реферат, рефераты скачать
 

Синтетические учения об управлении


Синтетические учения об управлении

Содержание

Введение

1.«Синтетические» учения об управлении.

2. Теоретические положения Питера Дракера.

3. Ситуационные теории.

4. Теория «7-S»

Заключение

Список литературы

Введение

В данном реферате мы рассмотрим «синтетические» учения об управлении

Актуальность данной темы сегодня имеет большое значение, так как мы увидим

из данной работы, потому что в развитии управления «синтетические» учения

занимают не последнее место.

Представление о роли менеджмента и месте управления организацией, о

содержании управленческой деятельности и методах ее осуществления

неоднократно претерпевал существенные изменения с тех пор, как управление

стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемый в

организации. Взгляды на управление развивались по мере того, как

развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовалась

технология производства, появлялись новые средства связи и обработки

информации.

Взгляды на управление принципиально зависели от того, в какой социально –

политической системе они создавались и разрабатывались. Развитие

управленческой мысли вращается вокруг трех явлений – задачи, человек,

управленческая деятельность.

Позже, с углублением знаний об управлении и с изменением характера

управления все больше развитие стал получать синтетический подход,

увязывающий эти и другие явления бизнеса в единое и органичное целое.

Цель реферата как можно лучше раскрыть понятие «синтетические» учения,

рассмотреть теоретиков которые развивали данный вид учений и сделать выводы

по данной теме.

1. «Синтетические» учения об управлении

В отличие от подходов к управлению, ставящих во главу угла задачи или

человека, или администрирование (управленческую деятельность), для

«синтетических» подходов характерен взгляд на управление как на

многоплановое, комплексное и изменяющееся явление, связанное множеством

связей с внутренним и внешним окружением организации. Основой для

большинства этих учений в самом общем смысле является так называемый

системный подход к организации, который рассматривает ее как многоплановое

явление, связывающее в органичное единое целое цели, ресурсы и процессы

протекающие в организации и вне ее. Для отдельных учений об управлении

характерно наличие упора на какое-то ключевое с точки зрения данного учения

направление (цели, внешняя среда, структура и т.п.). Однако их

принципиальное отличие от «одномерных» учений состоит в том, что все они

исходят из многомерности организации и управления ею и из необходимости

учета в управленческой деятельности влияния и взаимодействия множества

факторов, находящихся как внутри, так и вне организации и оказывающих

прямое и косвенное воздействие на ее функционирование. Другой важной

особенностью управленческих учений данного направления является то, что они

все в большей или меньшей мере исходят из наличия так называемого

системного эффекта, выражающегося в том, что целое всегда качественно

отлично от простой суммы составляющих его частей

2. Теоретические положения Питера Дракера.

Одним из самых выдающихся теоретиков современности в области управления,

несомненно, является Питер Дракер, автор многих книг по управлению,

консультант крупнейших фирм, профессор Нью-Йоркского университета на

протяжении более чем 20 лет, а с 1971 г.— профессор Высшей школы Кларемонт

в Калифорнии. Питер Ф. Дракер родился в 1909 г. в Австрии в семье крупного

государственного чиновника, получил образование в Германии и в 1937 г.

переехал на жительство в США. Центром идей Дракера об управлении является

учение, о менеджменте как о профессиональной деятельности и о менеджере как

о профессии. Дракер приписывал себе первенство в создании

систематизированного учения об управлении и соответственно учебной

дисциплины, что дало возможность начать изучение менеджмента в учебных

заведениях. Имя Дракера связывается со спасением умиравшей автомобильной

компании «Форд», с внедрением на фирме «Дженерал Электрик» системы

децентрализованного управления, с послевоенным подъемом японской экономики

и рядом других крупных практических воплощений его идей об управлении.

Одним из самых известных теоретических положений, выдвинутых Дракером,

является его концепция управления по целям (МВО). Это явилось

революционизирующим начинанием в управлении, так как в 50-х гг., когда он

выдвинул эту концепцию, в основном внимание менеджеров было

сконцентрировано на функциях и процессе. Идея Дракера о том, что управление

должно начинаться с выработки целей и потом переходить к формированию?

функций, системы взаимодействия и процесса, в корне перевернула логику

управления.

Дракер очень критически относился к идеям школы человеческих отношений и

к идеям Мэйо в честности. Бихевиористские идеи он называл

«психологическим деспотизмом» и считал, что главная задача менеджмента –

делать людей производительными. Дракер считал, что менеджер должен

заботиться о достижении экономических целей организации и о клиентах, а не

о создании «радости для рабочих». Хотя при этом он считал, что отношение на

работе должны строиться на базе взаимного уважения.

Более того, в начале 50 – х гг. он выдвинул идею самоуправляющегося

трудового коллектива. Суть идеи состояла в том, что на фирме создается

выбранный орган из рабочих и служащих, который призван решать вопросы,

касающиеся социальных аспектов жизни предприятия. Участвуя в такой

деятельности, рабочие, по мнению Дракера, должны обретать чувство

ответственности за деятельность предприятия. Дракер считал в последствии,

что это была его самая оригинальная, и важная идея относительно он

рассматривал как свое крупнейшее поражение.

Дракер выдвинул большое количество идей в области менеджмента.

Несомненно, стержневой идеей его учения является идея об исключительной

роли и исключительном значении профессиональных менеджеров. Управленческая

элита, по мнению Дракера, является основой бизнеса и должна играть ведущую

роль в развитии современного бизнеса и современного общества.

