реферат, рефераты скачать
 

Технология процесса принятия и реализации управленческих решений


Таким образом, поскольку в условиях современного менеджмента уже нельзя

считать, что цель, содержание и последствия управленческого решения

определяются только сферой деятельности того или иного подразделения,

традиционная функциональная структура организации часто противоречит

комплексному характеру управленческих проблем.

С точки зрения системного подхода и концепции принятия решений

организационные формы должны быть подчинены достижению поставленных целей и

процессу решения связанных с этим проблем, а организационную структуру

управления можно определить как форму распределения решений и в то же время

как совокупность органов, обеспечивающих их реализацию.

Построить аппарат управления как организационный механизм принятия решений

означает необходимость, во-первых, определить в нем местонахождение и сферу

ответственности центров принятия решений по всему кругу организационных

проблем и, во-вторых, наладить организационное взаимодействие на всех

этапах процесса разработки, принятия и реализации решений. Такой подход

позволяет учесть единство формальных и неформальных аспектов

организационных структур (формальная структура организации не может

полностью охватить процесс принятия решений по всем проблемам, особенно меж-

и многофункциональным, поэтому в ходе его реализации имеют место

постоянные неформальные изменения), а также отразить динамику

организационных структур. Это отнюдь не отвергает идею иерархически

упорядоченной структуры организации, не отрицает значения традиционного

выделения линейных и аппаратных подразделений, установления системы

подчиненности и т.п. Но в дополнение к этому необходимо четко определить,

где реализуются последовательные стадии процесса принятия решений по

основным видам возникающих в организации проблем. Основные отличия аппарата

управления, функционирующего как механизм принятия решений, от

«классических» структур управления представлены в ( рис. 2)

|Сравниваемая |Классическая |Механизм принятия |

|характеристика |организация |решения |

|Первичный элемент |Работа |Решение |

|Характер целей |Поддержание |Развитие, |

| |стабильности |нововведения |

|Взаимодействие со |Закрытая |Открытая |

|средой | | |

|Способность к |Жесткая |Гибкая |

|адаптации | | |

|Учет |Принятие |Анализ риска, |

|неопределенности в |детерминированных |неопределенности |

|процессе управления|решений | |

|Контроль и |Вертикальные |Горизонтальные |

|координация |связи, иерархия |связи |

Рис.2.Характеристики «классической» структуры и аппарата управления,

ориентированного на принятие решений

Итак, формирование аппарата управления как механизма принятия решений

требует реализации следующих основных положений:

- в структуре управления организацией выделяются центры принятия решений,

и ее декомпозиция на подразделения и элементы базируется на системе

решений, а не на комплексе работ;

- формируются механизм организационного взаимодействия, схемы

коммуникаций, отношения между членами организации на различных стадиях

процесса принятия решений;

-налаживаются организационные формы и механизм контроля и координации

выполнения решений.

Выделение в организационной структуре центров принятия решений — весьма

сложный вопрос. Он тесно связан с проблемой распределения полномочий и

ответственности, с одной стороны, и с задачей распределения ресурсов — с

другой. Формирование рациональной организационной структуры управления

прежде всего должно дать точный ответ на вопрос: на каком уровне будут

приниматься решения, направленные на реализацию тех или иных целей и

устранение возникающих отклонений. Структура управления отражает

одновременно два фактора: дифференциацию решений, обеспечивающих достижение

системы целей организации и распределение полномочий на принятие решений.

Иначе говоря, организационная структура должна отражать структуру

принимаемых в ней решений.

В достаточно крупных по масштабу организациях возникает, как известно,

необходимость в делегировании полномочий, т.е. в передаче части решений в

компетенцию менеджеров среднего или низшего звена. Если таким образом

передается значительная часть принимаемых решений, то можно говорить о

децентрализации управления. Централизация, так же как и децентрализация, не

представляет сама по себе, вне конкретных условий, положительной или

отрицательной характеристики системы управления, она всегда существует в

большей или меньшей степени. Однако построение рациональных организационных

форм требует нахождения определенного соотношения централизации и

децентрализации. Для этого необходимо прежде всего оценить степень

децентрализации в конкретной системе управления. Такая оценка может быть

дана на основе коэффициента децентрализации решений Кдец

Кдец = s/R,

где: г — число решений, принятых на нижних уровнях иерархии;

R — общее число решений, принятых в организации за тот же период.

