реферат, рефераты скачать
 

Планирование деятельности производственного подразделения.


мощностей, освоение новой продукции и расширение ассортимента); стратегия

сбыта (структура сбытовой сети и ее развитие, степень контроля над рынком и

внедрение на новые рынки, проведение мероприятий, содействующих расширению

сбыта); финансовая стратегия (объемы и направления капиталовложений,

источники финансирования, структура портфеля ценных бумаг); кадровая

политика (состав и структура кадров, их подготовка и использование);

определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материально-

технического снабжения с учетом внутрифирменной специализации и

кооперирования производства. Среднесрочные планы предусматривают разработку

в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение

целей, намеченных долгосрочной программой развития.

Среднесрочный план обычно содержит количественные показатели, в том

числе и в отношении распределения ресурсов. В нем приводятся детальные

сведения в разбивке по продуктам, данные о капиталовложениях и источниках

финансирования. Он разрабатывается в производственных отделениях.

Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки (обычно

на один год) оперативных планов для компании в целом и ее отдельных

подразделений в международном масштабе, в частности, программ маркетинга,

планов по научным исследованиям, планов по производству, материально-

техническому снабжению. Основными звеньями текущего плана производства

являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые

представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных

перспективным и среднесрочным планами. Календарные планы производства

составляются на основе сведений о наличии заказов, обеспеченности их

материальными Ресурсами, степени загрузки производственных мощностей и их

использовании с учетом обусловленных сроков исполнения каждого заказа. В

календарных планах производства предусматриваются расходы на реконструкцию

имеющихся мощностей, замену оборудования, сооружение новых предприятий,

обучение рабочей силы. В планы по сбыту продукции и предоставлению услуг

включаются показатели по экспорту продукции, заграничному лицензированию,

предоставлению технических услуг и обслуживанию.

Оперативные планы реализуются через систему бюджетов или финансовых

планов, которые составляются обычно на год или на более короткий срок по

каждому отдельному подразделению - центру прибыли, а затем консолидируются

в единый бюджет, или финансовый план фирмы. Бюджет формируется на основе

прогноза сбыта (главным образом обеспеченности заказами и распределения

ресурсов), что необходимо для достижения намеченных планом финансовых

показателей (например. таких, как объем продаж, чистая прибыль и норма

прибыли на инвестированный капитал). При его составлении прежде всего

учитываются показатели, разработанные в перспективных или оперативных

планах. Через бюджет осуществляется взаимоувязка между перспективным,

текущим и другими видами планирования.

Бюджет фирмы представляет собой выражение оперативного плана в

денежных единицах; он как бы увязывает оперативный и финансовый планы,

давая возможность предвидеть конечный результат деятельности, т. е. размеры

и норму прибыли. Составлением бюджетов занимаются обычно различные службы

или специальные секторы. Особые комитеты, состоящие из высших

администраторов, рассматривают уже готовый бюджет. Глава фирмы утверждает

бюджет и несет ответственность за эффективность методов по его разработке.

Основу бюджета составляет прогноз продаж и исчисление издержек

производства. На основе прогноза продаж составляются планы производства,

снабжения, запасов, научных исследований, капитальных инвестиций,

финансирования денежных поступлений. Бюджет фирмы охватывает все стороны ее

деятельности и базируется на оперативных планах отделений и предприятий

фирмы, поэтому он служит также средством координации работы всех звеньев

фирмы.

Организационные формы внутрифирменного планирования.

Методологическая особенность планирования в рамках ТНК состоит в

широком использовании программно-целевого подхода, который предусматривает

необходимость точного формулирования целей фирмы и их увязки с ресурсами.

Обычно цели разрабатываются на длительную перспективу и определяют основные

направления программы развития фирмы. Одновременно формулируются четкие

задачи каждого подразделения фирмы и определяются его место и роль в

достижении общих! целей. В частности, определяются не только общий объем

прибыли и норма рентабельности, но и различные нормативные показатели,

связанные с осуществлением функций маркетинга, финансирования и др.

