реферат, рефераты скачать
 

Теория организации


Теория организации

ИНСТИТУТ РЕКЛАМЫ, ТУРИЗМА И ШОУ-БИЗНЕСА

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

По курсу: «Теория организации».

Выполнила: студентка 3-го курса

Зорько А.А.

Проверил: __________________

__________________

Москва, 1999

Cодержание:

|Лекция 1. Организация как процесс и явление, формы организации, | |

|классификация организаций……………………………………………. |3 |

|Лекция 2. Общее понятие системы. Признаки, типы и свойства…… |5 |

|Лекция 3. Виды управленческих структур ……….………………… |6 |

|Лекция 4. Функции управления и их связь со структурой…………... |8 |

| | |

|Лекция 5. Конкретные функции управления (КФУ)…………………. |9 |

|Лекция 6. Процедуры и операции…………………...............…….. |10 |

|Лекция 7. Организационная система. Система | |

|управления. Стратегическое управление. Распределение |11 |

|функций………….…….. | |

|Лекция 8. Хозяйственные организации. Их эволюция. Формы…….. |13 |

|Лекция 9. Классификационные характеристики, формы | |

|хозяйственных организаций. Отношение к собственности…….……… |15 |

|Лекция 10. Субъекты и объекты организационной | |

|деятельности……………………………………………………….……… |17 |

|Лекция 11. Виды организационных работ, выполняемые различными | |

|субъектами управления (примеры)……………………………………… |18 |

|Лекция 12. Малое предпринимательство………………………………. |20 |

|Лекция 13. Документационное обеспечение организационной | |

|системы……………………………………………………………………. |22 |

|Лекция 14. Контроль исполнения документов………………………… |25 |

|Лекция 15. Служебные письма. ………………………..….……………. |27 |

|Приложение. Примеры оформления документов……………………... |27 |

Лекция 1. Организация как процесс и явление, формы организации,

классификация организаций.

Организация (процесс) Организация (явление)

- проектирование орг. процессов - правовые нормы

- закономерности орг. процессов - соц. структура орг-ий

- орг. культура, традиции орг. процессов - субъекты орг. деятельности,

т е. элементы орг-ий

В результате изучения теории организации менеджер должен получать

следующие знания и навыки:

. Применение методов научной организации труда и организации

проектирования, практическое использование навыков рационализации

управленческого труда.

. Владение методами прогнозирования развития социально-экономических

процессов в орг-ии и оценка их состояния в текущий момент времени.

4 формы организаций:

1. Юридическое лицо – зарегистрировано, имеет печать, расчетный счет в

банке.

2. Неюридическое лицо – подразделения организаций.

(не зарегистрировано)

3. Неюридическое лицо – предприниматель без орг-ии юридического лица.

(зарегистрировано)

4. Неформальная организация граждан.

Общие черты для всех форм организаций:

1. Наличие по крайней мере одного человека.

2. Наличие хотя бы одной общей цели, направленной на удовлетворение

потребностей и интересов человека или общества.

3. Получение прибавочного продукта в разных формах (материалы, духовная

форма, информация).

4. Преобразование ресурсов в ходе деятельности (финансы, потенциал

работников, оборудование, знания, информация).

Классификация организаций.

Цели классификации организаций:

1. Выявление сходных организаций по каким-то параметрам для выработки общих

методик их анализа и совершенствования.

2. Количественная классификация, количественный анализ (распределение

организаций разных типов). Необходима для создания инфраструктуры

(например, подготовка кадров).

3. Определение государственной, в том числе налоговой, политики по

отношению к организациям различных типов.

Основные признаки по которым классифицируются организации:

1. Правительственные и неправительственные.

2. Коммерческие и некоммерческие.

3. Бюджетные и внебюджетные.

4. Общественные и хозяйственные.

5. Формальные и неформальные.

6. По отраслевой принадлежности (промышленные, транспортные,

сельскохозяйственные, торговые и т. д.).

7. По самостоятельности принятия решения (головные, дочерние и зависимые).

8. По величине (по численности членов организации).

Правительственная орг-ия – статус ПО дается официальными формами власти.

