| |||||
МЕНЮ
| Теория организацииТеория организацииИНСТИТУТ РЕКЛАМЫ, ТУРИЗМА И ШОУ-БИЗНЕСА КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ По курсу: «Теория организации». Выполнила: студентка 3-го курса Зорько А.А. Проверил: __________________ __________________ Москва, 1999 Cодержание: |Лекция 1. Организация как процесс и явление, формы организации, | | |классификация организаций……………………………………………. |3 | |Лекция 2. Общее понятие системы. Признаки, типы и свойства…… |5 | |Лекция 3. Виды управленческих структур ……….………………… |6 | |Лекция 4. Функции управления и их связь со структурой…………... |8 | | | | |Лекция 5. Конкретные функции управления (КФУ)…………………. |9 | |Лекция 6. Процедуры и операции…………………...............…….. |10 | |Лекция 7. Организационная система. Система | | |управления. Стратегическое управление. Распределение |11 | |функций………….…….. | | |Лекция 8. Хозяйственные организации. Их эволюция. Формы…….. |13 | |Лекция 9. Классификационные характеристики, формы | | |хозяйственных организаций. Отношение к собственности…….……… |15 | |Лекция 10. Субъекты и объекты организационной | | |деятельности……………………………………………………….……… |17 | |Лекция 11. Виды организационных работ, выполняемые различными | | |субъектами управления (примеры)……………………………………… |18 | |Лекция 12. Малое предпринимательство………………………………. |20 | |Лекция 13. Документационное обеспечение организационной | | |системы……………………………………………………………………. |22 | |Лекция 14. Контроль исполнения документов………………………… |25 | |Лекция 15. Служебные письма. ………………………..….……………. |27 | |Приложение. Примеры оформления документов……………………... |27 | Лекция 1. Организация как процесс и явление, формы организации, классификация организаций. Организация (процесс) Организация (явление) - проектирование орг. процессов - правовые нормы - закономерности орг. процессов - соц. структура орг-ий - орг. культура, традиции орг. процессов - субъекты орг. деятельности, т е. элементы орг-ий В результате изучения теории организации менеджер должен получать следующие знания и навыки: . Применение методов научной организации труда и организации проектирования, практическое использование навыков рационализации управленческого труда. . Владение методами прогнозирования развития социально-экономических процессов в орг-ии и оценка их состояния в текущий момент времени. 4 формы организаций: 1. Юридическое лицо – зарегистрировано, имеет печать, расчетный счет в банке. 2. Неюридическое лицо – подразделения организаций. (не зарегистрировано) 3. Неюридическое лицо – предприниматель без орг-ии юридического лица. (зарегистрировано) 4. Неформальная организация граждан. Общие черты для всех форм организаций: 1. Наличие по крайней мере одного человека. 2. Наличие хотя бы одной общей цели, направленной на удовлетворение потребностей и интересов человека или общества. 3. Получение прибавочного продукта в разных формах (материалы, духовная форма, информация). 4. Преобразование ресурсов в ходе деятельности (финансы, потенциал работников, оборудование, знания, информация). Классификация организаций. Цели классификации организаций: 1. Выявление сходных организаций по каким-то параметрам для выработки общих методик их анализа и совершенствования. 2. Количественная классификация, количественный анализ (распределение организаций разных типов). Необходима для создания инфраструктуры (например, подготовка кадров). 3. Определение государственной, в том числе налоговой, политики по отношению к организациям различных типов. Основные признаки по которым классифицируются организации: 1. Правительственные и неправительственные. 2. Коммерческие и некоммерческие. 3. Бюджетные и внебюджетные. 4. Общественные и хозяйственные. 5. Формальные и неформальные. 6. По отраслевой принадлежности (промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, торговые и т. д.). 7. По самостоятельности принятия решения (головные, дочерние и зависимые). 8. По величине (по численности членов организации). Правительственная орг-ия – статус ПО дается официальными формами власти. (Например, властью федерального или местного уровня). На эти организации распространяются различные привилегии, но и предъявляются жестокие требования. (Привилегии – финансирование. Требования – гос. чиновники не имеют права возглавлять коммерческие структуры, не имеют права использовать привилегии в целях собственной выгоды либо личной выгоды сотрудников.) Неправительственные орг-ии – орг-ии, которые не имеют статуса правительственных. Коммерческие орг-ии – организации, ставящие своей целью получение прибыли в интересах учредителей или акционеров. Некоммерческие орг-ии – ставят целью удовлетворение общественных потребностей. Полученная прибыль идет на учредителям, а используется на развитие орг-ии (прибыль не облагается налогами). Бюджетные орг-ии – источником их финансирования является государственный бюджет или бюджет государственного органа (освобождаются от многих налогов, в том числе от НДС). Небюджетные орг-ии – сами изыскивают источники финансирования. Общественные орг-ии – удовлетворяют потребности своих членов. Отличаются от некоммерческих тем, что менее масштабны (например, любая партия). Хозяйственные орг-ии – удовлетворяют потребности отдельных индивидуумов и общества путем хозяйственно-производительной деятельности. Формальные орг-ии – это зарегистрированные в установленном порядке общественные и хозяйственные организации. Неформальные орг-ии – организации незарегистрированные в государственных органах власти по каким-либо причинам. Лекция 2. Общее понятие системы. Признаки, типы и свойства. Общее понятие системы. Система – это целое, собранное из частей и элементов для целенаправленной деятельности. Признаки системы: 1. Множество элементов. 