реферат, рефераты скачать
 

Ответы к экзамену по Теории Организации


энергетические, организационные, информационные, кадровые и т.д)

Стандартность не абсолютна, а относительна. В каждом стандартизированном

элементе наряду с теми свойствами и качествами, которые зафиксированы в

стандарте, имеется и то конкретное, что в стандарте не предусмотрено.

Соотношение стандартного и нестандартного в каждом стандартизированном

элементе должно отражать и общие требования к данному элементу, и

особенности реально сложившейся ситуации.

10.Основные законы организации. Закон синергии.

Закон – это необходимое существенное устойчивое повторяющееся отношение

между явлениями в природе и в обществе.

Существуют три группы законов: Специфические (частные); Общие (для больших

групп явлений); Всеобщие (универсальные).

Классификация законов по Спиркину:

1.Сточки зрения сферы действия:

-общие

-универсальные

-частные

2.По внутреннему содержанию:

-законы строения

-законы функционирования

-законы развития

3.По форме проявления:

-динамические

-статические

-вероятностные.

Основные законы организации: Закон синергии; Закон самосохранения; Закон

единства анализа и синтеза; Закон информированности и организованности;

Закон развития или онтогенеза; Закон пропорциональности; Закон композиции.

Закон синергии:

Сущность: Сумма свойств элементов организации меньше суммы свойств самой

организации.

Новые свойства организации возникают на основе свойств элементов системы и

в результате их взаимодействия и взаимосвязи эти свойства обеспечивают

синергетический эффект. Он может быть положительный или отрицательный.

Формулировка: «Для любой системы (технической, биологической или

социальной) существует такой набор ресурсов, при котором её потенциал

всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов, входящих в

нее ресурсов (технологий, персонала, компьютеров и т.д.) либо существенно

меньше».

На практике эффект положительной и отрицательной синергии проявляется

достаточно редко. Это объясняется очень редким сочетанием высочайшего

управленческого профессионализма руководителя и длительного периода везения

(удачи). Чаще можно наблюдать средние ситуации между эмерджентностью и

синергией. Однако знание закона синергии может активизировать деятельность

руководителя по поиску наилучшего набора ресурсов.

Результаты закона зависят от состояния трех сред:

-руководителя

-подчиненных

-внешней среды

по отношению к закону синергии…

11.Сравнительная характеристика организационных структур управления.

Структура системы – это строение, устройство системы, определяемое составом

основных частей, их взаимосвязью и взаиморасположением. Способствует

сохранению устойчивого состояния системы и является показателем её

организованности.

Структуры разделяют на несколько типов:

1. Жесткие (механистические или бюрократические):

-линейная структура

-функциональная структура

-линейно-функциональная структура

2. Адаптивные (гибкие):

-матричная структура

-проектная структура.

Характеристика бюрократической структуры:

1. Четкое разделение труда, что приводит к появлению

высококвалифицированных специалистов в каждой должности.

2. Иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий

уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему.

3. Наличие взаимоувязанной системы обобщенных формальных правил и

стандартов, обеспечивающей однородность выполнения сотрудниками своих

обязанностей и скоординированность различных задач.

4. Дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняю

свои должностные обязанности.

5. Осуществление найма на работу в строгом соответствии с техническими и

квалификационными требованиями. Защищенность служащих от произвольных

увольнений.

Таким образом, бюрократическая организационная структура характеризуется

высокой степенью разделения труда, развитой иерархией, цепью команд,

наличием многочисленных правил и норм поведения персонала, подбором кадров

по их деловым и профессиональным качествам.

Но есть и недостатки этой системы. Она утрачивает гибкость и не может

быстро реагировать на изменения внешней среды.

Механистические типы организационных структур, по другому их называют

жесткими – это структуры, не обладающие способностью реагировать на

изменение ситуации путем соответствующего изменения организационной формы

при сохранении существующей качественной определенности и своего

функционального назначения. При любых изменениях ситуации они строго

сохраняют собственное строение, не меняют типы связей, соединений и свою

конфигурацию. Такие структуры не обладают адаптивными возможностями, для

них необходимы стабильность ситуации и постоянство среды.