(Например, властью федерального или местного уровня). На эти организации

распространяются различные привилегии, но и предъявляются жестокие

требования. (Привилегии – финансирование. Требования – гос. чиновники не

имеют права возглавлять коммерческие структуры, не имеют права использовать

привилегии в целях собственной выгоды либо личной выгоды сотрудников.)

Неправительственные орг-ии – орг-ии, которые не имеют статуса

правительственных.

Коммерческие орг-ии – организации, ставящие своей целью получение прибыли

в интересах учредителей или акционеров.

Некоммерческие орг-ии – ставят целью удовлетворение общественных

потребностей. Полученная прибыль идет на учредителям, а используется на

развитие орг-ии (прибыль не облагается налогами).

Бюджетные орг-ии – источником их финансирования является государственный

бюджет или бюджет государственного органа (освобождаются от многих налогов,

в том числе от НДС).

Небюджетные орг-ии – сами изыскивают источники финансирования.

Общественные орг-ии – удовлетворяют потребности своих членов. Отличаются

от некоммерческих тем, что менее масштабны (например, любая партия).

Хозяйственные орг-ии – удовлетворяют потребности отдельных индивидуумов и

общества путем хозяйственно-производительной деятельности.

Формальные орг-ии – это зарегистрированные в установленном порядке

общественные и хозяйственные организации.

Неформальные орг-ии – организации незарегистрированные в государственных

органах власти по каким-либо причинам.

Лекция 2. Общее понятие системы. Признаки, типы и свойства.

Общее понятие системы.

Система – это целое, собранное из частей и элементов для целенаправленной

деятельности.

Признаки системы:

1. Множество элементов.

2. Единство главной цели для всех элементов.

3. Наличие связи между элементами.

4. Целостность и единство элементов.

5. Структура и иерархичность.

6. Относительная самостоятельность.

7. Наличие функции управления.

Закрытая и открытая системы.

Закрытая система – система, которая минимально реагирует на воздействие

внешней среды и не обменивается с внешней средой продуктами своей

жизнедеятельности.

Открытая система – система, которая в процессе своей жизнедеятельности

обменивается с окружающей средой энергией, информацией и материей.

Биологические и социальные системы чаще всего открыты. Среди технических

преобладают закрытые.

вход выход вход

выход

открытая, но без закрытая

обратной связи

внешняя среда

одностороннее влияние

Большинство систем включают в себя подсистемы.

Подсистема – это набор элементов, выполняющих определенную функцию и

имеющих автономию в рамках систем.

Свойства систем:

1. Система стремится сохранить структуру и целостность (гомеостаз).

2. Система имеет потребность в управлении для обеспечения взаимодействия с

внешней средой. Управление решает задачу поддержки гомеостаза в

изменяющейся внешней среде.

3. Эмержентность. Система имеет свойства отсутствующих или отличных в ней

элементов.

Лекция 3. Виды управленческих структур.

Линейная структура. Обеспечивает высокий уровень управляемости.

Лекция 4. Функции управления и их связь со структурой.

Функции управления – совокупность действий однородных по некоторому

признаку, обеспечивающих достижение частной цели и направленных на

достижение общей цели управления.

Выделяют 3 группы функций:

1. Производственные.

2. Управление производством.

3. Управление управлением.

Производственные функции осуществляет производственный персонал

(специалисты): рабочие, техники, инженеры, конструкторы, технологи,

инспекторы, секретари, бухгалтеры, продавцы. Функции осуществляющиеся по

созданию и продаже товаров и услуг.

Управление производством осуществляют мастера участков, бригадиры,

руководители групп и проектов, т. е. Те, у которых в подчинении специалисты

(менеджеры).

Управление управлением осуществляют руководители, у которых в подчинении

находятся менеджеры, руководители, занимающиеся стратегическим управлением,

внешним представительством и консультационной деятельностью. Они направляют

деятельность менеджеров в соответствии с целью и миссией организации.

