реферат, рефераты скачать
 

Психологические свойства личности (темперамент, характер, способности) в профессиональной деятельности менеджера


Психологические свойства личности (темперамент, характер, способности) в профессиональной деятельности менеджера

Департамент образования.

Пермской области.

ПЛ N 42.

Курсовая работа

Предмет: Управленческая психология.

Ф.И.О. студента: Шеина

гуппа 8 ”в” Татьяна

Михайловна

Ф.И.О. Малкова

преподователя: Любовь

Николаевна

Оценка:

Подпись преподователя:

г. Березники.

2000-2001г.

План

1. Темперамент личности.

. Определение темперамента

. Учение о темпераменте

. Основные свойства темперамента

2. Характер

. Структура характера

. Оценка характера

3. Способности..

. Природа способностей

Темперамент личности.

Определение темперамента

Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют

поведение человека, особое место принадлежит темпераменту. Под

темпераментом следует понимать природные особенности поведения, типичные

для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности

реакций на жизненные воздействия. Темперамент окрашивает все психические

проявления индивида, он сказывается на характере протекания эмоций и

мышления, волевого действия влияет на темп и ритм речи. Вместе с тем нужно

помнить, что от темперамента не зависят ни интересы, ни увлечения, ни

социальные установки, ни моральная воспитанность личности.

Учение о темпераменте

Учение о темпераменте возникло еще в древности. Врачи Гиппократ, а затем

Гален, сделали попытку объяснить индивидуальные особенности поведения

людей. Гиппократ (V в. до н.э.) считал, что в теле человека имеются четыре

жидкости: кровь, слизь, желтая и черная желчь. Преобладание одной из них и

определяет темперамент человека. Названия темпераментов, данных по названию

жидкостей, сохранились до наших дней. Гиппократ правильно описал типы, но

не смог научно объяснить их. Наиболее успешную попытку связать темперамент

с особенностями организма человека предпринял И.П. Павлов. Он предположил,

что темперамент зависит от особенностей высшей нервной деятельности

человека. Этими особенностями являются: во-первых, сила нервной системы,

под которой понимают и работоспособность нервной клетки, и способность

нервной системы выдерживать большие нагрузки, т.е. вырабатывать условные

связи; во-вторых, уравновешенность процессов возбуждения и торможения, их

определенный баланс между собой; в-третьих, подвижность - способность

нервных процессов быстро сменять друг друга. Она обеспечивает

приспособление к неожиданным и резким изменениям обстоятельств. И.П. Павлов

пришел к выводу, что в основе: каждого из четырех видов темпераментов лежит

то или иное соотношение данных особенностей, которое было названо типом

высшей нервной деятельности. Приведенная таблица выражает принятую

классификацию темпераментов с типами высшей нервной деятельности.

|особенности |особенности нервных | |вид |

|внешнего |процессов |тип ВНД |темперамента |

|поведения | | | |

| |по силе|по |по | | |

| | |подвижности |уравновешенности| | |

|чрезмерно |сильные|подвижные |неуравновешенные|безудержный|ХОЛЕРИК |

|активен | | | | | |

|активен |сильные|подвижные |уравновешенные |сильный |САНГВИНИК |

|вялость |сильные|малоподвижные|уравновешенные |инертный |ФЛЕГМАТИК |

|скованность |сильные|подвижные |неуравновешенные|слабые |МЕЛАНХОЛИК |

Темперамент - психическое свойство, особенности которого зависят от

условий жизни и деятельности конкретного человека. Поэтому характеристика

не исчерпывается простым указанием на тип ВНД свойственного для данного

темперамента.

Основные свойства темперамента

Свойства темперамента определяют прежде всего динамику психической жизни

человека. О нем можно судить по нескольким основным его свойствам.

Сензитивность (чувствительность) - о ней судят по тому, какая наименьшая

сила внешнего воздействия необходима для того, чтобы у человека возникла та

или иная психическая реакция, с какой скоростью эта реакция возникает.

Реактивность - это свойство проявляется в том, с какой силой и энергией

человек реагирует на то или иное воздействие.

Активность - об этом свойстве судят по тому, с какой энергией человек сам

воздействует на окружающий мир, по его настойчивости, сосредоточенности и

т.д.

Пластичность и противоположное качество ригидность. Они проявляются в том,

насколько легко и быстро приспосабливается человек к внешним воздействиям.

Пластичный моментально перестраивает поведение, когда обстоятельства

меняются.