Адаптивными можно назвать структуры, которые приспособлены к быстрой смене

внешних условий и появлению новой наукоемкой технологии. Их можно быстро

модифицировать в соответствии с изменениями окружающей среды и

потребностями самого предприятия. Эти структуры еще называются

органическими или гибкими.

12.Понятие социальной организации. Признаки и характеристики социально-

экономической системы.

Социальная организация представляет собой разнообразие общественных

институтов, т.е. объединений людей, целенаправленно интегрирующих свою

деятельность. Многообразие социальных организаций и специфика их поведения

привели к возникновению прикладной теории организаций.

13.Состав элементов социальной системы. Их характеристика и

взаимосвязь.

14.Модели, используемые в процессе орг. проектирования. Их

содержание и порядок разработки.

15.Основные закономерности организации. Их сущность.

Закономерность – это объективно-сущностная, повторяющаяся существенная

взаимосвязь явлений в общественной жизни.

Можно сказать, что закономерность связи может проявляться необязательно, в

какой-то неустановленной форме носит вероятностный характер и может

проявиться в корреляционной форме, т.е. изменяться под влиянием друг на

друга.

Проявления закономерности часто привязано к определенному месту, времени и

отражают обусловленную последовательность проявления не одного, а

нескольких законов. Закономерности являются проявлением действия законов.

Закономерность целостности – эта закономерность проявляется в системе через

возникновение новых интегративных, возникающих, в результате взаимодействия

элементов. Эта закономерность рассматривает две стороны закона целостности:

1. Свойство системы не является суммой элементов системы или её частей.

2. Свойство системы зависит от свойств элементов системы или её частей.

Существенным проявлением закономерности целостности являются проявления

связи с взаимоотношениями системы, с внешней средой и отличие

взаимодействий с отдельными элементами системы.

Закономерность развития связанности – Отражает постоянное развитие связи

между элементами системы, но при этом, эти взаимосвязи обеспечивают

целостность системы.

Закономерность развития организации – Проявляется в постоянных

организационных отношениях в системе и является результатом действия закона

«информированности организованности». Структура – взаимосвязь элементов в

системе, характеризующая систему в статике.

Закономерность интегративности – Направлена во внутрь системы, касается её

элементов. Термин интнгративность употребляется как синоним целостности, но

он больше отражает, применяется к свойствам элементов системы, т.е. интерес

обращается на внутренние факторы. Интегративными называются системно

образующие элементы, которые являются неоднородными, конфликтующими между

собой свойствами или элементами.

Закономерность коммуникативности – Особое единство со средой образует любая

исследуемая система, представляющая собой элемент более высокого порядка.

Элементы любой исследуемой системы, в свою очередь, выступают как элементы

более низкого порядка. Любая социальная система связана множеством

коммуникаций с внешней средой, обеспечивает единство, рассматриваемой

системы.

Иерархичность – Закономерность построения всего мира и любой системы.

Особенности заключаются в том, что закономерность целостности проявляется

на каждом уровне иерархии системы, при этом возникают новые свойства

элементов системы, отсутствующие у элементов в изолированном виде.

Закономерность необходимости разнообразия (Эшби) – Чтобы создать сложную

систему, организованную, способную справиться с решением поставленных

проблем, обладающих известным разнообразием, нужно чтобы создаваемая

система имела ещё большее разнообразие, чем разнообразие решаемых проблем.

Закономерность осуществимости и потенциальной эффективности организации –

Эта закономерность связывает сложность структуры организации со сложностью

её поведения как системы. Для использования этой закономерности

разрабатываются количественные выражения надежности, помехоустойчивости,

управляемости; объединяя эти качественные оценки можно получить оценку

жизнеспособности и потенциальной эффективности организации.

Закономерность целеобразования –

1. Зависимость представления о цели и формулировки цели от стадии

познания организации.

2. Зависимость цели от внешних и внутренних факторов. Цели могут меняться

на основе противоречий между внутренними и внешними факторами, которые

сами изменяются.

3. Возможность сведения задачи формулирования общей цели, задачи

структуризации целей на цели отдельных подсистем организации.

4. Зависимость способа представления структуры целей от уровня познания

организации.

5. Проявление в структуре целей закономерностей целостности.

16.Адаптивные организационные структуры системы управления. Программно-

целевая структура.

