реферат, рефераты скачать
 

Управление как искусство


кризисная ситуация, то у людей часто возникает ощущение обреченности,

бессилия, у них опускаются руки и парализуется воля. Иногда у человека

прочно вырабатывается известный "эффект буриданова осла", когда бесконечные

сомнения, нерешительность, неспособность сделать выбор приводят к самым

тяжелым психическим травмам. В этом случае крах неминуем. Здесь уместно

вспомнить притчу о двух лягушках, попавших в кувшин со сметаной. Одна из

них, считая положение безнадежным, прекратила борьбу и погибла. Другая

продолжала бороться до конца, она пыталась выпрыгнуть из кувшина, отчаянно

работала лапками, сбила из сметаны масло и в итоге смогла выбраться на

волю.

Искусство управления

на примере компании «Sony»

Далее, на конкретном примере я бы хотела рассмотреть применение

творческих способностей менеджера.

История феноменального успеха фирмы «Сони» наводит на определённые

мысли. Во-первых, «Сони» развивалась чрезвычайно быстро, но путь, который

она проделала, является стандартным путём. Во-вторых: технологические и

организационные нововведения сказываются на общем уровне хозяйства. В-

третьих: выявляется роль нововведений, как важного, практически

единственного средства, опираясь на которое маленькая компания может

превратиться в ведущую монополию. Лишь немногие оказались способными

целиком пройти этот путь. Было бы наивным полагать, что можно теоретически

разгадать все секреты успеха, «вычислить», почему он выпал на долю «Сони».

Но один составляющий элемент успеха буквально бросается в глаза – это

личный талант руководителя фирмы.

Акио Морита – не доктринёр. История «Сони» в его изложении

представляется цепью конкретных проблем, с которыми пришлось столкнуться

компании на отдельных этапах развития и путей выхода из трудностей,

найденных самим Моритой и его коллегами.

Ключевым для «Сони» является выбор крупных целей и постановка

амбициозных задач. С самого начала, руководители предприятия решили, что

главная цель – это качество. Подлинным открытием было управленческое:

постановка крупной, понятной всем, вплоть до рядового рабочего, цели.

«Управляющие должны определять цели и стремиться к их достижению, поощряя

рабочих превосходить самих себя»(2, с.233(. Это своего рода метод

управления, он сплачивал коллектив единомышленников.

Найти подход к потребителям, которые смотрят одни и те же

телевизоры, читают одни и те же газеты легко. Удовлетворить их трудно.

Поэтому с первых шагов "Сони" включилась в борьбу за деньги потребителей.

Использовались разнообразные средства, в том числе и почти театральные.

Создавая «карманный» радиоприёмник, фирма хотела, чтобы он помещался в

карман мужской рубашки. Когда это не получилось, «Сони» предпочла сшить

рубашки с большими карманами, но не признать поражение.

Компания следовала принципу: каждый новый продукт должен

представлять нечто ординарное. Это позволяло уверенно конкурировать с

именитыми фирмами. «Конкуренция изменила наше отношение к тому, как мы

работаем»(2, с.287(. Выпуская качественную продукцию, «Сони» оттачивала

конкурентоспособность для битв в международной торговле. Несмотря на

некоторые издержки конкуренции, А. Морита считал, что это главный фактор

развития промышленности и её технологии. В фирме складывалась атмосфера

всеобщей настроенности на решение центральной задачи, этот настрой –

огромная ценность.

Новое направление руководства фирмой обозначилось в

сокращении сроков выпуска продукции. Выпуск новых моделей сократился с двух

лет до полгода, а нередко и чаще. Компания не давала возможности копировать

свою продукцию другим фирмам, и тем самым завоёвывала рынок.

«Компания ничего не достигнет, если взвалит всю умственную

работу на руководство. В компании каждый должен вносить свой посильный

вклад, и вклад нижнего звена не должен ограничиваться только физическим

трудом»(2, с.214(. Высококвалифицированная рабочая сила в Японии

подтверждает своё значение в творческой деятельности. «Мы всегда требовали

от наших работников умения самостоятельно мыслить и в большей мере

добивались этого»(2, с.232(. Творческая деятельность работников фирмы

всячески поощрялась, для этого на предприятии создавались все условия.

Стиль управления: право младшего по должности не

соглашаться со старшим, интересы дела в фирме имеют высший приоритет.