3. Ситуационные теории.

Среди «синтетических» учений об управлении заметное место занимают

ситуационные теории. Суть данных теорий состоит в том, что результаты одних

и тех же управленческих действия в различных ситуациях могут очень сильно

отличаться друг от друга. Поэтому, осуществляя все необходимые действия,

такие, как планирование, или распорядительство или контроль, менеджеры

должны исходить из того, в какой ситуации они действуют.

Ситуационные теории управления дают рекомендации относительно того, как

следует управлять в конкретных ситуациях. При этом выделяется четыре

обязательных шага, которые должны быть осуществлены менеджером для того,

чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации. Во –

первых, управление должно уметь осуществлять анализ ситуации с точки зрения

того, какие требования к организации предъявляет ситуация и что характерно

для ситуации. Во – вторых, должен быть выбран соответствующий подход к

осуществлению управления, которой бы в наибольшей степени и наилучшим

образом соответствовал требованиям, выдвигаемым к организации со стороны

ситуации. В-третьих, управление должно создавать потенциал в организации и

необходимую гибкость для того, чтобы можно было перейти к новому

управленческому стилю, соответствующему ситуации. В-четвертых, управление

должно произвести соответствующие изменения, позволяющие подстроиться к

ситуации.

Ситуационные теории, давая описание того, как подстраивать организацию к

конкретным требованиям, как производить изменения и перестановки наиболее

рационально и безболезненно, как создавать и развивать адаптационный

потенциал, отрицают наличие универсальных подходов к управлению, наличие

обобщенных, все охватывающих принципов построения и осуществления любого

управления. С точки зрения этих теорий, управление — это в первую очередь

искусство менеджеров понять ситуацию, вскрыть ее характеристики и выбрать

соответствующее управление, а уж потом следовать научным рекомендациям в

области управления/носящим обобщающий и универсальный характер.

4. Теория «7-S».

Одной из наиболее популярных в 80-е гг. системных концепций

менеджмента является теория «7-S», разработанная двумя парами

исследователей, работавших с консультационной фирмой «МакКин-зи». Первую

пару составили Томас Питере и Роберт Уотерман — авторы известной книги «В

поисках эффективного управления», а вторую пару — Ричард Паскаль и Энтони

Атос — авторы не менее известного бестселлера «Искусство японского

управления: пособие для американских управляющих».

Исследования данных специалистов в области управления привели их к

выводу, что эффективная организация формируется на базе семи

взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых с необходимостью

требует соответствующего изменения остальных шести. Так как по-английски

название всех этих составляющих начинается на «S», эта концепция получила

название «7-S».

Ключевыми составляющими являются следующие:

• стратегия — планы и направления действий, определяющие

распределение ресурсов, фиксирующие обязательства по

осуществлению определенных действий во времени для достижения

поставленных целей;

• структура—внутренняя композиция организации, отражающая распадение

организации на подразделения, иерархическую

субординацию этих подразделений и распределение власти между ними.

• штамп — ключевые группы персонала, существующие в организации

и охарактеризованные по возрасту, полу, образованию и т.п.;

• стиль - способ, каким руководители управляют организацией;

сюда же относится организационная культура;

• квалификация — отличительные возможности ключевых людей в

организации.

• разделенные ценности — смысл и содержание основных направлений

деятельности, которые организация доводит до своих членов.

В соответствии с данной концепцией, только те организации могут

эффективно функционировать и развиваться, в которых менеджеры могут

содержать в гармоничном состоянии систему, состоящую из данных семи

составляющих.

Хотя ситуационный подход к управлению и провозгласил, что в результате

неопределенности, существующей в окружении организации, множественности

возможных решений управленческих задач, порождаемой разнообразием ситуаций,

нет и не может быть единого универсального подхода к управлению вообще,

попытки найти общие характеристики любого управления никогда не

прекращались. Идея единого для всех организаций, универсального управления

в 50—60-е гг. как бы априорно предполагала, что в основе теоретической

модели такого управления должен лежать американский тип менеджмента,

считавшийся в то время не без оснований лучшим и образцовым. Однако

практика 70-х гг. показала, что американский тип управления не только не

является универсальным, но и далек от того, чтобы считаться лучшим.

Особенно наглядно это проявилось при сравнении американского управления с

японским.

Заключение.

Таким образом, мы может сделать выводы, что учения об управлении

условно можно разбить на две группы: «одномерные» и «синтетические».

«Одномерные» учения концентрируют внимание на решений одной из проблем

управления: задачи, люди, организация управленческой деятельности. Наиболее

известными «одномерными» концепциями являются «научное управление»,

разработанное Ф. Тейлором, бихевиористские учения, учения об организации,

основоположниками которых являются А. Файоль и М. Вебер.

Из данного реферата мы видим что «Синтетические» учения об управлении

рассматривают управление организацией во всем его многообразии. К таким

учениям можно отнести теоретические разработки П. Дракера, концепцию

ситуационного управления, концепцию «7-S».

В работе мы так же рассмотрели теоретические положения Питера Дракера,

которые помогли нам понять суть «синтетических» учений в целом.

Список литературы.

1. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник, - 3 –е изд. –

М.: Гардарики, 2001. – 528 с.

2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер.с

англ. – М.: Дело, 1997. – 704 с.


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.