Ригидный с большим трудом меняет привычки и суждения.

К свойствам темперамента также можно отнести темп психических реакций,

эмоциональную возбудимость, соотношение реактивности и активности и другие.

Швейцарский психолог К. Юнг заметил, что если для одних людей наибольшее

значение имеют внешние предметы и явления, если одни обращены, так сказать,

вовне, то другие углублены в свою внутреннюю жизнь, их не столько

интересуют внешнее события, сколько собственные переживания и собственная

личность. Первых он назвал экстравертированными, а вторых -

интровертированными. Исследования других психологов показали, что интро- и

экстраверсия очень ярко проявляются, прежде всего, в процессе общения.

Среди наиболее часто встречающихся типов темпераментов в зависимости от

сочетания таких свойств нервной системы, как сила, подвижность и

уравновешенность, практический интерес представляют шесть его

разновидностей:

Сильный сангвиник (уравновешенность, сила, подвижность); Подвижный холерик

(сила, подвижность, неуравновешенность); Неуравновешенный холерик

(подвижность, неуравновешенность, слабость); Слабый меланхолик

(неуравновешенность, слабость, инертность); Инертный меланхолик (слабость,

инертность, уравновешенность); Уравновешенный флегматик (инертность,

уравновешенность, сила). Для анализа служебной деятельности менеджера

представляют интерес обобщенные характеристики данных типов темпераментов.

Менеджеру с сангвиническим темпераментом присущи такие положительные

качества, как целеустремленность и настойчивость, большая подвижность и

легкая приспособляемость к ново обстановке, умение четко и уверенно

действовать в сложных условиях, гибкость ума и сосредоточенность внимания,

высокая продуктивность при динамической работе, оптимизм и склонность к

юмору, общительность и коллективизм, стремление к лидерству, умение быстро

найти контакт с подчиненными и завоевать авторитет, постоянное стремление к

духовному обогащению и самовоспитанию.

У недостаточно воспитанного менеджера служащего-сангвиника могут

проявиться такие отрицательные качества, как формальное отношение к своим

обязанностям при потере интереса к службе, упрямство и раздражительность в

ответ на критику, ненадежность в дружбе, неосмотрительность и беспечность в

опасных условиях.

Менеджеру с холерическим темпераментом присущи быстрота реакции,

подвижность и энергичность в служебной деятельности, постоянное стремление

быть впереди всех, умелое командование подчиненными. В сложных условиях

действует смело, самоотверженно, любит рисковать и преодолевать опасность.

В общественной работе проявляет большую активность, критичность,

инициативность, самостоятельность. Холерик весьма общителен, легко

устанавливает эмоциональные связи, настойчиво стремится к лидерству,

чрезвычайно чувствителен к общественному мнению и оценкам подчиненных.

У недостаточно культурного менеджера-холерика можно наблюдать такие

отрицательные качества, как неуравновешенность и несдержанность, грубость и

бестактность, самонадеянность и зазнайство. Он часто стремится к особому

положению в коллективе, легко меняет друзей, открыто высмеивает недостатки

слабых, бывает злопамятен, мстителен. Настроение неустойчиво, чувства

меняются резко и неожиданно. Холерик может быть источником конфликтов и

напряжений в подразделении. Будучи уволен, он часто возглавляет группу

нарушителей дисциплины, распространяет негативные традиции .

Менеджер с неуравновешенным меланхолическим темпераментом обладает высокой

чувствительностью и подвижностью психических процессов, быстрым восприятием

приказаний старших начальников, активностью в общественной работе, умением

выдвинуть хорошую идею, провести диспут. В спокойной обстановке хорошо

справляется с обязанностями руководителя младшего звена, находится в

постоянной готовности к действиям. Вместе с тем к него наблюдаются такие

недостатки, как вспыльчивость, неуравновешенность, импульсивность,

склонность к необдуманным поступкам, проявление грубости и

раздражительности, придирчивости и предвзятости. Испытывает неуверенность,

и даже страх пред старшим начальником, волнуется перед получением нового

задания, с большим трудом его выполняет. Среди подчиненных часто

авторитетом не пользуется, конфликтует с другими менеджерами.

Менеджер со слабым меланхолическим темпераментом отличают

добросовестность, усердие, старание. Ему свойственны исполнительность,

повышенное чувство ответственности, принципиальность, справедливость,

отзывчивость, деликатное отношение к подчиненным, критичность и

самокритичность. Его иногда называют добрым и хорошим товарищем, душой

коллектива.

