реферат, рефераты скачать
 

Организация и планирование работы участка медеплавильного цеха


2.4. расчет годового фонда заработной платы основных рабочих участка.

2.4.1. Что такое заработная плата. Принципы оплаты труда в

современных условиях.

В истории экономической науки сложилось представление о заработной

плате как о сумме средств, которую предприниматель (работодатель) платит

наемному работнику. Известный английский экономист XVII века А. Смит

считал, что заработная плата – это вознаграждение за труд, который продает

работник предпринимателю. Он выдвинул положение о том, что заработная плата

представляет собой цену труда и сводится к стоимости минимума средств

существования, необходимых для работника и его семьи.

Заработная плата как цена рабочей силы призвана выполнять в

рыночной экономике три основные функции:

. Обеспечивать работнику объем потребления материальных благ и

услуг, достаточный для расширенного воспроизводства рабочей

силы, т. е. способности к физическому и интеллектуальному

труду – воспроизводственная функция.

. Формировать для работодателя определенный производственный

результат от применения приобретенной им рабочей силы, т. е.

позволяющий ему, в конечном счете, получить ожидаемую прибыль

или валовой доход, для наемного работника – формировать

заинтересованность в продуктивном труде – стимулирующая

функция.

. Выступать регулятором спроса и предложения на продукцию или

услуги конечного потребления, а также на рабочую силу

определенного качества на рынке труда – регулирующая функция.

Формирование заработной платы осуществляется на основе следующих

принципов:

- распределение по количеству качеству труда;

- материальная заинтересованность в высоких конечных результатах

труда;

- сочетание индивидуальных интересов с коллективными на основе

развития коллективных и арендных форм организации труда;

- постоянное повышение реальной заработной платы рабочих и

служащих;

- опережающие темпы роста производительности труда по сравнению с

увеличением его оплаты;

- сочетание централизованного регулирования заработной платы с

самостоятельностью предприятий.

Государство определяет общие условия оплаты труда и регулирует

величину заработной платы.

Различают следующие формы организации заработной платы:

1.Повременная – При повременной оплате мерой труда выступает

отработанное время, а заработок рабочему начисляется в соответствии с его

тарифной ставкой или окладом за фактически отработанное время.

[pic]

где, Тс – тарифная ставка присвоенного рабочему квалификационного

разряда в руб. и коп. в единицу времени (час, день и т. д.)

Фвр. – фонд фактически отработанного рабочего

времени.

2.Сдельная – При сдельной оплате мерой труда является выработанная

рабочим продукция (объем работ) и заработок прямо зависит от количества и

качества произведенной продукции. Здесь заработок начисляется за каждую

единицу продукции исходя из установленной сдельной расценки.

[pic]

где, Рсд. – сдельная расценка за единицу продукции;

ВП – количество выпущенной продукции в установленных

измерителях.

Сдельная расценка:

[pic], где Нвр. – норма времени.

3.Бестарифная система оплаты труда характеризуется:

. Тесной связью уровня оплаты труда работника с фондом

заработной платы, начисляемым по коллективным результатам

работы;

. Присвоение каждому работнику постоянных коэффициентов,

комплексно характеризующих его квалификационный уровень и

определяющих в основном его трудовой вклад в общие результаты

труда по данным о предыдущей трудовой деятельности работника;

. Присвоение каждому работнику коэффициентов трудового участия

(КТУ) в текущих результатах деятельности, дополняющих оценку

его квалификационного уровня.

Индивидуальная заработная плата (ЗПi) каждого работника

представляет собой его долю в заработанном всем коллективом фонде оплаты

труда:

[pic]

где, ФОТк – фонд оплаты труда коллектива (участка, цеха), подлежащий

распределению между работниками;

ККУi - коэффициент квалификационного уровня, присвоенный i-

ому работнику трудовым коллективом в момент введения бестарифной системой

оплаты;

КТУi – коэффициент трудового участия в текущих результатах

деятельности, присваиваемый i-ому работнику трудовым коллективом на период,

за который производится оплата;

Вi – количество рабочего времени, отработанное i – м

работником;

N – количество работников, участвовавших в распределении

ФОТ.

2.4.2. Понятие и состав основной и дополнительной заработной платы рабочих.

Заработная плата делится на два вида: основную и дополнительную.

Основная заработная плата начисляется за фактически проработанное

время и выполненные на предприятии работы. Она включает оплату труда

работников по действующим на предприятии тарифным ставкам (должностным

окладам). Это относительно постоянная часть оплаты. В ее величине находят

отражение установленные нормы труда, квалификации работников, а также

социально-экономическая значимость данного вида хозяйственной деятельности

в условиях рынка труда.

