реферат, рефераты скачать
 

Особенности банковского менеджмента, содержание процесса управления, кредитный менеджмент


Особенности банковского менеджмента, содержание процесса управления, кредитный менеджмент

Вариант №1

1. Особенности банковского менеджмента и содержание процесса управления

коммерческим банком

Банковский менеджмент — это самостоятельный вид профессиональной

деятельности, направленный в условиях рынка на достижение определенных

конкретных целей посредством рационального (прагматичного) использования

банковских и трудовых ресурсов с применением своих особых принципов,

функций и методов.

Банковский менеджмент — управление банком в условиях рыночной

экономики — строится на использовании следующих основных принципов:

• ориентация любого банка на спрос и потребность рынка, на запросы

клиентов и организацию таких банковских продуктов и услуг, которые

пользуются спросом и могут принести банку планируемую прибыль;

• постоянное стремление к повышению эффективности банковской

деятельности с целью уменьшения издержек и получения оптимальных

результатов;

• корректировка целей, задач и программ банка в зависимости от

состояния рынка (кредитного, депозитного, процентного, рынка ценных бумаг);

• учет окончательного результата работы банка и его отделений

(филиалов) в процессе деятельности на рынке;

• обязательное использование современной информационной базы

(компьютерных сетей и связей с валютной и фондовой биржами, другими

кредитно-финансовыми институтами) с целью принятия оптимальных решений;

• рациональный подбор персонала и его эффективное использование.

Под понятием "банковская деятельность" подразумевается организация

технологической цепочки банковского цикла (пассивные и активные операции,

финансовые услуги и т д.), обеспечение процесса работы банка всеми

необходимыми ресурсами.

Банковская деятельность включает разработку и совершенствование

банковской технологии, обеспечение требуемого уровня качества банковских

продуктов и услуг, выполнение банковских операций и всех видов расчетов,

техническое обслуживание операций, материально-техническое снабжение

банковской деятельности, обеспечение персоналом, поддержание стабильности

ликвидности.

При этом от банка требуется такой стиль работы, который должен

предусматривать постоянный поиск новых возможностей, умение привлекать и

использовать средства для решения поставленных задач из различных

источников, добиваться повышения эффективности и максимальных результатов

при минимальных затратах.

Конкретные цели деятельности банка могут быть ближними и на дальнюю

перспективу Управление банком путем определения целей (management by

objectives) производится с учетом оценки потенциальных возможностей банка и

ею обеспеченности соответствующими ресурсами Банк определяет цели общие и

специфические. Общие — это общая концепция развития банка в целом,

специфические — разработка задач по основным видам деятельности и в рамках

общих целей.

Использование банковских и трудовых ресурсов подразумевает достижение

целей путем минимизации затрат и максимальной эффективности деятельности

персонала банка на основе мотивации его труда.

Под "банковским механизмом" следует понимать три взаимосвязанных

звена: внутрибанковское управление, управление операциями, управление

персоналом. Использование банковского механизма предусматривает решение

конкретных банковских, финансовых и социально-психологических задач,

возникающих в процессе хозяйственной деятельности и направленных на

получение прибыли. Он обусловлен банковской деятельностью в рыночных

условиях, когда результаты управленческой и банковской деятельности

получают оценку в процессе проведения различных банковских операций.

Рассмотрим основные звенья банковского механизма.

Таблица 1

Функциональное звено внутрибанковского управления

|Принципы |Функции |Банковские методы |

|Централизация |Маркетинг |Пассивные и активные |

|Децентрализация в |Планирование и |операции банка |

|управлении |прогнозирование |Внутрибанковский расчет|

|Сочетание централизации|Организация | |

|и децентрализации |Контроль и учет |Процентная политика |

|Ориентация на |(внутренний аудит) |Выработка банковской |

|долгосрочные цели | |стратегии, политики и |

|развития | |ее основных элементов |

|Демократизация | | |

|управления участие | | |

|персонала в высшем | | |

|звене управления | | |

Как показывает таблица 1, структура внутрибанковского управления

базируется на принципах, функциях и банковских методах Рассмотрим

содержание каждой из этих составляющих

Принципы:

• Принцип централизации означает, что основные стратегические цели в

банковской политике формируются в высшем звене управления, т.е. в Правлении

и Совете директоров.