Среди типичных недостатков в деятельности и общении такого военнослужащего

можно наблюдать быструю утомляемость, нерешительность и осторожность,

замкнутость и необщительность, малую инициативность и

подверженность чужому влиянию, пессимизм и упрямство.

Менеджерам с инертным меланхолическим темпераментом присущи усердие и

аккуратность при выполнении привычных обязанностей, ровное настроение,

скромность и тактичность, самокритичность и постоянство в дружбе. С

подчиненными поддерживает уставные взаимоотношения, редко спорит, в

конфликтах участия не принимает, проявляют внимание к просьбам и

предложениям подчиненных, спокойно воспринимает похвалу, тщательно

анализирует свою деятельность. Но у него могут быть и недостатки такого

рода: серьезные затруднения в переключении с одного вида деятельности на

другой, неуверенность действий в сложной обстановке, заторможенность

реакций и пассивность в учебе, отсутствие решительности и инициативы в

опасных условиях, безразличие к мнению коллектива, критике со стороны

начальников, попустительство и лень.

Менеджеру с флегматическим темпераментом свойственны надежность в службе и

работе, уверенность и самообладание, упорство и настойчивость, умение

терпеть и безропотно переносить тяготы и лишения, авторитетность среди

подчиненных, желание оказать им любую помощь, постоянство в дружбе с одним

или двумя коллегами, в сложных условиях действует бесстрашно, не страшится

эмоциональных перегрузок, в конфликты не вступает, стремится до конца

выполнить намеченное.

Недостатки менеджера-флегматика: с трудом овладевает новыми знаниями и

навыками, не умеет быстро реагировать на приказы и распоряжения, не

стремится избавиться от плохих привычек и стереотипов мышления, на

критические замечания реагирует спокойно, пассивен в общественной работе, с

предубеждением относится к отдельным подчиненным, бывает ленив и инертен.

Он не способен одновременно решать несколько задач, быстро переключаться с

одного задания на другое.

Рассмотренные характеристики свидетельствуют, что достоинства одного типа

(например, флегматика) являются недостатками другого типа (например,

неуравновешенного меланхолика). Но чистые темпераменты встречаются крайне

редко. Как правило, у каждого исследуемого военнослужащего проявляются

такие качества, которые нельзя относить к конкретному типу темперамента.

Тем не менее, исследования показали, что военнослужащие с сильной,

подвижной и уравновешенной нервной системой добиваются лучших результатов,

чем военнослужащие со слабой, инертной и неуравновешенной нервной системой.

Если говорить в целом, служебная активность выше у менеджеров

сангвинического, холерического и флегматического темпераментов, чем у

военнослужащих со слабой нервной системой.

Характер

У каждого человека черты и качества соединены по-разному. Неповторимое,

индивидуальное сочетание психологических черт личности представляет собой

характер.

Характер - это своеобразие склада психической деятельности, проявляющегося

в особенностях социального поведения личности и в первую очередь в

отношениях к людям, делу, к самому себе.

Характер формируется в процессе познания окружающего мира и практической

деятельности. От круга впечатлений и разнообразия деятельности зависят

полнота и сила характера. Основа, главный стержень характера складывается

постепенно, укрепляется в процессе жизни и становится типичной для данного

человека, а конкретные проявления характера могут видоизменяться в

зависимости от ситуации, в которой находится человек под влиянием людей, с

которыми он общается. Оставаясь самим собой, человек может проявлять то

большую, то меньшую откровенность или замкнутость, решительность или

нерешительность, твердость или мягкость. Некоторые сдвиги в характере

наблюдаются при старении организма, продолжительной болезни или других

изменениях в психике.

Структура характера

Определить структуру, или строение, характера человека - значит выделить в

характере основные компоненты и установить обусловленные ими специфические

черты в их сложном отношении и взаимодействии. В характере как психическом

складе, как целостной системе свойств, отражающих историю взаимодействие

личности с условиями жизни, всегда можно выделить основные звенья системы.

или динамические стереотипы, которые' закрепляются внешними воздействиями и

которые характеризуют поведение человека в данных условиях жизни. В

содержательном плане характер рассматривается как система отношений

человека к окружающему миру, деятельности, другим людям, к самому себе.

Отношение к окружающему миру выражается в направленности личности, которая

проявляется и действиях, поступках, поведении и определяется мировоззрением

человека, его потребностями.