2. Единство главной цели для всех элементов. 3. Наличие связи между элементами. 4. Целостность и единство элементов. 5. Структура и иерархичность. 6. Относительная самостоятельность. 7. Наличие функции управления. Закрытая и открытая системы. Закрытая система – система, которая минимально реагирует на воздействие внешней среды и не обменивается с внешней средой продуктами своей жизнедеятельности. Открытая система – система, которая в процессе своей жизнедеятельности обменивается с окружающей средой энергией, информацией и материей. Биологические и социальные системы чаще всего открыты. Среди технических преобладают закрытые. вход выход вход выход открытая, но без закрытая обратной связи внешняя среда одностороннее влияние Большинство систем включают в себя подсистемы. Подсистема – это набор элементов, выполняющих определенную функцию и имеющих автономию в рамках систем. Свойства систем: 1. Система стремится сохранить структуру и целостность (гомеостаз). 2. Система имеет потребность в управлении для обеспечения взаимодействия с внешней средой. Управление решает задачу поддержки гомеостаза в изменяющейся внешней среде. 3. Эмержентность. Система имеет свойства отсутствующих или отличных в ней элементов. Лекция 3. Виды управленческих структур. Линейная структура. Обеспечивает высокий уровень управляемости. Лекция 4. Функции управления и их связь со структурой. Функции управления – совокупность действий однородных по некоторому признаку, обеспечивающих достижение частной цели и направленных на достижение общей цели управления. Выделяют 3 группы функций: 1. Производственные. 2. Управление производством. 3. Управление управлением. Производственные функции осуществляет производственный персонал (специалисты): рабочие, техники, инженеры, конструкторы, технологи, инспекторы, секретари, бухгалтеры, продавцы. Функции осуществляющиеся по созданию и продаже товаров и услуг. Управление производством осуществляют мастера участков, бригадиры, руководители групп и проектов, т. е. Те, у которых в подчинении специалисты (менеджеры). Управление управлением осуществляют руководители, у которых в подчинении находятся менеджеры, руководители, занимающиеся стратегическим управлением, внешним представительством и консультационной деятельностью. Они направляют деятельность менеджеров в соответствии с целью и миссией организации. Распределение функций управления. |Категории |Управление |Управление |Производство | |работников |управлением |производством | | |Руководители |+ | +? | -? | |Менеджеры |- |+ | +? | |Специалисты |- |- |+ | Каждая функция управления отличается 3-мя параметрами: 1. Трудоемкостью, которая измеряется в часах. 2. Сложностью: - низкая сложность – технические операции; - средняя сложность - логические операции; - высокая сложность – творческие операции. 3. Самостоятельностью – определяется через калькуляцию всех видов операций и составляющих конкретную функцию управления (КФУ). Лекция 5. Конкретные функции управления (КФУ). КФУ – важнейший элемент при построении структуры организации, т. к. от их набора (набора КФУ) зависит объем и структура системы управления. Малые предприятия имеют близкие по трудоемкости и сложности КФУ. Их можно поделить на 4 группы. 1. Базовый. 2. Отраслевой. 3. Групповой. 4. Специальный. Базовый набор: - управление производством - управление бухгалтерским учетом - управление техническим и социальным развитием - управление техническим и социальным обеспечением - управление техникой безопасности - управление трудом и заработной платой - управление персоналом - управление маркетингом - управление финансами - управление охранной безопасностью - стратегическое управление - управление представительской деятельностью. Отраслевой набор: - связан с отраслевой спецификой. Групповой набор: - зависит от правовых форм (АОО, ЗАО, ООО) и от вида организации. Специальный набор: - связан с реализацией специальных функций (внешнеэкономическая деятельность, благотворительность). Лекция 6. Процедуры и операции. Функции управления можно представить как набор типовых процедур (формулировка задания, сбор информации, разработка вариантов решений, утверждение решений, организация выполнения работы и сдачи работы заказчику). Процедура – это любая часть деятельности и объекты, связанные с ней, повторяющиеся при одинаковых внешних условиях. Процедура делится на операции. Операции – это деятельность по выполнению функций, которые можно рассматривать как элементы при построении алгоритма. Классификация операций по объекту деятельности с убывающей сложностью. |Документы |Люди |Метер. Объет | |1. синтезирование |консультирование |наладка и испытание | |2. координация и |Ведение переговоров |точная обработка | |согласование | | | |3. анализ |обучение |контроль процессов | |4. классификация |управление |управление движением | |5. расчеты |развлечения |установка и сборка | |6. копирование и |убеждение |обслуживание | |передача | | | |7. сопоставление |подача сигналов |транспортировка | | | |материалов | |8. прочее |обслуживание | | Лекция 7. Организационная система. Система управления. Стратегическое управление. Распределение