Чем ближе данный коэффициент к 1, тем выше степень децентрализации.

Однако само по себе количество решений еще мало о чем говорит, поэтому

коэффициент децентрализации должен быть дополнен оценками важности решений,

принимаемых на нижних ступенях управления, и степенью самостоятельности

последних.

Важность решений можно количественно оценить по затратам, связанным с их

реализацией. Что касается степени самостоятельности, то ее можно оценить

качественно, основываясь на характере взаимоотношений с вышестоящими

уровнями.

Степень самостоятельности.

Характеристика.

Невысокая

Необходимость предварительного

согласования с высшим уровнем

Средняя

Высшая ступень иерархии должна

быть информирована о принятом

решении

Высокая

Самостоятельное принятие решений,

периодический контроль со стороны

вышестоящих органов

Использовав эту совокупность количественных и качественных показателей,

можно довольно объективно оценить уровень децентрализации в организационной

структуре управления.

Определяя в организации наиболее рациональный уровень принятия тех или

иных решений, необходимо принять во внимание следующие соображения.

Информационный аспект. На каком уровне иерархии существуют наиболее

благоприятные условия с точки зрения оперативности и качества решения? Этот

фактор требует предоставления полномочий тому уровню, который обладает

максимумом оперативной информации по данной проблеме. Вместе с тем

необходимо, чтобы решение не только принималось быстро, но и обладало

высоким качеством. А так как качество решения во многом определяется

качеством информации, использованной для его разработки, то это также

требует наделения полномочиями того уровня, который обладает наиболее

объективной, достоверной, не искаженной многочисленными передачами

информацией.

Экономический аспект. Означает необходимость учитывать:

• наличие необходимых для реализации решения ресурсов;

• материальную мотивацию работников соответствующих подразделений в

принятии и реализации оптимального (с точки зрения интересов организации в

целом) решения.

Социальный аспект. Современная организационная культура предполагает

участие работников организации в принятии решений и формирование

демократического стиля руководства.

Как видим, информационный и социальный аспекты принятия решений требуют

децентрализации процессов принятия решений, однако экономический фактор —

ресурсы, находящиеся, как правило, в распоряжении менеджеров высшего

уровня, может сделать это невозможным. Поэтому, формируя структуру

управления, необходимо не только четко определить в ней центры принятия

решений, но и наделить их соответствующими ресурсами, обеспечивающими

выполнение принимаемых решений. В этом случае вышестоящая ступень иерархии

распоряжается уже не всеми, а лишь определенными резервными ресурсами.

Кроме того, необходимо использование методов мотивации, побуждающих

работников каждого уровня управления стремиться к максимально

самостоятельному решению проблем, находящихся в их компетенции и наиболее

эффективному использованию ресурсов.

3.1. Методы моделирования и оптимизации решений

В процессе разрешения сложных проблем с целью усиления способности

менеджеров к принятию обоснованных и объективных решений могут применяться

различные научные методы их разработки и оптимизации, арсенал которых

принято делить на два основных класса:

• методы моделирования;

• методы экспертных оценок.

Методы моделирования (называемые также методами исследования операций)

базируются на использовании математических моделей для решения наиболее

часто встречающихся управленческих задач.

Разработка и оптимизация решения конкретной проблемы методами

моделирования — довольно сложная процедура, которая может быть представлена

последовательностью основных этапов:

• постановка задачи;

• определение критерия эффективности анализируемой операции;

• количественное измерение факторов, влияющих на исследуемую операцию;

• построение математической модели изучаемого объекта (операции);

• количественное решение модели и нахождение оптимального решения;

• проверка адекватности модели и найденного решения анализируемой

ситуации;

• корректировка и обновление модели. Количество всевозможных конкретных

моделей почти также велико, как и число проблем, для решения которых они

разработаны. Подробное их рассмотрение выходит за рамки настоящего учебника

и является предметом специальной учебной дисциплины, поэтому назовем лишь

наиболее распространенные типы моделей.