По отношению людей к окружающему миру можно говорить о характерах идейных

и безыдейных. Идейный характер свойственен человеку, имеющему определенные

устойчивые взгяды и поступающему в соответствии с ними. Наоборот, человек с

безыдейным характером либо вообще не имеет твердых взглядов и убеждений,

либо действует вразрез с ними, подчиняясь чувствам, обстоятельствам или

постороннему влиянию.

Важной чертой идейного характера, выраженной по отношению к окружающему,

является его целенаправленность. Она проявляется в наличии у человека

системы ближних и дальних целей, обусловленных его мировоззрением.

По отношению к труду различают деятельные и бездеятельные характеры.

Человеку с деятельным характером присуща целеустремленность, которая делает

труд организованным; придает ему общественную значимость и моральную

ценность. Деятельные, но неорганизованные люди внешне суетливы, отличаются

отсутствием

целеустремленности или неумением подчинить свои действия своим мыслям.

Люди, обладающие бездеятельным характером, пассивны. Бездеятельность

вместе с тем может вызываться глубокой внутренней противоречивостью

человека. Но

и в этом случае она не может быть оправдана.

Отношение к людям проявляется во взаимоотношениях с товарищами, в

совместной деятельности в коллективе. По этому принципу различают людей с

общительными и замкнутыми характерами.

В жизни встречаются люди с общительным поверхностным характером. Они легко

завязывают знакомства в основе которых отсутствует осознание какой бы то ни

было общности. Таких людей обычно называют легкомысленными. Они способны на

различного рода неожиданности, и поэтому за ними требуется постоянный

контроль. Общительность человека может быть избирательной, основывающейся

на интересе к людям, одинаково с ним мыслящим. Подобная общительность

положительна, она характеризует человека как принципиального,

последовательного.

Замкнутый характер может быть следствием отрицательного или безразличного

отношения к людям, или глубокой внутренней сосредоточенности (и тогда она

не свидетельствует о безразличии), или недоверия к ним, осторожности, что

бывает, когда человек живет в чужой ему среде.

Отношение к самому себе. Каждый человек определённым образом относится к

самому себе. Это отношение содержит в себе осознание своего положения в

коллективе, обществе и обязанностей перед ними. Переоценка своей

значимости, возможностей и потребностей свойственна людям с эгоистическим

характером. Эгоист ставит себя, свои личные интересы выше интересов

коллектива, поэтому такой человек ненадежен, на него нельзя положится. Люди

с такой чертой характера в последующем, в период службы, испытывают большие

трудности во взаимоотношениях с сослуживцами. Человек с альтруистическими

чертами характера превыше всего ставит интересы коллектива, других людей.

Альтруизм - важная черта характера, без которой невозможно существование

подлинного коллектива

Оценка характера.

Каждый характер индивидуален, но, несмотря на это, характерам можно давать

некоторые общие оценки: по содержанию, силе, наличию или отсутствию тех или

иных черт. Оценка по содержанию осуществляется указанием на особенности

отношений человека к себе, другим людям, труду, окружающему. Это основная

оценка, без которой нельзя конкретно и правильно судить о характере.

Оценка характера по силе. Сильными называют характеры тех людей, чьи

поступки, поведение соответствуют их знаниям и убеждениями. Человек с

сильным характером - надежный человек. Если знать его взгляды, убеждения то

можно уверенно предвидеть, как этот человек поступит в той или иной

ситуации.

Оценка характера по свойственным ему чертам:

волевые - самостоятельность, самообладание, непреклонность, твердость,

упорство; эмоциональные - уравновешенность, порывистость, страстность,

впечатлительность; интеллектуальность - глубокомыслие, сообразительность,

находчивость и др. Значение характера Характер, отражая жизнь, в свою

очередь влияет на образ жизни. Человек с твердым и решительным характером

может преодолеть любые препятствия и добиться осуществления поставленной

цели, использовав все возможности и рационально организовав свою жизнь,

свой труд.

Характер имеет большое значение не только для самой личности, но и для

общества. Жизнь и работа коллектива, особенно настроение каждого человека,

определяются качествами характеров индивидов. Случается так, что один

человек с трудным характером мешает жить всему коллективу. Из-за такого

человека в коллективе возникают нередко конфликтные отношения, склоки,

которые отражаются на работе и жизнеощущениях всех людей. Чтобы изучить

характер, необходимы длительные наблюдения в различных ситуациях.

Способности.

