реферат, рефераты скачать
 

Сущность и характерные черты менеджмента в социально-культурной сфере. Учет деятельности учреждения культуры.


Сущность и характерные черты менеджмента в социально-культурной сфере. Учет деятельности учреждения культуры.

Самарское училище культуры

Заочное отделение

Контрольная работа

по предмету

«Экономика и менеджмент»

на тему «Менеджмент в социально-культурной сфере.

Учет деятельности учреждения культуры»

Выполнила студентка группы 4 Б

Колесникова Надежда Анатольевна

Преподаватель _________________

______________________________

САМАРА 2005

Содержание

1. Сущность и характерные черты менеджмента в социально-культурной сфере 3

1.1. Сущность менеджмента 3

1.2. Характерные черты менеджмента 5

2. Учет деятельности учреждения культуры 10

2.1. Роль и значение учета и отчетности 10

2.2. Виды учета и отчетности. Требования к их организации 10

2.3. Текущий учет 12

2.4. Статистический учет и отчетность 13

2.5. Творческий отчет 14

Список использованных источников 16

1. Сущность и характерные черты менеджмента в социально-культурной сфере

1. Сущность менеджмента

Под менеджментом понимается система управленческой деятельности,

обеспечивающей успешное функционирование самых различных социальных

институтов – организаций, призванных осуществлять некоторую социально-

значимую деятельность.

Социально-культурная сфера – сложное, неоднозначное понятие. Одни

авторы определяют социально-культурную сферу как совокупность предприятий,

выпускающих продукт, связанный с жизнедеятельностью людей, и в этом случае

к социально-культурной сфере относятся очень многие отрасли экономики,

такие как автомобилестроение, производство бытовой техники и пр. Другие

вкладывают в понятие социально-культурной сферы совокупность предприятий,

выполняющих социально-культурные функции, имеющие значение для культурного

уровня всего общества, в этом случае в социально-культурную сферу попадает

достаточно узкий перечень предприятий – театры, библиотеки, клубы, музеи.

Под социально-культурной сферой мы будем понимать совокупность

отраслей, предприятия которых производят товары и услуги, необходимые для

удовлетворения социально-культурных потребностей человека.

Деятельность в социально-культурной сфере осуществляется

организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной

принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными

организациями) и формы собственности, а также частными лицами. Далее, фирма

– любое учреждение социально-культурной сферы.

Менеджмент в социально-культурной сфере представляет для нас особый

интерес.

Во-первых, потому что в его технологическом содержании раскрывается

все богатство менеджмента вообще – как уже говорилось, в сфере культуры

действуют самые различные фирмы.

Во-вторых, перспективы такого рассмотрения важны для уяснения

возможностей сотрудничества со сферой культуры других сфер деловой

активности. Главная особенность менеджмента в социально-культурной сфере

заключается в том, что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно

не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств

заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности.

В-третьих, еще более очевидно другое обстоятельство – нарастание

требований к менеджментной компетентности специалистов и работников

социально-культурной сферы. Переход от сугубо административно-

распределительной технологии управления сферой к все более широкому

использованию экономических методов, от чисто дотационного бюджетного

финансирования структур к финансированию программ, к конкуренции за

бюджетные средства, необходимости широкого привлечения внебюджетных

средств, идеологический и политический плюрализм, хозяйственная

самостоятельность – все это радикально меняет требования к профессионализму

менеджера в социально-культурной сфере. Если раньше он видел себя

преимущественно работником «идеологического фронта», педагогом-

воспитателем, то теперь он должен быть практически ориентирован в

технологии маркетинга в коммерческой и некоммерческой деятельности, быть

экономически и юридически грамотным специалистом, короче говоря – быть

полноценно компетентным в вопросах менеджмента, без всяких скидок на

пресловутую «специфику» сферы.

Более того, сама эта специфика заключается отнюдь не в «усеченности»

менеджмента, а наоборот – в его расширительном применении. Социально-

культурная сфера включает в себя деятельность как сугубо некоммерческую

(нонпрофитную), так и коммерческую (платные услуги), как местного, так и (в

том числе – применительно к тому же виду деятельности) международного

масштаба.

Бизнес и культура в современном обществе «скованы одной цепью» –

предполагают и дополняют друг друга, немыслимы друг без друга. Эта

«обреченность» на сотрудничество имеет глубокий политологический смысл,

чрезвычайно важный для развития и преобразования общества. Дело в том, что

это сотрудничество, по сути дела, является способом реализации гражданского

общества – не декларирования его, а наращивания его реальной ткани, его

механизмов, процедур и «мускулов». Только общество, в котором сложилась и

вызрели развитые формы сотрудничества делового мира и сферы культуры,

способно к саморазвитию и саморегуляции социально-экономических и социально-

культурных процессов – по возможности независимо от государства.