Модели теории игр. Большинство хозяйственных операций можно рассматривать

как действия, совершаемые в условиях противодействия. К противодействиям

следует относить такие, например, факторы, как авария, пожар, кража,

забастовка, нарушение договорных обязательств и т.п. Однако наиболее

массовым случаем противодействия является конкуренция. Поэтому одним из

важнейших условий, от которого зависит успех организации, является

конкурентоспособность. Очевидно, что возможность прогнозировать действия

конкурентов является существенным преимуществом для любой коммерческой

организации. Принимая решение, следует выбирать альтернативу, позволяющую

уменьшить степень противодействия, что в свою очередь снизит степень риска.

Такую возможность предоставляет менеджеру теория игр, математические модели

которой побуждают анализировать возможные альтернативы своих действий с

учетом возможных ответных действий конкурентов. Первоначально разработанные

для военно-стратегических целей, модели теории игр применяются и в бизнесе

для прогнозирования реакции конкурентов на принимаемые решения, например,

на изменение цен, выпуск новых товаров и услуг, выход на новые сегменты

рынка и т.п.

Так, принимая решение об изменении уровня цен на" свои товары,

руководство фирмы должно прогнозировать реакцию и возможные ответные

действия основных конкурентов. И, если с помощью модели теории игр будет

установлено, что, например, при повышении цены конкуренты не сделают того

же, организация, чтобы не попасть в невыгодное положение, должна отказаться

от этой альтернативы и поискать другое решение проблемы.

Следует однако отметить, что используются эти модели довольно редко, так

как они оказываются слишком упрощенными по сравнению с реальными

экономическими ситуациями, настолько изменчивыми, что полученные прогнозы

бывают не слишком достоверны.

Модели теории очередей. Модели теории очередей >,или оптимального

обслуживания) используются для нахождения оптимального числа каналов

обслуживания при определенном уровне потребности в них. К ситуациям, в

которых такие модели могут быть полезны, относятся, например, определение

количества телефонных линий, необходимых для ответов на звонки клиентов,

троллейбусов на маршруте, необходимых, чтобы на остановках не скапливались

большие очереди, или операционистов в банке, чтобы клиенты не ждали, пока

ими смогут заняться, и т.п. Проблема здесь заключается в том, что

дополнительные каналы обслуживания (больше телефонных линий, троллейбусов

или банковских служащих) требуют дополнительных ресурсов, а их загрузка

неравномерна (избыточная пропускная способность в одни периоды времени и

появление очередей в другие). Следовательно, нужно найти такое решение,

которое позволяет сбалансировать дополнительные расходы на расширение

каналов обслуживания и потери от их недостатка. Модели теории очередей как

раз и являются инструментом нахождения такого оптимального решения.

Модели управления запасами. Любая организация должна поддерживать

некоторый уровень запасов своих ресурсов, чтобы избежать простоев или

перерывов в технологических процессах и сбыте товаров или услуг. Для

производственной фирмы необходимы определенные запасы материалов,

комплектующих изделий, готовой продукции, для банка — денежной наличности,

для больницы — лекарств, инструментов и т.д. Поддержание высокого уровня

запасов повышает надежность функционирования организации и избавляет от

потерь, связанных с их нехваткой. С другой стороны, создание запасов

требует дополнительных издержек на хранение, складирование,

транспортировку, страхование и т.п. Кроме того, избыточные запасы связывают

оборотные средства и препятствуют прибыльному инвестированию капитала,

например, в ценные бумаги или банковские депозиты.

Модели управления запасами позволяют найти оптимальное решение, т.е. такой

уровень запаса, который минимизирует издержки на его создание и поддержание

при заданном уровне непрерывности производственных процессов.

Модели линейного программирования. Эти модели применяют для нахождения

оптимального решения в ситуации распределения дефицитных ресурсов при

наличии конкурирующих потребностей. Например, с помощью модели линейного

программирования управляющий производством может определить оптимальную

производственную программу, т.е. рассчитать, какое количество изделий

каждого наименования следует производить для получения наибольшей прибыли

при известных объемах материалов и деталей, фонде времени работы

оборудования и рентабельности каждого типа изделия.