• Принцип децентрализации означает, что отдельные конкретные цели и

элементы политики разрабатываются на уровне отделов или департаментов

банков.

• Принцип сочетания централизации и децентрализации содержит в себе

разграничение полномочий между высшим и средним звеньями во

внутрибанковском управлении.

• Принцип ориентации на долгосрочные цели развития означает, что

внутрибанковское управление должно ориентироваться на длительную

перспективу, и цели его должны носить долгосрочный характер, т.е. на

несколько лет вперед.

• Демократизация управления представляет собой участие персонала банка

в высшем звене управления путем подготовки рекомендаций в выработке целей и

стратегии их достижения.

Функции внутрибанковского управления:

• Функция маркетинга предусматривает изучение рынка и спроса на нем в

целях удовлетворения клиентов в банковских продуктах и услугах.

• Функция планирования и прогнозирования включает в себя разработку

банковской политики и деятельности на ближайшее и перспективное будущее.

• Функция организации означает разработку таких структуры банка и его

механизма, которые отвечали бы требованиям поставленных целей и стратегии

банка.

• Функция контроля и учета предусматривает постоянный контроль за

внутрибанковской деятельностью через внутренний аудит и проверку работы

банковских подразделений с целью поддержания оптимальной ликвидности.

Банковские методы:

• Пассивные и активные операции — это основные операции банка, которые

являются стержнем всех банковских методов в рамках внутрибанковского

управления.

• Внутрибанковский расчет предусматривает организацию расчетных

операций внутри банка между его различными отделами и подразделениями,

отделениями, филиалами, агентствами.

• Процентная политика — важный элемент банковских методов, так как от

размера процентов, взимаемых по пассивным и активным операциям, а также

финансовым услугам, зависит расширение банковских операций и повышение их

доходности.

• Банковская стратегия и политика — это система разработки различных

целей, стратегия их выполнения и конкретные методы ее реализации.

Составными элементами политики и стратегии выступают маркетинг, процентная

политика, расширение зарубежной деятельности, информационное обеспечение

банковской деятельности, расширение банковских операций.

• Разработка научно-технической политики банка означает разработку и

организацию научного поиска с целью изобретения новых банковских продуктов

и услуг, снижения издержек, повышения конкуренции.

• Разработка и внедрение новых банковских продуктов и услуг

представляет собой конкретную разработку новых банковских продуктов и

внедрение (реализацию) их на рынке среди различных категорий физических и

юридических лиц.

• Организация научно-технической деятельности включает в себя

организацию специальных подразделений банка, обеспечение персоналом,

информацией и технической базой для проведения исследовательских работ.

Таблица 2.

Функциональное звено управления банковской деятельностью

|Проведение НИР |Обеспечение |Обеспечение |Организационная |

| |развития |реализации |структура |

| |банковской |банковских |управления |

| |деятельности |продуктов |банком |

| Разработка | Разработка и |Разработка |Функциональная |

|научно-техническ|обеспечение |политики |Линейно-функцион|

|ой политики |политики по |реализации |альная |

|банка |важнейшим |банковских |Проблемно-целева|

|Разработка и |направлениям |продуктов и |я |

|внедрение новых |банковской |услуг |Программно-целев|

|банковских |деятельности |Выбор путей и |ая |

|продуктов и |Развитие |методов | |

|услуг |банковских |реализации | |

|Организация |технологий |банковских | |

|научно-техническ|Обеспечение |продуктов | |

|ой деятельности |материально-техн|Организация | |

| |ическими |реализации | |

| |ресурсами | | |

| |Повышение | | |

| |качества и | | |

| |конкурентоспособ| | |

| |ности. Повышение| | |

| |производительнос| | |

| |ти труда | | |

Обеспечение развития банковской деятельности

• Разработка и обеспечение политики по важнейшим направлениям

банковской деятельности включает в себя разработки таких важнейших

направлений, как расширение пассивных и активных операций и их отдельных

элементов, процентная политика, маркетинг, обеспечение ликвидности,

инвестиции, информационное обеспечение.