2. Характерные черты менеджмента

Обычно специфику менеджмента в сфере культуры связывают с

особенностями «духовного производства». «Продукты» такой деятельности носят

не столько вещественный характер, сколько связаны с феноменами сознания

(восприятия, понимания, мышления, переживания и т.д.), не поддаются

непосредственному прямому счету, складированию. Их производство зачастую

совпадает с их потреблением (просмотр спектакля, кинофильма, прослушивание

концерта, чтение книги и т.д. Книга, которую не читают, картина, которую не

смотрят и т.п., не являются художественными ценностями). Более того, в

отличие от продуктов материального производства, уничтожаемых в процессе

потребления (сапоги снашиваются, яблоки съедаются), культурные ценности в

процессе потребления наращивают свою ценность (чем больше народу прочитало

книгу, видело картину, слышало концерт и т.п., – тем выше их социальная

значимость).

Однако под услугами в сфере культуры теперь уже можно и нужно понимать

не только услуги непосредственно посетителям, но и донорам, готовым

выделять средства и поддерживать эту деятельность. Сфера культуры – сфера

преимущественно некоммерческой деятельности. Главная особенность

менеджмента в сфере культуры заключается в том, что деньги в этой сфере

появляются преимущественно не на основе коммерции, а на основе привлечения

средств, вовлечения интересов самых различных сил и инстанций: органов

власти, ведающих бюджетными средствами, спонсоров, благотворительных

организаций и прочих доходов. Даже в шоу-бизнесе, на первый взгляд

предельно коммерциализированном секторе сферы культуры, доходы от продажи

билетов составляют обычно около 15% бюджета гастроли. Остальное – средства

спонсоров. Да и сама гастроль чаще всего является лишь частью рекламной

компании нового диска или альбома.

Некоммерческая деятельность не означает «непривлекательная» для

бизнеса. Во всем мире некоммерческий (нонпрофитный) сектор – один из

наиболее интенсивно развивающихся секторов экономики. Действительно, что

может быть привлекательней деятельности, когда все ваши доходы идут на

покрытие ваших расходов и прибыль не образуется в принципе! Некоммерческая

сфера обладает рядом законодательно закрепленных льгот и гарантий,

привлекающих туда капитал. В силу своей публичности, социальной значимости

она обладает явно выраженным рекламным потенциалом, возможностями

формирования и продвижения привлекательного имиджа, репутации, социального

статуса и т.д.

Более того, некоммерческая деятельность имеет более общий характер,

она может включать в себя коммерческую как свою часть. Например, музей

может заниматься предпринимательской деятельностью, открывать производство

сувениров, типографию, ремонтные мастерские и т.п.

Эти обстоятельства накладывают свои особенности на маркетинг

некоммерческой деятельности: он оказывается многомерным, в отличие от

традиционного маркетинга в коммерческих сферах. Например, в некоммерческой

сфере довольно часто субъект платежеспособного спроса (тот, кто платит

деньги) не совпадает с непосредственным потребителем (клиентом). Так,

типичные потребители услуг в социально-культурной сфере – это дети,

подростки, ветераны. Работа с ними, с очевидностью, необходима, но кто

должен оплачивать оказываемые им услуги? Зачастую – не они сами. Что-то

оплачивают родители, что-то поддерживается бюджетными средствами, что-то –

заинтересованными в такой деятельности донорами, что-то –

благотворительными фондами и т.д. Фактически в социально-культурной сфере

действуют, как минимум, два рынка: рынок потребителей и рынок доноров. И не

всегда можно сказать, какой из этих рынков первичен: то ли сначала

определяются виды работ с потребителями и затем ищутся доноры на их

поддержку, то ли потребители подбираются для обеспечения интересов доноров,

готовые платить деньги за определенные виды работ с этими группами.

Эти особенности, вне всякого сомнения, сказываются на технологии

менеджмента в социально-культурной сфере. Однако при всей их важности они

не отличают менеджмент в социально-культурной сфере от любого менеджмента

услуг. Практически все указанные особенности суть особенности услуг.

Менеджмент в социально-культурной сфере может заключаться

исключительно в создании организационных и экономических условий

саморазвития социально-культурной жизни – не больше, но и не меньше. И в

этом заключается подлинное содержание характера менеджмента в социально-

культурной сфере.