Большая часть разработанных для практического применения оптимизационных

моделей сводится к задачам линейного программирования. Однако с учетом

характера анализируемых операций и сложившихся форм зависимости факторов

могут применяться и другие типы моделей: при нелинейных формах зависимости

результата операции от основных факторов — модели нелинейного

программирования; при необходимости включения в анализ фактора времени —

модели динамического программирования; при вероятностном влиянии факторов

на результат операции — модели математической статистики (корреляционно-

регрессионный анализ).

4.Сущность и виды ответственности руководителей

Полномочия и права, делегируемые руководителю, формируют круг проблем,

которые он должен решать, разрабатывая и реализуя УР. За эту работу

руководитель получает согласно договору материальное и моральное

вознаграждение. Полномочия и права немыслимы без обязанностей и

ответственности за выполненную работу. В словаре С. И. Ожегова имеются

следующие толкования ключевых понятий данной темы.

Обязанность — это круг действий, возложенных на кого-нибудь и

обязательных для выполнения. Выделяют служебные, общественные и всеобщие

воинские обязанности.

Ответственность — это необходимость, обязанность отдавать кому-либо отчет

в своих действиях, поступках. Ответственность может быть официальная и

личная (чувство ответственности как черта характера).

4.1Виды ответственности

Многообразие сфер деятельности компаний сформировало следующий типовой

набор видов ответственности: профессиональная, юридическая (в том числе

уголовная), социальная, экологическая, экономическая, этическая,

политическая, партийная, дисциплинарная, административная, материальная.

В качестве профессиональной ответственности могут применяться меры

юридической, дисциплинарной и экономической ответственности. В настоящее

время все большее распространение находит страхование экономических рисков

профессиональной ответственности. Например, страхование профессиональной

ответственности нотариуса, водителя автомобиля, аудитора.

Юридическая ответственность частично или полностью касается тех видов

ответственности, в которых закреплены регламенты, входящие в состав

государственных законов и норм государственного регулирования, например, в

Гражданский и Уголовный кодекс. Кодекс законов о труде (КЗОТ). Юридическая

ответственность реализуется в форме замечания, выполнения предписанных

действий, заключения под стражу, ареста.

Дисциплинарная ответственность за бездействие или ненадлежащее выполнение

задания реализуется в форме взыскания, замечания, выговора, перевода на

другую работу, увольнения.

Административная ответственность наступает за совершение

административного правонарушения, нарушения прав и свобод граждан. Базой

для реализации административной ответственности является административное и

гражданское право и другие регламенты.

Экономическая ответственность призвана компенсировать полный или

частичный ущерб от УР, нанесенный руководителем в материальной или денежной

форме.

Этическая ответственность наступает в случае нарушения руководителем

этических норм, представляющих собой систему общих ценностей и правил

этики, соблюдение которых обязательно для всех работников организации.

Этические нормы включают оценки смысла жизни, назначения человека,

содержания добра и зла, морального долга, нравственных принципов и идеалов

(благородство, вежливость, выдержка, гуманизм, доверие, единство слова и

дела, искренность, правдивость, принципиальность, самообладание,

скромность). Ответственность реализуется в форме изменения общественного

мнения о руководителе, вынесении ему общественного порицания, объявления о

его несоответствии должности по этическим соображениям. Примеров реализации

такой ответственности в мировой практике можно найти достаточно много.

Политическая ответственность наступает за неправильную или ненадлежащую

деятельность субъекта государственной власти и управления, а также

деятельность субъекта общественных группировок. Попытки привлечения к

политической ответственности конкретных политических деятелей

предпринимались в разных странах, в том числе в Чили, в СССР. Формами

реализации ответственности могут быть отставка, импичмент, перевыборы.

Партийная ответственность наступает за деятельность партийного

функционера, существенно расходящуюся с уставными документами и решениями

представляемой им политической организации. Ответственность реализуется в

форме осуждения, исключения из партии, вывода из руководящего состава

партии.

