| |||||
МЕНЮ
| Организация и планирование работы участка медеплавильного цеха2.4. расчет годового фонда заработной платы основных рабочих участка. 2.4.1. Что такое заработная плата. Принципы оплаты труда в современных условиях. В истории экономической науки сложилось представление о заработной плате как о сумме средств, которую предприниматель (работодатель) платит наемному работнику. Известный английский экономист XVII века А. Смит считал, что заработная плата – это вознаграждение за труд, который продает работник предпринимателю. Он выдвинул положение о том, что заработная плата представляет собой цену труда и сводится к стоимости минимума средств существования, необходимых для работника и его семьи. Заработная плата как цена рабочей силы призвана выполнять в рыночной экономике три основные функции: . Обеспечивать работнику объем потребления материальных благ и услуг, достаточный для расширенного воспроизводства рабочей силы, т. е. способности к физическому и интеллектуальному труду – воспроизводственная функция. . Формировать для работодателя определенный производственный результат от применения приобретенной им рабочей силы, т. е. позволяющий ему, в конечном счете, получить ожидаемую прибыль или валовой доход, для наемного работника – формировать заинтересованность в продуктивном труде – стимулирующая функция. . Выступать регулятором спроса и предложения на продукцию или услуги конечного потребления, а также на рабочую силу определенного качества на рынке труда – регулирующая функция. Формирование заработной платы осуществляется на основе следующих принципов: - распределение по количеству качеству труда; - материальная заинтересованность в высоких конечных результатах труда; - сочетание индивидуальных интересов с коллективными на основе развития коллективных и арендных форм организации труда; - постоянное повышение реальной заработной платы рабочих и служащих; - опережающие темпы роста производительности труда по сравнению с увеличением его оплаты; - сочетание централизованного регулирования заработной платы с самостоятельностью предприятий. Государство определяет общие условия оплаты труда и регулирует величину заработной платы. Различают следующие формы организации заработной платы: 1.Повременная – При повременной оплате мерой труда выступает отработанное время, а заработок рабочему начисляется в соответствии с его тарифной ставкой или окладом за фактически отработанное время. [pic] где, Тс – тарифная ставка присвоенного рабочему квалификационного разряда в руб. и коп. в единицу времени (час, день и т. д.) Фвр. – фонд фактически отработанного рабочего времени. 2.Сдельная – При сдельной оплате мерой труда является выработанная рабочим продукция (объем работ) и заработок прямо зависит от количества и качества произведенной продукции. Здесь заработок начисляется за каждую единицу продукции исходя из установленной сдельной расценки. [pic] где, Рсд. – сдельная расценка за единицу продукции; ВП – количество выпущенной продукции в установленных измерителях. Сдельная расценка: [pic], где Нвр. – норма времени. 3.Бестарифная система оплаты труда характеризуется: . Тесной связью уровня оплаты труда работника с фондом заработной платы, начисляемым по коллективным результатам работы; . Присвоение каждому работнику постоянных коэффициентов, комплексно характеризующих его квалификационный уровень и определяющих в основном его трудовой вклад в общие результаты труда по данным о предыдущей трудовой деятельности работника; . Присвоение каждому работнику коэффициентов трудового участия (КТУ) в текущих результатах деятельности, дополняющих оценку его квалификационного уровня. Индивидуальная заработная плата (ЗПi) каждого работника представляет собой его долю в заработанном всем коллективом фонде оплаты труда: [pic] где, ФОТк – фонд оплаты труда коллектива (участка, цеха), подлежащий распределению между работниками; ККУi - коэффициент квалификационного уровня, присвоенный i- ому работнику трудовым коллективом в момент введения бестарифной системой оплаты; КТУi – коэффициент трудового участия в текущих результатах деятельности, присваиваемый i-ому работнику трудовым коллективом на период, за который производится оплата; Вi – количество рабочего времени, отработанное i – м работником; N – количество работников, участвовавших в распределении ФОТ. 2.4.2. Понятие и состав основной и дополнительной заработной платы рабочих. Заработная плата делится на два вида: основную и дополнительную. Основная заработная плата начисляется за фактически проработанное время и выполненные на предприятии работы. Она включает оплату труда работников по действующим на предприятии тарифным ставкам (должностным окладам). Это относительно постоянная часть оплаты. В ее величине находят отражение установленные нормы труда, квалификации работников, а также социально-экономическая значимость данного вида хозяйственной деятельности в условиях рынка труда. Дополнительная заработная плата включает различные виды выплат сверх основной заработной платы: премии, доплаты за работу в сверхурочное время, за отклонение от нормальных условий труда, за заведование магазинами и бригадирам, надбавки профессиональное мастерство, установленные законом выплаты за не проработанное на предприятии время (оплата отпусков, выходных пособий при увольнении) и т.