Бизнес все более интегрируется с другими сферами жизни общества:

политикой, культурой, наукой, образованием, искусством, спортом. Все

большее распространение получили спонсорство и благотворительность,

патронаж. Все это не только резко изменило и обогатило своим содержанием

технологию менеджмента, придало ему характер социально и культурологически

ориентированной деятельности.

Важно, что все эти особенности проявляются на фоне бурного развития

современных информационных технологий, информатизации и компьютеризации,

мультимедиа, освоения возможностей Интернета, без которого немыслимы уже

современная реклама, PR, другие бизнес-технологии. Интенсивно проникают эти

технологии и в социально-культурную сферу, открывая перед нею совершенно

новые горизонты развития.

Современный рынок все более явно глобализируется. Начинается тотальная

конкуренция всех со всеми. На первый план выходит способность занять свое

уникальное место в сети глобальных рыночных связей. А это возможно только

при условии привлечения внимания к своему бизнесу, достижения известности

любыми средствами.

В этом плане современный бизнес, как впрочем и политика, все более

сближаются по своей технологии с шоу-бизнесом и социально-культурной

деятельностью в целом. В своем технологическом содержании современный

менеджмент окончательно приобрел черты и формы технологии социально-

культурной деятельности.

Все эти особенности современного менеджмента, которые являются

закономерным выражением действия внутренних тенденций развития самого

менеджмента, заметно сближают его со сферой культуры и социально-культурной

сферой в целом.

Все эти обстоятельства предъявляют новые требования к компетентности и

профессионализму современного менеджера. К традиционным требованиям знания

технологии, организации, финансового контроля и маркетинга в современных

условиях добавляются требования культурологического и гуманитарного

характера. Современный менеджер, вне зависимости от профиля деятельности

его фирмы, должен быть не только теоретически, но практически

ориентированным в вопросах общей и прикладной культурологи, социальной

психологии, быть знакомым с современными культурными процессами в тех

обществах, в среде которых ему приходится или придется иметь дело,

практически ориентироваться в механизмах и процедурах принятия политических

решений, в современной политической жизни, иметь развитое чувство вкуса,

гармонии, стиля, владеть иностранными языками, быть развитым и продвинутым

в плане нравственной и интеллектуальной культуры. Не только зарубежные

данные, но нынешняя российская действительность убедительно показывают, что

больше шансов стать успешными предпринимателями и менеджерами имеют

выпускники гуманитарных вузов по сравнению с выпускниками технических

вузов, а среди последних – бывшие научные сотрудники.

Нарастание гуманитарного содержания современного менеджмента

проявляется практически по всем векторам практики менеджмента.

Если воспользоваться удачной метафорой Э. Фромма, то можно сказать,

что если еще послевоенный менеджмент осуществлялся в модусе «Иметь» (to

have, haben), то современный менеджмент осуществляется скорее в модусе

«Быть» (to be, sein). Современная фирма во все большей степени предстает

как культура – в буквальном, терминологическом смысле слова: со своими

ценностями, нормами, традициями, ритуалами, героями, мифами, легендами,

фольклором, субкультурами и т.д. Фирменный стиль, организационная культура,

дух корпорации из метафор очень быстро превратились в конкретные

технологические требования. Все большее число ведущих зарубежных

специалистов по менеджменту склонны рассматривать современный менеджмент

как «культурологический» по преимуществу.

2. Учет деятельности учреждения культуры

Учет и отчетность являются частью информационного механизма

менеджмента, связанного с характеристиками реальных результатов

деятельности фирмы. Учет – это характеристика итогов деятельности

учреждения в утвержденной системе показателей.

1. Роль и значение учета и отчетности

Правильно организованные учет и отчетность играют важнейшую роль в

технологии менеджмента. Фиксируя итоги деятельности за определенный период,

данные учета и отчетности создают информационную базу данных как для

контроля, так и для принятия последующих плановых и других решений. Без

опоры на эти данные невозможна эффективная организация заработной платы,

задание системы стимулирования. Без достоверных данных учета и отчетности

невозможна выработка норм и нормативов, создание нормативной базы.

Сведенные в региональном и общегосударственном масштабе данные учета и

отчетности создают основу для выработки культурной политики, принятию

решений по бюджету, для научно-теоретического анализа, выявления тенденций

и закономерностей, действующих в социально-культурной сфере, ее отраслях,

экономике и обществе в целом.