Распределение функций управления.

|Категории |Управление |Управление |Производство |

|работников |управлением |производством | |

|Руководители |+ | +? | -? |

|Менеджеры |- |+ | +? |

|Специалисты |- |- |+ |

Каждая функция управления отличается 3-мя параметрами:

1. Трудоемкостью, которая измеряется в часах.

2. Сложностью:

- низкая сложность – технические операции;

- средняя сложность - логические операции;

- высокая сложность – творческие операции.

3. Самостоятельностью – определяется через калькуляцию всех видов операций

и составляющих конкретную функцию управления (КФУ).

Лекция 5. Конкретные функции управления (КФУ).

КФУ – важнейший элемент при построении структуры организации, т. к. от их

набора (набора КФУ) зависит объем и структура системы управления.

Малые предприятия имеют близкие по трудоемкости и сложности КФУ. Их можно

поделить на 4 группы.

1. Базовый.

2. Отраслевой.

3. Групповой.

4. Специальный.

Базовый набор:

- управление производством

- управление бухгалтерским учетом

- управление техническим и социальным развитием

- управление техническим и социальным обеспечением

- управление техникой безопасности

- управление трудом и заработной платой

- управление персоналом

- управление маркетингом

- управление финансами

- управление охранной безопасностью

- стратегическое управление

- управление представительской деятельностью.

Отраслевой набор:

- связан с отраслевой спецификой.

Групповой набор:

- зависит от правовых форм (АОО, ЗАО, ООО) и от вида организации.

Специальный набор:

- связан с реализацией специальных функций (внешнеэкономическая

деятельность, благотворительность).

Лекция 6. Процедуры и операции.

Функции управления можно представить как набор типовых процедур

(формулировка задания, сбор информации, разработка вариантов решений,

утверждение решений, организация выполнения работы и сдачи работы

заказчику).

Процедура – это любая часть деятельности и объекты, связанные с ней,

повторяющиеся при одинаковых внешних условиях.

Процедура делится на операции.

Операции – это деятельность по выполнению функций, которые можно

рассматривать как элементы при построении алгоритма.

Классификация операций по объекту деятельности с убывающей

сложностью.

|Документы |Люди |Метер. Объет |

|1. синтезирование |консультирование |наладка и испытание |

|2. координация и |Ведение переговоров |точная обработка |

|согласование | | |

|3. анализ |обучение |контроль процессов |

|4. классификация |управление |управление движением |

|5. расчеты |развлечения |установка и сборка |

|6. копирование и |убеждение |обслуживание |

|передача | | |

|7. сопоставление |подача сигналов |транспортировка |

| | |материалов |

|8. прочее |обслуживание | |

Лекция 7. Организационная система. Система управления. Стратегическое

управление. Распределение функций.

Организационная система – система, в составе которой находятся

организации + система управления управленческой деятельностью.

|Подсистемы |

|Методология |Процессы упр-я |Стр-ура упр-я |Техника упр-я |

|цели и задачи |коммуникация |функциональнаяст|компьютеры и |

| | |руктура |оргтехника |

|законы и принципы|технология |схема орг-ии |офисная мебель |

| |управления |отношений | |

|методы |разработка и |проф. структура |сети связи |

| |принятие реш-ий |кадров | |

| |инф-е обесп-е | |система док-ов |

|характер управленческой |механизм управления |

|деятельности | |

Система управления – совокупность всех элементов, подсистем и

коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное

функционирование организации.

Система управления строится на базе типового функционального звена,

которое проектируется на основе следующих принципов:

1. Принцип однозначности, то есть отражение единичной самостоятельной

функции.

2. Принцип детерминированности, то есть принятие решения основано на 1

входе и 1 выходе.

in out

3. Принцип стабильности, то есть изменение трудоемкости функции, в

нормативных пределах, не должна отражаться на структуре связи типового

звена с другими звеньями.

4. Принцип ограниченности, то есть сфера принятия решения в типовом

функциональном звене имеет четкие границы.

5. Принцип согласованности, то есть типовое функциональное звено должно

отвечать требованиям среды функционирования.

6. Принцип детализации, то есть типовое звено должно реализовывать одну

функцию и иметь все процедуры, необходимые для ее реализации.