функций. Организационная система – система, в составе которой находятся организации + система управления управленческой деятельностью. |Подсистемы | |Методология |Процессы упр-я |Стр-ура упр-я |Техника упр-я | |цели и задачи |коммуникация |функциональнаяст|компьютеры и | | | |руктура |оргтехника | |законы и принципы|технология |схема орг-ии |офисная мебель | | |управления |отношений | | |методы |разработка и |проф. структура |сети связи | | |принятие реш-ий |кадров | | | |инф-е обесп-е | |система док-ов | |характер управленческой |механизм управления | |деятельности | | Система управления – совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование организации. Система управления строится на базе типового функционального звена, которое проектируется на основе следующих принципов: 1. Принцип однозначности, то есть отражение единичной самостоятельной функции. 2. Принцип детерминированности, то есть принятие решения основано на 1 входе и 1 выходе. in out 3. Принцип стабильности, то есть изменение трудоемкости функции, в нормативных пределах, не должна отражаться на структуре связи типового звена с другими звеньями. 4. Принцип ограниченности, то есть сфера принятия решения в типовом функциональном звене имеет четкие границы. 5. Принцип согласованности, то есть типовое функциональное звено должно отвечать требованиям среды функционирования. 6. Принцип детализации, то есть типовое звено должно реализовывать одну функцию и иметь все процедуры, необходимые для ее реализации. 7. Принципы совершенствования, то есть должна быть заложена возможность снижения трудоемкости и повышения качества. Для малого предприятия функциональная схема управления на базе типового функционального звена имеет следующий вид: СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ УТ УТ УТ ПР ПР ПР СО СО СО УПРАВЛЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ ПЕРСОНАЛОМ МАРКЕТИНГОМ УТ УТ УТ ? ПО ОР Каждая общая функция управления составляет КФУ, включающая набор процедур: . подготовка решений (ПО); . согласование (СО); . принятие решений (ПР); . утверждение (УТ); . организация выполнения решений (ОР). Приоритет процедур определяет ответственность исполнителя. Возможны другие, отличные от табличного распределения функций, распределения функций и операций среди работников: 1. Работник выполняет 1 функцию. Количество и профессионализм работников определяется сложностью и трудоемкостью функции с одной стороны и номами рабочего времени с другой. 2. Работник выполняет несколько функций в течение периода. Количество труда определяется н только сложностью и трудоемкостью, но и совместимостью. По параметру совмести мости функции бывают: . Одинаковые, то есть реализуемые по одним и тем же правилам. . Однотипные, которые выполняются по разным правилам в одной сфере. . Разнотипные, по разным правилам и в разных сферах. Количество функций на одного работника: [pic] K1Фi – уровень сложности (1-3); K2Фi – коэффициент совместимости; Kip – уровень сложности (max); Ti – трудоемкость функции; Tn – нормативное время; n – число функций. Норма выполнения функции: |Норма сложности |1 |2 |3 | |Коэфф. совмест. |1 |2 |3 |1 |2 |3 |1 |2 |3 | |max кол-во ф-ий |24 |17 |12 |17 |12 |9 |12 |9 |6 | Лекция 8. Хозяйственные организации. Их эволюция. Хозяйственные организации – это организации, удовлетворяющие потребности человека и общества во внешней для организации среде. Товары Услуги Знания Информация Хозяйственные организации могут иметь следующие формы собственности: - государственную - муниципальную - общественную - арендную - частную - групповую - смешанные формы собственности. Хозяйственные организации разделяются на 4 группы: 1. Микро. 2. Малые. 3. Средние. 4. Крупные. К малому предприятию могут быть отнесены хозяйственные организации, удовлетворяющие следующим критериям: 1. Доля уставного капитала, принадлежащая его учредителям, не являющимся субъектами малого предприятия, не должна превышать 25% от уставного капитала. (Этот критерий позволяет отличить малые от дочерних.) 2. Предельное значение среднесписочной численности работников не должно превышать (среднесписочные – штатные сотрудники без совместителей и договорников): промышленность строительство транспорт 100 человек сельское хозяйство инновационная деятельность (научно-технические разработки) 60 человек наука научное обслуживание розничная торговля общественное питание бытовое обслуживание 30 человек оптовая торговля другие виды деятельности 50 человек. Эволюция хозяйственных организаций. |Параметр |Прошлое (начало |Современность |Будущее | | |века) | | | |Общая |Преимущественно |Большое |Развитие дочерних и | |характеристика |средние и крупные |количество |зависимых под | | |предприятия |крупных и |контролем холдингов | | | |гигантских | | | | |организаций | | |Характер |Не является |Является |Является основной | |управлен-ческог|производительной |производи-тельн|производи-тельной | |о труда |силой |ой силой |силой | |Основной метод |Организационно-рас|Экономический |Социально-психологич| |управления |порядительный | |еский | |Характер труда |Преобладание |Полу- и |Преобладание | | |ручного и |автоматизи-рова|творческого | | |механизирован-ного|нный труд |(ручного) труда на | | | | |беза ИСКИН | |Преиму- |Имущество |Коммерческие |Профессиональная | |щественные виды| |риски, |ответственность, | |страхования | |имущество |интеллектуальная | Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|