2. Виды учета и отчетности. Требования к их организации

Из определения учета и отчетности видно, что центральную роль в их

организации играет выбор системы конкретных показателей и принятие

специального решения по утверждению их в качестве показателей учета и

отчетности. Этим последние отличаются от показателей, фигурирующих в

анализе, – там аналитик волен применить те показатели, которые наиболее

соответствуют целям анализа. В учете же речь должна идти о стабильной

системе характеристик.

Система учета и отчетности должна соответствовать нескольким очевидным

требованиям:

– показатели учета и отчетности должны соответствовать планируемым

показателям, иначе утрачивается единство информационного механизма

менеджмента;

– система учета должна быть простой и ясной, по возможности исключать

показатели, требующие расчет (это функция анализа), и использовать простые

натуральные и стоимостные показатели;

– учет должен быть оперативен и своевременен – всякие «рисования»

учета задним числом создают почву для злоупотреблений;

– учет должен быть максимально полным, т.е. охватывать все стороны

деятельности фирмы;

– данные учета и отчетности должны быть достоверными – как показывает

практика, наиболее сложное для социально-культурной сферы требование.

В социально-культурной сфере действуют четыре вида учета и отчетности:

текущий (первичный, оперативный), статистический, бухгалтерский учет (и

соответствующая отчетность), а также творческие отчеты. Бухгалтерский учет

является частью финансового контроля и настолько технологически специфичен,

что образует достаточно развитую самостоятельную дисциплину менеджмента,

образующую самостоятельный учебный курс. Кроме того, бухучету посвящен

чрезвычайно широкий круг специальной литературы и материалов. Поэтому в

данной работе рассматриваться не будет. Следует помнить также, что все виды

учета (отчасти, включая и творческий отчет), так или иначе, но во все

большей степени опираются на использование современных компьютерных

технологий. Существует веер АРМов (автоматизированных рабочих мест) по

бухгалтерскому учету, статистике, текущему учету с соответствующим

программным обеспечением.

3. Текущий учет

Речь идет об учете текущей (каждодневной) деятельности учреждения

культуры. В силу этого его также называют оперативным (в отличие от других

– так или иначе, но эпизодических видов учета и отчетности) учетом. Этот

учет является базой, над которой надстраиваются все другие виды учета и

отчетности – отсюда его еще одно название – первичный.

С некоторой степенью условности можно различать два вида текущего

учета: количественный и качественный. Количественный учет связан с учетом

объемов выполненной работы (количество мероприятий, посетителей, доход и

т.п.). Типичным документом текущего учета в сфере культуры является журнал

учета текущей работы. Обычно учет в нем ведется по следующим позициям:

порядковый номер, дата, наименование работы, время начала и окончания,

количество посетителей, подпись ответственного лица, примечания. Регулярно

(ежемесячно, ежеквартально) данные об объеме выполненной работы суммируются

с заполнением специальных таблиц. Страницы такого журнала пронумерованы,

прошнурованы и должны скрепляться печатью, так как журнал является

документом финансовой дисциплины. Хотя вести его могут должностные лица,

которым это поручено, ответственность за достоверность, своевременность и

полноту записей в журнале несет руководитель организации. К другим

документам текущего учета относятся списки коллективов, журналы посещения

кружков и коллективов, журналы дежурств и другие документы, в которых

ведется учет работы в подразделениях и службах.

Что может подтвердить записи в журнале учета текущей работы? Не

секрет, что в сфере культуры, в силу особенностей оказываемых услуг,

имеются возможности для «рисования» учета, а значит и «липовой» отчетности.

В качестве подтверждающих материалов могут выступать планы, программы,

пригласительные билеты, сметы, сценарии, фотографии, видео- и

киноматериалы, корешки путевок и квитанций – практически все материалы и

документы, сопровождающие ход подготовки и проведения конкретных

мероприятий. Поэтому такие документы и материалы также могут быть отнесены

к текущему учету.

Качественный учет – учет уровня и эффективности проводимой работы. К

его материалам и документам относятся справки по итогам проверок, отзывы

посетителей и клиентов, рецензии и отзывы в СМИ, результаты экспертных

оценок и т.п.

Примером документа, в котором объединяются качественные и

количественные характеристики выполненной работы, являются акты сдачи-

приемки выполненной работы, подписанные представителями исполнителя и

заказчика, в которых фиксируются объемы выполненных работ, их соответствие

запланированным, наличие или отсутствие претензий заказчика к исполнителю

по объему и качеству выполненных работ. Кроме того, в сфере культуры

неоднократно предпринимались попытки введения паспортов учреждений

культуры, в которых систематически фиксировались итоги и оценки их

деятельности.