Адаптивными можно назвать структуры, которые приспособлены к быстрой смене

внешних условий и появлению новой наукоемкой технологии. Их можно быстро

модифицировать в соответствии с изменениями окружающей среды и

потребностями самого предприятия. Эти структуры еще называются

органическими или гибкими.

Программно-целевые структуры управления. Такие структуры обеспечивают

горизонтальную координацию деятельности органов управления в рамках линейно

- функциональных и штабных оргструктур. Их особенность состоит в приоритете

горизонтальных связей над вертикальными. Программно-целевая структура

базируется на комплексном управлении всей системой, как единым объектом,

ориентированным на отдельную цель, на решение нестандартной проблемы,

затрагивающей все стороны производства. С помощью управления по целям

решаются следующие задачи: увязка индивидуальных планов отдельных

руководителей с общими целями организации; усовершенствование процедур

оценки результатов выполнения задания; укрепление связей и улучшение

взаимоотношений между руководителями и подчиненными; стимулирование

повышения профессиональной квалификации и продвижения сотрудников по

службе; улучшение мотивации и активизации работы подчиненных. Эта структура

предполагает наличие звеньев управления, призванных формировать,

координировать и регулировать все горизонтальные связи между элементами

системы, относящиеся к определенной программе. Одной из разновидностей

программно- целевой структуры является матричная структура.

Программно-целевая(матричная) оргструктура управления.

ПРЕИМУЩЕСТВА

НЕДОСТАТКИ

+возможность быстро реагировать и адаптироваться к изменяющимся внутренним

и внешним условиям

-сложная структура соподчинения, в результате чего возникают проблемы,

приоритетов заданий и распределением времени их выполнения

+повышение творческой активности административно-управленческого персонала

за счет формирования программных подразделений, активно взаимодействующих с

функциональными структурами

-присутствие «духа нездорового соперничества» между руководителями программ

+рациональное использование кадров за счет специализации различных видов

трудовой деятельности

-необходимость постоянного контроля за «соотношением» сил между задачами

управления по целям

+увеличение мотивации деятельности за счет децентрализации управления и

усиления демократических принципов руководства

-трудность в приобретении навыков, не обходимых для работы по новой

программе

+усиление контроля над решением отдельных задач проекта

+сокращение нагрузки на руководителей высокого уровня за счет делегирования

определен

+повышение личной ответственности за выполнение

17.Предмет, объекты, методология теории организации.

Предметом теории организации является организационные взаимоотношения и

взаимосвязи между организационными объектами, как по горизонтали, так и по

вертикали.

Объектом теории организации является, организации, предприятие, фирма,

учебные заведения и т.п.

Методология теории организации основывается на использовании таких методов,

как системное проектирование, системный анализ, системный подход,

моделирование.

Системный анализ. Методологическое исследование наблюдаемых свойств и

отношений в объектах, с помощью представления этих объектов как

целенаправленных систем.

Существует понятие системный подход, системное мышление, специфический

подход мыслить. Любое принимаемое решение должно соответствовать целям

системы.

Теория организации формирует систему научных знаний в области анализа и

синтеза социальных организаций. Это формирование научных знаний

обеспечивается:

1. За счет сбора фактов, явлений, прогнозов, различных сведений.

2. За счет создания понятийного аппарата: категории, термины их

взаимосвязь.

3. За счет нахождения зависимости между изменяемыми параметрами,

формирование законов и закономерностей.

4. За счет привлечения знаний сопутствующих наук, для рассмотрения

положения своих собственных проблем.

18.Сущность структурного подхода при построении орг. структур системы

управления.

Структура системы – это строение, устройство системы, определенное составом

основных частей, их взаимосвязью и взаиморасположением. Способствует

сохранению устойчивого состояния системы и является показателем её

организованности.

При структурном подходе рассматривается состав системы и взаимосвязь;

описывается статика системы. Структурный подход обычно применяется при

изучении действующих систем, где проще выявить подсистемы или элементы, а

затем определить процессы и их взаимосвязь. Основными частями системы при

структурном подходе являются: - подсистемы (элементы) – связи между

подсистемами –

При структурном подходе в процессе анализа изучения системы какой-либо

целью, систему разделяют на подсистемы, при этом, определяется какие

подсистемы каждого уровня образуют подсистемы более высокого уровня.