Природа способностей

Французский философ-материалист, идеолог революционной буржуазии К

Гельвеций (1715 - 1771) - активный сторонник учения о решающей роли среды в

формировании личности - считал, что способности есть продукт общественный и

различаются они лишь за счет принадлежности человека к той или иной среде.

Бытовали и другие мнения видных ученых. Так, например, Ф. Гальтон (1822-

1911), английский психолог и антрополог, считал, что человек - существо

чисто биологическое и способности передаются ему , т.е.

являются врожденным свойством. Исследования ученых, опирающихся на

современную методологию, раскрывают сложную структуру способностей. Во-

первых, социальная сторона способностей проявляется в характере

общественных отношений, определенном виде деятельности и выбранной

специальности, условий жизни и службы и т.п. Во-вторых, психологическая

сторона способностей, т.е. особенности протекания психических

познавательных, эмоциональных и волевых процессов, проявления свойств и

качеств, наличие психических образовании и т.д. В-третьих, физиологическая

сторона способностей - это анатомо- физиологические особенности организма и

нервной системы человека, это - задатки, которые являются врожденными

особенностями. Способности - это совокупность таких психических

особенностей человека, которые позволяют ему успешно овладевать и

заниматься одним или несколькими видами деятельности и постоянно

совершенствоваться в них. Способности проявляются, функционируют и

развиваются только в деятельности. Классификация способностей Все

спосо6ности человека можно классифицировать, исходя из их внутренней

структуры. Первая группа способностей имеет биологическую основу, где

различаются: элементарные способности, связанные с особенностями протекания

первичных познавательных процессов (ощущение, восприятие, внимание,

память); сложные способности, связанные с особенностями таких форм

психического отражения как мышление, представление, воображение; например,

способность критически мыслить, быстро анализировать обстановку и принимать

оптимальные решения и т.п.; "демонические", связанные с физиологическими

особенностями организма человека.

Вторая группа базируется на социальной основе и подразделяется на

способности общие, которыми в той или иной степени наделены все люди. Это

способности к общечеловеческим видам деятельности, общению друг с другом.

Речь идет о благоприятном сочетании многих особенностей и качеств личности,

проявляющихся в деятельности; специальные (профессиональные), дающие

возможность достичь высоких результатов в определенной деятельности,

выбранной профессии; частные - это способности человека в неосновном для

него виде деятельности. Связующим звеном между способностями первой и

второй групп является особый вид способностей - творческие. Творчество -

деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее. Оно

ориентировано не на приспособление к сложившимся конкретно социальным,

логическим, психологическим установлениям, стереотипам и т.п., а их ломку,

преобразования, нередко связанные даже с риском. Творческие способности

человека проявляются в любой деятельности - научной, художественной,

производственной, общественной, воинской. Уровни развития способностей

Исходя из определения видно, что способности позволяют человеку заниматься

одним или несколькими видами деятельности. В зависимости от сложности,

многообразности и общественной значимости деятельности различают три уровня

развития способностей. Одаренность - благоприятное сочетание способностей

обеих групп, позволяющих человеку успешно заниматься несколькими видами

деятельности. Например, академик Л.Д. Ландау в 13 лет закончил десятилетку.

14-летним студентом университета он занимался на двух факультетах: физико-

математическом и химическом. В 18 лет Ландау стал внештатным аспирантом

знаменитого Ленинградского физико-технического института, несмотря на то,

что еще не имел университетского диплома. Талант - совокупность

способностей, которые позволяют получать продукт деятельности, отличающейся

оригинальностью и новизной, высоким совершенством и общественной

значимостью. Гениальность - высшая степень одаренности, позволяющая

человеку достичь общественно значимых, имеющих революционное значение

результатов.

Список литературы:

1. Словарь по психологии; Ж. Лапланж, Ж. –Б. Попталис; М.; Высшая школа;

1996

2. Философский словарь; Под редакцией И.Т. Фролова; М.; 1995

3. Карл Густав Юнг «Аналитическая психология»; «Мартис»; М.; 1997

4. Зигер В., Ланг Л. “Руководить без конфликтов” М, 1990

5. Гончаров В. “Руководство для высшего управленческого персонала”

6. “Конфликт со знаком “плюс”” журнал “Бизнес” №3,4, 1994

7. “Разрешение конфликта” журнал “Кентавр” №4, 1994

8. Скотт Дж. “Сила ума. Способы разрешения конфликтов.” Спб, 1993

9. Фэйр М. “Выиграть может каждый” М, 1992


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.