Материальная ответственность обычно применяется по отношению к компаниям с

ограниченной ответственностью. Так, в ст. 3 Федерального Закона «Об

обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. №14-ФЗ

записано, что общество несет ответственность по своим обязательствам всем

принадлежащим ему имуществом и не отвечает по обязательствам своих

участников.

Социальная и экологическая ответственность далее рассмотрены более

подробно.

Все эти виды ответственности можно классифицировать по:

• уровням ответственности (международный, государственный, уровень компании

и ее подразделений и уровень собственного Я (перед самим собой));

• времени ответственности (за прошлые, настоящие или будущие результаты уже

принятого решения). Например, ответственность руководителей фашистской

Германии за преступные решения в годы Второй мировой войны,

ответственность идеологов приватизации в РФ за решения, приведшие к

несправедливому разделу общенародной собственности;

• ущербу, вызванному ошибочными решениями (ответственность за существенный

ущерб и имеющая сроки давности; ущерб, ответственность по которому имеет

срок давности — обычно 3 или 5 лет, — и ущерб, ответственность по которому

не предусмотрена).

4.2 Социальная ответственность руководителя

Системный подход при формировании социальной ответственности базируется на

двух способах представления социальной действительности:

• многоуровневое вертикальное разделение социальных групп по доходу,

интересам, образованию;

• горизонтальное разделение по областям общественной жизни, в которых

принимаются УР: экономика, политика, нравственность, сферы искусства и др.

УР, принимаемое в каждой области, влияет на уровень жизни населения. Так,

политические, экономические и другие решения могут увеличить или уменьшить

число состоятельных и малообеспеченных граждан, граждан среднего достатка.

Сочетания вертикального и горизонтального разделения общественной жизни

позволяют строить серию матриц для оценки контроля социальной

ответственности при РУР. Каждая матрица фиксирует текущее состояние

благосостояния населения.

Социальная ответственность является свойством (чертой) характера личности

наряду с чуткостью, скромностью, смелостью, щедростью, настойчивостью,

гордостью и т.д. Ответственность личности — это черта характера,

приобретаемая в результате воспитания и учета моральных норм общества.

Развитие ответственности личности включает два этапа: овладение

практическими правилами и осознание правил. Первый этап состоит из четырех

последовательных стадий:

• следование правилам своего «Я» (унаследованным или ранее

приобретенным);

• включение приемлемых правил, принятых в ближайшем окружении людей

(производственном коллективе, неформальном объединении);• использование

преимущественно корпоративных правил;

• полное подчинение корпоративным правилам.

Второй этап включает три стадии:

• механистическое восприятие правил (так всегда было и будет);

• связывание правил с общественными, культурными, научными и другими

авторитетами страны или мира;

• связывание правил с конкретной общественно-политической и

нравственной обстановкой, понимание возможности их изменения, ликвидации

или возникновения новых.

Параметры социальной ответственности. Многосторонний характер деятельности

человека порождает различные виды ответственности: за техническое состояние

какого-либо объекта, за сохранность флоры и фауны на закрепленной

территории, за результаты деятельности подчиненных людей и т.д. (рис.3).

| | |Объекты |Человек, |

| | | |коллектив, |

|Социальная | | |общество |

|ответственност| | | |

|ь | | | |

| | |Характер |Перед кем, за |

| | | |кого, какая? |

| | |Объекты |Технические и |

| | | |биологические |

| | |Характер |Перед чем, за что,|

| | | |какая? |

Рис.3. Объекты и характер социальной ответственности

Социальная ответственность возникает при выполнении служебных, семейных,

гражданских, общественных и личных обязанностей. Она отражает склонность

личности придерживаться в своем поведении общепринятых в обществе

социальных норм и отвечать за результаты их исполнения. Примером может

служить «Клятва Гиппократа» — общепринятая норма социальной ответственности

для врачей перед пациентами. Социальная ответственность может быть

индивидуальной, групповой и общественной. Она неразрывно связана с

реализацией социальных инициатив в рамках принятых социальных целей (рис.4)

Рис.4. Элементы, сопутствующие социальной ответственности

К социальным целям компании относятся: достижение социальной

справедливости, охрана окружающей среды, создание положительной мотивации

труда, достойное пенсионное обеспечение, формирование условий для развития

личности.

