реферат, рефераты скачать
 

Типы государства: формационный и цивилизационный подходы


рамках определенной общественно-экономической формации и включает два

основных и неравнозначных по характеру компонента. Первый - экономический

базис, состоящий из системы производственных отношений и, прежде всего,

отношений собственности. Второй - надстройка, куда относятся общественное

сознание, мораль, право, государство, религия и наука. В общественно-

экономической формации действуют законы определяющей роли базиса по

отношению к надстройке и необходимости соответствия надстройки базису.

В формационной теории большое значение имеет типология государства,

т.к. природа государств различных исторических эпох отличается

принципиальными особенностями. Понятие «тип государства» очень точно

выражает изменяющуюся исторически природу государства, позволяет достаточно

точно определить характер государства разных эпох истории. Тип государства

– это система его важнейших сторон и свойств, порождаемых соответствующей

исторической эпохи свойственны одни и те же сущностные черты.

С позиций формационной теории, как она традиционно трактовалась в

отечественной марскистско-ленинской теории государства, тип государства

определяется тем, какому классу оно служит, а значит, какому экономическому

базису. То есть тип государства – это тесно взаимосвязанные его черты

государства, соответствующие определенной классовой структуре общества,

которая обусловлена экономическим базисом.

2.2.2. Характеристика цивилизационного подхода.

Иначе решается вопрос о типе государства в рамках цивилизационного

подхода: социальная природа государства определяется духовными и

культурными факторами. Тойнби пишет: «культурный элемент представляет собой

душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации; в сравнении с ним экономический и

тем более политический планы кажутся искусственными, заурядными созданиями

природы и движущих сил цивилизации.[4]»

Цивилизационный подход - исследование состояния и развития общества,

закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения

качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной

культуре народа, его религии и нравах.

Цивилизационный подход выделяет три принципа соотношения государства и

духовно-культурной жизни общества.

1. Природа государства определяется не только реальным соотношением

сил, но и накопленными в ходе исторического процесса

представлениями о мире, ценностями, образцами поведения.

Рассматривая государство, надо учитывать не только социальные

интересы и действующие силы, но и устойчивые, нормативные образцы

поведения, весь исторический опыт прошлого.

2. Государственная власть как центральное явление мира политики может

рассматриваться в то же время как часть мира культуры. Это

позволяет избежать схематизации государства и особенно проводимой

им политики как результата отвлеченной игры сил и, наоборот,

раскрыть связь государственной власти и престижа, морали и др.

3. Разнородность культур – во времени и пространстве – позволяет

понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним

условиям, останавливались в развитии в других условиях. В сфере

государственной жизни особое значение придается различиям,

вытекающим из своеобразия национальных культур и черт национального

характера.

III. Типы государств согласно формационной теории.

В соответствии с марксистской теорией типология государств в основании

имеет общественно-экономические формации. Каждая формация вызывает к жизни

определенный исторический тип государства. Поскольку в истории человечества

их выделялось пять: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная,

буржуазная и коммунистическая, и с каждой из них, кроме первой, связывался

определенный тип государства, был сформулирован в рамках марксизма

основополагающий тезис, гласивший, что история знает четыре исторических

типа государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и

социалистический.

3.1. Рабовладельческое государство.

Это первый исторический тип государства, возникший в результате

разложения первобытнообщинного строя и представляющий собой политическую

организацию экономически господствующего класса рабовладельцев.

Экономический базис рабовладельческого общества составляет полная

собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства,

но и на работников производства. Рабовладельческая собственность - первый

вид частной собственности, рабовладельческое государство – для охраны,

укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие классового

господства.

Государство необходимо рабовладельцам для удержания в повиновении

огромных масс рабов. Формационная теория относит к рабовладельческому типу

государств помимо античных государств – Афинского и Римского –

многочисленные государства Древнего Востока: Египет, Вавилонское

государство, Индию и Китай. В качестве разновидностей рабовладельческого

типа государства называют, например, города-государства Древней Греции,

получившие названия полисов, Римскую империю, возникшую в I веке до н.э., и

Спарту. Но сейчас такой подход устарел[5]. Не рабы являлись там

производительной силой, а общинники-земледельцы. По настоящему

рабовладельческий строй существовал только в Древней Греции и Древнем Риме.