Дополнительная заработная плата включает различные виды выплат

сверх основной заработной платы: премии, доплаты за работу в сверхурочное

время, за отклонение от нормальных условий труда, за заведование магазинами

и бригадирам, надбавки профессиональное мастерство, установленные законом

выплаты за не проработанное на предприятии время (оплата отпусков, выходных

пособий при увольнении) и т.д.

2.5. Расчет годового фонда заработной платы специалистов и служащих

участка.

2.5.1. Роль работников административно-управленческого персонала.

Руководители, специалисты и служащие осуществляют управленческую

деятельность, выполняя организационно-распределительные, административно-

хозяйственные, организационно-инженерные и организационно-экономические

функции.

Управленческий труд представляет собой часть совокупного труда и

оценивается по его влиянию на производственную деятельность участка, цеха.

Роль управленческих работников заключается либо в создании предпосылок,

условий, необходимых для выпуска продукции, либо в регулировании хода её

изготовления, либо в опосредовании результатов производства путем создания

соответствующих аналитических и отчетных документов.

Руководители, специалисты и служащие имеют дело с документацией,

несущей определенную информацию. Труд их связан с руководством людьми и

поэтому не поддается количественному учету.

2.6. Расчет калькуляции себестоимости продукции.

2.6.1. Что такое себестоимость.

Себестоимость продукции (работ, услуг) рассматривают как часть

стоимости этой продукции, включающий потребленные средства и предметы

труда, услуги других предприятий, оплату труда работников и т. д.,

выраженные в денежной форме. Этот показатель характеризует, во что

обходится каждому предприятию производство и сбыт продукции (работ, услуг).

Затраты – средства, израсходованные в целях обеспечения реализации

продукции, получения доходов и прибыли. Себестоимость включает все затраты,

связанные с производственной, снабженческо-сбытовой и финансовой

деятельностью предприятия.

В зависимости от того как полно учитываются затраты на

производство продукции различают следующие виды себестоимости:

. Цеховая себестоимость – включает все затраты данного цеха на

производство продукции.

. Себестоимость передела – (только в металлургии) это цеховая

себестоимость минус материальные затраты.

. Производственная себестоимость – это затраты всего

предприятия на производство продукции.

. Полная себестоимость – все затраты предприятия на

производство и реализацию продукции.

В зависимости от способа отнесения затрат на себестоимость единицы

продукции выделяют:

Прямые затраты – которые при калькулировании непосредственно

относятся на себестоимость данного вида продукции.

Косвенные затраты – затраты, которые одновременно относятся ко

всем видам продукции, работ, услуг. Их включают в себестоимость продукции

при определении общей суммы по окончании каждого месяца путем

распределения.

2.6.2. Что такое калькуляция себестоимости и для чего она

рассчитывается. Характеристика калькуляции.

Калькуляция – это все затраты по месту их осуществления на

производство и реализацию единицы изделия или партии данных изделий.

Калькулирование – заключается в определении издержек

производства (затрат) на производство конкретного вида изделия (услуг).

В качестве объекта калькулирования выступают отдельные виды

продукции, работ, услуг, продукция подразделений основного и

вспомогательного производств, продукция разной степени готовности и вся

товарная продукция предприятия.

Различают следующие калькуляционные статьи затрат:

1. Сырьё – затраты по сырью это прямые затраты, которые

определяются путем умножения нормы расхода сырья на изделие на оптовую цену

сырья;

2. Основные материалы (или комплектующие);

3. Вспомогательные материалы;

4. Возвратные отходы (вычитаются);

5. Топливо на технологические цели;

6. Энергия на технологические цели;

7. Основная зарплата производственных рабочих;

8. Дополнительная заработная плата производственных рабочих;

9. Отчисления на социальные нужды (в размере 35,6%);

10. Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования;

11. Цеховые расходы;

Статьи (1 + … + 11 – 4) = Цеховая себестоимость.

12. Общезаводские расходы (включаются в калькуляцию изделия

пропорционально цеховой себестоимости);

Цеховая себестоимость + статья 12 = Производственная себестоимость

13. Расходы по реализации продукции (включаются пропорционально

производственной себестоимости).

Производственная + статья 13 = полная себестоимость

себестоимость

продукции.

Статьи калькуляции себестоимости делятся на: простые – это

одноэлементный вид статьи (например, основная зарплата производственных

рабочих) и комплексные – статьи расходов, включающих несколько

экономических элементов затрат (например, цеховые расходы).

Четкое разграничение расходов, включаемых в ту или иную

калькуляционную статью затрат, на прямые и косвенные обеспечивает

возможность определения не только производственной (по прямым затратам), но

и полной себестоимости единицы продукции данного вида.