Социальная ответственность постепенно охватывает руководителей и

подчиненных в процессе их деятельности. Так, создавая компанию, большинство

учредителей думает прежде всего о реализации своих собственных интересов.

Для этого они приобретают оборудование, нанимают персонал, находят

поставщиков сырья и потребителей своей продукции. Компания становится

частью местного, регионального или международного бизнеса. Многие

руководители новых компаний и сами не замечают, как их компания начинает

обрастать непроизводственными (институциональными) связями, или не придают

этому большого значения. Так, местные политические лидеры и функционеры

видят в работниках компании своих избирателей, служба занятости населения

надеется на компанию как на источник снижения безработицы,

благотворительные фонды рассчитывают на компанию как на потенциального

спонсора и т.д. Любую компанию можно представить в виде шишки на живой

сосне. Если эта шишка будет думать только о себе и не будет кормить вместе

с другими шишками, корнями и листвой все дерево, то может засохнуть сук или

сучок, на котором висит эта шишка, и она в конце концов упадет раньше

срока.

Осознание необходимой сопричастности компании с окружающей средой

является важнейшей составной частью профессионального управления. Эта

сопричастность трактуется в управленческой литературе как социальная

ответственность компании и руководителя. Социальная ответственность хорошо

представляется известным лозунгом: «Думай о себе и помни о России».

Социальная ответственность руководителя отражается в его решениях,

поставленных целях и их приоритетах, средствах и методах реализации

решений. Она реализуется в конкретных делах компании и руководителя,

направленных в первую очередь на помощь в создании приемлемого уровня

жизнеобеспечения своих работников, членов их семей и социально незащищенных

групп населения. Эта помощь может реализоваться в прямом или косвенном

виде. В прямом виде помощь может оказываться в форме бесплатных обедов;

продажи товаров по пониженным ценам; производства экологически чистой

продукции; установления квот на прием безработных, выпускников учебных

заведений, инвалидов и т.д. В косвенном виде — это благотворительные

взносы, поддержка социальных инициатив других компаний или государства и

т.п.

На практике иногда социальная ответственность вторична по отношению к

благосостоянию компании согласно девизу: «Сначала преуспевание, а потом

благотворительность».

Социальная ответственность компании явно или неявно отражается в ее

уставных документах. Особенно это проявляется в миссии и основных целях

компании. Если основная цель компании направлена на максимальное

удовлетворение потребностей и интересов персонала и клиентов, то это высшее

проявление социальной ответственности. Если же основной целью является

получение максимальной прибыли в интересах учредителей, то это означает

минимальную социальную ответственность компании. При этом руководители

компании будут сильно ограничены в попытках расширить свою социальную

ответственность.

Важными параметрами социальной ответственности являются широта, временной

интервал, придаваемое значение и вовлеченность персонала.

Широта определяет диапазон функций производства и управления, по которым

компания берет на себя социальную ответственность, например, техническую

безопасность, своевременную оплату труда, социальную справедливость и др.

Временной интервал — это период устойчивого внимания и конкретных

действий по соблюдению моральных норм во всем диапазоне заявленных функций

производства и управления компании. Временной интервал может быть

бессрочным и на заданный срок, например, на период выполнения определенного

задания.

Придаваемое значение — это важность социальной ответственности перед

технологическими целями компании. Для этого в приоритетном порядке

выделяются ресурсы для реализации важнейших социальных целей компании.

Например, для уменьшения профессиональных заболеваний руководство компании

решило закупить технологию, в которой не используется асбест в качестве

наполнителей для строительных блоков, при этом строительство нового

технологического корпуса решили «заморозить».

Вовлеченность персонала — уровень участия персонала компании в реализации

социальных целей. Существуют два основных варианта организации выполнения

социальных целей:

• путем формирования отдельных коллективов в составе компании;

• путем участия всего коллектива компании на общественных началах во

внеурочное время.

4.3 Взаимодействие социальной и юридической ответственности.