Простое наличие рабского труда не дает основания зачислить данное

государство в разряд рабовладельческих. Иначе пришлось бы считать таковым и

США в XVIII – IX веках (негры на плантациях), и СССР (ГУЛАГ и другие

лагеря, каторжные стройки).

Рабство – экономическое и юридическое состояние, имело место на

определенных последующих этапах государства, но не было социально-

экономической основой в процессе становления этого государства, не являлось

результатом разложения первобытнообщинного строя. Не было такого

разложения, а произошло перерастание первобытного общества в раннеклассовые

государства. Что же касается возникновения рабства на последующих этапах

развития государственности в Афинах и Риме, приведшего к их становлению как

рабовладельческих городов-государств, то это действительно уникальный

процесс.

3.2. Феодальное государство.

Это второй исторический тип государства. Его экономический базис и

основу производственных отношений составляет собственность феодалов на

землю как главное средство производства в эпоху феодализма, сочетавшаяся с

собственностью лично зависимых от них крестьян на необходимые для обработки

земли сельскохозяйственные орудия и их трудом на собственников земли –

феодалов.

К основным разновидностям феодального типа государства, например в

Европе, этот формационный подход относит раннефеодальные государства

(княжества, гергогства и др.), пришедшие им на смену абсолютистские

государства и, наконец, свободные торговые города, типа Венеции, Генуи,

Новгорода и др. Современные представления о феодальном государстве

значительно более глубоки. Например, выделяется договорная

взаимозависимость сеньоров и вассалов, взаимная система прав и

обязанностей, в том числе обязанность сеньора содержать вассалов, и

обязанность вассалов защищать сеньоров.

3.3. Буржуазное государство.

Это третий исторический тип государства, предусматриваемый данной

типологией. Как надстройка над экономическим базисом оно закрепляет и

защищает буржуазный экономический строй. Капиталистическое государство

охраняет условия буржуазной эксплуатации, и прежде всего ее основу –

частную собственность на орудия и средства производства. Независимо от

своей формы оно выступает как орудие господства капитала над трудом. Суть

такого типа государства в том, что оно представляет собой диктатуру

буржуазии, комитет, управляющий ее общими делами, машину в руках

капиталистов, чтобы держать в подчинении рабочий класс.

Возникновение такого типа государства означает движение вперед по

сравнению со средневековьем. Оно является частью политической надстройки

над таким экономическим базисом, который предполагает личную свободу

работника, его независимость как личности от капиталиста. При капитализме

не применяются внеэкономические средства принуждения к труду, как это было

в условиях предыдущих типов государств. На последующих этапах развития

капитализма усиливается регулирующая роль государства во всех сферах

общественной жизни. На стадии империализма происходит перерастание

домонополистического капитализма в государственно-монополистический

капитализм, что означает непосредственное вмешаетльство государства в

процесс капиталистического воспроизводства.

В рамках формационной теории это государство – сложный организм, не

исключающим, например, противоречия между государством как политической

организацией господствующего класса в целом и теми или иными его слоями.

Под давлением трудящихся оно способно ограничивать их интересы. Все шире

государство применяет метод либерализма и делает шаги в сторону развития

политических прав. Об этом же говорят и реализуемые социальные программы.

Однако, капиталистическое государство остается орудием правящего

буржуазного класса, комитетом по управлению делами монополистической

буржуазии. Главными разновидностями буржуазного типа государства являются

домонополистические буржуазно-демократические государства,

империалистические государства и современные западные государства.

3.4. Социалистическое государство.

Это высший и последний исторический тип государства, согласно теории,

конечно. Это организация политической власти трудящихся во главе с рабочим

классом, важнейшая организационная форма экономического и социально-

культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и

коммунизма, орудие защиты революционных завоеваний народа. Согласно этой

теории, в отличие от перечисленных исторических типов государств,

социалистическое государство отличается такими чертами:

1). Экономическую базу соц. Государства составляют общественные

социалистические формы собственности и социалистическая система

государства. Все перечисленные виды основывались на частной собственности.

