефераты скачать
 

Обзор туризма в России и за рубежом


| |

| |

|125,3 |

|— |

|100 |

|171,2 |

|13,0 |

|281 |

|215,5 |

|6,9 |

|436 |

|269,0 |

|9,7 |

|668 |

|320,0 |

|10,5 |

|870 |

| |

|Характерной чертой современного международного туризма является высокая |

|концентрация его в Европе и Северной Америке. |

|Основной туристский регион мира — Европа. На её долю приходится почти |

|2\3 количества иностранных туристов, и такую же долю в мировом |

|туристском потоке составляют европейцы, которые, как правило, мало |

|выезжают за пределы континента. Основная причина — относительно высокие |

|цены на межконтинентальный транспорт и высокая стоимость обслуживания во|

|многих неевропейских странах. В Западной Европе туристские потоки многие|

|годы имели чёткое направление с севера на юг. В 80—90-е гг. из-за |

|перегруженности популярных туристских центров Средиземноморского |

|побережья Франции и Италии, а также конкурентного развития |

|материально-технической базы международного туризма в др. странах |

|средиземноморского бассейна произошла заметная переориентация |

|европейского туристского потока на юго-запад и юго-восток. |

|Второй крупный туристский регион — Северная Америка (США и Канада), на |

|который в 1995 приходилось около 16% мирового потока туристов. В |

|основном это так называемый взаимный туризм между США, Канадой и |

|Мексикой. За пределы континента ежегодно выезжает около 5 млн. чел. из |

|США и около 0,5 млн. из Канады. Наблюдается абсолютный рост объёма М. т.|

|и в странах Латинской Америки, Африки, Азии, в Австралии и Океании, но |

|на них по-прежнему приходится лишь немногим более 9% количества |

|иностранных туристов. Располагая богатыми рекреационными ресурсами, |

|большинство развивающихся стран не имеет необходимой |

|материально-технической базы для международного туризма. |

|Туристский обмен между странами, кроме культурно-познавательного и |

|политического значения как средства укрепления взаимопонимания между |

|народами и установления более тесных межгосударственных отношений, имеет|

|и экономическое значение. Поступления от международного туризма в |

|иностранной валюте составляют в некоторых странах важную статью дохода |

|платёжных балансов и растут намного быстрее, чем поступления от экспорта|

|товаров. Темпы роста общемирового объёма поступлений валюты от |

|международного туризиа в 70—90-е гг. увеличивались с некоторым |

|опережением темпов роста числа международных туристов (табл. 2), что |

|объясняется прежде всего повышением цен на товары и услуги в |

|капиталистических странах. |

| |

| |

| |

|Таблица 2. |

|Объём поступлений, млрд. долл. |

|Поступления предыдущему |

|году, прирост в %. |

|Индекс |

|1970 |

|1980 |

|1985 |

|1990 |

|1995 |

| |

| |

|2,1 |

| |

|— |

|100 |

|6,8 |

| |

|17,2 |

|324 |

|11,0 |

| |

|14,6 |

|524 |

|17,9 |

| |

|16,2 |

|852 |

|31,1 |

| |

|10,7 |

|1481 |

| |

|Географическое распределение туристских потоков прямо сказывается и на |

|распределении доходов от международного туризма, их росте (табл. 3). |

|Доходы в свою очередь увеличиваются или уменьшаются в зависимости от |

|объёма и характера предоставляемых услуг, от стоимости обслуживания и |

|продолжительности пребывания туристов в стране. |

|Таблица 3. |

|Европа |

|Сев. Америка |

|Лат. Америка |

|Африка Азия Австралия |

|Океания |

|Ближний Восток |

|1985 |

|1990 |

|1995 |

| |

| |

|млрд. |

|долл. |

|доля |

|% |

|индекс |

|млрд. |

|долл. |

|доля |

|% |

|индекс |

|млрд. |

|долл. |

|доля |

|% |

|индекс |

| |

| |

|7,14 |

|2,07 |

|0,87 |

|0,22 |

| |

|0,48 |

| |

|0,25 |

|64,7 |

|18,8 |

|7,9 |

|2,0 |

| |

|4,3 |

| |

|2,3 |

|100 |

|100 |

|100 |

|100 |

| |

|100 |

| |

|100 |

|10,85 |

|3,50 |

|1,7 |

|0,41 |

| |

|1,2 |

| |

|0,28 |

|74,7 |

|16,1 |

|3,1 |

|1,4 |

| |

|3,1 |

| |

|1,7 |

|151 |

|169 |

|195 |

|186 |

| |

|250 |

| |

|112 |

|18,00 |

|6,00 |

| |

|2,50 |

| |

|4,00 |

| |

|0,60 |

|57,9 |

|19,3 |

| |

|8,0 |

| |

|12,9 |

| |

|1,9 |

|252 |

|204 |

| |

|1136 |

| |

|833 |

| |

|240 |

| |

|Всего в мире |

|11,03 |

|100 |

|100 |

|17,89 |

|100 |

|162 |

|31,10 |

|100 |

|282 |

| |

|Развитие международного туризма связано с решением ряда технических, |

|организационных и научных проблем, многие из которых носят общий |

|характер для всех или большинства стран: развитие |

|материально-технической базы, районирование страны для туристских нужд, |

|выявление новых перспективных районов и центров международного туризма, |

|расширение туристского сезона (поскольку свыше 50% годичного количества |

|туристов приходится на июнь — август). |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