Процесс гармонизации общества и компании идет через реализацию

социальных инициатив и юридических требований. Обычно часть социальных

инициатив является предвестником юридических требований, другие социальные

инициативы признаются морально необходимыми, но не оформляются директивными

актами государственного или муниципального управления. Иногда закон

опережает появление социальных инициатив и тогда он предусматривает

юридическую и социальную (моральную) ответственность руководителя или

компании. Например, законодательные акты о предельных концентрациях вредных

выбросов в атмосферу или в водную среду регулируют технологию производства

и возлагают социальную ответственность руководителей перед населением.

Обычно социальная ответственность предусматривает более жесткие требования

на параметры концентраций вредных выбросов.

Вопросы юридической ответственности руководителей решает суд или

арбитраж, а социальная ответственность оценивается общественным мнением,

результаты которого могут быть более действенными, чем юридическая

ответственность.

Возложение на себя социальной ответственности может идти только

добровольно. Руководитель должен ясно видеть, какие преимущества и какие

трудности он будет ощущать. Вопросы активизации социальной ответственности

рассматривались многими учеными и практиками США и Японии. На основе

опубликованных материалов можно составить общую картину мотивов,

активизирующих социальную ответственность компании, специалистов или

руководителя:

• чувство долга, предвыборные обещания;

• желание принести больше пользы своим работникам, населению, прилегающей

территории;

• получение удовлетворения от видимых работниками и населением

результатов (самовыражение, самопроявление);

• избежание общественных порицаний и взысканий;

• повышение имиджа или карьерный рост;

выигрыш в споре или конкурсе;

• отвлечение от постоянных личных переживаний.

4.4 Основы экологической ответственности при РУР

Экологическая ответственность возникла из-за угрозы экологического

кризиса локального и стратегического характера. Экологический кризис —

критическое состояние окружающей среды, вызванное ее загрязнением и

хищническим отношением к природе.

Международное природоохранительное право сформировалось в 1900 г. с

подписания в Лондоне Конвенции об охране дикой природы Африки.

РФ на сегодняшний день принимает участие в четырех глобальных

Конференциях:

• О международной торговле видами дикой фауны и флоры;

• Об охране водно-болотных угодий;

• Об охране Всемирного природного и культурного наследия;

• О сохранении биологического разнообразия. РФ приняла следующие

международные обязательства об охране дикой природы:

• об охране белого медведя;

• конвенция об охране китов;

• антарктический договор.

В основу экологических инициатив положена Стратегия устойчивого развития

(СУР), разработанная в рамках ООН в 1992 г. и направленная на достижение

гармонии между людьми и между Обществом и Природой. Основное направление

СУР — достижение удовлетворения жизненных потребностей нынешнего поколения

без лишения такой возможности будущих поколений.

Концепция перехода РФ к устойчивому развитию утверждена Указом Президента

РФ № 440 от 1 апреля 1996 г. Задачи реализации СУР:

• обеспечить стабилизацию экологической ситуации;

• проводить экологизацию экономической деятельности;

• распространять экологически ориентированные методы управления;

• неукоснительно соблюдать пределы емкости экосистем (по загрязнению, по

соотношению элементов в атмосфере, в воде и в земле);

• внедрять экологически чистые и ресурсосберегающие технологии.

В рамках СУР разработаны принципы для РУР:

• хозяйственная деятельность не может быть оправдана, если выгода от нее

не превышает наносимого ущерба;

• ущерб окружающей среде должен быть на столь низком уровне, какой только

может быть достигнут с учетом экономических и социальных факторов.

Эффективность СУР оценивается показателями качества жизни:

продолжительность жизни человека, состояние его здоровья, отклонение

состояния окружающей среды от нормативов, уровень знаний или

образовательных навыков, доход, измеряемый валовым внутренним продуктом на

душу населения, объем отходов на душу населения, уровень занятости, степень

реализации прав человека.

-----------------------

Социальные инициативы

Социальные цели

Социальная ответственность

5 Выбор наилучшей альтернативы

1 Анализ ситуации

4 Разработка альтернатив

6 Согласование решений

3 Определение критериев выбора

7 Управление реализациеей

2 Идентификация проблемы

8 Контроль и оценка результатов

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.