Анализируя этот опыт, можно сконцентрировать внимание на технической

стороне достижений. Она бесспорна, но не является основной. В конце концов,

и транзисторный приёмник и телевизор, и видеомагнитофон изобретены не

«Сони». Компания лишь чрезвычайно удачно развила уже известные технические

идеи. Не главное здесь было и маркетинговое решение.

Понять, что все перечисленные товары нужны людям и поэтому их ждёт

блестящая рыночная судьба, безусловно, могли только талантливые люди.

Однако не всё так гладко в Японии. В 1961 г. в день 15

годовщины компании «Сони» состоялась крупнейшая забастовка. Левые

потребовали введение закрытого цеха, то есть приёма на работу только членов

профсоюза. А. Морита не пошёл на уступки, принял очень крутые меры. Он

демонстративно праздновал торжество по случаю основания компании, профсоюз

вынужден был отказаться от забастовки. В этом также проявился стиль

руководителя, как человека целеустремлённого и ради цели готового на всё.

«Я не хочу, чтобы создалось впечатление, что отношения между рабочими и

администрацией в Японии всегда хорошие. Забастовки происходят в Японии

почти каждый день, хотя, конечно, кратковременные и демонстранты выдвигают

свои требования. Но число дней, потерянных в результате трудовых конфликтов

теперь уменьшается»(2, с.154(.

Психологические приёмы

для выработки полезных бизнес - идей

Провокативный прием можно отнести к нестандартному мышлению. Это

действие направлено на выключение стереотипного мышления, используя

внезапный скачок в сторону при использовании обыденного, логического

мышления из А следует Б и далее В в соответствии с определенными правилами.

Используя провокацию, мы забываем о последовательности. И допускаем самые

неожиданные варианты развития событий. Суть метода можно передать следующей

фразой: "Возможно, нет причин говорить (делать) что-либо, пока это не было

сказано (сделано)". Используя провокацию, мы находим новую идею, и

появление данной идеи, даже если она нереальна, невыгодна, оправдывает

данную провокацию.

Большинство из нас сталкивалось в процессе ремонта с трудностями при

удалении старой краски со стены. В одной иностранной лакокрасочной компании

проводили мозговой штурм по данной проблеме. Один из сотрудников предложил

добавлять в краску порох, чтобы в последующем поджигать её и она полностью

сгорала бы, очищая стены. Это послужило провокационной начальной точкой для

новой краски. Порох в краску конечно не добавляли. А добавили определенное

химическое соединение, которое не влияло на основные качества краски. А

другое химическое соединение использовали для опрыскивания обработанных

данной краской поверхностей, после чего краска самостоятельно удалялась с

окрашенной поверхности.

Есть множество способов организовать провокацию, один из самых легких -

перевернуть ситуацию с ног на голову. Отдел одной из пищеперерабатывающих

компаний традиционно удалял при переработке из рыбы кости. В качестве

провокации было предложено сделать наоборот, отделять рыбу от костей.

Данная технология была разработана и доказала свою экономическую

эффективность.

Нужно добавлять творчество в реализацию данной стратегии. Например, в

ночном клубе мало клиентов. Провокативная идея следующая: Пусть посетители

сами развлекают посетителей. Возможная идея, полученная при развитии данной

провокации такова. Четыре раза за ночь среди посетителей, обладающих хоть

небольшими познаниями в музыке и технике проводят розыгрыши. Победитель на

2 часа становиться ди-джеем. За это с победителя, или с участников

розыгрыша можно брать дополнительную плату.

Заранее невозможно сказать, куда приведет провокация. Она дает лишь точку

отсчета и возникающие из нее идеи. И полученные идеи можно трансформировать

в практические возможности. В три стадии. На каждой из которых зададимся

вопросом.

1. Давайте осуществим провокацию.

2. Какие возможности и новые идеи следуют из данной провокации.

3. Как можно превратить полученную идею в практическую возможность.

В любой ситуации можно прибегнуть к провокации. Но помните - провокация

должна быть действительно провокативной. Самая распространенная ошибка -

снижение риска до минимума уже при поиске решения. В качестве провокации

предлагается удовлетворительное решение. А оно неспособно реализовать

большой рывок в сторону, способный порвать стереотипы, и мысли возвращаются

обратно, к обычным решениям. Используя такую легкую провокацию, человек

неспособен получить из нее стоящие идеи. Ведь при проблеме с возвратом

кредитов идея о более тщательной проверке кредитуемых явно не будет

провокативной. А вот идея о том, что надо не давать кредит, а покупать

организацию за те же деньги - явно тянет на провокацию.