4. Статистический учет и отчетность

На основе данных текущего учета регулярно (обычно один раз в год)

составляется статистический отчет. Статистический отчет заключается в

заполнении специальной табличной формы. Для каждого типа учреждений

культуры заполняется своя типовая форма статотчета согласно альбому типовых

форм Государственного Комитета по статистике (Госкомстата). В содержание

такой формы входит подробная инструкция по ее заполнению, так что

подготовка статистического отчета обычно особого труда не составляет – при

условии хорошо налаженного текущего учета. В противном случае оформление

статотчета превращается в «творчество» сомнительного характера.

Форма статотчета заполняется в трех экземплярах по истечении отчетного

года, подписывается руководством фирмы и передается (высылается) в

региональный орган Госкомстата и вышестоящую ведомственную инстанцию

(учредителю). Один экземпляр остается в архиве учреждения.

Вышестоящие инстанции иногда требуют в качестве приложения к

статистическому отчету подробную пояснительную записку о деятельности

учреждения культуры (годовой информационный отчет). Госкомстату такой отчет

не требуется.

При всей уязвимости для критики действующих форм статистической

отчетности они играют важнейшую роль, создавая информационную базу данных о

состоянии и работе сферы культуры в региональном масштабе и масштабе страны

в целом. Поэтому статистические показатели не могут произвольно меняться –

в этом случае может наступить так называемый «обрыв в статистике» –

ситуация, делающая невозможным прослеживание тенденций развития, в том

числе и в историческом масштабе, затрудняет сопоставление различных

периодов развития сферы и общества.

5. Творческий отчет

В этом случае речь идет о специфических мероприятиях, на которых

учреждения демонстрируют образцы достигнутого уровня своей работы. Это

могут быть концерты, выставки, спектакли, фестивали, комплексные

мероприятия. Подобные творческие отчеты могут проводиться различного

уровня: отдельных коллективов, мастеров и исполнителей, учреждений и

организаций, могут быть отчетные акции регионального масштаба и даже

республиканского уровня («дни культуры» или фестивали).

Творческий отчет решает ряд задач:

– демонстрация лучших образцов работы;

– оценка итогов работы за определенный период;

– реклама и пропаганда (продвижение имиджа и репутации) деятельности

учреждения и его самого;

– вербовка новых клиентов, потребителей и активных участников

деятельности организации.

По своим задачам творческий отчет переплетается с public relations и

вполне может рассматриваться также как одна из форм PR.

Творческие отчеты имеют место не только в сфере культуры. Менеджмент

практически во всех других сферах и отраслях прибегает к выставкам

продукции, дням открытых дверей и другим акциям, носящим характер

творческого отчета.

Чтобы мероприятие могло рассматриваться в качестве творческого отчета,

оно должно отвечать нескольким требованиям:

– на нем должен быть продемонстрирован лучший опыт работы;

– сценарий проведения должен предполагать возможность оценки

демонстрируемых образцов работы (экспертный опрос, анкетирование

посетителей или участников, книгу отзывов, проведение конференций и т.п.);

– итоги творческого отчета, и особенно оценки должны стать предметом

специального анализа (совещания, семинара) для определения перспектив

дальнейшей деятельности.

Список использованных источников

1. Андреев С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов. – М.: Финпресс, 2002.

– 312 с.

2. Законодательство о культуре: [Сборник/ Сост. Б. Букреев]. – М.:

Касаткина, 2001. – 471 с.

3. Законодательная политика и правовое регулирование в сфере культуры:

аннот. библиогр. указ./ М-во культуры Рос. Федерации, Рос. ин-т

культурологии. – М.: РИК.

4. Морозова Е.Я. Экономика и организация предприятий социально-культурной

сферы. – СПб.: Михайлов, 2002. – 317 с.

5. Новаторов В.Е. Маркетинг в социально-культурной сфере. – Омск: Омич,

2000. – 288 с.

6. Религия, образование, культура: необходимость диалога: Форум

интеллигенции, Уфа, 24-25 нояб. 2000 г./ Сост. Филатов С.А. – М.: Фонд

социал.-экон. и интеллектуал. прогр., 2001. – 223 с.

7. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. – С.-Петерб. гос. ун-т

культуры и искусств. – СПб.: Лань, 2001. – 382 с.

8. Шкута А.А. Практическое мышление менеджера/ Под общ. ред. М.З. Бора. –

М.: Финпресс, 1998. – 220 с.

9. Экономические отношения в социально-культурной сфере: Межвуз. сб./ Под

ред. Ф.Ф. Рыбакова. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та, 1992. – 145

с.


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.