2.7. Расчет экономической эффективности мероприятия по новой технике,

технологии.

Методика расчета включает следующие этапы:

1 этап. Необходимо выяснить какие показатели работы участка предприятия

изменяются после внедрения мероприятия.

1. этап. По каждому изменившемуся показателю нужно рассчитать условно-

годовую экономию в отдельности, а затем найти общую сумму.

3 этап. Необходимо рассчитать сумму капитальных дополнительных затрат для

внедрения мероприятия.

4 этап. Необходимо рассчитать дополнительные эксплуатационные затраты.

5 этап. Рассчитать срок окупаемости дополнительных капитальных затрат и

сделать вывод о целесообразности внедрения этого мероприятия.

Рассмотрим каждый этап в отдельности:

1 этап. Прежде всего, обращают внимание на те показатели, которые

могут измениться, а это:

. Увеличение объема выпуска продукции.

. Сокращение норм затрат сырья, топлива и энергоресурсов.

. Замена дорогих видов материалов на более дешевые.

. Сокращение численности работников.

. Повышение качества продукции.

По каждому показателю нужно знать его абсолютную величину до, и после

внедрения мероприятия.

2 этап. Условно-годовой называется экономия, полученная в течение

12 месяцев со дня внедрения мероприятия.

Рассмотрим способы расчета условно-годовой экономии.

2.1. [pic]

[pic]

Р – условно-постоянные в себестоимости единицы продукции (в руб.);

Q1 – годовой выпуск продукции до внедрения мероприятия (в нат. ед.);

Q2 - годовой выпуск продукции после внедрения мероприятия (в нат. ед.);

Ц – цена за единицу продукции (руб.);

С – себестоимость единицы продукции (руб.);

2.2. Если в результате мероприятия произошло сокращения норм расходов

сырья, материалов, топлива, то:

[pic]

Н1 – норма расхода данного ресурса на единицу продукции до внедрения

мероприятия;

Н2 - норма расхода данного ресурса на единицу продукции после внедрения

мероприятия;

Ц – цена данного вида ресурсов;

2.3. Если произошла замена дорогостоящего вида ресурсов на дешевый, то:

[pic]

Ц1 – цена ранее принимаемого ресурса;

Н1 – его норма расходов;

Ц2 – цена нового вида ресурса;

Н2 – его норма расхода;

2.4. Если произошло изменение численности работников, то:

[pic]

Эфот. – экономия по фонду оплаты труда;

Эотч.на т.б. – экономия на технику безопасности;

Эфот.= ср. мес.зп.1 чел. * число сокр.работников*12 мес.;

Эотч.на т.б.= 10% от Эфот.;

Эотчл. на соц. нужды= 35,6% от Эфот.;

2.5. Если будет повышено качество продукции, то:

[pic]

Ц2 – цена за единицу продукции повышенного качества;

С2 – её себестоимость;

Ц1 – цена за единицу продукта прежнего качества;

С1 – её себестоимость.

2.6. Если изменится не один, а несколько показателей, то необходимо

рассчитать прибыль дополнительную, полученную за счет изменения каждого

вида показателя:

[pic]

3 этап. Капитальными затратами считаются затраты на приобретение и

строительство новых ОФ. Чтобы рассчитать сумму капитальных затрат, нужно

составить список всех основных фондов, которые потребуются для внедрения

мероприятия в производство – это и есть дополнительные капитальные затраты

на внедрение мероприятия.

[pic]

4 этап. Если внедрение мероприятия требует дополнительные ОФ, то

нужно рассчитать дополнительные эксплуатационные затраты:

[pic]

Ас= Пс.общ.* На / 100%

Зтек. рем.=4% от Пс. общ.

Зна содерж.=1% от Пс. общ.

5 этап. Срок окупаемости дополнительных капитальных затрат – это

период времени, в течение которого капитальные затраты необходимые для

внедрения мероприятия окупаются за счет чистой условно-годовой экономии.

Эусл. год.=Эусл.год.общ.-Здоп. экспл.

Ток.=Кдоп. / Эусл.год.чистая.

После этого необходимо рассчитать экономическую эффективность

дополнительных затрат.

Е= Эусл.год.чистая. / Кдоп.

Чтобы сделать вывод о целесообразном внедрении мероприятия в производство

необходимо: рассчитать срок окупаемости и коэффициенты экономической

эффективности сравнить с нормативным:

Ток.= 7 лет; Енор.= 0,15.

Если рассчитать срок окупаемости меньше нормативного, а рассчитанный

коэффициент больше нормативного, то мероприятие выгодно.

III. Выводы и предложения.

Пути снижения себестоимости продукции.