«Обогащённый самоменеджмент»

В большинстве источников рассматривается метод овладения искусством

менеджмента, который называется кейс-метод (case-study method – метод

анализа конкретных ситуаций). Он заключается в изучении накопленного опыта,

образцов решения проблем. Следует выбрать из образцов лучший вариант и

применить его в других условиях, учитывая специфику.

Я бы хотела предложить другой метод, который получил название

«Обогащённый самоменеджмент».

В начале 90-х годов, когда в НГЛУ началось обучение студентов младших

курсов основам современного менеджмента, оказалось, что главная трудность

заключается в отсутствии у слушателей возможности приобрести практические

навыки управления. Была сделана попытка ввести в занятия по менеджменту

упражнения по самоменеджменту (технике личной работы), чтобы студенты могли

поучиться управлять собой и своим временем.

Самоменеджмент: методология и практика

Генезис самоменеджмента

В развитии самоменеджмента можно выделить три этапа:

первый – связан с опытом отдельных людей, которые методом проб и ошибок

проверяли эффективность различных приемов в технике личной работы.

Начавшись в древние времена, он продолжается и в наши дни в жизни каждого

человека. Даниил Гранин в повести “Эта странная жизнь” оставил нам яркий

пример “накопления личного опыта” героем книги биологом А.Любищевым;

второй – обязан разделению труда в этой области. Специализация,

являющаяся его следствием, привела к развитию таких способностей, как

тренировка памяти, рациональное чтение и т.д. Сегодня разделение труда в

самоменеджменте продолжает углубляться. Наряду со ставшими уже

традиционными разделами (деловой телефонный разговор и т.п.) предлагаются

такие разработки, как управление своими эмоциями, искусство слушать

собеседника и др. Несомненное влияние на этот этап развития самоменеджмента

оказал прогресс в технических и гуманитарных науках;

третий – обусловлен систематизацией знаний в технике личной работы. Он

заключается в определении необходимых отделов этой науки и построении из

них взаимосвязанного целого. Возможно, одной из первых работ такого рода

является книга признанного классика менеджмента Питера Друкера “Эффективный

управляющий”.

Обратим внимание на возможности третьего этапа, которые пока еще

недостаточно раскрыты.

“Обогащенный самоменеджмент”

Базируясь на системном подходе, следует выделить основные подсистемы,

которые могут раскрыть его главные функции. С учетом этого данная

(упрощенная) модель человека будет включать пять составляющих: физическую

(ЧФ), нравственную (ЧН), психологическую (ЧП), рациональную (ЧР) и

творческую (ЧТ).

Управление собой - это умение управлять каждой из пяти перечисленных

подсистем и их интегралом – личностью.

С точки зрения ситуационного подхода управлять собой можно по-разному,

применяя различные методы, или иначе системы управления. Выделим пять

систем самоменеджмента – саморегуляцию, анализ, адаптацию, рационализацию и

развитие личности.

Какой метод управления лучше? На этот вопрос современная теория

отвечает так: “Нет лучшей системы управления, все хороши применительно к

конкретной ситуации”.

Структуру предлагаемой концепции самоменеджмента удобно представить в

табличной форме, если по одной оси выделить названные подсистемы человека,

а по другой - системы управления. В приведенной ниже таблице даны пояснения

и примеры для одной из подсистем человека – “человека творческого” (ЧТ), а

также для личности в целом.

Апробация предложенной концепции самоменеджмента в течение ряда лет

проводилась в НГЛУ как для будущих педагогов, так и для студентов отделения

международного бизнеса, обучающихся по специальности “Менеджмент”. Она

показала, что самоменеджмент при использовании современных подходов

позволяет не только значительно продвинуться на пути овладения искусством

управления собой и своими действиями, но в определенной степени облегчает

усвоение основ теории. Это происходит благодаря тому, что базовые

методологические подходы предварительно изучаются на занятиях по

самоменеджменту, чем достигается практический синтез искусства и науки

управления, составляющих его сущность.