д. 2.5. Расчет годового фонда заработной платы специалистов и служащих участка. 2.5.1. Роль работников административно-управленческого персонала. Руководители, специалисты и служащие осуществляют управленческую деятельность, выполняя организационно-распределительные, административно- хозяйственные, организационно-инженерные и организационно-экономические функции. Управленческий труд представляет собой часть совокупного труда и оценивается по его влиянию на производственную деятельность участка, цеха. Роль управленческих работников заключается либо в создании предпосылок, условий, необходимых для выпуска продукции, либо в регулировании хода её изготовления, либо в опосредовании результатов производства путем создания соответствующих аналитических и отчетных документов. Руководители, специалисты и служащие имеют дело с документацией, несущей определенную информацию. Труд их связан с руководством людьми и поэтому не поддается количественному учету. 2.6. Расчет калькуляции себестоимости продукции. 2.6.1. Что такое себестоимость. Себестоимость продукции (работ, услуг) рассматривают как часть стоимости этой продукции, включающий потребленные средства и предметы труда, услуги других предприятий, оплату труда работников и т. д., выраженные в денежной форме. Этот показатель характеризует, во что обходится каждому предприятию производство и сбыт продукции (работ, услуг). Затраты – средства, израсходованные в целях обеспечения реализации продукции, получения доходов и прибыли. Себестоимость включает все затраты, связанные с производственной, снабженческо-сбытовой и финансовой деятельностью предприятия. В зависимости от того как полно учитываются затраты на производство продукции различают следующие виды себестоимости: . Цеховая себестоимость – включает все затраты данного цеха на производство продукции. . Себестоимость передела – (только в металлургии) это цеховая себестоимость минус материальные затраты. . Производственная себестоимость – это затраты всего предприятия на производство продукции. . Полная себестоимость – все затраты предприятия на производство и реализацию продукции. В зависимости от способа отнесения затрат на себестоимость единицы продукции выделяют: Прямые затраты – которые при калькулировании непосредственно относятся на себестоимость данного вида продукции. Косвенные затраты – затраты, которые одновременно относятся ко всем видам продукции, работ, услуг. Их включают в себестоимость продукции при определении общей суммы по окончании каждого месяца путем распределения. 2.6.2. Что такое калькуляция себестоимости и для чего она рассчитывается. Характеристика калькуляции. Калькуляция – это все затраты по месту их осуществления на производство и реализацию единицы изделия или партии данных изделий. Калькулирование – заключается в определении издержек производства (затрат) на производство конкретного вида изделия (услуг). В качестве объекта калькулирования выступают отдельные виды продукции, работ, услуг, продукция подразделений основного и вспомогательного производств, продукция разной степени готовности и вся товарная продукция предприятия. Различают следующие калькуляционные статьи затрат: 1. Сырьё – затраты по сырью это прямые затраты, которые определяются путем умножения нормы расхода сырья на изделие на оптовую цену сырья; 2. Основные материалы (или комплектующие); 3. Вспомогательные материалы; 4. Возвратные отходы (вычитаются); 5. Топливо на технологические цели; 6. Энергия на технологические цели; 7. Основная зарплата производственных рабочих; 8. Дополнительная заработная плата производственных рабочих; 9. Отчисления на социальные нужды (в размере 35,6%); 10. Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования; 11. Цеховые расходы; Статьи (1 + … + 11 – 4) = Цеховая себестоимость. 