2). Социалистическое государство с момента своего рождения становится

орудием уничтожения всякой эксплуатации и причин, ее порождающих.

3). Социалистическое государство имеет более широкую социальную базу,

т.к. управляют им трудящиеся.

Согласно данной теории, социалистическое государство уже не есть

государство в собственном смысле т.к. оно не является орудием власти

эксплуататорского меньшинства над массами трудящихся. Фактически оно

«полугосударство», выражающее волю и интересы большинства членов общества

– рабочего класса. В коммунистическом обществе государство отомрет, уступив

место коммунистическому общественному самоуправлению.

3.5. Переходное государство.

Говоря об основных исторических типах государств, формационная теория

утверждает, что в рамках одного и того же исторического типа государства,

как правило, существуют его разновидности. Их возникновение при одинаковой

экономической и классовой базе и классовой природе обусловлено наличием

специфических условий – это соотношение классовых сил в стране,

климатические условия, внешние условия и др.

Такие разновидности государств в рамках одного и того же исторического

типа носят обычно промежуточный характер. В переходных государствах власть

принадлежит не одному, а коалиции двух или нескольких классов. Пример –

государства, возникавшие в период перерастания буржуазно-демократической

революции в социалистическую. В такие периоды возникали и хотя недолго, но

все же функционировали государства революционно-демократической диктатуры

пролетариата и крестьянства. В первые годы после второй мировой войны

переходную природу имели восточно-европейские государства народной

демократии, которые позже мирно эволюционировали в ту или иную

разновидность социалистического государства.

Необходимость ввести в формационную теорию понятие «разновидность

государства» вытекает из того обстоятельства, что в рамках формационного

подхода оказывается затруднительно описать, объяснить и спрогнозировать

развитие конкретной государственности у конкретного народа.

IV. Типы государств согласно цивилизационной теории.

Исторический процесс привел к складыванию свыше двух десятков

цивилизаций, отличающихся друг от друга не только утвердившимися в них

системами ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них

типом государства.

В развитии цивилизации проходят несколько этапов. Первый – локальные

цивилизации, каждая из которых имеет совокупность взаимосвязанных

социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, китайская,

западноевропейская, индская, эгейская и др.). Второй – особенные

цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-

европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств. И,

наконец, третий этап – современная цивилизация с ее государственностью,

которая в настоящее время только складывается и для которой характерно

совместное существование традиционных и современных социально-политических

структур.

1. Место государства в первичной цивилизации.

Существуют различные основания для типологизации цивилизаций и их

государственности: хронологические, генетические, пространственные,

религиозные, по уровню организации и др. Можно выделить три группы

отношений, которые определяют цивилизационные характеристики государства и

лежат в основе его цивилизационной типологии. В понятии цивилизационного

типа государства выражаются обусловленные уровнем развития товарного

производства и обмена культурные особенности государств, проявляющиеся[6]:

1) в отношениях между обществом (государством) и природой,

2) в межгосударственных отношениях,

3) в их взаимоотношениях с обществом.

Для типологии государств с точки зрения цивилизационного подхода

наибольший интерес представляет классификация цивилизаций по уровню их

организации. Предполагается делить цивилизации на первичные и вторичные.

Государства в первичных и вторичных цивилизациях резко отличаются друг от

друга по своему месту в обществе, выполняемой роли и социальной природе.

Первичные цивилизации принимают государственно-страновой, хотя нередко

и имперский характер. Обычно к ним причисляют древнеегипетскую, шумерскую,

ассиро-вавилонскую, иранскую, бирманскую, сиамскую, кхмерскую, вьетнамскую,

японскую и др. Их анализ показывает огромную роль государства как

объединяющей и организующей силы, не определяемой, а определяющей

социальные и экономические структуры. Отличительной особенностью этих

обществ было соединение государства с религией в политико-религиозном

комплексе, где государство – более чем государство. Религия же прямо

включает в себя обожествленного правителя, т.е. государство в культе вождя,

фараона, раджи, микадо и т.д. В первичных восточных цивилизациях

государство являлось составной частью не только политической надстройки, но

и базиса, что было связано с обеспечением им как политического, так и

хозяйственного социального функционирования общества.