Таким образом, в разрабатываемых фирмами планах как стратегических,

так и текущих формируются основные задачи хозяйственной политики на

определенный период и конкретные пути их решения: определяются необходимые

для этого материальные и финансовые средства, а также методы их наиболее

эффективного использования с учетом складывающихся условий в международном

масштабе. Иными словами, методология планирования ориентируется на

обеспечение увязки целей с ресурсами, определении последовательности

средств и методов наиболее эффективного достижения поставленных целей и

вытекающих отсюда задач в рамках каждого хозяйственного подразделения всей

фирмы. I

Организационно процесс централизованного планирования у большинства

крупнейших фирм осуществляется «сверху вниз». Это означает, что плановые

директивы разрабатываются на высшем уровне управления. Здесь определяются

цели, основные направления и главные хозяйственные задачи развития фирмы и

предпринимаются попытки взаимоувязать все звенья производственного

механизма. Затем на более низких ступенях управления эти цели и задачи

конкретизируются применительно к деятельности каждого подразделения, вплоть

до дочерней компании и отдельного завода. Это уже чисто технологическое

планирование, устанавливающее пропорции и объемы производства по всем видам

выпускаемой продукции. После соответствующего согласования плановых заданий

с конкретными исполнителями планы окончательно утверждаются высшим

руководством. Такая организация процесса планирования свидетельствует о

централизации важнейших решений в области планирования в высшем звене

управления материнской компании и вместе с тем предоставляет определенную

самостоятельность производственным отделениям и дочерним компаниям в

разработке календарных планов на базе показателей, единых для всей фирмы.

Чтобы иметь возможность правильно определить цели и задачи для

каждого: подразделения, высшее руководство ТНК должно располагать данными о

состоянии и развитии каждого конкретного рынка и каждого отдельного

продукта на рынке. Эти данные обычно содержатся в программах маркетинга,

которые кладутся в основу разработки плана во всех подразделениях.

Аппарат, осуществляющий внутрифирменное планирование, включает

функциональные подразделения на разных уровнях управления. Высшее звено

системы планирования составляют комитеты при совете директоров. В некоторых

компаниях - это плановые комитеты, в других - комитеты развития или

центральные управления развития. В них, как правило, входят представители

высшего руководства фирмы, которые подготавливают решения по наиболее

важным проблемам стратегии и политики фирмы, выполняют технические,

координационные и аналитические функции, участвуют в формулировании

основных целей и задач фирмы на длительную перспективу. Подготавливаемые

ими рекомендации выносятся на рассмотрение совета директоров и после

одобрения включаются в форме конкретных мероприятий в перспективный план

развития фирмы. Можно сказать, что на этом уровне управления формируются

исходные положения для оптимального распределения внутрифирменных ресурсов

в течение определенного планового периода.

Следующее звено аппарата планирования - центральная служба

планирования, в функции которой входят разработка перспективных и текущих

планов, согласование их с производственными отделениями или дочерними

компаниями, корректировка и уточнение плановых показателей и контроль за их

выполнением. Она составляет формы плановой документации, консультирует

высшее руководство по вопросам планирования. Центральная служба

планирования осуществляет свою деятельность в тесном контакте с другими

подразделениями, а также со службами планирования в производственных

отделениях, получая от них всю информацию, необходимую для разработки

планов.

Центральные службы планирования имеются практически во всех крупных

компаниях. Однако организационно и структурно центральная служба может быть

построена по-разному и отличаться по характеру выполняемых функций. В

некоторых компаниях функции центральной службы планирования выполняют

отделы планирования, находящиеся в составе других центральных служб. В

производственных отделениях аппарат планирования представлен отделом

планирования, в функции которого входит составление месячных, квартальных,

полугодовых и годовых, сводных и текущих производственных планов по

отделению в целом. Обычно в этих планах обобщаются показатели, полученные

от каждого подразделения. В дочерних компаниях или на отдельных заводах

функции планирования обычно выполняют службы оперативного и текущего

планирования и контроля, в задачу которых входит составление планов на

каждую смену, сутки, неделю, месяц, квартал, полугодие, год с учетом тех

ограничений, которые определяются общекорпорационными целями (это касается

в первую очередь капиталовложений, так как производственные отделения,

например, в американских компаниях, обычно имеют право принимать

самостоятельные решения по капиталовложениям на сумму, не превышающую 100

тыс. долл.).

Поскольку в производственном отделении функции оперативного

планирования и оперативного контроля за выполнением плана сосредоточены в

одном органе, это позволяет своевременно устанавливать отклонения от плана

н вносить коррективы в процесс планирования.