|Системы |Ч|Ч|Ч|Ч|ЧТ (пример) |ЛИЧНОСТЬ |

|управления |Ф|Н|Р|П| | |

|Саморегуляц|.|.|.|.|Свободные фантазии |Управление собой на |

|ия |.|.|.|.| |бессознательном уровне |

| |.|.|.|.| | |

|Анализ |.|.|.|.|Анализ своих |Постоянная оценка своих|

| |.|.|.|.|творческих |действий и способностей|

| |.|.|.|.|способностей | |

|Адаптация |.|.|.|.|“Может быть, вы не |Приспособление |

| |.|.|.|.|генератор идей, а | |

| |.|.|.|.|аналитик?” | |

|Рационализа|.|.|.|.|Преодоление |Улучшение своих |

|ция |.|.|.|.|психологической |действий |

| |.|.|.|.|инерции | |

|Развитие |.|.|.|.|Творческое |Сознательное изменение |

| |.|.|.|.|“превращение |себя |

| |.|.|.|.|опасностей в | |

| | | | | |возможности” | |

Раскрою подробнее содержание каждой темы.

Тема 1. Эволюция самоменеджмента. Три этапа развития. Первый

этап – накопление личного опыта. Второй – специализация в

самоменеджменте. Третий – построение систем самоменеджмента. Недостатки

чисто рационального подхода в самоменеджменте. Концепция “обогащенного

самоменеджмента”.

Тема 2. Системный подход в самоменеджменте. Моделирование человека.

Объект и предмет самоменеджмента. Краткий обзор известных моделей человека,

их достоинства и недостатки. Модель человека, облегчающая решение основных

проблем самоменеджмента. Подсистемы личности – человек рациональный,

человек нравственный, человек творческий, человек физический, человек

психологический. Расширенное толкование предмета самоменеджмента.

Тема 3. Научный метод. Применение методологии ситуационного подхода в

самоменеджменте. Наблюдение, анализ, синтез. Понятие о системе управления

человеком. Типы систем самоменеджмента: саморегуляция, анализ, адаптация,

рационализация, развитие личности. “Сетка самоменеджмента” – подсистемы

человека/системы управления.

Тема 4. Организационно-экономические законы и их применение в

самоменеджменте. Закон разделения труда, эффект масштаба, закон убывающей

отдачи, оценка альтернативных издержек и их применение в технике личной

работы. Определение “точки безубыточности” в самоменеджменте.

Тема 5. Управление рациональным компонентом. Процесс управления.

Планирование, организация, мотивация и контроль. Учет времени. Постановка

целей. Распорядок дня – “делегирование” в технике личной работы. Теория

мотивации и ее практическое применение для преодоления собственной лени.

Тема 6. Управление психологическим компонентом. Ограниченность

психологических ресурсов человека. Самоанализ, оценка своего характера.

Воспитание воли, управление своими эмоциями. Реальные возможности

формирования характера.

Тема 7. Управление творческой компонентой. Моделирование творческой

деятельности. Оценка творческих способностей. Техника избавления от

психологической инерции. Развитие творческих способностей. Эвристический

менеджмент и его применение в технике личной работы.

Тема 8. Специализация в самоменеджменте. Оптимизация ведения деловых

телефонных переговоров, тренировка памяти, рациональное чтение, умение

слушать и др. (по желанию преподавателя).

Тема 9. Стратегия творческой личности. Оценка внешней среды, выявление

своих сильных и слабых сторон. Выбор системы управления собой и своими

действиями. Практическое применение “сетки самоменеджмента” для разработки

стратегии личности.

Тема 10. Подведение итогов. Возможности использования “обогащенного

самоменеджмента” в развитии теории современного менеджмента: управление

изменениями на уровне личности руководителя.

Как показала 5-летняя апробация курса, студенты выполняют такую работу

с удовольствием, поскольку она касается каждого конкретного слушателя, дает

ему новые инструменты управления собой и своими действиями в разных сферах.

Заключение

Список используемой литературы:

1. А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд «Управление – это наука и

искусство». Издательство «Республика», М. 1992.

2. А. Морита «Сделано в Японии. История фирмы Сони». Издательская

группа «Прогресс», «Универс», М. 1983.

3. Н. Тичи, М. А. Деванна «Лидеры реорганизации». Издательство

«Экономика», М. 1990.

4. В. Г. Смирнова «Менеджмент как искусство». Журнал «Проблемы теории и

практики управления», №4, 1993.

5. В. И. Кнорринг «Искусство управления», интернет – издание.

6. В. И. Кнорринг «Теория, практика и искусство управления», интернет –

издание.

7. www.superidea.ru

8. www.ptpu.ru

9. www.ko.ru

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.