12. Общезаводские расходы (включаются в калькуляцию изделия пропорционально цеховой себестоимости); Цеховая себестоимость + статья 12 = Производственная себестоимость 13. Расходы по реализации продукции (включаются пропорционально производственной себестоимости). Производственная + статья 13 = полная себестоимость себестоимость продукции. Статьи калькуляции себестоимости делятся на: простые – это одноэлементный вид статьи (например, основная зарплата производственных рабочих) и комплексные – статьи расходов, включающих несколько экономических элементов затрат (например, цеховые расходы). Четкое разграничение расходов, включаемых в ту или иную калькуляционную статью затрат, на прямые и косвенные обеспечивает возможность определения не только производственной (по прямым затратам), но и полной себестоимости единицы продукции данного вида. 2.7. Расчет экономической эффективности мероприятия по новой технике, технологии. Методика расчета включает следующие этапы: 1 этап. Необходимо выяснить какие показатели работы участка предприятия изменяются после внедрения мероприятия. 1. этап. По каждому изменившемуся показателю нужно рассчитать условно- годовую экономию в отдельности, а затем найти общую сумму. 3 этап. Необходимо рассчитать сумму капитальных дополнительных затрат для внедрения мероприятия. 4 этап. Необходимо рассчитать дополнительные эксплуатационные затраты. 5 этап. Рассчитать срок окупаемости дополнительных капитальных затрат и сделать вывод о целесообразности внедрения этого мероприятия. Рассмотрим каждый этап в отдельности: 1 этап. Прежде всего, обращают внимание на те показатели, которые могут измениться, а это: . Увеличение объема выпуска продукции. . Сокращение норм затрат сырья, топлива и энергоресурсов. . Замена дорогих видов материалов на более дешевые. . Сокращение численности работников. . Повышение качества продукции. По каждому показателю нужно знать его абсолютную величину до, и после внедрения мероприятия. 2 этап. Условно-годовой называется экономия, полученная в течение 12 месяцев со дня внедрения мероприятия. Рассмотрим способы расчета условно-годовой экономии. 2.1. [pic] [pic] Р – условно-постоянные в себестоимости единицы продукции (в руб.); Q1 – годовой выпуск продукции до внедрения мероприятия (в нат. ед.); Q2 - годовой выпуск продукции после внедрения мероприятия (в нат. ед.); Ц – цена за единицу продукции (руб.); С – себестоимость единицы продукции (руб.); 2.2. Если в результате мероприятия произошло сокращения норм расходов сырья, материалов, топлива, то: [pic] Н1 – норма расхода данного ресурса на единицу продукции до внедрения мероприятия; Н2 - норма расхода данного ресурса на единицу продукции после внедрения мероприятия; Ц – цена данного вида ресурсов; 2.3. Если произошла замена дорогостоящего вида ресурсов на дешевый, то: [pic] Ц1 – цена ранее принимаемого ресурса; Н1 – его норма расходов; Ц2 – цена нового вида ресурса; Н2 – его норма расхода; 2.4. Если произошло изменение численности работников, то: [pic] Эфот. – экономия по фонду оплаты труда; Эотч.на т.б. – экономия на технику безопасности; Эфот.= ср. мес.зп.1 чел. * число сокр.работников*12 мес.; Эотч.на т.б.= 10% от Эфот.; Эотчл. на соц. нужды= 35,6% от Эфот.; 2.5. Если будет повышено качество продукции, то: [pic] Ц2 – цена за единицу продукции повышенного качества; С2 – её себестоимость; Ц1 – цена за единицу продукта прежнего качества; С1 – её себестоимость. 2.6. Если изменится не один, а несколько показателей, то необходимо рассчитать прибыль дополнительную, полученную за счет изменения каждого вида показателя: [pic] 3 этап. Капитальными затратами считаются затраты на приобретение и строительство новых ОФ. Чтобы рассчитать сумму капитальных затрат, нужно составить список всех основных фондов, которые потребуются для внедрения мероприятия в производство – это и есть дополнительные капитальные затраты на внедрение мероприятия. [pic] 4 этап. Если внедрение мероприятия требует дополнительные ОФ, то нужно рассчитать дополнительные эксплуатационные затраты: [pic] Ас= Пс.общ.* На / 100% Зтек. рем.=4% от Пс. общ. Зна содерж.=1% от Пс. общ. 5 этап. Срок окупаемости дополнительных капитальных затрат – это период времени, в течение которого капитальные затраты необходимые для внедрения мероприятия окупаются за счет чистой условно-годовой экономии. Эусл. год.=Эусл.год.общ.-Здоп. экспл. Ток.=Кдоп. / Эусл.год.чистая. После этого необходимо рассчитать экономическую эффективность дополнительных затрат. Е= Эусл.год.чистая. / Кдоп. Чтобы сделать вывод о целесообразном внедрении мероприятия в производство необходимо: рассчитать срок окупаемости и коэффициенты экономической эффективности сравнить с нормативным: Ток.= 7 лет; Енор.