Организация процесса планирования в разных ТНК имеет свои

отличительные особенности, обусловленные различиями в организационной

структуре управления в целом и характере производственно-технического

процесса. Эти отличия касаются как сроков плановых периодов, так и самой

процедуры планирования и функций отдельных подразделений, занимающихся

вопросами планирования. При разработке перспективных планов фирмы часто

устанавливают различные плановые периоды для материнской компании и для ее

заграничных филиалов и дочерних компаний, а также различные сроки по планам

разных типов (например, 15-летний срок плана научных исследований и

развития и семилетний срок стратегического плана).

Практика показывает, что в американских компаниях планы составляются,

как правило, в производственных отделениях. По некоторым данным, около 2/3

американских компаний планируют "снизу вверх", 1/3 - на основе

взаимодействия всех уровней управления, а планирование «сверху вниз» вообще

отсутствует. Планы, разрабатываемые оперативными подразделениями,

рассматриваются центральной плановой службой, службой по трудовым

отношениям и затем советом управляющих при главном администраторе. После

утверждения советом директоров план принимает директивный характер.

В английских компаниях также преобладает формирование планов в

производственных отделениях, где готовится исходный план. Плановый отдел

(служба) компании вырабатывает директивы, которые поступают в линейный

плановый отдел (производственного отделения) для учета его показателей при

составлении исходного плана. Здесь так же, как и в американских компаниях,

в основу планирования кладется принцип «планирует исполнитель».

Процесс принятия стратегических решений в японских компаниях

осуществляется либо «сверху вниз», либо взаимосвязанно высшим и низовым

уровнями управления.

В японских компаниях новшества чаще вводятся «сверху вниз». Вместе с

тем тактика оперативной деятельности разрабатывается обычно отделом по

управлению персоналом, а принятие решений носит групповой характер.

Центральный плановый отдел в японских компаниях играет значительно

6олее важную роль, чем в американских. Обычно именно плановый отдел

осуществляет разработку плана при некотором участии линейных плановых

отделов и отдела взаимоотношений с персоналом. Составленный плановым

отделом план рассматривается комитетом по управлению. а окончательное

решение принимается комитетом по управлению и президентом, который

одновременно является и главным управляющим. В японских компаниях это во

многом обусловлено тем, что степень их диверсификации меньше, чем

американских и английских компаний.

Комитет по управлению в японских компаниях - важнейший орган

группового принятия решений, он находится на высшем уровне организационной

структуры. Характерно, что в японских компаниях стратегические планы редко

представляются на рассмотрение совету директоров.

Поскольку большинство членов правления - постоянные сотрудники

японских компаний, дублирование решений, принятых комитетом по управлению,

не представляется необходимым.

В отличие от японских в американских и английских компаниях конечные

решения принимаются советом директоров или директором-распорядителем

(главным администратором). Роль комитетов в принятии окончательных решений

по вопросам планирования и разработки стратегий незначительна. Однако у них

обычно 1/3 советов директоров составляют лица, не работающие в корпорации,

поэтому интересы акционеров, и рискованные инвестиционные предложения на

этом этапе могут быть отвергнуты.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что

внутрифирменное планирование в ТНК превращается в особую сферу

хозяйственной деятельности, объективно необходимую при сложившемся уровне

обобществления производства.

Планирование деятельности производственного подразделения.

В производственном отделении осуществляется тактическое и оперативное

планирование. Тактическое планирование предполагает составление

среднесрочных (обычно пятилетних) планов, в которых конкретизируются

стратегическая концепция, методы и формы ее реализации. Тактический план

подлежит постоянной корректировке, поэтому его обычно именуют скользящим

планом, или саморегулирующимся планом.

Оперативное планирование предполагает разработку краткосрочных планов-

бюджетов (сроком до одного года), в которых содержится детальная разработка

рычагов и инструментов воздействия на производственный процесс.

Показатели тактических и оперативных планов составляют основу для

разработки стратегического плана на высшем уровне управления.

Текущее планирование в рамках производственных отделений стало

повседневной работой всех его функциональных подразделений. Оно позволяет

точнее определить направление инновационной деятельности, ориентированной

на оптимизацию производства и внедрение новой конкурентоспособной

продукции.

В производственном отделении разрабатываются отдельно план

производства, план реализации, план капиталовложений, финансовый план.

Финансовый план обобщает итоги трех других видов плана. Согласованность

планов достигается через систему финансирования, распределения

производственных мощностей и персонала. В настоящее время на предприятиях

используется краткосрочное финансовое, планирование, рассчитанное на год, с

разбивкой по кварталам и месяцам.