• Развитие банковских технологий — это разработка конкретных операций

и документооборота в рамках пассивных и активных операций.

• Обеспечение материально-техническими ресурсами включает в себя

обеспечение зданиями, помещениями, техническими средствами, включая ЭВМ,

ксероксы, фототехнику, пишущие машинки, автомобильный парк.

• Повышение качества и конкурентоспособности предусматривает улучшение

качества банковских продуктов и услуг и расширение рынка.

• Повышение производительности труда - это уменьшение затрат на

единицу банковского продукта, на одного работника, внедрение новых

технических средств.

Обеспечение реализации банковских продуктов

• Разработка политики реализации банковских продуктов и услуг

предусматривает конкретные меры по продвижению банковских продуктов на

рынок (решение вопросов — какие продукты, какие рынки, кто реализует и

т.д.).

• Выбор путей и методов реализации банковских продуктов означает, как,

каким образом банк будет осуществлять реализацию банковских продуктов —

через свою сеть отделений, путем рекламы, путем расширения информации.

• Организация реализации — это система и механизм реализации

банковских продуктов.

Организационная структура управления банком

• Функциональная структура управления означает, что банк работает в

обычном функциональном режиме сложившейся банковской практики.

• Линейно-функциональная — работает в обычном режиме, но с

определенным направлением в одну из сфер своей деятельности, например,

стремится повысить свою конкурентоспособность.

• Проблемно-целевое управление означает, что перед банком стоит

определенная проблема, и он разрабатывает цель для её разрешения.

• Программно-целевое управление предусматривает, что банк

разрабатывает одну или несколько целей своей деятельности и создает

программы для достижения этих целей.

Таблица 3

Функциональное звено управления персоналом

|Разработка и |Оплата и |Групповое |Социально-психоло|

|проведение |стимулирование |управление |гические аспекты |

|кадровой политики|труда |взаимоотношениями|управления |

| | |в коллективе и с | |

| | |профсоюзами | |

|Принципы подбора |Формы оплаты |Использование |Мотивация труда |

|и расстановки |труда |персонала в |персонала и |

|персонала |Пути повышения |управлении на |творческая |

|Условия найма и |производительност|низовом уровне |инициатива |

|увольнения |и труда |Разграничение |Организационная |

|Обучение и |Поощрительная |персонала отделов|культура банка |

|повышение |система оплаты |и функций |Влияние |

|квалификации |труда |Взаимоотношения в|управления |

|Оценка персонала | |коллективе |персоналом на |

|и его | |Взаимоотношения с|деятельность |

|деятельности | |профсоюзами |банка и его |

| | | |организацию |

Разработка и проведение кадровой политики

• Принцип подбора и расстановки персонала предусматривает разработку

конкретных требований к персоналу банка исходя из масштабов его

деятельности,

конкурентоспособности его на рынке, традиций, а также схему

рационального размещения персонала между подразделениями, отделами и

филиалами банка.

• Условия найма и увольнения определяются конкретными правилами, по

которым банк набирает и увольняет персонал. Эти правила содержат

определенные требования к персоналу при найме: профессиональная подготовка

(включая уровень образования), возраст, рекомендации с прошлых мест работы,

размер предлагаемой заработной платы. При этом условия найма соответственно

дифференцированы для молодых кадров, уровень которых определяется в

основном по степени полученного образования, и кадров старших возрастов,

где в основном учитываются профессиональная подготовка и опыт работы в

банковской сфере. В условиях увольнения в основном учитываются такие

факторы, как нарушение банковской этики и дисциплины, безынициативность,

отсутствие стремления повышать квалификацию, выдача банковских тайн и др.

• Обучение и повышение квалификации предусматривают постоянное

обучение персонала банка на всех уровнях либо в рамках самого банка, либо в

специальных учебных центрах при высших учебных заведениях (университетах,

институтах, колледжах). Необходимость обучения в целях повышения

квалификации обусловлена в основном требованиями и конъюнктурой банковского

рынка, растущей конкуренцией и высоким уровнем научно-технического

прогресса в банковских технологиях.