Организационная структура управления, как правило, представляется схемой и

текстовым описанием. Она отражает статическое положение системы управления,

положение подразделений, должностей и характер связей между ними.

19.Классификация законов по Спиркину. Их взаимодействие и проявление.

Закон – это необходимое существенное устойчивое повторяющееся отношение

между явлениями в природе и в обществе.

Существуют три группы законов:

. Специфические (частные);

. Общие (для больших групп явлений);

. Всеобщие (универсальные).

Классификация законов по Спиркину:

1.Сточки зрения сферы действия:

-общие

-универсальные

-частные

2.По внутреннему содержанию:

-законы строения

-законы функционирования

-законы развития

3.По форме проявления:

-динамические

-статические

-вероятностные.

Основные законы организации:

1. Закон синергии;

2. Закон самосохранения;

3. Закон единства анализа и синтеза;

4. Закон информированности и организованности;

5. Закон развития или онтогенеза;

6. Закон пропорциональности;

7. Закон композиции.

20.Организация как процесс создания и совершенствования системы.

Организация – это объединение людей, совместно реализующих программу или

цель, и действующих на основе определенных правил и процедур.

Организация как процесс - создание новых и качественное совершенствование

ранее созданных и функционирующих систем любого типа, по средствам

образования и совершенствования взаимосвязей между частями целого.

Организация как процесс регулируется законами о труде, процессуальным и

трудовым кодексами.

21.Линейно-функциональная структура управления.

Линейно-функциональная структура управления – отличается большим

многообразием связей. Характерна для предприятий большого размера, это

самый распространенный вид структуры. Не соблюдается принцип единоначалия…В

условиях крупных многопрофильных и многофункциональных организаций такие

структуры затрудняют координацию деятельности всех линейных и

функциональных подразделений и могут создавать перегрузки руководителей

организаций, замыкающих на себе все основные управленческие функции.

Достоинства линейно-функциональной структуры – сочетание четкости

руководства с наличием широко развернутой системы функционального

управления. Примером являются многие средние и крупные промышленные

предприятия.

[pic]

22.Основные законы организации. Закон развития, закон композиции.

Закон – это необходимое существенное устойчивое повторяющееся отношение

между явлениями в природе и в обществе.

Существуют три группы законов:

. Специфические (частные);

. Общие (для больших групп явлений);

. Всеобщие (универсальные).

Классификация законов по Спиркину:

1.Сточки зрения сферы действия:

-общие

-универсальные

-частные

2.По внутреннему содержанию:

-законы строения

-законы функционирования

-законы развития

3.По форме проявления:

-динамические

-статические

-вероятностные.

Основные законы организации:

1. Закон синергии;

2. Закон самосохранения;

3. Закон единства анализа и синтеза;

4. Закон информированности и организованности;

5. Закон развития или онтогенеза;

6. Закон пропорциональности;

7. Закон композиции.

Закон развития: «Каждая система (социальная или биологическая) стремится

достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов

жизненного цикла».

По другому этот закон называют законом онтогенеза, он предопределяет, что

каждая организация проходит в своем развитии следующие фазы жизненного

цикла: становление, расцвет, угасание.

Онтогенез – термин, характеризующий совокупность преобразований,

претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни.

Закон композиции отражает необходимость согласования целей организации: они

должны быть направлены на поддержание основной цели более общего характера.

Действие закона композиции распространяется на системы, которые можно

назвать целенаправленными. Целенаправленной системе небезразлично, в каком

состоянии она находится.

«Каждая система (биологическая или социальная) стремиться приобрести,

создать или сохранить в своей структуре все необходимые ресурсы

(композицию), находящиеся в заданной соотносительности или заданном

подчинении».

23.Содержание этапов организационного проектирования.

Организационное проектирование – это метод формальной организации целостных

образований, как научно-практическое применение законов, закономерностей и

принципов организационной теории. Это создание общей структуры системы и

воспроизводство элементов и отношений внутри неё, при реализации которых

возникающая целостность обладает высокой устойчивостью, надежностью и

экономичностью. В структурном плане орг. проектирование направлено либо на

создание новой системы, либо на частичное улучшение прежней, либо на её

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.