Во многих фирмах планирование ведется методом «от затрат к выпуску»:

сначала устанавливается, какими ресурсами может располагать фирма, а потом

на основе этих данных определяется стратегия «продукт-рынок».

Современное производство в большинстве отраслей, особенно в тяжелой

промышленности, - сложное и капиталоемкое; его развитие невозможно без

текущего внутрифирменного планирования ряда важнейших параметров, что

требует относительно стабильных рыночных условий, в частности, цен.

Планирование тесно увязывает все звенья производственного процесса, в

особенности там, где производство основано на сборке готового продукта из

огромного числа различных компонентов.

У каждой компании имеются свои специфические особенности планирования:

по видам планов, их структуре и показателям, горизонту и срокам

разрабатываемых планов и др.

В качестве примера можно привести американские и японские

автомобильные компании. Производственное Планирование в автомобильных

компаниях крайне детализировано, все подсистемы в нем тесно увязаны на базе

использования ЭВМ.

В компаниях США производственные планы предусматривают не только

внутрикорпорационные поставки компонентов, но и закупки у

специализированных поставщиков. Это предполагает наличие значительных

планируемых запасов компонентов у сборочных заводов.

В японских автомобильных компаниях, где планирование является

всеобъемлющим, производственные системы тесно увязаны в рамках планирования

с управлением в материнской компании, причем так, чтобы нужные детали

поступали синхронно в нужное место и в должное время, практически исключая

наличие запасов. Например, в фирме «Toyota» это достигается благодаря

детальному планированию всего производственного процесса на три года,

полгода и три месяца в рамках всей группы, в которую входят поставщики

компонентов. Как правило, детали обозначаются номерами заводов, которые

одинаковы для всех идентичных изделий и поступают не на склад, а

непосредственно на завод, строго на основе заказа.

Планирование в промышленных фирмах нацелено не только на экономию

материальных ресурсов и снижение издержек производства, но главным образом

на создание широкого ассортимента продукции, учитывающего различные

потребности покупателей.

Организация процесса планирования в зарубежных фирмах.

Рассмотрим организацию процесса планирования в зарубежных фирмах на

примере США. Американские фирмы обычно используют два вида планирования:

долгосрочное, или стратегическое, и годовое финансовое планирование.

Стратегическое планирование осуществляется, как правило, небольшой

группой специалистов при высшем руководстве фирмы и концентрирует свое

внимание на разработке долгосрочных решений, принимаемых фирмой на основе

экономического анализа рыночной ситуации. Ввиду сложности этого процесса в

нем используются такие инструменты планирования, как эконометрические

прогнозы или модели, разработанные соответствующими специалистами.

Первичным объектом анализа для стратегического планирования является

стратегический центр хозяйствования, объединяющий несколько

производственных отделений фирмы. действующий на рынке как самостоятельная

хозяйственная единица - центр прибыли.

Цель стратегического планирования - дать обоснованную оценку будущей

рентабельности различных СЦХ, а на этой основе принимаются решения по

поводу прекращения того или иного вида предпринимательской деятельности

фирмы (закрытия или продажи отдельных предприятий) или внедрения в новые

сферы деловой активности.

Текущее, или годовое планирование основывается в американских фирмах

на показателях стратегического плана. Годовой план (бюджет) - это

оперативный документ, согласно которому СХЦ определяет планируемый на

текущий год объем производства, составляет планы: по использованию рабочей

силы; капиталовложений; выпуска новых видов продукции.

В годовом плане детализируются планы производства и сбыт поквартально

и помесячно, а также устанавливаются задания для низовых уровней

управления.

Процесс разработки годового плана начинается с прогноза объема продаж

товаров и услуг. Затем рассчитываются издержки производства и намечаемая

прибыль.

В рамках СХЦ обычно составляются планы по каждому из его подразделений

(заводу, отделу), выступающих центрами издержек производства. Управление

ими осуществляется на основе показателей отклонения расходов от бюджета.

Составление бюджета или сметы расходов обычно начинается с разработки

нормативов трудовых затрат в долларах, затрачиваемых. на единицу

выпускаемой продукции. Затем определяют от достигнутого затраты на сырье и

материалы исходя из установленных нормативов трудовых затрат на единицу

продукции. Расходы, не зависящие от объема производства, т.е. на здания и

оборудование, могут быть включены в бюджет как накладные расходы к

нормативу трудовых затрат или не включаются совсем.