|4.Туризм как отрасль экономики. |

|Туризм — отрасль экономики непроизводственной сферы, предприятия и |

|организации которой удовлетворяют потребности туристов в материальных и |

|нематериальных услугах. Продукция туризма— это комплексная услуга (так |

|называемый тур), содержащая в качестве взаимосвязанных элементов услуги |

|транспорта, гостиничного хозяйства, торговли, экскурсионных, |

|культурно-зрелищных, спортивных, коммунально-бытовых, |

|лечебно-оздоровительных и др. учреждений и предприятий. Удельный вес |

|элементов, составляющих тур, колеблется в широких пределах и находится в|

|зависимости от множества факторов, среди которых определяющее влияние |

|оказывают вид туризма, способ передвижения, продолжительность и способ |

|организации путешествия. В России, например, структура познавательного |

|тура (1995, по усреднённым данным личных расходов туристов): транспорт —|

|30%, жильё — 15%, питание — 30%, покупки (промышленные товары, продукты |

|питания) — 15%, экскурсии, развлечения — 8%, связь, бытовые услуги и |

|прочее— 2%; среднемировые данные по конгрессному туру (поездки на |

|конгрессы): транспорт (без учёта международного) — 5%, жильё — 34%, |

|питание — 25%, покупки — 15%, экскурсии, развлечения — 8%, связь, |

|бытовые услуги и др.— 13%. |

|Различия в целях путешествий и способах их организации привели к |

|появлению разных по функциям предприятий (гостиницы, туристские базы, |

|мотели, пансионаты, дома отдыха и др.) и к специализации туристских |

|учреждений, учитывающих в программах обслуживания особенности видов |

|туризма, способы организации путешествий, возрастные, профессиональные и|

|др. особенности клиентуры. |

|Материально-техническая база туризма с экономической точки зрения |

|представляет собой совокупность предприятий и учреждений, которые |

|подразделяют на так называемые первичные (гостиницы, турбазы, пансионаты|

|и иные средства туристского размещения, внутримаршрутный транспорт, |

|специальные отделения связи, бюро обмена валюты и др., обслуживающие |

|только туристов) и так называемые вторичные (городской и международный |

|транспорт, предприятия торговли, общественного питания, |

|культурно-зрелищные, коммунально-бытовые и прочее, обслуживающие местное|

|население и туристов, ставших временными жителями данной местности). |

|Существуют также предприятия и учреждения, которые обеспечивают |

|функционирование первичных и вторичных туристских предприятий — |

|производственные, ремонтные, снабженческие и др.; учебные заведения, |

|готовящие квалифицированный обслуживающий персонал, экскурсоводов, |

|гидов, переводчиков; научно-исследовательские, проектно-конструкторские |

|и т.п. организации. Туристские предприятия 1-го и 3-го типа, как |

|правило, принадлежат (либо арендуются) туристским организациям, 2-го — |

|преимущественно др. отраслям сферы обслуживания и материального |

|производства, соучаствующим в предоставлении туристских услуг. Через |

|вторичные предприятия туризм активно влияет на местную экономику: |

|средства туристов, поступая в местный бюджет, увеличивают его чистый |

|доход, так как никакого материального вознаграждения туристы не |

|получают. |

|Доля участия первичных и вторичных предприятии в оказании туристам услуг|

|меняется в зависимости от развитости материально-технической базы |

|туризма, продолжительности путешествия, вида туризма, времени года и |

|ряда др. причин. Например, в познавательном туризме обычно велика доля |