Снижение себестоимости продукции – это одно из важнейших

направлений повышения эффективности работы предприятия и повышения

конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Резервы снижения себестоимости продукции существуют на каждом

предприятии и выявляются в результате анализа себестоимости выпускаемой

всей товарной продукцией и анализа калькуляции конкретного вида продукции.

В процессе анализа затрат на производство и себестоимость выпускаемой

продукции промышленное предприятие:

. Изучает величину совокупных затрат за отчетный период и

темпы ее изменения по сравнению с плановыми данными, в

динамике и с темпами изменения объёма продаж продукции;

. Оценивает структуру затрат, удельного веса каждой статьи в

их совокупной величине и темпы изменения величины затрат по

статьям по сравнению с плановыми данными и в динамике;

. Сравнивает фактическую производственную и полную

себестоимость по основным видам продукции и по их

совокупности с плановыми показателями и в динамике,

рассчитывает влияние основных факторов на отклонение

указанных показателей;

. Исследует постоянные и переменные затраты, устанавливает

точки безубыточности по основным видам продукции и в целом

по предприятию;

. Изучает показатели вклада на покрытие, запаса финансовой

прочности и операционного рычага;

. Оценивает себестоимость продукции по структурным

подразделениям, сопоставляет прямые затраты с их плановой

величиной в увязке с объемом выпуска продукции, а

общепроизводственные и общехозяйственные затраты, с плановой

сметой;

. Определяет долю непроизводственных затрат и тенденций ее

изменения по сравнению с данными прошлого периода;

. Устанавливает обоснованность выбора базы распределения

различных видов затрат (общепроизводственных,

общехозяйственных и тд.).

Основными направлениями снижения себестоимости предприятия

является:

1) Снижение затрат по сырью, основным и вспомогательным материалам, т.е.

снижение материалоёмкости продукции в результате внедрения научно-

технического прогресса на предприятии, за счет чего сокращаются нормы

расхода и появляется возможность замены более дорогостоящих сырья и

материалов на менее стоящих без ухудшения качества изделия.

2) Экономия материальных ресурсов.

3) Рост производительности труда в результате внедрения новой техники и

технологии и совершенствования организации труда, что позволит обеспечить

экономию по фонду заработной платы.

4) Снижение условно-постоянных расходов, прежде всего за счет снижения

управленческих расходов.

Пути увеличения прибыли предприятия и повышения уровня

рентабельности.

А. Снижение себестоимости продукции.

Б. Повышение объема реализации продукции и цены на реализованную

продукцию.

Промышленное предприятие должно стремиться к проведению активной

политики в сфере ценообразования. Для этого необходимо при установлении цен

на продукцию, выпускаемую предприятием, учитывать влияние следующих

факторов:

. Уровень потребительского спроса на данную продукцию;

. Эластичность спроса на эту продукцию;

. Оценку реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой

продукции;

. Меры государственного регулирования ценообразования,

разработанные по данной продукции;

. Сложившийся уровень цен на аналогичную продукцию предприятий-

конкурентов и в среднем по отрасли.

При этом следует:

- устанавливать такие цены, которые могут обеспечить реализацию

продукции.

- определять объемы реализации продукции, возможные при данных

ценах.

- устанавливать объемы производства продукции, которые необходимы

при таких объемах реализации.

- рассчитывать средние затраты, которые соответствуют данным

объёмам производства.

- устанавливать рентабельность продукции к затратам и активам

предприятия, которые могут быть достигнуты при избранных ценах и

установленных (достигнутых) объёмах производства.

В. Увеличение выручки от реализации.

Литература:

1. Экономика предприятия: Учебник для ВУЗов. Под редакцией В. Я.

Горфинкеля, профессора Е. М. Купрякова – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,1997 год.

2. Экономика и статистика фирм: Учебник. В. Е. Адамов, С. Д.

Ильянкова и др. – М.: Финансы и статистика, 1997 год.

3. Экономика предприятия: Учебник. Под редакцией профессора Н. А.

Сафронова – М.: «Юристъ», 1998 год.

4. Экономика предприятия и отрасли промышленности: серия «Учебники,

учебные издания» 3-е издание, - Ростов: «Феникс», 1999 год.

5. Справочное пособие по труду и заработной плате: - М.: Финансы и

статистика, 1990 год.

6. Политика доходов и заработной платы: учебник. / Под редакцией П.

В. Савченко и Ю. П. Кокина – М.: «Юристъ», 2000 год.

7. Экономика и социология труда: Учебник для ВУЗов 2-е издание, под

редакцией Б. М. Генкина – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА, 2000 год.

8. Экономика предприятия: Учебник для ВУЗов 2-е издание, Раицкий К.

И. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000 год.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.