= 0,15. Если рассчитать срок окупаемости меньше нормативного, а рассчитанный коэффициент больше нормативного, то мероприятие выгодно. III. Выводы и предложения. Пути снижения себестоимости продукции. Снижение себестоимости продукции – это одно из важнейших направлений повышения эффективности работы предприятия и повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции. Резервы снижения себестоимости продукции существуют на каждом предприятии и выявляются в результате анализа себестоимости выпускаемой всей товарной продукцией и анализа калькуляции конкретного вида продукции. В процессе анализа затрат на производство и себестоимость выпускаемой продукции промышленное предприятие: . Изучает величину совокупных затрат за отчетный период и темпы ее изменения по сравнению с плановыми данными, в динамике и с темпами изменения объёма продаж продукции; . Оценивает структуру затрат, удельного веса каждой статьи в их совокупной величине и темпы изменения величины затрат по статьям по сравнению с плановыми данными и в динамике; . Сравнивает фактическую производственную и полную себестоимость по основным видам продукции и по их совокупности с плановыми показателями и в динамике, рассчитывает влияние основных факторов на отклонение указанных показателей; . Исследует постоянные и переменные затраты, устанавливает точки безубыточности по основным видам продукции и в целом по предприятию; . Изучает показатели вклада на покрытие, запаса финансовой прочности и операционного рычага; . Оценивает себестоимость продукции по структурным подразделениям, сопоставляет прямые затраты с их плановой величиной в увязке с объемом выпуска продукции, а общепроизводственные и общехозяйственные затраты, с плановой сметой; . Определяет долю непроизводственных затрат и тенденций ее изменения по сравнению с данными прошлого периода; . Устанавливает обоснованность выбора базы распределения различных видов затрат (общепроизводственных, общехозяйственных и тд.). Основными направлениями снижения себестоимости предприятия является: 1) Снижение затрат по сырью, основным и вспомогательным материалам, т.е. снижение материалоёмкости продукции в результате внедрения научно- технического прогресса на предприятии, за счет чего сокращаются нормы расхода и появляется возможность замены более дорогостоящих сырья и материалов на менее стоящих без ухудшения качества изделия. 2) Экономия материальных ресурсов. 3) Рост производительности труда в результате внедрения новой техники и технологии и совершенствования организации труда, что позволит обеспечить экономию по фонду заработной платы. 4) Снижение условно-постоянных расходов, прежде всего за счет снижения управленческих расходов. Пути увеличения прибыли предприятия и повышения уровня рентабельности. А. Снижение себестоимости продукции. Б. Повышение объема реализации продукции и цены на реализованную продукцию. Промышленное предприятие должно стремиться к проведению активной политики в сфере ценообразования. Для этого необходимо при установлении цен на продукцию, выпускаемую предприятием, учитывать влияние следующих факторов: . Уровень потребительского спроса на данную продукцию; . Эластичность спроса на эту продукцию; . Оценку реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции; . Меры государственного регулирования ценообразования, разработанные по данной продукции; . Сложившийся уровень цен на аналогичную продукцию предприятий- конкурентов и в среднем по отрасли. При этом следует: - устанавливать такие цены, которые могут обеспечить реализацию продукции. - определять объемы реализации продукции, возможные при данных ценах. - устанавливать объемы производства продукции, которые необходимы при таких объемах реализации. - рассчитывать средние затраты, которые соответствуют данным объёмам производства. - устанавливать рентабельность продукции к затратам и активам предприятия, которые могут быть достигнуты при избранных ценах и установленных (достигнутых) объёмах производства. В. Увеличение выручки от реализации. Литература: 1. Экономика предприятия: Учебник для ВУЗов. Под редакцией В. Я. Горфинкеля, профессора Е. М. Купрякова – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,1997 год. 2. Экономика и статистика фирм: Учебник. В. Е. Адамов, С. Д. Ильянкова и др. – М.: Финансы и статистика, 1997 год. 3. Экономика предприятия: Учебник. Под редакцией профессора Н. А. Сафронова – М.: «Юристъ», 1998 год. 4. Экономика предприятия и отрасли промышленности: серия «Учебники, учебные издания» 3-е издание, - Ростов: «Феникс», 1999 год. 5. Справочное пособие по труду и заработной плате: - М.: Финансы и статистика, 1990 год. 6. Политика доходов и заработной платы: учебник. / Под редакцией П. В. Савченко и Ю. П. Кокина – М.: «Юристъ», 2000 год. 7. Экономика и социология труда: Учебник для ВУЗов 2-е издание, под редакцией Б. М. Генкина – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА, 2000 год. 8. Экономика предприятия: Учебник для ВУЗов 2-е издание, Раицкий К. И. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000 год. Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|