|экскурсионных услуг и внутримаршрутного транспорта, в |

|лечебно-оздоровительном — междугородного транспорта и здравоохранения; |

|зимой — предприятий культурно-зрелищных и общественного питания, и т.д. |

|В целом же доля услуг первичных предприятий обычно не превышает 20—30%, |

|в некоторых случаях это соотношение может быть обратным (круизные |

|путешествия). |

|В силу экономико-технологической особенности туристской услуги туризм |

|практически не может иметь формальной организации, объединяющей всю или |

|хотя бы большую часть его материально-технической базы. На этом основана|

|другая точка зрения; туризм лишь рынок сбыта услуг и товаров др. |

|отраслей. |

|Туризм— сфера приложения труда значительной части экономически активного|

|населения во всех развитых странах. В США, например, количество прямо и |

|косвенно занятых обслуживанием туристов составляет 5,6% всех лиц |

|наёмного труда, во Франции — 4,3% самодеятельного населения, в |

|Великобритании — свыше 4%, в России — около 4% (1995, оценка). В |

|экономике многих стран отрасль туризма занимает одно из ведущих мест. Во|

|Франции, например, туризм опередил по доходам автомобильную |

|промышленность и вышел на 1-е место среди отраслей материального |

|производства и сферы обслуживания (1995). В некоторых районах туризм |

|является единственной отраслью, способной ощутимо влиять на развитие |

|производительных сил, вовлекая в хозяйственный оборот такие природные |

|тела или их свойства, которые не могут быть основой деятельности ни для |

|какой другой отрасли экономики,— горный воздух, снежный покров, теплое |

|море, солнечная радиация, эстетические особенности ландшафта. Вместе с |

|тем некоторые ресурсы, находящиеся в хозяйственной эксплуатации (леса, |

|луга, реки и др.), также могут быть использованы для целей туризма. |

|Концентрация производства и урбанизация вызывают естественную |

|потребность проводить отдых в малоизменённой природной среде. Поэтому |

|туристские потоки в значительной степени (часто стихийно) устремляются |

|именно в такие районы, в которых производительные силы развиты |

|относительно слабо и природная среда подверглась относительно меньшим |

|воздействиям. При этом туризм по сравнению с другими отраслями народного|

|хозяйства в наименьшей степени отрицательно влияет на окружающую среду. |

|Конкурентно выступая по отношению к другим отраслям народного хозяйства |

|в экономическом освоении территорий, туризм способствует охране природы |

|и выступает как одна из экологически эффективных отраслей народного |

|хозяйства. Отрицательное влияние туризма на природу фиксируется в тех |

|случаях, когда он является пионером освоения территорий, а также при |

|перегрузке их отдыхающими, которая ведёт к подрыву восстановительных сил|

|природы. Для предотвращения подобного оскудения природы изучаются нормы |

|туристских нагрузок на различные типы ландшафта, выявляются резервы |

|территорий, подлежащих охране как объекты туризма в будущем, |

|организуются природные (национальные) парки с природоохранным режимом. |

|Развитие исследований в области комплексного использования рекреационных|

|ресурсов обусловило возникновение новой отрасли географии — |

|рекреационной географии. |

|Некоторые виды туризма — познавательный, деловой (путешествующие с этими|

|целями составляют значительную часть от общего потока туристов), имея |

|тяготение к культурным, промышленным и научным центрам, способствуют |