• Оценка персонала и его деятельности предусматривает анализ работы

банковского персонала в течение определенного периода (1-2 года) на всех

уровнях с целью повышения эффективности деятельности персонала. После

анализа и оценки работы персонала руководством банка принимаются

определенные решения в области кадровой политики, которая может заключаться

в перемещениях част работников, увольнении, направлении на учебу, и

поощрении или санкциях

Оплата и стимулирование труда

• Формы оплаты труда предусматривают разработку руководством банка

определенных тарифов в соответствии с квалификацией и ответственностью

персонала. Оплата труда может проводится по скользящим тарифным ставкам по

усмотрению руководства банка.

• Пути повышения производительности труда представляют собой важный

элемент в управлении персоналом, так как повышение производительности в

банковском деле означает снижение издержек и повышение прибыли. Руководство

банка придает большое значение этой стороне деятельности и предусматривает

внедрение новой техники, рациональной организации труда для борьбы с

потерей рабочего времени путем создания благоприятных условий труда для

персонала (обеспечение питанием внутри банка, организация отдыха персонала,

создание в стенах банка приятного дизайна и другие меры)

• Поощрительная система оплаты труда означает постоянное или разовое

повышение оплаты труда, выплату ежемесячных, квартальных и годовых премий.

В западных странах ряд банков практикует в качестве поощрительной системы

выдачу персоналу своих акций, что считается самым высоким уровнем в оплате

труда.

Групповое управление взаимоотношениями в коллективе и с профсоюзами

• Использование персонала на низовом уровне включает в себя инициативы

младшего персонала в управлении банком и привлечение его к разработке,

подготовке и принятию решений по определенным частным вопросам в общей

банковской стратегии (обслуживание клиента, внедрение новых банковских

услуг и ряд других).

• Персонал отделов и его функции четко разграничены между различными

отделами банка для устранения дублирования в работе. Руководством банка в

целях повышения эффективности банковской деятельности конкретно определены

функции каждого отдела.

• Взаимоотношения в коллективе предусматривают создание благоприятного

психологического климата как внутри персонала банка, так и в его отношениях

с руководством банка В случае нарушения психологического баланса в

коллективе или какой-то его части руководство может осуществить

перемещение, увольнение или замену персонала.

• Взаимоотношение с профсоюзами представляет собой наиболее деликатный

аспект в управлении персоналом. Банковские служащие в западных странах, как

правило, объединены в профсоюз, который призван защищать социально-

экономические права. Некоторые банки не принимают на работу членов

профсоюзов. Это в основном относится к ряду очень крупных банков, которые

выплачивают очень высокую заработную плату своим служащим. Но большинство

банков вынуждено считаться с профсоюзами банковских служащих, поэтому

руководство банков стремится строить свои отношения на благоприятной

эластичной основе, чтобы при возникновении противоречий преодолевать их

достаточно гибко и сохранить психологический климат во взаимоотношениях

персонала и руководства банка.

Социально-психологические аспекты управления

• Мотивация труда персонала и творческая инициатива включают в себя

создание руководством банка, с одной стороны, таких условий труда, чтобы

персонал банка работал с полной отдачей, был заинтересован в работе, а с

другой — чтобы творческая инициатива, разработки, предложения персонала

банка поощрялись руководством банка. В результате повышается эффективность

банковской деятельности и растет прибыль.

• Организационная культура банка предусматривает два аспекта. С одной

стороны, — это культура обращения персонала банка при обслуживании клиентов

по пассивным и активным операциям, а также финансовым услугам. С другой -

организационная культура внутри самого банка, т.е. создание своеобразных

благоприятных бытовых условий для персонала банка (наличие хороших

помещений, ресторана или столовой, системы отдыха для персонала,

автостоянки и т.д.).

• Влияние управления персоналом на деятельность банка и его

организацию осуществляется через ежегодный анализ и оценку работы

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.