Общая норма затрат на единицу выпускаемой продукции выступает как

показатель, который периодически (раз в неделю или в месяц) сравнивается на

основе многовариантного анализа с количеством действительно затраченных

человеко-часов производственной работы и при наличии данных со стоимостью

сырья и материалов.

Американские крупные фирмы используют множество детализированных

вариантов контроля за расходами, которые являются управленческими

инструментами во всех фирмах и дают возможность определить показатель

стоимости продаж продукции как основу для разработки годовых планов

вышестоящих подразделений.

Помимо этого, в американских фирмах для производственных отделений и

СХЦ разрабатывается набор показателей, которые сравниваются в динамике: за

прошлый, настоящий и предполагаемый будущий период. К числу таких

показателей относятся: выход готовых изделий к количеству изделий,

запущенных в производство (в процентах); оборачиваемость товарных запасов;

просрочки в оплате товаров и услуг; рабочие дни, потерянные в результате

аварий.

В американских фирмах планирующие системы построены таким образом,

чтобы была возможность быстро реагировать на изменение потребительского

спроса и рыночной конкуренции. Свою гибкость они повышают двумя путями.

Первый путь предусматривает:

- сокращение планируемого периода (от пяти ДО двух лет стратегического

планирования);

- прогнозирование и планирование заданий на скользящей основе, а именно

каждый месяц вместо установки жестких показателей на год.

Второй путь предполагает:

- сокращение времени выполнения заказа и его поставки;

установление более тесных контактов с заказчиком путем приглашения его

представителей на заседания руководящего состава фирмы с обсуждением

вопросов планирования, путем объединения информационных систем с заказчиком

для обеспечения необходимой последовательности поставок продукции, оказания

заказчику услуг типа проверки качества, условий поставки. Такие деловые

контакты способствуют размещению заказчиком новых заказов.

Как правило, управляющий заводом мало занимается контролем за

производственным процессом. Значительно больше времени он тратит на работу

по снижению издержек производства и переговоры с заказчиком. Руководители

заводов обычно

тратят минимум времени и усилий на поиск необходимого поставщика и

максимум на то, что6ы он поставлял качественную продукцию.

Для американских компаний исходным пунктом планирования является

прогноз рынка: состояния и развития рыночной ситуации. Такой прогноз

подготавливается службой маркетинга и доводится до высшего руководства

фирмы и руководства отделений и заводов. На его основе заводы готовят свои

планы (бюджеты), которые направляются для утверждения наверх, а затем идут

вниз для выполнения. Отчеты о выполнении плана идут опять "снизу вверх".

Выполнение плановых показателей для заводов (себестоимость, качество,

своевременность поставок) составляет основу управленческой деятельности

руководителя завода. Управляющий службы контроля главное внимание уделяет

выполнению показателей качества, главный экономист - снижению издержек,

инженеры завода - созданию нового продукта.

Менеджеров в американских фирмах за невыполнение плана не наказывают,

премируют же не за результаты выполнения плана, а за хорошую работу в

трудных обстоятельствах, что поощряет их к добросовестности и

инициативности.

Список литературы

1. "Бакалавр Экономики". Хрестоматия в 3 томах. Том 2./под общ. ред.

В.И. Видяпина. - М., "Триада", 1999 год.

2. «Менеджмент» И.Н. Герчикова. М., «Юнити» 2001год.

3. «Планирование деятельности фирмы» Алексеева М.М.М., «финансы и

статистика» 2000г.

4. Вебер Ю., Гельдель Х., Шеффер У. Организация стратегического и

оперативного планирования на предприятии. // Проблемы теории и

практики управления. - 1998. - №2

5. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента.

6. Иосиф Кац. Система внутрифирменного планирования.

7. Деловое планирование (Методы, Организация, Современная

практика): уч. пособие, под редакцией В.М. Попова - М:Финансы и

статистика, 1997

8. «Основы маркетинга» Ф. Котлер. М., «Вильямс» 2000

-----------------------

Перспективы

Цели

Стратегия

Задачи

Бюджеты/текущие программы

Бюджеты/стратегические программы

Выполнение по подразделениям

Выполнение по проектам

Оперативный контроль

Стратегический контроль

Цели

Бюджеты

Программы

Планы прибыли

Контроль за выполнением

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.