|развитию отраслей сферы обслуживания и некоторых отраслей материального |

|производства в этих центрах. В некоторых городах и регионах туризм может|

|оказаться даже ведущей отраслью экономики. |

|Туризм характеризуется системой показателей которые в различных странах |

|варьируются в зависимости от принципов оценки хозяйственной |

|деятельности. Наиболее употребительны следующие категории показателей: |

|а) характеризующие развитость материально-технической базы туризма — |

|количество мест в средствах размещения, количество мест, приходящихся на|

|душу населения (так называемый коэффициент туристской плотности); |

|6) объём обслуживания — количествотуристов, посетивших конкретную |

|местность, город, страну; |

|в) продолжительность пребывания туристов в определенной местности, |

|стране; |

|г) объём туристских услуг — суммарные денежные поступления от туристов, |

|поступленияв расчёте на душу населения; |

|д) данные, показывающие место туризма в системе отраслей экономики, — |

|количество прямо и косвенно занятых обслуживанием туристов, доля занятых|

|от всего продуктивного населения либо от всех занятых в сфере |

|обслуживания и материального производства, доля туристов в сумме всех |

|поступлений от населения (суммы продаж). |

|Кроме того, отдельно учитываются валютные поступления от иностранных |

|туристов — актив, расходы собственных граждан на зарубежные поездки — |

|пассив (приезд зарубежных туристов называемый экономически активным |

|туризмом, выезд собственных граждан за рубеж — экономически пассивным |

|туризмом), доля поступлений от иностранного туризма в платёжном балансе |

|страны и др. |

|В странах, находящихся на низкой ступени развития (например, некоторые |

|страны Азии, Африки), туризм практически отсутствует. Попытки некоторых |

|развивающихся стран создать собственную материальную базу для |

|иностранного туризма вынудили привлекать иностранный капитал. |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

|5.Заключение |

|Экономическое значение туризма обусловило во многих странах организацию |

|государственных и правительственных учреждений — министерства, |

|комиссариаты, комиссии и прочее, которые проводят в жизнь |

|государственную политику в области туризма, содействуют его развитию, |

|ассигнуя средства из государственного бюджета на покупку рекреационных |

|земель, устройство национальных парков, архитектуру, этнографических, |

|природных заповедников, рекламу, пропаганду, научные исследования, |

|подготовку кадров. Политика государств в области туризма сводится в |

|основном к развитию национального туризма с целью сокращения пассивного |

|туризма и увеличения активного, так как превышение расходов над доходами|

|в платёжном балансе страны во многих случаях объясняется большими |

|масштабами пассивного туризма. |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

|6.Литература |

| |

|1.Азар В. И., Экономика и организация туризма, М., 1972; |

|2. Роланов Н.Е.. Организация отдыха и методы оздоровления трудящихся на |

|курортах. - Ростов: Издательство ростовского университета, 1986 г. |

|3.Яковенко Г.В., Винокуров Б.Л., Быков А.Т. Технологии управления |

|предприятиями курортных и туристских услуг. - Сочи: 1997. |

|4.Ананьев М. А., Экономика и география международного туризма |

|5.География и туризм в сборнике; |

|6.Географические проблемы организации туризма и отдыха. Сб., в. 1—2, М.,|

|1975; |

|7.Рекреационная география. Сб., М., 1976 |

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.