7. Принципы совершенствования, то есть должна быть заложена возможность

снижения трудоемкости и повышения качества.

Для малого предприятия функциональная схема управления на базе типового

функционального звена имеет следующий вид:

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

УТ УТ УТ

ПР ПР ПР

СО СО СО

УПРАВЛЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ

ПРОИЗВОДСТВОМ ПЕРСОНАЛОМ МАРКЕТИНГОМ

УТ

УТ УТ

? ПО

ОР

Каждая общая функция управления составляет КФУ, включающая набор

процедур:

. подготовка решений (ПО);

. согласование (СО);

. принятие решений (ПР);

. утверждение (УТ);

. организация выполнения решений (ОР).

Приоритет процедур определяет ответственность исполнителя.

Возможны другие, отличные от табличного распределения функций,

распределения функций и операций среди работников:

1. Работник выполняет 1 функцию. Количество и профессионализм работников

определяется сложностью и трудоемкостью функции с одной стороны и номами

рабочего времени с другой.

2. Работник выполняет несколько функций в течение периода. Количество труда

определяется н только сложностью и трудоемкостью, но и совместимостью.

По параметру совмести мости функции бывают:

. Одинаковые, то есть реализуемые по одним и тем же правилам.

. Однотипные, которые выполняются по разным правилам в одной сфере.

. Разнотипные, по разным правилам и в разных сферах.

Количество функций на одного работника:

[pic]

K1Фi – уровень сложности (1-3);

K2Фi – коэффициент совместимости;

Kip – уровень сложности (max);

Ti – трудоемкость функции;

Tn – нормативное время;

n – число функций.

Норма выполнения функции:

|Норма сложности |1 |2 |3 |

|Коэфф. совмест. |1 |2 |3 |1 |2 |3 |1 |2 |3 |

|max кол-во ф-ий |24 |17 |12 |17 |12 |9 |12 |9 |6 |

Лекция 8. Хозяйственные организации. Их эволюция.

Хозяйственные организации – это организации, удовлетворяющие потребности

человека и общества во внешней для организации среде.

Товары Услуги Знания Информация

Хозяйственные организации могут иметь следующие формы собственности:

- государственную

- муниципальную

- общественную

- арендную

- частную

- групповую

- смешанные формы собственности.

Хозяйственные организации разделяются на 4 группы:

1. Микро.

2. Малые.

3. Средние.

4. Крупные.

К малому предприятию могут быть отнесены хозяйственные организации,

удовлетворяющие следующим критериям:

1. Доля уставного капитала, принадлежащая его учредителям, не являющимся

субъектами малого предприятия, не должна превышать 25% от уставного

капитала. (Этот критерий позволяет отличить малые от дочерних.)

2. Предельное значение среднесписочной численности работников не должно

превышать (среднесписочные – штатные сотрудники без совместителей и

договорников):

промышленность

строительство

транспорт 100 человек

сельское хозяйство

инновационная деятельность

(научно-технические разработки) 60 человек

наука

научное обслуживание

розничная торговля

общественное питание

бытовое обслуживание 30 человек

оптовая торговля

другие виды деятельности 50 человек.

Эволюция хозяйственных организаций.

|Параметр |Прошлое (начало |Современность |Будущее |

| |века) | | |

|Общая |Преимущественно |Большое |Развитие дочерних и |

|характеристика |средние и крупные |количество |зависимых под |

| |предприятия |крупных и |контролем холдингов |

| | |гигантских | |

| | |организаций | |

|Характер |Не является |Является |Является основной |

|управлен-ческог|производительной |производи-тельн|производи-тельной |

|о труда |силой |ой силой |силой |

|Основной метод |Организационно-рас|Экономический |Социально-психологич|

|управления |порядительный | |еский |

|Характер труда |Преобладание |Полу- и |Преобладание |

| |ручного и |автоматизи-рова|творческого |

| |механизирован-ного|нный труд |(ручного) труда на |

| | | |беза ИСКИН |

|Преиму- |Имущество |Коммерческие |Профессиональная |

|щественные виды| |риски, |ответственность, |

|страхования | |имущество |интеллектуальная |

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.