4.2. Место государства во вторичной цивилизации.

Вторичные цивилизации – это западноевропейская, североамериканская,

восточноевропейская, латиноамериканская, буддийская и др. Здесь проявилось

отчетливое различие между государственной властью и культурно-религиозным

комплексом. Власть оказывалась уже не такой всемогущей и всепроникающей

силой, какой она была в первичных цивилизациях. Но и здесь с

цивилизационной точки зрения государство было компонентом, во многом

подчиненном культурно-религиозной системе.

Во вторичных цивилизациях положение правителя было двойственным. С

одной стороны, он средство утверждения сакральных принципов и заветов и в

качестве такового достоин всяческого повиновения. А с другой – он сам не

вправе нарушать эти заветы, иначе его власть незаконна. Его власть -

служение, должное следовать идеалу, и поэтому вторична.

V. Недостатки формационного подхода.

Сегодня, в XXI веке, становятся очевидным недостаточность и

ограниченность формационного подхода к постижению социальной сущности

государства.

5.1. Проблема догматизации теории Маркса.

Первый недостаток – это его догматизация. В основе этого подхода лежит

членение истории на 5 общественно-экономических формаций. Оно приобрело в

нашей стране силу непререкаемого закона после выхода в 1983 году «Истории

Всесоюзной коммунистической партии (большевиков). Краткий курс», написанной

Сталиным. А между тем, в первоначальном формационном подходе, высказанном

самим Марксом, основу научной периодизации истории и, соответственно,

государственно-правовой жизни общества составляет членение общества на три

макроформации:

- первичную (архаическую);

- вторичную (экономическую);

- теоретичную (коммунистическую).

Назывались они не общественно-экономическими, а общественными.

Основными критериями выделения названных формаций выступают наличие или

отсутствие:

а) частной собственности;

б) классов,

в) товарного производства.

Если эти признаки отсутствуют, перед нами архаическая, или

коммунистическая общественная формация, которая не может обойтись без той

или иной формы государства. В своей работе Маркс пишет: «азиатский,

феодальный, античный, современный буржуазный способы производства можно

обозначить как прогрессивные эпохи экономической общественной формации. Как

видно, Маркс выделял азиатский способ производства и тип государства –

восточную деспотию, ставя его перед античным и феодальным. Понятие «способа

производства» у него не совпадает ни хронологически, ни содержательно с

понятием формации. Отсюда необходимость пересмотра типологии государства,

принятой в рамках формационной теории: ее основой должны быть не формации,

а способ производства. В третьих, по формационной теории Маркса, внутри

каждой формации сменяются по меньшей мере четыре способа производства и

соответствующих типов государства: азиатский, античный, феодальный и

буржуазный. В четвертых, мировая история – это процесс смены трех общих для

всех народов формаций и гораздо большего числа способов производства, не

обладающих в большинстве своем характером универсальности.

Поэтому пути развития государственных образований различны тогда,

когда осуществляется переход от зрелого состояния одной общественной

формации к зрелому состоянию другой формации. Только зрелые формы выражения

закономерностей той или иной общественной формации есть исторические

разновидности обществ и государств, свойственные всему человечеству.

Поэтому только буржуазное государство представляет собой историческую

разновидность государства, имеющую универсальный характер. Что касается

государства, порожденного азиатским способом производства,

рабовладельческого, феодального и социалистического государств, то они

таким характером не обладают и должны рассматриваться в качестве типов

государства, не получивших всеобщего распространения на Земле. Так,

рабовладельческие государства в чистом виде существовали только в Греции и

Риме, а феодальные государства знала только Европа.

Еще один недостаток – отсутствие в «пятичленке» азиатского способа

производства и соответствующего ему государства. Азиатский способ

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.